Образовательная программа Маленькие волшебники
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Программа «Маленькие волшебники» является составляющей частью системы художественно-эстетического развития младших школьников в рамках внеурочной деятельности, формирующей эстетическую культуру, мотивацию к самопознанию и саморазвитию. Программа адресована детям 7 – 9 лет и рассчитана на одно занятие в неделю в объеме 2-х академических часов.
Целью данной программы является создание условий для развития мелкой моторики рук, как важного фактора в обеспечении качества образования средствами факультативного курса «Маленькие волшебники».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovotelnaya_programma_malenkie_volshebniki.doc | 148.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Управление образования Администрации г.Бийска»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Гимназия №1»
____________(И.В.Рыжкова)
Протокол № ___ педсовета
От «__» ____________ г.
Образовательная программа
Творческого объединения «Маленькие волшебники»
для занятий с младшими школьниками 7-9 лет
Составитель:
Нижегородцева Аксана Юрьевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Бийск
2014
Пояснительная записка.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”. Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко.
Программа «Маленькие волшебники» является составляющей частью системы художественно-эстетического развития младших школьников в рамках внеурочной деятельности, формирующей эстетическую культуру, мотивацию к самопознанию и саморазвитию. Программа адресована детям 7 – 9 лет и рассчитана на одно занятие в неделю в объеме 2-х академических часов.
Целью данной программы является создание условий для развития мелкой моторики рук, как важного фактора в обеспечении качества образования средствами факультативного курса «Маленькие волшебники».
Основными задачами программы являются:
- развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательную координацию, логическое пространственное мышление, творческое воображение;
- учить детей умению определять цели, планировать собственную деятельность;
- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, умение работать в группе
В основе программы лежат следующие педагогические принципы: принцип добровольности, наглядности, личностно-ориентированного подхода, систематичности и последовательности, принцип доступности
Программа «Маленькие волшебники» создает условия для знакомства учащихся с декоративно-прикладным искусством, его особенностями и возможностями для развития моторики рук.
Основными формами проведения занятий являются: практическая мастерская, экскурсии, выставки.
Основными методами проведения занятий являются: обьяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, эвристический, проблемно-диалогический.
Программа включает в себя три основных раздела.
Раздел 1. Самоделки из природного материала.
Дети учатся создавать поделки из природного материала. Цель этого раздела: научить детей воспринимать природу как неиссякаемый источник творчества и вдохновения; черпать в окружающей среде сюжеты для произведений искусства. Каждое занятие содержит не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования, так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Раздел 2. Бисероплетение.
Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. Данный раздел программы предполагает плетение из бисера забавных миниатюр, оригинальных неповторимые изделий. Техника проста и доступна, учитывается возраст и индивидуальные особенности детей. Цель: развивать специальные способности ребенка, способствовать активному формированию навыков общения, эстетических и нравственных качеств.
Раздел 3. Пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Лепкой дети начинают заниматься уже с дошкольного возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в младшем школьном возрасте и к использованию разнообразных приемов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».
Вместе эти направления отвечают психолого-педагогическим особенностям младшего школьного возраста. Смена направлений дает ребенку возможность попробовать себя в нескольких видах работы, избежать переутомления и утраты интереса к занятиям, и как следствие удерживать внимание детей, поддерживать заинтересованность на протяжении всего учебного года.
Тематический план.
