Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Колпакова Наталья Викторовна

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса по УМК "Перспктива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_izo_2kl.docx89.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено и принято»

«Согласовано»

«Утверждаю»

Руководитель МО

______/Колпакова Н.В.  /

                     ФИО

Протокол  № 1 от

«27» августа 2014г.

Заместитель директора по УМР МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ»

______  / Морозова Л.А./

                     ФИО

«___»___________ 2014г.

Директор МБОУ МО Плавский район

«Молочно-Дворская СОШ»

______  / Дроздов С.С. /

                     ФИО

Приказ  № ____ от

«___» сентября 2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

__Колпаковой  Натальи Викторовны, I квалификационная категория__

Ф.И.О., категория

по ___________изобразительному искусству во 2 классе________________

предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  № 1

от «29» августа  2014г.

2014 - 2015 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. МОНРФ Приказ №373 от 06.10.2009 г «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» М. «Просвещение» 2011 г
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год: Приказ Министерства образования и науки №2885 от 27 декабря 2011г«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
  • Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях Часть 1 5-е издание, переработанное, М. «Просвещение» 2011
  • Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013учебный год
  • Российская академия наук Российская академия образования «Комплект «Перспектива» для начальной школы» М. «Просвещение» 2008 г

 

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫСОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.

Цели и задачи обучения.

Цели курса:

_ воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

_ развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

_ развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобрази-

тельного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

_ совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

_ развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

_ освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

_ овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

МЕСТО  ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане на изучение изобразительного искусства во втором  классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего — 34 ч.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и  ;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при-

знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, мо-

розные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

      Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в          пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы.

      Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление       о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА.О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и

зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,

К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление

о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных

народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании/ Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и

природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающие состояния цветовой палитры в пейзажах золотой осени, разноцветной весны, солнечного лета, белоснежной зимы; наблюдение цветовых переливов в драгоценных камнях, яркости цвета в народных игрушках; ощущение теплоты цвета глины и изделий из нее; познание тайны цветов спектра.

Расширение знаний:

о цвете как о главном выразительном средстве живописи, декоративной композиции. Эмоциональная характеристика цвета. Знакомство с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Приемы превращения основных цветов (синий, красный, желтый) в многоцветную мозаику (цветовой круг). Приемы создания нюансных и контрастных цветовых сочетаний в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов, с правилами смешения цветов (добавление белой или черной краски к основным цветам). Приемы работы раздельным удлиненным мазком. Знакомство с техникой монотипии; о графических средствах выразительности (линия, контур, штрихи, кривые и ломаные линии, пятно, силуэт), об их использовании в рисовании с натуры, по представлению (натюрморт, цветы, животные, орнамент и т. д.). Приемы работы графическими материалами: черным по белому и белым по черному (простой карандаш, черная и белая гуашь, тушь, перо). Способы передачи в рисунке формы, пропорций, конструкции предмета.

 Расширение эстетических представлений:

о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выделение главного в композиции (с помощью размеров, расположения на листе, цвета). Передача пространства (соотношение ближних и дальних предметов, их расположение в рисунке: ближе — ниже, дальше — выше). Передача смысловой связи между субъектами композиции;

о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиции). Средства декоративной композиции: условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм, условность цвета. Создание декоративных образов на основе переработки природных форм, использование приема уподобления в аппликации, народной росписи.

 Опыт художественно-творческой деятельности в изображении с натуры, по памяти и представлению в описании:

природы живописными и графическими средствами. Передача состояния природы в разное время года и суток (зимний день утром или вечером, солнечный или пасмурный день, мороз или оттепель и т. д.). Выявление эмоциональной роли цвета в передаче определенного состояния природы, в цветовом строе предметного мира: красного (прекрасного), зеленого (муравленого), синего (гжельского), черного и белого. Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен. Экспериментирование с цветовой палитрой (как направление мазка выявляет форму предмета, превращение раздельных удлиненных мазков в изображения старого дерева, солнечных лучей и т. д.; получение разных оттенков одного цвета — красный, малиновый, розовый; растяжение цвета — не однотонный гжельский мазок синего кобальта и т. д.). Чтение композиционных схем пейзажа, сопоставление их с произведениями известных живописцев. Выбор вариантов построения пейзажа и выполнение собственных композиций («Краски родной земли», «Чародейкою зимою...», «Какого цвета снег», «Весна разноцветная»). Выполнение зарисовок по представлению архитектурных построек с передачей красоты пропорций, ритма конструктивных элементов («Русь белокаменная»);

натюрморта из природных и рукотворных форм. Приемы построения отдельных объектов и группы симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров. Передача в рисунке живописными материалами разнообразия форм, размеров, окраски плодов, овощей («Натюрморт на праздничном столе» — на основе контрастных цветов). Графическими средствами выявление многообразия форм, силуэтов бытовой утвари («Сосуды» — рисование по представлению приемом замкнутого контура, «Тайны черного и белого» — рисование хрустальной вазы белой линией по черному фону). Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта («Золотым рукам цены нет») — графические или живописные материалы на выбор;

