ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « ВОЛШЕБНАЯ АКВАРЕЛЬ» ( ориентирована на детей 1-3 класса)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Ячменева Галина Александровна

Это программа позволяет развивать УУД в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_po_izo.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Утверждена

«___»________2014г.

 

     

ПРОГРАММА  КРУЖКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« ВОЛШЕБНАЯ АКВАРЕЛЬ»

( ориентирована на детей 1-3 класса)

                     ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА

УЧИТЕЛЕМ  НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

   ЯЧМЕНЕВОЙ

 ГАЛИНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

       Программа занятий кружка  изобразительного искусства «Волшебная акварель»  ставит  целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое  воображение и мышление; знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими. Изобразительная деятельность- это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.

       Работа в студии включает руководство практической работой детей,   проведение экскурсий в музеи, на выставки, выход на природу ( в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение

бесед об изобразительном искусстве.

         На занятиях студии особое внимание будет уделяться  приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в практической деятельности (оформление выставок, плакатов, стенгазет, праздников и т.п.) .

         Художественная деятельность во внеурочное время позволяет более подробно и более расширенно познакомить учащихся с различными изобразительными техниками – аппликацией, «процарапыванием», монотипией, с различными графическими и живописными материалами.

       Изостудия базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе, закладывает основы художественных знаний

и умений школьников в области искусства. Процесс познания происходит

посредством собственного творчества, изучения художественного наследия

и выдающихся произведений современности.

       Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно – образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека. Полученные знания по разным видам  искусства обобщаются при изучении архитектуры, монументальных,  синтетических видов искусства, художественных стилей.

   Задачами художественного развития учащихся являются:

      - формирование нравственно-эстетической отзывчивости:

                 формирование эстетического вкуса,

                - понимание роли изобразительного искусства в жизни общества,

                 -формирование умения образно воспринимать окружающий мир

и откликаться на его красоту.

      - формирование художественно-творческой активности:

                 учащиеся  студии должны уметь анализировать произведения

искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность,

                -творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу,

                участвовать в обсуждении работ.

      - формирование художественных знаний, умений и навыков.

  Программа изостудии рассчитана  на детей от 7 до 10 лет ( 1-3 класс ).

     В  результате посещения занятий студии изобразительного искусства

учащиеся  должны знать:

   - особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;

   - основные жанры изобразительного искусства;

   - известные музеи  нашей страны и мира;

   - выдающихся художественных деятелей;

   - выдающиеся  произведения искусства;

   - особенности народного искусства своего края, области;

   - историю возникновения и развития народных промыслов;

   - представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного  декоративного искусства.

  Дети  должны уметь:

   - работать с натуры и по представлению в живописи и графике над

натюрмортом, пейзажем, портретом;

   - выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной

композицией;

   - добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;

   - передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

   - передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме)

пропорции, характер черт, выражение лица;

   - передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

   - в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;

   - пользоваться различными графическими и живописными техниками;

   - создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка

народного искусства, современных народных промыслов;

   - создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой сти-

листикой ( одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);

   - оформлять выставки собственных работ.

    Художественная деятельность  на занятиях изостудии приобретает  разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.

 

     Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать

учащимся более  глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих

поисков.

 

Построение   программы

кружка изобразительного искусства

«Волшебная акварель»

1-3 классы.

Младшая  группа. (1 класс) Развитие фантазии и воображения.(72 часа.)

   

          Основные

             разделы     - Художественный язык изобразительного

                                  искусства.

                                - Мир изобразительных искусств.

                                - Художественное творчество и его связь с

                                  окружающей средой.

Средняя  группа. ( 2 класс ) Развитие изобразительной грамотности.(72 часа.)

         Основные

            разделы      - Вводные упражнения. Рисование отдельных

                                  предметов.

                                - Работа  красками.

                                - Натюрморты.

                                - Интерьеры.

                                - Пейзажи.

                                - Зарисовки птиц и животных.

                                - Зарисовки фигуры человека.

                                - Сюжетная композиция.

             

Старшая группа. ( 3 класс ) Развитие самостоятельной художественно-

                                               творческой деятельности.(72 часа.)

         Основные

            разделы      - Цветная графика.

                                - Живопись.

                                - Декоративно-прикладное искусство.

                                - Архитектура.

                                - Изображение людей и животных.

                                - Тематическая композиция.