№ | Тема | Кол. часов | ||
общее | теория | практ | ||
Раздел 1. Самоделки из природного материала. | ||||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2 | Осенняя экскурсия. | 2 | 2 | - |
3 | Аппликация из листьев. Рыбки. | 2 | 1 | 1 |
4 | Поделки из желудей. Веселые человечки. | 2 | 1 | 1 |
5 | Экскурсия в лес. | 2 | 2 | - |
6 | Поделки из шишек. Лесовичок. | 2 | 1 | 1 |
7 | Аппликация из семян. | 2 | 1 | 1 |
8 | Экскурсия на реку Бия | 2 | 2 | - |
9 | Поделки из камней. Подводный мир. | 2 | 1 | 1 |
10 | Поделки из камней. Цветочная фантазия. | 2 | 1 | 1 |
11 | Выставка «Осенний калейдоскоп» | 2 | 2 | - |
Раздел 2. Бисероплетение. | ||||
12 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
13 | История бисера. Материалы и инструменты. | 2 | 2 | - |
14 | Правила плетения на проволоке. | 2 | 1 | 1 |
15 | Открытка «С новым годом!» | 2 | 1 | 1 |
16 | Рождество | 2 | 1 | 1 |
17 | Рождественское дерево. | 2 | - | 2 |
18 | Символ года | 2 | 1 | 1 |
19 | День святого Валентина. Валентинки | 2 | 1 | 1 |
20 | Открытка к 23 февраля. Эскиз | 2 | - | 2 |
21 | Открытка к 23 февраля. | 2 | 1 | 1 |
22 | Открытка к 8 марта | 2 | 1 | 1 |
23 | Плетение цветка «Астра» | 2 | 1 | 1 |
24 | Гороскоп | 2 | - | 2 |
Раздел 3. Пластилинография. | ||||
25 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
26 | Полевые цветы | 2 | 1 | 1 |
27 | Божьи коровки на ромашке | 2 | 1 | 1 |
28 | Одуванчики – цветы, словно солнышки желты | 2 | 1 | 1 |
29 | Червячок в яблочке | 2 | 1 | 1 |
30 | Бабочка. | 2 | 1 | 1 |
31 | Яблони в цвету | 2 | 1 | 1 |
32 | Кактус в горшочке. Ежик | 2 | 1 | 1 |
33 | Итоговая выставка | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 66 | 38 | 28 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1. Самоделки из природного материала. | |||
1 | Вводное занятие. | 2 | 05.09 06.09 |
2 | Осенняя экскурсия. | 2 | 12.09 13.09 |
3 | Аппликация из листьев. Рыбки. | 2 | 19.09 20.09 |
4 | Поделки из желудей. Веселые человечки. | 2 | 26.09 27.09 |
5 | Экскурсия в лес. | 2 | 03.10 04.10 |
6 | Поделки из шишек. Лесовичок. | 2 | 10.10 11.10 |
7 | Аппликация из семян. | 2 | 17.10 18.10 |
8 | Экскурсия на реку Бия | 2 | 24.10 25.10 |
9 | Поделки из камней. Подводный мир. | 2 | 14.11 15.11 |
10 | Поделки из камней. Цветочная фантазия. | 2 | 21.11 22.11 |
11 | Выставка «Осенний калейдоскоп» | 2 | 28.11 29.11 |
Раздел 2. Бисероплетение. | |||
12 | Вводное занятие. | 2 | 05.12 06.12 |
13 | История бисера. Материалы и инструменты. | 2 | 12.12 13.12 |
14 | Правила плетения на проволоке. | 2 | 19.12 20.12 |
15 | Открытка «С новым годом!» | 2 | 26.12 27.12 |
16 | Рождество | 2 | 16.01 17.01 |
17 | Рождественское дерево. | 2 | 23.01 24.01 |
18 | Символ года | 2 | 30.01 31.01 |
19 | День святого Валентина Валентинки | 2 | 06.02 07.02 |
20 | Открытка к 23 февраля. Эскиз | 2 | 20.02 21.02 |
21 | Открытка к 23 февраля. | 2 | 27.02 28.02 |
22 | Открытка к 8 марта | 2 | 05.03 06.03 |
23 | Плетение цветка «Астра» | 2 | 12.03 13.03 |
24 | Гороскоп | 2 | 19.03 20.03 |
Раздел 3. Пластилинография. | |||
25 | Вводное занятие. | 2 | 26.03 27.03 |
26 | Полевые цветы | 2 | 02.04 03.04 |
27 | Божьи коровки на ромашке | 2 | 09.04 10.04 |
28 | Одуванчики – цветы, словно солнышки желты | 2 | 16.04 17.04 |
29 | Червячок в яблочке | 2 | 23.04 24.04 |
30 | Бабочка. | 2 | 30.04 07.05 |
31 | Яблони в цвету | 2 | 08.05 14.05 |
32 | Кактус в горшочке. Ежик | 2 | 15.05 21.05 |
33 | Итоговая выставка | 2 | 22.05 29.05 |
ИТОГО | 66 часов |
Содержание программы
Раздел 1. Самоделки из природного материала. (11 ч.)
- Вводное занятие.
Природа – неиссякаемый источник творчества и вдохновения. Понятие природный материал, инструменты и приспособления для изготовления поделок. Правила техники безопасности. Дети учатся совместно обсуждать, анализировать работы.
- Осенняя экскурсия.
