Рабочая программа по изобразительному искусству. 1 класс
рабочая программа (изобразительное искусство, 1 класс) по теме

Франчук Раиса Анатольевна

Разработана для УМК "Школа России"1 класс (ФГОС)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 939

«Утверждено»                        «Согласовано»                                        «Согласовано»

Директор школы                 Заместитель директора по УВР                        Председатель МО

_______ Е.Н. Сухоносова                ________ Н.А. Афонина                                _____ О.С. Чепуштанова

                                                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ  1  КЛАССА «А»

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(УМС «Школа России»)

Разработчик рабочей программы:  учитель начальных классов– Франчук Р.А.

.

Педагогический стаж 31 лет, высшая квалификационная категория

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка рабочей программы учебного курса «Изобразительное искусство»

Рабочая программа по  изобразительному искусству  для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы  Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство: Рабочие программы: 1-4 кл./ Под. Ред. Б. М. Неменского - М. Просвещение, 2011 год.

        В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 33 часа в год - 1 час  в неделю.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства. Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

        В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся

В результате изучения курса  изобразительное искусство в 1  классе обучающиеся должны

        Знать:

 -значение изобразительной деятельности в жизни людей;

- что изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств.

Уметь выражать образ, настроение с помощью красок.

        Уметь:  

-нарисовать то, что им хочется, то, что они умеют и любят рисовать;

меть выражать образ, настроение с помощью красок;

-уметь рассказать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей.

Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:

Учебник

Л.А. Неменская. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь: 1 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского–– М.,  Просвещение, 2011.

Методическое обеспечение

Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие: 1-4 классы / Под. Ред. Б. М. Неменского–– М. Просвещение, 2012.

Изобразительное искусство. 1 класс. Система уроков по учебнику Л.А. Неменской. Сост. Л.В. Шампарова - Волгоград, Учитель, 2014 г.

Дидактические материалы

Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 1 класс: рабочая тетрадь -  Москва, Просвещение, 2014 г.

Таблицы «Хохлома», «Гжель», «Полхов-Майдан», «Дымковская игрушка», «Жостово», «Декоративно-прикладное искусство».

Учебное оборудование

Учебные столы, доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов), защитная плёнка на парты, ёмкости для воды, палитры, художественные материалы.

Компьютерное оборудование

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, МФУ

ЦОРы

Ресурсы интернета,

СD "Шедевры архитектуры" (Кирилл и Мефодий),

СD "Шедевры русской живописи" (Кирилл и Мефодий)

Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс:

  • Состав класса – 28 человек: 15 мальчиков, 13 девочек. 2008 года рождения – 2 человека, 2007 г. рождения - 23 человека, 2006 г. рождения – 3 человека.
  • Уровень подготовленности обучающихся к освоению учебного курса – начальный.
  • Формы получения образования обучающимися - очная.

Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся

* Индивидуальная деятельность – ведущая. На отдельных уроках дети выполняют коллективные работы с использованием проектирования результата.

*Самостоятельная или совместная деятельность.

*Одна из форм представления материала – виртуальные экскурсии, практические работы.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой.

Используются педагогические технологии: личностно-ориентированная, игровая, развивающее обучение.

Специфические для учебного курса формы контроля (стартового, рубежного, итогового) освоения обучающимися содержания:

•  Викторины

•  Кроссворды

•  Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

Критерии оценки работы учащихся

Этапы оценивания детского рисунка:

  как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

  характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

  качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

  владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

  общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания знаний и умений

В течение первого года - обучение безоценочное.

Учебно-тематический план

Наименование раздела,

темы

Всего часов

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

11

Знакомство с Мастером Украшения

8

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

8

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

6

Всего:                                                                                                                                              33

Количество часов, отведенных на неурочные формы занятий на весь учебный год – 10 часов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО КУРСА

Дата

№ урока

Тема (раздел), количество часов по разделу

Планируемые результаты обучения

Виды деятельности учащихся на уроке

Вид контроля

Использование учебно-методических материалов и оборудования

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

Раздел 1 «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения» - 11 часов

04.09.

1.

Все дети любят рисовать

Активное овладение необходимыми приёмами работы с красками, кистью, умением применять цвет для достижения своего замысла.

