Статья "Чтобы процесс познания на уроках ИЗО был продуктивным"
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Закирова Елена Николаевна

Одной из проблем, волнующих учителя, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям,  сформировать потребность в  самостоятельном поиске.  Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию  на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Цель учителя - постараться сделать так,  чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям,  возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении,  развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Требования, предъявляемые к современной школе, обусловили необходимость пересмотра целей, содержания и технологий обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risuem_dozhd.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Николаевна Закирова,

педагог дополнительного образования,

МОАУ ДОД «Центр детского творчества»,

г.Пыть-Ях Тюменская область

Чтобы процесс познания на уроках ИЗО был продуктивным.

     «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».    В.А.Сухомлинский  

     Одной из проблем, волнующих учителя, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям,  сформировать потребность в  самостоятельном поиске.  Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию  на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Цель учителя - постараться сделать так,  чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям,  возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении,  развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Требования, предъявляемые к современной школе, обусловили необходимость пересмотра целей, содержания и технологий обучения.

    Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Одним из способов решения этих задач является правильная организация деятельности учащихся в системе обучения изобразительному искусству.

   Одной из главных задач  в организации учебной деятельности я вижу создание    таких  условий, когда у учащихся формируется потребность в реализации творческого потенциала. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение младших школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.

     Для активации учебно-познавательной деятельности  учащихся  на уроках изобразительного искусства используются  различные методические приёмы: урок – рассказ, беседа, фантазия, игра т. д. Эффективность того или иного метода определяется не только успешностью приобретения учащимися знаний и умений, но и развитием их познавательных способностей. Для этого я использую в своей работе разнообразные способы активизации процесса обучения.

    Хочу предложить урок, тема которого «Рисуем дождь. Твое настроение»

Цели и задачи: Учить переводить словесные образы дождя в зрительные, изображать его при помощи штрихов и линий; развивать изобразительные способности и художественный вкус; воспитывать интерес и любовь к искусству.

Оборудование:  белая бумага, акварель или гуашь, репродукция картины К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», музыка: «Звуки природы», детские песенки по теме урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Приветствие. Прозвенел и смолк  звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке, используя линии и штрихи, будем учиться рисовать дождик. А рисуя дождик, при помощи красок постараемся передать свое настроение.

-Как вы думаете, возможно это сделать?

-Еще попытаемся угадывать по рисунку настроение своих товарищей.

III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа.    

-Послушайте стихи   и скажите, о каком природном явлении говорится в них?

Льет дождь, холодный, точно лед.

Кружатся листья по полянам.

И гуси длинным караваном

Над лесом держат перелет.

И. Бунин

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном,

Смотрит деревушка сереньким пятном. А. Плещеев

-Какое настроение вам передалось от этих стихов?

-Какие картины вы бы нарисовали к ним?

2. -А теперь про это явление и другие отгадайте загадки.

Вот по небу мчится конь –

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Так он тяжело бежит,

Что внизу земля  дрожит.

/Гроза/

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села

/Молния/

Громко стучит, звонко кричит,

А что говорит – никому не понять

И мудрецам не узнать.

/Гром/

Люди ждут меня, зовут,

А пойду – все прочь бегут.

/Дождь/

-Работа над репродукцией К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

 -Какую сказку напоминает вам картина?

-Действительно, сюжет картины напоминает сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Но все-таки ни Баба-Яга гонится за детьми, чего же они так испугались?

-Как вы догадались, что приближается гроза?

-Как ведут себя дети? Как поза передает их настроение?

-Можно ли по выражению лиц детей догадаться, что они чувствуют, переживают?

-Какими красками можно передать их настроение?

4.Объяснение.

-Исстари небесная вода считалась животворящей.  Дождь символизировал союз Неба и Земли. В народном орнаменте знак дождя выглядел как лини, идущие от неба (небесно тверди) до земли (тверди земной). Вот таким знаком изображали дождь в  мезенской росписи по дереву.

                                                                                Небо с тучами

                                                                                   

                                                                                Земля

-Потоки дождя не останавливаются где-то на середине листа, а доходят до самой земли. А чтобы правильно нарисовать дождь, вы должны ответить на мой вопрос: Каким бывает дождь?

-Веселый, когда вместе с дождем светит солнце, - грибной дождь летом.

-Злой, когда вместе с дождем дует сильный ветер, - при грозе

-Моросящий, - когда серое низкое небо, - осенью.