человека, животных. Выполнение набросков с натуры и представлению фигуры человека в движении. Использование их в составлении сюжетно-тематических композиций. Создание образов сказочных героев в народных костюмах («Красна девица и добрый молодец»). Разработка эскиза новогодней маски с последующим изготовлением на уроках художественного труда. Изображение домашних животных с передачей характерных особенностей формы, шерсти, движения (черной линией с белой оживкой, с использованием графических разделок разной конфигурации — завитки, штрихи, точки и т. д.);

в станковой и декоративной композициях (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выполнение композиций с использованием вариантов композиционных схем («Мой отдых летом», «Зимние забавы», «Русское поле»). Выполнение композиции «Печь-помощница» (эпизод из народной сказки), иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина с передачей смысловой связи между персонажами. Составление декоративных композиций с передачей яркости, звучности цвета в соответствии с замыслом («Увидал грача — весну встречай», «Космические фантазии»).

ОСНОВЫ  НАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА

Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного искусства. Оптимизм, мажорность, привлекательность образов народного творчества. Связь произведений народного творчества с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями, с яркими событиями народного календаря (на примере керамики Древней Греции, Балхар, Гжели, изразцов, филимоновской игрушки, произведений народных мастеров Городца и Полховского Майдана).

Формирование представлений о символике народного орнамента. Отражение родной природы в орнаментах вышивки, росписи по дереву, керамики. Образы-символы в орнаментальном искусстве: символы плодородия, благопожелания, природных стихий; обереги. Закономерности построения орнамента на замкнутой поверхности (круг, квадрат), ленточного орнамента («меандр», «пальметта», «лотос», «перец»). Знакомство со схемами ритмического построения орнамента (на примере орнаментов балхарской и древнегреческой керамики, русской народной вышивки). Выявление роли красного цвета в народном искусстве.

Опыт художественно-творческой деятельности:

упражнения по освоению приемов выполнения орнаментов на основе повтора и вариаций (зарисовки символов традиционных орнаментов — птицы-павы, матери сырой земли, засеянного поля); в процессе самостоятельного выполнения росписей по мотивам традиционных народных орнаментов на основе вариаций и импровизаций (роспись балхарских, древнегреческих керамических сосудов, роспись саночек для катания на Масленицу, составление орнамента для муравленого изразца, составление эскиза резной доски для печатного пряника); на воинских доспехах (шлем, кольчуга, щит, меч). Изображение воинов в полном боевом снаряжении, на боевых конях (на примере орнаментального украшения воинских доспехов в лаковой миниатюре Палеха);

ознакомление с филимоновской глиняной игрушкой. Особенности формы, пропорций (удлиненность, стройность). Своеобразие росписи: цветовая палитра (красный, желтый, зеленый); символичность элементов орнамента (знаки солнца, древо жизни, земли); геометрический характер начертания элементов (линии, круги, квадраты, елочки). Приемы выполнения орнаментальных элементов кистью. Упражнения на повтор филимоновских узоров. Составление композиции «Хозяйство деда Филимона» (на основе вариаций и импровизаций);

ознакомление с полхово-майданской деревянной игрушкой. Разнообразие и специфика точеных форм. Цветовой строй росписи — яркость, контрастность чистого цвета (желтый, розовый, алый, красный, голубой, зеленый, фиолетовый), наводка черным цветом. Упражнения на освоение последовательности и приемов выполнения орнаментальных мотивов (большой цветок роза, листок, ягоды и яблочки на ветке). Рисование полхово-майданской игрушки по выбору и ее роспись. На уроках труда изготовление игрушки по мотивам работ полхово-майданских мастеров;

ознакомление с искусством гжельской керамики. Необычность форм, названий сосудов (квасник, кумган с прилепами, налепами, фигурными растительными и животными элементами). Своеобразие одноцветной синей росписи (мазок с растяжением, мазок с тенями). Приемы кистевого письма (примакивание, живописный мазок). Выполнение упражнений на повтор элементов гжельской росписи (точки, капельки, сеточка, трехлопастный листок, усики и т. д.). Украшение узором силуэтов и моделей гжельских сосудов, изготовленных на уроках труда (на основе вариаций и импровизаций);

ознакомление с народным костюмом. Продолжение знакомства с основными элементами женского и мужского костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор — корона, венец, кокошник). Традиции украшения головного убора драгоценными камнями («Самоцветы земли и мастеров-ювелиров»), бисером, а рубахи, сарафана — вышивкой. Изображение женской и мужской фигуры в народном костюме («Красна девица и добрый молодец»).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.

