План-конспект занятия " Улицы родного города, как хранители памяти о подвигах узловчан в годы ВОВ"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Каретникова Людмила Викторовна

Занятие по дополнительной образовательной программе Каретниковой Л.В. "Основы изодеятельности и декоративно-прикладного искусства" , с подробным текстом и иллюстрациями. Есть к нему компьютерная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_karetnikovoy_lv_.docx747.59 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ

занятия по дополнительной образовательной программе

«Основы изодеятельности и декоративно-прикладного искусства»

педагог дополнительного образования 

Каретникова Людмила Викторовна

(категория высшая)

МБОУ ДОД  ДД(Ю)Т

г. Узловая Тульской области

Тема занятия: «Улицы родного города, как хранители памяти о подвигах узловчан в годы Великой Отечественной Войны»

Участники: группа 3 года обучения, дети 8-10 лет.

Цель занятия: создание поздравительной открытки для вручения их ветеранам Великой Отечественной Войны и  ветеранам труженикам тыла на ежегодном традиционном Районном марафоне памяти «Это нужно не мёртвым, это нужно живым!»

Задачи:

- образовательная: закрепить навыки работы в технике бумагопластики.

- развивающая: способствовать формированию навыков использования законов композиции и свойств различных материалов (акварели, бумаги) для передачи замысла и настроения работы;

- воспитательная: формирование любви к Родине, исторической памяти о тяжёлых годах Великой Отечественной Войны в 1941-1945 г., о подвигах Ветеранов, и тружеников тыла, стойкого неприятия фашизма, воспитание патриотических чувств.

Тип занятия: комбинированное занятие.

Методы обучения: метод активизации восприятия, воображения и мышления; репродуктивный метод.  

Оборудование:

- для детей: лист бумаги формата А3 и А4, карандаш НВ, акварель, кисти белка №5 и №3,  баночка с водой, ножницы, линейка 20 см, канцелярский нож, толстый картон-подложка для работы ножом, клей ПВА, клеевая кисть, георгиевская ленточка 25см, шаблоны листьев и цветов яблони;

- для педагога: мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация к занятию из 9 слайдов.

Оформление кабинета к занятию: на столе педагога ваза с  цветущей  веткой яблони (искусственной), на которой привязана георгиевская ленточка, приготовлены экран и мультимедиа проектор.

Структура занятия:

  1. Мотивационный блок.
  1. Организационная часть (приветствие, проверка готовности к занятию).
  2. Актуализация занятия (объявление темы и цели занятия, мотивация).
  1. Информационный блок.

Беседа о Великой Отечественной Войне в городе Узловая, о Всероссийском движении Георгиевская лента и о Районном марафоне памяти «Это нужно не мёртвым, это нужно живым!».

  1. Аналитический блок.
  1. Закрепление материала (повторение базовых приёмов бумагопластики и техники акварельной заливки).
  2. Практическая работа (инструктаж, работа над цветовым решением, выполнение основы и элементов открытки, сборка открытки).
  1. Рефлексивный блок.

Подведение итогов (оценка выполненной работы, выделение трудностей при выполнении открытки).

Ход занятия

  1. Мотивационный блок.

Занятие начинается с приветствия детей, проверки явки воспитанников, эргономики и готовности к занятию.

Объявляется тема занятия - «Улицы родного города, как хранители памяти о подвигах узловчан в годы Великой Отечественной Войны» и цель занятия - выполнение поздравительных открыток для ветеранов Великой Отечественной Войны и тружеников тыла.

Мотивация: изготовленные открытки будут вручены ветеранам Великой Отечественной Войны и  ветеранам труженикам тыла на ежегодном традиционном Районном марафоне памяти «Это нужно не мёртвым, это нужно живым!», который объединяет много людей, желающих почтить ветеранов и сохранить память о героическом прошлом нашего народа для будущих поколений.  Марафон - это сбор средств на восстановление и поддержание памятников посвящённых героическому прошлому русского народа, концерты, социальные акции, выездные концерты и мероприятия в центре «Ветеран».

  1. Информационный блок.

Краткая беседа о ВОВ в городе Узловая.

