Образовательная программа Маленькие волшебники
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Нижегородцева Аксана Юрьевна

Программа «Маленькие волшебники» является  составляющей частью системы художественно-эстетического развития младших школьников в рамках внеурочной деятельности, формирующей эстетическую культуру, мотивацию к самопознанию и саморазвитию. Программа адресована детям 7 – 9 лет и рассчитана на одно занятие в неделю в объеме 2-х академических часов.

 Целью данной программы является создание условий для развития мелкой моторики рук, как важного фактора в обеспечении качества образования средствами факультативного курса «Маленькие волшебники».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovotelnaya_programma_malenkie_volshebniki.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУ «Управление образования Администрации г.Бийска»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №1»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Гимназия №1»

____________(И.В.Рыжкова)

Протокол № ___ педсовета

От «__»  ____________ г.

Образовательная программа

Творческого объединения «Маленькие волшебники»

для занятий с младшими школьниками 7-9 лет

Составитель:

Нижегородцева Аксана Юрьевна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Бийск

2014

Пояснительная записка.

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.

Программа «Маленькие волшебники» является  составляющей частью системы художественно-эстетического развития младших школьников в рамках внеурочной деятельности, формирующей эстетическую культуру, мотивацию к самопознанию и саморазвитию. Программа адресована детям 7 – 9 лет и рассчитана на одно занятие в неделю в объеме 2-х академических часов.

 Целью данной программы является создание условий для развития мелкой моторики рук, как важного фактора в обеспечении качества образования средствами факультативного курса «Маленькие волшебники».

Основными задачами программы являются:

  • развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательную координацию, логическое пространственное мышление, творческое воображение;
  • учить детей умению определять цели, планировать собственную деятельность;
  • воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, умение работать в группе

В основе программы лежат следующие педагогические принципы: принцип добровольности, наглядности, личностно-ориентированного подхода, систематичности и последовательности, принцип доступности

Программа «Маленькие волшебники» создает условия для знакомства учащихся с декоративно-прикладным искусством, его особенностями и возможностями для развития моторики рук.

Основными формами проведения занятий являются: практическая мастерская, экскурсии,  выставки.

Основными методами проведения занятий являются: обьяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, проблемно-диалогический.

Программа включает в себя три основных раздела.

Раздел 1. Самоделки из природного материала.

Дети учатся создавать поделки из природного материала. Цель этого раздела: научить детей воспринимать природу как неиссякаемый источник творчества и вдохновения; черпать в окружающей среде сюжеты для произведений искусства. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования, так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Раздел 2. Бисероплетение.

Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. Данный раздел программы предполагает плетение из бисера забавных  миниатюр, оригинальных неповторимые изделий. Техника проста и доступна, учитывается возраст и индивидуальные особенности детей. Цель: развивать специальные способности ребенка, способствовать активному формированию навыков общения, эстетических и нравственных качеств.

Раздел 3. Пластилинография.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Лепкой дети начинают заниматься уже с дошкольного возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в младшем школьном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение  начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

Вместе эти направления отвечают психолого-педагогическим особенностям младшего школьного возраста. Смена направлений дает ребенку возможность попробовать себя в нескольких видах работы, избежать переутомления и утраты интереса к занятиям, и как следствие удерживать внимание детей, поддерживать заинтересованность на протяжении всего учебного года.

Тематический план.

Тема

Кол. часов

общее

теория

практ

Раздел 1. Самоделки из природного материала.

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Осенняя экскурсия.

2

2

-

3

Аппликация из листьев. Рыбки.

2

1

1

4

Поделки из желудей. Веселые человечки.

2

1

1

5

Экскурсия в лес.

2

2

-

6

Поделки из шишек. Лесовичок.

2

1

1

7

Аппликация из семян.

2

1

1

8

Экскурсия на реку Бия

2

2

-

9

Поделки из камней. Подводный мир.

2

1

1

10

Поделки из камней. Цветочная фантазия.

2

1

1

11

Выставка «Осенний калейдоскоп»

2

2

-

Раздел 2. Бисероплетение.

