Рабочая программа по ИЗО 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основнаяобщеобразовательная школа с. Петровского
Уржумского района Кировской области
Рассмотрена: на заседании МС Протокол №____ «___»_________20__года | Согласовано: заместитель директора по УВР __________________ «___»_____________20___года | Утверждаю: Директор МКОУ ООШ с.Петровского Уржумского района Кировской области Приказ №____от______20___года |
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса (базовый уровень) |
Рабочую программу составила
Копанева Г.А., учитель
начальных классов,
квалификационная категория- I
образование-среднее специальное
стаж работы-25 лет
с. Петровское, 2014
Пояснительная записка
2 класс (1 час в неделю, 34 часа)
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для 2 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования, авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», утверждённой МО РФ (базовый уровень), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечивания, формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы Б.М. Неменского.
Тема второго года обучения является продолжением темы, важнейшей для реализации идеи всей системы обучения в начальной школе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд». Первый и второй годы обучения строят основы понимания связей искусства с жизнью.
Весь год состоит из четырех больших тем и под тем, которые настроены в порядке логического раскрытия сути каждой из них.
Каждая тема построена на развитии осознания связей искусства с жизнью и наблюдениях детей, т. е. основывается на имеющемся у школьников жизненном опыте.
Художественно-творческое развитие в целом и развитие способностей детей к художественно-творческой деятельности строятся по нескольким направлениям :
1) эмоционально-образное постижение языка художественной выразительности разных видов изобразительного искусства;
2) формирование эстетического отношения к окружающему миру;
3) формирование художественно-творческой активности детей через освоение художественных знаний, умений и навыков в области искусства.
Второй год обучения развивает представления детей о трех формах художественной деятельности, заложенных в I классе. По мере углубления этих знаний от четверти к четверти меняется (углубляется) понимание связи этих форм деятельности с жизнью искусства, с жизнью человека.
Задачи художественного развития учащихся во II классе
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве
Дети должны:
проявлять интерес к окружающей жизни, радоваться неповторимости и совершенству, цветовому богатству,
природных форм;
испытывать любовь к красоте родной природы, чувство духовной близости с ней;
понимать, что художник, видя красоту мира, стремится выразить ее в своих произведениях;
проявлять отзывчивость к выразительности цвета и линий в природе;
—уметь видеть разнообразие и красоту красочных смесей, возможности цветовой палитры;
—испытывать радость от передачи красоты природы в живописном и линейном рисунке, радость от умения фантазировать; —ощущать эмоциональные связи между собственной деятельностью и творчеством художников в области изображения, украшения и постройки;
—учиться быть чуткими и гуманными по отношению к человеку, животным, растениям;
—испытывать чувство уважения и любви к благородным, мужественным характерам и отвращения к злым и жестоким;
—учиться понимать, что природа эмоционально воздействует на человека;
—учиться испытывать наслаждение от созерцания красоты цвета, ритмов в природе и в произведениях искусства;
—учиться испытывать чувство удивления и восхищения от сочетания в природных объектах и в произведениях искусства гармоничных и пропорциональных объемов;
—учиться эстетически относиться к художественным произведениям, уважать личность художника, стремиться постичь язык искусства.
Формирование художественно-творческой активности
Дети должны:
— учиться понимать особенности трех сфер художественной деятельности (изобразительной, конструктивной и декоративной);
—учиться понимать, как художники выражают чувства и настроения в своих произведениях;
—активно включаться в художественную деятельность по созданию художественного образа средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, проявляя инициативу, фантазию, воображение;
—включаться в творческую работу по освоению возможностей цвета, линии, формы, объема, а также по освоению выразительности художественных материалов и возможностей художественных инструментов;
испытывать потребность в творческой деятельности, в расширении собственного художественного опыта;
стремиться экспериментировать с различными материалами по созданию художественных образов;
стараться творчески воспринимать человека в искусстве и жизни, уметь сопоставлять его внутренний и внешний облик;
—иметь представление о выразительных возможностях цвета, линии, пятна, композиции, фактуры, движения, ритма и т.
—проявлять творческую активность в коллективных формах работы;
—учиться выражать собственные представления о содержании искусства и воспринимать оценочные суждения сверстников; —стремиться к художественно-творческой деятельности во внеурочное время.
