Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Рисую свой портрет"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
содержание методической разработки содержит основные задачи, поставленные к данному уроку. этапы урока, и ожидаемый результат.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Социальные и инновационные проекты по формированию гражданской позиции у учащихся начальной школы с использованием элементов патриотического воспитания».
Костренкова Анна Владимировна
Учитель начальных классов
ГБОУ «школа №571»
Невского района, г. Санкт-Петербурга,
с углубленным изучением английского языка.
Аннотация
Предоставленный материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающего поколения. Материал предназначен для педагогов-организаторов, учителей допризывной подготовки, классных руководителей, руководителей кружков и других практических работников школы, принимающих участие в воспитательном процессе.
Содержание
1.Введение
2.Международное движение военно-патриотических организаций, история становления, формы работы.
3.Задачи и формы работы детских военно-патриотических клубов Российской Федерации.
4. Из опыта работы патриотического направления ГБОУ школа 571 Невского района г. Санкт-Петербурга.
5.Военно-историческая реконструкция, как нетрадиционная форма работы военно-патриотического клуба.
6.Заключение.
7.Список литературных источников.
Введение
Исторический опыт показал, что поступательное развитие общества, экономическое развитие страны, профессиональная состоятельность выпускника не могут быть успешно осуществлены без воспитательного базиса, без учета духовного потенциала личности и общества. В 90-е гг. вопросы воспитания отошли на второй план ,а образовательные учреждения практически отказались от прежней, сложившейся годами системы воспитательной работы. В результате состояние духовно-нравственной культуры молодёжи угрожает национальной безопасности страны. Общество вынуждено было осознать давно известную истину: обучение, воспитание, развитие - это три неразрывные составляющие образовательного процесса . Нельзя изолировать одно от другого. Обучение, воспитание, развитие должны быть органическим процессом формирования личности студента. Изменившиеся условия жизни (гражданское общество, правовое государство) выдвигают перед профессиональным образованием новые требования, важность и острота которых очевидны. Необходимо ориентироваться на то, что выпускник – это не просто копилка компетентностей, а процесс обучения – не просто развитие опыта личности (знаний, умений, навыков, привычек) . Особое внимание следует обратить на профессиональное воспитание, как на процесс формирования профессиональных идеалов, интеллектуального и ценностно-эмоционального отношения индивида к профессиональной деятельности . Востребована новая личность, ориентированная на общечеловеческие, нравственные и духовные ценности, обладающая такими качествами, как самостоятельность, сознательность, ответственность, толерантность, коммуникабельность, контактность в различных социальных группах. Мотивация в профессиональном воспитании смещается в сторону формирования выпускника как сознательного и активного гражданина, патриота своей страны.
1. Международное движение военно-патриотических организаций, история становления, формы работы.
1.1.Военно-патриотический клуб
Военно-патриотический клуб (также детско-юношеский военно-патриотический клуб, сокр. ДЮВПК) — общее наименование некоммерческих общественных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодёжи, подготовкой к службе в вооружённых силах, пропагандой здорового образа жизни и т. п. В отличие от своих аналогов в других странах, в русскоговорящих странах военно-патриотический клуб является уникальным общественным явлением — он появился как форма народной инициативы в ответ на рост негативных тенденций в вооружённых силах и в среде молодёжи. В 1980-х — 90-х гг. клубы образовывались стихийно и бессистемно, но уже начиная с середины 2000-х в военно-патриотическом движении стран СНГ начались объединительные процессы.
1.2.Становление военно-патриотического воспитания.
Как отмечает научный сотрудник Федерального института развития образования А. В. Баранов, молодёжные военно-патриотические организации в России стали появляться в конце XIX в., и в разных формах их развитие продолжается до настоящего времени, и на протяжении всего периода своего существования эти организации показали себя как явление, имеющее особое общественное значение.
Первые военно-патриотические клубы стали появляться в СССР в середине 1970-х гг., и создавались они на базе общественных организаций ветеранов Великой Отечественной войны. Однако расцвет их деятельности пришёлся на вторую половину 80-х гг., когда из Афганистана стали возвращаться офицеры и солдаты, для которых участие в Афганской войне сделало очевидными многочисленные недостатки в системе допризывной подготовки молодёжи в СССР. Ветераны-афганцы, ведомые чувством долга, а не какими-либо указаниями «сверху» заложили основу уникальной системы военно-патриотического воспитания, в основу которой легли любовь к Родине, армии, передовые на тот момент армейские методики и боевой опыт. Появление военно-патриотических клубов стало своеобразным ответом неиспортившейся части русского офицерского корпуса на всеобщее равнодушие и ханжество, захлестнувшие общество и армию в перестроечные годы.
