рабочая программа по изо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему
Рабочая программа к учебнику Шпикаловой 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_3_kl._shpikalova.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления ребенка.
Поскольку современные условия требуют от растущего человека освоения основ информационной грамотности, при работе над индивидуальными или коллективными проектами в содержание примерной программы включены задания на развитие информационной графической грамотности учащихся.
В контексте предмета «Изобразительное искусство» освоение информационной грамотности предполагает поиск, обработку, организацию информации, связанной с явлениями культуры и искусства, а также действия по созданию своих информационных объектов
Овладение младшими школьниками основами художественного языка, получение опыта эмоционально - ценностного, эстетического восприятия мира и художественно - творческой деятельности помогут при изучении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут необходимыми для применения в жизни и обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Содержание программы «Изобразительное искусство» представлено в виде взаимосвязанных разделов.
Раздел «Основы художественного изображения. Изобразительное искусство» ориентирует на эмоционально-эстетическое восприятие произведений профессионального искусства, на формирование ценностного отношения к явлениям природы, к образам фольклора и литературы, к реальным людям, животным и птицам. Содержание раздела предполагает овладение учащимися художественно-творческим опытом в рисовании с натуры, по памяти и представлению; освоение приемов создания художественных образов с использованием средств художественной выразительности (цвет, свет, линия, силуэт, форма, пропорции, композиция).
Раздел «Основы народного декоративно-прикладного искусства» нацелен на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира, на познание многообразия видов народного искусства, их региональных особенностей. Содержание этого раздела предполагает накопление творческого опыта учащихся в процессе упражнений по освоению специфики образного языка народного искусства (на основе повтора, вариаций), самостоятельного составления композиций по мотивам народного творчества (на основе вариаций, импровизаций) и художественной деятельности по выполнению оформления изделий, изготовленных на уроках труда.
Нормативно-правовые документы
Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст.32 п.7); федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.); федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»; приказ МО и Н РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-12 учебный год». Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, на основе программы начального общего образования «Изобразительное искусство и художественный труд» Шпикаловой Т.Я., Ершовой Л.В.и др. (Москва : Просвещение, 2008 г.).
Место предмета в учебном плане ОУ
Уровень рабочей программы: базовый.
В соответствии с учебным планом школы на преподавание (предмет) в 3классе отводится 1час в неделю (_34 часа в год).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм развития умения видеть и ценить мир искусства «рядом», на примерах произведений художников родного края; понимать, что искусство своего региона и отечества — путь к познанию искусства любых эпох и народов.
Задачи:
- обеспечить обязательный минимум содержания предмета «Изобразительное искусство»;
- содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика) и архитектурой;
- способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
- способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.
Универсальные учебные действия
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(основное содержание) учебного курса
№ п/п | Темы (разделы) | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Кол-во практических работ |
1. | Земля одна, а цветы на ней разные. | 11 | ||
2. | Что ни город, то норов. | 10 | ||
3. | В каждом посаде в своём наряде. | 5 | ||
4. | Ищи добра на стороне, а дом люби по старине. | 8 | ||
Итого | 34 |
Прохождение практической части программы
Триместр | Раздел | Всего часов | Контрольные работы | Практическая часть | |||
Диктант | Контрольные работы | Контрольный тест | Лабораторные работы | Практические работы | |||
1 триместр | 12 | 12 | |||||
2 триместр | 11 | 11 | |||||
3 триместр | 11 | 11 | |||||