Общая характеристика учебного предмета
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к уровню подготовки по курсу «Изобразительное искусство» к концу 2 года обучения.
Учащиеся должны знать/понимать:
—знать о существовании трех сфер художественной деятельности и их единстве, о том, что, изображая, украшая и строя, художник передает свое отношение к предмету или явлению;
—знать о роли фантазии в искусстве, о связи фантазии и реальности;
—знать о том, что существуют основные и составные цвета;
—знать о том, как и для чего художник использует выразительность цвета, линии, пятна в своем творчестве;
—знать несколько имен художников и произведений из приведенных на страницах учебника;
Учащиеся должны уметь:
—уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к изображаемому;
—иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
—иметь навыки работы гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
—иметь навыки построения композиции на всем листе;
—уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
—учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
—развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;
—совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой, свободно заполнять лист цветовым пятном;
—уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
—учиться сочетать объемы для создания выразительности образа;
—учиться эмоционально строить композицию с помощью ритма линий, объемов, их движения;
—учиться творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, творчески сотрудничать)
Содержание программы
II класс (34 ч, 1 час в неделю)
ТЫ И ИСКУССТВО
Тема «Ты и искусство» — важнейшая для начальной школы. Она содержит основополагающие темы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств, и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка искусства и связей его с жизнью выстроено в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.
Задача — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ (8 ч)
Основная задача — познакомить детей с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие своеобразия, красоты н характера материалов.
Тема. Три основные краски, строящие многоцветие мира
Основные и составные цвета. Умение смешивать краски сразу на листе бумаги (без палитры). Формирование первичных живописных навыков.
Задание: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению.
Материалы: гуашь (три краски), крупные кисти, большие листы белой бумаги.
Зрительный ряд: живые цветы, слайды цветов, цветущего луга; наглядные пособия, демонстрирующие три основные краски и их смешение (составные цвета); практический показ смешения гуашевых красок.
Тема. Пять красок — все богатство цвета и тона (2 ч)
Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной.
Задание: изображение природных стихий — грозы, бури, извержения вулкана, дождя, тумана, солнечного дня — на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка.
Материалы: гуашь (пять красок), крупная кисть, большие листы любой бумаги.
Зрительный ряд: слайды фрагментов природы с изображением резко выраженных состояний (гроза, буря и т. д.), произведения художников (Н. Рерих, И. Левитан, А. Куинджи и др.); практический показ смешения цветов.
Тема.; Выразительные возможности. Пастель и цветные мелки, акварель.
Мягкая бархатистая пастель, текучесть прозрачной акварели — учимся понимать красоту и выразительность этих материалов.
Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению).
Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага.
Зрительный ряд: слайды фрагментов осеннего леса и произведения художников на тему осени; наблюдение детьми природы.
Музыкальный ряд: П.Чайковский. Осенняя песня (из цикла «Времена года»), А.Вивальди. Времена года. Осень.
Литературный ряд: стихотворения А. Пушкина, С. Есенина.
Тема. Выразительные возможности аппликации
Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать).
Представление о ритме пятен.. Наблюдение за ритмом листьев в природе — на земле, опадающем дереве.
Задание: создать коврик на тему осенней земли с опавшими листьями. Работа групповая (1—3 панно) по памяти и впечатлению.
Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей, бумага или холст.
Зрительный ряд: листья деревьев, слайды фрагментов осеннего леса, земли, асфальта с опавшими листьями.
Музыкальный ряд: ноктюрны Ф.Шопена; П.Чайковский. Сентябрь.
Литературный ряд: Ф.Тютчев. Листья.
Тема. Выразительные возможности графических материалов
Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Задание: изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и памяти). Материалы: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь. Зрительный ряд: наблюдения природы или слайды фрагментов зимнего леса (деревья, травы). Музыкальный ряд: П.Чайковский. Декабрь (из цикла «Времена года»). Литературный ряд: М.Пришвин. Рассказы о природе; К.Паустовский. Первый снег.
Тема. Выразительность материалов для работы в объеме
Лепка из пластилина из одного большого куска путем вытягивания и вдавливания (а не путем соединения отдельных частей!). Задание: изображение животных родного края по впечатлению и памяти. I Материалы: пластилин, стеки.