Оценка результата своего труда.

Понимание роли и значения изобразительного искусства в жизни каждого человека и общества.

Повышение культуры речевого общения. Овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.

Работа с акварелью; рисунок солнца

Фронтальный опрос. Практическая работа

Акварель, кисти;

Запись песни "Улыбайся, солнышко!",

мультимедийная презентация

11.09.

2.

Изображения всюду вокруг нас . Урок-игра

Изображения в жизни человека. Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Формирование поэтического видения мира.

Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Знакомство с Мастером Изображения.

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Работа с гуашью; рисунок по замыслу

Практическая работа.

Выставка детских работ

 

Гуашь, кисти;

Керамические изделия, шкатулки, открытки и т.д.

Мультимедийная презентация

18.09.

3.

Мастер Изображения учит видеть. Урок-путешествие

Красота и разнообразие окружающего мира природы. Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы.

Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).

Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное).

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Создавать, изображать на плоскости  графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

Работа с акварелью и гуашью; изображение сказочного леса

Фронтальный опрос.

Практическая работа

Гуашь, кисти;

Сюита К.Сен-Санса "Карнавал животных".

Мультимедийная презентация

25.09

4.

Изображать можно пятном. Урок-сказка

Развитие способности целостного обобщенного видения. Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна. Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.). Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е. Чарушин, В. Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных.

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору -находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т.е. дорисовывания  пятна (кляксы).

Работа с акварелью и гуашью; изображение пятном

Фронтальный опрос.

Практическая работа

Гуашь, кисти;

Выставка книг Е. Чарушина.

Слайд-сопровождение урока.

02.10

5.

Изображать можно в объёме

Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы.

Целостность формы. Приемы работы с пластилином. Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Превращения (изменение) комка пластилина способами вытягивания и вдавливания. Лепка птиц и зверей.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Работа с пластилином; лепка животного

Беседа.

Практическая работа.

Выставка работ

Пластилин, стеки, дощечка.

Мультимедийная презентация

09.10

6.

Изображать можно линией

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе.

Линейные изображения на плоскости.

Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица).

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

 Работа с фломастерами; изображение линией "путаница"

Беседа.

Творческая практическая деятельность.

Выставка работ

Карандаш, фломастер.

Песенки про детей,  весёлые стихи  - аудиозапись.

Слайд-сопровождение урока.

16.10

7.

Изображать можно линией. Рисование на тему "Рассказ о себе"

 Работа с карандашом и фломастерами; графическая работа "Изобрази себя"

Творческая практическая деятельность.

Графические работы художников - ресурсы интернета

23.10

8.

Разноцветные краски

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Навыки работы гуашью.

Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Проба красок. Ритмическое заполнение листа (создание красочного коврика).

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Работа с гуашью; разноцветный коврик

Эвристическая беседа.

Практическая работа

Гуашь, кисти.

Звукозапись стихотворения В. Берестова.

Мультимедийная презентация

30.10

9.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Урок-фантазия

Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета? Как изобразить радость и грусть? (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.)

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).

Изображать радость или грусть (работа гуашью). 

Работа с гуашью; изображение настроения

Беседа.

Творческая практическая деятельность

Гуашь, кисти.

Аудиозапись: мелодии радостные и грустные. Мультимедийная презентация

13.11

10.

Художники и зрители. Урок-путешествие

Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников. Начальное формирование навыков восприятия станковой картины.Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.

Художественный музей.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

Рассматривание художественных произведений

Беседа.

Заочное путешествие в Музей изобразительного искусства

Выставка детских работ.

СD "Шедевры русской живописи" (Кирилл и Мефодий)

20.11

11.

Посещение художественного музея

Экскурсия

Обсуждение выставленных произведений

Раздел 2 «Знакомство с Мастером Украшения» - 8 часов

27.11

12.

Мир полон украшений

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя.

Знакомство с Мастером Украшения. Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Работа с  гуашью; изображение сказочного цветка

Беседа.

Творческая практическая деятельность.

Рефлексия

Акварель, кисти.

Аудиозапись песни "О волшебном цветке".

Мультимедийная презентация

04.12

13.

Красоту надо уметь замечать

Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений от красоты природы. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Работа с акварелью и гуашью; изображение картин природы

Беседа.