                                - Стилистика народного искусства.

                                - Пленэрные работы.

Тематическое  планирование  работы

студии  изобразительного искусства

«Волшебная акварель»

Наименование

     раздела

№ за-

нятия

             Тема

          занятия

     Содержание

              и

    методические

        приемы

Кол-во

часов

         1

   2              

              3

             4

      5

      Младшая  группа

                    Развитие  фантазии  и  воображения.( 72 часа)

 Художествен-

  ный   язык

изобразительно-

го  искусства

           

   1

   2

   3

   

   4

   5

   6

   7

 

Чем и на чем

рисует художник?  

Выразительные

возможности художника.

Учимся рисовать

кистью.

Линия и штрих-

основа рисунка

 Линия как средство

 выражения.

Форма предметов.

Основные и

составные цвета.

           

Рассказ об истории

изобразительного

искусства.

Знакомство с худо-

жественными

инструментами и

материалами .

Знакомство с раз-

личными  художественными

живописными

техниками.

Совершенствование

графических навы-

ков ( линия, штрих,

абрис)

Передача  простра

нства линией.

Нанесение штрихов

для выявления фор-

мы предмета.

Конструирование из простых геомет-

рических фигур более сложные.

Зрительное восприятие цвета.

           

 1час

  1 час

  2 часа

  2 часа

  4 час

  4 часа

 

  3час

   8

   9

  10

  11

  12

  13

Теплые и холодные цвета.

Техника работы

акварелью.

Техника работы

гуашью.

Композиция рисунка.

Перспектива в рисунке.

Воздушная перспектива.

Составление цветов

путем  смешения.

Составление гармонии теплого и холодного цвета, изображение ограниченной  палитрой вариатив-

ных возможностей цвета.

Знакомство с разными техниками работы акварелью. Приемы заливки  плоскости цветом.

Особенности гуашевых красок.

Отработка приемов работы с гуашью.

Знакомство с прави

лами компоновки рисунка на листе.

Развитие пространственных представлений.

Изображение предметов в перспективном сокращении.

Сведения о воздуш-

ной перспективе,законы

возд.перспективы  применение правил воздушной перспективы в рисунке.

 3 час

  5 часа

  4 часа

  3 часа

 3 час

 3 часа

   Мир

изобразитель-

ных

искусств

  14

Жанры живописи.

Раскрыть отличительные особенности каж-

дого жанра,истори-

ческие сведения.

 2 час

         

   

             

             

   

  15

  16

 

 17

  18

19

20

Анималистичес-

кий  жанр.

Исторический  жанр

О чем рассказывают картины

 

Самый вниматель-

ный и грамотный  зритель.

Московский Кремль- жемчужи-

на мировой архитектуры

Натюрморт

«Золотая Хохлома»

Знакомство с творчеством  И.И.Шишкина.

Изготовление коллажа на историческую тему.

Беседа по картине

В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купе-

ческий  дом».

Конкурс- состязание на зна-

ние худ.произведе-

ний.

Особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля.Составлен.

композиции.

Особенности исто-

рии и росписи про-

мысла Хохломы. Составление натюр-

морта на данную тему.

1 час

4 час

1 час

1 час

3 час.

5 час.

Художественное

творчество и его связь с окружающей средой.

         

  21

22

 

23

Рисование птицы

с натуры и по памяти.

 

Иллюстрирование любимого литературного произведения(сказки)

         

Обобщающее занятие. Выставка работ.

Конструктивно- анатомическое строение птицы.Зарисовки.

Знакомство с осо-

бенностями  графи-

ческого искусства.

Составление

композиции и ее живописное решение.

           

       

8 часа

9  часа.

 

 

1 час  

 

Средняя группа

                  Развитие изобразительной грамотности. (72 часа)

 Вводные упражнения. Рисование отдельных предметов.

   1

   2

Цели и задачи курса.Линии на плоскости.Круг, квадрат,прямоуголь-

ник.

Линия в пространстве.

Упражнения по прорисовке перспективного сокращения плоских предметов.

Изучение сравнительного анализа нарисованных линий. Воображае-

мая глубина листа.

1 час

2 час

   3

   4

  5

   

 6

   

   

Рисунок куба.

Рисунок цилиндра.

 

Рисунок шара.

 

Рисунок геометрического

натюрморта.

Линейно-конструктивное построение куба.

Эскизный набросок домика.

