Рабочая программа внеурочной деятельности "Донские узоры" для 2-3 классов
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Данная программа содержит курс занятий, на которых ребята знакомятся с семикаракорской росписью, а также учатся сами расписывать посуду по семикаракорским мотивам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
donskie_uzory_2-3kl.docx | 46.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Донские узоры» разработана на основе авторской программы Рудковской И.А. для занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
-Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Переход от стандарта 2004 года к новому стандарту предполагает построение системы образования на деятельностной парадигме, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения различных способов действий. Наряду с общей грамотностью выступают такие качества выпускника, как например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности становятся одним из значимых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.
Данная программа рассчитана на 34 часа в год: 1 час в неделю.
Основными задачами реализации данной программы являются:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;
- расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;
- влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;
- приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;
- развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
- развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
- формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формировать художественно - творческую активность школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
- расширение художественно-эстетического кругозора;
- приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
- освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
- создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
- освоение простейших технологий дизайна и оформления;
- воспитание зрительской культуры.
Планируемые результаты освоения данной программы
Предметными результатами изучения программы «Донские узоры» в 3-м классе является формирование следующих знаний и умений.
- Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
- Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- Первичное ознакомление учащихся с донской культурой;
- Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;
Личностными результатами изучения программы «Донские узоры» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Донские узоры» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся получат возможность научиться:
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться работать по предложенному плану;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся получат возможность научиться:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
б). оформить свою мысль в устной и письменной форме
Поурочное планирование
2 класс
Тема | Кол-во часов | Дата | Толкование темы |
1 - 2. Три основные краски, строящие многоцветие мира. | 2 | Развитие композиционного мышления и воображения. Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. Различать основные и составные цвета. | |
3- 4. Тёплые и холодные цвета в живописи. «Краски осеннего листа». | 2 | Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать основные и составные цвета и смешивать их с белой и черной краской. Различать жанры произведений изобразительного искусства – пейзаж. | |
5- 6. Приемы рисования. | 2 | Овладение навыками построения композиции, создание творческих работ на основе собственного замысла, использование художественных материалов. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников. | |
7. Беседа «Донская природа в творчестве русских художников». | 1 | Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников | |
8 -9. Осенние мотивы | 2 | Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, используя художественные материалы. | |
10 – 11. Как мазками нарисовать простые по форме цветы. Понятие орнамента | 2 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке . | |
12. Орнамент и узор в круге. Виды орнаментов. | 1 | Формировать умение рисовать в круге, различать виды орнаментов. | |
13 -14. Принцип построения орнамента в круге и квадрате. | 2 | Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | |
15. Декоративное рисование по мотивам семикаракорской росписи | 1 | ||
16 -17. Донской колорит | 2 | Создавать композицию иллюстрирующую Донскую природу | |
18 -19. Растительный орнамент: декоративные листочки и бутоны. Роспись плоских тарелок. | 2 | Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | |
20 -21. Этапы росписи предметов вращения. Роспись кружек: солнечные цветы. | 2 | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. | |
22 -23. Украшение и реальность. Роспись блюдец: донской орнамент | 2 | Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использование художественных материалов. Умение вести диалог. | |
24 -25. Солнечные подсолнушки. Роспись пиалок. | 2 | Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. Применение основных средств художественной выразительности | |
26 -27. Натюрморт. Роспись тарелок. | 2 | Умение участвовать в диалоге. Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. | |
28 -29. Изображение Дона в разных состояниях. Роспись кружек | 2 | Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. | |
30 – 31. Выражение характера (мужской и женский образ). Роспись салфетниц: веселое гулянье. | 2 | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | |
32- 33. Летние мотивы. Роспись сахарниц | 2 | Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников. | |
34. Оформление выставки лучших работ | 1 |
Ресурсы реализации данной программы:
-Сундукова А. Х. Наглядно-методическое пособие, изд. «Карапуз»,2009г.,35с
-Рудковская И. А. «Рисование в начальной школе», изд. «Нева», 2009г.,106с
- Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
- Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
- Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
- Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
- Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
- Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
- Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Компьютер, проектор, магнитофон, звукозаписи для проведения физминуток,.
- Приборы для рисования: кисти, краски, бумага.
-Наглядные таблицы по ИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Донские узоры» разработана на основе авторской программы Рудковской И.А. для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
-Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Переход от стандарта 2004 года к новому стандарту предполагает построение системы образования на деятельностной парадигме, постулирующей в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения различных способов действий. Наряду с общей грамотностью выступают такие качества выпускника, как например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности становятся одним из значимых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.
Данная программа рассчитана на 34 часа в год: 1 час в неделю. Реализуется за 33 часа в связи с нехваткой календарных дней.
Основными задачами реализации данной программы являются:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;
- расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;
- влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;
- приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;
- развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
- развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
- формировать у учащихся нравственно - эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
- формировать художественно - творческую активность школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
- расширение художественно-эстетического кругозора;
- приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
- освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
- создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
- освоение простейших технологий дизайна и оформления;
- воспитание зрительской культуры.
