Изобразительное искусство и художественный труд 1 класс (программа и КТП по УМК "Планета знаний")
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Сальникова Юлия Борисовна

Программа и КТП с УУД по "Планете Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_iskusstvo_i_hudozhestvennyy_trud.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

  ПРОГРАММА КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД», 1 КЛАСС.

Пояснительная записка.

             Программа по данному курсу составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса «Изобразительное искусство и художественный труд».

Программа "Изобразительное искусство и художественный труд" является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.

 Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

              

Содержание программы «Изобразительное искусство и художественный труд» соответствует следующим целям:

- развитие эмоционально-чувственной сферы, творческого потенциала, образного, ассоциативного мышления, воображения и восприимчивости, развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;

- формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и навыков, опыта практической деятельности, способов планирования и организации деятельности;

- формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий — наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение;

- представлений о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о народных традициях, о мире профессий;

- овладение знаниями о роли художественных знаний и трудовой деятельности в преобразовании окружающего мира, о традициях русского народа;

- воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности.    

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» позволяет решать следующие задачи:

— сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

— сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

— ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

— сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

—  сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;

— сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;

— обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;

— обучить основам народного и декоративно прикладного искусства;

— обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);

— развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

— обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;

— обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;

— развить эмоционально регулятивную, эстетическую и нравственную сферы личности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.

         Содержание программы направлено на реализацию  приоритетных  направлений  художественного  образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественно-технологической деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.

         Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.

          Изучение народного искусства учащимися включает: знакомство с традиционными  художественными  промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).

      Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование  поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

      Основные виды архитектурной  и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими  знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

      На уроках изобразительного искусства и художественного труда формируются  умения воспринимать  окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.

      Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников. Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

     Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства. Арт-терапия понимается как профилактика и коррекция негативных психологических состояний с помощью искусства. Она развивает эмоционально чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний. На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др.

                               

В программе выделены структурные  линии, реализующие  концентрический  принцип  предъявления  содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа. Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью. Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусства, так и в процессе художественного творчества учащихся. В процессе изобразительной деятельности учащиеся учатся осознанно и творчески использовать знания основ художественного языка, добиваться выразительности и образности рисунков.

Программа делится на основную часть, которая обеспечивает обязательные требования к знаниям, умениям и навыкам младших школьников, и вариативную, позволяющую расширить тематику каждого направления образования по данному предмету и добавить задания повышенной сложности, способствующие более полному восприятию информативной и деятельностно-прикладной части процесса обучения.

Основная часть содержит учебный материал, необходимый для усвоения его всеми учащимися, а также пропедевтический, необходимый для ознакомления всеми учащимися.

Вариативная часть включает материал, направленный на развитие  познавательного  интереса учащихся, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении, на дополнительное закрепление обязательного материала, задания по выбору, различающиеся по уровню сложности и объёму, задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях, на формирование информативной грамотности и развитие логического и пространственного мышления, а также на развитие творческого и созидательного мышления.

         Наряду с уроком как основной формой организации учебного процесса рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям.

Кроме этого, для успешного прохождения программы важно реализовывать межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения.

Программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой, включающей разнообразную проектную деятельность. Одной из форм проектов может выступить тематическая выставка по одной из изучаемых тем с использованием репродукций, фотографий, открыток, альбомов, детских работ (в конце цикла уроков, четверти, года). Ряд проектов предполагает проведение внеклассных интегрированных музыкально-театрально-изобразительных занятий.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 1 класс. Учебник.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Технология. 1 класс. Рабочая тетрадь.

Н.М. Сокольникова. Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». Методическое пособие.

О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. Обучение в 1 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  2. Программа рассчитана на 66 часа (2 часа в неделю, резерв – 4ч), ее структуру составляют разделы,
  3. в которых обозначены основные содержательные линии:
  4. - Работа с пластилином (4 ч): Глина как предшественник пластилина. Применение глины. Профессии людей, связанные с применением пластических материалов. Пластилин как поделочный материал. Инструменты для работы с пластилином. Правила безопасной работы с пластилином и инструментами. Свойства пластилина. Подготовка к лепке.
  5. - Работа с бумагой (9 ч): История возникновения письменности и бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Профессии людей, связанные с применением бумаги. Макулатура (спасение окружающей среды). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги.

История возникновения ножниц. Профессии людей, связанные с применением ножниц. Различные виды ножниц. Устройство ножниц. Правила безопасной работы с ножницами. История развития искусства оригами. Профессии людей, связанные с применением бумаги и изделий из нее. Линии сгиба — гора и долина. Базовые формы оригами. Технология складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Развитие пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера. Базовые приёмы техники оригами.

- Работа с текстильными материалами (5 ч): Профессии людей, связанные с применением тканей и нитей. Ознакомление с технологическим      процессом изготовления различных нитей и верёвок и сырьём для них. Ознакомление с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенностей их изготовления и обработки.

- Работа с природным материалом (5 ч): Многообразие природного материала. Профессии людей, связанные с растениями и охраной природы. Флористика. Правила безопасной работы с семенами и ягодами.

- Работа с различными материалами с применением различных технологий (6 ч): Профессии людей, связанные с применением различных умений и материалов. Первичное профориентирование.

- Королевство волшебных красок (9 ч)

- В мире сказок (7 ч)

- В гостях у народных мастеров (9 ч)

- В сказочной стране «Дизайн» (7 ч)

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
  2. ЛИЧНОСТНЫЕ
  3. У учащихся будут сформированы:
  4. - положительное отношение к урокам изобразительного искусства и художественного труда.
  5. Учащиеся получат возможность для формирования:
  6. - познавательной мотивации  к изобразительному искусству и ручному труду;

- уважительного отношения к людям труда, к разным профессиям;

- осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;

- внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

- эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ
  2. Учащиеся научатся:
  3. - называть расположение цветов радуги;

- определять и называть виды материалов и их свойства;

- определять детали и конструкции, различать однодетальные и многодетальные конструкции;

- различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;

  1. - составлять дополнительные цвета из основных цветов;
  2. - работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну;
  3. - использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);

- понимать назначение и методы безопасного использования специальных ручных инструментов (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла);

- использовать заданную последовательность изготовления простейших поделок из изученных материалов;

- называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка и т. д.);

  1. - элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа;

- использовать в практической работе шаблон, образец, рисунок;

- сравнивать с образцом готовое изделие по заданным качествам (точность, аккуратность).