Зрительный ряд: наблюдение выразительных объемов в природе (корни, камни); слайды животных; скульптурные произведения, мелкая пластика из разных материалов в оригинале; репродукции работ скульптора В. Ватагина. Литературный ряд: В. Б и а н к и. Рассказы о животных.
Тема. Какими еще материалами работает художник, (обобщение темы)
Понимание красоты художественных материалов и их отличий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и »»умага, «неожиданные» материалы.
Задание: изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и г. д.) на фоне темной бумаги.
РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (8 ч) Тема. Изображение и реальность
Умение всматриваться, не только смотреть, но и видеть, быть наблюдательным. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас.
Задание: изображение животных или зверей, увиденных в зоопарке, деревне.
Материалы: гуашь (одна или две краски), кисть, цветная бумага. Зрительный ряд: произведения искусства, фотографии с изображением зверей.
Тема. Изображение и фантазия
Умение фантазировать. Роль фантазии в жизни людей.
Задание: изображение сказочных, несуществующих животных и птиц путем соединения воедино элементов разных животных, птиц и даже растений (сказочные персонажи: драконы, кентавры и др.).
Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (желательно цветной или тонированной).
Зрительный ряд: слайды реальных и фантастических животных в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве.
Музыкальный ряд: фантастические образы из музыкальных произведений.
Тема. Украшение и реальность
Развитие наблюдательности. Умение видеть красоту в природе. Мастер Украшения учится у природы.
Задание: изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий индивидуально по памяти).
Материалы: уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь (один цвет), бумага. Зрительный ряд: слайды фрагментов природы, увиденные глазами художника.
Тема. Украшение и фантазия
Без фантазии невозможно создать ни одного украшения.
Задание: украшение воротничка для платья, подзора, кокошника, закладки для книги узором заданной формы.
Материалы: любой графический материал (один-два цвета). Зрительный ряд: слайды кружев, бижутерии, бисерного шитья, вышивок и др. Музыкальный ряд: ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.
Тема. Постройка и реальность (2 ч) Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций — сот пчел, головки мака и форм подводного мира (медуз, водорослей).
Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа).
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды самых различных построек (дома, вещи), природных конструкций и форм.
Тема. Постройка и фантазия
Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Задание: создание макетов фантастических зданий, конструкций — фантастического города. Индивидуальная, групповая работа по воображению.
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд: слайды построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов (Ле Корбюзье, Гауди); ученические
Тема. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
Взаимодействие трех видов художественной деятельности.
Задание: конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно.
Материалы: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей.
Зрительный ряд :детские работы за четверть, слайды и оригинальные произведения.
№ п/пномер урока | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | |||
понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | |||
1 | Три основные краски. | Пр.: как смешивать краски и получать новые цвета? Цель: показать возможности цветообразования. | Основные и дополнительные цвета. | Знакомство с основными законами цветоведения | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи; Познавательные: Осуществлять анализ объектов с различными признаками; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству | Понятие цветовой гармонии, развитие эстетических чувств. |
2 | Пять красок – все богатство цвета и тона. | Пр.: как смешивать краски и получать новые цвета? Цель: показать возможности цветообразования. | Темное и светлое. Оттенки цвета. | Знакомство с основными законами цветоведения | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи; Познавательные: Осуществлять анализ объектов с различными признаками; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству | Понятие цветовой гармонии, развитие эстетических чувств. |
3 | Изобразительные средства и их выразительность | Пр.: какие художественные средства можно использовать в рисунках? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Акварель, гуашь, пастель, карандаши и др. | Создание изображения разными художественными средствами | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. Учитывать разные мнения. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
4 | Выразительные возможности аппликации | Пр.: какие художественные возможности аппликации можно использовать при создании изображения? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Форма пятна, ритм пятен, узор в границах формы. | Аппликация из цветной бумаги. | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Осуществлять синтез, как составление целого из частей; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
