Рабочая программа по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Шилова Лариса Юрьевна

Данная программа разработана по программе ПНШ по ФГОС для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Азовский район село Новониколаевка

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская основная общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Новониколаевской ООШ

Приказ от_______ №_____

___________/Макаренко С.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

Уровень общего образования (класс):

начальное общее 4 класс

Количество часов: 34 в год (1 час в неделю)

Учитель: Сокол Лариса Юрьевна

Программа разработана на основе

Авторской программы Кузина В.С.Изобразительное искусство в начальной школе.

Академкнига/Учебник, 2005г.

1.Пояснительная записка

  Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура   помогают детям  с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

 Цели:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств; уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способность к восприятию искусства и  окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно –прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно – творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

  Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

- совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

- развитие способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни ( музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)

- формирование навыков работы с различными художественными материалами.

2.Общая характеристика учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

  Уникальность и значимость изобразительного искусства определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к познанию мира через чувства и эмоции. Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально- образного, художественного типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека. В программе учтены психофизиологические особенности младшего школьного возраста.

 Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально - ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.

Региональный компонент реализуется путем включения в содержание уроков краеведческого материала.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и  художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Представление о работе в графическом и растровом редакторе на компьютере.

Создание моделей предметов бытового окружения человека.

Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства:

сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

3.Место учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в учебном плане.

В 4 классе на изучение систематического курса изобразительного искусства  отводится 34 часа (1 час в неделю), предусмотрены 4 контрольные работы по четвертям,  на региональный компонент отводится 4 урока (РК).

4.Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).

Рисование с натуры (рисунок, живопись) (12 час)

Рисование с натуры отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) призматической, цилиндрической, шаровой, комбинированной формы с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе) с проведением доступных учащимся объяснений к заданиям: 1) круг в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта), 2) фронтальная перспектива и 3) угловая перспектива.

Рисование с натуры, по памяти и представлению фигуры человека, животных, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.

Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.

Рисование на темы (композиция) (7 час)

        Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей.

Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передачу светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиск гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.

Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию,

Декоративная работа (6 ч)

        Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; лаковая миниатюра из Палеха на темы сказок; художественные росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки и т. д.).

        Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно декоративной композиции.

.

Лепка (2 ч)

Лепка птиц и домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик и т. д.).

Лепка фигурок по мотивам  народных игрушек.

Лепка тематических композиций на темы труда человека: «Сталевар», «Кузнец», «Строитель», «Пожарник» и т. п.

Лепка  героев русских народных сказок.

Аппликация (2 ч)

Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы: «Солнце над морем», «Утро в горах», «Парусные лодки на реке», «Закат солнца над городом», «Осенняя симфония в лесу».

Составление сюжетных аппликаций по мотивам русской народной сказки «По щучьему велению», сказок «Золушка» Ш. Перро, «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.

Беседы об искусстве и красоте вокруг нас (5 ч)

Основные темы бесед:

жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет,   бытовой   жанр,   исторический   и   батальный   жанры);

красота родной природы в творчестве русских художником («Художник Архип Куинджи — мастер передачи света и цвета в живописи», «Русский маринист Иван Айвазовский»);

выдающиеся  деятели культуры и искусства России на картинах художников;

великие полководцы России в произведениях художников и скульпторов;

портреты знаменитых русских писателей и композиторов;

литература, музыка, театр и изобразительное искусство;

люди труда  в  изобразительном  искусстве;  крестьянский труд в изобразительном искусстве;

сказка в изобразительном искусстве;

в мастерской художника;

музеи России;

прославленные   центры   народных   художественных   промыслов;

искусство родного края;

орнаменты народов мира.

5.Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Сроки проведения

Вид и дата контроля

1

В мире изобразительного искусства.

12

2.09-25.11

к/ур. №1-

28.10

2

Мы любим смотреть картины и рисовать.

22

2.12-19.05

к/ур.№2-23.12

к/ур. №3-10.03

к/ур. №4-12.05

Итого:

34

6.Календарно-тематическое планирование.

        

Дата

Тема

Вид деятельности, технология

Образовательные ресурсы

Вид контроля (текущий, тематический, итоговый)

В мире изобразительного искусства. (12 часов)

1

РК

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж».

Выбор  выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, рисование.

ПК, картины

Входной. Творческая работа

2

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде».

Выбор выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации, составление панно.

ПК

Текущий

3

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.

Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение групп предметов на плоскости листа бумаги, рисование.

Муляжи

Текущий

4

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.

Муляжи

Текущий

5

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко».

Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение групп предметов на плоскости листа бумаги, рисование.

Муляжи, картины

Текущий

6

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко».

Муляжи, картины

Текущий

7

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование  с натуры коробки.

Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей. Рисование с натуры.

Муляж

Текущий

8

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование  с натуры шара.

Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей. Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. Рисование с натуры.

Муляж

Текущий

9

РК

Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор». Контрольный урок.

Выделение композиционного центра. Передача светотени. Использование тоновых и цветовых контрастов, рисование  по памяти.

Тематический

10

Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.

Первичные навыки рисования с натуры или по памяти (человека)

Текущий

11

Рисование с натуры и по представлению фигуры человека

Рисование с натуры или по памяти

Текущий

12

Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта.

Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры человека, лепка.

Текущий

Мы любим смотреть картины и рисовать. (22 часа)

13

Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака)

Изображение с натуры животных

Муляжи

Текущий

14

Наброски с натуры и по представлению птиц (голубь, сорока, утка)

Изображение с натуры животных

Муляжи

Текущий

15

Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски

Беседа о росписи , декоративное рисование.

ПК

Текущий

16

Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски

Декоративное рисование

Итоговый

17

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Прослушивание литературных произведений. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, рисование.

Сказка, видео

Текущий

18

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».

Прослушивание литературных произведений. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, рисование.

Сказки , видео

Текущий

19

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».

Текущий

20

Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, рисование открытки.

Открытки

Текущий

21

Рисование с натуры или по памяти современных машин.

Беседа по формам, конструкциям, соотношениям размеров частей  современных машин, рисование  машин.

Муляжи

Текущий

22

Рисование народного праздника «Песни нашей Родины».

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Освоение основ рисунка, живописи. Аудирование.

Аудио

Текущий

23

РК

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных), выполнение эскиза.

Картины

Текущий

24

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия.

Текущий

25

Рисование с натуры и по представлению животных и птиц. Контрольный урок

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, рисование с натуры.

Муляжи

Тематический

26

Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»

Прослушивание литературных произведений. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, рисование басни.

Сказка, картины

Текущий

27

Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»

Видео

Текущий

28

Тематическое рисование «Закат солнца».

Аудирование, беседа, тематическое рисование

ПК, картины, аудио

Текущий

29

Тематическое рисование «Закат солнца».

Тематическое рисование

Текущий

30

Люди труда в изобразительном искусстве.

Беседа по теме урока, обсуждение репродукций картин, рисование.

Текущий

31

РК

Составление мозаичного панно «Слава труду».

Беседа по теме урока, составление мозаичного панно.

Картины

Текущий

32

Составление мозаичного панно «Слава труду».

Составление панно

Текущий

33

Аппликация «Орнаменты народов мира». Контрольный урок.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, рисование.

ПК,  картины

Итоговый

34

Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина.

Обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, участие в викторине.

Итоговый

  • Технология исследовательского обучения
  • Технология игрового обучения
  • Технология разноуровневого обучения

7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Методическое обеспечение:

-Кузин В.С.Изобразительное искусство в начальной школе/В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина.

-Кузин В.С., Изобразительное искусство.4 класс: учебник / В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина

-Кузин В.С. Изобразительное искусство.4 класс: рабочая тетрадь В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина

Материально-технического обеспечение:

  • печатные пособия:

1.каталог «Художники России».

  • экранно-звуковые пособия:

1.экран

2.проектор

3.ПК

  • цифровые образовательные ресурсы:

     1. сайт www. school.ru

     2. сайт www. учитель.ru

  • натуральные объекты:

предметы для рисования с натуры

  • демонстрационные пособия:

8.Результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) и система их оценки.

Личностные:

Выпускник научится:

.различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

·различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

·эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

·узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. Д.) окружающего мира и жизненных явлений;

·приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

·воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

·видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);

·высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Метапредметные:

Выпускник научится:

·создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

·использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

·различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

·создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

·наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

·использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

·пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

·моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

·выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Предметные:

Выпускник научится:

·осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

·выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

·видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

·понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

·изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

·изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Система оценивания

отметка

критерии

«5»

-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«4»

-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное.

«3»

-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

-допускает неточность в изложении изученного материала.

«2»

-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

-не справляется с поставленной целью урока.

«1»

-учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

СОГЛАСОВАНО                                                                   СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                             Заместитель директора по УВР

Методического совета                                          __________ /Костюкова Е.А./

МБОУ Новониколаевской ООШ                         _________ 2014 года

от______ 2014 года №_____

__________ /Дрозд Т.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...