Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: "Осенний пейзаж"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Эта тема для ребят на вашем уроке будет очень инетересной, новой, за счет интересной формы работы. Мы сможем научить детей изображать осеннее дерево в технике «кляксография» приёмами примакивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_izo.docx | 29.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия
по направлению изобразительное искусство
4 класс
Тема: «Осенний пейзаж»
Цель: научить детей изображать осеннее дерево в технике «кляксография» приёмами примакивания
Задачи:
Обучающие:
- Научить детей работать в технике кляксографии.
- Познакомить детей с приёмами примакивания, научить применять их.
- Закрепить имеющиеся у учащихся знания о признаках осени и осенних явлениях.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук
- Формировать творческое мышление, эстетический вкус
- Развивать художественные способности, внимательность, усидчивость, аккуратность, фантазию.
Воспитательные:
- Формировать любовь к предмету, интерес к занятиям изобразительного искусства
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе, эмоциональную отзывчивость на различные природные явления.
Материалы: листы белой бумаги А4, акварель, кисть, тушь, трубочка, квадратик 12*12 см, крышечка для туши, палитра, ножницы, клей-карандаш.
Оборудование: наглядное пособие, проектор (для презентации)
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный момент (2-3 минуты) | У: Здравствуйте, ребята! Позвольте представиться – меня зовут Ксения Павловна. Сегодня я проведу для вас урок изобразительного искусства. Давайте проверим, что должно лежать у вас на парте. У вас на столе должны находиться: лист белой бумаги А4, акварель, кисть, стержень от ручки(трубочка), крышечка для туши, палитра, ножницы, клей-карандаш. Если у всех все есть- тогда присаживайтесь. Давайте улыбнемся друг другу. И с удовольствием будем работать на уроке. | Организация рабочего места, приветствие детей. | Готовность к занятию, приветствие учителя. | Личностные: самоорганизация Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
Актуализация (8-15 минут) | У: Ребята, сейчас я вам включу одну мелодию, а вы закроете глаза и постараетесь представить время года, которое ассоциируется у вас с этой мелодией. (включение мелодии «Времена года. Осень, Антонио Вивальди) | Объяснение задания и включение мелодии | Слушают мелодию и стараются представить время года | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. |
Вступительная беседа | Открывайте глаза, и скажите, какое время года вы представили? Д: Осень У: Да, ребята. Это мелодия известного композитора Антонио Вивальди «Времена года. Осень». А как вы поняли, что это именно- осень? Дети высказывают свои мнения. У: Отлично, ребята! А давайте теперь поговорим об этом прекрасном времени года. Что происходит с деревьями? Д: Они становятся голыми У: Правильно. Ребята, а почему осень называют «золотой»? Д: Потому что листья становятся желтыми и красными (разноцветными) У: Да. Не зря осень называют золотой. | Задает вопросы ученикам | Ученики высказывают свою точку зрения и отвечают на вопросы | |
Изложение учебного материала | Какие вы молодцы. Когда я сегодня шла к вам на урок, я встретила по пути почтальона, и он отдал мне письмо, на нем написано: «Ученикам 4 в класса, школы номер 138. Совершенно секретно» и попросил срочно доставить его вам. Давайте его откроем и прочитаем. Кто хочет прочитать секретное послание? Дети поднимают руки. Д: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители далекого острова – Мадагаскар. У нас тепло круглый год. Мы никогда не видели такого прекрасного времени года, как осень. Мы очень будем рады, если вы нарисуете осенний пейзаж в технике «кляксография» приёмами примакивания и отправите нам свои работы. Мы будем очень ждать. До свидания!» У: Ребята, согласны нарисовать и отправить свои рисунки на Мадагаскар? Д:Да! | Объясняет учебный материал | Внимательно слушают изложение учебного материала | |
Сообщение темы урока и техники | У: Задача наша сегодня будет непростая, но очень интересная. Мы будем делать осенний пейзаж в технике кляксография и путем примакивания. Кто знает, что такое пейзаж? Д: это жанр ИЗО, в котором основным предметом изображения является природа. У: Ребята, посмотрите на слайд, где изображены различные фотографии пейзажа. У: А теперь скажите, что такое кляксография и прием примакивания? Д:высказывают свою точку зрению | Учитель задает детям вопросы | Ученики отвечают на вопросы. | |
