Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса по УМК "Перспктива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_izo_2kl.docx | 89.77 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено и принято» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Руководитель МО ______/Колпакова Н.В. / ФИО Протокол № 1 от «27» августа 2014г. | Заместитель директора по УМР МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ» ______ / Морозова Л.А./ ФИО «___»___________ 2014г. | Директор МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ» ______ / Дроздов С.С. / ФИО Приказ № ____ от «___» сентября 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
__Колпаковой Натальи Викторовны, I квалификационная категория__
Ф.И.О., категория
по ___________изобразительному искусству во 2 классе________________
предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «29» августа 2014г.
2014 - 2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. МОНРФ Приказ №373 от 06.10.2009 г «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» М. «Просвещение» 2011 г
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки №2885 от 27 декабря 2011г«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
- Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях Часть 1 5-е издание, переработанное, М. «Просвещение» 2011
- Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013учебный год
- Российская академия наук Российская академия образования «Комплект «Перспектива» для начальной школы» М. «Просвещение» 2008 г
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫСОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
Цели и задачи обучения.
Цели курса:
_ воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
_ развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
_ развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобрази-
тельного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
_ совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
_ развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
_ освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
_ овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на изучение изобразительного искусства во втором классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего — 34 ч.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и ;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при-
знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, мо-
розные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.
Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА.О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и
зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,
К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление
о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных
народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании/ Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и
природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающие состояния цветовой палитры в пейзажах золотой осени, разноцветной весны, солнечного лета, белоснежной зимы; наблюдение цветовых переливов в драгоценных камнях, яркости цвета в народных игрушках; ощущение теплоты цвета глины и изделий из нее; познание тайны цветов спектра.
Расширение знаний:
о цвете как о главном выразительном средстве живописи, декоративной композиции. Эмоциональная характеристика цвета. Знакомство с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Приемы превращения основных цветов (синий, красный, желтый) в многоцветную мозаику (цветовой круг). Приемы создания нюансных и контрастных цветовых сочетаний в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов, с правилами смешения цветов (добавление белой или черной краски к основным цветам). Приемы работы раздельным удлиненным мазком. Знакомство с техникой монотипии; о графических средствах выразительности (линия, контур, штрихи, кривые и ломаные линии, пятно, силуэт), об их использовании в рисовании с натуры, по представлению (натюрморт, цветы, животные, орнамент и т. д.). Приемы работы графическими материалами: черным по белому и белым по черному (простой карандаш, черная и белая гуашь, тушь, перо). Способы передачи в рисунке формы, пропорций, конструкции предмета.
Расширение эстетических представлений:
о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выделение главного в композиции (с помощью размеров, расположения на листе, цвета). Передача пространства (соотношение ближних и дальних предметов, их расположение в рисунке: ближе — ниже, дальше — выше). Передача смысловой связи между субъектами композиции;
о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиции). Средства декоративной композиции: условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм, условность цвета. Создание декоративных образов на основе переработки природных форм, использование приема уподобления в аппликации, народной росписи.