в I четверти:

      произведения профессионального искусства: А. Дейнека. Клубника. На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обезово (фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д. Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус. Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом;

     

 произведения народного искусства: И. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения — бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхар), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки; расписные изделия мастеров Хохломы; инкрустированные соломкой шкатулки и пластины кировских и белорусских мастеров; народная керамическая посуда; традиционные ветряки.

во II четверти:

      произведения профессионального искусства: К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный. Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»; А. Житнева. Белый Бим Черное Ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. XIX в.;

     

 произведения народного искусства: вологодское кружево; Т. Беспалова. Родительский дом. Панно «Городец»; изделия гжельских мастеров — А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира — Япония, Монголия, Северная Америка; народные тканые коврики; половички различных регионов России; щепные птицы мастера А. И. Петухова.

в III четверти:

      произведения профессионального искусства: А. Косоков. Церковь Покрова на Нерли; И. Сандырев. А. Рублев; К. Юон. Купола и ласточки; Т. Маврина. Юрьев-Польский; Н. Рерих. Звенигород; А. Остроумова-Лебедева. Зимний день; Н. Ромадин. Ночная тоска; А. Рылов. Трактор на лесных просторах; В. Гаврилов. Солнечный денек; А. Куинджи. Солнечные пятна на инее; Закат в лесу; И. Шишкин. На севере диком...; Т. Маврина. Чесноково; А. Дейнека. Лыжники; А. Дейнека. Коньки; В. Васнецов. Богатыри; В. Васнецов. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве»; Б. Кустодиев. Масленица; Б. Стожаров. Братина и чеснок; В. Шумилов. Натюрморт с клюквой; К. Юон. Конец зимы;

      

произведения народного искусства: старинные муравленые изразцы; А. Куландин. Александр Невский. Панно. Финифть; Т. Рукина. Ледовое побоище на Чудском озере. Городец; Т. Рукина. Три богатыря в дозоре. Городец; И. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде; А. Котухина. Березка. Пластина. Палех; И. Зубков. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех; Д. Буторин. У Лукоморья. Палех; А. Котухин. Сказка о царе Салтане... Палех; Н. Голиков. Добрыня. Палех; В. Миронов. Песни России. Палех; М. Грузинский. Катание на тройках. Федоскино; А. Тихов. Масленица. Плашка. Финифть; старинные расписные саночки. Архангельская область; традиционные лоскутные изделия с орнаментом из квадратов, треугольников; традиционные украшения из бересты.

в IV четверти:

      произведения профессионального искусства: И. Эльконин. Из серии «Стекло»; неизвестный художник. Портрет мальчика; И. Левитан. После дождя; А. Саврасов. Грачи прилетели; Н. Ромадин. Млечный путь; Е. Николаева. Бисер. Рисунок на ситец; К. Юон. Новая планета; К. Юон. Солнечный весенний денек; Е. Зверьков. Последний снег; Е. Зверьков. Голубой апрель; Т. Маврина. Весна на Истре; Н. Ромадин. Розовая весна; В. Бакшеев. Голубая весна; А. Васнецов. Новгородский торг; Б. Кустодиев. Ярмарка; К. Петров-Водкин. Фантазия; Г. Захаров. Ферапонтово; М. Кагаров. Текстильщицы;

      

произведения народного искусства: игрушки и расписные пасхальные яйца Полховского Майдана; городецкие пряничные доски; М. Примаченко. Корова; декоративный фарфор. Китай; ваза. Индокитай; Набойная мастерская. Миниатюра. Палех.

V. Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 2 класс

      В результате изучения изобразительного искусства и овладения навыками художественного труда ученик должен знать/понимать:

      • особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
      • цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

      • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;

      • особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балхарской, гжельской керамики, филимоновской, полхово-майданской игрушки;

      • способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
      • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного

образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
      • о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;

      • о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;

      • правила безопасности при работе ручными инструментами;

      • значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение;

      • условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;

      • основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);

      • правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;

      уметь:
      • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

      • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

      • верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

      • правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);
      • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

      • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;

      • пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;

      • использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);

      • лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;

      • решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;

      в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:

      • эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

      • собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

      • нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;

      • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.

IV. Календарно - тематическое планирование

по   изобразительному  искусству

                 предмет

Классы 2

Учитель   Колпакова Н.В.

Количество часов

Всего 34 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков ______, зачетов _____, тестов ______ ч.;

Административных контрольных работ         _______

Планирование составлено на основе программы «Изобразительное искусство» Т.Я. Шпикаловой. Л.В.Ершовой.

программа

Учебник    Изобразительное искусство. 2класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. / Т,Я. Шпикалова. Л.В.Ершова. -  М. : Просвещение, 2012.

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

____________________________________________________________________

название, автор, издательство, год издания

  1.  Перечень учебно-методического обеспечения

  1. ФГОС начального общего образования.

