ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « ВОЛШЕБНАЯ АКВАРЕЛЬ» ( ориентирована на детей 1-3 класса)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Это программа позволяет развивать УУД в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_izo.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена
«___»________2014г.
ПРОГРАММА КРУЖКА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« ВОЛШЕБНАЯ АКВАРЕЛЬ»
( ориентирована на детей 1-3 класса)
ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНА
УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ЯЧМЕНЕВОЙ
ГАЛИНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа занятий кружка изобразительного искусства «Волшебная акварель» ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно – прикладного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими. Изобразительная деятельность- это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.
Работа в студии включает руководство практической работой детей, проведение экскурсий в музеи, на выставки, выход на природу ( в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение
бесед об изобразительном искусстве.
На занятиях студии особое внимание будет уделяться приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в практической деятельности (оформление выставок, плакатов, стенгазет, праздников и т.п.) .
Художественная деятельность во внеурочное время позволяет более подробно и более расширенно познакомить учащихся с различными изобразительными техниками – аппликацией, «процарапыванием», монотипией, с различными графическими и живописными материалами.
Изостудия базируется на представлениях об искусстве, полученных учащимися в начальной школе, закладывает основы художественных знаний
и умений школьников в области искусства. Процесс познания происходит
посредством собственного творчества, изучения художественного наследия
и выдающихся произведений современности.
Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно – образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека. Полученные знания по разным видам искусства обобщаются при изучении архитектуры, монументальных, синтетических видов искусства, художественных стилей.
Задачами художественного развития учащихся являются:
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости:
формирование эстетического вкуса,
- понимание роли изобразительного искусства в жизни общества,
-формирование умения образно воспринимать окружающий мир
и откликаться на его красоту.
- формирование художественно-творческой активности:
учащиеся студии должны уметь анализировать произведения
искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность,
-творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу,
участвовать в обсуждении работ.
- формирование художественных знаний, умений и навыков.
Программа изостудии рассчитана на детей от 7 до 10 лет ( 1-3 класс ).
В результате посещения занятий студии изобразительного искусства
учащиеся должны знать:
- особенности языка основных видов изо искусства: живописи, графики;
- основные жанры изобразительного искусства;
- известные музеи нашей страны и мира;
- выдающихся художественных деятелей;
- выдающиеся произведения искусства;
- особенности народного искусства своего края, области;
- историю возникновения и развития народных промыслов;
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства.
Дети должны уметь:
- работать с натуры и по представлению в живописи и графике над
натюрмортом, пейзажем, портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат при работе над художественной
композицией;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объеме)
пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими и живописными техниками;
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка
народного искусства, современных народных промыслов;
- создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой сти-
листикой ( одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);
- оформлять выставки собственных работ.
Художественная деятельность на занятиях изостудии приобретает разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.
Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать
учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих
поисков.
Построение программы
кружка изобразительного искусства
«Волшебная акварель»
1-3 классы.
Младшая группа. (1 класс) Развитие фантазии и воображения.(72 часа.)
Основные
разделы - Художественный язык изобразительного
искусства.
- Мир изобразительных искусств.
- Художественное творчество и его связь с
окружающей средой.
Средняя группа. ( 2 класс ) Развитие изобразительной грамотности.(72 часа.)
Основные
разделы - Вводные упражнения. Рисование отдельных
предметов.
- Работа красками.
- Натюрморты.
- Интерьеры.
- Пейзажи.
- Зарисовки птиц и животных.
- Зарисовки фигуры человека.
- Сюжетная композиция.
Старшая группа. ( 3 класс ) Развитие самостоятельной художественно-
творческой деятельности.(72 часа.)
Основные
разделы - Цветная графика.
- Живопись.
- Декоративно-прикладное искусство.
- Архитектура.
- Изображение людей и животных.
- Тематическая композиция.
- Стилистика народного искусства.
- Пленэрные работы.
