Поурочно - тематическое планирование по ИЗО 3 класс ФГОС
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к худо- жественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так- же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспитывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их рече- вые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобрази- тельного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навыки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подробный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствую- щие уровню класса.
3-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись);
• понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица;
• знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
• знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер
различных произведений;
• уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• выполнения декоративного панно в технике аппликации;
• выполнения декоративного панно из природных материалов;
• выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
• выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
• овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка);
• работой гуашевыми красками;
• постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искус- ства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой
Руси.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности | Планируемые результаты | дата | ||
Метапредметные | Предметные | Планир. | Факт. | ||||
Жанры живописи. Натюрморт. . | 1 | Рассказывать на языке искусства, что такое жанры живописи и какие они бывают . Рассказывать о барбизонской школе пейзажа и её достижениях и об импрессионизме. Знать, в чём особенности метода живописи импрессионистов. | Познавательные: формируем умение на основе анализа рисунка или своей работы делать выводы; формируем умение извлекать информацию из схематического рисунка формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе. формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: формируем умение работать в паре или в малой группе; формируем умение формулировать и выражать свои мысли на языке искусства; формируем навыки коллективной работы. Регулятивные: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения составлять план действий по схематическим рисункам и самостоятельно следовать этому плану. Личностные: формирование понимания некоторых закономерностей образования новых оттенков; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение выражать своё мнение и впечатление от увиденного; формирование умения оценивать результаты своей работы. | Уметь выполнять наброски по своим замыслам. Знать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт | 08.09. | ||
Пейзаж: барбизонская школа пейзажа. | 1 | Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного замысла | 15.09 | ||||
Портрет. Какие бывают портреты. Исторический и батальный жанры в живописи. Бытовой и анималистический жанры. | 1 | Иметь представление и рассказывать об особенностях портретного, исторического, анималистического и бытового жанров в живописи. Отвечать на вопросы на стр. 10–15 учебник. | Знать основные средства художественной выразительности | 22.09 | |||
Портрет. | 1 | Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа | 29.09 | ||||
Цветовая гамма. Твоя мастерская: цветовой круг. | 1 | Иметь представление о цветовой гамме живописного произведения. Знать, что такое цветовой круг. Уметь пользоваться цветовым кругом: находить с его помощью дополнительные и родственные цвета. Отработать приёмы штриховки цветными карандашами. | Познавательные: формируем умение на основе анализа рисунка или своей работы (схемы) делать выводы; формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе. формируем умение запоминать информацию с помощью схематических рисунков; формируем умение группировать объекты по определённому признаку; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других в процессе совместного составления плана работы; формируем умение формулировать и выражать свои мысли на языке искусства формируем умение оформлять свои мысли в устной форме. формируем навыки коллективной работы. Регулятивные: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника / рабочей тетради; формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя. Личностные: формирование понимания некоторых закономерностей образования новых оттенков; формирование творческого отношения к выполняемой работе; формирование эстетического вкуса; формирование эмоционального отношения к цвету; формирование понимания значения сочетания различных цветов в живописи; воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом. | Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа | 06.10 | ||
Твоя мастерская: штриховка и цветовой тон. | 1 | Иметь представление о единстве формы и содержания | 13.10. | ||||
Работа цветными карандашами. Тренируем наблюдательность: изучаем работу мастера. | 1 | Уметь под контролем учителя выстраивать процесс выполнения задания (от замысла до его практической реализации) | 20.10. | ||||
Декоративное панно. | 1 | Иметь представление о декоративном панно. | Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа | 27.10. | |||
Твоя мастерская: панно из природного материала. | 1 | Знать способ получения объемных форм на основе развертки | 3.11. | ||||
Твоя мастерская: панно из природного материала. | 1 | Уметь высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искус-ства | 10.11. | ||||
Тон, форма, светотень. | 1 | Знать, как распределяется светотень на различных поверхностях. Знать алгоритм рисования натюрморта из геометрических тел (стр. 23 учебника и стр. 10–13 рабочей тетради). Рисовать натюрморт из геометрических тел с натуры на стр. 12–13 рабочей тетради. (Геометрические тела можно изготовить из ватмана, стр. 10 рабочей тетради.) | Уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке | 17.11 | |||
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. | 1 | Уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке | 24.11 | ||||
Твоя мастерская: натюрморт из геометрических тел. | 1 | Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания | 01.12 | ||||
