Рабочая программа "Арт-дизайн" 2-ой год обучения
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_art-dizayn_2_god_obucheniya.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка-32»
СОГЛАСОВАНО на Педагогическом совете Протокол № _______ от «____»__________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУДОД ДДТ Центрального района СПБ «Фонтанка-32» ________________Л.В. Леонова Приказ № _______ от «___»_________20___г. |
Рабочая программа
дополнительного образования детей
«Арт-Дизайн»
для обучающихся 9 – 10 лет
2-й год обучения
Автор:
педагог дополнительного
образования
Кириллова Надежда Александровна
Санкт-Петербург
2014 г.
Пояснительная записка
Уровень освоения программы-углубленный.
Второй год обучения охватывает возрастную группу детей 9-10-ти-летнего возраста. Дети этого возраста значительно отличаются от детей 7-8-ми лет: их визуальный опыт гораздо больше, восприятие глубже, познавательная активность высока, но не устойчива, требует мотивации. Чтобы поддержать интерес к процессу рисования, необходимо «интриговать» внимание учащихся включением в программу не только новых тематических заданий, но и усложнить способы их выполнения, то есть создать ситуацию, при которой ученик для эффективной реализации поставленной задачи не сможет довольствоваться усвоенными знаниями и полученным опытом, а будет стремиться к постижению новых знаний и методов работы. Именно поэтому в программном курсе 2-го года обучения много тем, предполагающих соединение в одной работе двух и более художественных материалов или изобразительных техник и приемов.
Часть заданий выполняется на нестандартных, разных по величине, фактуре и цвету форматов, что позволяет развить у учащихся гибкость, универсальность мышления, формирует композиционные навыки, пробуждает фантазию.
Одно из важных направлений программы 2го года обучения - изучение изобразительного искусства и древних культур других стран . Знакомство с искусством Японии и Китая, богатейшей культурой Древней Африки поможет расширить сферу образных представлений учащихся, сформирует область чувственного восприятия, разовьет навыки анализа и оценки художественных произведений, привьет любовь к изобразительному искусству в целом.
Немаловажным итогом данного курса будет решение не только учебных, но и воспитательных задач. Развитие в детях таких качеств, как организованность, умение обдумывать порядок работы, логически мыслить, стремиться выполнить работу качественно и в срок, поможет им в их дальнейшей жизни.
Направленность дополнительной образовательной программы.
Образовательная программа «Арт-Дизайн» имеет художественно - эстетическую направленность.
Новизна и актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Образовательная программа «Арт-Дизайн» представляет собой целостный, методически выверенный комплекс заданий и упражнений , направленных на умственное и эмоциональное развитие учащихся. Углубленное изучение художественного изобразительного языка и знакомство с различными стилевыми направлениями мирового искусства позволят сформировать эсте-тические потребности учащихся, создадут предпосылки для их профессиональной ориентации.
Отличительная особенность данной образовательной программы
от уже существующих:
Она особенна тем, что включает в себя четыре основных вида художественной деятельно-сти, синтезируя графическую, живописную, архитектурную и декоративно-прикладные формы изобразительного творчества. Именно этот синтез разнообразного художественного опыта позво-ляет раскрыть творческий потенциал ребенка, обеспечивает наиболее гармоничное развитие его духовных качеств и эстетических потребностей.
Цель обучения
Гармоничное развитие духовных качеств и эстетических потребностей учащихся. Формирование базы профессиональных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства
Основные задачи 2-го года обучения:
I. Образовательные задачи
- Познакомить с художественными материалами, их техническими качествами и изобразительными возможностями.
- Формировать творческо-композиционные способности учащихся.
- Дать представление об основных видах, жанрах, стилевых направлениях изобразительного искусства.
- Формировать навыки рисования по памяти и представлению.
- Развивать навыки натурного рисования: анализа конструктивных особенностей формы предмета, наблюдения, пропорциональных соотношений частей и целью, выявление объемно-пластических качеств натуры.
