Рабочая программа по ИЗО в 1 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Икрянникова Любовь Александровна

Рабочая программа по УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.rar31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по изобразительному искусству В. С. Кузина, Э. И. Кубышкина.

Цель преподавания дисциплины:

Курс «Изобразительное искусство» в 1 классе соответствует образовательной области  «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту. Развивать художественные способности. Содержание курса предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности, так и непосредственно художественную деятельность. 

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Основные  задачи:

  • учить детей элементарным основам реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывать интерес и любовь к искусству.

Раздел 2. Общая характеристика предмета

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса  уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий). Распределение часов, данное в программе, следует считать примерным. Также примерными являются ссылки на произведения искусства, которые можно использовать на уроках.

Для выполнения программы курса предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др.  Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге. Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7-15 минут). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Предметы для рисования с натуры ставятся во фронтальном или профильном положении. Основное внимание уч-ся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов. В 1 классе детей учат определять и называть цвета, в которые окрашены изображаемые объекты. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства в 1 классе проводится в начале и в конце урока в течение 8-10 минут. В одной беседе показывают, как правило, 2-3 станковых произведения (или 3-4 иллюстрации, 3-4 предмета декоративно-прикладного искусства). Особенно важно учителю проявить творческий подход к курсу, исходя из местных условий, включая наиболее важный материал, определяя оптимальное количество часов для выполнения задания, знакомя учащихся с искусством родного края, памятниками архитектуры и т.п. 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни. При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве.

Познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности.

Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания.

Система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников.

Развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Раздел 3. Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс. Всего – 135 час.  Программа 1 класса рассчитана на 1 ч в неделю, 33 ч в год.

Раздел 4. Содержание учебного предмета.

Основные содержательные линии

В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Содержание программы

1 класс (33 ч)

Рисование с натуры (рисунок, живопись) (9 ч)

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение по памяти и по представлению набросков и зарисовок различных объектов действительности.

Примерные задания:

а) рисование флажка, детского мяча, воздушных шариков, яблока, помидора, комнатного растения;

б) рисование простых по форме листьев деревьев (липа, тополь, береза, яблоня) и цветов (тюльпан, садовая ромашка и др.);

в) рисование игрушек на елку (шаров, бус, рыбок), детских игрушек(грузовика, троллейбуса, автобуса);

г) выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы (8 ч)

Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунке смысловой связи между предметами.

Примерные задания:

 а) «Сказочный дворец», «Солнечный день», «В цирке», «Как я помогаю маме», «Первый снег», «Пейзаж с радугой», «Поздняя осень», «Наши друзья — животные», «Путешествие на воздушном шаре»;

б) иллюстрирование русских народных сказок «Колобок», «Курочка-ряба», «Волк и семеро козлят», «Лиса, заяц и петух».

Декоративная работа (9 ч)

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.

Примерные задания:

а) рисование в полосе, круге узоров из форм растительного мира, а также из геометрических форм на белой или цветной бумаге по образцам и самостоятельно;

б) упражнения в приемах рисования кистью простейших элементов растительного и геометрических узоров на примерах народной росписи (ягоды, листья, круги, полосы);

в) составление декоративной росписи «Красивые цепочки», «Чудо-платье», «Сказочный букет»(в холодных тонах),«Золотые рыбки»(в теплых тонах),
«Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками» и др.

Лепка (5 ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с пластическими особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.

Примерные задания:

а) лепка простых по форме листьев деревьев (береза, осина, яблоня, сирень);

б) лепка птиц и зверей (курица, ворона, собака, кошка и др.) по памяти и по представлению.

Аппликация (2 ч)

Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусочков бумаги. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликации.

Примерные задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги;

б) составление сюжетной аппликации на темы «Узор из кругов и треугольников», «Мой любимый цветок».

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (3 ч)

Основные темы:

- прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства;

- виды  изобразительного искусства и архитектура;

- жанры живописи;

-портреты детей в изобразительном искусстве;

-прекрасное вокруг нас(красота вещей);

-родная природа в творчестве русских художников(времена года, природа в разное время суток, вечер в рисунке и в живописи и т.д.)

Рекомендуемые для бесед произведения искусства:

Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.

Бродский И. Опавшие листья.

Васнецов В. Снегурочка.

Васнецов Ю. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.