Всего: | 34 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Тип урока | Основные вопросы | Методы и формы работы | Виды контроля | Домашнее задание |
3.09 | Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Чужие цветы краснее, а свои милее. | КУ | Инструктаж. Рисование с натуры осенних цветов (акварель, гуашь) | Игровые ситуации, беседа, практическая деятельность. | Самостоятельная работа. | ||
10.09 | В жостовском подносе - все цветы России | УПЗУН | Русские лаки. Рисование веточки с листьями и цветок лилии (гуашь) | Игровые ситуации, беседа, практическая деятельность. | Самостоятельная работа. | ||
17.09 | В жостовском подносе - все цветы России | УЗиРЗУН | Роспись подноса цветочным узором (гуашь) | Беседа. Практическая деятельность. | Самостоятельная работа. | ||
24.09 | Каждый художник урожай своей земли хвалит | КУ | Натюрморт. Рисование с натуры натюрморта «Славный урожай» (гуашь, акварель, цветные карандаши) | Игровые ситуации, беседа, практическая деятельность. | Самостоятельная работа. | ||
01.10 | Лети, лети, бумажный змей! | КУ | Эскиз украшения для воздушного змея | Наблюдение. Беседа. С.р. | Самостоятельная работа. | ||
08.10 | Лоскуток к лоскутку. | КУ | Лоскутная мозаика. Эскиз орнамента для лоскутного коврика(акварель, гуашь, фломастеры). | Беседа. Наблюдение. С.р. | Самостоятельная работа. | ||
15.10 | Живописные просторы Родины. | КУ | Пейзаж. Композиция «Родные просторы» (акварель, гуашь). | Игровые ситуации, беседа, практическая деятельность. | Текущий. Самостоятельная работа. | ||
22.10 | Гжельская майолика. | КУ | Украшение тарелочки по мотивам гжельской майолики. | Беседа. Практическая деятельность. | Текущий. Самостоятельная работа. | ||
29.10 | Двор что город, изба что терем. | КУ | Деревянное зодчество России. Рисование резного полотенца со знаками солнца, воды, земли (перо, карандаш, фломастер) | Наблюдение. Беседа. Практическая деятельность по образцу. | Текущий. Самостоятельная работа. | ||
12.11 | Двор что город, изба что терем. | УЗиРЗУН | Изображение терема для сказочных героев (материал по выбору) | Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа. | ||
19.11 | Каждая птица своим пером красуется | КУ | Рисование по памяти: наброски птиц в разных поворотах. | Беседа. Практическая деятельность. | Самостоятельная работа. | ||
26.11 | Каждая изба удивительных вещей полна | КУ | Натюрморт из предметов крестьянского быта (акварель) | Беседа. Практическая деятельность по образцу. | Самостоятельная работа. | ||
03.12 | Русская зима | КУ | Передача образа заиндевелых растений (перо, тушь, белая гуашь) | Беседа. Практическая деятельность. | Самостоятельная работа. | ||
10.12 | Зима не лето, в шубу одета. | КУ | Орнамент в украшении народной одежды. Эскиз украшения из бисера. | Беседа. Практическая деятельность. | Самостоятельная работа. | ||
17.12 | Зима за морозы, а мы за праздники. | КУ | Рисование карнавального шествия (по выбору) | Самостоятельная работа. | Текущий. Самостоятельная работа. | ||
24.12 | Карнавальные фантазии | КУ | Эскиз карнавальной маски: образ матушки-зимы (материал по выбору) | Беседа. Практическая деятельность. | Самостоятельная работа. | ||
14.01 | «В каждом посаде в своём наряде» | КУ | Узоры-обереги в народном костюме. Завершение орнаментальных полос, которые украшают народный костюм (цветные карандаши) | Наблюдение. Беседа. Практическая деятельность. | Самостоятельная работа. | ||
21.01 | Жизнь костюма в театре. | КУ | Эскиз исторического или театрального костюма (гуашь) | Беседа. Практическая деятельность по образцу. | Текущий. Самостоятельная работа. | ||
28.01 | Город белокаменный. | КУ | Исторический памятник архитектуры. Сюжетное рисование на заданную тему (акварель, гуашь) | Беседа. Практическая деятельность по образцу. | Самостоятельная работа. | ||
04.02 | Город белокаменный. | УПЗУН | Сюжетно-декоративная композиция «Старинный русский город-крепость» (материалы и техника по выбору) | Беседа. Практическая деятельность. | Самостоятельная работа. | ||
11.02 | . Защитники земли Русской. | КУ | Доблестные войны в работах народных мастеров и художников. Костюм былинного героя. | Беседа. Практическая деятельность. | Самостоятельная работа. | ||
18.02 | Дорогие, любимые родные | КУ | Образ русской женщины искусстве. Женский портрет (материалы и техника по выбору) | Беседа. Практическая деятельность. | Текущий. Самостоятельная работа. | ||
25.02 | Широкая Масленица. | КУ | Композиция на тему «Проводы зимы» | Беседа. Практическая деятельность. | Самостоятельная работа. | ||