Учащиеся получат возможность научиться:

- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

- выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски, аппликация, декоративные швы и др.);

- определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов;

- организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом, экономно использовать материалы при изготовлении поделок.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- выполнять работу по заданной инструкции;

- использовать изученные приёмы работы красками, разными материалами и инструментами;

- осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

- вносить коррективы в свою работу;

  1. Учащиеся получат возможность научиться:
  2. - понимать цель выполняемых действий,
  3. - адекватно оценивать правильность выполнения задания;
  4. - анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
  5. - решать творческую задачу, используя известные средства;
  6. - включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
  7. Познавательные
  8. Учащиеся научатся:
  9. - «читать» условные знаки, данные в учебнике;
  10. - находить нужную информацию в словарях учебника;
  11. - вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
  12. - различать цвета и их оттенки, материалы и инструменты по их назначению, виды работ;
  13. - соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой, выявлять особенности оформления и обработки.
  14. Учащиеся получат возможность научиться:
  15. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
  16. - различать формы в объектах дизайна и архитектуры, характеризовать материалы по их свойствам;

- сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

- характеризовать персонажей произведения искусства;

- группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, профессии людей по рабочим материалам;

- конструировать объекты дизайна, объемные изделия.

  1. Коммуникативные
  2. Учащиеся научатся:

- рассказывать о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о произведениях изобразительного искусства;

  1. - отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
  2. - комментировать последовательность действий;
  3. - выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
  4. - участвовать в коллективном обсуждении;
  5. - выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
  6. Учащиеся получат возможность научиться:
  7. - выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
  8. - быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Последовательность изучения тем, представленных в каждом разделе программы, указана в примерном тематическом планировании.

  1. Н. М. Сокольникова, О.В. Узорова, Е.А. Нефедова
  2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД
  1. Календарно-тематическое планирование изучения учебного материала
  2. 1 класс

64 ч (2 ч в неделю)

                                                                             

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

№ п/п

Дата

урока

Тема урока, страницы учебника

Решаемые проблемы (цели)

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1-я четверть (18 ч)

1

02.09

Королевство волшебных красок.

Вводный урок.

с.3-10

Знакомство с картинной галереей. Ознакомление с азбукой цвета: со спектром, цветовым кругом, основными и составными цветами. Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков.

Спектр, цветовой круг.

Основные и составные цвета.

Различать цвета на цветовом круге. Определять, где в цветовом круге находятся тёплые и холодные цвета.

Ориентироваться в учебнике.

Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков.

2

06.09

Пластилиновая страна. Пластилиновый мир и его законы.

 Аппликация «Радуга»

с.12-17

Знакомство с глиной и пластилином. Получение первичных навыков работы с пластилином, ТБ. Обучение технике печати и процарапывания на пластилине. Изучение приёмов лепки, способов скрепления пластилина. Изготовление поделок.

Глина, пластилин.

Техника печати, процарапывания.

Изготовление поделки «Радуга».

Ориентироваться в учебнике. Действовать по инструкции: работа с пластилином с учётом ТБ, подготовка пластилина к работе, инструментальное

воздействие на пластилин. Изучать последовательность технологических операций.

.

Узнать о глине, её роли в развитии человеческого общества; о практическом назначении глины, о технологическом процессе изготовления пластилина (сырье).

Исследовать свойства пластилина.

3

09.09

Радужный мост.

с.11-27

Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков. Расширение представления детей о таком явлении, как радуга. Обучение умению работать с акварельными красками.

Спектр, цветовой круг.

Основные и составные цвета.

Различать цвета на цветовом круге. Определять, где в цветовом круге находятся тёплые и холодные цвета.

Выполнить упражнение на альбомном листе по составлению цветовых оттенков

(акварель или гуашь).

Соотносить новую информацию с имеющимися

знаниями о радуге.

Развитие зрительного восприятия различных цветовых оттенков. Расширение представления детей о таком явлении, как радуга.

4

13.09

Волшебные превращения комочка пластилина. Поделка

 «Необычный цветок»

с.16-19

Освоение новых приёмов

лепки.

Изучение способов лепки.

Изготовление поделок.

Приёмы лепки: раскатывание, вытягивание, гофрирование, каркас.

Способы лепки:

скульптурная, конструктивная, комбинированная.

Изготовление поделки «Необычный цветок».

Изучать новые приёмы лепки.

Сравнивать различные способы изменения формы пластилина для создания заданных объектов. Изучать способы лепки.

Действовать в соответствии с заданной последовательностью технологических операций.

Работать с информацией о корневой системе растений, о жизненном цикле плодового дерева, о роли человека в культуре земледелия.

5

16.09

Красное королевство. Рисование красных маков.

с.28-30

Развитие зрительного восприятия различных оттенков красного цвета.

Расширение представления детей о красном цвете, развитие

способности тонко чувствовать

цвет и умения подбирать различные оттенки красного с помощью красок и цветных карандашей. Обучение умению

изображать по памяти и представлению. Освоение приёма рисования «от пятна».

  1. Приёмы рисования:

«от пятна», «вливание цвета в цвет», «наложение цветов»

Выделить живописные достоинства картин

(по репродукциям), определить, какое

значение в них имеет красный цвет.

Изучить и

прокомментировать последовательность действий при рисовании акварелью красных цветов. Использовать инструкцию при применении приёмов.

Совершить воображаемое путешествие в

Красное королевство.

Провести эксперимент — как изменяется красный цвет при

смешивании цветов на палитре. Составление оттенков красного цвета.

Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к картинам.

Соотносить красный цвет с личными ощущениями, которые он вызывает.

6, 8

20.09

27.09

Пластилин-строитель. Коллективная работа «Рыцарский замок»

с.20-23

Знакомство с различными

приёмами изготовления кубов и параллелепипедов.

Изготовление плоской пластилиновой пластины и вырезание из неё.

Лепка кубика, бруска, конуса.

Выполнение коллективной

работы «Рыцарский замок».

Куб, параллепипед,

конус.

Выполнение коллективной работы  

«Рыцарский замок».

Изучать, сравнивать различные приёмы изготовления кубов и параллелепипедов. Использовать инструменты для вырезания из плоской пластилиновой пластины.

Изучать использовать технологию изготовления

конического предмета. Использовать бумажные вкладки как способ экономии материала и облегчения веса конструкции.

Узнать исторические сведения о средневековых замках.

Выполнять задания на развитие пространственного

воображения, технического и логического мышления, глазомера. Участвовать в коллективной работе,

удерживать свою задачу при создании многоэлементного объекта.

7

23.09

Оранжевое королевство. Рисование календулы.

с.32-35

Развитие зрительного внимания

и различения цветовых оттенков.

Расширение представления об оранжевом цвете, развитие умения подбирать различные

оттенки оранжевого с помощью

красок и цветных карандашей.

Освоение приёмов «примакивание» всего ворса кисти, «смешение цветов» кистью и приёма «раздельный мазок».

Приёмы рисования:

«примакивание»,

«смешивание цветов»,

«раздельный мазок»

Рисовать цветы

ноготков гуашью. Применить приёмы

«примакивание», «смешение цветов кистью», «раздельный мазок».

