Изобразительное искусство 4 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО», 4 КЛАСС.
Пояснительная записка.
Программа по изобразительному искусству(УМК «Планета Знаний») составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе, обеспечена учебником Н. М. Сокольниковой «Изобразительное искусство» и рабочей тетрадью к нему.
Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
— приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
— освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
— воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
— сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
— ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
— сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
— сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной вырази тельности произведений искусства;
— обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
— обучить основам народного и декоративно прикладного искусства;
— обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
— развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
— обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
— обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные пред ставления, изобразительные способности;
— развить эмоционально эстетическую и нравственную сферы личности.
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.
Художественно творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.
Изучение народного искусства учащимися включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).
Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей,ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.
Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления ха рактерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.
Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела, как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются бионические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.
Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно пространственных композиций (архитектурное макетирование).
Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников (двое создают вместе одно изображение; 4–5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.
Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства. Арт-терапия понимается как профилактика и коррекция негативных психологических состояний с помощью искусства. Она развивает эмоционально чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний. На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др.
В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью.
Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так и в процессе художественного творчества учащихся. В процессе изобразительной деятельности учащиеся учатся осознанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваться выразительности и образности рисунков.
Раздел «Мир изобразительного искусства» знакомит учащихся с основными правилами, приёмами и средствами композиции, с методами работы над ней. Дети узнают о важной роли ритма и цвета в композиции, учатся выделять сюжетно-композиционный центр, добиваться цельности композиции, уравновешивать её части.
Раздел программы «Мир народного искусства» знакомит учащихся с ведущими традиционными народными художественными промыслами. Дети осваивают основные принципы народного искусства — повтор, вариацию и импровизацию. Изучаются традиционные народные промыслы. Особое внимание обращается на изучение многообразия народной глиняной и деревянной игрушки и способов её изготовления, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства. Школьники продолжают изучение традиционных народных художественных промыслов, с которыми они познакомились в 1–2 классах, и знакомятся с новыми — лаковой миниатюрой (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй), вологодскими кружевами, павловопосадскими платками, скопинской керамикой, богородской резьбой и др. Учащиеся знакомятся с традициями изготовления тульских пряников и самоваров, касинского литья и пр.
В разделе программы «Мир народного и декоративного искусства» дети изучают традиционные знаки и символы орнаментов, композиционные схемы размещения орнаментов — ленточный, замкнутый (квадрат, прямоугольник, круг), основные виды орнамента по характеру мотивов (геометрический, растительный). Учащиеся на доступном уровне осваивают такие техники, как витраж, мозаика, гобелен, лоскутное шитьё и др.; различные способы декорирования поверхности (печать разнообразными материалами, монотипия, набрызг, коллаж, орнаментирование и др.), особенности размещения декора на различных формах.
Раздел программы «Мир архитектуры и дизайна» пред полагает работу с чертежами, эскизами, графическими знаками, овладение приёмами комбинаторики и эвристики, элементарное проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля. Особое внимание обращается на изучение основ цветоведения: свойств цвета и осознании его прикладных возможностей в формировании предметной среды. В процессе изучения основ архитектуры и дизайна младшие школьники осваивают особенности формообразования.
В инвариантной (основной) части программы все задания носят или относительно длительный характер (1–2 ч) или кратковременный, быстрый — упражнения, наброски и за рисовки (5–15 мин).
Наряду с уроком как основной формой организации учебного процесса рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям.
Кроме этого, для успешного прохождения программы важно реализовывать межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Мир изобразительного искусства(16 ч)
«Путешествие в мир искусства»: знакомство с необычными художественными музеями.
«Виды и жанры изобразительного искусства»: Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.
Мир декоративного искусства (9 ч)
Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.
Мир народного искусства (8 ч)
Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.