5 | Выразительные возможности графических материалов. | Пр.: какие художественные возможности линии и пятна можно использовать при создании рисунка? Цель: показать выразительные возможности разных художественных приемов. | Красота и выразительность линий. Толстые и тонкие подвижные и тягучие линии. | Создание изображений линиями разного характера. Рисование деревьев, веток, трав и др. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
6 | Выразительность материалов для работы в объёме | Пр.: какие художественные средства используют для скульптурных изображений? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Скульптурные изображения | Лепка животных по памяти и представлению. | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Осуществлять синтез, как составление целого из частей; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
7 | Выразительные возможности бумаги | Пр.: каковы художественные возможности бумажного моделирования? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Архитектурный дизайн, бумажное моделирование. | Знакомство с возможностями моделирования из бумаги | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству. Учитывать разные мнения. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы) | Пр.: какие художественные возможности аппликации можно использовать при создании изображения? Цель: показать выразительные возможности разных художественных средств. | Обобщение пройденного. | Выполнение рисунка любой техникой и любыми средствами. | Регулятивные: Различать способ и результат действия; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
9 | Изображение и реальность | Пр.: Внимательно ли мы смотрим вокруг себя? Цель: научить детей не только смотреть, но и видеть, подмечать, наблюдать. | Умение осознано зрительно изучать окружающий мир. | Изображаем увиденное по памяти по выбору (животных, деревья, цветы и т.д.) | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.; Познавательные: Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
10 | Изображение и фантазия | Пр.: какова роль фантазии при создании изображения? Цель: показать как интересно можно выдумывать и создавать новые образы. | Познакомиться со сказочными героями. | Придумать и создать свои персонажи для предложенной учителем сказки (ситуации). | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
11 | Украшение и реальность | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть красоту в природе Цель: показать как меняется облик украшенных предметов. | У природы нужно учиться, внимательно наблюдая узоры из пятен и линий. | Изображаем линией паутинку, снежинки, узоры, звезды и т.д. | Регулятивные: Различать способ и результат действия; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. |
12 | Украшение и фантазия | Пр.: Развитие фантазии при создании украшения Цель: показать как интересно украшает сама Природа. | Природные и геометрические узоры, используемые в украшениях. | Оформление элементов одежды, предметов быта. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу. |
13 | Постройка и реальность | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть постройку в природе Цель: Использовать увиденную идею в своих целях . | Знакомство с проектированием конструкций, новых образов по типу увиденных в природе или вокруг нас форм. | Изображение строений домов используя природные образы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Коммуникативные: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения личной мотивации к обучению. |
14 | Постройка и фантазия | Пр.: Развитие фантазии при создании новых форм предметов. Цель: показать как интересно самому или в соавторстве творить, создавая новые невиданные формы и образы. | Показать возможности фантазии человека в создании предметов. | Создание фантастического города. Индивидуальная или групповая работа. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и партнерами. Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.. | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. |
15 | Обобщение темы. Братья – Мастера работают вместе | Пр.: Понимание важности взаимодействия различных форм творчества: Постройки, Украшения и Изображения. Цель: показать как интересно самому или в соавторстве творить, создавая и строя новые украшенные формы и образы. | Важная роль взаимодействия трех видов художественной деятельности. | Конструирование и украшение елочных украшений | Регулятивные: Различать способ и результат действия; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. |
16- | Выражение характера изображаемых животных | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты животных. Цель: Использовать любую информацию о животных и через изображение научиться передавать свои чувства. | Анималистический жанр и его представители художники. | Изображение животных . | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентация на нравственное отношение к природе, к животным. |
17 | Выражение характера животных в литературных произведениях (сказках, баснях) | Пр Развитие образного мышления в рамках заданной темы. Цель: Научиться иллюстрировать литературные произведения с животными. | Иллюстрирование литературных произведений. | Создание иллюстрации на заданную тему. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
