Рабочая программа по изо
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа по изо по программе Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo_3_kl.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по изобразительному искусству
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс разработана на основе авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.
В итоге этого года обучения, обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 3 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;
♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;
♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;
♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;
♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;
♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);
♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.
Результаты обучения
В конце 3 класса учащиеся должны иметь представление:
• о творчестве художников – иллюстраторов детских книг;
• о художественных промыслах: хохломской росписи посуды, дымковской глиняной игрушке;
Обучающиеся должны знать:
• новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
• разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы;
• что в создании разнообразных предметов и вещей важную роль играет выбор материалов, форм, узоров, конструкций.
Обучающиеся должны уметь:
• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
• выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию;
• использовать элементарные приемы изображения пространства;
• передавать пропорции человеческого тела, движения человека;
• правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции.
Программное и учебно – методическое обеспечение ФГОС.
Учебная дисциплина | Класс | Программа, кем рекомендована | Тип программы (государственная, авторская) | Кол-во часов в неделю общее кол-во | Базовый учебник | Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение |
ИЗО и художест- венный труд. | 3 класс | Программа авторов: Б. М. Неменский, В. Г. Гурова, Л. А. Неменская. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. | Государственная. | 1 час в неделю 34 часа. | Н. А. Горяева, Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас». Рабочая тетрадь «Искусство вокруг нас». | Л. А. Неменская «Искусство вокруг нас» | Альбом, кисти, гуашь, карандаши, мелки, пластилин, портреты и работы художни ков. |
Календарно- тематическое планирование по изобразительному искусству
№ п/п | |||||||||
дата | Возможные виды деятельности | ||||||||
Тема урока | Тип урока | ||||||||
план | факт | Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | факт | ||||
Р а з д е л 1. ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (7 часов) | |||||||||
1-2 | 5.09.13 10.09 | 5.09.13.10.09 | Твои игрушки (создание формы, роспись). Цель: развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка | Урок формирования новых знаний. | Лепка из пластилина | Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки | Знать, чем отличается Гжель от Хохломы (цвета). Уметь выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | |
3 | 17.09. | 17.09 | Обои, шторы у тебя дома. Цель: учить составлять непрерывные полосные орнаменты, развивать навыки использования растительных форм для орнаментальных композиций, развивать художественный вкус | Комбинированный урок. | Работа с бумагой и фломастерами | Знать роль художников в создании обоев, штор. Уметь разработать эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с ее назначением (детская, спальня и т. П.) | Знать роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы. Уметь превращать их в орнамент для украшения комнаты. Создать эскиз обоев или штор для спальни или детской (использовать технику трафарета или штампа) | Уметь находить нужную по теме информацию и пользоваться ею. Полное отношение к урокам ИЗО | |
4 | 23.09 | 23.09 | Посуда у тебя дома. Цель: совершенствовать приемы рисования с натуры, правильную передачу формы и пропорции, развивать умение самостоятельно решать декоративное оформление предметов, познакомить с элементами хохломской росписи | Урок формирования новых знаний. | Лепка из пластилина Изготовление посуды | Знать работу мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Уметь изобразить посуду по своему образцу | Знать работу мастера по изготовлению посуды: конструкция, форма, украшение, роспись. Уметь расписать посуду, используя элементы хохломской росписи | Эмоциональная отзывчивость на произведения |
| |||||||||
5 | 30.09 | 30.09 | Мамин платок. Цель: показать приемы составления декоративных композиций (растительный узор – Хохлома, Гжель) | Урок формирова-ния новых знаний. | Рисование красками на бумаге | Знать в общем искусство росписи тканей. Уметь составить простейший орнамент | Знать разнообразие художественных росписей платков, назначение платков. Уметь отличать платок от ткани | Чувство сопричастности к худ-ной культуре России через картины | |
