Непосредственно организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Изобразительная деятельность. Тема:«Дымковская игрушка - гордость России» (для подготовительной группы).
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо) по теме

Орехова Светлана Владимировна

Цель данного занятия : приобщать дошкольников к истокам русской народной культуры, способствовать художественно-нравственному воспитанию дошкольников средствами народного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_izo.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

 ГБОУ детский сад с этнокультурным (русским) компонентом образования №2365

                             Конспект

непосредственно организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Изобразительная деятельность.                              

Тема: «Дымковская игрушка-гордость России» (для подготовительной группы).

                                                                                    Выполнила: воспитатель

                                                                                    Орехова С.

                                                   Москва 2014 г.                              

Цель:

• приобщать воспитанников к истокам русской народной культуры, способствовать художественно-нравственному воспитанию дошкольников средствами народного искусства;

• закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке.

Программные задачи:

образовательные: закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, добиваясь единства формы и декора, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины). Продолжать обучать навыкам работы с красками.

развивающие: развивать художественное восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять знания о народном декоративно-прикладном искусстве. Развивать творческую активность.

воспитательные: воспитание чувства гражданственности и любви к Родине посредством изучения народного творчества, возрождение и развитие национальных традиций, уважительного отношения к истории и культуре народов России.

Оборудование:

- модели глиняных дымковских игрушек

- цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек.

- образцы рисунков-упражнений.

- кроссворд.

- краски, кисточки разных размеров, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, шаблоны дымковских барынь

Ход занятия:

Воспитатель: как прекрасна наша Россия – своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озерами! Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами. И в каком бы уголке нашей Родины ты не оказался, везде встретишь чудо – мастеров, прославляющих красоту нашей земли.

Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре - самолете. (Воспитатель расстилает ковер). А куда отправимся, вы догадаетесь сами. Усаживайтесь на ковер, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается. (Звучит музыка «Коробейники», дети сидят на ковре с закрытыми глазами, воспитатель берет игрушку дымковской барыни).

- Здравствуйте, ребята! Я дымковская барыня. А теперь посмотрите на меня и вокруг, и догадайтесь, куда вы попали? А попали вы в село Дымково. На столе стоят дымковские игрушки, которые дети могут рассмотреть.

Дети читают заранее выученные стихи.

Ребенок 1 : Чем знаменито Дымково? -

Игрушкою своей,

В ней нет цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги!

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Ребенок 2:

Почтеннейшие, господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни, и кавалеры.

У барынь алые щеки и губки,

Нарядные платья и теплые шубки.

Ребенок 3:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Ребенок 4:

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за Хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Ребенок 5:

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы по всюду славимся,

Мы и вам понравимся.

Ребенок 6:

Барашек – свисток

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

На груди – цветок.

Ребенок 7: Давным-давно, за дремучими лесами, на берегу голубой реки Вятки, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи. Из труб валился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково. Жители Дымковской слободы, от мала да велика, лепили из глины игрушку к весеннее ярмарке «Свистунье». И стали эти игрушки называть дымковские.

Воспитатель: дымковские игрушки нельзя спутать с другими глиняными народными игрушками благодаря ее колориту.

-Подойдите, пожалуйста, сюда и посмотрите на дымковские игрушки. По какому фону идет роспись дымковской игрушки? Верно,- это прежде всего снежной белизны фон, по которому написан простой геометрический узор.

-Из каких элементов состоит дымковский узор? (Кружки, кольца, точки, полоски, линии)

- Какие цвета преобладают в росписи? (Преобладают яркие цвета: красный, малиновый, синий, фиолетовый, золотисто – желтый)

Воспитатель: Тише – тише! Игрушки что-то говорят. Вот что они мне рассказали. В некотором царстве, в некотором государстве есть игрушечный город, в котором жили веселые яркие нарядные игрушки. Все они жили в своей стране весело и свободно. Но однажды случилось вот что. К ним в город прилетела старая злая колдунья. Она похитила самую красивую игрушку и заточила ее в темнице своего мрачного подземелья. Все жители игрушечного города стали унылыми и грустными. На помощь к ним пришла добрая волшебница. Она рассказала, что злые чары колдуньи может разрушить одно волшебное слово. Но, чтобы его узнать, нужно ответить на вопросы из викторины. В ответах на вопросы будет спрятана загадка. Давайте быстрее узнаем, какую же игрушку похитила колдунья. Ответ состоит из одного слова. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

-На какой фон наносятся яркие узоры? (Белый)

-Из чего лепят игрушки? (Из глины)

-Каким узором украшают мастера игрушку (Геометрическим)

- Как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки? (Дымково)

-Как называется праздник, который проходит на берегу реки Вятки (Свистунья)

- Как называется город, рядом с которым находится Дымково. (Вятка)

- Какую игрушку похитила колдунья? (Барыню).