Основные задачи обучения и развития:
— продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.;
— продолжение освоения живописных приёмов (по сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.) и способов применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);
— продолжение освоения правильной передачи пропорциональных соотношений фигуры человека и животных;
— продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (изучение основ линейной и воздушной перспективы);
— изучение основ светотени;
— продолжение освоения цветоведения, изучение и составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов;
— формирование умения передавать движение в композиции;
— продолжение формирования умения точно передавать в тематической композиции, иллюстрации сюжет, создавать выразительные образы;
— развитие умения выбирать формат композиции в зависимости от замысла, выделять один или несколько ком
позиционных центров;
— продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (Федоскино, Палех, Мстёра, Касли, Вологда);
— знакомство с традиционными орнаментами и костюмами народов России;
— продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе растительных и животных форм.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник.
Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь.
Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство».
Н. М. Сокольникова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
4 класс
33 ч (1 ч в неделю)
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | |||||||
№ п/п | Дата урока | Тема урока, страницы учебника | Решаемые проблемы (цели) | Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1-я четверть (8 ч) | |||||||
Виды и жанры изобразительного искусства. (8 ч) | |||||||
1 | 07.09 | Необычные музеи. с. 4 — 5 | Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Знакомство с необычными музеями нашей страны. | Музей. Жанры изобразительного искусства. | Принимать участие в беседе о художественных музеях как хранилищах коллекций национальной культуры. Анализировать приёмы изображения на полотнах мастеров. Использовать в речи ключевые слова: натюрморт, жанр, колорит, светотень. | Ориентироваться в учебнике. Выражать собственное отношение к искусству как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей, чувств человека. | |
2 | 14.09 | Анималистический жанр. Школа графики. «Портрет кота» с. 8—13 | Знакомство с анималистическим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Ознакомление с выдающимися произведениями отечественных и зарубежных художников. | Анималистический жанр. Портрет. Графика. | Ознакомиться с выдающимися произведениями анималистического жанра. Сравнивать изображение одного животного у разных художников. Решать творческую задачу: нарисовать портрет кота. | Анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа. Работать с текстом и иллюстрациями. | |
3 | 21.09 | Школа живописи. «Храбрый лев». с. 14 — 15 | Продолжение ознакомления с анималистическим жанром. Обучение рисованию льва. Создание образа храброго льва. Совершенствование живописной техники(гуашь). | Анималистический жанр. Образ. Живописная техника. | Рисовать контур животного, прорабатывать морду, лапы, хвост и детали. Соблюдать пропорции фигуры льва и ее частей. Выполнить цветовое решение рисунка. | Осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль по результатам художественно-творческой работы. Вносить необходимые коррективы в ходе работы. | |
4 | 28.09 | Исторический жанр. Школа живописи и графики «Храбрые воины». с. 16—17 | Ознакомление с историческим жанром. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Знакомство с выдающимися произведениями отечественных и зарубежных художниках. | Исторический жанр. Образ. Живописная техника. | Знакомиться с выдающимися произведениями исторического жанра. Решать творческую задачу: выбрать и передать с помощью художественных средств образ храброго воина. | Выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к героизму защитников Отечества. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. | |
5 | 05.10 | Батальный жанр. Школа живописи и графики «Богатырское сражение». с. 18—21 | Ознакомление с батальным жанром изобразительного искусства. Обучение рисованию многофигурной композиции, передаче движения. Знакомство с музеем оружия в г. Туле. | Батальный жанр. Образ. Живописная техника. | Ознакомиться с выдающимися произведениями художников-баталистов. Анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания образа. Рисовать эпизод сражения или битвы. | Уважение традиций мастерства оружейников. Понимать героизм и нравственную красоту подвигов защитников Отечества. Определять критерии оценки работ, анализировать, оценивать результаты художественно-творческой работы по выбранным критериям. | |