Тематическое планирование работы
студии изобразительного искусства
«Волшебная акварель»
Наименование раздела | № за- нятия | Тема занятия | Содержание и методические приемы | Кол-во часов | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Младшая группа Развитие фантазии и воображения.( 72 часа) | ||||||
Художествен- ный язык изобразительно- го искусства
| 1 2 3
4 5 6 7
| Чем и на чем рисует художник? Выразительные возможности художника. Учимся рисовать кистью. Линия и штрих- основа рисунка Линия как средство выражения. Форма предметов. Основные и составные цвета.
| Рассказ об истории изобразительного искусства. Знакомство с худо- жественными инструментами и материалами . Знакомство с раз- личными художественными живописными техниками. Совершенствование графических навы- ков ( линия, штрих, абрис) Передача простра нства линией. Нанесение штрихов для выявления фор- мы предмета. Конструирование из простых геомет- рических фигур более сложные. Зрительное восприятие цвета.
| 1час 1 час 2 часа 2 часа 4 час 4 часа
3час | ||
8 9 10 11 12 13 | Теплые и холодные цвета. Техника работы акварелью. Техника работы гуашью. Композиция рисунка. Перспектива в рисунке. Воздушная перспектива. | Составление цветов путем смешения. Составление гармонии теплого и холодного цвета, изображение ограниченной палитрой вариатив- ных возможностей цвета. Знакомство с разными техниками работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. Особенности гуашевых красок. Отработка приемов работы с гуашью. Знакомство с прави лами компоновки рисунка на листе. Развитие пространственных представлений. Изображение предметов в перспективном сокращении. Сведения о воздуш- ной перспективе,законы возд.перспективы применение правил воздушной перспективы в рисунке. | 3 час 5 часа 4 часа 3 часа 3 час 3 часа | |||
Мир изобразитель- ных искусств | 14 | Жанры живописи. | Раскрыть отличительные особенности каж- дого жанра,истори- ческие сведения. | 2 час | ||
|
|
|
|
| ||
15 16
17 18 19 20 | Анималистичес- кий жанр. Исторический жанр О чем рассказывают картины
Самый вниматель- ный и грамотный зритель. Московский Кремль- жемчужи- на мировой архитектуры Натюрморт «Золотая Хохлома» | Знакомство с творчеством И.И.Шишкина. Изготовление коллажа на историческую тему. Беседа по картине В.Г.Перова «Приезд гувернантки в купе- ческий дом». Конкурс- состязание на зна- ние худ.произведе- ний. Особенности архитектурного ансамбля Московского Кремля.Составлен. композиции. Особенности исто- рии и росписи про- мысла Хохломы. Составление натюр- морта на данную тему. | 1 час 4 час 1 час 1 час 3 час. 5 час. | |||
Художественное творчество и его связь с окружающей средой.
| 21 22
23 | Рисование птицы с натуры и по памяти.
Иллюстрирование любимого литературного произведения(сказки)
Обобщающее занятие. Выставка работ. | Конструктивно- анатомическое строение птицы.Зарисовки. Знакомство с осо- бенностями графи- ческого искусства. Составление композиции и ее живописное решение.
| 8 часа 9 часа.
1 час | ||
| ||||||
Средняя группа Развитие изобразительной грамотности. (72 часа) | ||||||
Вводные упражнения. Рисование отдельных предметов. | 1 2 | Цели и задачи курса.Линии на плоскости.Круг, квадрат,прямоуголь- ник. Линия в пространстве. | Упражнения по прорисовке перспективного сокращения плоских предметов. Изучение сравнительного анализа нарисованных линий. Воображае- мая глубина листа. | 1 час 2 час | ||
3 4 5
6
| Рисунок куба. Рисунок цилиндра.
Рисунок шара.
Рисунок геометрического натюрморта. | Линейно-конструктивное построение куба. Эскизный набросок домика. Объемно-конструктивное построение цилиндра. Эскиз ведра. Анализ шарообразной формы, сравнение с кубом. Этюд красного яблока. Линия горизонта. Точка схода. Изображение куба и цилиндра в разных положениях Составление композиции. | 4час 2час 3час. 3час | |||
Работа Красками. | 7 | Основы цветоведения | Основные и дополнительные цвета. Этюд букета цветов с натуры. | 2час. | ||
8 9 10 11
| Теплохолодность цветовой палитры. Контраст и нюанс цвета. Яркость цвета. Родственные цвета. Локальный цвет. Зависимость цвета от расстояния и освещения. | Изготовление наглядной таблицы Творческие этюды. Изображение цветового этюда с различным цветовым решением. Составление композиции «Зе- ленный лягушонок в зеленом болоте». Этюд апельсина на голубой скатерти. Особенности рефлекса в живописи. | 3час. 2час. 2час. 2час. | |||
Натюрморты. | 12 13
| Натюрморт с натуры. Крынка и яблоко. Натюрморт с натуры. Посуда и овощи. | Составление композиции. Пере- дача целостности в рисунке. Сравнение сопоставление теней и полутонов. Составление композиции. Цветовое решение натюрморта в теплой цветовой гамме. | 3час. 4час. | ||
Интерьеры. | 14 15 | Угол комнаты. Изображение комнаты в перспективном сокращении | Изображение правильного перспективного построения. Понятие линии горизонта и точки схода. Рисунок объемной формы предметов в пространстве. | 2час 2час. | ||
Пейзажи. | 16 17 | Изображение замкнутого внутреннего пространства двора. Изображение уголка леса. | Построение пространства в перспективном сокращении. Рисунок дерева. Передача тональных отношений Этюд лесного пейзажа по представлению. Различные породы деревьев, особенности освещения. | 4час. 4час. | ||
Зарисовки птиц и животных
| 18
19
| Изображение птиц по представлению Изображение животных по представлению.
