Программа кружка "Волшебная палитра" для 1 классов (1)
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Кружок по изобразительному искусству - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkavolshebnaya_politra_dlya_uchashchikhsya_1_klassov.doc | 131 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4
ПРОГРАММА
кружка
по изобразительному искусству
«Волшебная палитра»
для учащихся 1 классов
на 2014-2015 учебный год
Руководитель:
Макарова Татьяна Владимировна
Пояснительная записка
Кружок по изобразительному искусству - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Процесс познания происходит посредством собственного творчества, изучения художественного наследия и выдающихся произведений современного искусства.
Цель заключается в том, чтобы дать дополнительные знания учащимся о видах изобразительного искусства, показать разнообразное использование средств в образных языках искусств.
Арсенал упражнений и техник, используемый на занятиях, многогранен. Он включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.
Использование технических средств обучения (аудио, видео, компакт-дисков),
художественных материалов (различных видов кистей, карандашей, мелков, красок),
станка художника - мольберта, помогут юным художникам реализовать замыслы.
Особенностями среды кружка являются основные принципы развивающего обучения:
проблемность, диалогичность, индивидуализация, здоровьесбережение.
С целью накопления опыта творческого общения в программу кружка вводятся коллективные задания. А это очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.
На занятиях кружка необходимы следующие художественные материалы:
- графитовый карандаш;
- ластик;
- гелиевая ручка;
- маркер, фломастер;
- гуашевые и акварельные краски;
- кисти разных видов и размеров;
- пастель, ватные палочки;
- набор цветного картона, цветной бумаги;
- белой бумаги различного формата;
- самоклеющейся плёнки;
- ножницы;
- клей ПВА;
- скотч прозрачный и цветной.
Кружок рассчитан на 66 часов в год, занятия часа в неделю – 1 класс.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тычок жёсткой полусухой кистью, оттиск пробкой, печаткой из картофеля, смятой бумагой.
Знакомство с новыми приемами рисование на темы: «Ягоды и яблочки», «Золотая осень»(отпечатки листьями), «Первый снег», «Моё любимое животное из сказок», «Елочка пушистая», «Веселый снеговик» «Лебеди на озере», «Клумба с цветами».
Рисование пальчиками.
Знакомство с нетрадиционным приёмом рисования. Рисование на темы: «Веселые мухоморы», «Елочка пушистая», «Мимоза».
Аппликация.
Закрепление умения работать с бумагой, ножницами, клеем. Темы: «Овощи и фрукты на тарелочке», «Листопад», «Снегири», «Новогодняя открытка», «Снеговик», «Красивый цветок в подарок маме», «Цветы», «Скворцы прилетели».
Печатание ладошками.
Знакомство с новым приёмом рисования. Создание композиции на тему «Солнышко».
Рисование восковыми мелками.
Знакомство с новым приёмом рисования. Введение понятия «симметрия». Создание композиции «Рыбки в аквариуме», «Елочные игрушки для украшения елки».
Монография.
Знакомство с нетрадиционным приёмом рисования. Рисование на темы: «Зимний пейзаж», «Мое любимое дерево», «Какого цвета весна», «Разноцветные бабочки», «Весенний пейзаж».
Рисование свечой.
Закрепление навыка работы со свечой. Рисование на темы: «Весенний дождь».
Рисование «набрызгом».
Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование с помощью шаблонов на темы: «Золотая осень», «Мое любимое дерево».
Граттаж.
Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на тему: «Жар - птица».
Рисование по сырому фону.
Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисование на темы: «Подводное царство».
Рисование свечой.
Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Рисование на темы: «Весенний дождь».
Кляксография.
Знакомство с новым приёмом рисования. Рисование на тему: «Зимушка - зима».
Тематическое планирование кружка «Волшебная палитра»
1 класс.
Сентябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование | Дата | |
план | факт | |||||
1. | Дождик | Рисование пальчиками | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Уметь рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Два листа светло-серого цвета с наклеенными тучками разной величины. Синяя гуашь в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы. | ||
2. | Весёлые мухоморы | Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать умение наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпки гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо её промывать. | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; алая, малиновая и оранжевая гуашь, кисти, мисочки с белой гуашью, салфетки, иллюстрации мухоморов. | ||
3. | Овощи и фрукты на тарелочке | Аппликация | Продолжаем знакомить детей с предметами круглой формы. Развивать умение намазывать клеем обратную сторону формы, брать его на кисть немного, работать на клеёнке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью. | Шаблоны круга диаметром 15-18 см (тарелочка), цветная бумага, цветной картон, салфетки, ножницы, клей, изображения яблок, помидор, апельсин и т.д.) |
Октябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование | |||
4. | Ягоды и яблочки | Оттиск пробкой | Познакомить с техникой печатания пробкой, поролоновым тампоном, печаткой из картофеля. Показать приём получения отпечатка. Уметь рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции. | Круг из тонированной бумаги (затонированный заранее), гуашь в мисочках жёлтого, красного, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи. | |||
5. | Моя любимая чашка | Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины), рисование пальчиками. | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатанья. | Шаблон чашек разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды. | |||
6. | Золотая осень | Отпечаток листьев. Набрызг | Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. | Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования. | |||
7. | Листопад | Аппликация с элементами рисования. | Развивать навыки рисования ствола дерева, вырезывания листьев, составления композиции. Упражнять в применении правильных приёмов наклеивания. | Альбомный лист, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, клеенки на работы, фламастеры. |
Ноябрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование | ||
8. | Жар-птица | Граттаж | Познакомить детей с техникой граттаж; развивать навыки передачи в рисунке характерные черты сказочной птицы, используя технику «граттаж». Закреплять у детей умение работать коллективно. | Половина альбомного листа картона подготовленного в технике «граттаж», палочки для процарапывания, акварель, кисти, схема рисования жар-птицы. | ||
9. | Рыбки в аквариуме | Рисование гуашью по восковым мелкам | Упражнять детей в сплошном закрашивании плоскости листа бумаги путём нанесения размашистых мазков. Учить своевременно насыщать ворс кисти краской. Не допускать того, чтобы дети тёрли кистью по бумаге. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Листы бумаги с изображением рыбок, нарисованных педагогом цветными восковыми мелками | ||
10. | Первый снег | Оттиск печатками смятой бумагой | Упражнять в технике печатания. Развивать цветовосприятие, умение прорисовывания ствола и ветвей дерева. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | Тонированная ½ листа, гуашь белого и коричневого цвета, | ||
11. | Снегири. | Аппликация | Научить делать аппликацию снегиря способом обрывания деталей из бумаги. Развивать воображение, художественный вкус, конструкторские способности, ручную умелость, мелкую моторику рук, сенсорные способности. Воспитывать уважительное отношение к труду, культуру общения, аккуратность. | Альбомный лист, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, клей, салфетка. Картинки с птицами. |
Декабрь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование | |||
12. | Зимний пейзаж | Монотипия | Учить рисовать зимний лес гуашью с жидким мылом по оргстеклу; учить переносить рисунок на мокрый фон с оргстекла; делать дорисовки; развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. | Оргстекло, гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, крупные тампоны для смачивания водой поверхности листа. | |||
13. | Мое любимое дерево | Рисование мазком, монотипия, набрызг | Развивать навык отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Уметь соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. | Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования. | |||
14. | Елочные игрушки для украшения ёлки. | Рисование гуашью кисточкой. | Закреплять навыки детей изображать округлые формы и знакомые ёлочные игрушки доступными им средствами выразительности. Вызвать у детей радостные воспоминания, связанные с новогодним праздником. | Листы бумаги, линиями сгиба поделённые на квадраты, краска гуашь разных цветов | |||
15. | Новогодняя открытка | Аппликация | Развивать навыки детей составлять композицию, умения пользоваться ножницами соблюдать технику безопасности. Развивать эстетические чувства. | Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Новогодние открытки. |
Январь
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование | ||
16. | Моё любимое животное из сказок | Тычок жёсткой полусухой кистью | Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. | Лист А4, гуашь, кисть. | ||
17. | Снеговик. | Аппликация | Закреплять знание о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая. Упражнять в аккуратном наклеивании. | Бумага голубого цвета размером ½ альбомного листа, 3 кружка разного диаметра, дополнительные детали. |
Февраль
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование | ||
18. | Ёлочка пушистая | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. | Шаблон маленькой ёлочки, зелёная гуашь, жёсткая кисть, салфетка. | ||
19. | Весёлый снеговик | Тычок жёсткой полусухой кистью | Упражнять в технике тычка полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура | Вырезанный из бумаги снеговик серого или голубого цвета, белая гуашь, жёсткая кисть, красный и чёрный маркеры, ватман, тонированный тёмным цветом. | ||
20. | Зимушка - зима | Кляксография | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная тушь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. | ||
21. | Красивый цветок в подарок маме. | Аппликация | Учить детей составлять изображение по частям. Воспитывать стремление сделать красивую вещь для подарка. Развивать эстетическое восприятие. | Лепестки разного цвета и размера, палочка и листок зелёного цвета, бумага размером ½ альбомного листа любого мягкого тона. |