12

Вводное занятие.

2

2

-

13

История бисера. Материалы и инструменты.

2

2

-

14

Правила плетения на проволоке.

2

1

1

15

Открытка «С новым годом!»

2

1

1

16

Рождество

2

1

1

17

Рождественское дерево.

2

-

2

18

Символ года

2

1

1

19

День святого Валентина. Валентинки

2

1

1

20

Открытка к 23 февраля. Эскиз

2

-

2

21

Открытка к 23 февраля.

2

1

1

22

Открытка к 8 марта

2

1

1

23

Плетение цветка «Астра»

2

1

1

24

Гороскоп

2

-

2

Раздел 3. Пластилинография.

25

Вводное занятие.

2

2

-

26

Полевые цветы

2

1

1

27

Божьи коровки на ромашке

2

1

1

28

Одуванчики – цветы, словно солнышки желты

2

1

1

29

Червячок в яблочке

2

1

1

30

Бабочка.

2

1

1

31

Яблони в цвету

2

1

1

32

Кактус в горшочке. Ежик

2

1

1

33

Итоговая выставка

2

1

1

ИТОГО

66

38

28

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Дата

Раздел 1. Самоделки из природного материала.

1

Вводное занятие.

2

05.09

06.09

2

Осенняя экскурсия.

2

12.09

13.09

3

Аппликация из листьев. Рыбки.

2

19.09

20.09

4

Поделки из желудей. Веселые человечки.

2

26.09

27.09

5

Экскурсия в лес.

2

03.10

04.10

6

Поделки из шишек. Лесовичок.

2

10.10

11.10

7

Аппликация из семян.

2

17.10

18.10

8

Экскурсия на реку Бия

2

24.10

25.10

9

Поделки из камней. Подводный мир.

2

14.11

15.11

10

Поделки из камней. Цветочная фантазия.

2

21.11

22.11

11

Выставка «Осенний калейдоскоп»

2

28.11

29.11

Раздел 2. Бисероплетение.

12

Вводное занятие.

2

05.12

06.12

13

История бисера. Материалы и инструменты.

2

12.12

13.12

14

Правила плетения на проволоке.

2

19.12

20.12

15

Открытка «С новым годом!»

2

26.12

27.12

16

Рождество

2

16.01

17.01

17

Рождественское дерево.

2

23.01

24.01

18

Символ года

2

30.01

31.01

19

День святого Валентина

Валентинки

2

06.02

07.02

20

Открытка к 23 февраля. Эскиз

2

20.02

21.02

21

Открытка к 23 февраля.

2

27.02

28.02

22

Открытка к 8 марта

2

05.03

06.03

23

Плетение цветка «Астра»

2

12.03

13.03

24

Гороскоп

2

19.03

20.03

Раздел 3. Пластилинография.

25

Вводное занятие.

2

26.03

27.03

26

Полевые цветы

2

02.04

03.04

27

Божьи коровки на ромашке

2

09.04

10.04

28

Одуванчики – цветы, словно солнышки желты

2

16.04

17.04

29

Червячок в яблочке

2

23.04

24.04

30

Бабочка.

2

30.04

07.05

31

Яблони в цвету

2

08.05

14.05

32

Кактус в горшочке. Ежик

2

15.05

21.05

33

Итоговая выставка

2

22.05

29.05

ИТОГО

66 часов

Содержание программы

Раздел 1. Самоделки из природного материала. (11 ч.)

  1.     Вводное занятие.

Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Понятие природный материал, инструменты и приспособления для изготовления поделок. Правила техники безопасности. Дети учатся совместно обсуждать, анализировать работы.

  1.     Осенняя экскурсия.

Экскурсия в парк. Сбор осенних листьев для будущих работ. Беседа, как правильно сушить листья.

  1.     Аппликация из листьев. Рыбки.

Безграничен  творческий простор детей в этом виде трудовой деятельности. При аппликации желательно сохранить естественную форму листа. Для основы аппликации берется белый или цветной картон. Ребята учатся использовать художественные материалы в сочетании с природными, работать с ножницами, клеем.