- Дать начальные знания в области «цветоведения». Учить различать теплые и холодные ахроматические и хроматичексие цвета, выделять такие свойства цвета как светлота, цветовой фон, насыщенность.
- Формировать творческие навыки работы в области промышленного и архитектурного дизайна.
II. Воспитательные задачи
- Развивать коммуникативные навыки учащегося, учить работать в коллективе, сотрудничать, сопереживать.
- Учить видеть и понимать красоту окружающего мира.
- Воспитывать сознательное понимание исторической и художественной ценности произведений изобразительного искусства.
- Воспитывать любовь и уважение к достижениям национальной художественной культуры.
III. Развивающие задачи
- Развивать пространственное и конструктивное мышление.
- Формировать систему образных представлений, развивать ассоциативное мышление.
- Развивать наблюдательность, зрительную память.
Возраст учащихся: 8 - 10 лет.
Количество детей в группе - не менее 15 человек. Группы формируются без специальной подготовки.
Количество часов обучения:
Занятия проводятся два раза в неделю. Время занятий – 2 учебных часа. Общее количество учебных часов в год: 144 часа.
Ожидаемые результаты
2 год обучения:
- Владение основными теоретическими знаниями языка искусства: виды и жанры изобразительного искусства, художественно-выразительные средства, технические приемы, возможности художественных материалов.
- Формирование устойчивого интереса к художественному творчеству. Воспитание уважения и любви к достижениям национальной художественной культуры, мировому искусству.
Формы подведения итогов реализации данной образовательной программы:
- организация тематических выставок на базе ДДТ;
- участие в текущих районных, городских, всероссийских и международных выставках, конкурсах и художественных фестивалях.
Учебно-тематический план 2-го года обучения.
№ п.п. | Название темы | Количество часов | ||
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | Букет сухих трав (натурная постановка) | - | - | 6 |
3 | «Осень» (Пейзаж - настроение) | - | - | 6 |
4 | «Рыба» (Бумажная пластика) | - | - | 10 |
5 | «Буква-Дом» (Графический дизайн) | - | - | 6 |
6 | «Таинство линии» (Графическое искусство Японии) | - | - | 6 |
7 | «Чудо-остров» (Бумагопластика. Рельеф) | - | - | 10 |
8 | «Дракон. Граттаж.» (Китайская мифология) | - | - | 10 |
9 | «Африканская маска» (Искусство древней Африки) | - | - | 8 |
10 | «Доисторический мир. Динозавры» (Объемная пластика) | - | - | 10 |
11 | «Мое имя» (Шрифтовая композиция) | - | 4 | 4 |
12 | «Зима» (Аппликация) | - | 8 | 8 |
13 | «Лубочная картинка» (Русский лубок) | 1 | 5 | 6 |
14 | «Я и моя мамочка» (Парный портрет) | - | 8 | 8 |
15 | «Пасхальное яйцо» (Прикладное творчество) | - | 6 | 6 |
16 | «Дамы и кавалеры» (Объемная пластика) | - | - | 10 |
17 | «Лунная ночь» (Равновесие черного и белого). | - | 6 | 6 |
18 | Натюрморт в сложном ритме (Натурная постановка). | - | 10 | 10 |
19 | «Город моей мечты» (Коллективная работа. Итоговое занятие). | 1 | - | 12 |
Всего 144 часа.
Содержание образовательной программы. Второй год обучения.
- Вводное занятие.
Материалы: фломастеры, гелевые ручки.
Диалог на тему: «Как я провел лето? Что нового узнал и увидел? Какие посетил музеи и выставки?» Работа на тему: «Мои впечатления о лете». Материал по выбору. Беседа о правилах безопасного поведения на улице. Инструктаж по технике безопасного обращения с травмоопасными материалами на уроках ИЗО и ДПИ.
- Букет сухих трав (Натурная постановка).
Материалы: Бумага, маркеры, гелевые ручки мягкий простой карандаш, фломастеры.