Обращаясь к недавней истории, необходимо также вспомнить о масштабном Юнармейском движении, которое зародилось в конце 1980-х гг. Это движение объединило возникшие в СССР военно-патриотические клубы. Инициатором Юнармейского движения были государственные структуры в лице Министерства обороны, комсомола. Ежегодно проводились областные, республиканские и всесоюзные слеты, а также крупные военно-тактические игры. Распад Советского Союза фактически прекратил существование Юнармейского движения, как целостного явления. Хотя в некоторых регионах России традиции проведения слетов и военно-тактических игр «Зарница» и «Орлёнок» проводятся и в настоящее время.
1.3.Советская система патриотического воспитания.
В советское время централизованная система патриотического воспитания тесно перекликалась с идеологической составляющей политического режима, а также имела ряд отличий от царской системы. В целом можно выделить следующие системообразующие элементы:
- Воспитание в рамках октябрятского – пионерского – комсомольского движений;
- ДОСААФ;
- Суворовские и Нахимовские военные училища;
- Молодёжные военно-патриотические объединения и клубы.
Профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ, ведущий научный сотрудник НИИ семьи и воспитания Российской академии образования В. И. Лутовинов отмечает, что эта система являлась образцом для подражания многих зарубежных государств, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении проблем ВПВ молодёжи и подготовке её к военной службе.
1.4.Образовательный потенциал.
Наблюдения показали: школьный военный клуб, работающий на базе учебного заведения (школы, училища, техникума) во внеурочное время, обладает большими возможностями для организации военно-патриотического воспитания школьников, учащихся данного учебного заведения и других учебных заведений, расположенных поблизости. В его образовательном и воспитательном пространстве сочетаются военно-теоретическая и физическая подготовка, параллельно решаются вопросы духовного и физического развития, и как утверждает Баранов, сочетание этих факторов положительно выделяет его из других существующих ныне форм организации внеурочной деятельности школьников. Каждый такой клуб может иметь определённую направленность, благодаря чему в одном районе будет представлен весь спектр военно-патриотической работы с подрастающим поколением, что является большим преимуществом крупного города. При этом деятельность каждого такого клуба должна быть направлена на решение задач военно-патриотического воспитания, включающего военно-прикладную и физическую подготовку подростков и построенного с учётом индивидуальных психологических особенностей обучающихся, социально-психологических особенностей их проживания, материально-технического оснащения клуба, педагогических возможностей воспитательного персонала.
2.Задачи и формы работы детских военно-патриотических клубов Российской Федерации.
2.1.Основные задачи работы военно-патриотических клубов
- Расширение знаний о Родине, её национальных героях, государственной символике, народных и государственных праздниках;
- Приобщение к истории своей страны ( города), к духовным ценностям его народа;
- Формирование интереса к прошлому и настоящему в жизни своей Родины;
- Формирование чувства уважения к своему народу, гордости за успехи;
- Формирование готовности способствовать процветанию своей Родины и защищать её в случае необходимости;
- Развитие национального самосознания.
2.2. Формы работы военно-патриотических клубов.
В целях более полного и качественного выполнения поставленных перед клубом задач организуется работы по следующим направлениям:
1.Непосредственная работа с обучающимися по секциям:
- Допризывная подготовка юношей;
- Юные защитники Отечества (для младших школьников);
- Юные пожарные спасатели;
- Юные инспектора дорожного движения.
2. Допризывная подготовка юношей путём проведения мероприятий:
- День Защитника отечества;
- Военизированные сборы на базе воинских частей и учебных центров;
- Экскурсии в воинские части, учебные центры, военные учебные заведения;
- Проведение военизированных эстафет между командами старших классов;
- Демонстрация военно-учебных, хроникально-документальных кинофильмов;
- Организация совместно с воинскими частями мероприятий.
3. Работа клуба в течение учебного года:
- Инструкторско-методические занятия;
- Участие членов клуба в городских и районных военно-патриотических мероприятиях;
- Проведение Дней призывника;
- Тесная взаимосвязь с общественными объединениями;
- Помощь инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны;
- «Уроки мужества».
4. Организация и проведение военно-патриотической работы оборонно-спортивном лагере (работа осуществляется путём проведения сборов во время каникул).
2.3.Нетрадиционные формы работы военно-патриотических клубов.
2.3.1. Гайдовское движение – как форма патриотического воспитания.
Га́йдовское движе́ние (англ. Guiding) — открытое, добровольное, прогрессивное независимое, неполитическое и нерелигиозное движение, объединяющее девочек, девушек и женщин более чем в 145 странах мира. Миссия гайдинга — помочь девочкам развить свой потенциал, чтобы стать активными гражданками мира. Гайдинг — всемирное движение, ставящее своей целью духовное, интеллектуальное, физическое развитие, формирование характера и социальную адаптацию девочек, девушек и женщин.