Опыт художественно-творческой деятельности в изображении с натуры, по памяти и представлению в описании:
природы живописными и графическими средствами. Передача состояния природы в разное время года и суток (зимний день утром или вечером, солнечный или пасмурный день, мороз или оттепель и т. д.). Выявление эмоциональной роли цвета в передаче определенного состояния природы, в цветовом строе предметного мира: красного (прекрасного), зеленого (муравленого), синего (гжельского), черного и белого. Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен. Экспериментирование с цветовой палитрой (как направление мазка выявляет форму предмета, превращение раздельных удлиненных мазков в изображения старого дерева, солнечных лучей и т. д.; получение разных оттенков одного цвета — красный, малиновый, розовый; растяжение цвета — не однотонный гжельский мазок синего кобальта и т. д.). Чтение композиционных схем пейзажа, сопоставление их с произведениями известных живописцев. Выбор вариантов построения пейзажа и выполнение собственных композиций («Краски родной земли», «Чародейкою зимою...», «Какого цвета снег», «Весна разноцветная»). Выполнение зарисовок по представлению архитектурных построек с передачей красоты пропорций, ритма конструктивных элементов («Русь белокаменная»);
натюрморта из природных и рукотворных форм. Приемы построения отдельных объектов и группы симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров. Передача в рисунке живописными материалами разнообразия форм, размеров, окраски плодов, овощей («Натюрморт на праздничном столе» — на основе контрастных цветов). Графическими средствами выявление многообразия форм, силуэтов бытовой утвари («Сосуды» — рисование по представлению приемом замкнутого контура, «Тайны черного и белого» — рисование хрустальной вазы белой линией по черному фону). Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта («Золотым рукам цены нет») — графические или живописные материалы на выбор;
человека, животных. Выполнение набросков с натуры и представлению фигуры человека в движении. Использование их в составлении сюжетно-тематических композиций. Создание образов сказочных героев в народных костюмах («Красна девица и добрый молодец»). Разработка эскиза новогодней маски с последующим изготовлением на уроках художественного труда. Изображение домашних животных с передачей характерных особенностей формы, шерсти, движения (черной линией с белой оживкой, с использованием графических разделок разной конфигурации — завитки, штрихи, точки и т. д.);
в станковой и декоративной композициях (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выполнение композиций с использованием вариантов композиционных схем («Мой отдых летом», «Зимние забавы», «Русское поле»). Выполнение композиции «Печь-помощница» (эпизод из народной сказки), иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина с передачей смысловой связи между персонажами. Составление декоративных композиций с передачей яркости, звучности цвета в соответствии с замыслом («Увидал грача — весну встречай», «Космические фантазии»).
ОСНОВЫ НАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного искусства. Оптимизм, мажорность, привлекательность образов народного творчества. Связь произведений народного творчества с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями, с яркими событиями народного календаря (на примере керамики Древней Греции, Балхар, Гжели, изразцов, филимоновской игрушки, произведений народных мастеров Городца и Полховского Майдана).
Формирование представлений о символике народного орнамента. Отражение родной природы в орнаментах вышивки, росписи по дереву, керамики. Образы-символы в орнаментальном искусстве: символы плодородия, благопожелания, природных стихий; обереги. Закономерности построения орнамента на замкнутой поверхности (круг, квадрат), ленточного орнамента («меандр», «пальметта», «лотос», «перец»). Знакомство со схемами ритмического построения орнамента (на примере орнаментов балхарской и древнегреческой керамики, русской народной вышивки). Выявление роли красного цвета в народном искусстве.
Опыт художественно-творческой деятельности:
упражнения по освоению приемов выполнения орнаментов на основе повтора и вариаций (зарисовки символов традиционных орнаментов — птицы-павы, матери сырой земли, засеянного поля); в процессе самостоятельного выполнения росписей по мотивам традиционных народных орнаментов на основе вариаций и импровизаций (роспись балхарских, древнегреческих керамических сосудов, роспись саночек для катания на Масленицу, составление орнамента для муравленого изразца, составление эскиза резной доски для печатного пряника); на воинских доспехах (шлем, кольчуга, щит, меч). Изображение воинов в полном боевом снаряжении, на боевых конях (на примере орнаментального украшения воинских доспехов в лаковой миниатюре Палеха);
ознакомление с филимоновской глиняной игрушкой. Особенности формы, пропорций (удлиненность, стройность). Своеобразие росписи: цветовая палитра (красный, желтый, зеленый); символичность элементов орнамента (знаки солнца, древо жизни, земли); геометрический характер начертания элементов (линии, круги, квадраты, елочки). Приемы выполнения орнаментальных элементов кистью. Упражнения на повтор филимоновских узоров. Составление композиции «Хозяйство деда Филимона» (на основе вариаций и импровизаций);
ознакомление с полхово-майданской деревянной игрушкой. Разнообразие и специфика точеных форм. Цветовой строй росписи — яркость, контрастность чистого цвета (желтый, розовый, алый, красный, голубой, зеленый, фиолетовый), наводка черным цветом. Упражнения на освоение последовательности и приемов выполнения орнаментальных мотивов (большой цветок роза, листок, ягоды и яблочки на ветке). Рисование полхово-майданской игрушки по выбору и ее роспись. На уроках труда изготовление игрушки по мотивам работ полхово-майданских мастеров;
ознакомление с искусством гжельской керамики. Необычность форм, названий сосудов (квасник, кумган с прилепами, налепами, фигурными растительными и животными элементами). Своеобразие одноцветной синей росписи (мазок с растяжением, мазок с тенями). Приемы кистевого письма (примакивание, живописный мазок). Выполнение упражнений на повтор элементов гжельской росписи (точки, капельки, сеточка, трехлопастный листок, усики и т. д.). Украшение узором силуэтов и моделей гжельских сосудов, изготовленных на уроках труда (на основе вариаций и импровизаций);
ознакомление с народным костюмом. Продолжение знакомства с основными элементами женского и мужского костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор — корона, венец, кокошник). Традиции украшения головного убора драгоценными камнями («Самоцветы земли и мастеров-ювелиров»), бисером, а рубахи, сарафана — вышивкой. Изображение женской и мужской фигуры в народном костюме («Красна девица и добрый молодец»).
ПРОИЗВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.
в I четверти:
произведения профессионального искусства: А. Дейнека. Клубника. На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обезово (фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д. Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус. Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом;
произведения народного искусства: И. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения — бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхар), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки; расписные изделия мастеров Хохломы; инкрустированные соломкой шкатулки и пластины кировских и белорусских мастеров; народная керамическая посуда; традиционные ветряки.
во II четверти:
произведения профессионального искусства: К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный. Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»; А. Житнева. Белый Бим Черное Ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. XIX в.;
произведения народного искусства: вологодское кружево; Т. Беспалова. Родительский дом. Панно «Городец»; изделия гжельских мастеров — А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира — Япония, Монголия, Северная Америка; народные тканые коврики; половички различных регионов России; щепные птицы мастера А. И. Петухова.
в III четверти:
произведения профессионального искусства: А. Косоков. Церковь Покрова на Нерли; И. Сандырев. А. Рублев; К. Юон. Купола и ласточки; Т. Маврина. Юрьев-Польский; Н. Рерих. Звенигород; А. Остроумова-Лебедева. Зимний день; Н. Ромадин. Ночная тоска; А. Рылов. Трактор на лесных просторах; В. Гаврилов. Солнечный денек; А. Куинджи. Солнечные пятна на инее; Закат в лесу; И. Шишкин. На севере диком...; Т. Маврина. Чесноково; А. Дейнека. Лыжники; А. Дейнека. Коньки; В. Васнецов. Богатыри; В. Васнецов. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве»; Б. Кустодиев. Масленица; Б. Стожаров. Братина и чеснок; В. Шумилов. Натюрморт с клюквой; К. Юон. Конец зимы;
произведения народного искусства: старинные муравленые изразцы; А. Куландин. Александр Невский. Панно. Финифть; Т. Рукина. Ледовое побоище на Чудском озере. Городец; Т. Рукина. Три богатыря в дозоре. Городец; И. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде; А. Котухина. Березка. Пластина. Палех; И. Зубков. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех; Д. Буторин. У Лукоморья. Палех; А. Котухин. Сказка о царе Салтане... Палех; Н. Голиков. Добрыня. Палех; В. Миронов. Песни России. Палех; М. Грузинский. Катание на тройках. Федоскино; А. Тихов. Масленица. Плашка. Финифть; старинные расписные саночки. Архангельская область; традиционные лоскутные изделия с орнаментом из квадратов, треугольников; традиционные украшения из бересты.
в IV четверти:
произведения профессионального искусства: И. Эльконин. Из серии «Стекло»; неизвестный художник. Портрет мальчика; И. Левитан. После дождя; А. Саврасов. Грачи прилетели; Н. Ромадин. Млечный путь; Е. Николаева. Бисер. Рисунок на ситец; К. Юон. Новая планета; К. Юон. Солнечный весенний денек; Е. Зверьков. Последний снег; Е. Зверьков. Голубой апрель; Т. Маврина. Весна на Истре; Н. Ромадин. Розовая весна; В. Бакшеев. Голубая весна; А. Васнецов. Новгородский торг; Б. Кустодиев. Ярмарка; К. Петров-Водкин. Фантазия; Г. Захаров. Ферапонтово; М. Кагаров. Текстильщицы;
произведения народного искусства: игрушки и расписные пасхальные яйца Полховского Майдана; городецкие пряничные доски; М. Примаченко. Корова; декоративный фарфор. Китай; ваза. Индокитай; Набойная мастерская. Миниатюра. Палех.
V. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс
В результате изучения изобразительного искусства и овладения навыками художественного труда ученик должен знать/понимать:
• особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
• цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
• особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;
• особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхово-майданской игрушки;
• способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного
образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
• о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
• о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
• правила безопасности при работе ручными инструментами;
• значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение;
• условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
• основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
• правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
• правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
• пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
• использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
• лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
• решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
• эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
• собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
• положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.
IV. Календарно - тематическое планирование
по изобразительному искусству
предмет
Классы 2
Учитель Колпакова Н.В.
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков ______, зачетов _____, тестов ______ ч.;
Административных контрольных работ _______
Планирование составлено на основе программы «Изобразительное искусство» Т.Я. Шпикаловой. Л.В.Ершовой.
программа
Учебник Изобразительное искусство. 2класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. / Т,Я. Шпикалова. Л.В.Ершова. - М. : Просвещение, 2012.
название, автор, издательство, год издания
Дополнительная литература
____________________________________________________________________
название, автор, издательство, год издания
- Перечень учебно-методического обеспечения
1. ФГОС начального общего образования.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва. «Просвещение». 2010г.
3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т,Я. Шпикаловой. Л.В.Ершовой. 1-4классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/[Т,Я. Шпикалова. Л.В.Ершова, Г.А.Покровская и др.]; под ред. Т.Я. Шпикаловой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
4. Изобразительное искусство. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / Т,Я. Шпикалова. Л.В.Ершова. - М.: Просвещение, 2012.
5. Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь.
№ п/п | Дата | Тема урока | Элементы содержания | Планируемые результаты |
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11 ч.) | ||||
1 | 5.09 | Лето в произведениях художников. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные. | Основы художественного изображения Лето в произведениях художников | 1. Развить у детей образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и произведений искусства. 2. Создать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных приемов композиции. 3. Развить ассоциативное цветоощущение у детей, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветом художественного изображения. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: в создании своего замысла применять композиционные приемы. |
2 | 12.09 | Осеннее многоцветие земли в произведениях живописцев. Пейзаж: пространство, линия горизонта, цвет. | Основы художественного изображения Полюбуйся многоцветьем земли в произведениях живописцев | 1. Развивать у второклассников осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. 2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных возможностей контраста и гармонии теплых и холодных цветов в их острых сопоставлениях и тонких сочетаниях в произведениях живописцев. 3. В работе с натуры и по памяти развивать у детей ассоциативное цветоощущение, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: применять выразительные возможности приема раздельного мазка, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже. |
3 | 19.09 | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. | Народный орнамент России Подивись палитре и форме сокровищ земли. «Шитый жемчугом, камнями, самоцветами…» | 1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. 2. Способствовать формированию у младших школьников основ эстетической культуры, используя образы музыкально-поэтического и устного фольклора, в которых русский народный костюм — неотъемлемая часть образов сказочных персонажей. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции. На уроке следует обращаться к художественно-дидактическим таблицам — цветовой круг, цветовой контраст (теплые и холодные цвета), — помещенным в учебнике. |
4 | 26.09 | В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | Орнамент в искусстве народов мира Узнай тайну рождения древних сосудов | 1. В эмоционально-игровой форме дать второклассникам представление о связи творчества народного мастера с природой, об общности гончарного искусства мастеров народов мира. 2. Углубить эстетическое восприятие учащимися знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов орнамента в композиции узора, связанного с силуэтом художественного сосуда. К уроку необходимо дополнительно подобрать фотографии или репродукции с изображением керамических сосудов Древней Греции и Дагестана. |