Скомпоновать в листе вазу с букетом из сухих трав и цветов; как можно точнее подбирая графический материал, постарайся передать фактурность, материальность изображаемых с натуры предметов: тонкая линия гелевой ручки – хрупкие травинки, мягкий тон карандаша – пушистые «метелочки-травки», жесткая линия фломастеры – сухие скрученные листья, колючие корзиночки луговых цветов и т.д.
- Осень (пейзаж – настроение).
Материалы: Бумага, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды.
Карандашной линией разделить лист на две неровные части. Верхнюю часть листа, работая коротким и длинными мазками, набрать в холодной гамме, стараясь получить колорит, выражающий определенное эмоциональное состояние (например, небо – солнечное, радостное или тревожное, сумрачное, дождливое). Нижнюю часть листа – землю, усыпанную листьями, выполнить в теплой гамме. По готовому фону нанести кистью несколько разных по характеру силуэтных изображений деревьев.
- Рыба (Бумажная пластика).
Материалы: Бумага-ватман, цветная бумага, ножницы, клей.
Используя приемы объемного моделирования бумаги (вырезание, скручивание, сжатие, сложение слоями, «гармошкой» и т.д.), создать образ сказочной рыбы. Постараться через пластику форм придать образу какие-либо доминирующие черты характера.
- Буква-Дом. (Графический дизайн).
Материалы: Бумага, маркеры, фломастеры, гелевые ручки.
Отталкиваясь от «конструктивной» основы выбранной буквы, создать
красивый архитектурный образ жилого дома (замка). Архитектурные элементы художественного проекта могут быть разностилевыми, но целостное восприятие композиции должно быть образно-выразительным, конструктивно точным.
- Таинство линии. (Графическое искусство Японии).
Материалы: Бумага, черные чернила, кисть, баночка для воды.
Познакомить с культурой японского графического искусства. Дать понятие о ее художественной ценности и индивидуальности. Выполнить 2 – 3 композиции в технике работы тушью и кистью по сырому листу. Темы композиций:
- Цветы и травы.
- Деревья.
- Птица.
- Чудо-остров (Бумагопластика. Рельеф.)
Материалы: Бумага-ватман, цветная бумага, ножницы, клей.
Используя уже знакомые приемы объемного моделирования бумаги, создать красивую ритмичную композицию на тему «Чудо-остров». Каждое «экзотическое» дерево или растение острова должно быть индивидуальным по «характеру», непохожим на другие.
- Дракон (Граттаж) . (Китайская мифология).
Материалы: Бумага-ватман, акварель, кисти, баночка для воды, восковая свеча, кусочек мыла, тушь черная, инструмент для процарапывания.
1. Подготовить лист для выполнения граттажной композиции:
а. Используя акварельные краски, закрасить лист белой бумаги произвольными пятнами.
б. После высыхания плотно натереть лист восковой свечой, а затем залить его мыльной пеной. Дать просохнуть.
в. Закрыть основу черной тушью.
2. Показать способы изображения одного из наиболее любимых персонажей восточной мифологии – образом Дракона.
3. Создать динамичный, яркий образ «Огнедышащего Дракона». Найти интересное композиционно-пластическое решение темы.
- Африканская маска (Искусство древней Африки).
Материалы: Бумага, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра.
1. Провести беседу об искусстве древней Африки, его особенностях и художественной ценности. Познакомить с одним из направлений Африканского искусства создания масок.
2. На основе впечатлений от беседы, создать свой художественный образ доброй или злой африканской маски.
- Доисторический мир. Диназавры. (Объемная пластика).
Материалы: Пластиковый и стеклянный флакон (бутылочка), пластилин, нестандартные материалы (макаронные изделия, крупы, семечки, фасоль, горох и т.д.).
Стеклянный или пластиковый флакон (бутылочку) среднего размера плотно облепить пластилином. В соответствии с физиологическими особенностями выбранного диназавра, долепить получившуюся основу недостающими элементами (голова, лапы, хвост, шины и т.п.). «Шкуру» животного облепить нестандартными материалами: фасоль, горох, макаронные изделия, крупы и т.п.