6 | 12.10 | Бытовой жанр. Школа живописи «Семейное чаепитие». с. 22 — 23 | Ознакомление с бытовым жанром. Знакомство с выдающимися произведениями отечественных и зарубежных художниках. | Бытовой жанр. Образ. Живописная техника. | Знакомиться с выдающимися произведениями художников. Участвовать в беседе по картинам. Решать творческую задачу: выбрать сюжет и продумать и выполнить композицию. | Развитие художественного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы. Выражать собственное отношение к классическому и современному искусству. | |
7 | 19.10 | Портрет. Школа графики «Фигура человека». с. 24—29 | Знакомство с пропорциями фигуры человека. | Портрет. Графика. Пропорции фигуры человека. | Знать отличие пропорций ребенка от пропорций взрослого. Решать творческую задачу: наметить пропорции фигуры человека и схему его движения. | Исследовать особенности композиции при передаче движения. Иметь представление об особенностях картин Шагала, Малевича и др. | |
8 | 26.10 | Портрет. Эмоции на лице. Школа графики «Рисуем автопортрет». с. 30—31 | Продолжение знакомства с портретом как жанром изобразительного искусства. Сравнение предметов по высоте, ширине, объему. Знакомство с пропорциями лица человека, мимикой. Передача на рисунке разных эмоций. Знакомство с рисованием автопортрета, композицией автопортрета. | Портрет, автопортрет. Пропорции лица, мимика, эмоции. | Принимать участие в беседе о произведениях портретного жанра как части национальной культуры. Познакомиться с пропорциями лица: линия волос, глаз, основания носа, расстояние между глазами и др. Научиться передавать графически эмоции. Знать, что такое автопортрет, основы композиции портрета. | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Выделять главную информацию о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры. | |
2-я четверть (8 ч) | |||||||
Виды и жанры изобразительного искусства. (продолжение)(8 ч) | |||||||
1(9) | 09.11 | Натюрморт. Перспектива. Школа живописи и графики «Две книги». с. 36—38 | Освоение способов построения перспективных сокращений предметов во фронтальной и угловой перспективе. | Натюрморт. Фронтальная и угловая, линейная перспектива. | Изучить способы изображения книги во фронтальной и угловой перспективе. Изображать глубину пространства на плоскости с помощью линейной перспективы. Рисовать натюрморт с двумя книгами. | Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. | |
2(10) | 16.11 | Пейзаж. Линия горизонта. Школа живописи. «Рассвет». «Лунная ночь». с. 32—35, 39 | Обучение умению передавать пространство на плоскости с помощью линейной и воздушной перспективы. Передавать различные природные явления с помощью цвета. | Пейзаж. Линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. | Изображать глубину пространства на плоскости с помощью линейной и воздушной перспективы. Решать творческую задачу: рисовать композицию по выбору. | Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние, понимать разницу в изображении природы в разное время суток. | |
3(11) | 23.11 | Книжная графика. Иллюстрирование басни И.А. Крылова. с. 40—43 | Знакомство с книжной графикой как видом искусства. Обучение умению анализировать средства художественной выразительности. Развитие умения образно характеризовать персонажей. Научить передавать содержание басни в иллюстрациях. | Книжная графика. Средства выразительности: линия, штрих, тон, пятно. Персонаж. | Принимать участие в беседе о художниках книг, видах иллюстрации. Решать творческую задачу: выбрать сюжет из басни, продумать композицию рисунка, выполнить цветовое решение иллюстрации. Участвовать в выставке. | Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношение к книжной графике как искусству. | |
4(12) | 30.11 | Искусство каллиграфии. «Чудо-звери». с. 44—47 | Знакомство с каллиграфией. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы. Обучение декорированию зверей. | Каллиграфия. Каллиграфические знаки. | Знакомиться с каллиграфией как видом искусства, с выдающимися произведениями каллиграфии. Декорировать с помощью каллиграфических знаков зверька. | Выделять главную информацию из текста о классическом и современном искусстве. Вести беседу, используя текст учебника и изображения. | |