5 | 3.10 | Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, пятно, штрих, светотень. | Основы художественного изображения Узнай, как любуются формой живописцы и графики. Природные и рукотворные формы в натюрморте | 1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, восприятие природы и искусства, а также совершенствовать навыки восприятия языка живописного и графического произведения: цвет, линия, форма, фактура, композиция. 2. Формировать у учащихся умение представить (моделировать), распознать геометрические формы в природных формах и художественных вещах, созданных человеком. 3. Углублять у детей представление о натюрморте, способность видеть красоту предмета и предметного мира. 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки: построение композиции натюрморта из двух-трех предметов и расположение их ближе или дальше. |
6 | 10.10 | Красота родной земли в произведениях графиков. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт. | Основы художественного изображения У., с. 20—21 | 1. Развивать образное мышление у второклассников, а также восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. 2. Углублять у учащихся восприятие языка графики. 3. Формировать у них художественно-графические умения в передаче выразительности графической композиции (линия, штрих, пятно, ритм). |
7 | 17.10 | Осень — пора цветовых контрастов. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст. | Основы художественного изображения Экспериментируй с палитрой осенних цветовых контрастов | 1. Развивать у учащихся цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и картине. 2. Дать второклассникам элементарные представления о цветовом круге (6 цветов) и цветовом контрасте — пары дополнительных цветов. 3. Развивать у детей потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи настроения (праздника). 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: использовать цветовой контраст в тематической композиции как одно из главных выразительных средств. |
8 | 24.10 | Секреты филимоновских узоров. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. | Народный орнамент России В мастерской мастера-игрушечника. Узнай секрет филимоновских узоров | 1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками образа глиняной народной игрушки, помогая им почувствовать своеобразие связей народной пластики с действительностью, неразрывность народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. 2. Развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация). 3. Углублять представление детей о цветовом контрасте в народном искусстве и в живописи. 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции. К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии, репродукции глиняной игрушки (филимоновской и каргопольской). По возможности принести на урок произведения мастеров этих художественных промыслов. |
9 | 31.10 | Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. | Орнамент в искусстве народов мира Узнай, почему цвет красный называют прекрасным | 1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы искусства. 2. Создавать благоприятные условия для эстетического восприятия учащимися красного цвета (в сочетании с другими цветами) в разных видах изображений, в искусстве народов мира. 3. Развивать у детей ассоциативное мышление и воображение, а также понимание символики цвета и представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека, концентрирующем в себе понятия о жизненных силах и мифологических символах в искусстве народов мира. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции, учитывая соотношение их с изображением. |
10 | 14.11 | Оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет. | Основы художественного изображения Необычные превращения красного цвета в живописи У., с. 31—33 | 1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в картине. 2. Познакомить второклассников с цветовым кругом из 12 цветов, выработать у них умение называть все оттенки цветового круга. 3. Развивать у учащихся наблюдательность: видение и различие цвета в изображении с натуры, а также эмоциональную восприимчивость цвета. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов в рисовании натюрморта с натуры. |
11 | 21.11 | Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия. | Основы художественного изображения Узнай, как белый и черный цвета создают образ. Нарисуй с натуры хрустальную или стеклянную вазу. Изобрази любимое домашнее животное | 1. Развивать у учащихся образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. Раскрыть значение белого и черного цветов в природе и искусстве. 2. Формировать у детей умение воспринимать художественную форму изделий из стекла. Показать уникальность творческого процесса создания изделий из стекла и хрусталя. 3. Обращать внимание учащихся на значение таких средств художественной выразительности, как статичная, симметричная композиция в формировании образа вещи из стекла и фарфора. 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки при изображении симметричной формы предметов, а также умения применить пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных. |
В гостях у чародейки – зимы (12 ч.) | ||||
12 | 28.11 | В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок. | Народный орнамент России Узнай секрет рождения синей розы | Дать второклассникам представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, о высоком художественном уровне гжельских изделий на всем протяжении многовековой истории. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Познакомить учащихся с секретом технического приема — гжельского мазка с тенями. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения кистевой росписи, композиционного навыка — сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета. |
13 | 5.12 | Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет. | Основы художественного изображения Чародейка-зима в произведениях художников | 1. Формировать у учащихся способность видеть красоту реальной действительности путем наблюдения природы. 2. Развивать у детей способность наблюдать природу при отсутствии действия, сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими. 3. Создавать условия для эмоционального восприятия и переживания учащимися зимнего пейзажа. 4. Развивать потребность детей в творчестве. 5. Формировать у второклассников художественно-графические умения: рисовать кистью, передавать градации синего цвета, уметь располагать элементы пейзажной композиции. |