- Мое имя (Шрифтовая композиция).
Материалы: Бумага, черная тушь, кисти, перьевая ручка.
Используя черную тушь и тонкую кисть, написать свое имя крупными буквами. Украсить каждую букву оригинальным узором.
- Зима. (Аппликация).
Материалы: Бумага, цветной картон, цветная и фактурная бумага, ножницы, клей.
Используя технику «рваной» аппликации, выклеить «фон» кусочками цветной бумаги (в выборе цвета придерживаться определенного колорита). «Наложить» на фон сугробы, а затем и главные персонажи композиции – зимние деревья (основной сложностью будет целостное вырезание ствола с ветками).
- Лубочная картинка.
Материалы: Бумага, черный фломастер, черная гелевая ручка.
1. Познакомить с народными традициями лубочной графики.
2. Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке, интерпретируя выразительные приемы лубочной графики.
- Я и моя мамочка (Парный портрет).
Материалы: Бумага, гуашь, кисти, баночка для воды, палитра.
Нарисовать парный портрет: себя и маму, ввести в композицию 2-й план: фрагмент пейзажа или интерьера (по выбору). Найти колорит, который придаст портретной композиции тонкий лирический строй.
- Пасхальное яйцо (Прикладное творчество),
Материалы: Цветной картон, цветные ленты и нитки – мулинэ, цветное кружево, пуговицы, бусины, ножницы, клей.
1. Познакомить с традициями декоративного оформления пасхальных яиц.
2. Выполнить 2 – 3 эскиза будущей композиции (любыми графическими материалами).
3. Вырезать из плотного цветного картона форму яйца. Отталкиваясь от наиболее удачного эскизного варианта, украсить яйцо узорами, используя в качестве рабочего материала прикладные элементы в виде полос кружева, цветных лент и ниток, бусин, пуговиц и т.п.
- Дамы и кавалеры (Объемная пластика).
Материалы: Пластилин, стэки, стеклянный или пластиковый флакон (бутылочка).
Используя готовую форму бутылки и таблицы, иллюстрирующие искусство костюма 19 века, вылепить фигуру дамы или кавалера в парадной одежде. Переданное движение или характерный жест «оживит» скульптурный образ, усилит образное восприятие композиции.
- «Лунная ночь» (Равновесие черного и белого).
Материалы: Бумага, черная тушь, кисти.
1. Познакомить с особенностями композиционного решения на листе круглой формы.
2. Нарисовать 3 – 4 дерева, стоящих на берегу пруда, а на небе – луну и звезды. Фон вокруг изображения «залить» черной тушью, оставив силуэты деревьев, луну и звезды белыми пятнами. Отражение в воде выполнить тушью короткими мазками, имитируя водную гладь.
- Натюрморт в сложном ритме (Натурная постановка).
Материалы: Бумага, фломастеры.
Используя систему наблюдения и анализа натурной постановки, выполнить контурной фломастерной линией натюрморт в сложном ритме. Усилить образные характеристики предметов включением в композицию графических фактур и декоративных элементов.
- Город моей мечты. Итоговое занятие. Коллективная работа.
Материалы: Бумага-ватман, цветная бумага, ножницы, клей.
1. Исходя из интересов и творческих возможностей учащихся, распределить объем работы между учениками: «большие» дома поручить тем детям, кто работает быстрее и качественнее, другим учащимся – меньщие по объему.
2. Каждый дом должен иметь индивидуальные характеристики, быть непохожим на другие (например: отличаться формой крыши, этажностью, объемом и рисунком окон, дверей, фактурой стен и т.п.).
3. Когда каждый дом будет закончен, собрать все строения в единую ритмичную композицию, дополнив её, вырезанными из цветной бумаги, фигурами деревьев и кустов.
Методическое обеспечение образовательной программы:
Для решения поставленных целей и задач данной программы использовались различные методы целостного педагогического процесса.
