ИЗО 5,6,7 классы. Поурочные планы.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Сулименкова Юлия Павловна

ИЗО 5,6,7 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5-7.docx63.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы

                    Средняя общеобразовательная школа №650                

        

«Утверждаю»                                                                                                                                                                      «Согласовано»                                                                                                                                                

Директор ГБОУ СОШ №650                                                                                                                                     Зам.директора по УВР          

_______________Кульгина Р.Я                                                                                                                                 ______________Маркина Л.И.                                    

«___» ___________ 2014г                                                                                                                   Управляющим Советом ГБОУ СОШ №650                                        

                                                                                                                                                                                                           «___» ___________ 2014г                                                                                                                  

Календарно-тематическое планирование

ИЗО

5,6,7 класс

34 часа, 1 час в неделю

        Тематический план разработан на основании учебной программы по «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы» (под руководством Б.М. Неменского, - М. «Просвещение» 2010 год).

Учитель : Сулименкова Ю.П.

2014-2015 уч.год

Пояснительная записка

 5 класс

Настоящий развернутый тематический план разработан на основании учебной программы по «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы» (под руководством Б.М. Неменского, - М. «Просвещение» 2010 год).

V класс, или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, народными корнями искусства. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на художественные традиции и конкретные промыслы. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережигая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению опыта чувств и опыта видения мира.

Настоящее тематическое планирование ориентированно на использование учебно-методических и  дополнительных пособий:

— Б.М. Неменского Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы/ Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская., изд. «Просвещение», 2010

— Н.А. Горяева, О.В.Островская  учебник для 5 класса для общеобразовательных учреждений. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение,2008.-192с.

 - поурочные планы для 5 класса по программе Б.М. Неменского . – Волгоград: Учитель, 2008 год.

Учащиеся должны знать:

— истоки и специфику образного языка ДПИ;

- особенности уникального крестьянского искусства;

- несколько народных художественных промыслов России;

-  о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово);

- различать декоративное искусство разных народов и времен (Древний Египет, Китай, Греция и т.д)

—  создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

Тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Учебно – творческое задание

Требование к уровню подготовки обучающихся (результат)

1

«Древние образы в народном искусстве»

Традиционные образы народно – прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо жизни.

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки.

Знать символический характер народного декоративного искусства.

Уметь 

«прочитать» орнамент.

2

«Декор русской избы»

                

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трехчастная структура и образный строй избы.

Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками.

Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и др.).

Уметь выстраивать орнаментальную композицию.

3

«Внутренний мир русской избы»

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры: красный угол, печь.

Рисунок на тему: «В русской избе» (выбор композиции, выполнение подмалевка). Вырезание из картона предметов быта.

Знать жизненно важные участки крестьянского дома.

Уметь использовать выразительные средства декоративно – прикладного искусства.

4

«Конструкция, декор предметов народного быта и труда»

Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки рубеля.

Вырезание из картона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

Знать название предметов народного быта и труда.

Уметь 

– почувствовать особый склад мышления наших предков:

- создавать объекты предметной среды.

5

«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение.

Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка.

Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки.

Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель).

6

«Народный праздничный костюм»

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Севера – русский и южно  – русский комплект одежды.

Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.

Знать крестьянский костюм – образная модель мироздания

Уметь сравнивать украшения и фронтона избы.

7 - 8

«Народные праздничные обряды»

Календарные народные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Изготовление куклы «Масленицы». Материал: сухая трава, солома или мочало, нитки, палочка.

Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

Уметь работать с различными материалами.

9 -10

«Древние образы в современных народных игрушках»

Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек.

Создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Знать дымковскую,

филимоновскую, каргопольскую игрушку.

Уметь передавать единство формы и декора в игрушке.

11-12

«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»

История развития промысла.

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности Гжельской росписи.

Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма мастеров Гжели.

Знать особенности росписи, цветового строя, главный элемент орнамента.

Уметь

- передавать единство формы и декора;

- выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели.

13

«Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла»

История развития промысла. Розаны и купавки - основные элементы декоративной композиции городецкой росписи.

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти.

Знать основные приемы городецкой росписи.