14 | 12.12 | Маска, кто ты? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. | Орнамент в искусстве народов мира Маска, ты кто? | 1. Дать учащимся представление о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах. Помочь им ощутить, что это особого рода игры в прятки с человеческой индивидуальностью. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Показать учащимся с помощью линейного рисунка, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче пропорций и выражения лица. |
15 | 19.12 | Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция. | Основы художественного изображения Цвета радуги в новогоднем натюрморте. Экспериментируй: передай цветом радость зимнего праздника | 1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве. 2. Углублять представления второклассников о цветовом круге (12 цветов) и цветовом контрасте, холодных и теплых цветах. 3. Развивать потребность детей в творчестве и эмоциональное восприятие ими цвета как способа передачи настроения (праздника), эмоций. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов при рисовании по представлению и с натуры. |
16 | 26.12 | Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, ритм. | Основы художественного изображения Использование вырезанных храмов, выполненных на уроках художественного труда: силуэты Знакомься с мастерством русских зодчих | 1. Познакомить учащихся с древнерусской архитектурой на примере одноглавого и пятиглавого храмов Владимиро-Суздальской земли и Троице-Сергиевой лавры. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: архитектура, храм (церковь), купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче образа архитектурного сооружения (симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали). |
17 | 16.01 | Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет. | Основы художественного изображения Какого цвета снег | 1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять у них представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа. 2. Развивать у второклассников потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи своего отношения к изображению. 3. Формировать у учащихся художественно-графические умения: составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа (место для неба, снежного покрова, леса, деревьев). |
18 | 23.01 | Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. | Основы художественного изображения Завершение темы предыдущего урока | |
19 | 30.01 | Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца. | Народный орнамент России Узнай об искусстве украшения изразцами русских храмов и печей | 1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры. 2. Развивать воображение учащихся на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации). 3. Развивать у детей цветовое ви́дение. Углублять их представление о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец). 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции. |
20 | 6.02 | Изразцовая русская печь. Сюжетная композиция по мотивам народных сказок. | Народный орнамент России Послушай, о чем может рассказать русская печь | 1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, под, устье, шесток. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции. |
21 | 13.02 | Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей – защитников земли Русской в искусстве. | Основы художественного изображения Доблестные воины в работах народных мастеров и художников | 1. В художественных образах постараться раскрыть красоту воинской доблести защитников Древней Руси. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: кольчуга, шлем, меч, копье, щит, палица, лук. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способность передать в рисунке формы, пропорции, общее строение предмета |
22 | 20.02 | Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация. | Народный орнамент России Узнай, как передать радость и веселье в произведении искусства | Ввести детей в мир яркого народного праздника — Масленицы. Раскрыть красоту, гармонию, поэтичность обрядового действа, отраженные в произведениях искусства и песенном фольклоре. 2. Углубить представление второклассников о знаках-символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор — одного из центральных событий масленичных гуляний. 3. Развивать потребность детей в творчестве. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способы изображения ритма, соотношения элементов узора и сочетания декоративной композиции с формой украшаемого предмета. |
23 | 27.02 | Натюрморты из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости. | Основы художественного изображения Полюбуйся натюрмортами из предметов старинного быта | Познакомить второклассников с художественным обликом домашней утвари, которая на протяжении многих веков была неотъемлемой частью целого мира для крестьянина (У., с. 85—87). 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: братина, ендова, скобкарь, горшок, корчага, крынка, чаша. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в изображении соотношения частей предметов симметричной формы, в расположении предметов на плоскости (ближе — дальше). К уроку дополнительно необходима подборка фотографий, репродукций с традиционной домашней утварью из музейных коллекций. |
Весна – весна! Что ты нам принесла? (11 ч.) | ||||
24 | 6.03 | «А сама-то величава, выступает будто пава...».. Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация. | Народный орнамент России «А сама-то величава, выступает, будто пава…». Волшебный мир русского народного костюма | 1. Ввести учащихся в красочный мир народного костюмы на примере северорусского сарафанного комплекса. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: сарафан, рубаха, душегрея, головной девичий убор — венец, коршуна. 4. Формировать у второклассников художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и импровизацию |