Врубель М. Царевна-Лебедь.

Герасимов А. Натюрморт. Полевые цветы.

Грабарь И. Груши. Рябины. Февральская лазурь.

Гуго ван дер Рус. Натюрморт.

Жуковский С. Под вечер. Казанский собор.

Коровин К. Зимой. Натюрморт.

Кочергин Н. Чудо-юдо рыба-кит.

Кустодиев Б. Радуга. Волга. Ярмарка.

Лебедева С. Девочка с бабочками.

Левитан И. Золотая осень. Половодье. Цветущие яблони. Мостик.

Первая зелень. Закат. Вечер.

Пластов А. Первый снег. Летом.

Поленов В. Заросший пруд. Золотая осень.

Репин И. Автопортрет.

Рябушкин А. Зимнее утро.

Саврасов А. грачи прилетели. Вечер.

Серов В. Девочка с персиками. Мика Морозов. Портрет детей С.С.Боткина.

Толстой Ф. Букет цветов, бабочка и птичка.

Тропинин В. Портрет Арсения- сына художника.

Хруцкий И. Цветы и плоды.

Шишкин И. Лесные дали. Осень. Берег моря. Полдень. Опушка лиственного леса.

Юон К. Мартовское солнце.

Раздел 5. Тематическое планирование.

Содержание курса

Тема

Формируемые УУД

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. 
Передача формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Выполнение по памяти и по представлению набросков и зарисовок различных объектов действительности

Чем и как работают художники. «Волшебные краски». Волшебные краски осеннего дерева. И. Левитан «Золотая осень». 
Праздничный флажок. 
Рисование с натуры игрушек на елку бусы, шары, рыбки, 
Рисование с натуры ветки ели или сосны. «Красота лесной природы». 
Рисование зимних деревьев. Рисование по представлению «Бабочка». Рисование с натуры простых по форме цветов,

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать разные формы предметов. Изображать предметы различной формы. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры. 
Применять средства художественной выразительности рисунка. Выполнять графические и живописные упражнения

Рисование на темы

Рисование на основе наблюдений или  по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунке смысловой связи между предметами

Беседа о красоте осенней природы. «Сказка про осень».  Рисование на тему «Новогодняя елка». Беседа «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе».  Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок». Рисование  на тему «Красавица зима».  Беседа о красоте весенней природы. «Весенний день». «Праздничный салют»

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа.  Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.  Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы. Изображать растения, сказочных существ, объекты  природы. Различать разнообразие форм предметного мира. Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. Моделировать художественными средствами сказочные образы 

Декоративная работа

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. 
Выполнение растительных и геометрических узоров в полоске, круге. 
Рисование из геометрических форм на белой или цветной бумаге по образцам и самостоятельно. 
Составление декоративной росписи

Выполнение декоративных цепочек. Беседа «Русское народное декоративное прикладное искусство». 
Декоративная работа «Волшебные листья и ягоды», Хохломская роспись «Волшебный узор». Орнамент  «Чудо-платье» дымковская игрушка «Праздничные краски узоров», Городецкая роспись. Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. «Летняя сказка зимой». Гжель. «Синие узоры на белоснежном поле». Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо»

Понимать и различать основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формировать понятие и представление о декоративно-прикладном искусстве. Применять средства художественной выразительности в рисунке, живописи, декоративных работах.Продумывать и выстраивать композицию рисунка. Передавать настроение в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Овладевать приемами изобразительной деятельности и средствами художественной выразительности

Лепка

Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки

Беседа «Жанры изобразительного искусства и архитектуры». Лепка  «Листья деревьев», «Овощи и фрукты». 
Лепка животных и птиц по памяти и представлению.

Использовать приемы конструирования при работе с пластилином, глиной. 
Составлять объемно-пространственные композиции в технике лепки из пластилина, глины. Выполнять композицию по представлению, по памяти на различные темы, используя пластичность материалов для работы

Аппликация

Выразительные средства в аппликации. Знакомство с материалами для выполнения аппликаций. Ознакомление с искусством аппликации. Составление сюжетов композиции-аппликации из цветной бумаги и картона 

Техника выполнения аппликаций. Правила работы. Аппликация из геометрических фигур, простых по форме, цветов («Цветовой круг»). 
Узор из кругов и треугольников. Аппликация «Мой любимый цветок»

Использовать различные художественные материалы (гуашь, бумага, цветные карандаши). Понимать и давать оценку своей работе и работе своих товарищей. Узнавать отдельные выдающиеся произведения отечественного искусства и называть их авторов. Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла. 