Уметь передавать единство формы и декора.

14-15

«Искусство Жостово. Истоки и современное развитие помысла»

История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма.

Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом.

Знать основные приемы жостовской росписи.

Уметь выполнять орнаментальную композицию определенного типа.

16

«Роль народных художественных промыслов современной жизни» (обобщение темы).

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Мастера декоративного искусства нашего города.

Выставка работ. Беседа с элементами занимательной викторины по истории развития народных промыслов, знакомство с которыми произошло на уроках.

Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов - Майдан).

Уметь анализировать произведения народных мастеров.

17

«Зачем людям украшения»

Все предметы декоративного искусства несут в себе печать определенных человеческих отношений.

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов».

Уметь видеть в произведениях декоративно – прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

18-19

«Декор и положение человека в обществе»

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта. Орнаментальные мотивы.

Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта с использованием элементов декора – знаки – обереги, знаки – символы богов и царей.

Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью ее хозяина.

Уметь работать с выбранными материалами

20-21

«Одежда говорит о человеке»

Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно – прикладное искусство Древнего Китая.

Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая. Материал я по выбору учащихся.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

22-24

«Одежда говорит о человеке»

Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно – прикладное искусство Западной Европы (эпоха барокко).

Выполнение панно «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро (коллективная работа). Материалы: цветная бумага, ткань, ножницы.

Знать различия между стилями барокко древнеегипетского и древнекитайского.

Уметь творчески работать над предложенной темой.

25-27

«О чем рассказывают гербы и эмблемы»

История возникновения герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе.

Создание проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно – символического языка геральдики.

Знать сущность герба как отличительного знака человека.

Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои.

28

«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»

Обобщение тематического блока «Декор-человек, общество, время»

Игра-викторина. Выставка работ, выполненных по изученной теме «Декор-человек, общество, время»

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов.

29

«Современное выставочное искусство»

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло.

Беседа на тему: «Обращение современных художников декоративно-прикладного искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства».

Знать

- о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;

- о специфике языка разных художественных материалов.

30

«Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства»

Виды декоративно – прикладного искусства. Русская тряпичная кукла.

Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Выбор и обсуждение работы.

Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы.

31-32

«Изготовление тряпичной куклы »

Русская тряпичная кукла. Условность и обобщенность образа. Кукла-закрутка.

Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Изготовление тряпичной куклы.

Знать принципы декоративного обобщения в творческой работе.

Уметь использовать выразительные возможности материала.

33-34

«Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства»

Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с соленым тестом.

Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера или панно из соленого теста (по выбору учащихся).

Знать многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства.

Уметь работать с соленым тестом.

Пояснительная записка

6 класс

Настоящий развернутый тематический план разработан на основании учебной программы по «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы» (под руководством Б.М. Неменского, - М. «Просвещение» 2010 год).

VI класс, а также следующий VII, посвящены собственно изобразительному искусству.  Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает,  является  его  знаком,  вернее  системой  знаков,  т. е. языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания.

Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережигая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так, чтобы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению опыта чувств и опыта видения мира.

Настоящее тематическое планирование ориентированно на использование учебно-методических и  дополнительных пособий:

— Б.М. Неменского Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы/ Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская., изд. «Просвещение», 2010

— Л.А. Неменская учебник для 6 класса для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение,2008.-176с.

 - поурочные планы по программе Б.М. Неменского . – Волгоград: Учитель, 2008 год.

Учащиеся должны знать:

—  о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

—  о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

—  о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;

—  основные виды и жанры изобразительных искусств;

иметь представление:

— об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

—  ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

—  особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

— основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

— о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

—  о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны уметь:

— пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать Первичные ми навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

— видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;                                                      -

—  видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

—  создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображении.

Тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Учебно – творческое задание

Требование к уровню подготовки обучающихся

1

«Изобразительное искусство в семье пластических искусств»

Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы.

Беседа об искусстве и его видах. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура.

Знать

- виды изобразительного искусства;

- художественные материалы и их разительные возможности.

2

«Рисунок – основа изобразительного искусства»

Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Графические материалы.

Зарисовка с натуры отдельных растений, не имеющих ярко выраженной окраски (колоски и т.п.).