Объемно-конструктивное построение цилиндра. Эскиз ведра.

Анализ шарообразной формы, сравнение с кубом. Этюд красного яблока.

Линия горизонта.

Точка схода.  Изображение куба и цилиндра в разных положениях

Составление композиции.

4час

2час

3час.

3час

Работа

Красками.

  7

Основы цветоведения

Основные и дополнительные цвета. Этюд букета цветов с натуры.

2час.

  8

  9

  10

  11

 

Теплохолодность цветовой палитры.

Контраст и нюанс  цвета.

Яркость цвета.

Родственные цвета.

Локальный цвет. Зависимость цвета от расстояния и освещения.

Изготовление наглядной таблицы

Творческие этюды.

Изображение цветового этюда с

различным цветовым решением.

Составление композиции «Зе-

ленный лягушонок

в зеленом болоте».

Этюд апельсина на голубой скатерти.

Особенности рефлекса в живописи.

3час.

2час.

2час.

2час.

Натюрморты.

  12

  13

 

 Натюрморт с натуры.

 Крынка и яблоко.

Натюрморт с натуры.

Посуда и овощи.

Составление композиции. Пере-

дача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов.

Составление композиции. Цветовое решение натюрморта в теплой цветовой  гамме.

3час.

4час.

Интерьеры.

  14

  15

 Угол комнаты.

Изображение комнаты

в перспективном сокращении

Изображение правильного перспективного построения.

Понятие линии горизонта и точки схода. Рисунок  объемной формы предметов в пространстве.

2час

2час.

Пейзажи.

  16

  17

 Изображение замкнутого внутреннего пространства двора.

Изображение уголка  леса.

Построение пространства в перспективном сокращении. Рисунок дерева. Передача тональных отношений

Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности  освещения.

4час.

4час.

Зарисовки

птиц и животных

           

  18

 

  19

 

   

Изображение птиц по представлению

Изображение животных по представлению.

               

Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение.

Экскурсия в краеведческий музей . Анализ общего строения животного, живописные этюды

               

8час.

8час.

 

Зарисовки фигуры  человека.

  20

  21

 

Изображение стоящей фигуры человека.

Изображение сидящей фигуры человека.

 

Пропорции фигуры

человека. Выполнение рисунка с натуры.

Пропорции фигуры человека. Выполнение рисунка с натуры.

2час.

2час.

Сюжетная композиция

22

   23

Композиция «Рыцарский турнир» и «Бал во дворце»

Обобщение.

Составление творческих  эскизов,зарисовки фигур людей и животных.Выполнение разнопланового рисунка. Выбор цветовой гаммы работы.

 Выставка лучших творческих работ

учащихся

6час.

1час.

      Старшая  группа

                                       Развитие  самостоятельной  художественно-

                                       творческой   деятельности. ( 72 часа)

Цветная  графика

    1

    2

    3

Волшебные карандаши

Цветные карандаши. Теплые и холодные цвета.

«Цветовая гамма произведений великих художников»

Беседа о рисунках великих мастеров. Анализ рисунков преподавателя по темам.

Работы кружковцев на свободную тему в определенной цветовой гамме.

Занимательная развивающая викторина.

1час.

3час.

1час.

Живопись

    4

    5

    6

    7

    8

 Три волшебных краски.

Какими красками работают художники.

Виды и жанры изобразительного искусства

Натюрморт.

Пейзаж.

Чудесные превращения трех основных цветов Практические упражнения в рисовании красками и в смешении цветов.

Беседа об акварели, гуаши, масленых красках.Анализ  произведений  художников.

Беседа или посещение картинной галереи.

Объемно-конструктивное и колористическое выполнение композиции.

Объемно-конструктивное и колористическое выполнение композиции.

3час.

1час.

2час.

4час.

7час.

   9

 Портрет.

 Выполнение композиции по выбору ( рисунок, живопись, графика)

7час.

Декоративно- прикладное искусство

   10

   11

 

   12

 Аппликация.

Объемное изображение предметов народного искусства – Гжель.

Шедевры декоративного искусства.

Выполнение композиции в технике бумажной отрывной аппликации на тему «Осенний вернисаж»

Лепка из пластилина посуды

в стиле Гжель и ее последующая роспись в народном стиле.

Просмотр видеофильма «Сокровища земли российской». Обсуждение увиденного.

3час.

4час.

1час.

