Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Данная программа разработана по программе ПНШ по ФГОС для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_4_klass.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Азовский район село Новониколаевка
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Новониколаевской ООШ
Приказ от_______ №_____
___________/Макаренко С.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Уровень общего образования (класс):
начальное общее 4 класс
Количество часов: 34 в год (1 час в неделю)
Учитель: Сокол Лариса Юрьевна
Программа разработана на основе
Авторской программы Кузина В.С.Изобразительное искусство в начальной школе.
Академкнига/Учебник, 2005г.
1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Цели:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способность к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно –прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни ( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
2.Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Уникальность и значимость изобразительного искусства определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к познанию мира через чувства и эмоции. Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально- образного, художественного типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека. В программе учтены психофизиологические особенности младшего школьного возраста.
Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально - ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Региональный компонент реализуется путем включения в содержание уроков краеведческого материала.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Представление о работе в графическом и растровом редакторе на компьютере.
Создание моделей предметов бытового окружения человека.
Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства:
сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
3.Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане.
В 4 классе на изучение систематического курса изобразительного искусства отводится 34 часа (1 час в неделю), предусмотрены 4 контрольные работы по четвертям, на региональный компонент отводится 4 урока (РК).
4.Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
Рисование с натуры (рисунок, живопись) (12 час)
Рисование с натуры отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) призматической, цилиндрической, шаровой, комбинированной формы с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе) с проведением доступных учащимся объяснений к заданиям: 1) круг в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальная перспектива и 3) угловая перспектива.
Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.
Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.
Рисование на темы (композиция) (7 час)
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.
Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).
Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передачу светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиск гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.
Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию,
Декоративная работа (6 ч)
Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; лаковая миниатюра из Палеха на темы сказок; художественные росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.).
Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно декоративной композиции.
.
Лепка (2 ч)
Лепка птиц и домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).
Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.
Лепка тематических композиций на темы труда человека: «Сталевар», «Кузнец», «Строитель», «Пожарник» и т. п.
Лепка героев русских народных сказок.
Аппликация (2 ч)
Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы: «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».
Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
Беседы об искусстве и красоте вокруг нас (5 ч)
Основные темы бесед:
жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);
красота родной природы в творчестве русских художником («Художник Архип Куинджи — мастер передачи света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);
выдающиеся деятели культуры и искусства России на картинах художников;
великие полководцы России в произведениях художников и скульпторов;
портреты знаменитых русских писателей и композиторов;
литература, музыка, театр и изобразительное искусство;
люди труда в изобразительном искусстве; крестьянский труд в изобразительном искусстве;
сказка в изобразительном искусстве;
в мастерской художника;
музеи России;
прославленные центры народных художественных промыслов;
искусство родного края;
орнаменты народов мира.
5.Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Сроки проведения | Вид и дата контроля |
1 | В мире изобразительного искусства. | 12 | 2.09-25.11 | к/ур. №1- 28.10 |
2 | Мы любим смотреть картины и рисовать. | 22 | 2.12-19.05 | к/ур.№2-23.12 к/ур. №3-10.03 к/ур. №4-12.05 |
Итого: | 34 |
6.Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема | Вид деятельности, технология | Образовательные ресурсы | Вид контроля (текущий, тематический, итоговый) |
В мире изобразительного искусства. (12 часов) | |||||
1 РК | Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж». | Выбор выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, рисование. | ПК, картины | Входной. Творческая работа | |
2 | Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде». | Выбор выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации, составление панно. | ПК | Текущий | |
3 | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. | Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение групп предметов на плоскости листа бумаги, рисование. | Муляжи | Текущий | |
4 | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. | Муляжи | Текущий | ||
5 | Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко». | Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение групп предметов на плоскости листа бумаги, рисование. | Муляжи, картины | Текущий | |
6 | Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко». | Муляжи, картины | Текущий | ||
7 | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки. | Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей. Рисование с натуры. | Муляж | Текущий | |
8 | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара. | Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей. Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. Рисование с натуры. | Муляж | Текущий | |
9 РК | Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор». Контрольный урок. | Выделение композиционного центра. Передача светотени. Использование тоновых и цветовых контрастов, рисование по памяти. | Тематический | ||