Экскурсия в парк. Сбор осенних листьев для будущих работ. Беседа, как правильно сушить листья.
- Аппликация из листьев. Рыбки.
Безграничен творческий простор детей в этом виде трудовой деятельности. При аппликации желательно сохранить естественную форму листа. Для основы аппликации берется белый или цветной картон. Ребята учатся использовать художественные материалы в сочетании с природными, работать с ножницами, клеем.
- Поделки из желудей. Веселые человечки.
Хранение желудей не представляет трудностей. Используя их природную форму, можно сделать много различных человечков, не похожих друг на друга. Учатся применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.
- Экскурсия в лес.
Беседа о культуре поведения в лесу. Сбор природного материала.
- Поделки из шишек. Лесовичок.
Объемный природный материал – шишки. Он удобен тем, что его форма позволяет передать подобие различных существ. Соединение деталей с помощью пластилина. Дети учатся выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.
- Аппликация из семян.
Аппликация из семян специфична. Работа с кленовыми семенами требует большой фантазии, творчества, выдумки. Поэтому, используя один и тот же образец, каждый может найти свое оригинальное решение. Основная задача: уметь решать творческие задачи на уровне импровизаций, знать понятие орнамент.
- Экскурсия на реку Бия
Беседа о безопасном поведении на берегу реки. Сбор природного материала.
- Поделки из камней. Подводный мир.
Подбор камней для будущей композиции. Для основы берется плотный картон. Для яркости работы используется гуашь.
- Поделки из камней. Цветочная фантазия.
Создание композиции из отдельных деталей. Для основы берется плотный картон. Для яркости работы используется гуашь.
- Выставка «Осенний калейдоскоп»
Оформление выставки. Фото-отчет.
Раздел 2. Бисероплетение (13ч.)
2.1 Вводное занятие
Беседа с детьми о бисере. Демонстрация образцов. Правила техники безопасности.
2.2 История бисера. Материалы и инструменты.
Легенда о том, как впервые получили бисер. Бисер в различных культурах. Понятия – бисер, бусины, стеклярус, рубка.
2.3 Правила плетения на проволоке. Плетение цветка «Астра»
Порядок работы. Изучение схем. Простейший вид работы: низание. Пробная работа - цветок Астра.
2.4 Символ года
Традиционно в новый год дарят сувениры в виде символа года. Изучение схемы, плетение сувенира.
2.5 Открытка «С новым годом!» Выполнение эскиза
Поздравительная открытка своими руками – отличный подарок. Первый этап – выполнение эскиза будущей открытки.
2.6 Открытка «С новым годом!»
Плетение отдельных элементов. Выполнение основы из картона. Создание композиции из отдельных деталей. Основная задача: уметь строить композиции, создавать творческие работы на основе собственного замысла.
2.7 Новогодний гороскоп (коллективная работа)
Понятие «гороскоп». Изготовление коллективной работы.
2.8 Рождество.
Тематическая беседа о празднике.
2.9 Рождественское дерево.
Изучение схемы. Плетение отдельных деталей, оформление композиции.
2.10 День святого Валентина
Тематическая беседа о празднике.
2.11. Валентинки
Плетение отдельных элементов. Выполнение основы из картона. Создание композиции из отдельных деталей.
2.12 Открытка к 23 февраля. Эскиз
Поздравительная открытка своими руками – отличный подарок. Первый этап – выполнение эскиза будущей открытки.
2.13 Открытка к 23 февраля.
Плетение отдельных элементов. Выполнение основы из картона. Создание композиции из отдельных деталей.
Раздел 3. Пластилинография (12ч.)
- Вводное занятие.
Понятие – пластилин. Особенности используемого материала. Правила техники безопасности.
- Полевые цветы
Использование нетрадиционной техники изображения – рисование пластилином. Дети учатся отражать впечатления, используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином
- Букет для мамы
Каждая мама будет рада букету цветов. Но мы не будем покупать его. Мы создадим красивое панно с букетом при помощи пластилина. Дети учатся любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные.
- Яблони в цвету.
Создание композиции из отдельных деталей. Работа с пластилином: раскатывание, сплющивание, сглаживание.
- Одуванчики – цветы, словно солнышки желты
Чтение отрывка произведения М.Пришвина «Золотой луг». Беседа об одуванчиках. Показ и практическая работа.