Знать

- виды рисунка;

- графические материалы.

Уметь пользоваться графическими материалами.

3

«Линия и ее выразительные возможности»

Выразительные возможности линии. Условность и образность линейного изображения.

Выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер (линейный ритм).

Знать

- ритм линий;

- роль ритма.

Уметь использовать выразительные средства туши.

4

«Пятно, как средство выражения. Композиция как ритм пятен»

Пятно в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Линия и пятно.

Изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

Знать понятие силуэт, тон, ритм.

Уметь

- пользоваться графическими материалами;

- видеть и передавать характер освещения.

5

«Цвет. Основы цветоведения»

Изучение свойств цвета. Цветовой круг. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота.

Фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета.

Знать

- основные и составные цвета;

- теплые и холодные цвета.

6

«Цвет в произведениях живописи»

Цветовые отношения. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Фактура живописи.

Изображение осеннего букета с разным настроением – радостный букет, грустный, торжественный, тихий и т.д.

Знать понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета.

Уметь активно воспринимать произведения искусства.

7

«Объемные изображения в скульптуре»

Выразительные возможности объемного изображения. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства.

Объемные изображения животных в разных материалах: глина или пластилин (по выбору учащихся).

Знать художественные материалы в скульптуре и их выразительные возможности.

Уметь владеть приемами лепки.

8

«Основы языка изображения»

Обобщение материала темы «Виды изобразительного искусства. Художественное восприятие. Зрительские умения».

Беседа «Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности». Викторина.

Знать виды изобразительного искусства.

Уметь воспринимать  и анализировать произведения искусства.

9

«Реальность и фантазия в творчестве художника»

Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность  и фантазия в творческой деятельности художника.

Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Почему люди хранят произведения искусства?

Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве.

Уметь понимать особенности творчества великих русских художников.

10

«Изображение предметного мира - натюрморт»

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Натюрморт в истории искусства. Появление жанра натюрморта.

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на  композицию, ритм. Аппликация.

Знать

- основные этапы развития натюрморта;

- имена выдающихся художников в жанре натюрморта.

Уметь составлять композицию натюрморта.

11

«Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира»

Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Выразительность формы.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида).

Знать

- понятие формы;

- правила изображения и средства выразительности.

Уметь конструировать из бумаги.

12

«Изображение объема на плоскости, линейная перспектива»

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.

Изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объема графическими средствами (карандаш).

Знать

- правила объемного изображения геометрических тел.

- понятие ракурса.

Уметь изображать в пространстве объем геометрических тел.

13

«Освещение. Свет и тень»

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Свет. Блик. Рефлекс.

Изображение геометрических тел из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и черной гуаши.

Знать понятия: свет, блик, рефлекс.

Уметь выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

14

«Натюрморт в графике»

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте.

Практическая работа: оттиск с аппликации натюрморта на картоне.

Знать понятие гравюра и ее свойства.

Уметь работать графическими материалами.

15

«Цвет в натюрморте»

Цвет в живописи и богатство его выразительные возможностей.

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, и т. Д.

Знать имена художников и их произведения.

Уметь передавать цветом в натюрморте настроение.

16

«Выразительные возможности натюрморта » (обобщение темы)

Предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт в искусстве ХIХ – века. Жанр натюрморт.

Беседа. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Знать имена художников и их произведения.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

17

«Образ человека – главная тема искусства»

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Проблема сходства в портрете.

Беседа. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет. Знать

Знать имена художников и их произведения.

Уметь воспринимать и анализировать произведения искусства.

18

«Конструкция головы человека и ее пропорции»

Закономерности в конструкции головы человека. Подвижные части лица, мимика. Пропорции лица человека.

Работа над изображением головы человека с соотнесенными по - разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, скулы и т.д.)

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

19

«Изображение головы человека в пространстве»

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы. Индивидуальные особенности человека.

Объемное конструктивное изображение головы. Рисование с натуры гипсовой головы.

Знать закономерности конструкции головы человека.

Уметь использовать выразительные возможности художественных материалов.

20

«Графический портретный рисунок и выразительный образ человека»

Образ человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.

Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Постараться передать индивидуальные особенности и настроение.

Уметь

- передавать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете;

- пользоваться графическими материалами.

21-22

«Портрет в скульптуре»

Скульптурный портрет в истории искусства. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Материал скульптуры.

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером пластическим способом лепки.

Знать

- выразительные возможности скульптуры;

- особенности лепки пластическим материалом.

23

«Сатирические образы человека»

Правда жизни и язык искусства. Художественное  преувеличение. Карикатура и дружеский шарж. Сатирические образы в искусстве.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей (по выбору учащихся).

Знать сходство и различие карикатуры и дружеского шаржа.

Уметь подмечать и изображать индивидуальные особенности.

24

«Образные возможности освещения в портрете»

Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия при различном освещении.

Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.

Знать

- приемы изображения при направлении света с боку, снизу, при рассеянном свете;

- контрастность освещения.

25

«Портрет в живописи»

Роль и место портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в разные эпохи.

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников в технике акварельной живописи.

Знать

- типы портретов; парадный, конный и т.д.;

- имена художников и их выдающиеся произведения.

26-27

«Роль цвета в живописи»

Цветовое решение образа в портрете. Тон  и цвет. Цвет и освещение. Цвет и живописная фактура.

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека – члена семьи, друга (по выбору учащихся.)

Знать определение цвета и тона в живописи.

Уметь использовать цвет для передачи настроения и характера.

28

«Великие портретисты» (обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образов.

Беседа. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Знать имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре.

Уметь выражать свое мнение о произведениях искусства.

29

«Жанры в изобразительном искусстве»

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Жанры ИЗО.

Беседа. «Изменение видения мир в разные эпохи». Тематическая картина.

Знать жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж.

30

«Изображение пространства»

Виды перспективы. Перспектива как изобразительная грамота. Пространство иконы и его смысл. Понятии точки зрения.

Беседа. «Изображение пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве ХХ века»

Знать понятия «точка зрения» и «линия горизонта».

Уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы.

31

«Правила линейной и воздушной перспективы»

Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота.

Изображение уходящей в даль а аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы  с использованием карандаша и гуаши 2 – 3 цвета.

Знать правила воздушной перспективы.

Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы.

32

«Пейзаж. Организация изображаемого пространства»

Пейзаж – как самостоятельный жанр в искусстве. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Смешанная техника: аппликация, живопись.

Знать правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.

33

«Пейзаж - настроение. Природа и художник»

Пейзаж – настроение – как отклик на переживание художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Освещение в природе. Колорит.

Создание пейзажа – настроения - работа по представлению и по памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.

Знать особенности роли колорита в пейзаже – настроении.

Уметь применять средства выражения – характер освещения, цветовые отношения.

34

«Городской пейзаж»

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века.

Создание графической композиции «Городской пейзаж» с использованием гуаши или оттиска с аппликаций на картоне.

Знать правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь организовывать перспективу в картинной плоскости.

Пояснительная записка

7 класс

Настоящий развернутый тематический план разработан на основании учебной программы по «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы» (под руководством Б.М. Неменского- М. «Просвещение» 2010 год).

VII класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Темы, изучаемые в VII класс являются прямым продолжением учебного материала VI класса и посвящены основам изобразительного искусства.  Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической    творческой    работы      учащихся,    а    также    принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в  истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины   в   истории   искусства  и   соответственно   углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства,   особенностях  его  метафорического  строя.   За  период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Здесь важно показать культуростроительную роль искусства, роль  искусства  в   понимании людьми  образа своего  прошлого место искусства в развитии особого характера и самосознания народа и образных его представлениях о жизни народов мира.

Настоящее тематическое планирование ориентированно на использование учебно-методических и  дополнительных пособий:

— Б.М. Неменского Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы общеобразовательной школы/ Б.М. неменский, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская., изд. «Просвещение», 2010

— Л.А. Неменская учебник для 7-8 класса для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. / А.С. Питерских, Г.Е. Гуров; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение,2008.-176с.

