Урок изобразительного искусства "Народные промыслы России. Городецкая роспись"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Грошева Оксана Васильевна

Конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo-na_konkurs.docx80.84 КБ
Файл gorodetskaya_rospis.pptx2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство.

       

     

        Учитель: Грошева Оксана Васильевна

Тема: Чудеса своими руками. Народные промыслы России. Городецкая         роспись.

Цели по линиям развития:

1ЛР: Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений народного искусства и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать. Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию. Овладеть приёмами работы гуашью.

2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи.

Обязательный минимум содержания: городецкая роспись (Н), техника городецкой росписи, составление композиций (П). 

(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Актуализация знаний

Учитель входит с корзиной, в которой лежат изделия разных народных промыслов, читает стихотворение .

Мастера из Городца сотворяют чудеса:

Прялки и ложки, бочонки и плошки,

Тарелки и скалки –

Хозяйкам подарки.

- Найдите изделия городецких мастеров.

– А еще изделия каких промыслов вы видите?

– Чем отличаются изделия городецких мастеров?

– Какие цвета характерны для городецкой росписи?

– Из каких элементов состоит городецкая роспись?

Изделия, как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. Кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепитий, застолий.

  • Какое из городецких изделий понравилось вам больше всего?
  • Да, они все прекрасны, каждое по-своему красиво! И вот уже 60 лет мастера фабрики «Городецкая роспись» сохраняют и развивают традиции народного художественного промысла.
  • Хотели бы вы побывать в роли мастера и поделиться своим мастерством?

Дети подходят к учителю и рассматривают изделия, рассаживаются на  места (две группы)

Учитель кладет изделия детям на столы.

- Понравились разные изделия.

-Да.

Познавательные действия

1. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

2. Небольшой пересказ простого текста.

3. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, образцу.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли, вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

2. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

3. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства

Постановка проблемы

Эмоциональный настрой.

 

Знакомимся с основным вопросом урока

Самоанализ

Открытие нового. Совместное рисование с детьми.

  • Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

  • У вас на столах лежат заготовки  из картона.  Выберите, какое бы вы хотели расписать изделие.
  • Но прежде чем приступит к работе, я хочу вам напомнить очень хорошие поговорки: «Каков мастер, таково и дело», «Поспешишь, людей насмешишь».
  • Как вы думаете, что они означают?

-  Перед работой,  что бы вы хотели пожелать друг другу?

-  А я хотела бы вас сегодня видеть активными, творческими, заинтересованными, внимательными и аккуратными.

  • Давайте представим себя в роли городецких мастеров и распишем свое изделие. Но как мы будем  его расписывать?  - - Отдельными элементами?
  • Давайте рассмотрим, как мастера расписывают изделия.

Учитель предлагает детям рассмотреть изображения городецких мастеров и ответить на вопросы:

-  Что вы видите? Отдельные элементы? (композиции).

– Каковы особенности композиции росписи городецких мастеров? (расположения элементов росписи симметрично). Где располагаются основные фигуры (кони, птицы, люди, цветы)? А где более мелкие элементы?

Так как же будем расписывать наши изделия? Какая тема урока?

«Составление композиций из элементов городецкой росписи»

- Как вы думаете, какими умениями мы должны обладать, чтобы суметь создать композицию в технике городецкой росписи?  На столе у вас лист «Я умею».  Внимательно прочитайте и цветным карандашом  поставьте знак в нужной колонке.

Я умею

Мои умения

Хорошо

Не достаточно хорошо

Не умею

Я умею рисовать элементы городецкой росписи

Я умею делать «теневку»

Я умею делать «оживку»

Я умею составлять композицию

- Давайте приступим к росписи.

- Сначала наметим карандашом, как будут располагаться элементы в нашей композиции.

 Мы будем выполнять композицию из цветочного орнамента.  Цветы в городецкой росписи — символ здоровья и процветания. Учитель вместе с детьми составляет композицию, подсказывая им, какого размера необходимо рисовать цветы, чтобы выдержать пропорции.

- Какие городецкие цветочные элементы мы уже умеем выполнять?

- Как вы думаете, какой цветок мы поместим в центр композиции?

- Что же это за цветок?  

Учитель показывает рисунок (или слайд на экране).

- Хотите научиться выполнять этот элемент?

Показ педагогом выполнения розы.

