Рабочая программа по ИЗО 1-4 классы "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Рабочая программа по ФГОС содержит Пояснительную записку и Клендарно-тематическое планирование уроков на 2014-2015 уч. год в 1, 2, 3, 4 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_1-4_fgos.zip | 219.29 КБ |
Предварительный просмотр:
7. Календарно-тематическое планирование по Изобразительному искусству
Класс 1
Ведущая тема: «Ты изображаешь, украшаешь, строишь».
Количество часов:
Всего – 33 часа.
В неделю – 1 час.
1 четверть. | Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения | 9 часов. |
2 четверть. | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 7 часов. |
3 четверть. | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 9 часов. |
4 четверть | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу. | 8 часов. |
Планирование составлено на основе программы «Школа России» и авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского.
Учебник: Л.А. Неменская. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Л.А. Неменская; под редакцией Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2011.
Распределение материала по учебным четвертям.
1 четверть. (9 часов.)
Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.
Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, линии, в объёме, первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей – всё это даёт возможность детям овладеть УУД и применять их на практике.
№ | Тема урока. | Содержание. Материалы | Характеристика учебной деятельности | Стр. учебника | Планируемая дата |
1 р/к | Все дети любят рисовать. Экскурсия по окружающей школу местности. | Изображая мир, учимся его видеть и понимать. Рисую то, что вижу. М: Листы альбома, планшет, карандаши, фломастеры, мелки. | Находить изображения. Рассуждать о содержании, рассматривать иллюстрации, придумывать и изображать то, что хочешь, умеешь, любишь. | 8-10 | |
2 р/к | Изображения всюду вокруг нас. Рисунок по замыслу. | Чему мы будем учиться на уроках ИЗО, знакомство с Мастером Изображения. Знакомство с материалами. Применение материалов, выбор материалов. М: Карандаши, гуашь, кисти, мелки, фломастеры. | Находить изображения, рассуждать о их содержании, придумывать, изображать то, что хочешь, любишь. Выбирать, применять, сортировать, сравнивать. | 10-14 | |
3 р/к | Мастер Изображения учит видеть. Экскурсия в лес. Изображение сказочного леса. | Красота и разнообразие ОМ. Развитие наблюдательности. Знакомство с понятием «ФОРМА». Сравнение по форме разных листьев и изображение разных по форме деревьев. Сравнение пропорций частей в составных формах. М: Цв. бум, клей, ножницы, цв. карандаши, фломастеры. | Находить, рассматривать красоту в явлениях природы и рассуждать об увиденном. Видеть и сравнивать (на что похоже). Выявлять геом.форму простого плоского тела(листьев). | 14-20 | |
4 | Изображать можно пятном. Волшебное превращение пятна. | Развитие способности целостного видения предмета. Пятно как способ изображения на плоскости. Тень как пример пятна. Образ на основе пятна в иллюстрациях изв. художников к книгам (Чарушин, Лебедев, Маврина). М: Краска, кисть, вода. | Использовать пятно как основу изо образа на плоскости. Соотносить, видеть, находить потенциальный образ. Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна. Овладевать навыками создания образа на основе пятна, создавать. | 20-24 | |
5 | Изображать можно в объёме. Превращение комка пластилина в зверушку, птицу. Лепка. | Объёмные изображения. Отличие изображения в пространстве и на плоскости. Объём, образ в трёхмерном пространстве. Выразительные, образные, объёмные объекты в природе (пни, коряги, камни…). Целостность формы. Развитие наблюдательности. М: Пластилин, дощечка. | Находить образные объёмы в природе. Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях (скульптуры Эрзи, Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объёме. Изображать птиц, зверей в объёме путём вытягивания и вдавливания. | 24-28 | |
6 | Изображать можно линией. Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. | Повествовательные возможности линии (линия-рассказчица). Использовать стихи Маршака, Барто, Хармса. М: Чёрный фломастер или карандаш, альбом. | Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Находить и наблюдать линии и их ритм в природе | 28-32 | |
7. р/к | Разноцветные краски. Создание красочного коврика. | Знакомство с цветом. Краски «гуашь». Навыки работы гуашью. Организация рабочего места. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет краски). М: Гуашь, широкая и тонкая кисти, альбом. | Овладевать первичными навыками работы гуашью. Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | 32-34 | |
8. | Урок фантазия. Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. | Чувства, настроение. Создание ситуаций грустного и радостного настроения. | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.). | ||
9. | Художники и зрители. Произведения искусства. Контрольные вопросы и задания. Художники и зрители (обобщение темы). Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. | Можно посетить музей. Первоначальный опыт восприятия и обсуждения художественного произведения. Понятие «станковая картина», «скульптура», «музей». Произведения В.Васнецова, М.Врубеля, Н.Рериха, В. Ван Гога. Итоговая выставка первых детских работ и обсуждение произведений одноклассников с точки зрения содержания. Ответы на контрольные вопросы и задания (пособие: стр. 5-6). | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.). | 34-44 |
2 четверть.(7 часов.)
