ИЗО 5,6,7 классы. Поурочные планы.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы
Средняя общеобразовательная школа №650
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор ГБОУ СОШ №650 Зам.директора по УВР
_______________Кульгина Р.Я ______________Маркина Л.И.
«___» ___________ 2014г Управляющим Советом ГБОУ СОШ №650
«___» ___________ 2014г
Календарно-тематическое планирование
ИЗО
5,6,7 класс
34 часа, 1 час в неделю
Тематический план разработан на основании учебной программы по «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы» (под руководством Б.М. Неменского, - М. «Просвещение» 2010 год).
Учитель : Сулименкова Ю.П.
2014-2015 уч.год
Пояснительная записка
5 класс
Настоящий развернутый тематический план разработан на основании учебной программы по «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы» (под руководством Б.М. Неменского, - М. «Просвещение» 2010 год).
V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, народными корнями искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на художественные традиции и конкретные промыслы. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.
Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережигая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению опыта чувств и опыта видения мира.
Настоящее тематическое планирование ориентированно на использование учебно-методических и дополнительных пособий:
— Б.М. Неменского Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы/ Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская., изд. «Просвещение», 2010
— Н.А. Горяева, О.В.Островская учебник для 5 класса для общеобразовательных учреждений. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение,2008.-192с.
- поурочные планы для 5 класса по программе Б.М. Неменского . – Волгоград: Учитель, 2008 год.
Учащиеся должны знать:
— истоки и специфику образного языка ДПИ;
- особенности уникального крестьянского искусства;
- несколько народных художественных промыслов России;
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово);
- различать декоративное искусство разных народов и времен (Древний Египет, Китай, Греция и т.д)
— создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Учебно – творческое задание | Требование к уровню подготовки обучающихся (результат) |
1 | «Древние образы в народном искусстве» | Традиционные образы народно – прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо жизни. | Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки. | Знать символический характер народного декоративного искусства. Уметь «прочитать» орнамент. | |
2 | «Декор русской избы»
| Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трехчастная структура и образный строй избы. | Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками. | Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и др.). Уметь выстраивать орнаментальную композицию. | |
3 | «Внутренний мир русской избы» | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры: красный угол, печь. | Рисунок на тему: «В русской избе» (выбор композиции, выполнение подмалевка). Вырезание из картона предметов быта. | Знать жизненно важные участки крестьянского дома. Уметь использовать выразительные средства декоративно – прикладного искусства. | |
4 | «Конструкция, декор предметов народного быта и труда» | Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки рубеля. | Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью. | Знать название предметов народного быта и труда. Уметь – почувствовать особый склад мышления наших предков: - создавать объекты предметной среды. | |
5 | «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки» | Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. | Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка. | Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки. Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель). | |
6 | «Народный праздничный костюм» | Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Севера – русский и южно – русский комплект одежды. | Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов. | Знать крестьянский костюм – образная модель мироздания Уметь сравнивать украшения и фронтона избы. | |
7 - 8 | «Народные праздничные обряды» | Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. | Изготовление куклы «Масленицы». Материал: сухая трава, солома или мочало, нитки, палочка. | Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Уметь работать с различными материалами. | |
9 -10 | «Древние образы в современных народных игрушках» | Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек. | Создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушку. Уметь передавать единство формы и декора в игрушке. | |
11-12 | «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла» | История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности Гжельской росписи. | Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма мастеров Гжели. | Знать особенности росписи, цветового строя, главный элемент орнамента. Уметь - передавать единство формы и декора; - выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели. | |
13 | «Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла» | История развития промысла. Розаны и купавки - основные элементы декоративной композиции городецкой росписи. | Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти. | Знать основные приемы городецкой росписи. Уметь передавать единство формы и декора. | |
14-15 | «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие помысла» | История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма. | Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. | Знать основные приемы жостовской росписи. Уметь выполнять орнаментальную композицию определенного типа. | |
