Конспект урока ИЗО "Русская матрешка"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Педагогический поиск» №3 ноябрь 2007г.
Е.Н. СЕРГЕЕВА, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ «СОШ № 2 г. Щигры Курской области»
Урок-праздник «Русские матрёшки»
И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует.
(Из опыта работы)
Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Встречи с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого учащегося, эмоциональная активность на уроке - основные признаки уроков изобразительного искусства в начальной школе.
Вот уже несколько лет эти уроки я веду сама. Мне это очень нравится. Ведь маленький человек, сидящий за партой, смотрит на тебя доверчивыми, широко открытыми глазами. Его чуткое сердце в любую минуту готово откликнуться на прекрасный, красочный мир, по-новому увиденный им в изобразительном искусстве. Постараемся не обмануть его ожиданий! Поведём маленького человека по дорогам красоты, добра, счастья, радости, творчества! И тогда дети порадуют нас своими работами, откроют нам многие тайны своего сердца и души. Уроки изобразительного искусства не могут быть неинтересными, скучными. На каждом уроке вновь и вновь переживаешь вместе с детьми радость открытия прекрасного в жизни, искусстве.
Предлагаю вариант одного из уроков изобразительного искусства в 3 классе (1-4) по программе «Изобразительное искусство» 1 -4, Кузин B.C., Кубышкина Э.И.
Предварительная подготовка
Рисование элементов росписи матрёшек; изготовление сувениров; подбор музыкальных произведений; сбор иллюстративного материала (разнообразные матрёшки, фотографии, репродукции, рисунки); изготовление учебных таблиц, шаблонов.
В подготовке праздника активно участвуют родители (изготовление костюмов, подбор материала, музыкальное сопровождение, оформление класса, видеосъёмка).
Оборудование урока-праздника
На классной доске надпись на полосе «Русская матрёшка» и на листе ватмана слева большая матрёшка. Затем в ходе урока здесь «выстраиваются» Загорская, Семёновская, Полхов-Май-данская матрёшки и в конце урока - матрёшки, расписанные детьми. В верхней части доски прикрепляются карточки с основными терминами, подлежащими усвоению по ходу объяснения. Динамические учебные таблицы «Узоры Полхов-Майда-на», «Изделия из Полхов-Майдана» демонстрируются согласно структурным элементам урока. Слева у окна выставка «Народное творчество»: дымковская игрушка, голубая гжель и хохломские изделия. Возле доски впереди выставка матрёшек из разных центров России, книги о народных промыслах.
Дети одеты в костюмы: девочки в белые блузки, юбочки, косынки; на мальчиках - брюки, белые рубашки, кушаки (или пояса) под цвет юбочек девочек. «Сёстры-матрёшки» в русских сарафанах и расшитых блузках.
Тема урока: «Русская матрешка».
Вид деятельности учащихся: декоративное рисование.
Цели: 1) роспись матрёшки элементами растительного узора Полховского-Майдана.
2) совершенствовать знания учащихся о русских матрёшках на основе ознакомления учащихся с историей возникновения русской матрёшки, их отличительных особенностей, формировать эстетические предпочтения, развивать эстетический вкус при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства; формировать умения: анализировать изобразительный материал, обобщать, выделять особенное и характерное; развивать навыки изобразительной деятельности на основе прекрасного; воспитывать нравственные качества: аккуратность, усидчивость, ответственность, уважение к труду народных мастеров и народному искусству; развивать зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость и художественное мышление.
Оборудование урока:
для учителя -таблица «Матрёшка»;
- динамическая таблица «Узоры Полхов-Май-дана»;
- таблица «Изделия из Полхов-Майдана»;
- большие матрёшки из картона Семёновская, Загорская, Полхов-Майданская;
- выставка образцов изделий народного творчества: «Дымка», «Гжель», «Хохлома»
- иллюстративный материал о матрёшках;
- матрёшки-сувениры различного вида;
- заготовки из дерева для матрёшки;
- выставка книг о народных промыслах;
- журнал «Мурзилка», книга С. Аксакова «Аленький цветочек»;
- доска с планшетом для пед. рисунка (приемы росписи кистью);
у учащихся
- рабочая тетрадь по рисованию 3 кл. авт. В. Кузин, Э.Кубышкина;
- матрёшки - сувениры;
- шаблон - заготовка матрёшки;
- мягкая круглая кисть;
- акварель (или гуашь);
- простой карандаш;
- резинка;
- упаковка «Матрёшка» с сувенирами.