Слово гайд (англ. guide) переводится с английского, как проводник, путеводитель.
Из истории гайдовского движения. Гайдинг возник в начале ХХ века в Великобритании как параллельное скаутингу движение, предназначенное и специально адаптированное для девушек. В 1907 году полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в Великобритании. Им в 1907 году был проведен первый лагерь на острове Броунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys».
В 1909 году в Лондоне состоялся первый парад скаутов, в котором приняло участие около 11 000 мальчиков. Но, к удивлению Роберта Баден-Паулла, на параде присутствовало и некоторое количество девочек, одетых в скаутскую форму и называвших себя девочками-скаутами. Основатель скаутинга впервые осознал, насколько популярным движение стало среди юных леди. Тогда Роберт Баден-Пауэлл решил, создать отдельное движение для девочек — гайдинг.
В 1910 году в Великобритании была создана Ассоциация девочек гайдов. Организацию возглавила Агнесс Баден-Пауэлл, сестра Роберта Баден-Пауэлла, а затем его жена — Олав.
К 1912 году гайдинг уже распространился во многие страны мира (Канада, США, Швеция,ЮАР,Индия, Польша, Австралия и др.). В 1928 году официально была создана Всемирная ассоциация девочек-гайдов и девочек-скаутов (ВАГГГС).
ВАГГГC — Всемирная Ассоциация Девочек-Гайдов и Девочек-Скаутов (от англ. WAGGGS — World Association of Girl-Guides and Girl-Scouts). Это самая большая организация девочек и женщин в мире: она объединяет 10 миллионов девочек-гайдов и девочек-скаутов из 145 стран.
С помощью образовательных и социальных программ Всемирная Ассоциация помогает девочкам и молодым женщинам расти и открывать свой потенциал, получать новые знания, развивать ответственность и лидерские качества, активно участвовать в жизни своей страны и всего мира. ВАГГГС предоставляет девочкам неформальное образование, используя методы международного сотрудничества, активного взаимодействия детей и взрослых, деятельности на природе.
Основоположники гайдовского движения.
1. Сэр Роберт Баден – Пауэлл.
2. Агнес Баден-Пауэлл.
3. Олав Баден-Пауэлл
Методы гайдинга.
Выполнение Обещания и Законов. По замыслу основателя движения, лорда Баден-Пауэлла, Обещание и Законы гайдов должны быть стержнем деятельности скаутских и гайдовских организаций во всех странах. Девочки и взрослые участницы движения дают обещание по своей воле, тем самым отражая осознанное стремление к совершенствованию и активному преобразованию себя и окружающего мира. Взрослые лидеры, решая образовательные задачи движения, постоянно опираются на Обещание и Законы, как действенное средство в формировании личностных качеств девочки и ее ценностей. Следование Законам гайдов предполагает ответственность за поступки перед собой и другими.
Патрульная система. Этот метод помогает развить в девочках самостоятельность, активность, создать эмоциональный комфорт, возможность раскрыться, попробовать себя в разных ролях. Деятельность осуществляется в группе из 6-8 девочек, работающих, как команда, под руководством одного из членов группы, выполняющего функции лидера. В каждом патруле девочки организуют свою жизнь, распределяя обязанности, определяя, организуя, осуществляя и оценивая свою деятельность в соответствии со своими возможностями. Это делается при поддержке взрослого лидера, который может осуществлять руководство 2-3 патрулями, объединенными в отряд.
Обучение через действие. Этот метод используется как один из самых эффективных, при котором быстро приобретаются прочные знания и умения, усваиваются общечеловеческие ценности. Широко известно, что мы запоминаем 10 % того, что слышали, 60 % того, что видели,90 % того, что делали. Обучение через действие означает развитие как результат личного опыта. Цель обучения через действие состоит в том, что девочки решают проблемы, ищут решения и самостоятельно определяют свою деятельность. Активно участвуя в планировании деятельности, они становятся более ответственными за ее результаты, за свои поступки и действия.
Символика. В Гайдинге активно используется символика Всемирной Ассоциации девочек-гайдов и девочек-скаутов, а также национальных организаций, олицетворяющая основные принципы и традиции организации.
Активное сотрудничество детей и взрослых. Оно обеспечивается демократическим принципом равноправия всех членов организации, независимо от возраста. Девочки-гайды участвуют в принятии решений, определяют вид своей деятельности, планируют, осуществляют, оценивают ее вместе с лидером отряда. В атмосфере взаимодоверия взрослых и детей младшие чувствуют собственную значимость, ответственность за себя и результат общей деятельности, успешно перенимают опыт старших.
Служение обществу. Это один из методов, обеспечивающих движению гайдов и скаутов жизнеспособность на протяжении долгих лет. Для каждого члена движения нормой жизни является помощь людям. И маленькая девочка-гайд, и взрослая лидер отряда считают своим долгом в своей повседневной жизни и деятельности отряда приносить пользу обществу, улучшать окружающий мир.