16 | «Роль народных художественных промыслов современной жизни» (обобщение темы). | Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Мастера декоративного искусства нашего города. | Выставка работ. Беседа с элементами занимательной викторины по истории развития народных промыслов, знакомство с которыми произошло на уроках. | Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов - Майдан). Уметь анализировать произведения народных мастеров. | |
17 | «Зачем людям украшения» | Все предметы декоративного искусства несут в себе печать определенных человеческих отношений. | Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов». | Уметь видеть в произведениях декоративно – прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора. | |
18-19 | «Декор и положение человека в обществе» | Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы. | Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта с использованием элементов декора – знаки – обереги, знаки – символы богов и царей. | Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранными материалами | |
20-21 | «Одежда говорит о человеке» | Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно – прикладное искусство Древнего Китая. | Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая. Материал я по выбору учащихся. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | |
22-24 | «Одежда говорит о человеке» | Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно – прикладное искусство Западной Европы (эпоха барокко). | Выполнение панно «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро (коллективная работа). Материалы: цветная бумага, ткань, ножницы. | Знать различия между стилями барокко древнеегипетского и древнекитайского. Уметь творчески работать над предложенной темой. | |
25-27 | «О чем рассказывают гербы и эмблемы» | История возникновения герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе. | Создание проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно – символического языка геральдики. | Знать сущность герба как отличительного знака человека. Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои. | |
28 | «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» | Обобщение тематического блока «Декор-человек, общество, время» | Игра-викторина. Выставка работ, выполненных по изученной теме «Декор-человек, общество, время» | Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов. | |
29 | «Современное выставочное искусство» | Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло. | Беседа на тему: «Обращение современных художников декоративно-прикладного искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства». | Знать - о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях; - о специфике языка разных художественных материалов. | |
30 | «Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства» | Виды декоративно – прикладного искусства. Русская тряпичная кукла. | Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Выбор и обсуждение работы. | Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы. | |
31-32 | «Изготовление тряпичной куклы » | Русская тряпичная кукла. Условность и обобщенность образа. Кукла-закрутка. | Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Изготовление тряпичной куклы. | Знать принципы декоративного обобщения в творческой работе. Уметь использовать выразительные возможности материала. | |
33-34 | «Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства» | Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с соленым тестом. | Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера или панно из соленого теста (по выбору учащихся). | Знать многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Уметь работать с соленым тестом. |
Пояснительная записка
6 класс
Настоящий развернутый тематический план разработан на основании учебной программы по «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы» (под руководством Б.М. Неменского, - М. «Просвещение» 2010 год).
VI класс, а также следующий VII, посвящены собственно изобразительному искусству. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.
Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, т. е. языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания.
Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережигая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению опыта чувств и опыта видения мира.
Настоящее тематическое планирование ориентированно на использование учебно-методических и дополнительных пособий:
— Б.М. Неменского Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы/ Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская., изд. «Просвещение», 2010
— Л.А. Неменская учебник для 6 класса для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение,2008.-176с.
- поурочные планы по программе Б.М. Неменского . – Волгоград: Учитель, 2008 год.
Учащиеся должны знать:
— о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
— о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
— о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
— основные виды и жанры изобразительных искусств;
иметь представление:
— об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
— ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
— особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
— основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
— о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
— о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
— пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать Первичные ми навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
— видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; -
— видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
— создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображении.
Тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Учебно – творческое задание | Требование к уровню подготовки обучающихся |
1 | «Изобразительное искусство в семье пластических искусств» | Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы. | Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. | Знать - виды изобразительного искусства; - художественные материалы и их разительные возможности. | |
2 | «Рисунок – основа изобразительного искусства» | Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы. | Зарисовка с натуры отдельных растений, не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.). | Знать - виды рисунка; - графические материалы. Уметь пользоваться графическими материалами. | |
3 | «Линия и ее выразительные возможности» | Выразительные возможности линии. Условность и образность линейного изображения. | Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм). | Знать - ритм линий; - роль ритма. Уметь использовать выразительные средства туши. | |
4 | «Пятно, как средство выражения. Композиция как ритм пятен» | Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Линия и пятно. | Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). | Знать понятие силуэт, тон, ритм. Уметь - пользоваться графическими материалами; - видеть и передавать характер освещения. | |
5 | «Цвет. Основы цветоведения» | Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. | Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета. | Знать - основные и составные цвета; - теплые и холодные цвета. | |
6 | «Цвет в произведениях живописи» | Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура живописи. | Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д. | Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. Уметь активно воспринимать произведения искусства. | |
7 | «Объемные изображения в скульптуре» | Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства. | Объемные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся). | Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности. Уметь владеть приемами лепки. | |
8 | «Основы языка изображения» | Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие. Зрительские умения». | Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина. | Знать виды изобразительного искусства. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства. | |
9 | «Реальность и фантазия в творчестве художника» | Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. | Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства? | Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Уметь понимать особенности творчества великих русских художников. | |
10 | «Изображение предметного мира - натюрморт» | Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта. | Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. Аппликация. | Знать - основные этапы развития натюрморта; - имена выдающихся художников в жанре натюрморта. Уметь составлять композицию натюрморта. | |
11 | «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира» | Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Выразительность формы. | Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида). | Знать - понятие формы; - правила изображения и средства выразительности. Уметь конструировать из бумаги. | |
12 | «Изображение объема на плоскости, линейная перспектива» | Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. | Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объема графическими средствами (карандаш). | Знать - правила объемного изображения геометрических тел. - понятие ракурса. Уметь изображать в пространстве объем геометрических тел. | |
13 | «Освещение. Свет и тень» | Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс. | Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и черной гуаши. | Знать понятия: свет, блик, рефлекс. Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объема. | |
14 | «Натюрморт в графике» | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте. | Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне. | Знать понятие гравюра и ее свойства. Уметь работать графическими материалами. | |
15 | «Цвет в натюрморте» | Цвет в живописи и богатство его выразительные возможностей. | Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, и т. Д. | Знать имена художников и их произведения. Уметь передавать цветом в натюрморте настроение. | |
16 | «Выразительные возможности натюрморта » (обобщение темы) | Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве ХIХ – века. Жанр натюрморт. | Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. | Знать имена художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства. | |
17 | «Образ человека – главная тема искусства» | Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете. | Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет. Знать | Знать имена художников и их произведения. Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства. | |
18 | «Конструкция головы человека и ее пропорции» | Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека. | Работа над изображением головы человека с соотнесенными по - разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.) | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | |
19 | «Изображение головы человека в пространстве» | Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека. | Объемное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы. | Знать закономерности конструкции головы человека. Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов. | |
20 | «Графический портретный рисунок и выразительный образ человека» | Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. | Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение. | Уметь - передавать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете; - пользоваться графическими материалами. | |
21-22 | «Портрет в скульптуре» | Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры. | Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки. | Знать - выразительные возможности скульптуры; - особенности лепки пластическим материалом. | |
23 | «Сатирические образы человека» | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве. | Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся). | Знать сходство и различие карикатуры и дружеского шаржа. Уметь подмечать и изображать индивидуальные особенности. | |
24 | «Образные возможности освещения в портрете» | Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия при различном освещении. | Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. | Знать - приемы изображения при направлении света с боку, снизу, при рассеянном свете; - контрастность освещения. | |
25 | «Портрет в живописи» | Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи. | Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников в технике акварельной живописи. | Знать - типы портретов; парадный, конный и т.д.; - имена художников и их выдающиеся произведения. | |
26-27 | «Роль цвета в живописи» | Цветовое решение образа в портрете. Тон и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура. | Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся.) | Знать определение цвета и тона в живописи. Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера. | |
28 | «Великие портретисты» (обобщение темы) | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образов. | Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. | Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре. Уметь выражать свое мнение о произведениях искусства. | |
29 | «Жанры в изобразительном искусстве» | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры ИЗО. | Беседа. «Изменение видения мир в разные эпохи». Тематическая картина. | Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж. | |
30 | «Изображение пространства» | Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятии точки зрения. | Беседа. «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве ХХ века» | Знать понятия «точка зрения» и «линия горизонта». Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы. | |
31 | «Правила линейной и воздушной перспективы» | Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота. | Изображение уходящей в даль а аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2 – 3 цвета. | Знать правила воздушной перспективы. Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы. | |
32 | «Пейзаж. Организация изображаемого пространства» | Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж. | Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись. | Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости. | |
33 | «Пейзаж - настроение. Природа и художник» | Пейзаж – настроение – как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит. | Создание пейзажа – настроения - работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. | Знать особенности роли колорита в пейзаже – настроении. Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения. | |
34 | «Городской пейзаж» | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века. | Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликаций на картоне. | Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости. |
Пояснительная записка
7 класс
Настоящий развернутый тематический план разработан на основании учебной программы по «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы» (под руководством Б.М. Неменского- М. «Просвещение» 2010 год).