5(13) | 07.12 | Компьютерная графика. Коллаж «Птичка» с. 48—51 | Ознакомление с компьютерной графикой как видом искусства. Изучение инструментов и возможностей программы Adobe PhotoShop. | Компьютерная графика. Программа Adobe PhotoShop. | Знакомиться с компьютерной графикой как видом искусства. Изучить последовательность выполнения коллажа, выполнить творческую работу: коллаж «Птичка» | Выражать собственное эмоциональное отношение к компьютерной графике как способу познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира. | |
6(14) | 14.12 | Школа компьютерной графики. «Мишка». с. 52—53 | Обучение рисованию в программе PhotoShop. Развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы учащихся. | Компьютерная графика. Программа Adobe PhotoShop. | Изучить по учебнику порядок работы. Выполнить на компьютере контурный рисунок «Мишка». Распечатать рисунок на принтере, раскрасить. | Ориентироваться в учебнике. Высказывать ценностное отношение к художественному творчеству. Вести беседу, используя текст учебника. | |
7(15) | 21.12 | Творческие достижения. «Новый год» с. 54—55 | Проверка развития восприятия и оценки произведений графики. Проверка умения передавать пропорциональные отношения и перспективные сокращения объектов в коллаже. Проверка умения образно характеризовать персонажей. | Жанры изобразительного искусства. Живописная техника, техника графики. | Сравнивать произведения графики, классифицировать их по видам и жанрам. Создать фотоколлаж «Новый год». Использовать для него собственные снимки или вырезки из журналов. Продумать интересное размещение объектов композиции. Следить за пропорциональными отношениями. | Объяснять причины успеха в творческой деятельности. Осуществлять самооценку творческих достижений. Участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения. | |
8(16) | 28.12 | Проектная работа. с. 56—57 | Проект-доклад. Проект- действие. Проект-макет. Проект- исследование. | Выбрать тему проекта, продумать этапы осуществления. Выполнение и защита проекта. | Выражать своё отношение к результатам. Осуществить самоконтроль и самооценку своей работы. | ||
3-я четверть (9 ч) | |||||||
Декоративное искусство. (9 ч) | |||||||
1(17) | 18.01 | Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Праздничный сервиз». с. 60—61, 69 | Знакомство с художественной керамикой и фарфором как видами декоративного искусства. Обучение умению анализировать средства выразительности в произведениях декоративного искусства, прослеживать взаимосвязь формы и материала. | Керамика тонкая(фаянс, фарфор) и грубая. | Принимать участие в обсуждении художественных достоинств изделий. Различать тонкую и грубую керамику. Решать творческую задачу: расписать сервиз. | Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями. Выражать собственное эмоциональное отношение к фарфоровым и керамическим изделиям как к предметам искусства. Оценивать результаты работы. | |
2(18) | 25.01 | Художественное стекло. Хрусталь. Школа декора «Хрустальная ваза». с. 62—65 | Ознакомление с художественным стеклом как видом декоративного искусства. Развитие умения прослеживать взаимосвязь формы и материала, анализировать средства выразительности. Знакомство с ремеслом стеклодува. | Художественное стекло. Хрусталь. Стеклодув. | Анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности и материалы. Познакомиться с мастерством стеклодува. Искать информацию о составе стекла и способах изготовления изделий из него. | Развитие представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Развитие способности оценивать окружающий мир по законам красоты. | |
3(19) | 01.02 | Декоративные звери и птицы. Школа декора «Петушок». с. 66—68 | Изучение приемов стилизации животных и птиц в декоративном искусстве. Ознакомление с мифологической символикой. Обучение приемам росписи с использованием символа Солнца — петуха. | Стилизация. Мифология. Мифологические символы. | Познакомиться с мифологическими символами и их использованием в декоративном искусстве. Изучить порядок работы, решать творческую задачу: продумать этапы и расписать декоративную тарелку «Петушок». | Планировать совместную работу, согласовывать действия, договариваться о результате и оценивать его. Развитие художественного вкуса, эмоциональной сферы. | |