Вы все знаете, что Великая Отечественная Война не обошла стороной и наш город.

   «Все пожилые узловчане помнят страшный июнь 1941 года - начало Великой Отечественной войны. Уже в октябре немцы бомбили станцию, началась эвакуация железнодорожных предприятий. Две недели шли бои на подступах к городу. Но силы были неравны, и 21 ноября город Узловая и Узловский район были оккупированы немцами. Фашистский террор длился три недели. За это время были разрушены школы, библиотеки, клубы, разграблены предприятия, сожжен элеватор, а самое главное - погибло много мирных жителей. Восемь тысяч узловчан воевали на полях сражений. Каждый четвертый домой не вернулся. Город был освобожден 14 декабря 1941 г. войсками Западного фронта в ходе Тульской операции, а через две недели пошли поезда! Горняки, не жалея времени и сил, восстанавливали шахты. Стране нужен был уголь. Победу ковали все, терпя голод, холод, не считаясь со временем»

Вопросы педагога  и дополнения ответов воспитанников:

  1. Давайте вспомним и назовём улицы нашего города, которые хранят память о героическом прошлом города Узловая, о героях ВОВ.

Как названа улица в честь освобождения Узловой?

  • Слайд №2

Текст слайда:  Автор Мемориала – Памятника скульптор Тимонов

Текст на памятнике:

ОСВОБОЖДЕННЫЙ  НАРОД  НЕ  ДАСТ  СЕБЯ  ПОБЕДИТЬ

 14 декабря 1941 года УЗЛОВАЯ Освобождена от немецко-фашистских захватчиков

Изображение: Мемориал на ул. 14 Декабря, посвящённый освобождению Узловой от фашистских захватчиков (Фото Сергея Филина).

  1. Какие ещё улицы названы в честь героев ВОВ?
  2. Трегубов Николай Михайлович.  Майор, военный лётчик, Герой Советского Союза. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Командир эскадрильи истребительного авиационного полка. Совершил 411 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 14 и в группе – 3 самолёта противника. Именем его названа улица.
  3.  Смоленский Сергей Михайлови .  Герой Советского Союза, работал бригадиром проходчиков на шахте №2 треста «Узловскуголь» Тульской области. Участник Великой Отечественной войны. Геройски погиб в бою за город Запорожье. Именем его названа улица. С марта 1942 года участвовал в Великой Отечественной Войне. 24 октября 1943 года пал смертью храбрых при форсировании Днепра. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 февраля 1944 года.
  4. Герои узловчане: Лапшин Егор Иванович – председатель колхоза, председатель Каменского сельсовета. Зверски замучен фашистами как коммунист. Его родная д. Любовка в 1966 г. стала частью города – улицей братьев Лапшиных. Лапшин Тихон Иванович – строитель, железнодорожник, дежурный по ст. Бобрик-Донской. Зверски замучен фашистами как коммунист вместе с братом.
  5.   Какие ещё памятники, посвящённые ВОВ, установлены в Узловой?
  •  Слайд №3  Два фото Мемориала - Вечный огонь  и памятник воинам освободителям на площади Победы в городе Узловая

C:\Users\DTU\Desktop\4.jpg               637185267.jpg             C:\Users\DTU\Desktop\я Тула.jpg

 Слайд №2                             Слайд №3                                             Слайд №3

Возможные ответы детей:

  1. В честь освобождения Узловой от фашистов названа улица «14 декабря»
  2. В начале улицы «14 декабря» установлен Мемориал – Памятник в честь освобождения города Узловая.
  3. Улица Трегубова Николая Михайловича.
  4. Улица Смоленского Сергея Михайловича.
  5. Улица братьев Лапшиных.
  6. Памятник солдатам освободителям и Вечный огонь на площади Победы.

  1. Аналитический блок.

Вопросы педагога:

  1. Дети как вы думаете, достаточно ли для сохранения памяти о героическом прошлом дать улицам имена Героев?
  2. Что ещё мы можем сделать, чтобы помнить и чтить память о доблести нашего народа?
  3. А что может сделать лично каждый из вас?

