Роспись тарелки
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

Александрова Ирина Юрьевна

Урок ИЗО по теме: Роспись тарелки по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...
Наше национальное русское декоративно- прикладное искусство исстари славится своими тра-дициями. По разнообразию материалов, цветовой окраске и фольклорных узоров оно поистине уникально. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов- места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Роспись тарелки.91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ИЗО. Тема: Роспись тарелки по сказке

А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Цель:     Расписать эскиз тарелки.

Задачи:  -Совершенствовать графические умения и навыки,

                -Познакомить со свойствами цветов и приемами поиска новых,

                -Расширять знания о декоративно-прикладном искусстве,

                -Обучать навыкам выделения сюжетного центра композиции,

                -Воспитывать аккуратность, усидчивость, внимание,

                -Развивать творческие способности, речь учащихся через словесное
                 рисование,

                -Воспитывать любовь к произведениям русской литературы.

Оборудование: Презентация: изображениея Гжели, Жостово, Богородской игрушки, Матрешки, Отрывок из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», эскизы тарелок с сюжетом к сказке Пушкина (для каждого ученика), гуашь (красная, желтая, синяя), кисти, баночки с водой, три ли-ста одного формата для словесного рисования (чистый, черно-белая иллюстрация к отрывку «Ска-зки…», цветная)

 

План урока:

1. Конкурс по видам декоративно-прикладного искусства с презентацией.

2. Работа над отрывком «Сказки…», физминутка.

3. Словесное рисование.

3. Знакомство со Сказкой о красках.

4. Роспись тарелки, экспресс-выставка.

Ход урока:

1. Проверка готовности к уроку. Конкурс.

    Наше национальное русское декоративно- прикладное искусство исстари славится своими тра-дициями. По разнообразию материалов, цветовой окраске и фольклорных узоров оно поистине уникально. На Руси издавна существовали географические центры народных промыслов- места, где сложился и развивается определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте и оригинальности предметы.

Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивиться.
Чудо на фарфоре- синяя купель.
Это называется просто- роспись…
(Гжель)
 
Гжель- это дивные, диковинные синие цветы, травы, листья на белой керамике. Изделия гжельских умельцев отличаются изящной формой. Узоры, выполненные кистью, то еле заметно голубоватые, то насыщенно темно-синие с переливами, придают необыкновенный, сказочный вид кувшинам, вазам, подносам, чайникам, солонкам, чашкам и прочим керамическим изделиям, которые кажутся нам воздушными и радуют глаз.

Вы встречали или нет фантастический букет?
Маков, роз, пионов краски в нем собрались вместе,
Расцвели они, как в сказке, на листе из жести.
Догадаться просто вам- это роспись…
(Жостово)
  Жестовская роспись получила свое название по одноименной деревне Жостово, что в Москов-ской области. Жостовская роспись- это декоративная живопись на метал-лических подносах, кото-рые после росписи масляными краска-ми покрывают бес-цветным лаком. Букеты цветов и фрук-тов на них выполнены яркими красками на черном или цветном фоне. Разнообразные узоры из бу-кетов и фруктов неповторимы по своей композиции и сочетаниям красок.

Сработана из дерева, могу быть разным зверем я.
А могу быть мужиком, и с медведем я знаком.
Скромная неброская игрушка…
(богородская)
  Большой популярностью в народе пользовались в старину богородские деревянные игрушки. Вырезанные художни-камирезчиками медведи, играющие на гармошке, куры, клюющие зерно, различные сценки из деревенской жизни забавны, трога-тельны и, как правило, неизменно вызывают у всех улыбку.

Мы хотя и небольшие, но такие славные.
Все цветами расписные, а одна - за главную.
Есть средь нас и крошки, кто же мы?..
(матрешки)
  Во всем мире знают уникальное русское изделие- матрешку. По росписи и характеру исполнения наиболее известны семеновская (хохломская) и полоховско- майданская матрешки.

