Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Политова Надежда Александровна

Рабочая программа по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа  № 2  г. Усмани Липецкой области

имени Героя Советского Союза  М.П. Константинова

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

Руководитель МО ___________

Л.А. Дрюнина

Протокол № ____

от «___» _______2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР

______________


И.В. Гулидова

«__» __________2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ

_______________

Г.А. Прибыткова

Приказ № _____

«__» __________2014  г.

Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 4 «Б» класса

на 2014-2015 учебный год

Учитель начальных классов

Политова Н.А.

г. Усмань 2014г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» 4 класс разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Б.М. Неменского Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников  под редакцией Б.М. Неменского.  1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Б.М. Неменский, Н.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских] – М.: Просвещение, 2011 г.  (УМК «Школа Росии»).

Основной целью обучения предмету изобразительное искусство в 4 классе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение поставленных целей:

– развитие эмоционально-нравственного потенциала ребенка;

– формирование умений восприятия искусства, когда ребенок выступает как зритель, осваивая опыт художественной культуры;

– развитие пространственного воображения  и художественно-образного мышления;

– развитие умений воплощения линий и форм с помощью  используемых материалов.

        Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы     СанПиН 2.4.2.№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).

- Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. №373);

- Приказ  Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года  № 373, зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373” (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540);

- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников  под редакцией Б.М. Неменского.  1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Б.М. Неменский, Н.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских] – М.: Просвещение, 2011 г. УМК «Школа Росии»);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва  "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"

- Устав ОУ;

- основная образовательная программа начального общего образования ОУ;

- учебный план ОУ на 2014-2015 учебный год;

- календарный учебный график ОУ на 2014-2015 учебный год;

- Положение № 30 от 10.01.2013 г. о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), реализующих федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Сведения об используемом УМК

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом «Школа России» автора Б.М. Неменского:

Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. Учебник. 4 класс. Л.А. Неменская. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс. – М.: Просвещение, 2011 г.

2. Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Изобразительное искусство направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Программа предмета «Изобразительное искусство» является одним из составляющих звеньев в педагогическом процессе для развития разносторонней и творчески активной личности, формирует знания, умения, навыки в xудожественной  деятельности, нравственно-эстетическое и духовное развитие,    творческую    активность    учащихся.    Культуросозидающая   pоль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Программа предмета «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру и дизайн, ДПИ. Они изучаются в  контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка. Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Авторская программа по изобразительному искусству Б.М. Неменского рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). В учебном плане начального общего образования МБОУ СОШ № 2 на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю из обязательной части БУП. (35 недель по 1 ч, итого  35 ч).  

Внесено изменение по расширению суммарного количества часов, отводимых на изучение темы «Искусство объединяет народы» – 8+1 в целях формирования у обучающихся чувств уважения и благодарности к героическим поступкам своих предшественников, защищавших Родину.

«Искусство объединяет народы» – 8+1 ч.

4. Ценностные ориентиры содержания предмета

«Изобразительное искусство»

Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает  многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь является базисом формируемого мировоззрения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка  - главный смысловой стержень учебного предмета.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Одна из главных задач учебного предмета – развитие у ребенка интереса к внутреннему интересу к миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не только изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого жизненного опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – переживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения предмета «Изобразительное искусство»

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета во 2 классе:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.

У четвероклассника продолжается формирование предметных результатов обучения:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Планируемые результаты

К концу обучения в 4 классе школьники научатся: 

- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

-  понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;

- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

- использовать элементарные приемы изображения пространства;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

-  называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);

-  сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);

- называть известные центры народных художественных ремесел России;

-  использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).

К концу обучения в 4 классе школьники получит возможность научиться:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

-  использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

-  анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.

6. Содержание программы учебного предмета

«Изобразительное искусство»

(34 + 1 ч.)

Истоки родного искусства (8 ч.)

Пейзаж родной земли.

Деревня – деревянный мир.

Красота человека.

Народные праздники.

Художник и зрелище (7 ч.)

Родной угол.

Древние соборы.

Города Русской земли.

Древнерусские воины-защитники.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

Пир в теремных палатах.

Каждый народ – художник (11 ч.)

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Народы гор и степей.

Города в пустыне.

Древняя Эллада.

Европейские города Средневековья.

Многообразие художественных культур в мире.

Искусство объединяет народы (8 + 1 ч.)

Материнство.