VII класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Темы, изучаемые в VII класс являются прямым продолжением учебного материала VI класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Здесь важно показать культуростроительную роль искусства, роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого место искусства в развитии особого характера и самосознания народа и образных его представлениях о жизни народов мира.
Настоящее тематическое планирование ориентированно на использование учебно-методических и дополнительных пособий:
— Б.М. Неменского Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы/ Б.М. неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская., изд. «Просвещение», 2010
— Л.А. Неменская учебник для 7-8 класса для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение,2008.-176с.
— Г.Е.Гуров, А.С.Питерских «Дизайн и архитектура в жизни человека» методическое пособие под редакцией Б.М.Неменского, - М. Просвещение 2008 год
Учащиеся должны знать:
— о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений •видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
— о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);— о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
— о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
— о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
— о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
—о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
— о роли художественной иллюстрации;
— о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
— наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.
Учащиеся должны иметь представление:
— об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;
— о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
В процессе практической работы учащиеся должны:
— получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
— научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;
— развивать навыки наблюдательности, способность образно го видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чу кость и активность восприятия реальности;
— получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции. По выбранной теме и поиски способа ее выражений;
— получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Учебно – творческое задание | Требование к уровню подготовки обучающихся |
1 | Бытовой и исторический жанры в изобразительном искусстве. | Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. | Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов передвижников. | Знать - виды жанров и тематическое богатство внутри них; - подвижность границ между жанрами. Уметь анализировать произведения искусства. | |
2 | «Изображение фигуры человека» | Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека. | Аналитические зарисовки изображения фигуры человека, характерных для разных древних кия фигуры | Знать виды изобразительного искусства. Уметь - соблюдать пропорции при изображении фигуры человека; - изображать человека в движении. | |
3 | «Набросок фигуры человека с натуры» | Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь, выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении. | Наброски с натуры фигуры человека (одноклассника) в разных движениях. Графические материалы по выбору. | Знать понятие силуэт. Уметь -пользоваться графическими материалами; -видеть и передавать характер движения. | |
4 | «Лепка фигуры человека» | Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения. | Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений. | Знать имена великих скульпторов и их произведения. Уметь использовать выразительные свойства материала (глины) для передачи движения и пропорций в скульптуре. | |
5 | «Поэзия повседневной жизни человека в истории искусства» | Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве. | Изображение мотивов из жизни разных народов (древнеегипетские росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра). | Знать жанровую систему и ее значение для анализа развития искусства. Уметь владеть материалами для графического рисунка. | |
6 | «Жанровые темы в Европейском искусстве» | Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. | Беседа. «Соединение двух путей поиска красоты человека. Демократический образ человека в европейском и русском искусстве. | Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве. | |
7-8 | «Сюжет и содержание в картине» | Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору). | Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т.п. | Знать разницу между сюжетом и содержанием. Уметь строить тематическую композицию. Владеть навыками использования материалов графики | |
9-10 | «Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве» | Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. | Создание композиции с использованием графических материалов на тему «Мама готовит ужин» (по выбору) | Знать разницу между сюжетом и содержанием. Уметь - строить тематическую композицию; - видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи | |
11-12 | «Жизнь в моем городе в прошлых веках» (историческая тема в бытовом жанре) | Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками. | Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом с использованием архивных материалов из истории города и его жителей и собранного зрительного материала. | Знать - изученное о роли и истории тематической картины и ее жанровых видов; - особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников. Уметь построить композицию. | |