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.   Начальная школа. Москва. «Просвещение». 2010г.

  3. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т,Я. Шпикаловой. Л.В.Ершовой. 1-4классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/[Т,Я. Шпикалова. Л.В.Ершова, Г.А.Покровская и др.]; под ред. Т.Я. Шпикаловой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

  4. Изобразительное искусство. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. / Т,Я.      Шпикалова. Л.В.Ершова. -  М.: Просвещение, 2012.

  5. Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь.



№ п/п

Дата

Тема урока  

Элементы содержания

Планируемые результаты

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11 ч.)

1

5.09

Лето в произведениях художников. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти:
акварель, гуашь, кисти

Лето в произведениях художников
У., с. 6—8
Нарисуй композицию «Мой отдых летом»
Т., с. 4—5

1. Развить у детей образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и произведений искусства.

2. Создать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных приемов композиции.

3. Развить ассоциативное цветоощущение у детей, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветом художественного изображения.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: в создании своего замысла применять композиционные приемы.

2

12.09

Осеннее многоцветие земли в произведениях живописцев. Пейзаж: пространство, линия горизонта, цвет.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры и по памяти:
акварель, кисти

Полюбуйся многоцветьем земли в произведениях живописцев
У., с. 9 — 13
Нарисуй, какой ты видишь
землю своего города, села, поселка осенью
Т., с. 6—7

1. Развивать у второклассников осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства.

2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных возможностей контраста и гармонии теплых и холодных цветов в их острых сопоставлениях и тонких сочетаниях в произведениях живописцев.

3. В работе с натуры и по памяти развивать у детей ассоциативное цветоощущение, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: применять выразительные возможности приема раздельного мазка, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже.

3

19.09

Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы.

Народный орнамент России
Декоративная композиция по мотивам узоров народных головных уборов:
акварель, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Подивись палитре и форме сокровищ земли. «Шитый жемчугом, камнями, самоцветами…»
У., с. 14—15
Укрась женские праздничные головные уборы драгоценными самоцветами
Т., с. 8—9

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства.

2. Способствовать формированию у младших школьников основ эстетической культуры, используя образы музыкально-поэтического и устного фольклора, в которых русский народный костюм  —  неотъемлемая часть образов сказочных персонажей.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции.

На уроке следует обращаться к художественно-дидактическим таблицам  —  цветовой круг, цветовой контраст (теплые и холодные цвета),  —  помещенным в учебнике.

4

26.09

В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.

Орнамент в искусстве народов мира
Декоративная композиция по мотивам росписи балхарской и греческой керамики:
гуашь, кисти
Подготовка к урокам художественного труда.

Узнай тайну рождения древних сосудов
У., с. 16—17
Повтори белой гуашью узоры балхарских мастеров. Нанеси узоры на кувшин для воды. Распиши силуэт вазы по мотивам греческого орнамента
Т., с. 10—11

1. В эмоционально-игровой форме дать второклассникам представление о связи творчества народного мастера с природой, об общности гончарного искусства мастеров народов мира.

2. Углубить эстетическое восприятие учащимися знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов орнамента в композиции узора, связанного с силуэтом художественного сосуда.

К уроку необходимо дополнительно подобрать фотографии или репродукции с изображением керамических сосудов Древней Греции и Дагестана.

5

3.10

Природные и рукотворные формы в натюрморте.  Натюрморт: композиция, пятно, штрих, светотень.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры натюрморта:
простой или цветные карандаши, фломастеры, тушь, акварель, гуашь, кисти (по выбору)

Узнай, как любуются формой живописцы и графики. Природные и рукотворные формы в натюрморте
У., с. 18—19
Составь натюрморт из понравившихся сосудов
Т., с. 12
Нарисуй с натуры натюрморт из двух или трех предметов
Т., с. 13

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, восприятие природы и искусства, а также совершенствовать навыки восприятия языка живописного и графического произведения: цвет, линия, форма, фактура, композиция.

2. Формировать у учащихся умение представить (моделировать), распознать геометрические формы в природных формах и художественных вещах, созданных человеком.

3. Углублять у детей представление о натюрморте, способность видеть красоту предмета и предметного мира.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки: построение композиции натюрморта из двух-трех предметов и расположение их ближе или дальше.

6

10.10

Красота родной

земли в произведениях графиков. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры:
карандаш, тушь, перо, фломастер (по выбору)

У., с. 20—21
Упражнение-эксперимент
с графическими материалами
Т., с. 14
Нарисуй с натуры крупные цветы
с листьями
Т., с. 15

1. Развивать образное мышление у второклассников, а также восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

2. Углублять у учащихся восприятие языка графики.

3. Формировать у них художественно-графические умения в передаче выразительности графической композиции (линия, штрих, пятно, ритм).