Мудрость старости.

Сопереживание.

Герои-защитники.

Юность и надежды.

Искусство.

Проектные работы – 2.

7. Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Содержание предмета

Характеристика деятельности обучающихся

Истоки родного искусства

Регулятивные УУД:  Составлять  план и последовательность действий. Анализировать свою работу по теме урока. Вносить необходимых коррективов на основе оценки сделанных ошибок. Проводить контроль  и оценка процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Использовать различных художественных материалов. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания архитектурных образов. Осуществлять видение, сопоставление и объяснение связи природных форм с объектами, созданными человеком. Проектировать выразительные рисунки или аппликации, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Анализировать особенностей рукотворных объектов с точки зрения их разного назначения и устроения.

Коммуникативные УУД: Рассуждать  о содержании рисунков, сделанных детьми. Слушать собеседника. Уметь вести устный диалог. Составлять рассказ с помощью линейных изображений сюжета из своей жизни. Уметь задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Личностные УУД: Формулировать  собственное мнение и позицию. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Художник и зрелище

Регулятивные УУД:  Составлять  план и последовательность действий. Анализировать свою работу по теме урока. Вносить необходимых коррективов на основе оценки сделанных ошибок. Проводить контроль  и оценка процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Использовать различных художественных материалов. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания архитектурных образов. Осуществлять видение, сопоставление и объяснение связи природных форм с объектами, созданными человеком. Проектировать выразительные рисунки или аппликации, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Анализировать особенностей рукотворных объектов с точки зрения их разного назначения и устроения.

Коммуникативные УУД: Рассуждать  о содержании рисунков, сделанных детьми. Слушать собеседника. Уметь вести устный диалог. Составлять рассказ с помощью линейных изображений сюжета из своей жизни. Уметь задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Личностные УУД: Формулировать  собственное мнение и позицию. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Каждый народ – художник

Регулятивные УУД:  Составлять  план и последовательность действий. Анализировать свою работу по теме урока. Вносить необходимых коррективов на основе оценки сделанных ошибок. Проводить контроль  и оценка процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Использовать различных художественных материалов. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания архитектурных образов. Осуществлять видение, сопоставление и объяснение связи природных форм с объектами, созданными человеком. Проектировать выразительные рисунки или аппликации, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Анализировать особенностей рукотворных объектов с точки зрения их разного назначения и устроения.

Коммуникативные УУД: Рассуждать  о содержании рисунков, сделанных детьми. Слушать собеседника. Уметь вести устный диалог. Составлять рассказ с помощью линейных изображений сюжета из своей жизни. Уметь задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Личностные УУД: Формулировать  собственное мнение и позицию. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Искусство объединяет народы

Регулятивные УУД:  Составлять  план и последовательность действий. Анализировать свою работу по теме урока. Вносить необходимых коррективов на основе оценки сделанных ошибок. Проводить контроль  и оценка процесса и результата деятельности.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Использовать различных художественных материалов. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания архитектурных образов. Осуществлять видение, сопоставление и объяснение связи природных форм с объектами, созданными человеком. Проектировать выразительные рисунки или аппликации, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Анализировать особенностей рукотворных объектов с точки зрения их разного назначения и устроения.

Коммуникативные УУД: Рассуждать  о содержании рисунков, сделанных детьми. Слушать собеседника. Уметь вести устный диалог. Составлять рассказ с помощью линейных изображений сюжета из своей жизни. Уметь задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Личностные УУД: Формулировать  собственное мнение и позицию. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Стол учительский с тумбой; ученические столы 2-местные с комплектом стульев.

Литература для учителя

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников  под редакцией Б.М. Неменского.  1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Б.М. Неменский, Н.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских] – М.: Просвещение, 2011 г. УМК «Школа Росии»).

Изобразительное искусство. Каждый народ - художник. Учебник. 4 класс. Л.А. Неменская. Учебник для общеобразовательных учреждений. 4 класс. – М.: Просвещение, 2011 г.

Литература для обучающихся:

Изобразительное искусство. 4 класс. Искусство вокруг нас. Учебник. Горяева Н.А. и др.  – М.: Просвещение, 2013 г.

Технические средства обучения и оборудование:

компьютерная техника,

видеопроектор,

интерактивная доска,

аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.

Календарно-тематический план уроков изобразительного искусства в 4 «Б» классе на 2014-2015 учебный год (прилагается)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...