25 | 13.03 | Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки. | Основы художественного изображения Сказки А. С. Пушкина в произведениях художников Палеха | 1. Создать педагогические условия для эмоционально-эстетического восприятия учащимися того, как мастера лаковой миниатюры творят палехскую сказку под воздействием поэтического мира Пушкина. 2. Обратить внимание второклассников на сказочно-условный характер живописной изобразительности палехской миниатюры; соединение разновременных действий, многосюжетность живописного повествования, декоративность. 3. Развивать потребность детей в творчестве. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: с помощью цвета, соотношения главных частей композиции создать образ сказочного героя из «Сказки о царе Салтане». |
26 | 20.03 | Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. | Основы художественного изображения Черный не только цвет печали | 1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа начала весны, для сопоставления его со своими собственными наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах ранней весны в пейзаже (цвет, оттенки, роль черного цвета, смешанного с другими цветами). 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче красок ранней весны. |
27 | 3.04 | Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение. | Основы художественного изображения Космические фантазии | 1. Дать второклассникам представление о множественности приемов изображения художественными средствами природных стихий (земля, вода, огонь, воздух). 2. Расширить словарный запас учащихся: планета, полет космический, космос, вселенная, Солнечная система, атмосфера. 3. Создать условия, активизирующие творческое воображение детей. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: свободный выбор приема для передачи космического пейзажа. |
28 | 10.04 | Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия. | Основы художественного изображения Весна разноцветная | 1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа расцветающей весенней природы в искусстве, для сопоставления его с их наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах поздней весны (яркие, чистые цвета неба, зелени травы и деревьев, цветов) в произведениях художников. 2. Развивать потребность детей в творчестве. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в технике монотипии. |
29 | 17.04 | Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная росписи: повтор и импровизации. | Народный орнамент России Тарарушки-тарарушки — очень славные игрушки | 1. Развивать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие произведений народных мастеров из с. Полховский Майдан, умение видеть связь декоративного образа с природой. 2. Развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор и вариации по мотивам полхов-майдановской росписи. 3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, цветового контраста, связи узора с украшаемым предметом. |
30 | 24.04 | Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. | Народный орнамент России Гостинец с весенней ярмарки — печатный пряник | 1. Познакомить второклассников с искусством мастеров-резчиков пряничных досок. 2. Расширять представление учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитывать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям. 3. Развивать у детей потребность в творчестве. 4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т. п.) в технике графического рисунка для пряничной доски. |
31 | 8.05 | Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. | Основы художественного изображения Русское поле. Образ доблестного воина в скульптуре | Дать учащимся первоначальное понятие о скульптуре как объемном изображении. 2. Показать второклассникам выразительные возможности скульптурной формы, роль скульптурного материала в раскрытии замысла художника. 3. Ввести в активный словарь учащихся термины: скульптура, памятник, рельеф, горельеф. 4. Развивать у детей потребность в творчестве. 5. Формировать у второклассников художественно-графические навыки в передаче выразительного силуэта для рельефной плиточки. Учитывая, что скульптура — искусство изображения в объеме, желательно использовать возможности экскурсии в местный музей, экскурсии по городу или селу (если есть памятник). Во время экскурсии обращаем внимание на объемность, монументальность, идею скульптуры, на ее роль в пространственной среде. |
32 | 15.05 | Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму. | Основы художественного изображения Братья наши меньшие |
3. Развивать у детей потребность в творчестве. 4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки в передаче выразительного силуэта животного |
33 | 22.05 | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | Орнамент в искусстве народов мира на полосе: гуашь, акварель, фломастеры Цветут цветы в орнаменте народов мира | 1. Познакомить детей с образцами растительного орнамента народов мира (Турция, Индия, Египет, Иран, Китай, Франция). 2. Обратить внимание учащихся на богатство и разнообразие выразительных средств (пятно, силуэт, линия, ритм, цвет), позволяющих мастерам создавать множество вариантов композиции даже одного мотива (мотивы: «перец», «лотос», «древо жизни»). 3. Закрепить у второклассников художественно-графические навыки в исполнении декоративной композиции. |
34 | 29.05 | Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит. | Народный орнамент России Всякому молодцу ремесло к лицу | Подвести итоги творчества детей во 2 классе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данн...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 3 класс Савенкова УМК «Начальная школа XXI века»
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс программа «Гармония».
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс программа «Гармония»....