Совершить воображаемое путешествие в

Оранжевое королевство.

Выделить живописные достоинства картин

 (по репродукциям), определить, какое

значение в них имеет оранжевый цвет.

Выразить своё эмоционально-ценностное

отношение к картинам.

Соотносить оранжевый цвет с личными

ощущениями, которые он вызывает.

9

30.09

Желтое королевство. Рисование желтых листьев.

с.36-39

Развитие зрительного внимания и различения цветовых оттенков. Расширение представления детей о жёлтом цвете, развитие способности чувствовать цвет и умения подбирать различные оттенки жёлтого с помощью красок и цветных карандашей. Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, обучение умению рисовать кончиком тонкой кисти.

Рисование кончиком тонкой кисти.

Рисовать на

альбомном листе сразу кистью без предварительного рисунка карандашом жёлтые листья.

Соотносить размер листа и размер изображаемого предмета.

Совершить воображаемое путешествие в

Жёлтое королевство.

Рассмотреть репродукции картин. Выделить их живописные достоинства, определить, какое значение в них имеет жёлтый цвет.

Соотнести жёлтый цвет с личными ощущениями, которые он вызывает.

Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам.

10

04.10

Кладовая природы. Конструктор-природа. Аппликация «Птичка на ветке»

с.58-61

Знакомство с многообразием

природных материалов, их

свойствами и особенностями. Знакомство с профессиями человека, связанными с

природой. Навыки работы с семенами растений, техника безопасности. Знакомство с особенностями объёмных и плоскостных природных материалов. Изучение способов скрепления природных материалов в поделке.

Природный материал.

Профессии, связанные с природой.

Работа с семенами растений.

Способы скрепления природного материала.

Изготовление поделки  «Птичка на ветке». Изготовление поделки на свободную тему «Лесная фантазия».

Изучить особенности объёмных и плоскостных природных материалов, их практическое применение, способы скрепления, приёмы работы с ними (с учётом ТБ).

Устанавливать связь от образа к материалу и от материала к образу.

Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями о многообразии

природных материалов и профессий человека, связанных с созиданием, защитой окружающей среды. Применять знания при создании выпуклой аппликации.

11

07.10

Зеленое королевство. Рисование ёлочки.

с.40-43

Развитие зрительного восприятия и различения цветовых оттенков. Развитие умения подбирать различные оттенки зелёного цвета с помощью красок и цветных карандашей.

Освоение приёмов смешения цветов карандашами.

Совершенствование умения применять приёмы «примакивание» всего ворса кисти и «смешение цветов

кистью».

. Составлять оттенки зелёного цвета.

Рисовать ёлочку

цветными карандашами или акварелью.

Использовать приём последовательного

наложения красок по просохшему слою.

Совершить воображаемое путешествие в

Зелёное королевство.

Рассмотреть репродукции картин. Выделить их живописные достоинства, определить, какое значение в них имеет зелёный цвет.

Соотнести зелёный цвет с личными ощущениями, которые он вызывает. Выразить своё эмоционально-ценностное

отношение к картинам.

12

11.10

Кружево листьев. Композиция

«Осенний букет»

с.62-65

Сравнение свойств плоскостных материалов (засушенный лист растения и бумага). Продумывание замысла композиции и хода работы при

изготовлении плоскостной аппликации из листьев. Изучение свойств засушенного листа. Знакомство с особенностями работы с листовой крошкой.

Свойства засушенного листа и бумаги.

Листовая крошка.

Изготовление поделок: «Ваза с букетом», «Фантазия из листьев».

Сравнивать свойства плоскостных материалов. Выявить свойства

засушенного листа как плоскостного материала и особенности работы с листовой крошкой. Продумать замысел композициии планировать ход работы при изготовлении аппликации из листьев.

Решать творческую задачу: самостоятельно декорировать работу.

Применять знания, полученные на уроке, в создании

аппликации из листовой крошки на объёмном предмете.

13

14.10

Сине-голубое королевство. Рисование василька и незабудки.

с.44-47

Развитие зрительного восприятия и различения цветовых оттенков. Развитие умения подбирать различные оттенки синего и голубого цветов с помощью красок. Обучение умению изображать голубые и синие цветы. Развитие умения рисовать кистью. Совершенствование умения применять приёмы «примакивание» всего

ворса кисти и «смешение цветов кистью». Развитие фантазии и творческого воображения

Совершенствование умения применять приёмы «примакивание» всего

ворса кисти  «смешение цветов кистью».

Изучить и прокомментировать последовательность рисования незабудки и василька гуашью на цветных листах. Действовать по заданному алгоритму.

Рассмотреть репродукции картин.

Выделить их содержание и живописные достоинства, определить, какое значение в них имеют голубой и синий цвета.

Исследовать, как можно получить голубой цвет на палитре, и научиться

составлять его.

Самоорганизация учебного процесса.

Соотнести голубой и синий цвета с личными ощущениями, которые они вызывают.

Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам.

14

18.10

Мозаика  из семян. Аппликация

 «Птица Счастья».

с.66-69

Знакомство с семенами и их

практическим назначением.

Изучение способов аппликации из семян.

Способы выразительности

при изготовлении аппликаций из семян.

Семена, их практическое назначение.

Способы аппликации: конструктор, мозаика,

комбинирование.

Изготовление поделки «Птица счастья»

Участвовать в беседе об использовании, практическом назначении и роли семян в природе и жизни человека. Выяснить роль семян в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

Применять знания, полученные на уроке, в создании аппликации из семян.

Объяснять практическую пользу от изготовленного

на уроке математического пособия в изучении математики. Выражать эмоционально-ценностное отношение к общественно полезному труду.

15

21.10

Фиолетовое королевство. Рисование астр, колокольчиков.

с.48-51

Развитие зрительного восприятия различных оттенков фиолетового цвета. Расширение

представления детей о фиолетовом цвете, развитие умения подбирать различные оттенки фиолетового с помощью красок.

Обучение умению изображать

по памяти и представлению

фиолетовые цветы (астры, колокольчик) и баклажан. Развитие навыков живописи гуашью, умения использовать

приём «смешение цветов кистью». Развитие навыков живописи акварелью, умения использовать приём

«наложение цветов»

Развитие навыков живописи гуашью, умения использовать

приём «смешение цветов кистью». Развитие навыков живописи акварелью, умения использовать приём

«последовательное наложение цветов»

Рисовать фиолетовые цветы (акварель или

гуашь). Изучить и прокомментировать

последовательность.

Действовать по заданному алгоритму.

Рассмотреть репродукции картин.

Выделить их содержание и живописные

достоинства, определить, какое значение в них имеет фиолетовый цвет.

Осознание алгоритма своего действия.

Соотнести фиолетовый цвет с личными

ощущениями, которые он вызывает.

Выразить своё эмоционально-ценностное отношение к картинам.

16, 18

25.10

01.11

Мастерская природы.