Анализ осеннего пейзажа | У: Ребята, как вы думаете какими цветами мы будем пользоваться сегодня, чтобы создать осенний пейзаж? Д: Красный, желтый, оранжевый. У: Верно! Теперь мы должны разобраться в строении дерева. Представьте себе дерево. Что идет сначала? Д: корни У: Да, верно. Корни дерева, находятся под землей. Д: Далее идет ствол У: От ствола отходит ветка первого уровня, потом идут ветви второго и третьего уровня. В итоге ветви образуют крону. | Учитель задает вопросы | Ученики анализируют осенний пейзаж и отвечают на вопросы | |
Работа над композицией | У: Итак, а теперь давайте посмотрим на доску. Здесь у меня представлены поэтапные рисунки нашего дерева. Давайте посмотрим, что мы делаем сначала? Д: Рисуем линию горизонта У: Что мы делаем во втором этапе? Д: Ставим большую точку ниже линии горизонта У: А почему ниже линии горизонта? Д: Потому что наше дерево стоит на земле У: Что мы делаем на третьем этапе? Д: Рисуем ствол дерева У: Верно! Далее, что следует сделать на четвертом этапе? Д: Рисуем ветви первого уровня У: Да, что на пятом этапе? Д: Ветви третьего и четвертого уровня У: Шестой этап? Д: Рисуем листики на ветках третьего и четвертого уровня У: Что нужно сделать на седьмом этапе? Д: Приклеить человечка У: А на восьмом? Д: Одеть человечка У: Верно! Молодцы, ребята | Задает вопросы | Ученики отвечают на вопросы | |
Последовательность выполнения действий | У: А сейчас, пожалуйста, подойдите все сюда, и встаньте вокруг парты так, чтобы вам было видно, как я объясняю последовательность выполнение работы. У: Мы уже с вами разобрались, как растет дерево. Из какого кол-ва точек выходит дерево? Д: Из одной. У: А теперь попробуйте сформулировать, что такое центральная композиция? Д: Это когда рисунок находится в центре, т.е. по середине листа. У: Верно. Мы с вами решили расположить лист вертикально, а значит отступ справа и слева должен быть одинаковый, а сверху меньше, чем снизу. У: Сейчас нам надо создать центральную композицию дерева в технике кляксография. Сначала мы нарисуем линию горизонта. Она будет выше или ниже середины? Д: Она будет ниже середины У: Да, и это значит, что основание дерева будет находиться ниже линии горизонта. Верно? Д: Да. У: Затем, я беру палитру, на палитре у нас стоит тушь. Итак, набираем в трубочку тушь, пальчиком зажимаем, переносим на наш лист ниже середины, так как наш ствол выходит из земли, из одной точки, то точка для переноса должна быть достаточно большой. И начинаем раздувать приемом снизу-вверх, в технике кляксография, предварительно отстучав трубочку, чтобы в ней не осталось туши. Для этого мы наклоняем трубочку, начинаем ее раздувать снизу-вверх. Помним о том, что справа и слева должно оставаться одинаковое расстояние. Затем, нам нужно сделать веточки 2 уровня. Для этого прямо на стволе мы ставим дополнительные точки, отстукиваем трубочку (теперь можно вращать наш лист). Раздуванием также снизу-вверх, на конце используем прием маятник.теперь мы должны немного подождать, чтобы тушь немного подсохла и начать работу с цветом. У: Какой цвет мы будем использовать для выражения цвета осени? Д: Желтый, оранжевый, красный. У: Да! Если у кого-то нет оранжевого, то его можно получить, смешав какие цвета? Д: желтый и красный цвета У: Да. Начинаем работу со светлого цвета, чтобы не пачкать воду. В данном случае это желтый, далее идет оранжевый (если есть) и красный. Теперь нам нужно сделать листочки на нашем дереве. На ветвях какого уровня они могут расти? Д: На ветвях 3-4 уровня У: Да. Их не может быть на стволе. Здесь будем использовать прием примакивание. Это значит, что я прикладываю кисточку на лист, приложила(примакнула), остался след. И так я делаю на всех веточках 3 и 4 уровня. Далее, следующим этапом мы делаем листву на земле этим же, желтым цветом. То есть на линии горизонта и под ней. Как мы будем укладывать листики, горизонтально или вертикально? Д: Горизонтально У: Верно! Далее берем красный цвет. Смываем кисточку и точно также приемом примакивания рисуем листики на веточках 3 и 4 уровня и теперь горизонтально укладываем листики красного цвета на землю, как мы это делали с листика желтого цвета. Итак, а теперь скажите мне ребята, чего не хватает нам в нашем осеннем пейзаже? У: Человечков Д: Совершенно верно! На прошлом уроке вы научились работать с изображением человека в схеме квадратов. У вас у каждого на партах будет лежать квадратик 12 на 12 клеток. Этот квадратик мы делим на три равные части(т.е по 4 клетки), разрезали, из одной части у нас получится голова и туловище, и мы сразу же делим эту полоску на 2 части, отсчитал 4 клетки мы разрезаем. И таким образом у нас получается голова и туловище. Берем следующую полоску, отсчитываем 2 клеточки направо, и разрезаем вдоль. Это будет 2 руки. Точно также делаем со следующей полоской, и это будет у нас 2 ноги. И помним о том, что у нас есть сгибы-т.е суставы, мы разрезаем их еще пополам, т.е отсчитаем 6 клеток вниз и разрежем. И получится плечо-предплечье, бедро-голень. И раскладываем так, чтобы соблюдались правила сгибов суставов. Прежде, чем вы будете приклеивать, показать мне. После этого мы начинаем приклеивать. Берем деталь, кладем ее на подкладной листочек намазываем клеем, кладем на место, лицевой стороной, сверху берем подкладочную бумагу и разглаживаем пальчиками клей. Ребята, чего не хватает нашему человечку? Д: Одежды У: Кто вспомнит, как и во что одеваются люди осенью? Д: (отвечают) У: Скажите, ребята, если у меня куртка будет красной, какие по цвету должны быть брюки? Д: Зеленые У: Верно! Но, этим вы будете занимать уже на следующем уроке. | Учитель объясняет и показывает последовательность выполнения работы | Ученики внимательно слушают | |
