Дополнительная образовательная программа "Страна творчества"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2, 3, 4 класс) на тему

Гладышева Галина Евгеньевна
Программа «Страна творчества» рассчитана как дополнение и расширение художественно-эстетической деятельности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dop_strana_tvorchestva.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Моисеево-Алабушская средняя общеобразовательная школа

Уваровского района Тамбовской области

«Утверждена приказом»

Приказ № 3-1

от «2» сентября  2013 г.

Директор
Е.А.Почечуева____________

Согласовано с методическим советом

Протокол № 1

от «29» августа 2013 г.

Председатель МС

Н.В.Рыбина_______________

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Страна творчества»

 

для детей 7-11лет

срок реализации -1 год

Составитель: учитель изобразительного искусства

Гладышева Галина Евгеньевна

с. Павлодар

2013 г.

Пояснительная записка

    Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. В приоритетной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что сегодня особенно актуальной становиться задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Однако, эта задача не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

    Новизна моей программы состоит в том, что используя  разные техники  художественно – творческой деятельности: аппликации ,  бумаги, бросового и природным материалом,  мозаика, барельеф из пластилина, c детьми изучаются быт, традиции, культура и история  родного края.

Программа актуальна, поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Педагогическая целесообразность: «Каждый ребёнок талантлив и талантлив по-своему». Программа доступна для детей любого уровня развития, позволяет развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение, художественные навыки.

    Программа  «Страна творчества» рассчитана как дополнение и расширение художественно-эстетической деятельности младших школьников.

     Тип программы – модифицированная. За основу построения программы были взяты концептуальные положения программы  Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» в сочетании с её принципами и методами работы с учащимися и блочно-тематической подачей материала.

    Акцент делается на практической художественно-творческой деятельности в контексте освоения языковых особенностей пластических видов искусств. Особенно значимо использование разных техник и материалов, выполнение плоскостных и объёмно-пространственных композиций, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных работ как возможности формирования творческого подхода к выбору средств, образных языков изобразительных искусств в соответствии с содержанием будущей работы.

   Мир искусств, как целостное отражение духовной жизни общества и художественной  деятельности человека во все времена ,как среда, созданная человеком выступает одновременно как объект пристального изучения и как средство эмоционального воздействия на личность учащихся. Сохранение  и продолжение культурных традиций имеет  такое же значение для личности подрастающего человека, духовной и нравственной жизни будущего поколения, как сохранение окружающей среды.

   Сегодня, проблема приобщения детей к национальным традициям и истокам родной культуры особенно значима и насущна. Изучение культурных особенностей народа во времени и пространстве позволяет выявить их миропонимание, из которого рождается образ гармонии, присущей именно этому народу и эпохе.

   Таким образом, основными целями данной программы являются:

  • создание условий для развития творческой активности и самореализации личности;
  • формирование основ художественной культуры ребёнка через  декоративно-прикладное искусство.   

Задачи программы:

Обучающие:

  • Обучение основам изобразительного искусства.
  • Обучение основам народного и декоративно-прикладного искусства.
  • Формирование навыков работы с разными материалами.

             Развивающие:

  • Развитие художественно-эстетического вкуса детей.
  • Развитие творческого потенциала.
  • Развитие коммуникативных способностей ребёнка.

             Воспитательные:

  • Приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
  • Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали.
  • Воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

   Основная форма организации учебного процесса - учебное занятие или творческий урок, т. е. работа в мастерской. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять и закреплять пройденное.

Также в обучении используются экскурсии, посещение и участие в выставках, беседы с демонстрацией подлинных и авторских произведений декоративно-прикладного искусства, игры и викторины.

Принципы обучения:

эмоционально положительное отношение учащихся к деятельности - основное условие развития детского творчества;

  • учет индивидуальных особенностей детей - одно из главных условий успешного обучения;
  • последовательность освоения учебного материала - от простого к сложному, от учебных заданий к творческим решениям;
  • удовлетворение практических чувств ребенка через создание полезных и красивых вещей.

Методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий);
  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми);
  • эвристический (проблема ставится самими детьми, ими же предлагаются пути решения).

Программа рассчитана на 1 год (70 ч.) обучения.  Занятия будут проходить

1 раза в неделю по 2 часа на занятие.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

            Знания и умения учащихся.

Знания и умения учащихся основываются на формировании нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.

 

В результате прохождения программы учащиеся:

  • приобретают первичное понимание единства образных языков искусства как эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни;
  • учатся активно использовать понятия и термины культуры и искусства;
  • осваивают выразительные возможности художественных материалов;
  • развивают свои творческие и познавательные способности, пробуя силы в конкретных формах художественно-творческой деятельности;
  • приобретают первичные навыки практической художественно-творческой деятельности от замысла до воплощения в материале в следующих видах искусства: графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство;
  • развивают эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в жизни человека;
  • обретают навыки общения в совместных формах художественно-творческой деятельности и навыки восприятия творчества художников разных времён и народов и своих товарищей.

           Основные формы проверки уровня знаний, умений и навыков:

  • выставки, вернисажи, персональные выставки;
  • выставка, организованная на ранней стадии обучения (октябрь, ноябрь), и итоговая (в конце учебного года) покажет возрастание уровня выразительности и творческой свободы работ;
  • открытые занятия;
  • контрольный срез или устный опрос - для выявления усвоения терминологии.