Планируемые результаты освоения данной программы
Предметными результатами изучения программы «Донские узоры» в 3-м классе является формирование следующих знаний и умений.
- Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
- Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- Первичное ознакомление учащихся с донской культурой;
- Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;
Личностными результатами изучения программы «Донские узоры» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Донские узоры» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся получат возможность научиться:
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться работать по предложенному плану;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся получат возможность научиться:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
Тема | Кол-во часов | Дата | Толкование темы | |
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Произведения декоративно-прикладного искусства и значение расписных изделий. Сохранение культурных донских традиций (беседа) | 1 | 6.09 | Умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение. |
2. | Повторение (история росписи, цветовое решение, виды росписи, основные элементы и мотивы) | 1 | 13.09 | Развитие композиционного мышления и воображения. |
3-4. | Простейшие элементы травного орнамента. Узор «травка» (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик) | 2 | 20.09 27.09 | Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать простейшие элементы травного узора. |
5-6. | «Подарок для Мишутки» - самостоятельное украшение ложки элементами травного орнамента (импровизация) | 2 | 4.10 11.10 | Овладение навыками построения композиции, создание творческих работ на основе собственного замысла, использование художественных материалов. |
7. | Травный орнамент (сложной формы с использованием ранее изученных элементов) | 1 | 18.10 | Развитие композиционного мышления и воображения. |
8. | Самостоятельное украшение чашки травным узором (импровизация). Узор «листочки» | 1 | 25.10 | Умение вступать в общение друг с другом по поводу произведений искусства. Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, используя художественные материалы. |
9-10. | Роспись салфетницы с использованием изученных элементов (импровизация | 2 | 1.11 15.11 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. |
11. | Упражнение в рисовании узора «ягодки» кистью и печаткой-тычком | 1 | 22.11 | Формировать умение рисовать кистью и печаткой-тычком, различать виды орнаментов. |
12-13. | Роспись солонки (импровизация). Знакомство с приемом «разживка» | 2 | 29.11 6.12 | Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. |
14. | Орнамент с «ягодками» и «листочками». Дорисовывание орнаментальной полосы по образцу | 1 | 13.12 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. |
15-16. | Роспись вазочки для цветов непрерывной полосой орнамента | 2 | 20.12 27.12 | Создавать композицию иллюстрирующую Донскую природу |
17-18. | Составление композиции «Донское разнотравье» | 2 | 17.01 24.01 | Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. |
19-20. | Коллективная творческая работа «Донская Степь» (аппликация ) | 2 | 31.01 7.02 | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. |
21-22. | Традиционные элементы семикаракорского орнамента - «бутон» и «ромашка». Прием «оживки» | 2 | 14.02 21.02 | Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использование художественных материалов. Умение вести диалог. |
23. | Выполнение упражнений «узор травка», «травный орнамент» (ягодки, листочки, завитки и т.д.) | 1 | 28.02 | Развитие художественного объёмного – пространственного мышления. Применение основных средств художественной выразительности |
24-25. | Творческая работа. Разработка орнаментальной композиции на маленьком блюдце. | 2 | 7.03 14.03 | Умение использовать адекватные выразительные средства в творческой работе. |
26-27. | Практическая работа. Исполнение росписи блюдца. | 2 | 21.03 4.04 | Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. |
28. | Знакомство с цветочными мотивами семикаракорской росписи | 1 | 11.04 | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.. Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. |
29. | Выполнение мотива «стебель». Украшение в технике «под листок» и «под ягодку» | 1 | 18.04 | Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. |
30. | Знакомство с техникой росписи «кудрина». Мотивы птиц и рыб | 1 | 25.04 | Развитие композиционного мышления и воображения. Умение различать простейшие элементы травного узора. |
31-32. | Творческая работа. Составление композиции на глиняной посуде с использованием изученных мотивов | 2 | 2.05 16.05 | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. |
33. | Итоговое занятие. Организация и проведение выставки ученических работ | 1 | 23.05 |
Материально-техническое обеспечение данной программы:
Печатные пособия:
1.Сундукова А. Х. Наглядно-методическое пособие, изд. «Карапуз»,2009г.,35с
2.Рудковская И. А. «Рисование в начальной школе», изд. «Нева», 2009г.,106с
3. Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2008. – 139 с.
4. Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с.
5. Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 64 с.
6. Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
7. Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
8. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
9. Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Технические средства обучения:
1.Компьютер.
2.Магнитофон.
3.Мультимедийный комплекс.
Демонстрационные пособия:
1.Звукозаписи для проведения физминуток.
2. Приборы для рисования: кисти, краски, бумага.
3.Наглядные таблицы по ИЗО для 1 – 4 класса (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности начальной ступени образования (2 класс) научно-познавательного направления 2012 г
Значение средств связи в истории человеческой цивилизации. Календарные обычаи и обряды, сохранившиеся у некоторых народов с древнейших времён....
Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Программа «В мире книг» спосо...
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике во 2 классе в рамках ФГОС НОО
Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной обр...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...
Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы и 5-8 классы
Рабочие программы внеурочной деятельности "Театральная мастерская" 1-4 классы, 5-8 классы...