2. Сегодня на уроке мы побываем с вами в творческой мастерской, станем мастера-ми и создадим свой неповторимый стиль росписи, а какой- вы узнаете чуть позже.
Сначала послушайте такую историю. Один очень хороший человек прочитал однажды знаменитую сказку одного очень знаменитого поэта. Эта сказка ему так понравилась, то он решил заказать столовый сервиз по мотивам этой сказки и выбрал для этого отрывок:

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Мимо острова Буяна…

-Узнали сказку? Кто автор? (Александр Сергеевич Пушкин)

-Составьте полное название этой сказки: (название разделено на отдельные фрагменты)

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем  богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне  Лебеди 

-Какой сюжет вам представился, когда вы прочитали этот отрывок? (море, кораблик, вдалеке – остров с волшебным городом)

-Как изобразить ветер? Прежде, чем вы скажете это, проведем физминутку:

Шепотом:   -Кто в полях шуршит пшеницей и летит крылатой птицей?(ветер)

Громче:       -Кто играет проводами, поднимая пыль клубами? (ветер)

Громко:      -Кто к земле деревья клонит и волну морскую гонит?! (ветер!)

                    -Я достал свою тетрадь, как же мне нарисовать- ветер?

-Как же мы нарисуем ветер? (надутые паруса, волны на море).

3. Словесное рисование:

  На доске –чистый лист. Учащиеся устно «рисуют» на нем сюжет: море, волны, в центре- корабль с раздутыми парусами. На заднем плане- остров, на нем- сказочный город.

«Ночь»-учащиеся закрывают глаза, учитель убирает чистый лист, под ним- черно-белая иллюстрация.

-Нравится? (нет), почему (не цветное)

-Давайте «раскрасим» наш рисунок. (Корабль- деревянный, значит- коричневый; море- сине-голубое, с белыми барашками; зеленый остров с разноцветными башенками города). «Ночь». Учитель убирает черно-белый рисунок, на доске- цветная иллюстрация. После словесного рисования рисунок с доски убирается, что бы избежать копирования.

4.Мы тоже нарисуем такой же сюжет, только с одним условием: наша художественная мастерская будет называться- «Мастерская Трех цветов». Почему так? Что бы узнать ответ на этот вопрос, послушайте Сказку о красках.



Сказка о красках.

 

  В некотором царстве, в некотором государстве жили-были счастливые люди. А были они счастливы потому, что уме-ли замечать красоту в природе. Голубое небо и белые облака, первая зелень и даже серебристый дождик- все радовало их. Королева Радуга вселяла в души людей чувство прекрасного и доброту.
 Но однажды случилась беда. Злой-презлой волшебник, пролетая над счастливым царством-государством, решил от-нять у людей радость. И задумал он самое страшное: закрыл своим черным волшебным плащом небо и держал плащ так долго, что все краски стали блекнуть и сереть. Но и этого показалось мало злому волшебнику. Он заставил всех людей забыть, что мир был разноцветный. Волшебник ликовал: вот теперь то скука и злость придут в это серое царство-государство.
 Так все и случилось. После долгой ночи наступило утро. Люди стали заниматься своими обычными делами. Бесцветный мир уже не привлекал их внимания, скучающие взгляды не задерживались ни  на чем. Сами люди тоже посерели: и лицо, и волосы, и одежда. К тому же они стали чаще раздражаться и ссориться. Но как ни старался злой волшебник стереть воспоминания о красочном мире, детские нежные души почувствовали сразу, что они лишились чего-то прекрасного. И вот один мальчик отправился в дорогу. Стал он ходить по царству-государству и расспрашивать, не знает ли кто, отчего все стали жить скучно и безрадостно. Но люди только пожимали плечами в ответ.
 Однажды мальчик набрел на старую хижину, в которой жил слепой древний старик.
– Слушай, сынок,- промолвил старец,- я расскажу тебе, как люди жили раньше, и что случилось потом. В те времена я был моложе и хорошо видел. Я был придворным маляром. Красил замки, дома в нежнейшие оттенки. Я очень любил свое дело, потому что приносил людям радость. Меня даже пригласил один заморский король для росписи своего замка. А когда я вернулся домой, чуть не умер с горя: труд всей моей жизни, все дома да и все вокруг стало серым, а люди- люди стали как будто чужими. Больше я не видел счастливых глаз. Сам я поседел, моя кожа посерела от старости и горя, мои глаза выцвели и ослепли от слез. Самое дорогое, что у меня осталось,- это три краски, привезенные издалека.
– Дедушка, покажи, пожалуйста, мне их,- робко попросил мальчик.
 Старичок нащупал узелок и достал дощечку с темя красками.
 