4,5 (20,21) | 08.02 15.02 | Художественный металл. Кузнечное ремесло. Школа декоративного искусства «Чугунное кружево», «Волшебный фонарь». с. 70—75 | Ознакомление с художественным металлом как видом декоративного искусства. Развитие умения прослеживать взаимосвязь формы и материала, анализировать средства выразительности. Знакомство с ремеслом. | Художественный металл. Кузнечное ремесло. Ковка. Литье. | Обсуждать средства выразительности и художественные достоинства изделий из металла. Решать творческую задачу: выполнить эскиз фонаря или чугунной ограды с кружевными узорами. Искать информацию о видах работ с художественным металлом. | Участвовать в обсуждении по теме урока. Выражать собственное эмоциональное отношение к художественным изделиям из металла как к предметам искусства. Различать в изделиях литье и ковку. | |
6(22) | 22.02 | Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Школа декора «Сувенирные валенки». с. 76—81 | Ознакомление с художественным текстилем как видом декоративного искусства. Знакомство с мастерством ручной росписи ткани, видами батика. Знакомство с мастерством изготовления войлока, валенок. Знакомство с музеем валенок и его экспонатами. | Художественный текстиль. Ткачество. Батик. Войлок. | Познакомиться с ручной росписью ткани, традициями, видами батика. Узнать о технологии изготовления валенок. Познакомиться с музеем валенок. Принимать участие в обсуждении средств выразительности и художественных достоинств текстиля. | Участвовать в обсуждении по теме урока Оценивать окружающий мир по законам красоты. Различать виды изделий, относящихся к художественному текстилю. | |
7(23) | 01.03 | Орнамент. Орнаменты мира. Сетчатый орнамент. с. 82—85 | Обучение выполнению сетчатых орнаментов. Формирование умения использовать цветовые контрасты и нюансы, теплые и холодные цвета в орнаменте. Знакомство с орнаментами народов мира. | Узор. Орнамент. Виды орнамента. Сетчатый орнамент. | Различать виды сетчатого орнамента и его мотивы. Решать творческую задачу: выполнить сетчатый орнамент. Познакомиться самостоятельно с орнаментами народов мира. | Участвовать в обсуждении по теме урока. Анализировать средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. | |
8(24) | 15.03 | Творческие достижения. с. 86 — 87 | Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной сферы, творческого воображения, способности давать эстетическую оценку. Проверка знаний о роли декоративного искусства в жизни человека. Проверка умения декорировать объекты, различать изделия, относящиеся к художественной керамике, фарфору, стеклу, металлу, текстилю. | Художественные керамика, фарфор, стекло, металл, текстиль. | Решать творческую задачу: создать декоративный коврик «Стрекозы». Использовать разнообразные приемы декорирования. Рассказать, как материал помогает художнику выразить декоративную сущность скульптур. | Участвовать в обсуждении по теме урока. Анализировать средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа. Выражать эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства. Анализировать и оценивать результаты собственной художественно-творческой работы, свои творческие достижения. | |
9(25) | 22.03 | Проектная работа. с. 88—89 | Проект-доклад. Проект- действие. Проект-макет. Проект- исследование. | Выбрать тему проекта, продумать этапы осуществления. Выполнение и защита проекта. | Выражать своё отношение к результатам. Осуществить самоконтроль и самооценку своей работы. | ||
4-я четверть (8 ч) | |||||||
Народное искусство. (8 ч) | |||||||
1(26) | 05.04 | Лаковая миниатюра. Школа живописи «Палехские деревья». с. 92—93 | Знакомство с традиционными народными художественными промыслами. Обучение умению копировать палехские деревья. Обучение умению находить отличия между традиционными школами миниатюрной живописи. | Лаковая миниатюра. Палех. Мстёра. Холуй. | Познакомиться с лаковыми миниатюрами. Сравнить изделия миниатюрной живописи Палеха, Мстёры, Холуя. Осуществить поиск информации о мастерах Палеха. Скопировать деревья с изделий палехских мастеров. | Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. Выражать собственное эмоционально-ценностное отношение к народному искусству. | |
2(27) | 12.04 | Русское кружево. Школа графики «Кружевная салфетка». с. 94—95 | Знакомство с традиционными народными художественными промыслами России. Обучение умению рисовать узоры кружева. | Вологодское, михайловское, елецкое кружево. Орнамент. Узор. Кружевница. | Принимать участие в обсуждении вологодских, елецких и михайловских кружевах, учиться их различать. Повторить элементы орнамента вологодского кружева | Высказывать оценочные суждения о произведениях декоративного искусства. Формирование эстетических чувств при восприятии произведений декоративного искусства и в процессе выполнения творческих работ. | |