 

Планируемые результаты  освоения учебного предмета в 1 классе

Личностными результатами является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся  научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,   флористика, гончар;

-   узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

-   эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

-   особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

-  знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

-   способы и приёмы обработки различных материалов;

-   организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

-   передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-   составлять композиции с учётом замысла;

-   конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

-   конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

-   конструировать из природных материалов;

-   пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

- усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развивать фантазию, воображение;

-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

- научиться анализировать произведения искусства;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются практические, учебно-практические работы. Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - включено проведение экскурсий в природу  музей, просмотр видеоматериалов о картинных галереях.

Раздел 6. Календарно- тематическое планирование

п/п

Раздел,

тема

урока

Кол-

во

часов

Планируемые

предметные результаты

Планируемые метапредметные результаты

Формы

контроля

Дата

проведения

план

факт

1

Рисование

с натуры

Чем и как работают

художники.

«Волшебные

краски»

1

Использование в индивидуальной и

коллективной деятельности

различных художественных техник и материалов. Работа с акварельными красками.

Знать правила работы с акварельными красками.

Уметь работать кистью и акварельными  красками

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Текущий

03.09

2

Аппликация.

Аппликация

 «Цветовой

круг»

1

Выразительные средства в аппликации. Использование различных техник и материалов в аппликации.  Техника безопасности при работе с ножницами.

Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации.

Уметь выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов

Текущий

Ответы

на вопросы

10.09

3

Декоративная

работа. Декоративная

работа

«Красивые

цепочки»

1

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции.

Знать правила работы с гуашевыми красками.

Уметь выполнять декоративные

цепочки

Самосто-

ятельная

работа по

 образцу

17.09

4

Рисование по

памяти и

представлению

Рисование по

памяти и

представлению

 «Волшебные

краски

осеннего дерева»

1

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета,

композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И.И.Левитан «Золотая осень».

Уметь передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраскулистьев, их форму, очертания, цвета различных предметов

Текущий.

Ответы на вопросы

24.09

5.

Беседа по теме

«Жанры

изобразитель-

ного искусства

и архитектуры»

Лепка. Лепка

«Листья деревьев»

1

Виды и жанры изобразительных искусств, архитектуры. Использование различных материалов: пластилин. Самостоятельная работа по лепке листьев различных деревьев, овощей, фруктов.

Знать правила работы с пластилином.

Уметь:

- называть известные виды и жанры искусства и архитектуры;

- организовать рабочее место;

- пользоваться стеками;

- лепить листья деревьев, овощи, фрукты

Текущий.

Ответы на вопросы

01.10

6.

Лепка. Лепка

«Овощи и фрукты»

1

Виды и жанры изобразительных искусств, архитектуры. Использование различных материалов: пластилин. Самостоятельная работа по лепке листьев различных деревьев, овощей, фруктов.

Знать правила работы спластилином.

Уметь:

- называть известные виды и жанры искусства и архитектуры;

- организовать рабочееместо;

- пользоваться стеками;

- лепить листья деревьев, овощи, фрукты

Самосто-

ятельная

работа

08.10

7.

Беседа по теме

«Русское народно-декоративное прикладное искусство»

1

Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности.

Знать приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства, народные традиционные ремёсла

Текущий

по образцу

15.10

8.

Декоративная

работа. Декоративная

работа

«Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись».

«Волшебный узор»

1

Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение в полосе растительных узоров.

Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора. используя линии. мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов.

Знать элементы узора Хохломы

Самосто-

ятельная

работа

22.10

9.

Беседа о красоте осенней природы «Краски осени»

Рисование на тему Рисование на тему «Сказка про осень»

1

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции .

Уметь самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему

Самосто-

ятельная

работа

29.10

10.

Декоративная

работа.

Орнамент.

«Чудо-платье»

1

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Знать правила и технику выполнения орнамента.

Уметь выделять элементы узора в народной вышивке

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

 

Работа по образцу

12.11

11

Аппликация.

«Узор из кругов и треугольников» Аппликация

1

Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации.

Знать технику выполнения аппликации.

Уметь последовательно наклеивать элементы композиции

Работа по образцу

19.11

12.

