Рабочая программа по изо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Рабочая программа по изо по программе Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_iskusstvo_3_kl.doc223.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по изобразительному искусству

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс разработана на основе  авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»  3 класс.  

Общая характеристика учебного предмета

        Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

         Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

        Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

        Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие  растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

        В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.

В итоге этого года обучения, обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.    

        Цели обучения

Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:

         • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:

♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

Результаты обучения

В конце 3 класса учащиеся должны иметь представление:

• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;  

• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;

Обучающиеся должны знать:

• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;

• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;

•  что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.

Обучающиеся должны уметь:

• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;

• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;

• использовать элементарные приемы изображения пространства;

• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;

• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.

                                                                             


Программное и учебно – методическое обеспечение ФГОС.

 

Учебная

дисциплина

Класс

Программа,

кем  рекомендована

Тип

программы

(государственная,

авторская)

Кол-во

часов в

неделю

общее

кол-во

Базовый

учебник

Методическое

обеспечение

Дидактическое

обеспечение

ИЗО и

художест-

венный

труд.

3

класс

Программа

авторов:

Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Неменская.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Государственная.

1 час в

неделю

34 часа.

Н. А. Горяева,

Л. А. Неменская «Искусство

вокруг нас».

 Рабочая тетрадь «Искусство вокруг нас».

Л. А. Неменская

«Искусство

вокруг нас»

Альбом,

кисти, гуашь,

карандаши, мелки, пластилин, портреты и работы художни ков.

                                                     


Календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству

№ п/п

        дата

Возможные

виды деятельности

Тема урока

Тип урока

план

факт

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

факт

Р а з д е л 1. ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (7 часов)

1-2

5.09.13

10.09

5.09.13.10.09

Твои игрушки (создание формы, роспись).

Цель: развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка

Урок формирования новых знаний.

Лепка из пластилина

Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму

игрушки

Знать, чем отличается

Гжель от Хохломы

(цвета).

Уметь выполнять роль

мастера Украшения,

расписывая игрушки

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

3

17.09.

17.09

Обои, шторы у тебя дома.

Цель: учить составлять непрерывные полосные орнаменты, развивать навыки использования растительных форм для орнаментальных композиций, развивать художественный вкус

Комбинированный урок.

Работа с бумагой и фломастерами

Знать роль художников в создании обоев, штор. Уметь разработать эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с ее назначением (детская, спальня и т. П.)

Знать роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. Уметь превращать их в орнамент для украшения комнаты. Создать эскиз обоев или штор для спальни или детской (использовать технику трафарета или штампа)

Уметь

находить нужную по теме информацию и пользоваться ею.

Полное

отношение

к урокам

ИЗО

4

23.09

23.09

Посуда у тебя дома.

Цель: совершенствовать приемы рисования с натуры, правильную передачу формы и пропорции, развивать умение самостоятельно решать декоративное оформление предметов, познакомить с элементами хохломской росписи

Урок формирования новых знаний.

Лепка из пластилина Изготовление посуды

Знать работу мастеров

Постройки, Украшения,

Изображения.

Уметь изобразить посуду

по своему образцу

Знать работу мастера по изготовлению посуды: конструкция, форма, украшение, роспись. Уметь расписать посуду, используя элементы хохломской росписи

Эмоциональная отзывчивость

на произведения


                                       

5

30.09

30.09

Мамин платок.

Цель: показать приемы составления декоративных композиций (растительный узор – Хохлома, Гжель)

Урок формирова-ния новых знаний.

Рисование красками на бумаге

Знать в общем искусство росписи тканей. Уметь составить простейший орнамент

Знать разнообразие художественных росписей платков, назначение платков.

Уметь отличать платок от ткани

Чувство

сопричастности к худ-ной

культуре

России

через картины

6

8.10

8.10

Твои книжки.

Цель: развивать творческие способности учащихся, умения раскрывать в иллюстрациях содержание литературного произведения

Комбинированный урок.

Бумажное конструирование

Знать роль художника в создании книги, многообразие видов книг. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации

Знать роль обложки, шрифта, буквицы. Уметь самостоятельно оформить обложку, используя придуманный шрифт

Основа для

развития

чувства

прекрасного.

7

15.10

15.10

Труд художника для твоего дома (декоративная закладка). Цель: познакомить с графическими работами

Урок совершенствования  знаний

Бумажное конструирование

Знать виды графических

работ.