Варианты ответов воспитанников:

  1. Нет. Этого мало.
  2. Необходимо хранить воспоминания о Великой Отечественной войне и передавать их следующим поколениям, чтобы люди помнили о страшных последствиях войн, чтобы люди сохраняли мир, помнили уроки истории и не повторяли ошибок, не допускали  проявлений фашизма и дискриминации людей по национальным признакам.
  3. Помогать пожилым людям и ветеранам войны и труда.

Практическое задание:

Давай те примем участие в ежегодном традиционном Районном марафоне памяти «Это нужно не мёртвым, это нужно живым!». Я предлагаю выполнить поздравительные открытки для ветеранов и свидетелей событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Сегодня мы закрепим приёмы выполнения основных объёмных элементов бумагопластики при выполнении составных частей нашей поздравительной открытки.

Так наша открытка будет выглядеть.

  • Слайд №4. 

Текст слайда: текст поздравления внутри открытки.  

Изображение – открытка в готовом виде.

Вы вечно молоды душой,
Хоть временами ноют раны…
С Победой славною, большой
Вас поздравляем, ветераны!
Пускай проносятся года,
Но память будет жить веками,
Как Красной Армии солдат
Сражался яростно с врагами.
За мир и счастье, за любовь,
За жизнь и первый детский лепет 
В атаку шли Вы вновь и вновь,
И супостат за все ответил.
Нас вдохновляет подвиг Ваш  
Пред Вами голову склоняем…
За нас Вы проливали кровь,
Вас с Днем Победы поздравляем!  4.JPG

источник текста: http://supertosty.ru/pozdravleniya/prazdniki/den_pobedy/3.html             Слайд №4

Инструктаж. 

  • Начинаем работу с изготовления основы открытки: лист формата А3 сгибаем пополам, лицевую сторону  покрываем акварельной заливкой имитирующей фон весеннего неба и откладываем для просушки.
  • Слайд №5. 

Текст слайда:

 1) лист формата А3 сгибаем пополам
2)лицевую сторону  покрываем акварельной заливкой имитирующей фон весеннего неба и откладываем для просушки.

Первое изображение - фото цветущей яблони на фоне чистого неба.

Второе изображение – выполненная акварельная заливка на лицевой стороне будущей открытки.

134225_prev_425.jpg      P1100381.JPG

Слайд №5                                                       Слайд №5

  •  Следующий этап работы выполнение заготовок под объёмные элементы открытки. Обводим на листе формата А4 по шаблонам цветы и листья яблони: большой цветок – 1 шт., средний цветок – 3 шт., маленький цветок – 3 шт., листья – 7 шт. Придаём заготовкам цвет при помощи акварели. Рисуем на акварельном фоне неба Веточку яблони с почками.
  • Слайд №6. 

Текст слайда:

1) Обводим на листе формата А4 по шаблонам цветы и листья яблони.
2)Придаём заготовкам цвет при помощи акварели.

Первое изображение: лист с обведёнными и покрашенными элементами цветов и листьев яблони.

Второе изображение:  нарисованная на открытке по фону неба веточка яблони с почками.

C:\Users\Люда\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1100380.jpgC:\Users\Люда\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1100384.jpg       

          Слайд №6                                         Слайд №6                                  

         

Динамическая пауза в конце первого 1 часа занятия.

  • Приступаем к выполнению объёмных элементов. Вырезаем высохшие акварельные цветы и листья яблони, держа ножницы прямо перед собой поворачивая лист бумаги. При помощи канцелярского ножа делаем надсечки и придаём объём плоским заготовкам.
  • Слайд №7.

Текст слайда:

1) Вырезаем высохшие акварельные цветы и листья яблони.
2) При помощи канцелярского ножа делаем надсечки и придаём объём плоским заготовкам.

 Первое изображение: правильное положение ножниц при вырезании цветных цветов и листьев яблони.

Второе изображение:  постановка руки при работе канцелярским ножом.