Городецкая роза - самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки — основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки мельче до самой сердцевины (кружочка вверху), занимающей центр верхней части цветка.
После того как силуэт цветка создан, начинают его
разрабатывать: делают «тенёвку» - элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевине рисуют более темным цветом. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину.
Самое трудное в розе, это
«оживка». Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки.

- Вот мы и научились выполнять самый сложный элемент из цветочной композиции – городецкую розу. Вы все молодцы!

- Понравилась она вам?

-Расписывать изделие.

Дети выбирают заготовку.

Дети называют элементы городецкой росписи.

Ученики рассматривают рисунки изделий на экране и изделия на столах, отвечают на вопросы.

Основные фигуры (кони, птицы, люди, цветы)  располагаются в центре, а более мелкие элементы располагаются по кругу и охватывают центральные фигуры

Дети заполняют таблицу.

- Симметрично 

-Розан, ромашка, купавка,  бутон, виноград, листочки.

-Самый красивый!

 

Предположения детей.

 - Это городецкая роза.

-Да!

Дети уже знают все этапы росписи и помогают учителю, называя их сами.

Учитель выполняет роспись цветка на листе формата А-3.

Также этапы росписи на доске и экране.

C:\Users\user\Desktop\МЕРОПРИЯТИЯ\СЕМИНАР Развитие творческих способностей\картинки-семинар\картинки- семинар\21.jpg

-Да!

Развитие умений – самостоятельное применение знания.

После того, как центр формы заполнен бутоном розы, самостоятельно детьми дорисовывается вся композиция с помощью известных элементов городецкой росписи (купавок, ромашек, листьев, завитков, ягод).

На экране образцы композиций, выполненные разными мастерами.

Выполняют с опорой на схему поэтапного выполнения элементов (на доске). Звучит музыка.

Итог урока. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:

- Вот и закончили мы роспись изделий. У всех получилось?

- Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

- Как красиво! Какие вы уже у меня все мастера!

- А куда отвозили свои изделия мастера?

- Что такое ярмарка?

Разыгрывается сценка ярмарки (костюмированная).

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

 - Было ли что-то трудным для вас?

 - Ребята, вы ведь и многому сегодня научились, а кто-то закрепил свои умения. Давайте опять вернемся к листку «Я умею» и отметим свои умения.

- Вот наше занятие подошло к концу.

- Оцените свое настроение с помощью цвета. Выберите лепесток цветка соответствующего цвета и прикрепите на доску (красный, желтый, зеленый). Все лепестки яркие, у всех хорошее настроение, у всех все получилось!

- Благодарю вас за хорошую работу!  Спасибо! Вы молодцы!

Демонстрируют друг другу свои изделия.

- В Городец на ярмарку.

Разыгрываю сценку «На ярмарке».

Отмечают умения.

Дети выходят к доске и прикрепляют свои цветные лепестки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Чудеса своими руками. Городецкая роспись»

Слайд 2

Верю, дело мы осилим, И освоим Городец, Чтобы красоту России Донести до всех сердец!

Слайд 3

«Каков мастер, таково и дело» «Поспешишь, людей насмешишь»

Слайд 5

Виды Городецкой композиции Цветочная Сюжетная С животными мотивами

Слайд 6

Городецкая роза (варианты)

Слайд 7

Городецкая роза

Слайд 8

подмалёвок тенёвка оживка Городецкая роза

Слайд 10

РИСУЕМ САМИ

Слайд 11

К нам сюда скорее просим. Заходи, честной народ! Веселее, не зевайте, Всех вас ярмарка зовёт! Ярмарка! Ярмарка! Русская ярмарка! Кто на ярмарку придёт. Что захочет – всё найдёт! ЯРМАРКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО «Народные промыслы России. Городецкая роспись»

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса ОС "Школа 2100"...

План-конспект интегративного урока технологии и изобразительного искусства на тему: «Городецкая роспись»

В соответствии с требованиями ФГОС сегодня урок должен включать в себя интегративные формы. Интеграция дает возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать ...

Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"

Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию....

Народные промыслы России. Городецкая роспись

Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений народного искусства и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Изучить особенности городецкой росписи ...

Тема: Народные промыслы России. Городецкая роспись.

Изобразительное искусство.Тема: Народные промыслы России. Городецкая роспись.Цели по линиям развития:1ЛР: Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений народного искусства и ...