СТРУКТУРА УРОКА-ПРАЗДНИКА
I. Организационный момент.
а) Приветствие.
У. - Мы приветствуем гостей - дорогих учителей.
Улыбнитесь доуг другу, нашим гостям.
- Скажем наши «волшебные слова»:
Д. - Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
б) Проверка готовности к уроку.
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Резинка, карандаш, фломастеры, тетрадка.. Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.
II. Сообщение темы и постановка целей
урока.
У. - Дети, сегодня у нас не обычный урок, а урок-праздник. Мы продолжим разговор о декоративно-прикладном искусстве: узнаем много интересного, т.е. будем радовать своим творчеством гостей и получать удовольствие от своей работы; повторим приёмы различных видов декоративной росписи.
У. - Вспомните, о ком так говорят:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для меньшой темница.
Д. - Матрёшка!
У. - Молодцы! Вы правильно отгадали:
Это русская матрёшка.
Наш урок будет посвящен ей.
(На доске открывается надпись «Русская матрёшка» и большая таблица ".Матрёшка»)
III. Проверка домашнего задания.
У. - К уроку вы провели большую поисковую работу. Очень много узнали из книг и сделали сами. и всё - о матрёшках. Предлагаю рассказать это нам.
(Выходит группа мальчиков)
1. Сообщения мальчиков (5 человек)
В толковом словаре русского языка мы прочитали:
- Матрёшка - это расписная игрушка-кукла.
- Сделана из дерева липы, осины или берёзы. Имеет сложную округлую форму, состоит их
2-х частей.
• Внутри полая, в неё вставляются другие кук
лы меньшего размера., но такой же формы.
У. - Перед уроком мы побывали на экскурсии в мастерской по дереву и увидели, как делают игрушки-куклы.
(продолжают мальчики)
■ Прежде чем выточить матрёшку, мастер ищет
подходящее дерево. Его распиливают на чурки,
сушат, (демонстрация чурки)
Чурку очищают от коры и делают заготовку подходящих размеров, (демонстрация заготовки)
- На токарном станке из заготовки вытачивают фигурку нужной формы, (демонстрация формы)
- Далее фигурку распиливают пополам, протачивают изнутри, чтобы была полая, (демонстрация)
- Обработанная и загрунтованная матрёшка поступает в мастерскую художника, где их расписывают (демонстрация готовой матрёшки)
У. - Спасибо, мальчики, за интересные сообщения. Теперь послушаем, что приготовили девочки.
2. Сообщения девочек (5 человек)
1-я - (Держит игрушки - матрёшку и Ваньку-Встаньку)
Кто матрёшку создал, я не знаю,
Но известно сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
2-я - (Держит палитру, краски, кисточку)
Где он краски брал, искусный мастер?
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
3-я - На щеках навёл зари румянец,
Неба синь плеснул в её глаза.
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
4-я - «Ну и пой, гуляй по свету,
Весели честной народ!»
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
5-я - Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере - творце.
У. - Спасибо, девочки, очень интересные стихи о матрёшках.
3. Сообщение учителя.
- Готовясь к этому уроку, я тоже искала информацию о матрёшках. Интересные сведения я нашла в вашем любимом журнале «Мурзилка». Раздел «Галерея искусств Мурзилки» сообщает:
(показ № «Мурзилки» и вкладыша)
(По ходу рассказа на доске прикрепляются карточки с выделенными терминами)
Первая русская матрёшка появилась в конце 19 в. В старинной подмосковной усадьбе русского мецената Саввы Мамонтова - Абрамцево собирались видные русские художники. Здесь была создана художественная мастерская, в которой производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе и игрушки. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы. Прообразом послужила привезённая женой Мамонтова из Японии деревянная кукла - КОКэСИ. Это была фигурка добродушного буддийского мудреца ФУКУРУМУ, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую, (прикрепляется рисунок этой игрушки на доске) Хоть игрушка и была привезена с далёкого японского острова Хонсю, сами японцы утверждают, что её выточил безвестный русский странник -монах.