Архитектура

   13

   14

 Архитектурные памятники родного города.

Архитектурный стиль

 Экскурсия по улицам родного города. Посещение краеведческого музея.

Изображение фасада здания определенного архитектурного стиля, передача особенностей декора.

1час.

4час.

  15

 Архитектурный рельеф

Проект декоративного оформления здания в технике «граттаж».

3час.

Изображение людей и животных

  16

  17

  18

 

 Насекомые и птицы.

Дикие и домашние животные.

Рисование фигуры человека в движении

Пропорционально-конструктивное изображение по представлению насекомых или птиц. Работа в цвете(цв.карандаш)

Пропорционально-конструктивное изображение животных по представлению,пе-

дача движения в рисунке( уголь, сангина)

Изображение фигуры человека в движении по представлению.

4час.

4час.

2час.

Тематическое

рисование

 

  19

   20

 

« Человек и космос»

«Таинственный подводный мир»

 

 Передача плановости и худож. образа.

Творческая работа над сюжетной композицией. Передача большого и малого пространства.

Творческая работа

над  сюжетной композицией

3час.

3час.

Стилистика народного искусства

  21    

 

  22

 

 Быт и одежда русских людей.

Русский национальный орнамент. Оберег.

Беседа о традициях русского костюма и национальных предметах быта. Зарисовка русской прялки, русского костюма

Беседа об элементах народного дизайна. Аппликация стилизованного орнамента.

4час.

2час.

Пленэрные работы

   23

   24

 

   25

 Пленэрная живопись.

 

Пейзаж на пленэре.

 

Просмотр выполненных работ. Организация отчетной выставки.

Анализ художественных произведений, выполненных на пленэре. Особенности жанра. Зарисовки вида из окна.

Изображение живого уголка природы (река, лесная поляна)

Подведение итогов. Анализ лучших работ.

1час.

3час.

1час.

Список  использованной  литературы.

  1.Бертон П., Кейв В., Игрушки. – М.; Росмэн, 1996.

  2.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя:

из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993.

  3.Жегалова С.К., Русская народная живопись: книга для учащихся

младших  классов. – М.; Просвещение, 1994.

  4. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,1992.

  5. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера»,

2002.

  6. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волго-

град;Изд.»Учитель», 2008.

  7. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному ис-

кусству . – М.; Просвещение,2006.

 

  8. Павлова  О.В., Изобразительное искусство в начальной школе.-

Волгоград; Издательство « Учитель», 2008.

  9. Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвеще-

ние , 1982.

  10.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н., Изобрази-

тельное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы. – М.;

«Вентана-Граф»,2006.

  11.Уоллэйс Ф., Мир Леонардо. – М.; Терра, 1997.

Методическое обеспечение программы

кружка-студии «Волшебная акварель»

Художественные произведения мировой культуры:

    Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки ); Схемы и рисунки орнаментов; иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок; слайды  известных архитектурных построек; дизайнерские проекты; произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова; репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова; фотографии произведений известных народных художественных промыслов; фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи; видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»; слайды или репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.

Музыкальные произведения:

  «Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; «К Элизе» Л. Ван Бетховена; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.

Поэтические литературные произведения:

  Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, И.Анненского, К.Бельмонта,  И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева,Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.

Художественные материалы:

  Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок;  карандаши цветные и графические, пастель и ли восковые мелки; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, пластилин, цветная тушь, фломастеры.

Оборудование кабинета:

 Столы и стулья, баночки для воды , клеенки, раковина и наличие водопровода, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов , фильмов и слайдов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добро пожаловать в мир волшебной акварели.

Материал может быть использован на уроках ИЗО....

Рабочая программа по дополнительному курсу «Коллективная творческая деятельность (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы.

Рабочая программа по дополнительному   курсу «Коллективная   творческая   деятельность  (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы...

ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( ориентирована на детей 2-4 класса)

Эта программа позволяет в рамках кружка формировать УУД младших школьников, а так же по максимуму раскрыть их творческие способности....

Волшебная акварель

Земля пробуждается под акварельным мазком. Поднеси руки и потрогай росу.....

«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Предложена система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для формирования ценностных жизненных ориентиров через механизм социального партнерства МОУ "Волосовская начальная общеоб...

Методический материал к проекту «Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» направлен на  решение сложной проблемы формирования личностных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ. В современном ми...

«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»

        Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность и  агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и к...