А теперь, прежде, чем я продолжу, каждый у себя на листе нарисуйте акварелью (гуашью) эти три краски. 


  Мальчик не мог оторвать взгляда от ярких нарядных красок. Старец почувствовал это. Он стал рассказывать о том, какие краски бывают еще, и какого цвета все было вокруг. Затаив дыхание, мальчик слушал.
-Я вижу,- продолжал старик,- тебе понравились эти краски. Из этих красок можно сделать любой цвет. Бери их. И ты сможешь вернуть людям радость. Долго ждал я этого часа.
 Старичок вздохнул и уснул вечным сном.   Мальчик поплакал и решил, что надо поскорее исполнить последнее желание доброго мастера: сделать мир счастливым. Но вот беда: старичок рассказал, какими красками что раскрасить, а как получить эти краски, рассказать не успел. Мальчик совсем не умел обращаться с красками и поэтому, чтобы ничего не испортить в городе, отправился на далекий необитаемый остров. - Здесь-то я и потренируюсь,- решил он. На солнышко мальчик брызнул желтой краски, как учил его старичок. Солнышко заулыбалось. Песку тоже достался желтый цвет. Он тут же потеплел от удовольствия. В море мальчик капнул синей краски, и оно ожило. Теперь осталось дерево с апельсинами, одиноко стоящим на острове.
– Что делать, как получить оранжевый цвет для апельсинов? - думал мальчик, глядя на три краски.
– Давайте поможем мальчику получить оранжевый цвет. (Надо смешать жёлтую краску с красной. Между жёлтым и красным кружком мы разводим жёлтую краску, в которую добавляем чуть-чуть красной, смешиваем оба цвета и получаем оранжевый).
  Выкрасив апельсины, мальчик посмотрел  на листья дерева. Теперь он легко догадался, как получить зелёный цвет. Мальчик смешал две краски и раскрасил листья.
– Какие две краски смешал мальчик? (Смешиваются жёлтая с синей краской).
  Затем мальчик набрал на кисть красную краску и нечаянно задел синюю, две краски смешались.
– Ничего, - решил мальчик, - этот цвет я использую себе для брюк.
  Смешаем красную с синей краской и посмотрим, какой цвет получится. (фиолетовый).
– А теперь, смешаюка я вместе все три краски, которые у меня есть: жёлтую, синюю, красную. Он пробовал смешивать краски много раз, добавляя больше то жёлтой, то синей, то красной. И, о чудо, у него получались различные оттенки коричневого, серого и даже чёрный цвет. Мальчик легко подобрал цвет для ствола апельсинового дерева.
  Смешиваем эти три цвета в центральном кругу.

5. Теперь, используя только три основных цвета, вы должны расписать тарелки для столового сервиза. (Ребята рисуют под музыку. Рисунок на тарелках уже есть. Задача для учащихся- нанести цвета).

6. Экспресс- выставка работ учащихся, подведение итогов.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства. "Гжельская роспись. Роспись блюдца"

Урок изобразительного искусства "Гжельская роспись. Роспись блюдца" предназ начен для проведения в 4 классе....

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе по теме "Узоры, которые придумали люди. Роспись тарелки."

Представлен конспект урока изобразительного искусства в 1 классе по программе Б.М. Неменского. Автор знакомит детей с понятием "орнамент", различными видами орнамента и изобразительной деятельности. Д...

Презентация к уроку изобразительного искусства 1 класс "Городецкая роспись.Роспись разделочной доски"

Урок проводился, как открытый в 2014 году .последний слайд в конце урока меняется , учитель фотографирует выставку, которая получилась у детей с того же ракурса и вставляет в презентацию....

Конспект урока для 1 класса по теме "Хохломская роспись. Роспись изделия." +презентация

Цель: содействовать эстетическому восприятию и оценке учащимися хохломской росписи в украшении разных предметов быта.Планируемые результаты:Личностные: развивать образное мышление у учащихся, а также ...

Конспект урока технологии по теме "Городецкая роспись. Роспись разделочной доски"

Комбинированный урок-объяснение, урок-практика,который познакомит с историей Городецкой росписи и научит детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "В мастерской художника гжели. Роспись эскиза тарелки"

Цель: формирование представления о художественных традициях керамического искусства Гжели, ознакомление учащихся с приемом гжельского мазка.Задачи урокаДидактические:- формировать навык кистевой роспи...