На занятиях 2-го года обучения наряду с выше перечисленными используются конкурсы, экскурсии, индивидуальная и коллективная формы работы.
I. Формы обучения:
1. Теоретическая: беседа, диалог, работа с наглядным материалом (словарная работа), опрос.
2. Практическая: работа с художественными материалами, освоение приемов работы с бумагой, основных форм, конструирования.
II. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
1. Словесные: тематическая беседа, рассказ педагога, диалог.
2. Наглядные: демонстрация иллюстраций, рисунков-таблиц, макетов, фото-материалов, рисунков учащихся.
3. Практические: знакомство с новыми художественными материалами, освоение технических приемов работы с бумагой, знакомство с формами объемного конструирования (бумагопластикой), экскурсии.
4. Групповые: коллективное решение поставленной творческой задачи, задания на сплочение коллектива.
5. Индивидуальные: задания в зависимости от достигнутого уровня учащихся.
III. Методы мотивации учебно-познавательной деятельности:
коллективные обсуждения, экскурсии, конкурсы, участие в выставочной деятельности коллектива.
IV. Методы воспитания:
беседа, метод педагогического примера, совершенствование, поощрение, создание воспитательных ситуаций, анализ результатов, педагогическое требование.
V. Метод контроля:
организация и участие в выставках и конкурсах, итоговые задания в конце каждого полугодия.
Материально – техническое обеспечение образовательной программы:
Оборудование:
- Учебный класс;
- Магнитная доска;
- Рабочие столы;
- Стулья;
- Видеотехника;
- Музыкальный центр.
Расходные материалы и инструменты: бумага-ватман, цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей-карандащи, фломастеры, маркеры, пластилин, акварельные краски, гуашь, чернила, тущь, цветные карандаши, восковые мелки, кисти.
Дидактический материал:
1. Плакаты-таблицы.
2. Рисунки учащихся.
3. Схематические таблицы.
№ | Наименование раздела | Формы обучения | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие | Инструктаж, беседа, диалог, опрос | Объяснительно-демонстративный | Материалы по технике безопасности (схематические таблицы, плакаты-таблицы). Рисунки учащихся, образцы готовых изделий , выполненные учащимися (методический фонд педагога) | Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы | Устный опрос, коллективное обсуждение |
2. | Графика | Инструктаж, объяснение, беседа, презентация (к темам №2, №8), опрос, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод | Плакаты-таблицы, репродукции, иллюстрации, фото-материалы, рисунки учащихся (методический фонд педагога), электронный ресурс, аудиокассеты | Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные графические материалы (бумага, фломастеры, маркеры, гелевые ручки, простые и цветные карандаши, тушь, чернила, перья, кисти, восковые мелки) | Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности коллектива |
3. | Живопись | Объяснение, беседа, презентация (тема №1), опрос, практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод | Плакаты-таблицы, репродукции, иллюстрации, фото-материалы, рисунки учащихся (методический фонд педагога), электронный ресурс, аудиокассеты | Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные живописные материалы ( гуашь, акварель, кисти, палитры, пластиковые баночки для воды) | Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности коллектива |
4. | Декоративно-прикладное творчество | Инструктаж, объяснение, беседа, презентация (тема №7), практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод | Образцы готовых изделий, карты-инструкции, фото-материалы, плакаты-таблицы, схемы, электронный ресурс, аудиокассеты | Учебный класс, рабочие столы и и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы по темам (пластилин, стэки, цветной картон, цветная бумага, безопасные ножницы, клей, нитки-мулинэ, текстильные ленты, кант, тесьма и т.д.) | Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности коллектива |
5. | Бумажная пластика | Инструктаж, объяснение, беседа, презентация (тема №8), практическое занятие | Объяснительно-иллюстративный, метод педагогического примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, практический метод | Образцы готовых макетов и изделий, карты-инструкции, фото-материалы, плакаты-таблицы,схемы, электронный ресурс, аудиокассеты | Учебный класс, рабочие столы и стулья, магнитная доска, видеотехника, музыкальный центр, художественные материалы (бумага, картон, цветная бумага, цветной картон, безопасные ножницы, клей) | Устный опрос, коллективное обсуждение, анализ результатов, участие в выставочной деятельности |
Список литературы
Литература для педагогов:
- Дагядиян К.Т. Декоративная композиция. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2011.
- Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010.
- Кошаев В.Б. Композиция в русском народном искусстве. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006.
- Бесчастнов А.П. Изображения растительных мотивов. – М: М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
- Быков В.В. Материалы и техника художественно-оформительских работ. – М., 1986.
- Клике Р.Р. Художественное проектирование экспозиций. – М., 1978.
- Кошевникова Е.Н., Кошевников А.И. Основы теории дизайна. – М., 1999.
- Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М., 1994.
- Хворостов А.С. Декоративно-оформительское искусство в школе. – М., 1988.
- Демичев П.Г., Черемных Г.В. Художественное оформление в школе. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.
- Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства художественного проектирования». – М: Издат. Центр «Академия», 2009.
- Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.
- Лушников Б.В., Перцов В.В. Рисунок. Изобразительно-выразительные средства. - М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2006.
- Панксенов Г.И. Живопись. Форма. Цвет. Изображение. – М: Издат. центр «Академия», 2008.
- Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
- Елисеев М.А. Материалы, оборудование, техника живописи и графики. – М: АСТ
Астрель, 2004.
- П. Станьер, Терри Розенберг. Практический курс рисования. – Минск: «Попурри», 2005.
- Натали Сиретт. Рисуем оптические иллюзии. – М: ЭСМО, 2011.
- Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента. – М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010.
- Буквенный орнамент и искусство шрифта. – М: Издательство «В. Шевчук», 2008.
Литература для учащихся:
- Джеки Шоу. Шаг за шагом. Курс живописи. – М.: Астрель – Аст, 2005.
- Г.М. Ройг. Практический курс рисования. Издательский клуб семейного досуга. –Харьков: Белгород, 2010.
- Хазел Харрисон. Энциклопедия техник рисунка. – М.: Астрель. АСТ, 2005.
- Девид Браун. Серия «Учитесь рисовать. Перспектива». – Минск, 2009.
- Гэри Грин. Простое руководство для начинающих. Карандащ и фломастер. – М.:АСТ, Астрень.
- Джек Кунц. Основа акварели. Цвет. – Минск: «Попурри», 2005.
- Юрген Занд. Основы рисования карандашом. – М.: «Питер», 2011.
- Джейн Стразер. Цветные карандаши. Энциклопедия. – М.: «Арт-Родник», 2010.
- О. Шматова. Самоучитель по рисованию гуашью. – М.: ЭСКСМО, 2011.
- Мастер-класс. Мягкая пастель. Шаг за шагом. – М.: Аст. Астрель, 2006.
- Серия «Школа рисования», «Свет и цвет в живописи. Особенности изображения». – М.: «Мир книги», 2010.
- Д. Яусли. Рисуем акварелью. Свободное творчество и абстрактное искусство. – М.:
«Арт-Родник», 2007.
13. Ли Эймис и Тони Д.Адамо. Рисуем птиц. – Минск: «Попурри», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ
Рабочая программа 1 класс Грамота (обучение чтению) ПНШ...
Рабочая программа по математике (надомное обучение) 2 класс.( УМК " Школа России")
В данном материале содержится учебная программа по математике (надомное обучение ) 2 класс. (УМК « Школа России»)...
Рабочая программа 1 класс ФГОС Обучение грамоте (русский язык, литерат чтение)
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС вторго поколения. УМК "Школа России"....
Рабочая программа по литературному чтению+ обучение чтению 1 класс
Рабочая программа по лиературному чтению УМК "Школа России" в соответствии с ФГОС 1 класс. Содержит курс обучения чтению и литературное чтение....
Рабочая программа с УУД по обучению грамоте 1 класс УМК "Планета знаний"
Авторы учебника: Т. Андрианова, Илюхина....