Рабочая программа по курсу изобразительное искусство 8 вид 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

Программа составлена на основе авторской программы Бгажноковой на 2014-2015 учебный год, содержит календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_klass_8_vid.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Парфёновская средняя общеобразовательная школа

Топчихинского района Алтайского края

                                   

«Утверждаю»:

Директор МКОУ Парфёновская СОШ    ___________               /Шиповалова Г.А./

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР____________

/Васильченко С.Н./

«Принято»

Руководитель   МО

______

Протокол № 1__

от «26»  августа 2014 г.

Рабочая программа

учебного предмета «Изобразительное искусство»  для 4 класса

составлена на основе  Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  8 вида под редакцией И.М.  Бгажноковой

М., Просвещение, 2011 г.)

Срок реализации: 2014-2015 учебный год

Составитель:

Писарева Татьяна Максимовна,

учитель начальных классов (высшая категория)

2014 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек. 

Цель программы обучения:

использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы. 

Основные задачи программы обучения:


  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;

  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство 


и различие;


  • содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

  • знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;

  • развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.


      Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе формируются первичные навыки работы с материалами и инструментами, показывается, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, прививается интерес к изобразительной деятельности.

В подготовительный период используется разнообразный игровой и графический материал, проводится работа, направленная на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.      Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме.      Игры и упражнения на каждом уроке заканчиваются графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.


ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ


На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.


РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения.


РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.


БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 1классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

Учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «ИЗО» 4 класс

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

      Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

      Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

      Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Примерные задания

П е р в а я   ч е т в е р т ь

      Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

      Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).

      Рисование с натуры ветки рябины.

      Составление узора в квадрате из растительных форм.

      Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

      Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.

      Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).

      Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

      Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.

В т о р а я   ч е т в е р т ь

      Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

      Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).

      Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). 

Рисование на тему «Городской транспорт».

      Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. 

      Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).


Т р е т ь я   ч е т в е р т ь

      Декоративное рисование панно «Снежинки».

      Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»). 

      Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).

      Рисование с натуры раскладной пирамидки.

      Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

      Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).

      Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

      Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

      Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).


Ч е т в е р т а я   ч е т в е р т ь

      Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

      Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

      Рисование на тему «Космические корабли в полете».

      Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).

      Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

      Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).

      Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

      Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

4 класс

Учащиеся должны уметь:


  • правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  • передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

  • использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

  • передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

  • подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

  • пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

  • анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

  • употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;

  • рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.

Учебно-тематический план

Разделы

Количество часов

1

Декоративное рисование

8

2

Рисование с натуры

15

3

Рисование на темы

5

4

Беседы об изобразительном искусстве

5

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



ПО ИЗО 4 класс



Количество часов: _34_ ч



Всего часов в неделю_1_ ч



Планирование составлено на основе __Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И. Бгажноковой;  М.: Просвещение, 2011


Наименование разделов и тем.  Темы уроков

Количество

 часов

Формы организации учебных занятий;

планируемые результаты

Дата

Корректировка даты

1

Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.

1

Учить  выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

Уметь подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров).

2

Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

1

3

      Рисование с натуры ветки рябины.

1

4

Составление узора в квадрате из растительных форм.

5

Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

1

6

Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
    

1

7

      Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).

1

8

      Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

1

9

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.

1

10

      Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

1

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

Уметь правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме)

11

Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).

1

12

Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). 

1

13

Рисование на тему «Городской транспорт».

1

14

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. 

1

15

Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1

16

Декоративное рисование панно «Снежинки».

1

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Уметь анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя)

17

Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»). 

18

Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).

1

19

      Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1

20

Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).

1

21

Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).

1

22

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.

1

23

Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).

1

24

Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).

1

25

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

1

26

Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).

1

27

Рисование на тему «Космические корабли в полете».

1

Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства. Анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя).

28

Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).

1

29

Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.

1

30

Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
      

1

31

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

1

32

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы).

1

33

Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы).

1

34

Итоговый урок.


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Оборудование рабочего места учащихся инструментами и приспособлениями

2.Репродукции картин (электронный носитель)

3.Муляжи овощей, фруктов

4. Презентации по темам 


СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 208 с. (В помощь школьному учителю).

2.Никологорская О.А Игры с красками и бумагой /  Школьная Пресса.- 2003. - 48 с


Лист изменений



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

№ п/пДатаТема урокаТип урокаОсновные виды деятельностиПланируемые результатыпредметныеметапредметныеличностные1 триместр – 11 чТы изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения8 часов)1...

Рабочая программа по курсу " Изобразительное искусство" 3 класс. УМК "Школа России"(2014-2015уч.год)

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 3 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)...

Рабочая программа по курсу Изобразительное искусство 4 класс Школа России

Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ Постановления Главного ...

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Аннотация к рабочей  программепо  курсу  «Изобразительное искусство» УМК «Школа России»4 класс «Б»Учитель-Корнеева Е.А.Программа разработана на основ...

Рабочая программа учебного курса ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 класс

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Кон­цепцией духовно-нрав...

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство. 1 класс"

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального                государственного образовательног...