Деятельность на природе. Деятельность на природе дает огромные возможности для развития духовного, физического, интеллектуального, эмоционального, социального потенциала личности. Природная среда представляет собой идеальное место для деятельности гайдов по познанию и освоению окружающего мира. Деятельность на природе учит находить выход из экстремальных ситуаций, развивает волевые качества, наблюдательность, помогает поддерживать хорошую физическую форму, укрепляет здоровье.
Прогрессивное саморазвитие. В Гайдинге каждый член движения рассматривается как уникальная личность, которая с самого начала обладает потенциалом развиваться во всех аспектах и брать на себя ответственность за собственное развитие. Понятие самовоспитания основано на концепции воспитания изнутри во отличие от обучения извне. Девочка — это главное действующее лицо в Гайдинге, то есть воспитателем ее является она сама, а функции взрослого — создать условия, вдохновить каждую девочку, вести по пути личностного роста. Деятельность гайдовской организации строится таким образом, чтобы девочки, участницы движения, постоянно испытывали потребность в саморазвитии и самосовершенствовании своих умений, знаний, навыков.
Гайдовские законы и обещание
Один их принципов гайдинга — жизнь на основе обещания и гайдовских законов.
Гайдовское обещание: «Честью своей я обещаю:
- служить своей Родине — Республике Беларусь, Богу/высшим духовным идеалам;
- всегда помогать другим людям;
- выполнять законы гайдов».
Законы гайдов:
- Слово гайда должно быть надежным;
- Гайд последовательна в своих словах и делах;
- Гайд старается быть полезной и всегда помогать другим;
- Гайд — подруга всем людям и сестра всем гайдам;
- Гайд всегда вежлива;
- Гайд — друг животных и оберегает природу;
- Гайд умеет подчинять свои интересы интересам организации;
- Гайд благородна в помыслах, словах и делах;
- Гайд бережлива, но не скупа;
- Гайд улыбается, всегда сохраняет чувство оптимизм.
Всемирная эмблема является объединяющим символом и имеет свой смысл: — золотой круг на голубом фоне представляет солнце, которое сияет для всех; — трилистник символизирует три части обещания; — основание стебля представляет огонь любви и человечности; — через центр проходит стрелка компаса, которая указывает путь; — две звезды — это 10 законов гайдов; — не замкнутость круга говорит об открытости организации для всех.
Любой член организации ВАДГДС, девочка из Бразилии или Ганы, лидер Люксембурга или Австралии, может одеть нашивку или значок с символикой на свою гайдовскую форму.
Салют и рукопожатие гайдов: когда гайды приветствуют друг друга, то отдают салют тремя пальцами на правой руке, поднятыми на уровне плеча, так же в этот момент они совершают рукопожатие левой рукой. Салют служит напоминанием о трех частях Обещания, а рукопожатие левой рукой (той, что ближе к сердцу) — это средство узнавания других членов движения.
3. Из опыта работы военно-патриотического направления Гбой школы № 571 Невского района г. Санкт-Петербурга.
Цель работы – патриотическое воспитание. Выполняются поставленные задачи о расширении знаний о России, её национальных героях, государственной символике, народных и государственных праздниках, обеспечивается физическое воспитание подрастающего поколения посредством организации и участия в военно-спортивных мероприятиях, что способствует укреплению выносливости, силы воли, формированию целеустремлённости. В задачи патриотического воспитания также входит формирование интереса к прошлому своей Родины, готовности способствовать её процветанию, развитие национального самосознания.
Работа патриотического направления охватывает большой контингент обучащихся учреждения образования, что обеспечивается за счет разносторонних форм работы.
Деятельность осуществляется по нескольким направлениям, для привлечения активности обучающихся.
1. Военно-спортивное направление, включает в себя подготовку и организацию мероприятий, направленных на физической развитие детей. К таким мероприятиям можно отнести военно-спортивные игры на базе школы, и воинских частей, подготовку к военным играм «Бастионы мужества», «Орленок», «Зарница», пешие и вело походы по местам боевой славы, марш-броски с выполнением условной задачи, экскурсии в учебные центры, воинские части. Данная работа проводится совместно с 6 бригадой связи.
2. Военно-патриотическое направление. К формам работы в этом направлении относится:
- поисковая деятельность ( общение с ветеранами, поиск фотографий, предметов быта, восстановление и реставрация предметов);
- Уроки мужества, посвященные памятным датам;
- Театрализованные представления ( спектакли, литературно-музыкальные композиции, акции: «Живая фотография», «Патефон»,
«Письма из тишины»;
- Элементы военно-исторической реконструкции.
3. Волонтёрское направление. Работа в данном направлении также имеет различные формы.