 — Г.Е.Гуров, А.С.Питерских «Дизайн и архитектура в жизни человека» методическое пособие под редакцией Б.М.Неменского, - М. Просвещение 2008 год

Учащиеся должны знать:

—  о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений •видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

—  о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);—  о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

—  о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

—  о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека,  понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

—  о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

—о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

— о роли художественной иллюстрации;

—  о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

—   наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.

Учащиеся должны иметь представление:

—  об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

—  о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

—  получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

—  научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

—  развивать навыки наблюдательности, способность образно го видения окружающей ежедневной жизни,  формирующие чу кость и активность восприятия реальности;

—  получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции. По выбранной теме и поиски способа ее выражений;

—  получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Учебно – творческое задание

Требование к уровню подготовки обучающихся

1

Бытовой и исторический жанры в изобразительном искусстве.

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре.

Беседа о восприятии произведений изобразительного искусства. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов передвижников.

Знать

- виды жанров и тематическое богатство внутри них;

- подвижность границ между жанрами.

Уметь анализировать произведения искусства.

2

«Изображение фигуры человека»

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Древней Греции: красота и совершенство тела человека.

Аналитические зарисовки изображения фигуры человека, характерных для разных древних кия фигуры

Знать виды изобразительного искусства.

Уметь

- соблюдать пропорции при изображении фигуры человека;

- изображать человека в движении.

3

«Набросок фигуры человека с натуры»

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Деталь, выразительность детали в рисунке. Главное и второстепенное в изображении.

Наброски с натуры фигуры человека (одноклассника) в разных движениях. Графические материалы по выбору.

Знать понятие силуэт.

Уметь

-пользоваться графическими материалами;

-видеть и передавать характер движения.

4

«Лепка фигуры человека»

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Великие скульпторы эпохи Возрождения.

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (тема балета, цирка, спорта) с использованием каркаса. Выразительность пропорций и движений.

Знать имена великих скульпторов и их произведения.

Уметь использовать выразительные свойства материала (глины) для передачи движения и пропорций в скульптуре.

5

«Поэзия повседневной жизни человека в истории искусства»

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве.

Изображение мотивов из жизни разных народов (древнеегипетские росписи, древнегреческая вазопись, фрески Помпеи, японская гравюра).

Знать жанровую систему и ее значение для анализа развития искусства.

Уметь владеть материалами для графического рисунка.

6

«Жанровые темы в Европейском искусстве»

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

Беседа. «Соединение двух путей поиска красоты человека. Демократический образ человека в европейском и русском искусстве.

Знать понятия индивидуальный образ, индивидуальная жизнь человека в искусстве.

7-8

«Сюжет и содержание в картине»

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Различные уровни понимания произведения (по выбору).

Работа над композицией с сюжетом из своей жизни «Завтрак», «Ужин», «Прогулка во дворе», «Приготовление уроков» и т.п.

Знать разницу между сюжетом и содержанием.

Уметь строить тематическую композицию.

Владеть навыками использования материалов графики

9-10

«Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве»

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.

Создание композиции с использованием графических материалов на тему «Мама готовит ужин» (по выбору)

Знать разницу между сюжетом и содержанием.

Уметь

- строить тематическую композицию;

- видеть глазами художника повседневную жизнь своей семьи

11-12

«Жизнь в моем городе в прошлых веках» (историческая тема в бытовом жанре)

Бытовые сюжеты и темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками.

Создание композиции на темы жизни людей своего города в прошлом с использованием архивных материалов из истории города и его жителей и собранного зрительного материала.

Знать

- изученное о роли и истории тематической картины и ее жанровых видов;

- особенности поэтической красоты повседневности, раскрываемой в творчестве художников.

Уметь построить композицию.

13-14

«Праздник и карнавал в изобразительном искусстве»

Сюжет праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера.

Создание композиции в технике коллажа на темы жизни и праздника людей своего города. Смешанная техника: живопись (гуашь или акварель) и коллаж.

Знать имена художников и их произведения.

Уметь

- передавать цветом настроение, национальный характер;

- воспринимать произведения искусства.

15-16

«Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох»

Живопись монументальная и станковая. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве ХVII века.

Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства. Художник Т. Мазаччо, С. Боттичелли, Рафаэль, Д. Веласкес.

