Конспект урока "Русская матрешка"
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Мезенцева Юлия Геннадьевна

Урок расчитан на детей 7-8 лет,Цель урока - закрепление полученных знаний по раскрою игрушки, из фетра, знакомство с историей создания русской матрёшки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matreshka.docx37.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

объединение «Сувенир»

Раздел программы «Игрушки из фетра»

Группа: 1 год обучения (7-8 лет)

Вид занятия: урок-праздник.

Тема: «Русская матрешка».

Цель: Закрепление полученных знаний по раскрою игрушки, знакомство с историей создания русской матрёшки.

Задачи:

 Образовательные:

  • закрепить у учащихся знания по раскрою и изготовлению мягкой игрушки;
  • расширять знания детей о народных художественных промыслах и их отличительных  особенностях;
  • упражнять в составлении художественного описания матрёшки.

  Воспитательные:

  • прививать любовь и уважение к родине и её народу;
  • воспитание у ребят навыков самостоятельной работы, аккуратности, ответственности за результаты своего труда.

 Развивающие:

  • развивать внимание, мышление, сотрудничество;
  • развивать пространственное воображение.
  • развивать эстетические чувства, умение видеть красивое в предметах и словах.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • осуществление потребности в творческой деятельности и реализации собственных замыслов
  • проявление интереса к новому

Регулятивные УУД:

  • определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью учителя;
  • выполнение последовательности необходимых действий;
  • анализ собственной работы, нахождение ошибок, установление их
  • причины.

Познавательные УУД:

  • ориентация в своей системе знаний: умение отличать новое от уже известного;
  • формирование умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
  • формирование умения перерабатывать полученную информацию

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или  письменной речи;
  •  слушать и понимать речь других.

Техническое оснащение:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор.

 Материалы и оборудование:

  • иголки, нитки;
  • атласная ленточка;
  • шаблоны выкроек;
  • мел, ножницы;
  • фетр;
  • клей;
  • пуговицы;
  • ватин или синтепон.

Наглядные пособия:

  • иллюстрации матрешек;
  • таблички с названием народных промыслов изделия (или иллюстрации) мастеров этих промыслов;
  • карточки с кроссвордом;
  • иллюстрации матрёшек с ярко выраженными особенностями центров художественных промыслов, таблички с названиями этих центров (Семёново, Загорск, Полхов-Майдан);
  • образцы  поделок.

Структура занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Теоретическая часть. Актуализация знаний. Сообщение темы занятия.
  3. Практическая часть:
  • анализ образца изделия
  • техника безопасности
  • основная работа
  • физкультминутка
  1. Рефлексия. Подведение итогов занятия.
  2.  Уборка рабочих мест.

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Проверка готовности детей к занятию.

 Дети, сегодня у нас не обычный урок, а урок-праздник. Мы поговорим о декоративно-прикладном искусстве: узнаем много интересного, т.е. будем радовать своим творчеством гостей и получать удовольствие от своей работы;

Вспомните, о ком так говорят:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на   дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица

Для меньшой темница.

                                           (Матрёшка!)

Молодцы! Вы правильно отгадали:

Это русская матрёшка.

Наш урок будет посвящен ей.

 

2. Актуализация знаний. Сообщение темы занятия:

Беседа о матрёшке – символе счастья

В чём же секрет успеха матрёшки? Почему матрёшка стала русским сувениром за рубежом?
Суть русской матрёшки во все времена остаётся прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она, как добрая посланница этих чувств, живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца.
Образ женщины, нежной, заботливой, любящей, издавна почитаем был в русском народном изобразительном искусстве, в песнях, сказках, стихотворениях. Образ женщины тесно связан с образом птицы – символом добра и благополучия. Если мы обратимся к русским народным песням, стихам, сказкам, то увидим, как много эпитетов, образованных от названий птиц, использует народ, величая женщин. Вспомните такие слова.

Дети: Лебёдушка, павушка, утушка, голубушка, соловушка.

Происхождение названия куклы

Учитель:  Как вы думаете, от какого русского имени произошло название куклы матрёшки? (Ответы детей)
– Назовите ещё какие-нибудь русские имена, которые носили женщины в то далёкое время, когда зародилась матрёшка.
(Ответы детей)

. В толковом словаре русского языка мы прочитали:

  • Матрёшка - это расписная игрушка-кукла.
  • Сделана из дерева липы, осины или берёзы. Имеет сложную округлую форму, состоит из 2-х частей.

•        Внутри полая, в неё вставляются другие куклы меньшего размера., но такой же формы.