Художники попросили знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою русскую. Мастер изготовил игрушку. Расписывал её художник Сергей Малютин. Назвали её матрёшкой. В провинции Матрёна. Матрёша считалась одним из распространённых имён. В основе его лежит латинское слово «mater» - мать. Поэтому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, т.к. в крестьянских семьях было принято иметь помногу детей.
Вскоре игрушка стала популярной. В России возникли центры по её изготовлению и росписи. У каждого центра свой стиль.
IV. Физминутка «Согреем ушки».
(точечный массаж мочек ушей пальниками)
V. - Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Пропоют для вас частушки
Очень замечательно
У. - О матрёшках много загадок, рассказов, стихов, песен. А есть и частушки. (Девочки исполняют частушки) V. Музыкальная пауза. • Мы – матрёшки мы - матрёшки, Утром рано мы встаём, Вчетвером поём частушки И танцуем вчетвером.
• Никогда мы не скучаем
И у нас платочки есть.
Чашки есть у нас для чая.
И салфетки тоже есть. • Наша русская матрёшка Не стареет сотни лет В красоте, таланте русском Весь находится секрет.
Ты играй, моя матрёшка,
Ты, подружка, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй! (вместе) Мы частушки вам пропели, Хорошо ли, плохо ли А теперь мы вас попросим, Чтобы вы похлопали . У. - Спасибо, девочки, за прекрасные частушки-
.
(Раздаётся стук в дверь. Входят по очереди «сестрёнки-матрёшки»)
VI. Рассказы трёх матрёшек.
Загорская матрёшка
- Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня. Я расскажу о себе. Я - самая старшая матрёшка. Пришла к вам из Загорска. Сейчас это город Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Возник город вокруг монастыря Троице-Сергиевой Лавры.
По преданию его основатель Сергий Радонежский вырезал первую деревянную игрушку сам. Он одаривал игрушками местных ребятишек. Богомольцы, приходившие в лавру, покупали матрёшки своим детям.
Я одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. В руках у меня петушок, и внутри фигурки мальчиков и девочек, последний -спелёнутый малыш. Всего нас 8 штук.
Должна сказать, что на свете я живу не одна. Есть у меня ещё младшие сестрёнки. Вот они!
(входит Семёновская матрёшка)
Семёновская матрёшка
Я родилась в городе Семёнове Нижегородской области. Семёновских матрёшек расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные платки, край платка украшен цепочкой небольших бутонов. Семёновские мастера используют «травный» орнамент, и часть поверхности оставляют не закрашенной.
(входит третья матрёшка)
Полхов-Майданская матрёшка
Я - ваша младшая сестрёнка, Полхов-Майданская матрёшка. Есть такое село в Нижегородской области. У нас свой стиль декоративной росписи. Наши матрёшки самые яркие. Волосы уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, нет привычного сарафана и фартука. Цвет одежды ярок: малиново-красный, ярко-желтый, сине-фиолетовый, зелёный.
Голова чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт нам задорный вид.
У. - Матрёшки любят играть и предлагают вам.
(матрёшки говорят вместе)
VII. Физминутка для пальчиков.
Мы - весёлые сестрицы!
Мы - матрёшки-озорницы!
Раз, два, три, четыре, пять, - (загибают пальчики)
Предлагаем поиграть.
(Дети поют вместе с матрёшками и делают движения)
- Мы - матрёшки, вот какие крошки (присели)
Как у вас, так у нас розовые щёчки (показ)
- Мы - матрёшки, вот какие крошки (присели)
Как у вас, так у нас чистые ладошки (моем руч
ки)
У. - Спасибо, матрёшки! Спасибо, дети! Садитесь. А любите ли вы путешествовать?
VIII. Работа по таблицам и в рабочей тетради
1) - Отправляемся в гости в Полхов-Майдан.
- Рассмотрите изделия.
- Прочтите их названия.
- Какие краски преобладают?
- Это тёплые или холодные тона?
- Что общего у всех изделий?
2) - Свои изделия народные умельцы любят
украшать «веселыми травяными» узорами.
- Давайте повторим их элементы.
- Технология росписи.
а) роспись фона оттенками желтого цвета;
б) карандашная разметка;
в) окраска;
г) «наводка» черным цветом.
