Рабочая программа по курсу изобразительное искусство 8 вид 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Программа составлена на основе авторской программы Бгажноковой на 2014-2015 учебный год, содержит календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_4_klass_8_vid.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Парфёновская средняя общеобразовательная школа
Топчихинского района Алтайского края
«Утверждаю»: Директор МКОУ Парфёновская СОШ ___________ /Шиповалова Г.А./ | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР____________ /Васильченко С.Н./ | «Принято» Руководитель МО ______ Протокол № 1__ от «26» августа 2014 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса
составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией И.М. Бгажноковой
М., Просвещение, 2011 г.)
Срок реализации: 2014-2015 учебный год
Составитель:
Писарева Татьяна Максимовна,
учитель начальных классов (высшая категория)
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке способствуют воспитанию положительных навыков и привычек.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Основные задачи программы обучения:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство
и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе формируются первичные навыки работы с материалами и инструментами, показывается, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, прививается интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период используется разнообразный игровой и графический материал, проводится работа, направленная на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Игры и упражнения на каждом уроке заканчиваются графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
Учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «ИЗО» 4 класс
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Примерные задания
П е р в а я ч е т в е р т ь
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из растительных форм.
Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью.
В т о р а я ч е т в е р т ь
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона).
Рисование на тему «Городской транспорт».
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).
Т р е т ь я ч е т в е р т ь
Декоративное рисование панно «Снежинки».
Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»).
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал).
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.).
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»).
Ч е т в е р т а я ч е т в е р т ь
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
Рисование на тему «Космические корабли в полете».
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.).
Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
4 класс
Учащиеся должны уметь:
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Учебно-тематический план
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Декоративное рисование | 8 |
2 | Рисование с натуры | 15 |
3 | Рисование на темы | 5 |
4 | Беседы об изобразительном искусстве | 5 |
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ИЗО 4 класс
Количество часов: _34_ ч
Всего часов в неделю_1_ ч
Планирование составлено на основе __Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы / Под ред.И. Бгажноковой; М.: Просвещение, 2011
№ | Наименование разделов и тем. Темы уроков | Количество часов | Формы организации учебных занятий; планируемые результаты | Дата | Корректировка даты | |
1 | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4—6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске. | 1 | Учить выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов. Уметь подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь); | |||
2 | Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал). | 1 | ||||
3 | Рисование с натуры ветки рябины. | 1 | ||||
4 | Составление узора в квадрате из растительных форм. | |||||
5 | Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов. «Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»). | 1 | ||||
6 | Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме — крышка для столика квадратной формы. | 1 | ||||
7 | Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка). | 1 | ||||
8 | Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен). | 1 | ||||
9 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объема светотенью. | 1 | ||||
10 | Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда). | 1 | Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Уметь правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме) | |||
11 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся). | 1 | ||||
12 | Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). | 1 | ||||
13 | Рисование на тему «Городской транспорт». | 1 | ||||
14 | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | 1 | ||||
15 | Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика). | 1 | ||||
16 | Декоративное рисование панно «Снежинки». | 1 | Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. Уметь анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя) | |||
17 | Беседа по картинам на тему «Кончил дело — гуляй смело» (В. Сигорский. «Первый снег», Н. Жуков. «Дай дорогу!», С. Григорьев. «Вратарь»). | |||||
18 | Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты). | 1 | ||||
19 | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | 1 | ||||
20 | Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура — раздаточный материал). | 1 | ||||
21 | Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъемный кран, экскаватор и т. п.). | 1 | ||||
22 | Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта. | 1 | ||||
23 | Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники). | 1 | ||||
24 | Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»). | 1 | ||||
25 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 | ||||
26 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). | 1 | ||||
27 | Рисование на тему «Космические корабли в полете». | 1 | Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства. Анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя). | |||
28 | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы — настольные, настенные, напольные и т. п.). | 1 | ||||
29 | Рисование с натуры в виде набросков (3—4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов. | 1 | ||||
30 | Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.). | 1 | ||||
31 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). | 1 | ||||
32 | Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы). | 1 | ||||
33 | Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы). | 1 | ||||
34 | Итоговый урок. | |||||
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Оборудование рабочего места учащихся инструментами и приспособлениями
2.Репродукции картин (электронный носитель)
3.Муляжи овощей, фруктов
4. Презентации по темам
СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 208 с. (В помощь школьному учителю).
2.Никологорская О.А Игры с красками и бумагой / Школьная Пресса.- 2003. - 48 с
Лист изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» 3 класс Б.М. Неменский
2013-2014 учебный год (базовый уровень)...
Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
№ п/пДатаТема урокаТип урокаОсновные виды деятельностиПланируемые результатыпредметныеметапредметныеличностные1 триместр – 11 чТы изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения8 часов)1...
Рабочая программа по курсу " Изобразительное искусство" 3 класс. УМК "Школа России"(2014-2015уч.год)
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» 3 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС)...
Рабочая программа по курсу Изобразительное искусство 4 класс Школа России
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ Постановления Главного ...
Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО
Аннотация к рабочей программепо курсу «Изобразительное искусство» УМК «Школа России»4 класс «Б»Учитель-Корнеева Е.А.Программа разработана на основ...
Рабочая программа учебного курса ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 класс
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нрав...
Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство. 1 класс"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...