Тема: Народные промыслы России. Городецкая роспись.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Изобразительное искусство.

Тема: Народные промыслы России. Городецкая роспись.

Цели по линиям развития:

1ЛР: Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений народного искусства и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать. Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и выполнить задание «Расписная тарелка». Овладеть приёмами работы гуашью.

2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство.

Тема: Народные промыслы России. Городецкая         роспись.

Цели по линиям развития: 

1ЛР: Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений народного искусства и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать. Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и выполнить задание «Расписная тарелка». Овладеть приёмами работы гуашью.

2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи.

Обязательный минимум содержания: городецкая роспись (Н), техника городецкой росписи (П). 

(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)

Зрительный ряд: фотографии и рисунки изделий городецкого промысла; учебные схемы: этапы росписи цветов, городецкого петуха, изготовления тарелки.

        

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД,

технология оценивания

1-й урок темы

действия учителя

действия учеников

I. Создание проблемной ситуации.

Учитель записывает тему урока: «Народные промыслы России. Городец», рассказывает детям историю об одной девушке и просит ответить на вопросы:

– Давным-давно в одной деревушке жила-была Варвара-краса, длинная коса. И была у неё удивительная вещица. Днём она на стене красовалась, глаз радовала, вечером на лавочке размещалась, девице в работе помогала. А гости придут, глянут на вещицу и ну хвалить и Варвару, и её отца с матушкой.

– Итак, как использовали эту вещицу?

– Что вас удивляет?

– Вы можете себе представить, каким он должен быть?

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

– Украшали ею стены; с её помощью выполняли какую-то работу; хвалились перед гостями.

– Что один предмет можно использовать по-разному.

Затрудняются.

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

II.

Формулирование проблемы.

– Значит, какой вопрос возникает?

 Каким должен быть предмет, чтобы его можно было использовать и для украшения, и для работы?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

III. Выдвижение гипотез.

– Может быть, у вас есть какие-то предположения?

Предполагают.

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 36, рассмотреть изображения разделочных досок и ответить на вопросы (отдельно демонстрирует изображение городецкой прялки):

– Что необычного в этих предметах?

– Какие элементы росписи вы видите?

– Какие цвета использовали мастера?

– Найдите в учебнике название этой росписи. Как вы думаете, почему её так назвали?

– Всё верно, городецкая роспись родилась в Поволжье по берегам реки Узоры. Крестьяне привозили свои изделия на ярмарку в село Городец, поэтому роспись стали называть городецкой.

Городецкая роспись берёт начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание жёлтого цвета с тёмным дубом, добавление синего, зелёного, красного цветов делало донце ещё более нарядным и красочным.

1. Дети рассматривают изображения, отвечают на вопросы.

– Красивая форма и необычная роспись.

– Цветы, птицы, лошадки.

– Чёрный цвет для птиц, коней, красный и голубой для цветов, жёлтый и оранжевый для фона, зелёный и коричневый для листьев, чёрный и белый для прорисовки мелких деталей.

 – Городецкая роспись. Название, скорее всего, связано с местностью, где родилась эта роспись.

2. Учитель предлагает рассмотреть этапы росписи цветов на с. 37 учебника или с. 26–27 в Рабочей тетради и составить план работы над цветком:

2. Ученики рассматривают рисунки и составляют план:

1. Толстой кистью нарисовать основные фигуры: круг и два нижних листочка, используя красную или синюю и зелёную краски. Подсушить подмалёвок.

2. Тонкой кистью чёрной краской выполнить прорисовку формы цветка.

3. Тонкой кистью белой краской уточнить форму всех элементов.

3. Учитель предлагает детям выполнить в альбоме синий или красный цветок в стиле городецкой росписи.

3. Выполняют.

V. Выражение решения проблемы.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

Отвечают.

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

Учитель предлагает ребятам выполнить в альбоме рисунок декоративного петуха, изучив схему на с. 26–27 в Рабочей тетради.

– Помните, что сначала рисуем цветные пятна, используя кисть № 6–8, потом доводим острые углы формы более тонкой кистью № 2–3, расписываем их сначала чёрным, а затем белым цветом тонкой кистью.

Выполняют.

VII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

Отвечают.

VIII. Домашнее задание.

– Принести альбом, карандаш, гуашь, кисти № 2, 6, Рабочую тетрадь.

Записывают.

2-й урок темы

I. Актуализация знаний.

Учитель записывает тему урока: «Народные промыслы России. Городец», напоминает проблемный вопрос прошлого урока. 

Учитель демонстрирует изображения изделий народных промыслов: филимоновская, дымковская и богородская игрушки, хохломская и гжельская посуда, городецкие прялки – и просит ответить на вопросы:

– Изделия каких промыслов вы видите на изображениях?

– Чем отличаются изделия городецких мастеров?

– Какие цвета характерны для городецкой росписи?

– Из каких элементов состоит городецкая роспись?

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

Отвечают.

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Учитель предлагает детям рассмотреть изображения городецких мастеров и ответить на вопросы:

– Каковы особенности композиции (расположения элементов росписи) росписи городецких мастеров? Где располагаются основные фигуры (кони и птицы)? А где цветы?

1. Ученики рассматривают рисунки, отвечают на вопросы.

– Кони и птицы располагаются в центре, иногда центр смещён, а цветы часто располагаются по кругу и охватывают центральные фигуры.

2. Учитель предлагает рассмотреть схему выполнения тарелки на с. 28–29 в Рабочей тетради и составить план работы над ней.

2. Дети рассматривают схему и составляют план.

1. Придумать и наметить на заготовке свою композицию, расположить на заготовке фигуры петушка и цветов.

2. Написать основные цветные пятна.

3. Добавить к круговому орнаменту листочки.

4. Выполнить детальную роспись чёрной и белой краской.

3. Учитель предлагает выполнить композицию своей тарелки на подготовленной заранее заготовке жёлтого или жёлто-оранжевого цвета.

1. Придумать и наметить на заготовке свою композицию, расположить на заготовке фигуры петушка и цветов.

2. Написать основные цветные пятна.

3. Добавить к круговому орнаменту листочки. Отложить работу сушить.

Выполняют.

III. Выражение решения проблемы.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

Отвечают.

IV. Применение знаний (продуктивные задания).

Учитель предлагает детям выполнить детальную роспись композиции чёрной и белой краской.

Выполняют.

V. Итог урока. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

Выполняют.

VI. Домашнее задание.

– Принести альбом, карандаш, акварель, кисти № 4, 6, Рабочую тетрадь.

Записывают.

Учитель расставляет номера УУД по своему выбору, можно использовать цветные фломастеры или обозначения: Л1, Р4, П2, К3 и т.д.

© ООО «Баласс», 2012         Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО «Народные промыслы России. Городецкая роспись»

Конспект урока изобразительного искусства для 2 класса ОС "Школа 2100"...

конспект урока по технологии в начальных классах на тему: "Народные промыслы России. Гжель."

Дети знакомятся с историей возникновения промысла, географией, особенностями . Несложная в выполнении работа  будет интересна младшим школьникам...

Открытый классный час на тему "Народные промыслы России" з класс

Данный материал содержит презентации учителя и учеников. Методическая разработка классного часа соответствует схеме анализа классного часа....

Народные промыслы России. Городецкая роспись

Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений народного искусства и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Изучить особенности городецкой росписи ...

Метадическая разработка занятия на тему: "Народные промыслы России"

Разработка для учителей начальной школы и педагогов дополнительного образования, знакомит детей с географией народных промыслов и их историей....