- Уход за местами воинских захоронений на территории поселка и близлежащих деревень;
- Взаимодействие с ветеранами и одинокими пожилыми людьми, оказание им посильной помощи, поздравление с праздниками;
- Взаимодействие с детьми-инвалидами, находящимися на надомном обучении в учреждении образования, поздравление с праздниками, комплектация подарков к Рождеству и Новому году за счет благотворительной акции «Поделись теплом своей души».
Напутственное слово учащимся.
«Когда - нибудь ты станешь одним из них, таким же как они. Издревле профессия защищать Родину была одной из самых почитаемых. И люди, носившее это гордое звание « Военный» должны были быть лучшими во всём. За красотой строя и строгой выправкой стоят долгие годы тяжелого физического и умственного труда, тренировок, воспитания силы воли, выносливости и дисциплины. И воспитание это начинается со школьной скамьи. Оно не столь сурово, но дает тебе возможность прочувствовать то, что чувствует солдат, приступая к своей службе. В первую очередь чувство гордости за то, что он получил право носить гордое звание «Защитник Отечества».
Мы даем тебе возможность встать на первую ступень на пути к званию «Защитник Отечества», попробовать свои силы в этом нелёгком, но достойном и благородном труде. Помни, будущее Родины за тобой. У каждого человека в жизни есть место подвигу».
4.Военно-историческая реконструкция, как нетрадиционная форма работы военно-патриотического клуба.
Военно-историческая реконструкция.
Наша жизнь проходит в обществе. С самых первых дней жизни мы адаптируемся к жизни в обществе, вбираем в себя все принципы и правила , ценности общества. Полноценная жизнь невозможна без действий по этим правилам и в соответствии с общепринятыми принципами. Мы живем: растём, развиваемся, само утверждаемся, самоопределяемся. У каждого свой путь к самореализации. Жизнь идёт вперёд, но с оглядкой на прошлое.
У общества, которое пренебрежительно относится к своему прошлому, нет будущего. Для этого и существует международное движение «Историческая реконструкция». Течений, ветвей, направлений огромное множество. Начиная с истории древней Руси, Московского Княжества, становления Российской Империи, заканчивая Наполеоновскими войнами, Первой и второй Мировой войной.
Группа энтузиастов пролистывает массу исторических книг, изучает много других источников на тему исторического костюма и предметов быта той или иной эпохи. Они приобретают навыки по пошиву одежды ( для каждой эпохи, для каждого костюма разработаны свои индивидуальные технические указания, по которым модель изготавливается), изучают иностранные языки , всё это для того, чтобы наиболее реалистично воспроизвести историческую картину.
В последние годы движение приняло масштабный характер. Если в начале 2000-х в России отмечался расцвет древнерусского движения, спустя десятилетие на смену пришла новая реконструкторская эпоха. Внимание обращено в сторону более поздних и гораздо более трагических событий в нашей истории. Кровопролитные войны: Отечественная война 1812 года, Первая мировая, Великая Отечественная оставили глубокий след в истории и мы обязаны помнить об этих событиях.
В России более сотни клубов военно-исторической реконструкции, которые восстанавливают события и элементы формы первой и второй мировых войн, среди них «Наш политех» - клуб Петербургского политехнического университета, «Честь мундира», «Гарнизон», «Память», «Эпоха», « 4 - й воздушно-десантный корпус». Руководители клубов организовывают показательные бои на местах боевой славы.
Реконструкторы, люди, занимающие активную жизненную позицию, люди энергичные, готовые к самопожертвованию. В зимние выходные палатка и печка «буржуйка» предпочтительнее тёплой квартиры. В летний зной они стойко стоят в строю в тяжёлых керзовых сапогах и шерстяной форме. Они никогда не жалуются на сбитые в кровь ноги и усталость, отдавая дань памяти и уважения тем, кто отдал свои жизни за мир на земле и солнце над головой.
Солдаты Великой Отечественной не выбирали, в какую погоду им идти в наступление: мёрзли в окопах, голодали и вели длительные бои.
Реконструкторы находятся в этой атмосфере всего несколько дней. Они испытывают трудности условий, максимально приближенных к боевым прекрасно зная, что для них этот полевой выход всегда окончится благополучно. Но эти люди сохраняют память о прошлом своей страны, о неизвестных воинах, совершавших подвиги, воспитывают в себе стойкость характера и силу воли.
В современном мире всё изменяется слишком быстро. Мы торопимся жить и очень часто забываем об историческом прошлом. А без прошлого, как знаете, будущего нет
Наша деятельность предусматривает оказание помощи ветеранам и пожилым людям, чьё детство пришлось на страшные годы войны.