3) Откройте рабочую тетрадь на с. 63-64.
- Найдите известные вам элементы в узорах.
- Вспомните последовательность изображения (по очереди вспоминают).
IX. Педагогический рисунок на доске.
У. - Главный цветок росписи - Майданская роза. Это не обыкновенный цветок, а скорее символ. Таких роз не найти. Сравниться с ней может только аленький цветок из сказки С. Аксакова «Аленький цветочек» (показ книги).
Далее учитель показывает последовательность изображения розы.
- Вы внимательно следили, как я рисовала, теперь сделаем физминутку.
X. Физминутка для глаз.
Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб в очках вам не ходить.
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотришь и под ноги.
Вправо, влево - побыстрей.
Удивимся - что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем газами дружно.
Ну, а дальше - будь здоров. Молодцы!
XI. Самостоятельная работа детей.
Роспись шаблона - заготовки.
(Тихо звучит русская народная музыка, у учителя образец расписной матрёшки).
У. - У вас на парте шаблоны - заготовки. Они уже покрашены жёлтым тоном. Выберите композиционное расположение элементов росписи. Постарайтесь передать весёлый и радостный мир природы. Умело используя тёплые и холодные тона, добиваясь цветового контраста, как это делают народные мастера.
Изображаем в такой последовательности:
- вначале крупные элементы - роза, цветы;
- затем мелкие - бутоны, ягоды;
- соединяем их стебельками и листиками. У. - Обратите внимание:
- алая - рядом с тёмно-зелёной;
- жёлтая - с тёмно-синей; -чёрный объединяет цвета. (показ образца росписи матрёшки) Далее дети расписывают матрёшку
По мере готовности выставляют своих матрёшек на выставку.
XII. Экспресс-выставка.
У. - Ваши кисточки устали,
Они матрёшек писали.
Долго трудились и вышло красиво.
Всем нам на диво!
У - Дети! Спасибо вам за творчество.
Вы с любовью расписывали матрёшек.
У всех отличные отметки.
XIII.Организованное завершение урока-праздника: обратить внимание учащихся на наиболее выразительные работы, деликатно отметить отдельные неудачные решения.
У. - Молчаливо простояли матрёшки у вас на партах. Они к нам уже приходили с подарками и сегодня они принесли всем свои сувениры.
(Дети открывают упаковки - матрёшки и достают сувениры: закладки - матрёшки, а на них записано домашнее задание (расписать свою авторскую матрёшку). Гостям дети дарят сувенирные блокноты - матрёшки.
У. - Знают все на свете -
И взрослые и дети,
Что русская матрёшка - лучший сувенир.
Русская матрёшка - это символ дружбы, любви, пожелания счастья и благополучия. Я вам желаю этого..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Русская матрешка"
Конспект открытого урока трудового обучения. Аппликация "Русская матрешка"Цель:на примере истории создания матрёшки познакомиться с традиционными народными промыслами Россиипродолжить формирован...
Конспект урока изобразительного искусства "Русская матрешка"
Цель: знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой.Задачи:Познакомить детей с историей Семеновской матрешкой, Сергиево- Посадской матрешкой и Полхов - Майданской матрешкой.Воспитание э...
КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. РИСОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК. УКРАШЕНИЕ УЗОРОМ ИГРУШКИ МАТРЕШКИ"
Урок по ИЗО в 1 классе....
КОНСПЕКТ УРОКА "ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. РИСОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГРУШЕК. УКРАШЕНИЕ УЗОРОМ ИГРУШКИ МАТРЕШКИ"
Урок по ИЗО в 1 классе. Этот урок был проведен в 1 классе. Дети с интересом выполняли задания....
Конспект урока "Русская матрешка"
Урок расчитан на детей 7-8 лет,Цель урока - закрепление полученных знаний по раскрою игрушки, из фетра, знакомство с историей создания русской матрёшки....
Конспект урока по изо на тему "Русская Матрешка"
Цель урока:- познакомить обучающихся с историей русской матрешки и ее видами.Задачи урока:Предметные:- выполнить рисунок матрешки;- углубить познания в области народного искусства.Метапредметные:- фор...
Конспект урока на тему: Игрушки Полховского Майдана. Матрешка.
Игрушки Полховского Майдана. Матрешка....