Знать имена выдающихся художников и их произведения.

Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров.

17-18

«Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века»

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Правда жизни и правда искусства. Отношение к прошлому, как понимание современности.

Беседа о великих русских живописцах ХIХ  столетия. К. Брюллов «Последний день Помпеи», В. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни».

Знать имена выдающихся художников и их произведения.

Уметь воспринимать произведения искусства великих мастеров.

19-21

«Процесс работы над тематической картиной»

Понятие темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскиз, сбор натурного материала. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детали.

Работа над созданием композиции на самостоятельно выбранную тему из истории нашей Родины; собирание зрительного материала.

Знать этапы создания картины.

Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.

22-24

«Библейские темы в изобразительном искусстве»

Вечные темы в искусстве. Византийские мозаики. Древнерусская иконопись. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

Создание композиции на библейскую тему «Поклонение волхвов», «Рождество». Использование для работы гуаши, акварели или карандаша.

Знать наиболее известные произведения изобразительного искусства на библейские темы в европейском и отечественном искусстве.

Уметь строить тематическую композицию.

25-27

«Монументальная скульптура и образ истории народа»

Роль монументальных  памятников в формировании исторической памяти народа и в  народном самосознании.

Создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или герою.

Знать мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны.

Уметь работать с пластическими материалами.

28

«Место и роль картины в искусстве ХХ века»

Множественность направлений и языков изображения в искусстве ХХ века. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.

Беседа и дискуссия о сов ременном искусстве. Творчество Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Марка Шагала. Проблема  взаимоотношений личности и общества, природы и человека.

Знать имена выдающихся художников ХХ века. И их произведения.

Уметь анализировать картины художников и выражать свое собственное мнение.

29-30

«Искусство иллюстрации. Слово и изображение»

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Самостоятельность иллюстрации. Творчество В. Фаворского.

Выбор литературного произведения для иллюстрирования. Выражение идеи: замысел, эскизы. Собирание необходимого зрительного материала.

Знать

- имена известных художников иллюстраторов книг;

- роль художественной иллюстрации.

Уметь выражать авторскую позицию по выбранной теме.

31

«Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве»

Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. Завершение работы над иллюстрациями литературного произведения.

Знать роль конструктивного, изобразительного и декоративного начала в живописи, графике и скульптуре.

Уметь создавать творческую композицию по воображению.

32

«Зрительные умения и их значение для современного человека»

Язык искусства и средство выразительности. Понятие «художественный образ». Зрительские умения.

Глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Работа над выбранным проектом.

Знать разные уровни понимания произведений изобразительного искусства.

Уметь аргументировано анализировать произведение искусства.

33

«История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве»

Историко – художественный процесс в искусстве. Направления в искусстве Нового времени. Различные стили. Импрессионизм постимпрессионизм. Передвижники, «Мир искусства»

Анализ произведений с точки зрения принадлежности к стилю, направлению. Продолжение работы над выбранным проектом.

Иметь представление о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, существовании стилей и направлений в искусстве, роли индивидуальности автора.

34

«Личность художника и мир его времени в произведениях искусства»

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Соотношение всеобщего и личного в искусстве.

Беседа. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.

Знать

- имена великих художников в истории искусства и их произведения.

- особенности тематической картины и ее жанровых видах.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 4 класс .Поурочные планы.

Математика 4 класс.Поурочные планы....

Математика 4 класс .Поурочные планы.

Математика 4 класс. Поурочные планы....

Русский язык и литературное чтение "Школа России" 3 класс (поурочные планы)

Поурочные планы по предметам русский язык и литературное чтение 3 класс "Школа России"...

Литературное чтение "Школа России" 2 класс (поурочные планы)

Поурочные планы по предмету литературное чтение...

Русский язык "Школа России" 2 класс (поурочные планы) 1-4 четверть

Поурочные планы по предмету русский язык (Канакина), 1-4 четверть...

Литературное чтение "Школа России" 2 класс (поурочные планы) 3, 4 четверть

Поурочные планы по продмете литературное чтение...

русский язык 4 класс.Поурочные планы

Поурочные планы 4 класс...