Все они люди пожилые, многим из них необходима помощь, кто-то одинок, у кого-то дети живут далеко и не имеют возможности часто навещать родителей. Этим людям в радость доброжелательная беседе, они очень благодарны внимательному собеседнику, умеющему выслушать тревоги, переживания, воспоминания о детстве, юности. Эти люди – живая история. К сожалению с каждым годом их всё меньше. И в наших силах позаботиться о них, поздравить с праздником, заглянуть в гости после школы, справиться о здоровье.
Ни ход истории, ни время мы вспять повернуть не в силах. Но возможность сохранить память мы имеем. Для этого мы восстанавливаем форму, собираем старые вещи, поддерживаем связь с ветеранами. Да и подрастающему поколению – сытому поколению, эти знания будут полезны. В век высоких технологий, в компьютерный век интерес к прошлому утрачивается. Надеюсь, что изучение истории таким способом, где ребята сами могут примерить на себя роль участника боевых действий, прикоснуться к реликвии, у них проснётся этот интерес, появятся новые ценности.
Нельзя не согласится – это увлекательное занятие может уберечь многих ребят о совершения правонарушений, которые совершаются как правило от безделья. У них не останется времени думать о глупостях. Мы путешествуем, общаемся с интересными людьми, поём песни. Не это ли счастливые школьные годы, а в последующем интересное студенчество и интересная жизнь.
Свою жизнь мы строим сами.
Цель проекта: патриотическое воспитание молодёжи, формирование интереса к историческому прошлому.
Задачи проекта:
- Организация поисковой деятельности;
- Организация встреч с ветеранами;
- Организация вечеров-памяти, тематических концертов;
- Организация полевых выходов с выполнением поставленных условно боевых задач;
- Изучение литературы и интернет-источников;
- Установление взаимосвязи с военно-историческими клубами Беларуси;
- Участие в военно-исторических реконструкциях;
- Проведение тематических военных игр «Бастионы мужества», «Орлёнок», «Зарница».
Предварительный план проекта.
- Организационная работа. ( сентябрь)
- Формирование коллектива;
- Доведение до членов клуба основных задач;
2. Теоретическая работа ( сентябрь – январь).
- Изучение литературных и интернет-источников, фотографий;
- Комплектация клуба ( элементы формы, элементы быта)
- Посещение музеев, выставок, экспозиций.
- Установление взаимосвязи с клубами военно-исторической- реконструкции;
3. Практическая работа. ( февраль – май)
- Организация и проведение на база школы игр «Зарница», «Бастионы мужества» при содействии военнослужащих 86 бригады связи ( январь, апрель, май);
- Организация спортивных соревнований между старшеклассниками и военнослужащими срочной службы 86 бригады связи, приуроченных к Дню защитника отечества;
- Изготовление элементов военной формы времён Великой Отечественной войны ( петлицы, погоны); Стилизация формы времён войны образца 1941 и 1943 гг.( февраль – март)
- Участие в однодневном полевом выходе с выполнением условной боевой задачи ( совместно с реконструкторами ГВИР «Товарищи по оружию»); (март)
- Занятия по выполнение основных военных нормативов на базе 86 бригады связи; ( февраль – апрель);
- Организация и проведение литературно- музыкальной композиции «Солдаты Афгана».Организация фотовыставки, экспозиции «Афганистан наша память и боль». ( февраль);
- Организация литературно-музыкальных композиций к Дню Победы ( май);
- Посещение военных захоронений на территории посёлка;
- Оформление открыток и символических подарков для ветеранов и пожилых людей, переживших годы войны;
- Организация акции «Живая фотография», «Письма из тишины», «Мода победы»
- Экскурсия в воинскую часть, предполагающая полевой выход с преодолением полосы препятствий, ориентирование на местности; (май);
- Организация военных двух дневных сборов на базе бригады связи, где учащиеся знакомятся с особенностями службы и быта белорусских военнослужащих;(май-июнь);
- Вело поход по местам крупных сражений Великой Отечественной войны ( июнь).
Проведённые мероприятия заметно сплотили коллектив начальной школы. У учащихся младших классов пройденный мероприятия вызвали неподдельный интерес и стремление в последствии стать членом военно-спортивного клуба.
Предполагаемые мероприятия.
- Экскурсия в воинскую часть с выполнением поставленной боевой задачи;
- Знакомство с бытом и условиями службы военнослужащих, посещение казармы, столовой, учебных классов;
- Знакомство с боевой техникой ( посещение парков техники);
- Преодоление полосы препятствий;
- Спортивное ориентирование;
- Стрельба из пневматической винтовки.
- Полевой выход .
- Военные игры «Зарницы», «Бастионы мужества».