Поделки из природного материала.

Обобщение знаний, умений и

навыков, полученных на

предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление

объёмной конструкции из

природных материалов. Изготовление поделок «Дерево

времён года» и др.

Природные материалы, их свойства.

Способы работы с природным материалом.

Изготовление поделок «Дерево времён года» и др.

Обобщать знания, умения и навыки, полученные на

предыдущих уроках. Решать творческую задачу,  используя изученные технологии и методы декора. Самостоятельно продумывать этапы работы, разработка композиции.

Осуществлять самоконтроль и самооценку этой работы.

Восстанавливать последовательность времён года и цикла жизни растений. Обсуждать роль символа счастья в истории и культуре человечества.

17

28.10

Смешиваем цвета.

Рисунок-настроение.

с.52-53

Проверка развития цветовосприятия, полученных знаний по цветоведению (порядок цветов радуги, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета).

Определение уровня владения

живописными навыками.

Порядок цветов радуги, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета

Правильно закрасить гуашью цветочки;

 украсить кресла для сказочного королевства (гуашь, акварель, цветные карандаши).

Выполнить задание по инструкции учителя, предъявив полученные знания по цветоведению.

Самоорганизация школьников при выполнении учебного задания.

Использовать изученные приёмы работы красками. Оценить результат своей работы

2-я четверть (14 ч)

1(19)

11.11

В мире сказок. Иллюстрирование сказки  

«Волк и семеро козлят»

с.60-65

Развитие цветовосприятия.

Обучение умению отражать в

рисунках основное содержание

сказки; выбирать из неё наиболее выразительные сюжеты

для иллюстрирования. Формирование умения выбирать горизонтальное или вертикальное

расположение иллюстрации,

размер изображения в листе в

зависимости от замысла рисунка. Обучение умению выделять

в иллюстрациях художников

средства передачи сказочности,

необычности происходящего;

объяснять выразительные возможности цветного фона иллюстрации.

Горизонтальное и вертикальное

расположение иллюстраций,

размер изображения.

Средства передачи сказочности.

Цветновой фон иллюстрации.

Изучить порядок работы над иллюстрацией: выбор сюжета, обдумывание композиции, выполнение рисунка карандашом, работа цветом.

Выбрать цветной фон для иллюстрации.

Нарисовать иллюстрацию.

Принять участие в беседе «Сказка в творчестве русских художников: В.Васнецова,

Ю. Васнецова,

Е. Рачёва, Е. Чарушин»

Ответить на вопросы по картинам. Выделить художественно-выразительные средства, используемые в картинах и иллюстрациях.

Ориентироваться в учебнике.

Выразить в

творческой деятельности своё отношение к

изображаемому через создание художественного образа.

2(20)

15.11

Бумажная страна. 

Законы бумажного мира. Поделка «Царство бабочек».

с.34-39

Знакомство с разными сортами бумаги, историей возникновения бумаги. Экологические проблемы и пути их решения (экономия бумаги, сбор макулатуры). Знакомство со свойствами бумаги особенностями работы с бумагой различных сортов.

Бумага. Сорта и свойства бумаги.

Экология.

Изготовление поделки

 «Царство бабочек».

Познакомиться с технологическим процессом изготовления различных сортов и видов бумаги и сырьём

для них, с историей возникновения бумаги, с декоративным и функциональным применением бумаги в наши дни. Участвовать в беседе об экологических проблемах и путях их решения.

Исследовать свойства бумаги, выявить особенности работы с бумагой различных сортов.

Использовать знания, полученные на уроке, в создании объёмной аппликации из мятой бумаги, из кручёной бумаги и из влажной окрашенной бумаги на выпуклом предмете.

Выражать своё эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.

3(21)

18.11

Иллюстрирование сказки

 «Сорока-белобока»

с.66-69

Развитие зрительного восприятия и различения цветовых оттенков. Обучение умению лепить и рисовать сказочную сороку. Развитие умения подбирать различные цветовые оттенки основных и составных цветов с помощью красок.

Цветовые оттенки основных и составных цветов.

Лепить сказочную птицу из пластилина,

солёного теста или глины.

Действовать по заданному алгоритму,

нарисовать Сороку-белобоку (гуашь)

Подобрать различные цветовые оттенки основных и составных цветов.

Ответить на вопросы, опираясь на иллюстрацию учебника.

Выразить своё отношение к изображаемому через создание художественного образа.

4(22)

22.11

Мозаика бумажной мостовой.

Аппликация «Цветные рамки»

с.40-43

Знакомство с правилами безопасной работы с клеем

ПВА и клеящим карандашом.

Изучение приёмов работы с

клеем и бумагой (обрывание

бумаги, приклеивание бумаги).

Изготовление поделок в технике обрывной мозаичной

Аппликации.

ТБ при работе с клеем.

Приёмы работы: обертывание, приклеивание.

Техника мозаики.

Изготовление

аппликации

«Цветные рамки», «Поздравительная открытка».

Познакомиться с историей возникновения клея и его практическим назначением. Участвовать в беседе.

Различать клей по видам. Изучать приёмы работы с

бумагой и клеем с учётом ТБ. Использовать приёмы для изготовления

поделок в технике обрывной мозаичной аппликации.

Решать творческую задачу: декорирование при выполнении аппликаций на заданную тему.

Самостоятельно планировать и организовать работу по декорированию.

Вести поиск исторических справок о мозаичной обрывной аппликации, видах декорирования и искусств. Провести эксперименты, основанные на свойствах бумаги. При обсуждении в классе выражать своё эмоционально-ценностное отношение к труду учителя.

5(23)

25.11

Иллюстрирование  сказки «Колобок»

с.70-73

Формирование умения выделять

в иллюстрациях художников

средства передачи необычности происходящего.

Развитие у учащихся умения

образно характеризовать персонажей сказки в рисунке.

Развитие умения выбирать горизонтальное или вертикальное расположение иллюстрации, размер изображения в листе в зависимости от замысла.

Использование выразительных возможностей цветного

фона в иллюстрации.

Выразительные возможностей цветного

фона в иллюстрации.

Образная характеристика персонажей сказки в рисунке.

Действуя по заданному алгоритму, выполнить иллюстрации к сказке «Колобок» (гуашь).

Ответить на вопросы, опираясь на иллюстрации к сказке «Колобок» Ю.Васнецова,

Е. Рачёва, А. Савченко и Н. Кочергина на

развороте в учебнике.

Выявить художественно-выразительные

средства иллюстраций.

Сравнить изображение лисы и волка разными художниками.

Решение творческой задачи: создание художественного образа.

6(24)

29.11

Бумажные силуэты. Аппликация

«Облака – белогривые лошадки»

с.44-47

Знакомство с понятиями

«тень», «силуэт», «контур».

Изучение приёмов обрыва по

контуру и отделения от общего листа. Изготовление поделок в технике обрывная аппликация по контуру.