Раздается стук в дверь. Воспитатель предлагает посмотреть, кто пришел. За дверью ребята видят глиняную фигуру барыни. Приглашают ее войти.

Воспитатель: А вот и она. А почему же она такая грустная? Давайте для нее станцуем, может - быть развеселим ее.

 Физкультминутка. Звучит фонограмма «Барыня». Дети выполняют легкие плясовые движения. Дыхание свободное. Необходимо следить за осанкой .

– А что же нам еще придумать, чтобы развеселить барыню? Пригласим для нее подружек. Вон их сколько много пришло! Только что – то у них не хватает, как вы думаете что? Давайте распишем юбки нарядным узором. Возьмите каждый свою барыню и присаживайтесь, пожалуйста, за столы. Давайте подумаем, каким узором можно расписать юбки?

- Где живет Барыня? (Дымково) Значит, распишем юбку нарядным дымковским узором. А чем же нам расписать юбки, чтобы они стали яркими? (Красками). Какие цвета используют в росписи мастера? Сейчас мы с вами будем мастерами, и каждый придумает свой узор, используя элементы дымковской росписи. Начните роспись сначала с крупных элементов, а потом перейдите к  мелким.

- Посмотрите, какой красивый и нарядный узор. Чтобы юбочка для нашей Барыни получилась красивой и нарядной, давайте вспомним, что необходимо знать при составлении дымковского узора. (Рассмотреть таблицу с поэтапной росписью юбки дымковской барыни.)

(Раздать шаблоны юбочек, предложить детям расписать их). Дети готовят краски к работе. (Во время работы детей звучит русская народная песня: «Пошла млада за водой»).

Самостоятельная работа детей за столами. Воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

Выставка и анализ работ. Дети выкладывают рядом свои работы. Сравнивают их, барыня улыбается, рассказывают, какие элементы росписи были использованы.

 Кто работу закончил, размещает ее на выставке. Расскажите, какие элементы вы использовали в своих рисунках. Чьи рисунки вам больше всего понравились? Почему? (Не только красивая, но и праздничная и веселая).

Воспитатель: Вы сегодня были мастерами, но вы только учитесь, а мастера дымковской игрушки – гордость России. В России, наверное, нет такого человека, который бы не видел и не знал дымковскую игрушку, настолько этот промысел любим и популярен в народе. Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. И это чудо создают мастера дымковского промысла – одного из самых старинных промыслов России. А теперь давайте снова сядем на ковер – самолет и вернемся в наш детский сад.

Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам? Игрушки получились яркие, нарядные, наши мастера постарались на славу. Оттого мы и любим наши игрушки, что в них много доброты и веселья. Как вы думаете, нашей барыне оно понравилось? Посмотрите. Как она повеселела. А дома, если желаете, поищите в книжках – раскрасках, открытках, интернете другие народные игрушки, которыми славится наша Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие

Конспект  непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ (мультимедийное оборудование, презентация).На тему: «Ты стоишь, Москва святая, на семи своих холмах» в подготовит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация). На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной группе. (Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое разв

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ ((мультимедийное оборудование, презентация).  На тему: «Зимующие птицы родного края»» в подготовительной  гру...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности. Образовательная область: Познание (ФЭМП) – изобразительная деятельность (лепка). Тема: «Помидоры в банках» для младшей группы.

Продолжаем знакомить детей с понятиями "один", "много"; с геометрической фигурой круг. Закрепляем знания детей об овощах, о цвете и т.д....

Методическая разработка. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности.Образовательная область:занятие-экскурсия в средней группе"Профессия-Повар"

Познакомить детей с трудом повара и с помещением ,где он работает.1.Знать ,как зовут повара.2.В чем особенности ее труда.3.Показать ,где находится кухня,что в ней есть.Воспитывать уважение к труду пов...

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»

ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Гроздь рябины для птиц» в подготовительной группе к школе.

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Гроздь рябины для птиц» в подготовительной группе к школе....

Спортивное развлечение ко Дню России- для подготовительной группы.

Расширить представление детей о Дне России, развивать силу, быстроту, выносливость....