7

17.10

Осень — пора цветовых контрастов. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению:
акварель, гуашь, кисти, мозаика из цветной бумаги, ножницы, клей

Экспериментируй с палитрой осенних цветовых контрастов
У., с. 22—25
Рисование праздничного стола
с красивыми фруктами и овощами контрастных цветов
Т., с. 16—17

1. Развивать у учащихся цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и картине.

2. Дать второклассникам элементарные представления о цветовом круге (6 цветов) и цветовом контрасте  —  пары дополнительных цветов.

3. Развивать у детей потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи настроения (праздника).

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: использовать цветовой контраст в тематической композиции как одно из главных выразительных средств.

8

24.10

Секреты филимоновских узоров. Декоративная композиция с вариациями  филимоновских узоров.

Народный орнамент России
Повтор и импровизация по мотивам филимоновской игрушки. Декоративная композиция «Хозяйство деда Филимона»:
гуашь, акварель, кисти, небольшие листы в форме прямоугольника, круга, квадрата, клей, ножницы
Подготовка к урокам художественного труда

В мастерской мастера-игрушечника. Узнай секрет филимоновских узоров
У., с. 26—27
Повтори за мастером элементы филимоновских узоров
Т., с. 18
Сочини декоративную композицию «Хозяйство деда Филимона»
Т., с. 19

1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками образа глиняной народной игрушки, помогая им почувствовать своеобразие связей народной пластики с действительностью, неразрывность народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

2. Развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

3. Углублять представление детей о цветовом контрасте в народном искусстве и в живописи.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии, репродукции глиняной игрушки (филимоновской и каргопольской). По возможности принести на урок произведения мастеров этих художественных промыслов.

9

31.10

Красный цвет в природе и искусстве.  Декоративная композиция с вариациями знаков-символов.

Орнамент в искусстве народов мира
Декоративная композиция:
цветные карандаши, фломастеры
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай, почему цвет красный называют прекрасным
У., с. 28—30
Повтори за мастером знаки-символы природных стихий
Т., с. 20
Считая клеточки, нарисуй красную птицу-паву
Т., с. 21

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы искусства.

2. Создавать благоприятные условия для эстетического восприятия учащимися красного цвета (в сочетании с другими цветами) в разных видах изображений, в искусстве народов мира.

3. Развивать у детей ассоциативное мышление и воображение, а также понимание символики цвета и представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека, концентрирующем в себе понятия о жизненных силах и мифологических символах в искусстве народов мира.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции, учитывая соотношение их с изображением.

10

14.11

Оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры
Рисование по памяти:
белая гуашь, мелок или пастель, черная гуашь, тушь, перо, кисти

Необычные превращения красного цвета в живописи

У., с. 31—33
Экспериментируй: найди оттенки красного цвета в декоративном натюрморте
Т., с. 22
Нарисуй красивый натюрморт с натуры
Т., с. 23

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в картине.

2. Познакомить второклассников с цветовым кругом из 12 цветов, выработать у них умение называть все оттенки цветового круга.

3. Развивать у учащихся наблюдательность: видение и различие цвета в изображении с натуры, а также эмоциональную восприимчивость цвета.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов в рисовании натюрморта с натуры.

11

21.11

Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти:
белая гуашь, мелок или пастель, черная гуашь, тушь, перо, кисть

Узнай, как белый и черный цвета создают образ. Нарисуй с натуры хрустальную или стеклянную вазу. Изобрази любимое домашнее животное

1. Развивать у учащихся образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. Раскрыть значение белого и черного цветов в природе и искусстве.

2. Формировать у детей умение воспринимать художественную форму изделий из стекла. Показать уникальность творческого процесса создания изделий из стекла и хрусталя.

3. Обращать внимание учащихся на значение таких средств художественной выразительности, как статичная, симметричная композиция в формировании образа вещи из стекла и фарфора.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки при изображении симметричной формы предметов, а также умения применить пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных.

В гостях у чародейки – зимы (12 ч.)

12

28.11

В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок.

Народный орнамент России
Повтор и вариации по мотивам гжельской росписи:
синяя гуашь, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай секрет рождения синей розы
У., с. 40—43
Повтори за мастером волшебный гжельский мазок
Т., с. 26
Укрась гжельский чайник и сахарницу
Т., с. 27

Дать второклассникам представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, о высоком художественном уровне гжельских изделий на всем протяжении многовековой истории.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Познакомить учащихся с секретом технического приема — гжельского мазка с тенями.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения кистевой росписи, композиционного навыка — сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета.

13

5.12

Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти. Рисование по представлению:
синяя гуашь, кисти

Чародейка-зима в произведениях художников
У., с. 44
Повтори за мастером силуэты заснеженных деревьев и кустов. Нарисуй свои варианты композиционных схем зимнего пейзажа
Т., с. 28
Нарисуй картину зимнего леса
Т., с. 29

1. Формировать у учащихся способность видеть красоту реальной действительности путем наблюдения природы.

