Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме
Краткий анализ иллюстрирования русских народных сказок на уроках ИЗО по программе В.С.Кузина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
illyustrirovanie_russkih_narodnyh_skazok_na_urokah_tematicheskogo_risovaniya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.
В программе по изобразительному искусству ( автор Владимир Сергеевич Кузин) значительная доля часов в начальной школе
отводится иллюстрированию русских народных сказок. Сказочная форма наиболее близка миропониманию ребенка и удобна для изучения основ изобразительного искусства, основ композиции.
Первое, чему должны научиться дети,- равновесию на листе.
Рисунок не слишком мелкий и не слишком крупный, не упирался в край, т.е. главному герою должно быть комфортно в условном
изобразительном пространстве. При формировании понятия равновесие словесное объяснение сопровождается иллюстрированием на доске. Задачу равновесия фигуры и фона нужно решать параллельно с задачей узнаваемости, т.е. главный герой должен быть узнаваем. Для наглядности используют зри-
тельный ряд: фотографии, иллюстрации или лепят фигуры из пластилина.
Второе – это знакомство с понятием художественного образа на примере однофигурной композиции («Лиса и заяц»). На уроках изо дети овладевают такими композиционными средствами, как линия, движение, цвет, детали ( волк – «колючая» линия, лиса – «плавная»).
Учащиеся прекрасно чувствуют, но не осознают перечисленные
композиционные средства. Поэтому учитель, как артист, должен использовать все возможное для того, чтобы дети усвоили теорию и смогли полученные знания воплотить в своей творческой работе.
Для раскрытия образа можно использовать не только характер линии, движение (пройти с высоко поднятой головой, грудь вперед или сжавшись, вобрав голову в плечи) героя, но и цвет, детали. Для
злого волка могут быть «устрашающие» цвета: красный в контрасте с зеленым, черный, холодный фиолетовый и «злые» детали: пистолет, нож и т.д. Для защитника петуха подходят теплые цвета: желтый, оранжевый и др. детали: сумочка через плечо (знак хозяйственности), коса (атрибут крестьянина, хозяина).
Итак, на литературном материале рус. народ. сказок уже в 1 кл. дети усваивают понятие равновесие, также используют следующие композиционные средства: линию, цвет, движение, позу, характерные детали.
Во втором классе начинается работа над двух фигурными композициями по сказкам: « Кот и лиса» , «Лиса и журавль». К задачам равновесия, узнаваемости, раскрытие образов героев добавляется выделение главного , передача взаимодействия героев и среды, масштабность изображаемых объектов.
Для улучшения качества детских работ целесообразно заранее пролепить композиции в пластилине. При лепке легче прочувствовать форму, осознать характер взаимодействия героев, решить пропорциональность и масштабность изображения, трехмерность.
В 3 кл. можно продолжить работу над двухфигурными композициями, но более подробно . Композиционные варианты ( первый вариант: две фигуры стоят близко к друг другу, поэтому образуют единое целое, как правило, на среднем плане; второй вариант: на первом плане дается неполностью со спины или в профиль один из героев, в то время как другой находится на среднем плане и является композиционным центром ) разбираются учителем в процессе рисования схем на доске. Обращается внимание на средства передачи глубины пространства: загораживание, уменьшение размеров, различное расположение относительно кромки листа.
Таким образом, уже в 4 кл. можно перейти и к многофигурным композициям, где изображено три и более персонажей. Здесь особое внимание обращается на ритм фигур и пространственные промежутки между ними.
Рассмотрим русскую народную сказку «Маша и медведь».Вся работа над ней строится в несколько этапов.
- Сказка читается вслух с выразительными интонациями, подражанием голосам героев, показам книжных иллюстраций. Здесь же дети рисуют игрушечного медведя. Многие из учеников не знают с чего начать рисунок. В таком случае можно провести поэтапную работу параллельно с показом на доске подчеркнуть, что медведь сказочный, поэтому может ходить на задних лапах и разговаривать. Главное, чтобы персонаж был узнаваемым.
- На втором этапе дети знакомятся с особенностями русского национального костюма: рубаха, сарафан, лапти, онучи, платок.
- Следующий этап – дом медведя. Учитель рассказывает об избе, которая строилась из бревен, скрепленных в венец. Сначала складывались стены, а окна и двери прорубались позже. Можно выполнить работу красками без предварительного линейного построения большой кистью, проводя горизонтальные линии. Более темным тоном наметить окна и дверь. Покрытие кровли шло сверху вниз и заканчивалось дальше стен, соответственно этому мазки краски должны наноситься сверху вниз. На крыше дети с удовольствием рисуют трубу, из которой идет дым.
- Один из этапов работы включает в себя лепку ( на уроках труда работа с пластилином).
- Наконец дети приступают к иллюстрированию сказки: выбирают сюжет; решают вертикально или горизонтально расположить лист; наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш; проверить равновесие композиции (1 урок).
- На втором уроке начинается работа цветом. Во время урока учитель индивидуально работает с уч – ся и , если надо помогает советами ( фон иллюстрации дети изображают сам – но ).
- Выставка работ.
Каждый учитель стремится развивать у ребенка на уроках изо художественно-образное мышление, воображение, фантазию. Выигрышное, с этой точки зрения, задание – иллюстрирование сказки.
Но какие бы темы и задачи ни ставил перед уч-ся учитель, он не должен забывать о главном композиционном законе – законе цельности и о том, что без его помощи – без его эмоций, мыслей, графических и др. подсказок, без его критической и в тоже время доброжелательной – детям вряд ли удастся справиться с материалом.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие
Путешествие в страну русских народных сказок сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...
Урок-праздник читательских удовольствий во 2 классе " Виды русских народных сказок"
Конспект урока по литературному чтению "Виды народных сказок" был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок в 2003-2004 учебном году.Представлен особый тип урока: урок-праз...
Конспект урока литературного чтения по теме: Собиратели русских народных сказок
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока: Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.Цель урока: сформировать представление о народной сказке её особенностях и видах; поз...
Урок чтения 2 класс . Тема . Виды русских народных сказок
Данный материал раскрывает возможности знакомства с видами русских народных сказок на уроке чтения....
Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» 1 класс
Конструкт урока в соответствии с ФГОС...
Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».
Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения, логического мышления, внимания, общей моторики....
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
middot; организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видом книжной графики – иллюстрацией; изучению средств выразительности, используемых в творчестве художников...