C:\Users\Люда\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1100388.jpg                 C:\Users\Люда\Desktop\открытка к 9мая\нож.JPG

Слайд №7                                        Слайд №7

Внимание! Канцелярский нож выдвигаем на два деления, обращаемся с ним очень аккуратно, делаем надсечки держа нож как карандашь лезвие должно находиться перпендикулярно к поверхности стола сохраняя угол между кончиком лезвия и бумагой 45 градусов, выполнив надсечки убираем лезвие внутрь ножа и кладём на стол.

  • Последний этап сборка открытки. Вклеиваем поздравительный текст внутри открытки. Распределяем цветы и листья на нарисованной веточке. У Вас должно получиться три двойных цветка яблони, один бутон и семь листьев. Разложенные элементы поочерёдно берём и фиксируем при помощи клея (клея должно быть в меру). Низ открытки украшаем георгиевской ленточкой, с огненно оранжевым и насыщенным черным цветами, символизирующими огонь и дым, доблесть и славу, отвагу и борьбу за нас и светлое будущее, которым мы обязаны нашим дорогим ветеранам!
  • Слайд №8.

Текст слайда: Низ открытки украшаем георгиевской ленточкой, с огненно оранжевым и насыщенным черным цветами, символизирующими огонь и дым, доблесть и славу, отвагу и борьбу за нас и светлое будущее, которым мы обязаны нашим дорогим ветеранам!

Изображение: готовая открытка с прикреплённой георгиевской ленточкой.


4.JPG Слайд №8

Интересные факты: Георгиевская лента учреждена Екатериной Второй 26 ноября 1769 года во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской империи, проявленные в мужественных поступках или мудрых советах. Название лента получала от имени Георгия Победоносца. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость», а также белым равносторонним крестом или четырехконечной золотой звездой. Носилась лента в зависимости от класса кавалера: либо в петлице, либо на шее, либо через правое плечо. К ленте полагалось пожизненное жалование. После смерти владельца передавалась по наследству, однако вследствие совершения постыдного проступка лента могла быть изъята у владельца.

Общественная акция «Георгиевская ленточка» по раздаче символических ленточек берет свое начало в 2005 году. Это был юбилейный год 60-летия Победы  в Великой Отечественной Войне! Данное событие вызвало такой мощный отклик в сердцах людей совершенно разного возраста и социальных групп, что превратилась в ежегодную традицию!
Целью Акции «Георгиевская ленточка» являлось не просто создание своеобразного символа данного события, но и напоминание знающим, а также информирование младших поколений о той невероятной цене, которой далась наша победа, это день памяти.
Из года в год, акция превратилась в невероятно масштабное событие! Данное мероприятие проходит во многих странах мира. Только за эти шесть лет, было продано свыше 50 млн. лент в мире!

  1. Рефлексивный блок.

Оценка работы воспитанников на данном занятии: скорость и качество выполнения задания.  

  • Слайд №9.

Текст слайда: Итог 1,5 часового занятия и результат труда воспитанников.

Изображение: фото воспитанников коллектива «Палитра» с готовыми открыткам в руках.

C:\Users\Люда\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1100398.jpg

Слайд №9

По завершению занятия приводятся  в порядок рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По улицам родного города

Экскурсия знакомит детей с наиболее значимыми историческими и архитектурными памятниками Магадана, с особенностями планировки города и основными этапами его формирования. Во время прогулки предлагаютс...

Фамилии знаменитых людей в названиях улиц родного города

презентация к классному часу по теме...

Презентация к нанятию "Улицы родного города, как хранители памяти о подвигах узловчан в годы ВОВ"

В презентацию входят слайды к теоретической части занятия, практической части занятия и  результат занятия....

План-конспект внеклассного занятия по теме: «Мой родной город»

План-конспект внеклассного занятия по теме: «Мой родной город»...

План-конспект внеклассного занятия по теме: «Мой родной город»

План-конспект внеклассного занятия по теме: «Мой родной город»...

План –Конспект интегрированного занятия по теме «Рождественский Ангел- Хранитель».

Цель:Познакомить детей с зимним праздником Рождество Христово, с историей праздника и значимостью события;совершенствование практических навыков в изготовлении изделий из пластилина...

План-конспект внеурочного занятия "Львы стерегут город"

План-конспект внеурочного занятия "Львы стерегут город"...