2. Развивать у детей способность наблюдать природу при отсутствии действия, сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими.

3. Создавать условия для эмоционального восприятия и переживания учащимися зимнего пейзажа.

4. Развивать потребность детей в творчестве.

5. Формировать у второклассников художественно-графические умения: рисовать кистью, передавать градации синего цвета, уметь располагать элементы пейзажной композиции.

14

12.12

Маска, кто ты? Учись видеть разные выражения лица.  Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски.

Орнамент в искусстве народов мира
Декоративная композиция:
карандаши простые и цветные, фломастеры, гуашь, акварель
Подготовка к урокам художественного труда:
цветные лоскутки, фольга, фантики, кусочки цветной бумаги, ножницы, клей

Маска, ты кто?
У., с. 47—49
Учись видеть и рисовать разные выражения лица (схематические наброски). Заверши роспись масок
Т., с. 30
Нарисуй веселую маску для новогоднего представления
Т., с. 31

1. Дать учащимся представление о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах. Помочь им ощутить, что это особого рода игры в прятки с человеческой индивидуальностью.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Показать учащимся с помощью линейного рисунка, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче пропорций и выражения лица.

15

19.12

Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению. Рисование с натуры:
акварель, гуашь, кисти, цветные мелки или пастель

Цвета радуги в новогоднем натюрморте. Экспериментируй: передай цветом радость зимнего праздника
У., с. 50—52
Заверши в цвете новогодний натюрморт
Т., с. 31
Рисуя с натуры, заполни лист новогодними цветными шарами
Т., с. 33

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве.

2. Углублять представления второклассников о цветовом круге (12 цветов) и цветовом контрасте, холодных и теплых цветах.

3. Развивать потребность детей в творчестве и эмоциональное восприятие ими цвета как способа передачи настроения (праздника), эмоций.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов при рисовании по представлению и с натуры.

16

26.12

Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, ритм.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению:
фломастеры, гуашь, акварель, кисти.

Использование вырезанных храмов, выполненных на уроках художественного труда: силуэты

Знакомься с мастерством русских зодчих
У., с. 53—56
Учись читать композиционные схемы храмов на Руси
У., с. 56
Нарисуй белокаменный храм, подивись стройности и красоте его пропорций
Т., с. 35

1. Познакомить учащихся с древнерусской архитектурой на примере одноглавого и пятиглавого храмов Владимиро-Суздальской земли и Троице-Сергиевой лавры.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: архитектура, храм (церковь), купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче образа архитектурного сооружения (симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали).

17

16.01

Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти. Рисование по представлению:
акварель, белая гуашь, кисти

Какого цвета снег
Зимние пейзажи в произведениях художников
У., с. 58—61
Экспериментируй: измени яркий цвет белилами
Т., с. 36
Нарисуй зиму такой, какой она тебе больше нравится
Т., с. 37

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять у них представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа.

2. Развивать у второклассников потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи своего отношения к изображению.

3. Формировать у учащихся художественно-графические умения: составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа (место для неба, снежного покрова, леса, деревьев).

18

23.01

Зимняя прогулка.  Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти. Рисование по представлению:
аппликативный материал

Завершение темы предыдущего урока
У., с. 62—63
Рисование схематических фигурок в движении
Изобрази в зимней картине фигурки ребят
Т., с. 36—37

19

30.01

Русский изразец в архитектуре.  Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского  изразца.

Народный орнамент России
Декоративная композиция по мотивам русских изразцов:
акварель, белая гуашь, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай об искусстве украшения изразцами русских храмов и печей
У., с. 64—67
Заверши старинный изразец
Т., с. 38
Нарисуй муравленый изразец с понравившимся тебе сюжетом или орнаментом
Т., с. 39
А. 1. Приложение
У., с. 66—67

1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры.

2. Развивать воображение учащихся на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизации).

3. Развивать у детей цветовое ви́дение. Углублять их представление о сочетании сближенных цветов на примере возможностей получения оттенков зеленого (муравленый изразец).

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

20

6.02

Изразцовая русская печь.  Сюжетная композиция по мотивам народных сказок.

Народный орнамент России
Декоративная композиция по мотивам русских изразцов:
фломастер, цветные карандаши, цветные мелки, акварель или гуашь, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Послушай, о чем может рассказать русская печь
У., с. 68—71
Закончи «облицовку» печи изразцами
Т., с. 42
Нарисуй эпизод сказки, в котором печь была бы одним из героев
Т., с. 40—41
У., с. 70—71

1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянина, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространстве избы.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: опечье, печурка, под, устье, шесток.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, соотношения элементов декоративной композиции.