Творческая практическая деятельность.

Рефлексия

Гуашь, кисти.

СD "Шедевры русской живописи" (Кирилл и Мефодий)

11.12

14.

Узоры на крыльях

Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом.Симметрия, повтор, ритм, свободныйфантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

Понимать простые основы симметрии.

Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре.

Работа с гуашью; украшение бабочки

Беседа.

Творческая практическая деятельность.

Рефлексия

Гуашь, кисти.

Мультимедийная презентация "Бабочки в искусстве и природе"

18.12

15.

Красивые рыбы. Украшение рыб

Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.).

Выразительность фактуры.

Соотношение пятна и линии.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Освоить простые приёмы техники монотипии. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.

Работа с гуашью; украшение рыбы

Беседа.

Творческая практическая деятельность.

Рефлексия

Акварель, кисти, фломастер. Мультимедийная презентация "Красивые рыбы"

25.12

16.

Украшение птиц

Объемная аппликация, коллаж, простые приемы бумагопластики.

Предлагаемые сюжеты заданий: «Узоры на крыльях бабочек», «Красивые рыбы», «Украшения птиц».Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Мастер Украшения — мастер

общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов. Где можно встретить орнаменты? Что они украшают?

Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материла, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Работа с бумагой; выполнение объёмной аппликации

Беседа.

Творческая практическая деятельность.

Рефлексия

Разноцветная и разнофактурная бумага.

Аудиозапись детских, народных песен с игровым началом.

Мультимедийная презентация "Нарядные птицы"

15.01

17.

Узоры, которые создали люди

Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

Работа с гуашью; рисование орнамента

Беседа.

Практическая работа

Гуашь, кисти, цветная бумага.

Таблицы «Хохлома», «Гжель», «Полхов-Майдан», «Дымковская игрушка», «Жостово», «Декоративно-прикладное искусство».Мультимедийная презентация "Орнаменты"

22.01

18.

Как украшает себя человек

Работа с гуашью; рисование сказочного героя

Творческая практическая деятельность.

Гуашь, кисти, цветная бумага.

Аудиозапись сказок (фрагменты)

Слайд-сопровождение урока

29.01

19.

Мастер Украшения помогает сделать праздник

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.

Традиционные новогодние украшения. Новогодние гирлянды, елочные игрушки. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.

Придумать, как можно украсить свой класс  к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Работа с бумагой; изготовление снежинок, гирлянд к празднику

Беседа.

Практическая работа

Цветная бумага, серпантин, фольга.

Аудиозапись: новогодние песни

Раздел 3 «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки» - 8 часов

05.02

20.

Постройки в нашей жизни

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую.

Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов.

Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы.

Работа с гуашью; рисование сказочного домика

Эвристическая беседа.

Практическая работа

Гуашь, коробок, ластик.

СD "Шедевры архитектуры" (Кирилл и Мефодий)

19.02

21.

Рисуем домики для сказочных героев

Многообразие архитектурных построек и их назначение.

Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т. д.) и разнообразие их форм.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).

Работа с гуашью; рисование домиков для сказочных героев

Творческая практическая деятельность.

Гуашь или акварель.

Видеофрагмент м/ф "Чиполлино"

26.02

22.

Домики, которые построила природа

Природные постройки и конструкции.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п.

Работа с пластилином; изготовление сказочного домика в форме овощей или фруктов

Наблюдение.

Творческая практическая деятельность.

Рефлексия

Пластилин, стеки.

Музыка к балету "Чиполлино".

12.03

23.

Дом снаружи и внутри

Соотношение форм и их пропорций.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Назначение дома и его внешний вид.

Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

Работа с акварелью; рисование дома в виде букв алфавита

Беседа. Творческая практическая деятельность.

Рефлексия

Бумага, гушь, кисти, мелки. Тематическая презентация

19.03

24.

Строим город

Конструирование игрового города.

Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.

Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома,

Работать в группе, создавая  коллективный макет игрового городка.

Работа с пластилином; лепка города из пластилина

Беседа. Творческая практическая деятельность.

Рефлексия

Пластилин, цветная бумага.

Аудиозапись песен о Москве.

Видеофрагмент из м/ф "Незнайка и его друзья". Тематическая презентация

26.03

25.