Тень, силуэт, контур.

Обрывная аппликация.

Изготовление поделок в технике обрывная аппликация по контуру «Облака - белогривые лошадки».

Исследовать свойство предмета отражать тень. Различать тень, силуэт и контур. Использовать изученные приёмы и техники при изготовлении аппликации. Осуществлять декоративное оформление работы.

Изучать и комментировать последовательность действий по отделению детали по контуру от общего листа, при обрыве деталей по шаблону, по наметке и без наметки. Сравнивать техники обрыва.

7(25)

02.12

Иллюстрирование сказки

 «Петушок –золотой гребешок»

с.74-77

Развитие умения выделять в

иллюстрациях художников

средства передачи сказочности,

необычности происходящего. Обучение умению изображать

сказочного петушка. Совершенствование умения применять приёмы акварельной и гуашевой живописи. Развитие

фантазии и творческого воображения.

Приёмы акварельной и гуашевой живописи.

Рисовать петушка (акварелью).

Выявить средства, с помощью которых

художники добиваются образной выразительности персонажей.

Установить и прокомментировать последовательность работы.

Выразить в

творческой деятельности своё отношение

к изображаемому через создание художественного образа. Обсудить эмоциональное

отношение изображаемому. Провести самооценку.

8(26)

06.12

Бумажная история. Аппликация

«Морское царство»

с.48-49

Обобщение знаний, умений и

навыков, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление аппликации на заданную тему

с использованием шаблонов.

Приёмы работы с клеем и бумагой.

Свойства бумаги.

Аппликация:

мозаичная, обрывная, из мятой бумаги.

Изготовление поделок «Морское царство».

Организовать самостоятельную работу по изготовлению аппликации на заданную тему и её декорированию.

Осуществить выбор элементов аппликации, продумывание  этапов

работы, разработка композиции.

Участвовать в обсуждении по теме урока. Осуществить самоконтроль и самооценку этой работы (соответствие задуманного реальному воплощению идеи).

9(27)

09.12

Иллюстрирование сказки

«Красная Шапочка»

с.78—79

Формирование умения выделять в иллюстрациях художников средства передачи образной

характеристики героев сказки.

Обучение умению лепить из солёного теста. Совершенствование умения в правильной последовательности выполнять иллюстрации к сказкам. Развитие фантазии и творческого воображения.

Средства, с помощью которых художник создает сказочный образ. Способы передачи пространства в рисунке.

Выполнить иллюстрации к сказке (гуашь).

Лепить из солёного теста крендельки, булочки и корзиночки для Красной Шапочки. Следовать заданной последовательности работы.

Рассмотреть и сравнить образ Красной Шапочки в иллюстрациях художников и детских рисунках.

Выявить средства, с помощью которых художник создал сказочный образ волка.

Выделить некоторые способы передачи

пространства в рисунке.

Контролировать последовательность выполнения действий. Решать творческую

задачу: придумать свои способы плетения

корзины, своё угощение.

10(28)

13.12

Страна волшебных ножниц.

 Золотые ножницы.

«Дом, в котором ты живешь»

с.78-83

Знакомство с историей и устройством ножниц, их практическим назначением, правилами безопасной работы с ними. Изучение технологии

и приёмов вырезания различных фигур из бумаги. Изготовление поделок из вырезанных деталей.

Ножницы.

Приемы вырезания. Приёмы создания плоскостной аппликации.

Форма детали как средство выразительности.

Изготовление поделки из вырезанных деталей

«Дом, в котором ты живёшь»

Познакомиться с изобретением и устройством ножниц, их практическим назначением, приёмами работы с ними (с учётом ТБ).

Изучить технологию и приёмы вырезания различных по размеру и форме фигур из бумаги.

Обсуждать уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда. Обсуждать роль архитектора в процессе создания архитектурного сооружения. Участвовать в коллективной работе.

11(29)

16.12

Иллюстрирование сказки «Буратино»

с.80–83

Развитие умения выделять

в иллюстрациях художников

средства передачи образной

характеристики героев сказки.

Совершенствование умения в

правильной последовательности

выполнять иллюстрации к

сказкам.

Развитие умения подбирать

цветовые оттенки, подходящие для грустного и весёлого

настроения героя с помощью

красок или цветных карандашей.

Продолжить изучать «Азбуку цвета», вспомнить сведения о тёплых и холодных цветах.

Элементарные способы передачи пространства на плоскости.

Ответить на вопросы и выполнить задание по инструкции.

Выполнить иллюстрации к сказке «Буратино» (гуашь, смешанная техника).

Принять участие в беседе по иллюстрациям. Выделить средства передачи образной

характеристики героев сказки. Сравнить

образ Буратино в иллюстрациях

Л. Владимирского,

 В. Каневского,

В. Алфеевского и др.

Осознание алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план.

Оценить, какие приёмы удалось применить.

Развитие фантазии и

Творческого воображения.

12(30)

20.12

Вырезной конструктор. Аппликация «Снеговик»

Знакомство с зкспресс-методом вырезания. Обучение созданию композиции при изготовлении плоскостной аппликации из геометрических фигур. Изготовление поделки  «Снеговик»

Экспресс-метод вырезания.

Композиция.

Изготовление поделки «Снеговик»

Выявить в технологическом процессе рациональную

последовательность вырезания фигур.

Решать творческую конструкторскую задачу.

Конструировать из деталей

танграма и полукругов.

Самостоятельно

планировать и организовывать работу при создании

аппликации на заданную тему из готовых форм.

Обсуждать плоскостное конструирование из деталей танграма и полукругов.

13(31)

23.12

Иллюстрирование сказки «Снегурочка»

с.84—87

Проверка умения выделять в иллюстрациях художников

средства передачи образной характеристики героев сказки.

Обучение умению лепить снегурочку. Проверка развития навыков лепки из пластилина.

Проверка умения иллюстрировать сказки. Развитие фантазии и творческого воображения

Средства передачи образной характеристики героев сказки.

Роль цвета в иллюстрации.

Лепить снегурочку из пластилина или солёного теста.

Выполнить иллюстрации к сказке (гуашь).

Охарактеризовать образ Снегурочки в

произведениях

В. Васнецова и иллюстрациях современных художников.

Определить, какие средства

художественной выразительности использовали художники.

Оценить, удалось ли в выполненной работе

передать своё эмоциональное отношение.

14(32)

27.12

Зимняя сказка из бумаги. Новогодние игрушки.

с.86-89

Знакомство с традициями самодельных новогодних украшений. Знакомство с технологией изготовления

различных украшений из бумаги. Изготовление бумажных украшений по шаблону

и наметке. Поделка «Волшебная снежинка». Изготовление объёмных и плоскостных поделок из бумаги.

Технология изготовления бумажных украшений.

Шаблон, наметка.