3(28) | 19.04 | Резьба по кости. Школа декора «Карандашница». с. 96—97 | Знакомство с мастерством и традициями архангельских и чукотских косторезов. Обучение умению отличать работы холмогорских и чукотских мастеров — резчиков по кости. | Резьба по кости. Архангельские и чукотские косторезы. | Познакомиться с резьбой по кости мастеров русского Севера. Решать творческую задачу: нарисовать эскиз карандашницы из кости, украшенной резьбой. | Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Оценивать окружающий мир по законам красоты. | |
4(29) | 26.04 | Народный костюм. Ансамбль женского костюма «Красны девицы». с. 98—103 | Знакомство с традиционным русским женским костюмом. Обучение умению выполнять эскизы женских головных уборов и сарафанного комплекса. | Сарафанный и понёвный комплексы. Головные уборы (кокошники). | Принимать участие в обсуждении народного женского костюма. Выполнить эскизы русских народных костюмов | Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. | |
5(30) | 03.05 | Народный костюм. Ансамбль мужского костюма «Добры молодцы». с. 98—103 | Знакомство с традиционным русским мужским костюмом, обувью. Обучение умению выполнять эскизы мужских костюмов. Знакомство с музеем утюга. | Мужской костюм, обувь. | Обсудить народный мужской костюм. Выполнить эскизы русских народных костюмов. Поиск информации о технических возможностях и декоративных достоинствах старинного утюга. | Высказывать эмоционально-ценностные и оценочные суждения .Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. | |
6(31) | 10.05 | Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства «Русский самовар», «Пряничные доски». с. 104—107 | Знакомство с традициями русского чаепития. Ознакомление с музеями самоваров и пряников г. Тула и их экспонатами. Обучение умению лепки самовара и рисования пряничных досок. | Самовар. Пряник. Пряничная доска. Чаепитие. | Знакомиться с видами изделий тульских мастеров. Нарисовать эскиз подарочного пряника в тульских традициях. Решать творческую задачу: слепить тульский самовар. | Уметь планировать работу и трудиться в коллективе. Развитие устойчивого интереса к искусству и художественным традициям своего народа. | |
7(32) | 17.05 | Творческие достижения. с. 108—109 | Проверка наличия интереса к традиционным народным художественным промыслам. Проверка развития художественного вкуса, эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. | Форма волны. Конструирование. | Анализировать приемы изображения объектов, средства выразительности, материалы, применяемые для создания декоративного образа. Группировать, сравнивать произведения народного искусства. | Участвовать в обсуждении по теме урока. Участвовать в коллективной работе. Определять критерии оценки работ, анализировать и оценивать результаты собственной художественно-творческой деятельности. | |
8(33) | 24.05 | Проектная деятельность. с. 110—111 | Проект-доклад. Проект- действие. Проект-макет. Проект- исследование. | Выбрать тему проекта, продумать этапы осуществления. Выполнение и защита проекта. | Выражать своё отношение к результатам. Осуществить самоконтроль и самооценку своей работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 1 классе по УМК "Планета знаний".Красное королевство.
На уроке дети знакомятся с цветовым спектром, учатся приемам рисования карандашом и красками....
Урок изобразительного искусства в 1 классе по УМК "Планета знаний".Красное королевство.
На уроке дети знакомятся с цветовым спектром, учатся приемам рисования карандашом и красками....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Н.М. Сокольникова (Программы общеобразовательных учреждений...
Изобразительное искусство и художественный труд 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...
Изобразительное искусство 3 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"...
Изобразительное искусство и художественный труд 2 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
Программа и КТП по "Планете Знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2-ого класса УМК "Планета знаний"
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2-ого класса УМК "Планета знаний"...