Всё имеет своё строение

Конструкция предмета.

Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Любое изображение —  взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять, конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.

 Работа с бумагой; выполнение аппликации животного из различных геометрических форм

Творческая практическая деятельность

Цветная бумага. Тематическая презентация

02.04

26.

Строим вещи

Конструирование предметов быта.

Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Работа с бумагой; изготовление сумочки

Беседа.

Практическая работа

Цветная бумага.

Мультимедийная презентация "Какой бывает упаковка"

09.04

27.

Город, в котором мы живём

Создание образа города. Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы).

Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию). Обсуждение работы.

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

Работа с гуашью; рисование города

Беседа.

Творческая практическая деятельность.

Выставка работ

Цветная бумага, гуашь.

Аудиозапись: песни о Москве.

Мультимедийная презентация "Наш город"

Раздел 4 «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» - 6 часов

23.04

28.

Совместная работа трёх братьев-мастеров

Взаимодействие трех видов художественной деятельности.

Три вида художественной деятельности участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства. Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания  произведения. Три Брата-Мастера неразлучны. Они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция).В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е., что это — изображение, украшение или постройка. Выставка лучших работ учащихся. Обсуждение выставки.

Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).

Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

Рассматривание работ художников и детских работ

Беседа.

Выставка работ

Выставка детских работ.

СD "Шедевры русской живописи" (Кирилл и Мефодий)

30.04

29.

 Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги

Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных форм

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

Наблюдать и анализировать природные формы

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Работа с бумагой; изготовление птиц

Беседа. Викторина.

Творческая практическая деятельность.

Выставка работ

Цветная бумага, нитки.

Мультимедийная презентация "Птицы"

07.05

30.

Весна - пробуждение природы. Разноцветные жуки

Весенние события в природе (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т. д.).

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей заданных художественных материалов.

Работа с гуашью; изображение божьей коровки

Беседа. Викторина.

Творческая практическая деятельность.

Выставка работ

Гуашь, кисти.

Мультимедийная презентация "Насекомые"

14.05

31.

Сказочная страна

Создание коллективного панно.

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Коллективная работа с участием всех учащихся класса по созданию панно-коллажа

Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Работа с гуашью; рисование сказочной страны

Беседа. Викторина.

Творческая практическая деятельность.

Выставка работ

Цветная бумага, гуашь.

Фрагменты из м/ф.

Мультимедийная презентация "Иллюстрации к сказкам"

21.05

32.

Времена года. Экскурсия

Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объёмного изображения в единой композиции. Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно. Навыки овладения различными приёмами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетание цвета и линии. Опыт творчества, творческого эксперимента в условиях коллективной художественной игры.

Учиться видеть поэтическую картину мира, развивая фантазию и творческое воображение. Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретённые навыки работы с художественными материалами. Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью. Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.

Овладеть приёмами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами. Овладеть навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.

Экскурсия

Беседа.

Наблюдения. Опрос

Акварель, кисти..

Тематическая презентация

Резерв времени

33.

"Здравствуй лето!" Образ лета в творчестве художников

 Восприятие красоты природы.

Экскурсия в природу. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).Повторение темы «Мастера Изображения, Украшения и Постройки учатся у природы». Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.

Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и (желательно) впечатления от подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

Знакомство с творчеством художников; рисование летнего пейзажа

Беседа.

Творческая практическая деятельность.

Выставка работ

Гуашь или акварель, кисти.

СD "Шедевры русской живописи" (Кирилл и Мефодий)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (11 ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (8 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности.. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

Раздел программы

Содержание

Кол-во часов

Ты учишься изображать

Ознакомить уч-ся с учебным предметом «Изобразительное искусство» и его задачами.

Познакомить с Мастером Изображений, со значением изобразительной деятельности в жизни людей.  

11

Ты украшаешь

Развивать   наблюдательность и аналитические возможности глаза.

Формировать  поэтическое  видения мира.

Воспитывать умение видеть и переживать красоту.

8

Ты строишь

Расширить представления детей о многообразии построек в жизни людей, о значении строений . Развивать наблюдательность, фантазию.

8

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Обобщение материала. Создание коллективного панно, нарисовать город,  в котором мы живем.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...