Уметь выполнить

простую графическую

работу

Знать отличие литографии от линогравюры. Уметь выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно

Эмпатия как

понимание чувств других

людей и

сопереживание им.

Р а з д е л 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (6 часов)

8

22.10

22.10

Наследие предков: памятники архитектуры.

Цель: познакомить с архитектурой родного города, с трудом художников, архитекторов, строителей; начать работу над панно «Мой любимый город»

НРК «Памятники г. Н-Мара» экскурсия

Урок формиро-вания новых знаний.

Рисование, складывание из шаблонов

Знать основные памятники города, места их нахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн

Знать скульптора Е. Ву-четича, его работы. Уметь изобразить один из памятников

Уметь

находить нужную информацию и пользоваться ею


II ЧЕТВЕРТЬ

9

5.11

5.11

Витрины на улицах.

урок формиро-вания новых знаний.

аппликация

Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города.

Уметь отличать разные

по назначению и оформлению витрины

Знать о назначении

витрин как способе

украшения улицы.

Уметь составить проект

оформления витрины

Уметь находить

необходимый

справочно-информационный

материал

по теме и пользоваться им

10

12.11

12.11

Парки, скверы, бульвары.

комбин

урок формиро-вания новых знаний.

Рисование

Знать, в чем заключается

работа художника-архитектора.

Уметь изобразить парк или сквер

Знать, что такое ландшафтная архитектура;

что работа художника-

архитектора - работа

целого коллектива.

Уметь изобразить дет-

скую площадку или «бульвар для раздумий»

11

18.11

18.11

Ажурные ограды.

Цель: развивать творческое

воображение художников-

конструкторов

Урок комб формирования новых знаний.

аппликация

Знать разные инженерные формы ажурных сцеплений металла.

Уметь конструировать из проволоки ажурные решетки

Основа для

развития

чувства

прекрасного

развития

чувства

прекрасного

12

25.11

25.11

Волшебные фонари.

Цель: расширять представление

учащихся о работе художников по

созданию общего облика города,

продолжать работу над панно

комб

поделка

Знать виды и назначение

фонарей.

Уметь придумать свои

варианты фонарей для

детского праздника

Знать, как конструиро-

вать фонарь из бумаги.

Уметь конструировать

фонарь из цветной

бумаги к празднику

13

2.12

2.12

Транспорт.

Цель: обратить внимание детей на выразительность форм транспорта - воздушного, наземного, на его историю и эволюцию НРК «Транспорт твоего города»

комб формиро-вания новых знаний.

конструиров

Знать разные виды

транспорта.

Уметь изобразить разные виды транспорта

Знать многообразие

форм, связь формы

со временем создания,

скоростью.

Уметь создать панно

с аппликацией

Полное

отношение

к урокам

ИЗО


                                                 

                                           

                                               

Раздел 3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (7 часов)

14

9.12

9.12

Художник в театре  (образ театрального героя).

Цель: развивать представление о деятельности художника, раскрыть сущность театрального слова, показать, в чем проявляется фантазия художника и зрителя

Урок формирования новых знаний.

акварель

Знать истоки театрального искусства. Уметь создать эпизод

театральной сказки

Знать, каким был древний античный театр. Уметь нарисовать арену

древнего театра

Уметь

находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им

15

16.12

16.12

Образ театрального героя.

Цель: ввести в мир театра, в мир условностей, в мир игры

НРК «Кукольный театр в твоем городе»

Урок формирования новых знаний.

Макет театральной постановки

Знать театр кукол как

пример видового разнообразия театра. Уметь создать эскиз театральных кукол-персонажей

Знать термин спектакль

как цепь взаимосвязанных действий. Уметь создать кукольного героя с выразительным характером

16-17

24.12 13.01

24.12 13.01

Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм.

Цель: создать куклы к кукольному спектаклю; расширить представление детей о кукольном театре и его истоках; развивать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа

НРК «Национальные куклы НАО»

Комбин.

Бумажная

кукла

Знать отличие кукольного театра от других видов театра.

Уметь создать в паре голову кукольного персонажа

Знать, что такое перчаточная кукла. Уметь изготовить голову перчаточной куклы

Полное отношение

к урокам

ИЗО


18

20.01

20.01

Театральный занавес.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о театре; познакомить с театральным зданием

Урок формирования новых знаний.