13-14 | «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве» | Сюжет праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. | Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей своего города. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж. | Знать имена художников и их произведения. Уметь - передавать цветом настроение, национальный характер; - воспринимать произведения искусства. | |
15-16 | «Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох» | Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве ХVII века. | Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художник Т. Мазаччо, С. Боттичелли, Рафаэль, Д. Веласкес. | Знать имена выдающихся художников и их произведения. Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров. | |
17-18 | «Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века» | Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому, как понимание современности. | Беседа о великих русских живописцах ХIХ столетия. К. Брюллов «Последний день Помпеи», В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни». | Знать имена выдающихся художников и их произведения. Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров. | |
19-21 | «Процесс работы над тематической картиной» | Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскиз, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали. | Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала. | Знать этапы создания картины. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | |
22-24 | «Библейские темы в изобразительном искусстве» | Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве. | Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша. | Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве. Уметь строить тематическую композицию. | |
25-27 | «Монументальная скульптура и образ истории народа» | Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. | Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или герою. | Знать мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны. Уметь работать с пластическими материалами. | |
28 | «Место и роль картины в искусстве ХХ века» | Множественность направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве. | Беседа и дискуссия о сов ременном искусстве. Творчество Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Проблема взаимоотношений личности и общества, природы и человека. | Знать имена выдающихся художников ХХ века. И их произведения. Уметь анализировать картины художников и выражать свое собственное мнение. | |
29-30 | «Искусство иллюстрации. Слово и изображение» | Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В. Фаворского. | Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала. | Знать - имена известных художников иллюстраторов книг; - роль художественной иллюстрации. Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме. | |
31 | «Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве» | Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. | Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. Завершение работы над иллюстрациями литературного произведения. | Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре. Уметь создавать творческую композицию по воображению. | |
32 | «Зрительные умения и их значение для современного человека» | Язык искусства и средство выразительности. Понятие «художественный образ». Зрительские умения. | Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом. | Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства. Уметь аргументировано анализировать произведение искусства. | |
33 | «История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве» | Историко – художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени. Различные стили. Импрессионизм постимпрессионизм. Передвижники, «Мир искусства» | Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом. | Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора. | |
34 | «Личность художника и мир его времени в произведениях искусства» | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. | Беседа. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения. | Знать - имена великих художников в истории искусства и их произведения. - особенности тематической картины и ее жанровых видах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика 4 класс .Поурочные планы.
Математика 4 класс.Поурочные планы....
Математика 4 класс .Поурочные планы.
Математика 4 класс. Поурочные планы....
Русский язык и литературное чтение "Школа России" 3 класс (поурочные планы)
Поурочные планы по предметам русский язык и литературное чтение 3 класс "Школа России"...
Литературное чтение "Школа России" 2 класс (поурочные планы)
Поурочные планы по предмету литературное чтение...
Русский язык "Школа России" 2 класс (поурочные планы) 1-4 четверть
Поурочные планы по предмету русский язык (Канакина), 1-4 четверть...
Литературное чтение "Школа России" 2 класс (поурочные планы) 3, 4 четверть
Поурочные планы по продмете литературное чтение...
русский язык 4 класс.Поурочные планы
Поурочные планы 4 класс...