| Определение пропорций птицы. Передача особенностей ее строения, цветовое решение. Экскурсия в краеведческий музей . Анализ общего строения животного, живописные этюды
| 8час. 8час.
| ||
Зарисовки фигуры человека. | 20 21
| Изображение стоящей фигуры человека. Изображение сидящей фигуры человека.
| Пропорции фигуры человека. Выполнение рисунка с натуры. Пропорции фигуры человека. Выполнение рисунка с натуры. | 2час. 2час. | ||
Сюжетная композиция | 22 23 | Композиция «Рыцарский турнир» и «Бал во дворце» Обобщение. | Составление творческих эскизов,зарисовки фигур людей и животных.Выполнение разнопланового рисунка. Выбор цветовой гаммы работы. Выставка лучших творческих работ учащихся | 6час. 1час. | ||
Старшая группа Развитие самостоятельной художественно- творческой деятельности. ( 72 часа) | ||||||
Цветная графика | 1 2 3 | Волшебные карандаши Цветные карандаши. Теплые и холодные цвета. «Цветовая гамма произведений великих художников» | Беседа о рисунках великих мастеров. Анализ рисунков преподавателя по темам. Работы кружковцев на свободную тему в определенной цветовой гамме. Занимательная развивающая викторина. | 1час. 3час. 1час. | ||
Живопись | 4 5 6 7 8 | Три волшебных краски. Какими красками работают художники. Виды и жанры изобразительного искусства Натюрморт. Пейзаж. | Чудесные превращения трех основных цветов Практические упражнения в рисовании красками и в смешении цветов. Беседа об акварели, гуаши, масленых красках.Анализ произведений художников. Беседа или посещение картинной галереи. Объемно-конструктивное и колористическое выполнение композиции. Объемно-конструктивное и колористическое выполнение композиции. | 3час. 1час. 2час. 4час. 7час. | ||
9 | Портрет. | Выполнение композиции по выбору ( рисунок, живопись, графика) | 7час. | |||
Декоративно- прикладное искусство | 10 11
12 | Аппликация. Объемное изображение предметов народного искусства – Гжель. Шедевры декоративного искусства. | Выполнение композиции в технике бумажной отрывной аппликации на тему «Осенний вернисаж» Лепка из пластилина посуды в стиле Гжель и ее последующая роспись в народном стиле. Просмотр видеофильма «Сокровища земли российской». Обсуждение увиденного. | 3час. 4час. 1час. | ||
Архитектура | 13 14 | Архитектурные памятники родного города. Архитектурный стиль | Экскурсия по улицам родного города. Посещение краеведческого музея. Изображение фасада здания определенного архитектурного стиля, передача особенностей декора. | 1час. 4час. | ||
15 | Архитектурный рельеф | Проект декоративного оформления здания в технике «граттаж». | 3час. | |||
Изображение людей и животных | 16 17 18
| Насекомые и птицы. Дикие и домашние животные. Рисование фигуры человека в движении | Пропорционально-конструктивное изображение по представлению насекомых или птиц. Работа в цвете(цв.карандаш) Пропорционально-конструктивное изображение животных по представлению,пе- дача движения в рисунке( уголь, сангина) Изображение фигуры человека в движении по представлению. | 4час. 4час. 2час. | ||
Тематическое рисование |
19 20 |
« Человек и космос» «Таинственный подводный мир»
| Передача плановости и худож. образа. Творческая работа над сюжетной композицией. Передача большого и малого пространства. Творческая работа над сюжетной композицией | 3час. 3час. | ||
Стилистика народного искусства | 21
22
| Быт и одежда русских людей. Русский национальный орнамент. Оберег. | Беседа о традициях русского костюма и национальных предметах быта. Зарисовка русской прялки, русского костюма Беседа об элементах народного дизайна. Аппликация стилизованного орнамента. | 4час. 2час. | ||
Пленэрные работы | 23 24
25 | Пленэрная живопись.
Пейзаж на пленэре.