  1.     Поделки из желудей. Веселые человечки.  

Хранение желудей не представляет трудностей. Используя их природную форму, можно сделать много различных человечков, не похожих друг на друга. Учатся применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.

  1.     Экскурсия в лес.

Беседа о культуре поведения в лесу. Сбор природного материала.

  1.     Поделки из шишек. Лесовичок.

Объемный природный материал – шишки. Он удобен тем, что его форма позволяет передать подобие различных существ. Соединение деталей с помощью пластилина. Дети учатся выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.

  1.     Аппликация из семян.

Аппликация из семян специфична. Работа с кленовыми семенами требует большой фантазии, творчества, выдумки. Поэтому, используя один и тот же образец, каждый может найти свое оригинальное решение. Основная задача: уметь решать творческие задачи на уровне импровизаций, знать понятие орнамент.

  1.     Экскурсия на реку Бия

Беседа о безопасном поведении на берегу реки. Сбор природного материала.

  1.     Поделки из камней. Подводный мир.

Подбор камней для будущей композиции. Для основы берется плотный картон. Для яркости работы используется гуашь.

  1. Поделки из камней. Цветочная фантазия.

Создание композиции из отдельных деталей. Для основы берется плотный картон. Для яркости работы используется гуашь.

  1. Выставка «Осенний калейдоскоп»

Оформление выставки. Фото-отчет.

Раздел 2. Бисероплетение (13ч.)

2.1    Вводное занятие

Беседа с детьми о бисере. Демонстрация образцов. Правила техники безопасности.

2.2   История бисера. Материалы и инструменты.

Легенда о том, как впервые получили бисер. Бисер в различных культурах. Понятия – бисер, бусины, стеклярус, рубка.

2.3   Правила плетения на проволоке. Плетение цветка «Астра»

Порядок работы. Изучение схем. Простейший вид работы: низание. Пробная работа - цветок Астра.

2.4   Символ года

Традиционно в новый год дарят сувениры в виде символа года. Изучение схемы, плетение сувенира.

2.5   Открытка «С новым годом!» Выполнение эскиза

Поздравительная открытка своими руками – отличный подарок. Первый этап – выполнение эскиза будущей открытки.

2.6   Открытка «С новым годом!»

Плетение отдельных элементов. Выполнение основы из картона. Создание композиции из отдельных деталей. Основная задача: уметь строить композиции, создавать творческие работы на основе собственного замысла.

2.7   Новогодний гороскоп (коллективная работа)

Понятие «гороскоп». Изготовление коллективной работы.

2.8   Рождество.

Тематическая беседа о празднике.

2.9   Рождественское дерево.

Изучение схемы. Плетение отдельных деталей, оформление композиции.

2.10   День святого Валентина

Тематическая беседа о празднике.

2.11.  Валентинки

Плетение отдельных элементов. Выполнение основы из картона. Создание композиции из отдельных деталей.

2.12  Открытка к 23 февраля. Эскиз

Поздравительная открытка своими руками – отличный подарок. Первый этап – выполнение эскиза будущей открытки.

2.13  Открытка к 23 февраля.

Плетение отдельных элементов. Выполнение основы из картона. Создание композиции из отдельных деталей.

Раздел 3. Пластилинография (12ч.)

  1. Вводное занятие.

Понятие – пластилин. Особенности используемого материала. Правила техники безопасности.

  1. Полевые цветы

Использование нетрадиционной техники изображения – рисование пластилином. Дети учатся отражать впечатления, используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином

  1. Букет для мамы

Каждая мама будет рада букету цветов. Но мы не будем покупать его. Мы создадим красивое панно с букетом при помощи пластилина. Дети учатся любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные.

  1. Яблони в цвету.

Создание композиции из отдельных деталей. Работа с пластилином: раскатывание, сплющивание, сглаживание.

  1. Одуванчики – цветы, словно солнышки желты

Чтение отрывка произведения М.Пришвина «Золотой луг». Беседа об одуванчиках. Показ и практическая работа.