04.03 | Красота и мудрость народной игрушки | КУ | Зарисовки народных деревянных игрушек (гуашь, акварель) | Беседа. Практическая деятельность по образцу. | Самостоятельная работа. | ||
11.03 | Герои сказки глазами художника | КУ | Выполнение иллюстрации к любимой сказки (карандаш) | Беседа. Практическая деятельность. | Текущий. Самостоятельная работа. | ||
18.03 | Герои сказки глазами художника | УПЗУН | Выполнение иллюстрации к любимой сказки (карандаш) | Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа. | ||
01.04 | Водные просторы России. | КУ | Морской пейзаж. Рисование по наблюдению, по памяти картины весенней навигации(акварель карандаш, фломастер). | Беседа. Практическая деятельность. | Текущий. Самостоятельная работа. | ||
08.04 | Цветы России на павловских платках и шалях | КУ | Рисование цветов, увиденных в украшении платков и шалей (акварель, фломастеры, цветные карандаши) | Наблюдение. Беседа. Практическая деятельность. | Самостоятельная работа. | ||
15.04 | Цветы России на павловских платках и шалях | УПЗУН | Самостоятельное придумывание композиции для платка. Рисование. | Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа. | ||
22.04 | В весеннем небе - салют победы | КУ | Граттаж. Силуэтное изображение композиции. Цветовая подсветка бумаги. Выполнение граттажной основы. Приёмы процарапывания восковой основы. | Беседа. Практическая деятельность. | Текущий. Самостоятельная работа. | ||
22.04 | Гербы городов Золотого кольца России | КУ | Символы геральдики. Придумывание эскиза герба своего класса, своей семьи и т.д. | Наблюдение. Беседа. Практическая деятельность по образцу. | Текущий. Самостоятельная работа. | ||
06.05 | Сиреневые перезвоны. | КУ | Рисование с натуры или по представлению под впечатлением увиденных произведений сирени | Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа. | ||
13.05 | У всякого мастера свои фантазии | КУ | Зооморфные мотивы в орнаменте народов мира. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь , фломастер). | Беседа. Практическая деятельность. | Текущий. Самостоятельная работа. | ||
20.05 | У всякого мастера свои фантазии | УПЗУН | Зооморфные мотивы в орнаменте народов мира. Импровизация по мотивам образов-символов (тушь , фломастер). | Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа. |
Сокращения для типа урока: КУ – комбинированный урок; УИНМ – урок изучения нового материала; УЗиРЗУН – урок закрепления и развития ЗУН; УФНЗУН – урок формирования новых ЗУН; УП – урок повторения; УПЗ – урок проверки знаний; УПЗУН – урок применения знаний, умений, навыков; ПОУ – повторительно-обобщающий урок.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и
жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Оценка »5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок, работа выразительна и интересна.
Оценка »4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка »3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней грубые ошибки.
Оценка »2» - поставленные задачи не выполнены.
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(необходимое для реализации данного курса оборудование и приборы, программное обеспечение, дидактические материалы)
Аппаратные средства:
- компьютер
- проектор
- интерактивная доска
Программно-педагогические средства
1C: Образовательная коллекция. Изобразительное искусство для младших школьников. (CD)
Дидактические материалы:
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.
Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение»,2011
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеенко Е.В., Анастасова Л.П., Горяев В.Г. и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 2 Москва: Просвещение, 2008.
- Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Величкина Г. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение»,2011 .
- Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.
Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение»,2011
Интернет-ресурсы:
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ К УРОКАМ
http://svetly5school.narod.ru/metod1.html
2.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
СПИСОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Величкина Г. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение»,2011 .
2. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.
Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение»,2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...