Выполнение практического задания (15-20 минут) | У: Все, ребята, теперь рассаживайтесь по местам и начинайте работу. Если будут какие-то вопросы, поднимайте руку. | Ходит по классу и смотрит, как дети делают работу. | Ученики начинают работать поэтапно, выполняя все указания учителя. | Регулятивные: самостоятельное выполнение практического задания на основе полученных знаний, умений и навыков, их закрепление. |
Подведение итогов занятия. (4-5 минут) | У: Итак, ребята, заканчивайте работы. Кто закончил, попишите их, пожалуйста, и сдавайте мне. Сейчас мы с вами проанализируем ваши работы. Какая работа вам нравится больше всего, только свою я прошу вас не называть? Д: (показывают композицию) У: А у кого правильно выполнена композиция? Д: (показывают композицию) У: Мы с моими помощницами отправим ваши работы на Мадагаскар, чтобы люди на этом острове посмотрели, какое же замечательное время года- осень. Согласны? | Подводит итог занятия, вывешивает на доску работы детей, спрашивает их мнения о чужих работах | Показывают работы сверстникам, оценивают работы, высказывают мнения, дают советы, что исправить | Регулятивные: удерживают цель для дальнейшей работы над проектом, подводят итоги занятия Познавательные: структурирование знаний полученных на уроке |
Проблемные вопросы | Ребята, у кого-нибудь возникли трудности в сегодняшней работе? Д: Сложно было пользоваться техникой кляксография (раздувание) и приемом примакивания У: Дома вы еще потренируетесь, и я надеюсь, что все получится. Встаньте, пожалуйста те, у кого не возникло трудностей на данном уроке? Кто сделал все без труда и затруднений. (встают) Встаньте те ребята, у кого были какие-то трудности, но все же считают, что хорошо поработали? (встают) Тем не менее, все проделали хорошую работу. | Учитель задает вопросы | Дети отвечают на вопросы | |
Рефлексия | У: Ребята, давайте вспомним, в какой технике мы сегодня работали? Д: Мы работали в технике кляксография. У: Как называется приём, который мы использовали? Д: Прием примакивания | Задает вопросы, прощается с детьми | Дети отвечают на вопросы, высказывают мнения, благодарят за работу, прощаются | Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
Организационный конец урока | У: Ребята, мне было очень приятно с вами работать. Вы большие молодцы и отлично справились с заданием. | Учитель прощается с учениками | Ученики прощаются с учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Красный цвет и его секрет". УМК "Перспектива", 2 класс
Методическая разработка урока содержит презентацию, которая поможет выстроить диалогическую беседу на уроке или во внеурочной деятельности по данной теме. Презентация помогает увидеть и узна...
Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Красный цвет и его секрет". УМК "Перспектива", 2 класс
Методическая разработка представлена в виде презентации. Она позволяет выстроить диалогическую беседу по теме "Красный цвет и его секрет", а также, определить и наглядно увидеть этапы работы по создан...
Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Использование орнамента в украшении головного убора". УМК "Перспектива", 2 класс
Методическая разработка представляет собой презентацию, включающую понятие орнамента, его видов и использования в быту. В ходе презентации подробно рассматриваются этапы выполнения работы....
Разработка открытого урока по Изобразительному искусству на тему: «Осенний день".
Разработка открытого урока по Изобразительному искусству на тему: «Осенний день"....
Методическая разработка урока изобразительного искусствав 1 классе «Рисование осеннего пейзажа (карандаш)»
Тема: Рисование осеннего пейзажа(карандаш) Цели: Научить детей выполнять пейзаж карандашом.Помочь детям понять и почувствовать красоту осени через музыку, жив...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: "Пейзаж".
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 3 классе по теме: "Пейзаж" по программе Б.М.Неменского...
Конспект урока Изобразительное искусство по теме: "Осенний пейзаж", (УМК "Школа России" ,2 класс)
Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей учащихся в процессе рисования осеннего пейзажа; расширение знания о пейзаже.Планируемые результатыПредметные: знать: особенности пейзажа, см...