Март
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование | ||
22. | Мимоза | Рисование ватными пальчиками и элементами аппликации | Упражнять в рисовании ватными пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. | Предварительно изготовленная детьми открытка из цветной бумаги вырезанные листья мимозы, салфетки 4×4. гуашь жёлтая в мисочках, клей, ватные палочки. | ||
23. | Солнышко | Рисование ладошками и отпечатка смятой бумаги | Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. | Лист ватмана с нарисованным посередине не закрашенным кругом, гуашь алого, оранжевого, жёлтого цветов, кисти, пластмассовые блюдца для краски. | ||
24. | Какого цвета весна | Монотипия | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски. | Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки. | ||
25. | Цветы | Аппликация | Учить составлять узор на листе бумаги квадратной формы, располагая в определённом порядке элементы узора. Развивать пространственные представления. Развивать чувство цвета, композиции, эстетическое восприятие. Воспитывать инициативу. | Квадрат размером 16*16 см, цветная бумага, клей, салфетка. Образцы цветов и цветочных композиций. |
Апрель
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование | ||
26. | Подводное царство | Рисование по сырому фону | Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. | Приспособление для рисования, крупный тампон для смачивания поверхности листа. | ||
27. | Весенний дождь. | Рисование свечой | Познакомить с техникой рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Затем каждый получает волшебную картинку – лист с уже нанесённым свечой рисунком и аккуратно закрашивает её. | Свеча, тушь синего цвета, листы плотной бумаги. ½ листа бумаги с уже нанесёнными свечой рисунками. | ||
28. | Лебеди на озере | Рисование способом тычка | Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру птиц; | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | ||
29. | Скворцы прилетели. | Аппликация. | Развивать навык детей изображать в аппликации предметы, состоящие из нескольких частей. Выполнять работу аккуратно, убирать свое рабочее место. | Белый картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетка. Предметные картинки с изображением скворца и скворечника. |
Май
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование | ||
30. | Клумба с тюльпанами | Печатание смятой бумагой | Упражнять в технике печатанья смятой бумагой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа, нанесение одного цвета на другой. Развивать цветовосприятие. | Лист ватмана, тёмно- и светло-зелёная, красная, желтая гуашь, салфетки. | ||
31. | Разноцветные бабочки | Монотипия, обведение ладони и кулака. | Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. | Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования. | ||
32. | Весенний пейзаж | Монотипия | Учить рисовать весенний пейзаж гуашью с жидким мылом по оргстеклу; учить переносить рисунок на мокрый фон с оргстекла; делать дорисовки; развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты весеннего пейзажа. | Оргстекло, гуашь, жидкое мыло, альбомный лист, крупные тампоны для смачивания водой поверхности листа. Репродукции с изображением весеннего пейзажа. |
Контроль и оценка планируемых результатов.
В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка.
Методическое обеспечение дополнительного образования учащихся
Изучению каждого вида искусства уделяется специальное время, в течение которого анализируется его язык, художественно-образная природа, а также его связь с жизнью общества и человека.
Теоретическая деятельность учащихся на кружке связана с уроками истории, литературы и музыки. Практическая деятельность (в дизайне, декоративно-прикладном искусстве) – с уроками трудового обучения.
Разнообразные формы приобретает самостоятельная работа учащихся по углублению и расширению знаний, полученных на занятиях, наблюдению и осмыслению окружающей действительности.
Поисковая работа находит выражение
- в коллекционировании репродукций по выбранным темам,
- в создании презентаций в программе «Power Point»,
- в подготовке рефератов и докладов,
- в устройстве выставок,
- в чтении литературы по искусству,
- рассматривание альбомов по видам искусства,
- посещение выставок и музеев.
Самостоятельная работа школьников развивается и направляется педагогом в соответствии с основными учебно-воспитательными задачами каждого года обучения.
Большое эстетико-воспитательное значение приобретают занятия, посвящённые изучению жизни и творчества выдающихся художников.
Нужно научить ребёнка понимать искусство, тогда и отношение к собственной деятельности будет приобретать серьёзный, творческий характер.
Художественные умения и навыки,
приобретаемые учащимися в процессе посещения кружка
В результате учащиеся должны знать:
особенности языка живописи, графики, скульптуры;
основные жанры изобразительного искусства;
известнейшие музеи своей страны и мира, а также местный историко-краеведческий музей;
выдающиеся произведения отечественного изобразительного искусства.
Дети должны уметь:
работать с натуры в графике и живописи над натюрмортом;
выбирать наиболее подходящий формат листа для создания работ;
добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
пользоваться различными графическими техниками;
оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
Список литературы
- Алексеева В.В. «Что такое искусство?» М., 1991
- Бурно М.Е. «Терапия творческим самовыражением» М., 1997
- Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. «Творчество и преодоление стереотипов» СПб., 1994
- Казакова Е.И. «Диалог на лестнице успеха» СПб., 1997
5. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», М.,1998
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству»
- Оклендер В. «Окна в мир ребёнка» М., 1997
- Яковлева Е.Л. «Методические рекомендации учителя по развитию творческого потенциала учащихся» М., 1998
- «Изобразительное искусство и художественный труд» под рук. Неменского Б.М., М., 2006
- Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Программа для 2 класса по программе "Планета знаний"
В данной папке помещена разработка программы для работы во 2 классе по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочие программы по программе "Перспектива" 2 класс
Русский язык, чтение, окружающий мир...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...