Люди и их лица. | 1 | Иметь представление о том, что такое пропорции и соразмерность. Изучить основные пропорции человеческого лица и уметь ими пользоваться. Знать, как изменяется лицо человека с возрастом или со сменой настроения (стр. 26–27 учебника и стр. 26–27 тетради). | Познавательные: формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе. формируем умение запоминать информацию с помощью схематических рисунков. формируем умение группировать объекты по определённому признаку; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других в процессе совместного составления плана работы; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение работать в паре или в малой группе. формируем умение видеть и говорить на языке искусства. Регулятивные: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения самостоятельно организовывать своё рабочее место для работы акварелью. формирование умения составлять план действий по схематическим рисункам и самостоятельно следовать этому плану; Личностные: формирование понимания некоторых закономерностей образования новых оттенков; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование эстетического вкуса; формирование понимания значения сочетания различных цветов в живописи; воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом. | Уметь осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы | 08.12 | ||
Приметы возраста. | 1 | 15.12 | |||||
Мимика. | 1 | 22.12 | |||||
Народные промыслы: Золотая Хохлома. | 1 | Знать историю и особенности хохломской росписи уметь отличать её от других народных промыслов. Изучить этапы выполнения различных хохломских узоров. | 29.12. | ||||
Народные промыслы: Золотая Хохлома. | 1 | 12.01 | |||||
Плетёные орнаменты. Звериный стиль. | 1 | Иметь представление о плетёных орнаментах и орнаментах звериного стиля. Знать, какие изображения являются элементами таких орнаментов. | 19.01 | ||||
Волшебство акварели. Совмещение нескольких техник в работе акварелью. Твоя мастерская: техника отпечатка. | 1 | Уметь работать акварелью, совмещая различные техники и даже материалы. Изучить технику отпечатка. Использовать эту технику в своей работе акварелью. | Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа | 26.01 | |||
Мастер иллюстрации И. Билибин. Билибинский стиль. | 1 | Иметь представление о творчестве И. Билибина. Знать, в чём состоят особенности билибинского стиля и уметь визуально определять работы этого художника. Ответить на вопросы на стр. 34–35 учебника. | Познавательные: формируем умение извлекать информацию из иллюстраций и текста; формируем умение соблюдать порядок на рабочем столе. формируем умение группировать объекты по определённому признаку; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение работать в паре или в малой группе. формируем умение формулировать и выражать свои мысли на языке искусства. Регулятивные: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника / рабочей тетради формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя. Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование творческого отношения к выполняемой работе; формирование эмоционального отношения к цвету; формирование понимания значения сочетания различных цветов в живописи; формируем умение выражать своё мнение и впечатление от увиденного; воспитание чувства долга и ответственности перед коллективом; формирование умения оценивать результаты своей работы. | Знать способ получения объемных форм на основе развертки | 02.02 | ||
Иллюстрации к сказкам. | 1 | Уметь высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искус-ства | 09.02 | ||||
Иллюстрации к сказкам. | 1 | Уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке | 16.02 | ||||
Из истории искусства. Древнерусская книга. | 1 | Рассказывать об изготовлении книг в Древней Руси.
| Уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке | 02.03 | |||
Как украшали рукописные книги. | 1 | Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания | 16.03 | ||||
Для любознательных: художник и театр. | 1 | Самостоятельно изучить тему «Художник и театр» и иметь представление о работе различных театральных художников. Ответить на вопросы на стр. 40–41 учебника. Уметь составлять план работы и согласованно действовать в коллективе. Уметь высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства | Уметь осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы | 30.03 | |||
Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». | 1 | Уметь высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искус-ства | 06.04 | ||||
Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». | 1 | Уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке | 13.04 | ||||
Коллективный проект: кукольный спектакль по сказу П. Бажова «Серебряное Копытце». | 1 | Уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке | 20.04 | ||||
Учимся видеть. Русский музей. | 1 | Знать историю основания Русского музея в Петербурге. Уметь рассказывать о картинах Русского музея (стр. 50–57 учебника). | Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания | 27.04 | |||
Проекты. | 1 | Выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам (стр. 38–41 рабочей тетради). | Уметь осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы | 04.05 | |||
Проекты. | 1 | 11.05 | |||||
Проекты. | 1 | 18.05 | |||||
Итоговый урок | 1 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование математика 3 класс ФГОС Рудницкая В.Н.
Календарно-тематическое планирование уроков математики 3 класс с учётом ФГОС (система учебников "Начальная школа ХХ1 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой)...
Календарно-тематическое планирование информатики 3 класс ФГОС Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова
Календарно-тематическое планирование по ИКТ составлено на основе авторской программы "Информатика" Е.П.Бененсон, А.Г.Паутовой для учащихся 3 класса с учётом ФГОС...
Календарно-тематическое планирование Музыка 3 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование составлено по программе Е.Д.Критской с учетом требований ФГОС. В КТП расписаны ожидаемые результаты: предметные результаты, межпредметные результаты, универсальные...
Календарно-тематическое планирование поматематике 1 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс ФГОС...
Поурочно-тематическое планирование в 1 классе.
Поурочно-тематическое планирование в 1 классе....
Календарно-тематическое планирование поматематике 2 класс ФГОС для нового электронного журнала
Планирование по математике 2 класс для нового электронного журнала...
Тематическое планирование по 4 классу ФГОС
Здесь помещаю тематическое планирование по новым стандартам ФГОС 4 класс....