21

13.02

Русское поле. Воины-богатыри.  Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей – защитников земли Русской в искусстве.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению:
карандаш, фломастеры, тушь, перо, черная акварель, кисти, аппликационный материал для схематического изображения человека

Доблестные воины в работах народных мастеров и художников
У., с. 72—75
Дорисуй композицию «Русское поле». Изобрази воинов, выступивших в поход на боевых конях защищать Русь. Рассмотри изображение воинских доспехов
Т., с. 45, У., с. 75

1. В художественных образах постараться раскрыть красоту воинской доблести защитников Древней Руси.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: кольчуга, шлем, меч, копье, щит, палица, лук.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способность передать в рисунке формы, пропорции, общее строение предмета

22

20.02

Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация.

Народный орнамент России
Декоративная композиция (украшение деревянных саночек):
гуашь, акварель, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Узнай, как передать радость и веселье в произведении искусства
У., с. 82—84
Укрась праздничные саночки по мотивам народных узоров
Т., с. 46

Ввести детей в мир яркого народного праздника — Масленицы. Раскрыть красоту, гармонию, поэтичность обрядового действа, отраженные в произведениях искусства и песенном фольклоре.

2. Углубить представление второклассников о знаках-символах солнца в украшении праздничных саночек для катания с гор — одного из центральных событий масленичных гуляний.

3. Развивать потребность детей в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: способы изображения ритма, соотношения элементов узора и сочетания декоративной композиции с формой украшаемого предмета.

23

27.02

Натюрморты из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры:
гуашь, акварель, кисти, пастель, тушь, перо, фломастеры; предметы натурной постановки
Подготовка к урокам художественного труда

Полюбуйся натюрмортами из предметов старинного быта
У., с. 85—87
Нарисуй с натуры натюрморт с предметом старинного русского быта
Т., с. 47

 Познакомить второклассников с художественным обликом домашней утвари, которая на протяжении многих веков была неотъемлемой частью целого мира для крестьянина (У., с. 85—87).

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: братина, ендова, скобкарь, горшок, корчага, крынка, чаша.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в изображении соотношения частей предметов симметричной формы, в расположении предметов на плоскости (ближе — дальше).

К уроку дополнительно необходима подборка фотографий, репродукций с традиционной домашней утварью из музейных коллекций.

Весна – весна! Что ты нам принесла? (11 ч.)

24

6.03

«А сама-то величава, выступает будто пава...».. Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация.

Народный орнамент России
Декоративная композиция по мотивам декора народного костюма:
акварель, гуашь, кисти, карандаш. Подготовка к урокам художественного труда

«А сама-то величава, выступает, будто пава…». Волшебный мир русского народного костюма
У., с. 76—77
Нарисуй костюм красной девицы и костюм доброго молодца
Т., с. 44

1. Ввести учащихся в красочный мир народного костюмы на примере северорусского сарафанного комплекса.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: сарафан, рубаха, душегрея, головной девичий убор — венец, коршуна.

4. Формировать у второклассников художественно-графические приемы рисования по мотивам декора народного костюма при решении задач на вариацию и импровизацию

25

13.03

Чудо палехской  сказки.  Сюжетная композиция:   импровизация на тему литературной сказки.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению:
гуашь, акварель, кисти, цветные мелки

Сказки А. С. Пушкина в произведениях художников Палеха
У., с. 78—80
Нарисуй свою иллюстрацию (героев) к «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина
Т., с. 45

1. Создать педагогические условия для эмоционально-эстетического восприятия учащимися того, как мастера лаковой миниатюры творят палехскую сказку под воздействием поэтического мира Пушкина.

2. Обратить внимание второклассников на сказочно-условный характер живописной изобразительности палехской миниатюры; соединение разновременных действий, многосюжетность живописного повествования, декоративность.

3. Развивать потребность детей в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: с помощью цвета, соотношения главных частей композиции создать образ сказочного героя из «Сказки о царе Салтане».

26

20.03

Цвет и настроение в искусстве.  Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа.

Основы художественного изображения
Рисование с натуры или по памяти, по представлению:
гуашь, акварель, пастель

Черный не только цвет печали
У., с. 88—90
Т., с. 48
Нарисуй яркую, по-весеннему звонкую картину «Увидал грача — весну встречай»

1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа начала весны, для сопоставления его со своими собственными наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах ранней весны в пейзаже (цвет, оттенки, роль черного цвета, смешанного с другими цветами).

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче красок ранней весны.

27

3.04

Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению:
самые разнообразные

Космические фантазии
У., с. 91—92
Нарисуй космические дали. Передай праздник цвета незнакомой планеты
Т., с. 50—51

1. Дать второклассникам представление о множественности приемов изображения художественными средствами природных стихий (земля, вода, огонь, воздух).

2. Расширить словарный запас учащихся: планета, полет космический, космос, вселенная, Солнечная система, атмосфера.

3. Создать условия, активизирующие творческое воображение детей.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: свободный выбор приема для передачи космического пейзажа.