Поделки из бумаги

«Объёмная гармошка», «Цепочка из бумажных колец»,

«Гирлянда-растяжка», «Открытка-смешилка», «Новогодняя гирлянда-растяжка», «Нежная снежинка».

Изучить технологию изготовления различных украшений из бумаги. Воспроизводить последовательность технологических операций при изготовлении

бумажных украшений по шаблону и наметке и без них. Применять изученные технологии для изготовления новых образцов изделий.

Обсуждать традиции проведения новогодних праздников. Украшать класс к празднику самодельными украшениями.

3-я четверть (17 ч)

1(33)

13.01

В гостях у народных мастеров.

Дымковская игрушка. «Барыня-сударыня»

с.94-97

Знакомство с традиционными

народными художественными

промыслами. Обучение умению выполнять дымковские узоры. Обучение умению пользоваться для создания узоров печаткой-тычком. Развитие устойчивого интереса к художественным

традициям своего народа.

Дымковская игрушка, дымковская роспись.

Воспроизвести по образцу, повторить орнаменты (гуашь, тычки, тонкая кисточка).

Лепить или вырезать силуэты дымковских

Игрушек.

Совершить воображаемое путешествие в

село Дымково. Познакомиться с игрушками, которые делают местные мастера. Рассмотреть игрушки и узоры и ответить на вопросы.

Развитие устойчивого интереса к художественным

традициям своего народа. Узнать о

традиционных народных промыслах как

части национальной культуры.

2(34)

17.01

Город ткачей.

 Мир прядильщиков. Аппликация

«Пушистый барашек»

с.98-103

Знакомство с историей и технологией изготовления нитей и верёвок, их применением.

Изготовление нитей и верёвок ручным способом (прядение, скручивание).

 Изготовление поделки «Пушистый барашек».

Прядение, скручивание.

Нитки, верёвки, вата.

Изготовление поделки «Пушистый барашек». Коллективная работа «Барашки на лугу».

Познакомиться с технологическим процессом изготовления различных нитей и верёвок и сырьём для

них. Изготавливать нити и верёвки, простейший шпагат из нитей ручным методом. Изучать особенности работы с ватой. Применять знания, полученные на уроке, для создания плоскостной выпуклой аппликации. Самостоятельно оформлять работу.

Обсуждать уважительное отношение к людям разных профессий. Понимать значение технического прогресса в усовершенствовании

технологии изготовления нитей и верёвок, роли в нём машинного труда.

3(35)

20.01

Дымковская игрушка. «Олень»

с.94-97

Знакомство с традиционными

народными художественными

промыслами. Обучение умению выполнять дымковские узоры. Обучение умению пользоваться для создания узоров печаткой-тычком. Развитие устойчивого интереса к художественным

традициям своего народа.

Дымковская игрушка, дымковская роспись.

Воспроизвести по образцу, повторить орнаменты (гуашь, тычки, тонкая кисточка).

Лепить или вырезать силуэты дымковских

Игрушек.

Совершить воображаемое путешествие в

село Дымково. Познакомиться с игрушками, которые делают местные мастера. Рассмотреть игрушки и узоры и ответить на вопросы.

Развитие устойчивого интереса к художественным

традициям своего народа.

Ориентироваться в учебнике. Узнать о

традиционных народных промыслах как

части национальной культуры.

4, 6

(36, 38)

24.01

31.01

Иголка-вышивальщица. Поделки «Кисточка», «Веселый заяц»

с.104-113

Знакомство с инструментами (игла, шило), правилами

безопасной работы с ними.

Знакомство с историей появления пуговиц. Получение

навыков завязывания узелков, вдевания нити в иголку, вышивания, пришивания

пуговиц.

Изготовление поделок «Кисточка», «Весёлый

заяц»

Игла и шило.

Пуговицы.

Вышивание, пришивание.

Изготовление поделок «Кисточка»,

 «Весёлый заяц».

Познакомиться с иглой, шилом и их практическим

назначением, навыками работы с ними (с учётом ТБ). Освоить технологию завязывания узелков, вдевания нити в иголку, вышивания,

пришивания пуговиц. Ознакомиться с видами швов.

Иметь представление о роли трудовой деятельности человека в создании объектов окружающего мира. Уважительное отношение к своему и чужому труду.

5, 7

(37, 39)

27.01

03.02

Филимоновская игрушка. Орнамент.

с.98-101

Знакомство с филимоновскими

игрушками. Обучение умению выполнять филимоновские узоры.

Обучение умению расписывать

филимоновские игрушки.

Филимоновская игрушка, филимоновские узоры.

Воспроизвести филимоновские орнаменты (гуашь).

Расписать филимоновскими

узорами игрушки (гуашь).

Изучить традиционные формы, сочетания цветов и орнаментов филимоновских игрушек. Сравнить дымковские и филимоновские игрушки.

Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

8(40)

07.02

Царство ткани.

Коллаж «Зимняя картина»

с.114-119

Знакомство с различными тканями, их свойствами и

особенностями. Определение

лицевой и изнаночной сторон

ткани. Обучение кройке ткани.

Изготовление поделки-коллажа из ткани «Зимняя картина».

Виды и свойства тканей.

Лицевая и изнаночная стороны.

Кройка.

Изготовление поделки-коллажа из ткани «Зимняя картина».

Моделировать из ткани и нитей в технике лоскутной пластики.

Познакомиться с тканями различного вида, с их историей и применением. Исследовать свойства различных тканей, особенностей их изготовления и обработки. Научиться определять лицевую и изнаночную стороны.

Самостоятельно планировать и организовывать работу при создании аппликации на заданную тему из готовых форм.

Участвовать в беседе о функциональной, эстетической и утилитарной роли одежды в жизни человека.

9, 11

(41, 43)

10.02

24.02

Матрешка. Роспись.

с.102-105

Знакомство с загорскими, семёновскими и полхов-майданскими матрёшками. Обучение умению выполнять их роспись. Обучение умению рисовать полхов-майданские цветы, ягоды и листья. Совершенствование умения применять приём «тычком»

Загорские, семёновские и полхов-майданские матрёшками.

Художественный образ матрёшки.

Расписать загорских матрёшек (гуашь).

Рисовать на альбомном листе полхов-майданские цветы, ягоды и листья (акварель).

Рассмотреть игрушки, сопоставить их с описанием в стихах и тексте, ответить на

вопросы учебника.

Осознание алгоритма своего действия,  самооценка учащихся.

Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

10(42)

14.02

Поделка

«Сердечный сувенир»

с.120-121

Обобщение знаний, умений и

навыков, полученных на

предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление коллажа из ткани различных видов на фигурной основе из картона с использованием элементов декора: вышивки, фурнитуры (пуговиц) и декоративной текстильной продукции (ленты, тесьма, кружева).

Коллаж.

Элементы декора.

Различные виды ткани.