  1. Червячок в яблочке

Используем свойство пластилина при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах.

  1. Бабочка

Чтение сказки «Как бабочка стала разноцветной». Беседа. Практическая работа.

  1. Божьи коровки на ромашке

Чтение стихотворения А.Усачева «божья коровка». Беседа. Практическая работа.

  1. Кактус в горшочке

Беседа о кактусах. При работе используем бросовый материал: зубочистки, бусины, искусственный цветок.

  1. Рыбки в аквариуме

Беседа о разнообразии рыб. Рассматривание иллюстраций. При работе используем бросовый материал: арбузные семечки, бусинки, ракушки, фасоль и т д..

  1. Ежик

Создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта. Загадка. Беседа. Практическая работа.

  1. Итоговая выставка

Оформление выставки. Подведение итогов за год.

Условия реализации программы

Помещение, где проходят занятия, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет оборудован всей необходимой мебелью. Столы, стулья расположены максимально удобно для детей. Шкаф служит для размещения в нем учебно-методического комплекса. В кабинете оформлена постоянно действующая выставка детских работ.

Учебно-наглядные пособия:

  • образцы изделий по лепки, бисероплетению;
  • инструкционные карты по техники лепки;
  • схемы плетения изделий из бисера;
  • раздаточный материал;
  • эскизы;
  • фото

Материалы и инструменты для работы в детском объединении дети готовят самостоятельно.

В результате будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться

В сфере личностных универсальных учебных действий у кружковца  будут сформированы:

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
  • установка на здоровый образ жизни
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с новыми изобразительными материалам

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ребята научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

В сфере познавательных  универсальных учебных действий дети научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
  • использовать знаково-символические средства (схемы) для решения задач
  • осуществлять синтез как составление целого из частей
  • строить логические рассуждения, создавая необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества.

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий ребята научатся:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
  • формулировать собственное мнение и позицию
  • договорится и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
  • задавать вопросы

У учащихся будут сформированы:

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с новыми изобразительными материалами

Учащиеся научатся:

  • низать бисер на проволоку;
  • заготавливать природный материал;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
  • использовать знаково-символические средства (схемы) для решения задач
  • осуществлять синтез как составление целого из частей
  • строить логические рассуждения, создавая необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества.

Учащиеся познакомятся и научатся применять:

  • материалы и инструменты, используемые при работе с природным материалом;
  • материалы и инструменты, используемые при работе с бисером;
  • материалы и инструменты, используемые при работе с пластилином;
  • способы плетения: петельный, параллельный, игольчатый;
  • приемы работы в технике лепки: раскатывание, сплющивание, сглаживание;
  • правила техники безопасности при работе с ножницами;

Механизм оценки получаемых результатов.

Для оценки результативности учебных занятий применяется:

  • Входной контроль

Цель: диагностика имеющихся знаний, умений и навыков обучающихся.

Форма проведения: устный опрос и практическое задание.

  • Текущий контроль

Осуществляется на протяжении всего изучаемого материала. Форма проведения: работа по выполнению творческих заданий. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения работы.

  • Итоговый контроль

Применяется при завершении тем разделов. Форма проведения: практическая работа и творческое задание. Контрольный материал позволяет дифференцированно оценить результаты учебной деятельности обучающихся.

Используемая литература

  1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
  2. Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2007
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010
  4. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006
  5. Касаткина Н.А. учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Выпуск 1. – Волгоград: Учитель, 2007
  6. Касаткина Н.А. учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Выпуск 2. – Волгоград: Учитель, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Маленький исследователь"

Пояснительная записка     Рабочая программа составлена на основе сборника программ Министерства образования Ульяновской области Ульяновского института повышения квалификации и пере...

Маленькие волшебники

Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции...

образовательная программа «Маленький художник»

Цель программы «Маленький художник»: формирование и развитие у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной...

Дополнительная образовательная программа "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству"

Дополнительная образовательная программа по ФГОС  "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству"....

Программа по подготовке ребёнка к школе: «Маленькие волшебники».

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него дос...