Организация практической деятельности осуществляется на основе:

  • создания педагогических условий для формирования творческой активности учащихся:

а) обогащение содержания познавательно-творческой деятельности;

б) развития творческого потенциала ребёнка, его воли, внимания, воображения;

  • внимательное отношение к индивидуально-творческим устремлениям детей в художественной деятельности;
  • создание эмоционально-комфортной атмосферы во время занятий.

Учебно-тематический план

№ раздела

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I

Вводное занятие

1

1

-

II

«Монотипия»

6

1

5

II

 «Искусство в твоём доме»

15

4

11

III

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

20

4

16

IV

«Коллаж- один из видов декоративно-прикладного искусства»

26

4

24

V

Выставка работ учащихся

2

-

2

Всего часов

70

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Волшебный мир искусства. 1 ч.

Виды ИЗО. Материалами и инструментами для занятий. Организация  рабочего места. Знакомство с оборудованием: красками, кистью, простым карандашом, палитрой;

«Чем и как работают художники» 14 ч. 

Многоцветие мира и три основные краски (гуашь). Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь. Выразительные возможности других материалов – акварель. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объёме (пластилин, глина). Выразительные возможности бумаги

Практические занятия.  Получение новых цветов с помощью смешивания трёх основных  красок (жёлтой, синей, красной).

Изображение цветов, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка) или летающие бабочки (заполнение всей поверхности листа.  Смешивание трёх основных цветов с чёрной и белой краской.

 Задание для творческой работы:

 1-е занятие – гроза, буря;2-е занятие – дождь, туман;3-е занятие – солнечный день.

«Искусство в твоём доме» 7ч.

Твои игрушки. Мамин платок. Твоя посуда.

Практические занятия. Лепка игрушки из глины.

Конструирование игрушки из деревянных заготовок, соломки, бумаги.

 Роспись, декорирование игрушек.

Задание для творческой работы:

 Создание эскиза для росписи платка. Роспись платка акварелью  на ткане. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовки.

Изображение на бумаге 1-2 сосудов из сервиза (чашка-чайник, кувшин-бокал) с  декором. Вариант выполнения работы аппликация.

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 20 ч.

Древние образы в народном искусстве. Символы цвета и формы. Народная праздничная одежда. Древние образы в современных народных игрушках

Единство формы и декора в игрушках. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Знакомство с росписью под гжель. Роспись изделия под гжель. Знакомство с жостовской росписью.

Практические занятия. 

Импровизация на тему древних образов в узорах вышивок на полотенце. Украшение «вышивки» «кружевами», вырезанными из бумаги.

Изображение женской и мужской фигуры в народной праздничной одежде (техника «коллаж: цветная бумага, ткань, тесьма, мех и т.п.)  Лепка дымковской игрушки. Освоение приёмов письма гжельской росписи.  Аппликация «Гжель».

«Коллаж- один из видов декоративно-прикладного искусства» 26.

Знакомство с техникой коллажа. Коллаж с применением ткани, меха и кожи.

Коллаж с применением сыпучих материалов (крупы, мука, зерна и ягоды).

Коллаж с использованием сухих растений. Коллаж с использованием фольги. Смешанная техника.

Практические занятия.  Дорисовывание  предмета до целого..Составление единой композиции из нескольких фотоизображений. Наклеивание на силуэт деталей одежды из подходящего материала. Изображение животных, наклеиванием на рисованный фон подходящего материала. Выкладывание фактуры из сыпучих материалов на нарисованном доме. Выкладывание пейзажа из ткани, кожи и меха с последующей дорисовкой не достающих элементов. Выкладывание на бумаге знаков зодиака с последующей дорисовкой звёздного неба. Получение изображения путём нанесения на клей сыпучих материалов и дорисовка изображения до узнаваемых форм. Наклеивание на бумагу растений, с последующей дорисовкой вазы и интерьера. Оформление открытки сухими растениями с дорисовкой. Составление пейзажа из сухих растений.

Выполнение различных тематических коллажей. Использование их при выполнении коллективной работы детей.

Выставка работ учащихся. 2ч.

Подготовка работ учащихся к выставке. Проведение выставки.

Материально-техническое оснащение.

Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, инструменты и условия:

  • помещение - мастерская;
  • инструменты - кисти, гуашь, акварель, бумага, цветная бумага, клей, ножницы, водоэмульсионная краска и т.д.
  • клеенки на столы, подставки для кистей, емкости для разведения красителей, емкости для воды.

Помещение должно обязательно проветриваться и хорошо освещаться, желательно, чтобы помещение имело воду и канализацию.

Список литературы

Пособия для учителей:

  1. Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа. // Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции Смоленск, 1996
  2. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.
  3. Технология Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007
  4. Сасова И.А., Марченко А, В. Технология 5-8 классы.  Программа. М.: Вентана-Граф 2000
  5. Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования М.: Просвещение 1990.
  6. Школа и производств.  Научно-методический журнал. № 6 2001, №3 2003, №2 2004

         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (КРУЖОК)

Рабочая программа «Художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего  образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....

Дополнительная образовательная программа "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству"

Дополнительная образовательная программа по ФГОС  "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству"....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа прикладного творчества «Волшебный клубочек»

Вязание - один из самых древних видов рукоделия, к тому же очень распространенный и любимый сегодня. В настоящее время вязание крючком относится к одному из видов декоративно-прикладного искусства и п...