Изготовление поделок «Сердечный сувенир», «Праздничные сердечки».

Решать творческие конструкторские задачи. Выполнять самостоятельно произвольный раскрой деталей, продумывать последовательности этапов работы, разрабатывать композиции и

воплощение этого плана в жизнь.

Осознание алгоритма своего действия.

Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы.

12(44)

28.02

Страна оригами. Волшебный квадрат.

Поделки «Самолетик», «Пароходик»

Знакомство и историей оригами. Изучение технологии складывания бумаги для получения объёмных поделок.

Навыки чтения схем. Знакомство с базовыми формами оригами (конверт, воздушный змей, треугольник, бутон). Изготовление заготовок для оригами.

Искусство оригами.

Базовые формы оригами: конверт,

воздушный змей, треугольник, бутон.

Изготовление  летающих и плавающих моделей  «Пароходик —

подставка для бумаг», «Самолётик».

Изучать технологию складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Узнать об истории  искусства оригами. Исследовать свойства бумаги для её применения

в технике оригами.

Изучать базовые приёмы техники оригами, деление

прямоугольного листа линиями складывания на нужные части.

Развивать пространственное воображение, техническое и

логическое мышление, глазомер. Развивать аккуратность и точность при осуществлении каждого

этапа изготовления поделки. Участвовать в беседе о патриотизме и служении Отечеству..

13(45)

03.03

Городецкие узоры.

с.106-109

Знакомство с изделиями городецких мастеров. Обучение

умению выполнять городецкие

узоры. Развитие умения выполнять кистевую роспись.

Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Городецкие узоры,

кистевая роспись.

Изображать городецкие узоры (розан, купавка, листок) по образцу.

Нарисовать городецкую птицу на альбомном листе гуашью по заданной последовательности работы.

Побывать мысленно в гостях у городецких

мастеров. Рассмотреть их изделия. Ответить на вопросы. Соотносить принесённые на урок изделия

с городецкими узорами.

Развитие устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа.

14(46)

07.03

Цветочное оригами. «Тюльпаны»

с.134-137

Обобщение знаний, умений и

навыков, полученных на

предыдущих уроках. Отработка базовых приёмов складывания и сгибания бумаги. Закрепление навыков чтения чертежей. Изготовление поделок «Тюльпан-бутон»

Искусство оригами.

Базовые формы оригами: конверт,

воздушный змей, треугольник, бутон.

Изготовление поделок «Тюльпан-бутон».

Коллективные работы

«Праздничный плакат», «Поле тюльпанов».

Совершенствовать навыки техники оригами. Закреплять полученные ранее навыки базовых приёмов складывания и сгибания бумаги.

Самостоятельное декорировать и дорабатывать поделки по собственному замыслу.

Выявлять возможные несоответствия между заданным и сделанным из-за несоблюдения требований к

выполнению задания. Участвовать в беседе о Международном женском дне

8 марта.

15(47)

14.03

Хохлома.

Орнамент

«ягодки», «травка»

с.110-113

Знакомство с изделиями хохломских мастеров. Обучение умению выполнять хохломские узоры. Развитие навыков кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам. Развитие устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа

Хохломская роспись.

Изучать и последовательно выполнять росписи «Ягодки» и «Травка».

Изображать хохломские узоры на альбомном листе (гуашь)

Ознакомиться с видами изделий хохломских мастеров и выделить их характерные

особенности. Изучить характер и цвет росписи этих изделий.

Воспринимать народное искусство как часть

национальной культуры. Определять народные промыслы по характерным признакам: участие в обзорной викторине по изученным

народным художественным промыслам.

16(48)

17.03

Гжель.

Орнамент на тарелочке.

с.114-119

Знакомство с изделиями

гжельских мастеров. Обучение умению выполнять гжельские орнаменты. Развитие навыков

кистевой росписи. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Гжельские орнаменты.

Кистевая роспись.

Повторять гжельские орнаменты (бордюры, сеточки, листочки и цветочки, выполненные примакиванием) на бумажной тарелке (гуашь).

Знакомиться с видами изделий гжельских мастеров и выделять их характерные

особенности. Изучать характер росписи

этих изделий.

Умение использовать знания о к традиционных народных художественных промыслах.

17(49)

21.03

Бравая бумага. Поделка «Треуголка с кокардой»

с.138-139

Обобщение знаний, умений и

навыков, полученных на предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление

поделок из бумаги в технике

оригами по схеме: «Шапка-треуголка», «Кокарда».

Декоративное оформление

поделок в технике мозаичной

обрывной аппликации

Искусство оригами.

Базовые формы оригами: конверт,

воздушный змей, треугольник, бутон.

Мозаичная аппликация.

Поделки в технике

оригами по схеме: «Шапка-треуголка», «Кокарда».

Декоративное оформление

поделок в технике мозаичной

обрывной аппликации.

Решать творческую задачу: декоративно оформить поделки в технике мозаичной обрывной аппликации. Самостоятельно продумать  этапы работы, декорирование и отделку.

Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Осуществлять самоконтроль и самооценку своей

работы.

4-я четверть (15 ч)

1(50)

04.04

Страна фантазия.

Веселые поделки из бумаги. Поделка «Многоликая маска»

с.144-149

Освоение технологии изготовления нестандартных поделок (подвижные игрушки).

Знакомство с техникой прорезания бумаги по условным

обозначениям. Конструирование из плоского листа с прорезями.

Подвижные игрушки.

Техника прорезания бумаги.

Изготовление поделок «Многоликая маска», «Говорящие игрушки», «Открытка-розыгрыш «Мой птенец».

Знакомиться с традициями оригами. Отработать технологические навыки изготовления

подвижных игрушек. Познакомиться с техникой прорезания, пространственного конструирования.

Познакомиться с традициями празднования Дня смеха в разных странах мира. При обсуждении в классе выражать своё эмоционально-ценностное отношение к юмору.

2(51)

07.04

В сказочной стране «Дизайн». 

Круглое королевство.

с.126-127, 135

Развитие зрительного восприятия и ощущения круглой формы. Обучение умению различать круги, половинки и четвертинки кругов в объектах дизайна. Развитие умения рисовать круги. Обучение умению выполнять декор из кругов. Совершенствование навыков живописи гуашью.

Декор, элементы декора.

Круг, ½, ¼ круга.

Рисование кругов. Рисование на альбомном листе круглого угощенья для принца Круга (гуашь).

Совершить

воображаемое путешествие по сказочной

стране «Дизайн». Находить объекты дизайна круглой формы. Использовать навык живописи гуашью,

применять приём «наложение цветов».

Развивать эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям жизни и искусства.

3(52)

11.04

Выход в открытый космос. Поделка «Ракета»

с.150-155

Работа с новыми материалами: воздушный шар, картонный цилиндр, скрепки. Освоение приёмов завязывания воздушного шарика, продавливание бумаги карандашом, закрепления бумажного цилиндра разными

способами. Сочетание изученных технологий.