Рисование с натуры. Рисование с натуры

«Праздничный флажок»

1

Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет. пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Уметь рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций. цветовой окраски

Самосто-

ятельная

работа

26.11

13.

Декоративная работа.

Дымковская игрушка.

«Праздничные краски узоров»

1

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с дымковской игрушкой.

Знать элементы геометрического узора. украшающего дымковскую игрушку.

Уметь:

- выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки;

- рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки

Работа по образцу

03.12

14.

Рисование с

натуры. Рисование с натуры.

«Новогодняя ёлка»

1

Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Уметь:

- выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков;

- изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет

Текущий

10.12

15

Рисование с натуры. Рисование с натуры

игрушек на ёлку: бусы, шары

1

Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Уметь:

- выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков;

- изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет

Текущий

17.12

16

Рисование с натуры Рисование с натуры

игрушек на ёлку: рыбки

1

Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Уметь:

- выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков;

- изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет

Текущий

24.12

17

Рисование с натуры Рисование с натуры

ветки ели или сосны.

«Красота лесной природы»

1

Изображение с натуры. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Уметь рисовать ветку хвойного дерева. точно передавая характерные особенности – форму, величину, расположение игл

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Текущий

14.01

18

Лепка. Лепка   животных по памяти и представлению

1

Лепка животных по памяти  и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки.

Знать технику работы с пластилином, правила лепки

Текущий

21.01

19

Беседа по теме «Сказочные сюжеты в изобразитель-

ном искусстве и литературе».

Иллюстриро-вание. Иллюстриро-вание

 русской народной сказки «Колобок»

1

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями русских художников: В.Васнецов.

Уметь выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет

Текущий.

Самосто-

ятельная

работа по образцу. Анализ выполне-

нных иллюстра-

ций

28.01

20

Декоративная работа.

Городецкая роспись. Рисование кистью элементов городецкого растительного узора. «Летняя сказка зимой»

1

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Знать элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца.

Уметь выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием,  приёмом тычка

Текущий.

Работа по образцу

04.02

21

Рисование по памяти и представлению Рисование по памяти и представлению зимних деревьев.

«Мы рисуем зимние деревья»

1

Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин. Изображение по памяти и воображении.. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна.

Знать о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи.

Уметь изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги

Текущий.

Самосто-

ятельная

работа

18.02

22

Рисование на тему. Рисование на тему «Красавица-зима»

1

Знакомство с произведениями выдающихся художников: К.Юон. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета. композиции, пространства, линии, пятна.

Уметь самостоятельно выбирать материал для творческой работы

Текущий.

Творчес-

кая работа

25.02

23

Декоративная работа.

Гжель. Рисование декоративных элементов росписи «Синие узоры на белоснежном поле»

1

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Знать элементы растительного узора гжельской керамики.

Уметь рисовать кистью декоративные элементы росписи современной гжельской керамики

Текущий.

Самосто-

ятельная

работа

04.03

24

Декоративная работа.

Гжель. Составление эскиза узора из декоративных листьев для украшения тарелочки «Синее чудо»

1

Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.

Знать элементы растительного узора гжельской керамики.

Уметь рисовать кистью декоративные элементы росписи современной гжельской керамики

Текущий.

Самосто-

ятельная

работа

11.03

25

Беседа по теме «Сказочные сюжеты в изобразитель-ном искусстве и литературе».

Иллюстриро-вание русской народной сказки «Маша и Медведь»

1

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуре России и мира.

Уметь самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

- владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Текущий.

Самосто-

ятельная

работа

18.03

26

Беседа по теме «Двенадцать месяцев в творчестве художника пейзажиста Бориса Щербакова»

1

Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании.

Знать о творчестве Б.Щербакова.

Уметь выразить своё отношение к произведениям изобразительного искусства

Текущий.

Ответы на вопросы

01.04

27

Лепка птиц по памяти и представлению.

1

Лепка птиц по памяти и представлению. Особенности работы с пластилином, правила лепки.

Знать особенности работы с пластилином, правила лепки.

Уметь лепить птиц по памяти и представлению

Текущий.

Самосто-

ятельная

работа

08.04

28- 29

Беседа о красоте весенней природы «Весна пришла, расцвела земля».