6 | 8.10 | 8.10 | Твои книжки. Цель: развивать творческие способности учащихся, умения раскрывать в иллюстрациях содержание литературного произведения | Комбинированный урок. | Бумажное конструирование | Знать роль художника в создании книги, многообразие видов книг. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации | Знать роль обложки, шрифта, буквицы. Уметь самостоятельно оформить обложку, используя придуманный шрифт | Основа для развития чувства прекрасного. | |
7 | 15.10 | 15.10 | Труд художника для твоего дома (декоративная закладка). Цель: познакомить с графическими работами | Урок совершенствования знаний | Бумажное конструирование | Знать виды графических работ. Уметь выполнить простую графическую работу | Знать отличие литографии от линогравюры. Уметь выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. | |
Р а з д е л 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (6 часов) | |||||||||
8 | 22.10 | 22.10 | Наследие предков: памятники архитектуры. Цель: познакомить с архитектурой родного города, с трудом художников, архитекторов, строителей; начать работу над панно «Мой любимый город» НРК «Памятники г. Н-Мара» экскурсия | Урок формиро-вания новых знаний. | Рисование, складывание из шаблонов | Знать основные памятники города, места их нахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн | Знать скульптора Е. Ву-четича, его работы. Уметь изобразить один из памятников | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею |
II ЧЕТВЕРТЬ | ||||||||||
9 | 5.11 | 5.11 | Витрины на улицах. | урок формиро-вания новых знаний. | аппликация | Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города. Уметь отличать разные по назначению и оформлению витрины | Знать о назначении витрин как способе украшения улицы. Уметь составить проект оформления витрины | Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | ||
10 | 12.11 | 12.11 | Парки, скверы, бульвары. | комбин урок формиро-вания новых знаний. | Рисование | Знать, в чем заключается работа художника-архитектора. Уметь изобразить парк или сквер | Знать, что такое ландшафтная архитектура; что работа художника- архитектора - работа целого коллектива. Уметь изобразить дет- скую площадку или «бульвар для раздумий» | |||
11 | 18.11 | 18.11 | Ажурные ограды. Цель: развивать творческое воображение художников- конструкторов | Урок комб формирования новых знаний. | аппликация | Знать разные инженерные формы ажурных сцеплений металла. Уметь конструировать из проволоки ажурные решетки | Основа для развития чувства прекрасного развития чувства прекрасного | |||
12 | 25.11 | 25.11 | Волшебные фонари. Цель: расширять представление учащихся о работе художников по созданию общего облика города, продолжать работу над панно | комб | поделка | Знать виды и назначение фонарей. Уметь придумать свои варианты фонарей для детского праздника | Знать, как конструиро- вать фонарь из бумаги. Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги к празднику | |||
13 | 2.12 | 2.12 | Транспорт. Цель: обратить внимание детей на выразительность форм транспорта - воздушного, наземного, на его историю и эволюцию НРК «Транспорт твоего города» | комб формиро-вания новых знаний. | конструиров | Знать разные виды транспорта. Уметь изобразить разные виды транспорта | Знать многообразие форм, связь формы со временем создания, скоростью. Уметь создать панно с аппликацией | Полное отношение к урокам ИЗО | ||
|
|
| |||||||
Раздел 3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (7 часов) | |||||||||
14 | 9.12 | 9.12 | Художник в театре (образ театрального героя). Цель: развивать представление о деятельности художника, раскрыть сущность театрального слова, показать, в чем проявляется фантазия художника и зрителя | Урок формирования новых знаний. | акварель | Знать истоки театрального искусства. Уметь создать эпизод театральной сказки | Знать, каким был древний античный театр. Уметь нарисовать арену древнего театра | Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | |
15 | 16.12 | 16.12 | Образ театрального героя. Цель: ввести в мир театра, в мир условностей, в мир игры НРК «Кукольный театр в твоем городе» | Урок формирования новых знаний. | Макет театральной постановки | Знать театр кукол как пример видового разнообразия театра. Уметь создать эскиз театральных кукол-персонажей | Знать термин спектакль как цепь взаимосвязанных действий. Уметь создать кукольного героя с выразительным характером | ||