- Военная эстафета ( разборка-сборка автомата Калашникова, разряжение- снаряжение магазина, комплектация вещмешка, одевание ОЗК, сбор штанга-щётки, стрельба из пневматической винтовки, поиск условных мин, разгадывание шифровки)
4. Экскурсия в центр патриотического воспитания молодёжи «Вектор» г. Жодино;
5. Акции «Живая фотография», «Письма из тишины», «Мода победы».
6. Звёздные походы.
7. Военные сборы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы методы формирования гражданско-патриотических качеств личности, используемых автором в педагогической деятельности. Описан опыт по формированию гражданско-патриотических качеств воспитанников патриотического военно-патриотического клуба , а также обучающихся на уроках ОБЖ, а именно: содержание и подходы к организации и проведению уроков и внеклассных мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации подростков, демонстрацию подросткам значимости их деятельности, признания и востребованности обществом, проявления их гражданских и патриотических качеств.
Литература:
- ↑Кравченко А. Военно-патриотический клуб как общественное явление. Стяг: Учебно-методический, информационный и организационный портал военно-патриотического воспитания (8 января 2010). Архивировано из первоисточника 2 сентября 2012. Проверено 26 октября 2011.
- ↑ Объединительные процессы в российском военно-патриотическом движении. Стяг: Учебно-методический, информационный и организационный портал военно-патриотического воспитания (23 октября 2007). Архивировано из первоисточника 2 сентября 2012. Проверено 26 октября 2011.
- ↑ Баранов А. В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи // Среднее профессиональное образование : Журнал. — 2011. — № 2. — С. 28. — ISSN 1990-679Х.
- ↑ Система патриотического воспитания в Советской России // Национальный институт развития современной идеологии Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи : Материал к заседанию государственного-патриотического клуба ВПП «Единая Россия». — М.: Единая Россия, 2010. — С. 8.
- ↑ Лутовинов В. И. Военно-патриотическое воспитание в России: проблема, ее понимание и подход к решению : концептуально-аналитическая записка // Молодежь и общество : Журнал. — 2008. — № 3. — С. 104–113.
- ↑ Баранов А. В. Особенности системы клубного военно-патриотического воспитания молодёжи // Среднее профессиональное образование : Журнал. — 2011. — № 1. — С. 21. — ISSN 1990-679Х.
Приложение 1.
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой началу Великой Отечественной войны.
Автор:
Педагог-организатор
Костренкова А.В.
ГУО «Колодищанская СШ»
Играет вальс « Все ещё живы»
На сцене появляются 2 пары: красноармейцы и девушки в платьях соответствующего периода.
Проходят по сцене, девушки садятся на стулья, красноармейцы стоят рядом. Замирают, как на фотографии.
Появляется парень в гражданской одежде.
Подходит к краю сцены, начинает рассказ.
Мне часто вспоминается тот летний день. Он выдался жарким и плавно переходил в уютный тёплый вечер. В городском парке играл духовой оркестр. Довоенные мелодии : «Рио-Рита», «Брызги шампанского», как символ той счастливой благополучной жизни, символ детства. Эта музыка надолго врезалась в мою детскую, ещё не омрачённую, не окрашенную в чёрный цвет память. Кружились в вальсе молодые лейтенанты и девушки в платьях в горошек. Хромовые сапоги и белые носочки. Ох уж эта довоенная скромная мода.
А я сдал экзамены и перевёлся в последний класс. Старался быть разносторонней личностью, много читал, занимался спортом – тяжёлой атлетикой, уже и достижения были, награды имел….Фотографировал. Вы представляете себе, фотограф – тот же волшебник, он останавливает время. И я учился этому искусству, искусству останавливать время. Скопил денег, купил фотоаппарат и останавливал время. Фотографировал счастливые лица. И сейчас в парке я вижу столько счастливых лиц. Тёплый вечер, из репродуктора поёт Утёсов, офицеры с жёнами, рядом нарядные дети. Вы представляете, сколько сюжетов, сколько красивых фотографий.
Вы спросите, хочу ли я связать с этим жизнь? Возможно.. Хочу стать военным корреспондентом. Люблю путешествовать, ездить по дальним гарнизонам, фотографировать, писать о людях героических профессий. Кроме того я увлекаюсь историей, читаю много книг. Если мы помним прошлое, у нас есть будущее. Думаю, изучение истории будет связано с моей журналистской деятельностью.
А В ГОРОДСКОМ САДУ ИГРАЕТ ДУХОВОЙ ОРКЕСТР. «Амурские волны», «На сопках Маньчжурии». Это были последние аккорды мирной жизни. И никто не подозревал, ни молодые офицеры, ни их девушки в платьях в горошек, ни нарядные дети, что это последняя мирная мелодия на долгие четыре года. На рассвете нового дня эта жизнь прекратиться. И мы не знаем, что с нами станет завтра.
Я стану военным корреспондентом, и гораздо раньше, чем планировал, и первую свою боевую практику пройду на фронте, на передовой.