-Свирепый в бурю. Как из ведра, когда с неба льют сильные потоки воды.

-Какое разнообразие ответов, не правда ли!

-Как же  перевести словесные образы в зрительные? А это можно сделать разными по характеру и наклону  линиями и штрихами, иногда точками. Для создания выразительного художественного образа в данном случае очень  важное  значение имеет цвет фона.

IV.  Творческая  практическая  деятельность учащихся.

-В зависимости от вашего настроения нарисуйте соответствующий фон.

-Какие краски вы выберите, если у вас хорошее настроение?

-Дав краске подсохнуть, нарисуем потоки падающей воды концом тонкой кисти.

Во время работы звучит музыка «Звуки природы» или детские песенки.

V.  Итог  урока.

1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.

-Давайте посмотрим, какой дождик у вас получился.

-Кто из вас изображал хорошее, веселое настроение?

-Какие краски вы использовали для хорошего настроения?

-Какими красками вы изобразили грусть, печаль?

2.Обобщение.

-Чему учились сегодня на уроке?    /Изображать дождик, выражая при этом свое настроение./

Уборка рабочих мест.

   Формирование  познавательной активности учащихся - неотъемлемая часть учебного процесса. Ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументировано отстаивают ее.  Но мне кажется, самое главное - это то, что у ребенка развиваются его познавательная деятельность и учебная мотивация. А если развиты эти качества, то будет развиваться и мышление. А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

    Использование занимательного материала на уроках. В.А. Сухомлинский ратовал на то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрыли перед ними дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять не развитие ребенка и в учебном процессе школы.  

    Еще  К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Литература.

1.Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва 2.«Педагогическое общество России», 2004 г.

2.Еланская З. А. Активизация познавательной деятельности // Начальная шк. – 2001. - N 6. - С. 52-53.

3.Иванова Н. С. Активизация познавательно-творческой деятельности учащихся 1-7 классов в процессе обучения изобразительному искусству [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Иванова Н. С. – М., [1993]. - 17 c. - Режим доступа : локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.

3.Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 200Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма - Пресс, 2003 г

4.Люц И. Ф. Взаимосвязь познавательной и художественно - изоборазительной деятельности младших подростков в учебном процессе [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Люц И. Ф. – Л. , [1991]. - 19 c. – Режим доступа : локальная сеть СОУНБ им. Белинского, зал ЭИ.

5.Пупкова Л. Н. Активизация мыслительной деятельности // Проф. образование. – 2007. - N 1. - С. 16-17.

6.Соколова Н. Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся // Педагогика. – 2001. - N 7. - С. 32-36.

7.Уронова Т. Ю. Активизация мыслительной деятельности школьников // Начальная шк. – 2005. - N 12. - С. 57-60.

8.Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.

9.Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.

10.Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школе. Педагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь СКИПКРО 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по познанию мира Урок сообщения новых знаний Тема: «В огороде. Друзья и вредители огорода».

 ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПОЗНАНИЮ МИРА В 1 КЛАССЕ   Урок сообщения новых знанийТема:«В огороде. Друзья и вредители огорода». Цель: иметь: знания о вредных и полезных насекомых, их значимости в природе, о сре...

Познание мира. Урок "Звери"

Урок по познанию мира по теме"Звери" 1 класс...

Выступление на ШМО учителей ХЭЦ на тему: "Особенности психологического воспитания учащихся в процессе познания изобразительного искусства"

Важная роль изобразительного искусства в психологическом воспитании школьников объясняется самой спецификой предмета искусства, художественного неповторимого творчества....

Учебные ситуации на развитие мотивации обучающихся к процессу познания

Примеры учебных ситуаций могут быть использованы учителями начальных классов для проведения уроков с целью развития основных ключевых компетентностей младших школьников....

«Инновационные процессы в начальной школе: использование технологии продуктивного чтения»

laquo;Инновационные процессы в начальной школе: использование  технологии продуктивного чтения»...

Методы и приемы развития ощущений, как процесса познания окружающей среды у детей с нарушениями зрения.

В данной статье Вы можете найти информацию об организации обучения детей с нарушением зрения в России и за рубежом....

Статья "Mimio как инструмент творческого познания на уроках и в работе воспитателя ГПД"

В статье рассматриваются вопросы использования Mimio на уроках в начальной школе и во внеурочной/внеклассной деятельности учителя/воспитателя. Представлены разнообразные формы работы в данной программ...