Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Золотая Хохлома»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Поварова Елена Васильевна

В данной методической разработке предлагается на примере урока ИЗО «Золотая Хохлома» рассмотреть возможность совершенствование знаний обучающихся о разнообразии народных промыслов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotaya_hohloma.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Золотая Хохлома»

В данной методической разработке предлагается на примере урока ИЗО «Золотая Хохлома» рассмотреть возможность совершенствование знаний обучающихся о разнообразии народных промыслов. Знакомство с  техникой хохломской росписи.

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗО для 1 класса

 «Золотая хохлома»

Цели. Совершенствование знаний детей о разнообразии народных промыслов. Знакомство с изделиями хохломских мастеров. Развитие умения видеть красоту  растительно –  травного орнамента, сказочность золотого фона. Рисование лёгкими формообразующими движениями веточки с травным орнаментом и ягодками.

Учитель. «Красна птица перьем, а человек уменьем». Про что так говорят?

(Дети отвечают).

Учитель. Какие вы знаете пословицы и поговорки о мастерах и мастерстве?

Первый ребёнок. Хорошая работа два века живёт.

Второй ребёнок. Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит.

Третий ребёнок.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Удивительной красы.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки,

Здесь же - каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

Обратить внимание детей на расписные предметы, предложить выбрать самый красивый и рассказать о нём (почему понравился именно этот предмет?)

Учитель.

Все эти предметы украшены хохломской росписью. Люди всегда стремились вносить красоту в жизнь, поэтому хохломские художники украшали деревянную посуду.

Учитель.

А как же началось это удивительное хохломское художество?

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это конечно же сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.

Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую». Стали хохлому называть во всём мире «золотой».

Учитель

Давайте представим, что ваш класс ненадолго превратился в «светёлку – рукодельницу», а мы с вами стали мастерами – умельцами. Сейчас мы попробуем расписывать хохломским узором полоски бумаги, а затем сделаем из них стаканчики.

Обратите внимание на цветовую гамму, которая используется в хохломе. Праздничный и торжественный колорит осени достигается сочетанием золотого (жёлтого), красного и чёрного цветов. Мы украсим наши стаканчики травным орнаментом.

(Показ  приёмов и способов  изображения)

Сначала дети упражняются в наведении ведущего стебля «криуля». Главный элемент «криуля» - «завиток», он имеет одинаковую длину и закручивается попеременно то вверх, то вниз, т.е. элементы чередуются ритмично. Его ведущая линия имеет плавное течение. Затем узор усложняется добавлением красных и чёрных «кустиков».  Можно украсить стебель ягодками (смородина, рябинка). Ягодки хохломские мастера рисовали печаткой – тычком (тычок делается из бумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку).

Учитель (анализ занятия)

Все рисунки выкладываются на общий стол.

Посмотрите, какая красота у нас получилась! Понравилось ли вам рисовать хохломские узоры?

Где живут хохломские мастера? (за Волгой - рекой).

Что они расписывают хохломскими узорами? (посуду)

Из чего делают эту посуду? (из дерева)

Какие вы запомнили основные элементы хохломской росписи?(изгибающаяся веточка – «криуль», он состоит из «завитков»; «травка»; «ягодки»)

Какие цвета сочетаются в Хохломе? (золотой (жёлтый), красный, чёрный)

С помощью чего расписывают художники посуду? (с помощью кисти и печатки - тычка)

Скоро наши расписные полоски просохнут, и из них можно будет сделать стаканчики. А где и для чего их можно использовать? (для украшения в уголке творчества, для игры, можно подарить кому-нибудь…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Красный цвет и его секрет". УМК "Перспектива", 2 класс

Методическая разработка урока содержит презентацию, которая поможет выстроить диалогическую беседу на уроке или во внеурочной деятельности по данной теме. Презентация помогает увидеть и узна...

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Красный цвет и его секрет". УМК "Перспектива", 2 класс

Методическая разработка представлена в виде презентации. Она позволяет выстроить диалогическую беседу по теме "Красный цвет и его секрет", а также, определить и наглядно увидеть этапы работы по создан...

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Использование орнамента в украшении головного убора". УМК "Перспектива", 2 класс

Методическая разработка представляет собой презентацию, включающую понятие орнамента, его видов и использования в быту. В ходе презентации подробно рассматриваются этапы выполнения работы....

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Рисую свой портрет"

содержание методической разработки содержит основные задачи, поставленные к данному уроку. этапы урока, и ожидаемый результат....

Методическая разработка по изобразительному искусству по теме «Мастера народных промыслов»

Методическая разработка «Мастера народных промыслов» рассматривает возможности систематизации знаний обучающихся первого класса о народных художественных росписях на примере урока ИЗО....

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Золотые травы России. Хохломская роспись." 1 класс (конспект + презентация)...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель" 3 класс

Конспект урока по изобразительномуискусству по теме " Сказочная гжель" Культурологическая цель: воспитание эстетического вкуса учащихся.. ориентация в мире духовных ценностей. Методы обучени...