Просмотр выполненных работ. Организация отчетной выставки. | Анализ художественных произведений, выполненных на пленэре. Особенности жанра. Зарисовки вида из окна. Изображение живого уголка природы (река, лесная поляна) Подведение итогов. Анализ лучших работ. | 1час. 3час. 1час. |
Список использованной литературы.
1.Бертон П., Кейв В., Игрушки. – М.; Росмэн, 1996.
2.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя:
из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993.
3.Жегалова С.К., Русская народная живопись: книга для учащихся
младших классов. – М.; Просвещение, 1994.
4. Кирцер Ю.М., Рисунок и живопись. – М.; Высшая школа,1992.
5. Кожохина С.К., Путешествие в мир искусства. – М.; «ТЦ Сфера»,
2002.
6. Киреева Л.Г.,Саськова О.А., Рисуем кукольный спектакль. – Волго-
град;Изд.»Учитель», 2008.
7. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному ис-
кусству . – М.; Просвещение,2006.
8. Павлова О.В., Изобразительное искусство в начальной школе.-
Волгоград; Издательство « Учитель», 2008.
9. Перепелкина Г.П., Искусство смотреть и видеть. – М.; Просвеще-
ние , 1982.
10.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Протопопов Ю.Н., Изобрази-
тельное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы. – М.;
«Вентана-Граф»,2006.
11.Уоллэйс Ф., Мир Леонардо. – М.; Терра, 1997.
Методическое обеспечение программы
кружка-студии «Волшебная акварель»
Художественные произведения мировой культуры:
Слайды и книги с изображением различных птиц и животных ( Чарушин, Бианки ); Схемы и рисунки орнаментов; иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок; слайды известных архитектурных построек; дизайнерские проекты; произведения И.Шишкина, И.Левитана, В.Поленова, А.Пластова; репродукции скульптур В.Ватагина; слайды произведений В.Васнецова, М.Врубеля, И.Билибина, К.Моне, В.Ван Гога, И.Айвазовского, М.Чюрлёниса, В.Борисова-Мусатова, С.Герасимова, К.Юона, А.Саврасова, И.Репина, В.Серова; фотографии произведений известных народных художественных промыслов; фотографии или слайды деревянных ансамблей этнографических музеев; деревянная архитектура Севера, ансамбль Кижи; видеофильмы «Соборы Московского Кремля», «Сборы Новгорода», «Древняя архитектура Владимира и Суздаля»; слайды или репродукции иконописи и произведений известных западноевропейских мастеров.
Музыкальные произведения:
«Дождь и радуга» С.С.Прокофьева, «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, прелюдии до минор и ля минор Ф.Шопена, «Мотылек» С.М.Майкапара, «Облака» К.Дебюсси; «К Элизе» Л. Ван Бетховена; произведения И.С.Баха, С.В.Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, Д.Б.Кабалевского.
Поэтические литературные произведения:
Произведения Н.С.Гумилева, А.А.Фета, И.Анненского, К.Бельмонта, И.А.Бунина, С.Есенина, Ф.И.Тютчева,Р.Киплинга, сказки А.С.Пушкина и другие худ. произведения.
Художественные материалы:
Краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок; карандаши цветные и графические, пастель и ли восковые мелки; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, пластилин, цветная тушь, фломастеры.
Оборудование кабинета:
Столы и стулья, баночки для воды , клеенки, раковина и наличие водопровода, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов , фильмов и слайдов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добро пожаловать в мир волшебной акварели.
Материал может быть использован на уроках ИЗО....
Рабочая программа по дополнительному курсу «Коллективная творческая деятельность (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы.
Рабочая программа по дополнительному курсу «Коллективная творческая деятельность (кружок «Ориентир»). Начальная школа 1-4 классы...
ПРОГРАММА КРУЖКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « СИНЯЯ ПТИЦА» ( ориентирована на детей 2-4 класса)
Эта программа позволяет в рамках кружка формировать УУД младших школьников, а так же по максимуму раскрыть их творческие способности....
Волшебная акварель
Земля пробуждается под акварельным мазком. Поднеси руки и потрогай росу.....
«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Предложена система работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для формирования ценностных жизненных ориентиров через механизм социального партнерства МОУ "Волосовская начальная общеоб...
Методический материал к проекту «Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» направлен на решение сложной проблемы формирования личностных ценностных ориентиров у детей с ОВЗ. В современном ми...
«Образовательно – воспитательный проект «Мир особого ребенка» как средство формирования ценностных жизненных ориентиров у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность и агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и к...