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения
Украшения в природе. Красоту надо уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной Д в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (бумагопластика, аппликация, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
№ | Тема урока. | Содержание. Материалы. | Характеристика учебной деятельности | Стр. учебника | Планируемая дата |
1. р/к | Мир полон украшений. Беседа. Рисование: серёжки на ветках, кисть ягод, иней…. | Развитие наблюдательности. Красоту нужно уметь замечать. Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть её красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе. Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. М: Краски, кисти, карандаши. | Находить природные узоры ( серёжки на ветках, кисть ягод, иней…). Любоваться, выражать своё отношение к увиденному. Разглядывать узоры, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. | 46-48 | |
2. | Цветы. Составление букета из вырезанных цветов. Изображение сказочного цветка. | Цветы – украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие форм, окраски, узорчатых деталей цветка. М: Гуашь, кисти, цветная бумага. | Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цв. бумаги. Составлять букет в ходе коллективной Д. | 48-50 | |
3. | Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.). Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии | Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор. М: Гуашь, кисти, альбом. | Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе. Видеть соотношение больших и мелких форм в узоре. | 50-54 | |
4. | Красивые рыбы. Монотипия. | Знакомство с новыми возможностями худ. материалов, новыми техниками. Развитие навыка работы красками, цветом. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. «Монотипия» - отпечаток красочного пятна. М: Гуашь (акварель), фломастеры или тушь, палочка, бумага (альбом). | Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Освоить простые приёмы техники монотипии. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. | 54-56 | |
5. | Украшения птиц. Объёмная аппликация. | Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять её характер (весёлая, быстрая, важная). Развитие умения работать с бумагой разной фактуры. Изображение нарядной птицы в технике коллажа, объёмной аппликации. М: ножницы, клей, разнофактурная и разноцветная бумага. | Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов. Видеть характер формы элементов в природе, их выразительность. Овладеть первичными навыками работы в объёмной аппликации и коллаже. | 56-58 | |
6. | Мир полон украшений. Орнаментальный рисунок. Украшение для сказочного героя. Как украшает себя человек. Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). М: Гуашь, кисти, цв.бумага. | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека. Рассматривать орнаменты. Находить в орнаментах природные и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент. Получать первичный опыт декоративного изображения. | 58-62 | |
7. р/к | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) Коллективное панно «Новогодняя ёлка». Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. Контрольные вопросы и задания. | Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения для карнавала и для ёлки. Обобщение материала темы: какие бывают украшения и зачем они нужны? Контрольные вопросы и задания (пособие: стр.6-11). | Придумывать украшение для своего класса на основе несложного алгоритма действий. Создавать несложные украшения. Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению. | 62-68 |
3 четверть.(9 часов).
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки
Первичные представления о конструктивной художественной Д и её роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной Д. умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения худ. материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
№ | Тема урока. | Содержание. Материалы. | Характеристика учебной деятельности | Стр. учебника | Планируемая дата |
1. | Постройки в нашей жизни. | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окр.жизни. постройки, сделанные человеком. Мастер Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть дома, вещи, для кого их строить и из каких материалов строить. | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Приобретать первичные навыки структуирования пространственной формы. | 68-70 | |
2. | Дома бывают разными. Изображение и построение сказочного дома. | Многообразие архитектурных построек и их назначение. Части дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна…) и разнообразие их форм. М: Цв.мелки, тонированная бумага. Ластик, спич. коробок, гуашь, блюдце. Колпачок от ручки. | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с её назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток. | 70-76 | |
3. р/к | Домики, которые построила природа. Лепка сказочных домиков Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорций. | Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнёзда, соты…), их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций. М: Пластилин, тряпочка, дощечка. | Наблюдать постройки в природе. Анализировать их форму. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т. п. Самостоятельная работа | 76-78 | |
4. | Дом снаружи и внутри. Изображение дома в виде буквы алфавита. | Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи». Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома и взаимоотношение его частей. М: Мелки, цв. карандаши, бумага. | Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов…), их вид снаружи и внутри. | 78-80 | |
5. | Строим город. Постройка домика из бумаги или коробочек. | Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов. Архитектура. Архитектор. Мастер Постройки помогает придумать и построить город. М: Ножницы, клей, коробочки, пластилин. | Рассматривать и сравнивать. Овладевать первичными навыками конструирования из разных материалов. Работать в группе. | 80-84 | |
6. | Всё имеет своё строение. Создание из геом. форм изображений зверей в технике аппликации. | Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т.е. то, как он построен. Любое изображение – взаимодействие нескольких геометрических форм. М: Цв. бумага, клей, ножницы. | Анализировать различные предметы с т.з. строения их формы и конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. | 84-86 | |
7. | Строим вещи. Конструирование сумок, упаковок, украшение их.