- Червячок в яблочке
Используем свойство пластилина при раскатывании, сплющивании, разглаживании поверхностей в создаваемых объектах.
- Бабочка
Чтение сказки «Как бабочка стала разноцветной». Беседа. Практическая работа.
- Божьи коровки на ромашке
Чтение стихотворения А.Усачева «божья коровка». Беседа. Практическая работа.
- Кактус в горшочке
Беседа о кактусах. При работе используем бросовый материал: зубочистки, бусины, искусственный цветок.
- Рыбки в аквариуме
Беседа о разнообразии рыб. Рассматривание иллюстраций. При работе используем бросовый материал: арбузные семечки, бусинки, ракушки, фасоль и т д..
- Ежик
Создание полуобъемного контура и дальнейшее его заполнение исходным материалом для целостного восприятия объекта. Загадка. Беседа. Практическая работа.
- Итоговая выставка
Оформление выставки. Подведение итогов за год.
Условия реализации программы
Помещение, где проходят занятия, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Кабинет оборудован всей необходимой мебелью. Столы, стулья расположены максимально удобно для детей. Шкаф служит для размещения в нем учебно-методического комплекса. В кабинете оформлена постоянно действующая выставка детских работ.
Учебно-наглядные пособия:
- образцы изделий по лепки, бисероплетению;
- инструкционные карты по техники лепки;
- схемы плетения изделий из бисера;
- раздаточный материал;
- эскизы;
- фото
Материалы и инструменты для работы в детском объединении дети готовят самостоятельно.
В результате будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться
В сфере личностных универсальных учебных действий у кружковца будут сформированы:
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
- установка на здоровый образ жизни
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с новыми изобразительными материалам
В сфере регулятивных универсальных учебных действий ребята научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
В сфере познавательных универсальных учебных действий дети научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий
- использовать знаково-символические средства (схемы) для решения задач
- осуществлять синтез как составление целого из частей
- строить логические рассуждения, создавая необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ребята научатся:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
- формулировать собственное мнение и позицию
- договорится и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
- задавать вопросы
У учащихся будут сформированы:
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с новыми изобразительными материалами
Учащиеся научатся:
- низать бисер на проволоку;
- заготавливать природный материал;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
- использовать знаково-символические средства (схемы) для решения задач
- осуществлять синтез как составление целого из частей
- строить логические рассуждения, создавая необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества.
Учащиеся познакомятся и научатся применять:
- материалы и инструменты, используемые при работе с природным материалом;
- материалы и инструменты, используемые при работе с бисером;
- материалы и инструменты, используемые при работе с пластилином;
- способы плетения: петельный, параллельный, игольчатый;
- приемы работы в технике лепки: раскатывание, сплющивание, сглаживание;
- правила техники безопасности при работе с ножницами;
Механизм оценки получаемых результатов.
Для оценки результативности учебных занятий применяется:
- Входной контроль
Цель: диагностика имеющихся знаний, умений и навыков обучающихся.
Форма проведения: устный опрос и практическое задание.
- Текущий контроль
Осуществляется на протяжении всего изучаемого материала. Форма проведения: работа по выполнению творческих заданий. В практической деятельности результативность оценивается качеством выполнения работы.
- Итоговый контроль
Применяется при завершении тем разделов. Форма проведения: практическая работа и творческое задание. Контрольный материал позволяет дифференцированно оценить результаты учебной деятельности обучающихся.
Используемая литература
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009
- Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2007
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006
- Касаткина Н.А. учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Выпуск 1. – Волгоград: Учитель, 2007
- Касаткина Н.А. учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Выпуск 2. – Волгоград: Учитель, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Маленький исследователь"
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе сборника программ Министерства образования Ульяновской области Ульяновского института повышения квалификации и пере...
Маленькие волшебники
Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции...
образовательная программа «Маленький художник»
Цель программы «Маленький художник»: формирование и развитие у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной...
Программа по подготовке ребёнка к школе: «Маленькие волшебники». (Развитие мелкой моторики и тактильно – двигательного восприятия)
Программа расчитана на возраст детей 5-6 лет....
Внеурочная деятельность по ФГОС " Мы – маленькие волшебники"
Рабочая программа...
Дополнительная образовательная программа "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству"
Дополнительная образовательная программа по ФГОС "Маленькие волшебники, или на пути к творчеству"....
Программа по подготовке ребёнка к школе: «Маленькие волшебники».
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него дос...