Рисование на тему «Весенний день»

2

Знакомство с произведениями выдающихся отечественных художников: А.Саврасов. К.Юон. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма.

Знать о творчестве русских художников-пейзажистов.

Уметь передавать свои наблюдения и переживания в рисунке

Текущий.

Самосто-

ятельная

работа

15.04

22.04

30

Рисование на тему. Рисование на тему «Праздничный салют»

1

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета. композиции, пространства, линии, пятна, объёма.

Уметь рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования

Самосто-

ятельная

работа

29.04

31-32

Рисование по представлению

Рисование по представлению

 «Бабочка»

2

Изображение с натуры, по памяти и воображению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски. Особенности изображения цветов в рисунке.

Уметь:

- последовательно проводить работу над рисунком по представлению;

- использовать линию симметрии в построении рисунка;

- изображать характерные очертания бабочек

Самосто-

ятельная

работа

06.05

13.05

33

Рисование с натуры Рисование с натуры простых по форме цветов.

«Красота вокруг нас»

1

Изображение с натуры, по памяти и воображению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Рассказы о различных видах бабочек, характеристика их особенностей – формы, окраски. Особенности изображения цветов в рисунке.

Уметь:

- рисовать с натуры разнообразные цветы;

- передавать форму, цветовые оттенки;

- применять изученные техники рисования

Текущий.

Самосто-

ятельная

работа

20.05

Раздел 7. Учебно- методическое и материально техническое обеспечение.

Программу обеспечивают:

Кузин В.С., Кубышкина Э.И..Изобразительное искусство. 1 класс: Учебник. — М.: Дрофа/Учебник, 2011.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И..Изобразительное искусство,  рабочая тетрадь1 класс: Учебник. — М.: Дрофа/Рабочая тетрадь, 2011.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необх.

 кол-во

Примечания

1. Книгопечатная продукция

1

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Д

Стандарт, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству

Д

Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

К

Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

2

 Учебно-наглядные пособия

Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф

3

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Д

4

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

Д

по одной каждого наименования

2. Печатные пособия

5

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Комплекты портретов по основным разделам курса.  Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

6

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

7

Таблицы декоративно-прикладному искусству

Д

8

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

3. Информационно-коммуникационные средства

9

Электронные библиотеки по искусству

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация.

Электронные библиотеки могут размещаться на компакт дисках, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).

4. Технические средства обучения (ТСО)

10

Музыкальный центр

Д

Аудио магнитофон и проигрыватель с возможностями использования компактдисков: CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей

11

Компьютер

Д

В классе

12

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

13

Фотоаппарат

П

Цифровая камера

5. Экранно-звуковые пособия

14

Слайды (диапозитивы):

- по видам изобразительных ( пластических)  искусств

- по жанрам изобразительныхискусств

- по памятникам архитектуры России и мира

- по стилям и направлениям в искусстве

- по народным промыслам

-  по декоративно-прикладномуискусству

- по творчеству художников

Д

произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

6. Учебно-практическое оборудование

15

Краски  акварельные

К

16

Краски гуашевые

К

17

Бумага  А3, А4

К

18

Бумага цветная

К

19

Фломастеры

К

20

Кисти

К

21

Емкости для воды

К

22

Стеки (набор)

К

23

Пластилин / глина

К

24

Клей

Ф

25

Ножницы

К

9. Учебная мебель

26

Столы

К

27

Стулья

К

28

Мебель для хранения таблиц и плакатов.

Д

 

Раздел 8. Результаты освоения предмета.

 

Результаты изучения дисциплины:

В результате теоретического и практического изучения дисциплины учащиеся должны знать и уметь:

должны знать:

  • названия главных и составных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой);
  • элементарные правила смешения цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый — зеленый и т. д.).

должны уметь:

  • правильно сидеть за партой (столом), верно, держать лист бумаги и карандаш;
  • свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • правильно работать акварельными красками — разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
  • применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений;
  • узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.);
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина).

 

 

К концу 1 класса учащийся научится :

- называть семь цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

- получать новые цвета путем смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый; синий и желтый — зеленый и т. д.);

- правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

- свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

- правильно работать акварельными красками — разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);

- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

- выполнять простые по композиции аппликации.

Ученик получит возможность научиться:

- передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной цвет простых предметов;

- устно описывать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т. д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выражать свое отношение;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....