| Знакомство с работой дизайнера: мастер Постройки придумывает форму вещей, а мастер Украшения в соответствии с этой формой придумывает украшение к ней. М: Цв. бумага, клей, ножницы. | Понимать, что в создании формы предмета принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет выглядеть этот предмет. Конструировать (строить) из бумаги различные бытовые предметы, упаковки, а потом украшать их, производя правильный порядок учебных действий. | 86-88 | |
8. | Город, в котором мы живём. Экскурсия. | Прогулка по родному городу или посёлку с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов. Создание макета города. | Понимать, наблюдать, анализировать, сравнивать, подмечать, проектировать, делать зарисовки. | - | |
9. | Город, в котором мы живём. Создание коллективного панно. Контрольные вопросы и задания. | Создание образа города. Разнообразие городских построек в городе, посёлке. Малые архитектурные формы. Деревья в посёлке. М: Большой лист бумаги, цв.бумага, гуашь, фломастеры, готовые части аппликации. Контрольные вопросы и задания (пособие: стр. 13). | Делать зарисовки, участвовать в создании коллективной работы. Владеть навыками коллективной творческой деятельности. Участвовать в обсуждении работы. | 88-90 |
4 четверть. (8 часов).
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.
Общее начало всех пространственно-визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создаёт.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение ОМ.
Навыки коллективной творческой деятельности.
№ | Тема урока. | Содержание. Материалы. | Характеристика учебной деятельности | Стр. учебника | Планируемая дата |
1. | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Урок-повторение. | Изображение, украшение и постройка – три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной Д. взаимосвязь трёх видов Д. выставка работ уч-ся. Обсуждение работ с точки зрения содержания и взаимосвязи трёх видов Д художника. | Различать, понимать, сравнивать, анализировать, воспринимать и обсуждать. Выделять знакомые средства выражения, определять задачи, решаемые авторами работ. | 92-94 | |
2. р/к | Праздник весны. Изображение весеннего времени года. | Развитие наблюдательности, работы с краской. Умение выделять три вида творческой Д. М: Гуашь, карандаш, акварель, кисти, альбом. | Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать и придумывать, как достраивать простые заданные формы. | 94 | |
3. | Праздник птиц. Конструирование и украшение птиц. | Развитие наблюдательности. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения различных пространственных форм. М: Цв. бумага, клей, ножницы, нитки. | Придумывать, фантазировать, украшать, строить. | 94-96 | |
4. | Разноцветные жуки. Конструирование и украшение жуков. | Сюжеты заданий (прилёт птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек…) М: Цв.бумага, нитки, клей, ножницы. | Радоваться приходу весны, обновлению. Наблюдать, анализировать состояние, пробуждение природы. Овладевать худ. приёмами работы с разными материалами. | 96-98 | |
5. | Сказочная страна. Изображения по сказке. | Создание пространственной композиции. Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. М: Цв.бумага, фольга, ножницы, клей, гуашь, кисти, альбом. | Творчески играть, овладевать навыками коллективной деятельности.Пповторять и варьировать систему несложных действий с худ. материалами. | 98-100 | |
6. р/к | Времена года. Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. | Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно. Навыки овладения различными приёмами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетание цвета и линии. М: Разные опробованные ранее в работе материалы. | Овладение навыками коллективной работы. Учение поэтическому видению мира. Сотрудничать с товарищами. Участие в создании коллективной работы. | 100-102 | |
7. | Времена года. Продолжение работы. | 100-102 | |||
8. р/к | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). Экскурсия. | Восприятие красоты природы. Наблюдение живой природы с т.з. трёх Мастеров. М: Кисти, гуашь для самостоятельной работы. | Любоваться красотой природы. Наблюдать, характеризовать, анализировать, восхищаться. Создавать самостоятельно композицию «Лето». | 102-107 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа России"...
Рабочая программа по математике 4 класс Школа России
Рабочая программа по математике 4 класс Школа России...
Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по математике 2 класс "Школа России" Рабочая программа составлена на основе концепции и программы для начальных классов «Школа России» в 2 ч. Ч.1., Бантова М.А., Бельтюк...
Рабочая программа по технологии 4 класс Школа России по программе Т.Я.Шпикаловой
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по технологии 3 класс Школа России, составлена на основе авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой
рабочая программа соответствует требованиям ФГОС...
Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...