Знать устройство театра. Уметь анализировать отличие театра от кинотеатра

Знать эволюцию театрального помещения от древнего амфитеатра до современного. Уметь изобразить эскиз театрального занавеса

Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им

19

27.01

27.01

Афиша.

Цель: познакомить с работой художников графиков, с театральным плакатом; дать представление - о назначении афиш

комбин

Создание эскизов

Знать о назначении

афиши.

Уметь создать эскиз

афиши к спектаклю

Знать различие между плакатом и афишей. Уметь создать эскиз афиши группой без помощи учителя

20

3.02

3.02

Художник и цирк. Праздник в городе.

Цель: закрепить знания о театре и цирке

Урок закрепления и совершенствования знаний

Рисунок акварелью

Знать отличие и сходство театра и цирка. Уметь создать эскиз циркового представления

Знать элементы оформления, созданные художником в цирке: костюм, реквизит. Уметь изобразить цирковой персонаж в движении

Основа для

развития

чувства

прекрасного

Раздел 4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (13 часов)

21

10.02

10.02

Музеи в жизни города.

Цель: познакомить с историей культуры и искусства, приобщить к миру искусства, помочь сделать первый шаг к самостоятельному их изучению и посещению музея

НРК «Экскурсия в музей Н-Мара»

Урок формирования новых знаний.

знаний

Рисование на свободную тему

Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Уметь изобразить интерьер музея

Знать, из чего состоит интерьер музея; крупнейшие музеи страны. Уметь создать образ музея (работа в паре)

Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им

22-23

17.02

24.02

17.02

Изобразительное искусство: картина-пейзаж.

Цель: познакомить учащихся с жанром пейзажа, научить видеть и передавать в рисунке красоту природы

НРК «Природа Крайнего Севера»

Урок формирования новых знаний.

Краски, карандаши

Знать, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже.

Уметь изобразить пейзаж по представлению

Знать знаменитые картины-пейзажи И. Айвазовского, И. Шишкина. Уметь передать настроение пейзажа

Основа для

развития

чувства

прекрасного


24-25

3.03, 17.03

3.03, 17.03

Картина-натюрморт.

Цель: показать отношение художника к тому, что он изображает

Урок формирования новых знаний.

Знать, что такое натюрморт, где можно увидеть

натюрморт. Уметь изобразить натюрморт по представлению

Знать о средствах выражения настроения

в натюрморте, о роли цвета. Уметь создать натюрморты с разным настроением (веселый, грустный)

Основа для

развития

чувства

прекрасного

IV четверть

26 -

7.04, 14.04

Картина-портрет.

Цель: познакомить учащихся

с изображением человека на портрете

комбин

рисунок

Знать жанр портрета.

Уметь нарисовать порт-

рет близкого человека

Знать знаменитые кар-

тины, портреты.

Уметь создать самостоятельно живописный портрет близкого человека

Основа для

развития

чувства

прекрасного

27

28

21.04

Картины исторические и бытовые.

Цель: научить отличать исторические картины от бытовых, прививать любовь к Родине - чувство патриотизма

НРК «Мемориал воинам – героям НМ»

комб

рисунок

Знать отличие историче-

ских и бытовых картин.

Уметь изобразить сцену

из повседневной жизни

людей

Знать мемориальный

комплекс Воинской

славы в городе Н-Маре

Уметь изобразить мемориальный комплекс Воинской славы

Полное

отношение

к урокам

ИЗО

29 -

28.04

Скульптура в музеях и на улицах.

Цель: познакомить с жанром скульптуры, разнообразием скульптурных материалов

комб

Знать, что такое скульптура.

Уметь смотреть

на скульптуру

Знать разнообразие

скульптурных материалов, особенности парковой скульптуры. Уметь лепить фигуру человека и животного в движении

Основа для

развития

чувства

прекрасного

30

5.05

Лепка из пластилина

из пластилина (лепка фигуры человека и животных)

31-32

12.05

19.05

Художественная  выставка

Знать, что такое выстав-

33

26.05

Обобщение темы четверти.

Цель: оформить выставку лучших работы учащихся за год

Обобще-ние

ка.

Уметь подготовить к

выставке лучшие работы

Полное

отношение

к урокам ИЗО



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...