16-17 | 24.12 13.01 | 24.12 13.01 | Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм. Цель: создать куклы к кукольному спектаклю; расширить представление детей о кукольном театре и его истоках; развивать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа НРК «Национальные куклы НАО» | Комбин. | Бумажная кукла | Знать отличие кукольного театра от других видов театра. Уметь создать в паре голову кукольного персонажа | Знать, что такое перчаточная кукла. Уметь изготовить голову перчаточной куклы | Полное отношение к урокам ИЗО | |
18 | 20.01 | 20.01 | Театральный занавес. Цель: обобщить и систематизировать знания детей о театре; познакомить с театральным зданием | Урок формирования новых знаний. | Знать устройство театра. Уметь анализировать отличие театра от кинотеатра | Знать эволюцию театрального помещения от древнего амфитеатра до современного. Уметь изобразить эскиз театрального занавеса | Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | ||
19 | 27.01 | 27.01 | Афиша. Цель: познакомить с работой художников графиков, с театральным плакатом; дать представление - о назначении афиш | комбин | Создание эскизов | Знать о назначении афиши. Уметь создать эскиз афиши к спектаклю | Знать различие между плакатом и афишей. Уметь создать эскиз афиши группой без помощи учителя | ||
20 | 3.02 | 3.02 | Художник и цирк. Праздник в городе. Цель: закрепить знания о театре и цирке | Урок закрепления и совершенствования знаний | Рисунок акварелью | Знать отличие и сходство театра и цирка. Уметь создать эскиз циркового представления | Знать элементы оформления, созданные художником в цирке: костюм, реквизит. Уметь изобразить цирковой персонаж в движении | Основа для развития чувства прекрасного | |
Раздел 4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (13 часов) | |||||||||
21 | 10.02 | 10.02 | Музеи в жизни города. Цель: познакомить с историей культуры и искусства, приобщить к миру искусства, помочь сделать первый шаг к самостоятельному их изучению и посещению музея НРК «Экскурсия в музей Н-Мара» | Урок формирования новых знаний. знаний | Рисование на свободную тему | Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Уметь изобразить интерьер музея | Знать, из чего состоит интерьер музея; крупнейшие музеи страны. Уметь создать образ музея (работа в паре) | Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | |
22-23 | 17.02 24.02 | 17.02 | Изобразительное искусство: картина-пейзаж. Цель: познакомить учащихся с жанром пейзажа, научить видеть и передавать в рисунке красоту природы НРК «Природа Крайнего Севера» | Урок формирования новых знаний. | Краски, карандаши | Знать, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Уметь изобразить пейзаж по представлению | Знать знаменитые картины-пейзажи И. Айвазовского, И. Шишкина. Уметь передать настроение пейзажа | Основа для развития чувства прекрасного |
24-25 | 3.03, 17.03 | 3.03, 17.03 | Картина-натюрморт. Цель: показать отношение художника к тому, что он изображает | Урок формирования новых знаний. | Знать, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт. Уметь изобразить натюрморт по представлению | Знать о средствах выражения настроения в натюрморте, о роли цвета. Уметь создать натюрморты с разным настроением (веселый, грустный) | Основа для развития чувства прекрасного | ||
IV четверть | |||||||||
26 - | 7.04, 14.04 | Картина-портрет. Цель: познакомить учащихся с изображением человека на портрете | комбин | рисунок | Знать жанр портрета. Уметь нарисовать порт- рет близкого человека | Знать знаменитые кар- тины, портреты. Уметь создать самостоятельно живописный портрет близкого человека | Основа для развития чувства прекрасного | ||
27 | |||||||||
28 | 21.04 | Картины исторические и бытовые. Цель: научить отличать исторические картины от бытовых, прививать любовь к Родине - чувство патриотизма НРК «Мемориал воинам – героям НМ» | комб | рисунок | Знать отличие историче- ских и бытовых картин. Уметь изобразить сцену из повседневной жизни людей | Знать мемориальный комплекс Воинской славы в городе Н-Маре Уметь изобразить мемориальный комплекс Воинской славы | Полное отношение к урокам ИЗО | ||
29 - | 28.04 | Скульптура в музеях и на улицах. Цель: познакомить с жанром скульптуры, разнообразием скульптурных материалов | комб | Знать, что такое скульптура. Уметь смотреть на скульптуру | Знать разнообразие скульптурных материалов, особенности парковой скульптуры. Уметь лепить фигуру человека и животного в движении | Основа для развития чувства прекрасного | |||
30 | 5.05 | Лепка из пластилина | |||||||
из пластилина (лепка фигуры человека и животных) | |||||||||
31-32 | 12.05 19.05 | Художественная выставка | Знать, что такое выстав- |
33 | 26.05 | Обобщение темы четверти. Цель: оформить выставку лучших работы учащихся за год | Обобще-ние | ка. Уметь подготовить к выставке лучшие работы | Полное отношение к урокам ИЗО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...