А спустя 70 лет наши правнуки обязательно вспомнят о нас. Вспомнят тот летний последний мирный вечер, вспомнят Утёсова и «Брызги шампанского». Они не забудут, никогда о нас не забудут. Они оденут новенькую красноармейскую форму с малиновыми петличками на воротнике, девушки оденут платье в горошек и вплетут в волосы ленты, по довоенному. Они будут кружиться в вальсе, как и мы – 70 лет назад. Они вспомнят, потому что благодаря нам , для них каждое утро 22 июня почти 67 лет наступает мирно.
А пока 21 июня 1941 года. Все мы ещё живы…Все…все…все…..
П
Приложение 2.
Фрагмент спектакля «В окопах Сталинграда» по мотивам одноименной повести В.Некрасова
Автор:
Играет фоновая музыка. На сцене появляется красноармеец. Фоновая музыка постепенно затихает.
Виктор Некрасов « В окопах Сталинграда»
Часы показывают половину четвертого. Без четверти четыре. Четыре. Мы
ждем. Половина пятого... Пять... Тишина... Шесть, семь... Светает.
Еще один день, значит.
Всю первую половину дня немцы поливают нас из минометов - средних и
даже тяжелых. Часам к трем из шестнадцати человек нас остается двенадцать.
Четверо раненых, из вчерашних еще, умирают. По-моему, от заражения крови.
Это страшная штука. Он умирает на моих глазах - не молодой
уже, лет сорока.
Убитых мы не закапываем.
Вода приходит к концу. В один термос попал осколок. Мы заметили это,
когда уже почти вся вода вытекла.
А раненые все время просят пить. Мы не знаем, можно ли им давать. Один ранен в живот, ему никак нельзя. Он все время просит: "Хоть капельку, товарищ лейтенант, хоть капельку, рот сухой..." - и смотрит такими глазами, что хоть сквозь землю провалиться. Пулеметы тоже просят пить.
Проходят бойцы. Человек десять, один за другим, цепочкой. Несут мины и боеприпасы. Минут через двадцать они вернутся. Еще через полчаса будут
идти, спотыкаясь и ругая темноту, Гитлера и старшину.
Мы хороним товарищей над самой Волгой. Свинцовые, тяжелые тучи
бегут над головой. Хлопает полами шинели ветер. Мокрый, противный снег
забивается за воротники. Плывут льдины по Волге.
Темнеют три ямы.
Просто как-то это все здесь, на фронте. Был вчера - сегодня нет. А
завтра, может, и тебя не будет, занесёт тебя снегом и будешь
лежать, уткнувшись лицом в землю, пока война не кончится.
И это все. Мы уходим. Ни одному из них не было больше двадцати четырех лет. Карнаухову -двадцать пять. Даже похоронить его не удалось: его тело там - у немцев.
Так и не прочел он мне стихи свои. Они у меня сейчас в кармане, вместе
с письмом матери и Люсиной карточкой. Простые, ясные, чистые - такие, каким
он сам был.
Уже в госпитале слушаем Левитана
"...В результате успешного прорыва и наступления наших войск в районе
Сталинграда за шесть недель, с 19 ноября по 31
декабря освобождено 1589 населенных пунктов, убито 175000 солдат и офицеров
противника, взято в плен 137 650...
Замирает. Исполняется песня «На безымянной высоте»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства во 2 классе "Зимний праздник"
Добрый день, уважаемые коллеги! Данный урок возможно провести с 1 по 4 классы, облегчая или усложняя задания с учётом развития художественных навыков детей и их возвастных особенностей развития....
Методическая разработка урока изобразительного искусства "Сказочная птица"
Урок ИЗО по программе "Перспективная начальная школа"...
Методические разработки уроков «Изобразительное искусство» 1 класс
Методические разработки уроков «Изобразительное искусство» 1 класс...
Методическая разработка урока изобразительного искусства тема "Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ про себя»"
методическая разработка урока "Изображать можно линией.Рисование на тему "Рассказ про себя"....
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель" 3 класс
Конспект урока по изобразительномуискусству по теме " Сказочная гжель" Культурологическая цель: воспитание эстетического вкуса учащихся.. ориентация в мире духовных ценностей. Методы обучени...
Методическая разработка урока изобразительного искусствав 1 классе «Рисование осеннего пейзажа (карандаш)»
Тема: Рисование осеннего пейзажа(карандаш) Цели: Научить детей выполнять пейзаж карандашом.Помочь детям понять и почувствовать красоту осени через музыку, жив...
Методическая разработка «Уроки изобразительного искусства с применением компьютерных программ в начальной школе»
В данной методической разработке предложена серия уроков с применением компьютерных технологий и программ: на уроках изобразительного искусства. Методическая разработка нацелена на систематическо...