28

10.04

Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти и по представлению:
фломастер, перо, тушь

Весна разноцветная
У., с. 93—96
Выполни весеннюю картину-монотипию в любой цветовой гамме с графической дорисовкой
Т., с. 52—53

1. Создать условия для восприятия детьми пейзажного образа расцветающей весенней природы в искусстве, для сопоставления его с их наблюдениями в природе. Акцентировать внимание учащихся на приметах поздней весны (яркие, чистые цвета неба, зелени травы и деревьев, цветов) в произведениях художников.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в технике монотипии.

29

17.04

Тарарушки из села Полховский Майдан.  Народная  росписи: повтор и импровизации.

Народный орнамент России
Повтор и вариации по мотивам народной росписи:
акварель, кисти
Подготовка к урокам художественного труда

Тарарушки-тарарушки — очень славные игрушки
У., с. 98—99
Повтори за мастером из Полховского Майдана элементы народной росписи
Т., с. 54
Нарисуй нарядную расписную игрушку в подарок
Т., с. 55

1. Развивать у учащихся эмоционально-ценностное восприятие произведений народных мастеров из с. Полховский  Майдан, умение видеть связь декоративного образа с природой.

2. Развивать творческое воображение детей на основе решения художественных задач разного типа: повтор и вариации по мотивам полхов-майдановской росписи.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче ритма, цветового контраста, связи узора с украшаемым предметом.

30

24.04

Печатный пряник с ярмарки.  Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок.

Народный орнамент России
Повтор и импровизация по мотивам резной пряничной доски:
графические
Подготовка к урокам художественного труда

Гостинец с весенней ярмарки — печатный пряник
У., с. 100—102
Повтори за мастером рисунок с пряничной доски
Т., с. 56
Сочини в эскизе узор своей резной доски для печатного пряника
Т., с. 57

1. Познакомить второклассников с искусством мастеров-резчиков пряничных досок.

2. Расширять представление учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитывать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям.

3. Развивать у детей потребность в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче декоративного образа (сказочных птиц, рыб, животных и т. п.) в технике графического рисунка для пряничной доски.

31

8.05

Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура.

Основы художественного изображения
Рисование по представлению:
тушь, гуашь, акварель, кисти, фломастер
Подготовка к урокам художественного труда

Русское поле. Образ доблестного воина в скульптуре
У., с. 103—104,
Т., с. 58—59
Нарисуй эскиз своей рельефной плиточки. Передай свое восхищение подвигами бойцов
Т., с. 58—59

Дать учащимся первоначальное понятие о скульптуре как объемном изображении.

2. Показать второклассникам выразительные возможности скульптурной формы, роль скульптурного материала в раскрытии замысла художника.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: скульптура, памятник, рельеф, горельеф.

4. Развивать у детей потребность в творчестве.

5. Формировать у второклассников художественно-графические навыки в передаче выразительного силуэта для рельефной плиточки.

Учитывая, что скульптура — искусство изображения в объеме, желательно использовать возможности экскурсии в местный музей, экскурсии по городу или селу (если есть памятник). Во время экскурсии обращаем внимание на объемность, монументальность, идею скульптуры, на ее роль в пространственной среде.

32

15.05

Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму.

Основы художественного изображения
Рисование по памяти, по представлению:
графические

Братья наши меньшие
У., с. 105—107,
Т., с. 60—61
Нарисуй одного из домашних животных
Т., с. 61

  1. Познакомить со способами изображения животных
  2. Воспитывать любовь к братьям нашим меньшим

3. Развивать у детей потребность в творчестве.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки в передаче выразительного силуэта животного

33

22.05

Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.

Орнамент в искусстве народов мира
Рисование элементов орнамента (Франция, Египет, Россия)

на полосе: гуашь, акварель, фломастеры
Подготовка к урокам художественного труда

Цветут цветы в орнаменте народов мира
У., с. 108—109,
Т., с. 62
Повтори за мастером элементы растительного орнамента
Т., с. 63

1. Познакомить детей с образцами растительного орнамента народов мира (Турция, Индия, Египет, Иран, Китай, Франция).

2. Обратить внимание учащихся на богатство и разнообразие выразительных средств (пятно, силуэт, линия, ритм, цвет), позволяющих мастерам создавать множество вариантов композиции даже одного мотива (мотивы: «перец», «лотос», «древо жизни»).

3. Закрепить у второклассников художественно-графические навыки в исполнении декоративной композиции.

34

29.05

Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит.

Народный орнамент России
Завершение декоративной композиции в цвете:
гуашь, акварель, фломастеры

Всякому молодцу ремесло к лицу
У., с. 110—111
Заверши цветом фигуры народных мастеров
Т., с. 64

Подвести итоги творчества детей во 2 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по изобразительномуискусству. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данн...

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс программа «Гармония».

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класс программа «Гармония»....