Новые материалы: воздушный шар, картонный цилиндр, скрепки. Сочетание изученных технологий.

Изготовление поделки «Ракета»

Освоить технологии работы с новыми материалами. Действовать по инструкции: переносить точный рисунок с шаблона на бумагу. Освоить способы скрепления

плоских деталей из бумаги с торцом картонного цилиндра.

Получить первичные знания по астрономии (устройство Вселенной, названия созвездий), физике (электричество и статическое напряжение).

Участвовать в беседе о Дне космонавтики.

4(53)

14.04

Шаровое королевство. Планеты.

с.128-129

Развитие зрительного восприятия и ощущения формы шара. Обучение умению различать шары и их половинки в объектах дизайна. Обучение умению изображать шар. Обучение умению выполнять декор на шарах и мячах. Совершенствование

навыков живописи гуашью.

Развитие фантазии.

Шар.  ½ шара.

Рисование мячиков и шариков на альбомном листе в подарок королю Шару (гуашь)..

Продолжать воображаемое путешествие по

сказочной стране «Дизайн». Находить

объекты дизайна шарообразной формы,

различать шарообразную и круглую формы. Определять форму шара через ощущения.

Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока.

Развитие фантазии.

5, 7

(54, 56)

18.04

25.04

Подарок Курочки Рябы. Поделка «Бисерное яйцо»

с.156-159

Знакомство с крупами и возможностью работы с ними.

Изучение приёмов наклеивания

круп на шарообразную поверхность. Изготовление

объёмных сувенирных поделок. Расписывание готового изделия гуашью.

Крупы.

Приём наклеивания.

Роспись гуашью.

Изготовить объёмную поделку на основе куриного яйца.

Расписывание готового изделия гуашью.

Исследовать форму разных круп. Применять знания, полученные на уроке, при изготовлении объёмных сувенирных поделок на основе яичной скорлупы

и круп различных сортов. Изучать различную технологию оклеивания скорлупы крупой.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Познакомиться с пасхальными традициями.

6(55)

21.04

Треугольное королевство.

с. 130-131

Развитие зрительного восприятия и ощущения треугольной формы. Обучение умению различать треугольники в объектах дизайна. Обучение умению рисовать треугольные предметы. Развитие фантазии и творческого воображения.

Треугольник.

Конструировать: дорисовывать треугольники и «превращать» их в сказочные предметы (цветные карандаши, акварель). Составлять из треугольных форм сказочных зверей (аппликация).

Продолжать воображаемое путешествие по

сказочной стране «Дизайн». Находить

объекты дизайна треугольной формы. Определять форму треугольника через ощущения.

Осознание алгоритма своего действия.

Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока.

Развитие фантазии и творческого воображения.

8(57)

28.04

Квадратное королевство.

Кубическое королевство. Кубик Рубика.

с. 132-134, 136

Развитие зрительного восприятия и ощущения квадратной формы. Обучение умению различать квадраты, клетки, сетки и решётки в объектах дизайна. Обучение умению выполнять декор из квадратов в технике «аппликация». Развитие фантазии и творческого воображения.

Квадрат.

Клетка, сетка, решетка в объектах дизайна.

Куб.

Основные и составные цвета.

Выполнение

эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация).

Роспись бумажных кубиков разноцветными линиями (гуашь).

Продолжать воображаемое путешествие по

сказочной стране «Дизайн». Находить

объекты дизайна квадратной формы. Определять форму квадрата, куба через ощущения.

Участвовать в беседе по картинам и скульптурам по теме урока.

Развитие фантазии и творческого воображения.

9(58)

05.05

Бумажные вестники мира. Поделка

«Голубь мира»

с.160-163

Изучение нового приёма работы с бумагой — гофрирования. Обучение вырезанию сложных фигур по контуру. Изучение технологии прорезания отверстий в бумаге и бесклеевого скрепления деталей.

Гофрирование бумаги.

Вырезание сложных фигур. Технология прорезания и бесклеевого соединения.

Изготовление поделки «Голубь мира».

Научиться складывать бумагу гармошкой, вырезать сложные фигуры по контуру. Научиться технологии прорезания отверстий в бумаге, прикрепления гофрированной детали к плоской детали, бесклеевой технологии скрепления деталей из бумаги с использованием прорезного отверстия.

Участвовать в беседе о Великой Отечественной войне. Развитие нравственных, эстетических, патриотических качеств личности, уважение к ветеранам ВОВ.

10(59)

12.05

Краски и фантазия (абстракция)

Проверка развития цветовосприятия, полученных знаний по цветоведению (порядок цветов радуги, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета).

Определение уровня владения

живописными навыками.

Порядок цветов радуги, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета

Правильно закрасить гуашью цветочки;

 украсить кресла для сказочного королевства (гуашь, акварель, цветные карандаши).

Выполнить задание по инструкции учителя, предъявив полученные знания по цветоведению.

Самоорганизация школьников при выполнении учебного задания.

Использовать изученные приёмы работы красками. Оценить результат своей работы

11(60)

16.05

Орнамент из геометрических фигур.

Развитие зрительного восприятия и различения геометрических форм в архитектурных сооружениях. Обучение умению

изображать сказочный дворец

на основе геометрических форм. Развитие умения использовать смешанную технику в работе.

Развитие фантазии и творческого воображения

Геометрические формы в архитектурных сооружениях.

Решать творческие задачи: рисовать сказочный дворец

на основе геометрических форм (круг, полукруг, треугольник, квадрат, куб, шар); моделировать комбинации геометрических

форм (фломастеры, гуашь, возможно применение аппликации).

Различать геометрические формы в архитектурных сооружениях.

Анализировать выразительные возможности цвета в архитектуре.

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

Высказывать собственное мнение, выражающее эмоционально-ценностное отношение к объектам дизайна и архитектуры.

12,13

(61,62)

19,21.05

Здравствуй, Лето! (коллаж)

Обобщение знаний, умений и

навыков, полученных на

предыдущих уроках. Самостоятельное изготовление коллажа, используя различные материалы, приемы и способы.

Решать творческую задачу: составить коллаж на заданную тему.

Знать все возможные материалы и способы работы с нимим, исходя из знаний полученных в процессе обучения.

Участвовать в обсуждении по теме урока. Участвовать в коллективной работе. Планировать работу, согласовывать действия, договариваться о результате.

63-66

РЕЗЕРВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду

Рабочая программа по технологии и изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования и программы по и...

Урок изобразительного искусства и художественного труда в технологии педагогических мастерских.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного...

Изобразительное искусство и художественный труд

Б. М. Неменский, В. Г. Горяев, Г. Е. Гуров, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских, М. Т. Ломоносова, Е. И....

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду 1-4 класс. Программа Ю.А.Полуянова.Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....