Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Яруллина Динара Исхаковна

Краткий анализ иллюстрирования русских народных сказок на уроках ИЗО по программе В.С.Кузина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иллюстрирование русских народных сказок на уроках тематического рисования.

 В программе по изобразительному искусству ( автор Владимир Сергеевич Кузин) значительная доля часов в начальной школе

отводится иллюстрированию русских народных сказок. Сказочная форма наиболее близка миропониманию ребенка и удобна для изучения основ изобразительного искусства, основ композиции.

    Первое, чему должны научиться дети,- равновесию на листе.

Рисунок не слишком мелкий и не слишком крупный, не упирался в край, т.е. главному герою должно быть комфортно в условном

изобразительном пространстве. При формировании понятия равновесие словесное объяснение сопровождается иллюстрированием на доске. Задачу равновесия фигуры и фона нужно решать параллельно с задачей узнаваемости, т.е. главный герой должен быть узнаваем. Для наглядности используют зри-

тельный ряд: фотографии, иллюстрации или лепят фигуры из пластилина.

   Второе – это знакомство с понятием художественного образа на примере однофигурной композиции («Лиса и заяц»). На уроках изо дети овладевают такими композиционными средствами, как линия, движение, цвет, детали ( волк – «колючая» линия, лиса – «плавная»).

     Учащиеся прекрасно чувствуют, но не осознают перечисленные

композиционные средства. Поэтому учитель, как артист, должен использовать все возможное для того, чтобы дети усвоили теорию и смогли полученные знания воплотить в своей творческой работе.

    Для  раскрытия образа можно использовать не только характер линии, движение (пройти с высоко поднятой головой, грудь вперед или сжавшись, вобрав голову в плечи) героя, но и цвет, детали. Для

 злого волка могут быть «устрашающие» цвета: красный в контрасте с зеленым, черный, холодный фиолетовый и «злые» детали: пистолет, нож и т.д. Для защитника петуха подходят теплые цвета: желтый, оранжевый и др. детали: сумочка через плечо (знак хозяйственности), коса (атрибут крестьянина, хозяина).

   Итак, на литературном материале рус. народ. сказок уже в 1 кл. дети усваивают понятие равновесие, также используют следующие композиционные средства: линию, цвет, движение, позу, характерные детали.

    Во втором классе начинается работа над двух фигурными композициями по сказкам: « Кот и лиса» , «Лиса и журавль». К задачам равновесия, узнаваемости, раскрытие образов героев добавляется выделение главного , передача взаимодействия героев и среды, масштабность изображаемых объектов.

     Для улучшения качества детских работ целесообразно заранее пролепить композиции в пластилине. При лепке легче прочувствовать форму, осознать характер взаимодействия героев, решить пропорциональность и масштабность изображения,  трехмерность.

     В 3 кл. можно продолжить работу над двухфигурными композициями, но более подробно . Композиционные варианты ( первый вариант: две фигуры стоят близко к друг другу, поэтому образуют единое целое, как правило, на среднем плане; второй вариант: на первом плане дается неполностью со спины или в профиль один из героев, в то время как другой находится на среднем плане и является композиционным центром ) разбираются учителем в процессе рисования схем на доске. Обращается внимание на средства передачи глубины пространства: загораживание, уменьшение размеров, различное расположение относительно кромки листа.

   Таким образом, уже в 4 кл. можно перейти и к многофигурным композициям, где изображено три и более персонажей. Здесь особое внимание обращается на ритм фигур и пространственные промежутки между ними.

    Рассмотрим русскую народную сказку «Маша и медведь».Вся работа над ней строится в несколько этапов.

  1. Сказка читается вслух с выразительными интонациями, подражанием голосам героев, показам книжных иллюстраций. Здесь же дети рисуют игрушечного медведя. Многие из учеников не знают с чего начать рисунок. В таком случае можно провести поэтапную работу параллельно с показом на доске подчеркнуть, что медведь сказочный, поэтому может ходить на задних лапах и разговаривать. Главное, чтобы персонаж был узнаваемым.
  2. На втором этапе дети знакомятся с особенностями русского национального костюма: рубаха, сарафан, лапти, онучи, платок.
  3. Следующий этап – дом медведя. Учитель рассказывает об избе, которая строилась из бревен, скрепленных в венец. Сначала складывались стены, а окна и двери прорубались позже. Можно выполнить работу красками без предварительного линейного построения большой кистью, проводя горизонтальные линии. Более темным тоном наметить окна и дверь. Покрытие кровли шло сверху вниз и заканчивалось дальше стен, соответственно этому мазки краски должны наноситься сверху вниз. На крыше дети с удовольствием рисуют трубу, из которой идет дым.
  4. Один из этапов работы включает в себя лепку ( на уроках труда работа с пластилином).
  5. Наконец дети приступают к иллюстрированию сказки: выбирают сюжет; решают вертикально или горизонтально расположить лист; наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш; проверить равновесие композиции (1 урок).
  6. На втором уроке начинается работа цветом. Во время урока учитель индивидуально работает с уч – ся и , если надо помогает советами ( фон иллюстрации дети изображают сам – но ).
  7. Выставка работ.

 

    Каждый учитель стремится развивать у ребенка на уроках изо художественно-образное мышление, воображение, фантазию. Выигрышное, с этой точки зрения, задание – иллюстрирование сказки.  

   

       Но какие бы темы и задачи ни ставил перед уч-ся учитель, он не должен забывать о главном композиционном законе – законе цельности и о том, что без его помощи – без его эмоций, мыслей, графических и др. подсказок, без его критической и в тоже время доброжелательной – детям вряд ли удастся справиться с материалом.

    .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК СКАЗОК" внеклассное мероприятие

Путешествие в страну русских народных сказок  сказок Ведущий. Дорогие ребята, добрый день! Мы приглашаем вас совершить путешествие в необычную страну. А в...

Урок-праздник читательских удовольствий во 2 классе " Виды русских народных сказок"

Конспект урока по литературному чтению "Виды народных сказок" был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок в 2003-2004 учебном году.Представлен особый тип урока: урок-праз...

Конспект урока литературного чтения по теме: Собиратели русских народных сказок

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Тема урока: Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.Цель урока: сформировать представление о народной сказке её особенностях и видах; поз...

Урок чтения 2 класс . Тема . Виды русских народных сказок

Данный материал раскрывает возможности  знакомства с видами русских народных сказок на уроке чтения....

Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» 1 класс

Конструкт урока в соответствии с ФГОС...

Викторина на знание русских народных сказок: «Путешествие в страну русских народных сказок».

Викторина проводится с целью закрепления знаний детей о русских народных сказках. Решаются задачи по коррекции связной речи, развитию воображения,  логического мышления, внимания, общей моторики....

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»

middot;     организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видом книжной графики – иллюстрацией; изучению средств выразительности, используемых в творчестве художников...