- Готовясь к этому уроку, я тоже искала информацию о матрёшках. Интересные сведения я нашла в вашем любимом журнале «Мурзилка». Раздел «Галерея искусств Мурзилки» сообщает:

(показ № «Мурзилки» и вкладыша)

(По ходу рассказа на доске прикрепляются карточки с выделенными терминами)

Первая русская матрёшка появилась в конце 19 в. В старинной подмосковной усадьбе русского мецената Саввы Мамонтова -Абрамцево собирались видные русские художники. Здесь была создана художественная мастерская, в которой производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе и игрушки. В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы. Прообразом послужила привезённая женой Мамонтова из Японии деревянная кукла - КОКэСИ. Это была фигурка добродушного буддийского мудреца ФУКУРУМУ, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую,  Хоть игрушка и была привезена с далёкого японского острова Хонсю, сами японцы утверждают, что её выточил безвестный русский странник -монах.

Художники попросили знаменитого игрушечных дел мастера Василия Звездочкина выточить игрушку, похожую на эту, но только свою русскую. Мастер изготовил игрушку. Расписывал её художник Сергей Малютин. Назвали её матрёшкой. В провинции Матрёна. Матрёша считалась одним из распространённых имён. В основе его лежит латинское слово «mater» - мать. Поэтому в народе имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, т.к. в крестьянских семьях было принято иметь помногу детей.

Вскоре игрушка стала популярной. В России возникли центры по её изготовлению и росписи. У каждого центра свой стиль.

 (Раздаётся стук в дверь. Входят по очереди «сестрёнки-матрёшки»)

Рассказы трёх матрёшек.

Загорская матрёшка

- Здравствуйте, ребята! Спасибо, что пригласили меня. Я расскажу о себе. Я - самая старшая матрёшка. Пришла к вам из Загорска. Сейчас это город Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы. Возник город вокруг монастыря Троице-Сергиевой Лавры.

По преданию его основатель Сергий Радонежский вырезал первую деревянную игрушку сам. Он одаривал игрушками местных ребятишек. Богомольцы, приходившие в лавру, покупали матрёшки своим детям.

Я одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. В руках у меня петушок, и внутри фигурки мальчиков и девочек, последний -спелёнутый малыш. Всего нас 8 штук.

Должна сказать, что на свете я живу не одна. Есть у меня ещё младшие сестрёнки. Вот они!

(входит Семёновская матрёшка)

Семёновская матрёшка

Я родилась в городе Семёнове Нижегородской области. Семёновских матрёшек расписывают иначе. Нас можно узнать по большому яркому букету цветов, который занимает почти весь фартук. У нас разноцветные платки, край платка украшен цепочкой небольших бутонов. Семёновские мастера используют «травный» орнамент, и часть поверхности оставляют не закрашенной.

(входит третья матрёшка)

Полхов-Майданская матрёшка

Я - ваша младшая сестрёнка, Полхов-Майданская матрёшка. Есть такое село в Нижегородской области. У нас свой стиль декоративной росписи. Наши матрёшки самые яркие. Волосы уложены в замысловатые колечки. Нет завязанных концов на платке, нет привычного сарафана и фартука.  Цвет  одежды ярок: малиново-красный, ярко-желтый, сине-фиолетовый, зелёный.

Голова чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт нам задорный вид

(Муз. Пауза)

Частушки матрешек        

 

 Мы – матрёшки мы - матрёшки,          

 Утром рано мы встаём,            

 Вчетвером поём частушки          

 И танцуем вчетвером.

Никогда мы не скучаем

И у нас платочки есть.

Чашки есть у нас для чая.

И салфетки тоже есть.

Наша русская матрёшка  

Не стареет сотни лет

В красоте, таланте русском    

Весь находится секрет.

         Ты играй, моя матрёшка,

Ты, подружка, подпевай,

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй! (вместе)  

Мы частушки вам пропели,  

Хорошо ли, плохо ли      

А теперь мы вас попросим,  

Чтобы вы похлопали    

 - Спасибо, девочки, за прекрасные частушки.

  1. Практическая часть.

 А теперь мы приступим к изготовлению наших матрешек. Мастерицы приступая к работе садились в кружок. Вот и вы сможете представить, что вы работаете в настоящей народной мастерской.

У вас на столе есть подсказки: карточки с элементами росписи вашей матрешки и этапы выполнения работы. Приступайте к работе.

Можно включить музыку.

Анализ образца изделия

  • из какого материала сшита наша матрешка?
  • из каких деталей состоит?  
  • каким способом соединены детали между собой?

Техника безопасности.

Правила работы с ножницами:

  1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  2. Ножницы должны иметь острые концы для подрезки ниток.
  3. Ножницы клади кольцами к себе.
  4. Следи за движением лезвия во время резания.
  5. Не оставляй ножницы раскрытыми.
  6. Не передавай ножницы раскрытыми.
  7. Не играй ножницами и не подноси к лицу.
  8. Используй ножницы по назначению.