18-19 | Выражение характера человека в изображении. Мужской образ | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты человека в мимике и жестах. Цель: Использовать любую информацию об изображаемом человеке и через изображение научиться передавать свои чувства. | Жанр портрета. Художники портретисты Мужской портрет. | Просмотр репродукций на тему: «портрет». Обсуждение темы с учениками. Изображение ярко выраженного мужского образа, создание портрета. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. |
20-21 | Выражение характера человека в изображении. Женский образ. | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты человека в мимике и жестах. Цель: Использовать любую информацию об изображаемом человеке и через изображение научиться передавать свои чувства. | Жанр портрета. Художники портретисты. Женский портрет. | Просмотр репродукций на тему: «портрет». Обсуждение темы с учениками. Изображение ярко выраженного женского образа, создание портрета. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. |
22 | Образ человека и его характера выраженный в объеме. | Пр Развитие наблюдательности, умение увидеть характерные черты человека в фигуре и жестах. Цель: Использовать любую информацию об изображаемом человеке и через объемное изображение научиться передавать характерные черты. | Скульптура – вид пластического искусства. Скульптурное изображение и его возможности. | Просмотр образцов скульптурного искусства, обсуждение темы. По возможности выполнение задания в технике малой пластики (из пластилина или глины). | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу. |
23 | Изображение природы в разных состояниях. | Пр Развитие образного мышления в рамках заданной темы. Цель: Научиться видеть и любоваться и ценить красоту русской природы в разных её состояниях. | Осознание важного психологического значения для человека окружающей среды и её влияние на нас. | Просмотр картин- пейзажей с ярко выраженным контрастным состоянием природы: буря, дождь, ураган или тихий вечер, ласковый солнечный день. Сделать зарисовки различного состояния природы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. Принимать участие в обсуждении темы. | Развитие эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой. |
24 | Выражение характера человека через украшение. | Пр Передать или усилить характер человека посредством дополнительной информации несомой декоративными элементами рисунка. Цель: Научиться понимать и использовать образный , символический язык декоративных элементов украшений. | Символизм в художественных произведениях. Символизм формы и цвета. | В рамках заданной темы осознано и интуитивно подчеркнуть характер изображаемого человека с помощью соответствующих украшений. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
25 | Выражение намерений через украшение. | Пр Выражение и усиление впечатления от изображения с помощью правильно расставленных художественных акцентов. Развитие образного мышления в рамках заданной темы. Цель: Научиться справляться с поставленной задачей . | Символизм при создании образов и характеров героев. Символизм цвета и формы художественных декоративных элементов. | Выполнение украшений двух разных по характеру образов. Например двух воюющих флотов.(доброго и злого пиратского ). | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои мысли, чувства, настроение, свое отношение к миру. | Пр Развитие образного мышления в рамках заданной темы и понимания, как и для чего художник применяет те или иные художественные средства выразительности. Цель: Научиться понимать и использовать разные художественные средства и приемы для достижения поставленных целей. | Значение художественного произведения для человека в передаче мировоззрения, настроения, информации через изображение. | Обобщение темы. Просмотр выполненных работ. Обсуждение проблем и решений, формирование оценки и самооценки у учащихся. | Регулятивные: Различать способ и результат действия. Адекватно воспринимать итог проделанной работы; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Ориентация на понимание причин успеха. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
27 | Цвет, как средство выражения: теплые и холодные цвета. | Пр Развитие цветовой восприимчивости. Использование эмоционального влияния цвета на человека при решении творческих задач. Цель: Использовать знания о цвете и навыки смешивания красок. | Холодные и теплые цвета. Цветовые оттенки и нюансы. | Выполнение красочной композиции только из теплых или только из холодных цветов. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу |
28 | Цвет, как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | Пр Развитие цветовой восприимчивости. Использование эмоционального влияния цвета на человека при решении творческих задач. Цель: Использовать знания о цвете и навыки смешивания красок. | Ахроматические цвета и их влияние на другие цвета при смешивании. | Выполнение творческого задания на основе полученной учениками новой цветовой гаммы. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу |
29 | Линия как средство выражения, ритм линий. | Пр Владение линией для передачи характера изображения. Цель: Научиться использовать разный характер линий, их ритмический узор для создания требуемого образа. | Линия – одно из важных средств при создании образа. Ритм линий. | Создание разных изображений деревьев и трав. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу |
30 | Линия как средство выражения, характер линий. | Пр Владение линией для передачи характера изображения. Цель: Научиться использовать разный характер линий, их ритмический узор для создания требуемого образа. | Линия – одно из важных средств при создании образа. Характер линий. | Создание узоров на поверхности предметов(камней). | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу |
31 | Ритм пятен как средство выражения. | Пр Научиться создавать изображение с пониманием законов и гармоний композиции. Цель: Научиться использовать разный характер пятен. | Основы композиции. (Равновесие, симметрия, композиционный центр в картине). | Создание рисунка силуэтными изображениями. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Учебно- познавательный интерес к новому материалу |
32 | Пропорции выражают характер. | Пр Понимание пропорции как соотношения между собой частей одного целого. Цель: Научиться сопоставлять целое изображение из соразмерных частей. | Пропорции – основа художественного произведения. | Выполнить задание учителя, создать рисунки человека и животных, используя разные пропорции частей их тела. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. | Развитие эстетических чувств и уважения к другому мнению. |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | Пр Как использовать знания и навыки в индивидуальном и коллективном проекте. Цель: Научиться сотрудничать с коллективом при сохранении индивидуальности участников и целостности общей задачи.. | Проектная работа, алгоритм действий личности и коллектива. | Выполнение коллективного или группового проекта на заданную тему. Обсуждение результата, подведение итога. | Регулятивные: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем и партнерами. Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. |
34 | Обобщающий урок года. | Пр Понимание учебных действий, умение давать им правильную оценку. Цель: Научиться адекватно воспринимать оценку своего творчества и формировать свою нравственно-эстетическую позицию.. | Обобщение пройденного в единый учебно-практический материал. | Подготовка выставки работ учащихся, подведение итогов. | Регулятивные: Различать способ и результат действия. Адекватно воспринимать итог проделанной работы; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Коммуникативные: | Способность к оценке и самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | дата | |
1 | Три основных цвета и их составные. Умение смешивать краски | план | факт |
2 | Смешивание цветных красок с белой и чёрной. | 02.09. | |
3 | Первичные навыки рисования по представлению (пейзаж). | 08.09. | |
4 | Бережное использование и экономное расходование материала | 15.09. | |
5 | Элементарные основы рисунка: линия, штрих, пятно. | 22.09. | |
6 | Выполнение изделий из пластичных материалов. Овладение основными приёмами обработки пластичных материалов | 29.09. | |
7 | Изготовление изделий из бумаги и картона; основные приёмы: сгибание, складывание, вырезание, склеивание. | 06.10. | |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным. | 13.10. | |
9 | Изображение и реальность. | 20.10. | |
10 | Изображение и фантазия. | 27.10. | |
11 | Украшение и реальность. | 10.11. | |
12 | Украшение и фантазия | 17.11. | |
13 | Постройка и реальность. | 24.11. | |
14 | Постройка и фантазия. | 01.12. | |
15 | Постройка и фантазия. | 08.12. | |
16 | Выражение характера изображаемых животных. | 15.12. | |
17 | Выражение характера животных в литературных произведениях (сказках, былинах). | 22.12. | |
18 | Выражение характера человека в изображении. Мужской образ. | 12.01. | |
19 | Выражение характера человека в изображении. Мужской образ. | 19.01. | |
20 | Выражение характера человека в изображении. Женский образ. | 26.01. | |
21 | Выражение характера человека в изображении. Женский образ. | 02.02. | |
22 | Образ человека и его характера выраженный в объеме. | 09.02. | |
23 | Изображение природы в разных состояниях | 16.02. | |
24 | Выражение характера человека через украшение | 02.03 | |
25 | Выражение намерений через украшение. | 23.03. | |
26 | В изображении, украшении и построении человек выражает свои мысли, чувства, настроение, свое отношение к миру. | 30.03. | |
27 | Цвет, как средство выражения: теплые и холодные цвета. | 06.04. | |
28 | Цвет, как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 13.04. | |
29 | Линия как средство выражения, ритм линий. | 20.04. | |
30 | Линия как средство выражения, характер линий. | 27.04. | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. | 04.05. | |
32 | Пропорции выражают характер. | 11.05. | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | 18.05. | |
34 | Обобщающий урок года. |
Учебно-методическое обеспечение:
- Б.Неменский. Изобразительное искусство. Программа 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2011
- Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник/Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012
- Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс. Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2012
- Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа поИЗО
Рабочая программа составлена по учебно – методическому комплекту «Школа России»Учебник «Искусство вокруг нас». 2 класс, Н.А. Горяева, Неменская Л. А....