10 | Рисование с натуры и по представлению фигуры человека. | Первичные навыки рисования с натуры или по памяти (человека) | Текущий | ||
11 | Рисование с натуры и по представлению фигуры человека | Рисование с натуры или по памяти | Текущий | ||
12 | Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта. | Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры человека, лепка. | Текущий | ||
Мы любим смотреть картины и рисовать. (22 часа) | |||||
13 | Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака) | Изображение с натуры животных | Муляжи | Текущий | |
14 | Наброски с натуры и по представлению птиц (голубь, сорока, утка) | Изображение с натуры животных | Муляжи | Текущий | |
15 | Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски | Беседа о росписи , декоративное рисование. | ПК | Текущий | |
Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски | Декоративное рисование | Итоговый | |||
17 | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Прослушивание литературных произведений. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, рисование. | Сказка, видео | Текущий | |
18 | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». | Прослушивание литературных произведений. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, рисование. | Сказки , видео | Текущий | |
19 | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». | Текущий | |||
20 | Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, рисование открытки. | Открытки | Текущий | |
21 | Рисование с натуры или по памяти современных машин. | Беседа по формам, конструкциям, соотношениям размеров частей современных машин, рисование машин. | Муляжи | Текущий | |
22 | Рисование народного праздника «Песни нашей Родины». | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Освоение основ рисунка, живописи. Аудирование. | Аудио | Текущий | |
23 РК | Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. | Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных), выполнение эскиза. | Картины | Текущий | |
24 | Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. | Текущий | |||
25 | Рисование с натуры и по представлению животных и птиц. Контрольный урок | Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, рисование с натуры. | Муляжи | Тематический | |
26 | Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица» | Прослушивание литературных произведений. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, рисование басни. | Сказка, картины | Текущий | |
27 | Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица» | Видео | Текущий | ||
28 | Тематическое рисование «Закат солнца». | Аудирование, беседа, тематическое рисование | ПК, картины, аудио | Текущий | |
29 | Тематическое рисование «Закат солнца». | Тематическое рисование | Текущий | ||
30 | Люди труда в изобразительном искусстве. | Беседа по теме урока, обсуждение репродукций картин, рисование. | Текущий | ||
31 РК | Составление мозаичного панно «Слава труду». | Беседа по теме урока, составление мозаичного панно. | Картины | Текущий | |
32 | Составление мозаичного панно «Слава труду». | Составление панно | Текущий | ||
33 | Аппликация «Орнаменты народов мира». Контрольный урок. | Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, рисование. | ПК, картины | Итоговый | |
34 | Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина. | Обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, участие в викторине. | Итоговый |
- Технология исследовательского обучения
- Технология игрового обучения
- Технология разноуровневого обучения
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Методическое обеспечение:
-Кузин В.С.Изобразительное искусство в начальной школе/В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина.
-Кузин В.С., Изобразительное искусство.4 класс: учебник / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина
-Кузин В.С. Изобразительное искусство.4 класс: рабочая тетрадь В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина
Материально-технического обеспечение:
- печатные пособия:
1.каталог «Художники России».
- экранно-звуковые пособия:
1.экран
2.проектор
3.ПК
- цифровые образовательные ресурсы:
1. сайт www. school.ru
2. сайт www. учитель.ru
- натуральные объекты:
предметы для рисования с натуры
- демонстрационные пособия:
8.Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и система их оценки.
Личностные:
Выпускник научится:
.различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
·различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
·эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
·узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. Д.) окружающего мира и жизненных явлений;
·приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
·воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
·видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
·высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Метапредметные:
Выпускник научится:
·создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
·использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
·различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
·создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
·наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
·использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
·пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
·моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
·выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Предметные:
Выпускник научится:
·осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
·выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
·видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
·понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
·изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
·изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Система оценивания
отметка | критерии |
«5» | -учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; -правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; -верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; -умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. |
«4» | -учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; -гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; -умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное. |
«3» | -учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; -допускает неточность в изложении изученного материала. |
«2» | -учащийся допускает грубые ошибки в ответе; -не справляется с поставленной целью урока. |
«1» | -учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета __________ /Костюкова Е.А./
МБОУ Новониколаевской ООШ _________ 2014 года
от______ 2014 года №_____
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...