Правила работы с иглой:

  1. Храни иглу всегда в игольнице.
  2. Не оставляй иглу на рабочем месте.
  3. Не бери иглу в рот, не играй с иглой.
  4. Не втыкай иглу в одежду.
  5. До и после работы проверь количество игл.
  6. Храни игольницу с иголкой всегда в одном месте.
  7. Во время отдыха втыкай иглу в ткань.
  8. Не отвлекайся во время работы с иглой.
  9. Нельзя делать резких движений с иголкой в руках, можно поранить товарища.

Основная работа:

  • Обведи шаблоны;
  •  Вырежи две детали матрешки;
  •  Вырежи декоративные элементы для своей матрешки;
  • Прошей все детали  по образцу швом вперед иголку (На столах образец шва «вперед иголку» );
  •  Сшей две детали между собой;
  •  Вложи синтепон;
  •  Закрепи нитку;
  •  Оформи игрушку.

Задание всем ясно? Тогда приступаем к работе. У кого возникают трудности, смотрим инструкционные карты, задаем вопросы.

Самостоятельная работа над игрушкой.

В процессе работы каждому ребенку (по необходимости) дать консультацию. Обратить внимание на осанку, правильное использование инструментов.

Итак, с поставленной задачей все справились успешно.

Молодцы! Вы прекрасно потрудились.

Физкультминутка.

Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб в очках вам не ходить.
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотришь и под ноги.

Вправо, влево - побыстрей.

Удивимся - что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

 Словно стрелочка часов,

Проведем газами дружно.

Ну, а дальше - будь здоров. Молодцы!

Физминутка для пальчиков.
Мы - весёлые сестрицы!

Мы - матрёшки-озорницы!

Раз, два, три, четыре, пять, - (загибают пальчики)

Предлагаем поиграть.

 Мы - матрёшки, вот какие крошки (присели)
Как у вас, так у нас розовые щёчки (показ)

      Мы - матрёшки, вот какие крошки (присели)
      Как у вас, так у нас чистые ладошки (моем ручки)

Спасибо, дети! Садитесь.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Наша работа подходит к концу. Давайте посмотрим, какие матрешки у вас получились.

Выходит каждый ребенок и прикрепляет свою матрешку к доске.)

На стендах название матрешки. Дети должны прикрепить там, где находится название их матрешки.

 Настало время подвести итоги нашего путешествия.

 Ваши ручки очень устали,
Они матрёшек расшивали.

Долго трудились и вышло красиво.

Всем нам на диво!

Дети! Спасибо вам за творчество.

Вы с любовью сшили своих матрёшек.

Знают все на свете -

И взрослые и дети,

Что русская матрёшка - лучший сувенир.

Русская матрёшка - это символ дружбы, любви, пожелания счастья и благополучия. Я вам желаю этого..

- Выберите цветок , соответствующий настроению, которое было у вас на этом уроке. Если вам понравилось все на занятии - красный, если не очень понравилось – желтый. И если совсем не понравилось - зеленый.

  1.  Уборка рабочих мест.

Ребята вы молодцы. Наше занятие закончилось. Очень хорошие матрешки у вас получились. Давайте наведем порядок на рабочих местах. Мусор выбросим в корзину. Спасибо. До новой встречи!

Литература и материалы:

1. http://www.polygon.ee/portal

2. Русская Цивилизация - www.rustrana.ru

Информационно-аналитический и энциклопедический портал.  /19.4.2005/ - История русской матрешки «Появление матрешки на Руси». Головина Ольга

3. Русская Цивилизация - www.rustrana.ru

Матрёшка. По материалам книги Н.Н. Алексахина "Матрешка"

4. Хохрякова Т.М. «Матрешка в жизни ребенка» Томск, 1998 г. 

5.Белова Н.Р. Мягкая игрушка: Веселая компания.- М.:Эксмо - пресс;-СПб.:  Валерии СПД. 2002.

6.Деревянко Н. С.  Трошкова А. Ю.  Мягкая игрушка: Игрушки в подарок.

   - М.:Эксмо;-СПб.: Валерии СПД. 2005.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Русская матрешка"

Конспект открытого урока трудового обучения. Аппликация "Русская матрешка"Цель:на примере истории создания матрёшки познакомиться с традиционными народными промыслами Россиипродолжить формирован...

Конспект занятия «История о том, как матрешки потеряли свои одежки»

Конспект организованной совместной деятельности педагога с детьми  по изобразительной деятельности младшей группе «История о том, как матрешки потеряли свои одежки», по экспериментальн...

Конспект занятия на тему:" История русской матрешки".

Задачи:1. Познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрешки.2. Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие ...

Конспект урока изобразительного искусства "Русская матрешка"

Цель: знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой.Задачи:Познакомить детей с историей Семеновской матрешкой, Сергиево- Посадской матрешкой  и Полхов - Майданской матрешкой.Воспитание э...

Конспект НОД средняя группа "История русской матрешки"

Россию невозможно представить без матрешки – выточенной деревянной куклы с несколькими вкладышами.Цель: знакомство детей с историей русской матрешки.Задачи:способствовать развитию речи, внимательности...