Внеклассное занятие 3 класс - «Масленица. Символы солнца в изобразительном искусстве»
план-конспект занятия (изобразительное искусство, 3 класс) по теме
Солнце издревле почиталось различными народами мира. Ведь колесо, круг - это символ солнца, который изображался древними людьми на предметах быта, одежде, полотенцах как символ оберега от всего недоброго и злого. Часто сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали на жердь и устанавливали посреди костра.
В старые годы встреча Масленицы совершалась торжественно. Праздновали Масленицу целую неделю. Катание на санях и строительство «снежных городков» происходило в понедельник и во вторник. Потом наступала среда-Лакомка. В этот день стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Часто украшали блины символами солнца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Символика солнца в украшении блинов на Масленицу. | 18.65 КБ |
simvoly_solntsa_v_ukrashenii_blinov.dokument_microsoft_word.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема внеклассного занятия 3 класс - «Масленица. Символы солнца в изобразительном искусстве»
Оборудование: Презентация «Символы солнца в изобразительном искусстве», изображение солнца на кругах, имитирующих изображение блина, картины художников изображающих празднование масленицы (Б.Кустодиев).
Ход занятия: 1. Организация учащихся.
Учитель.
- Мы с вами поговорим о самой большой звезде, которая светит нам везде.
Звезде по имени Солнце. Вот и оно заглянуло к нам в оконце.
- Какой приближается праздник? Дети отвечают.
- Ребята, а что вы знаете о народном празднике «Масленице»? (Дети делятся своими знаниями). Сегодня я предлагаю вам поиграть, порисовать. И разрешите солнышками вас называть.
- А почему на масленицу люди пекут блины?
Правильно, круглый блин похож на солнце. Люди хотят, чтобы поскорее пришла весна - красна. Пекут не только блины, но и жаворонков. Делают из глины свистульки, тем самым зазывая птиц, а значит и весну.
Блины украшали ягодами, смородиной, малиной, вареньем, сметанкой, и другими съедобными продуктами. Люди изображали различные символы, знаки оберега.
Сейчас мы посмотрим презентацию о символике народной. Как люди изображали солнце не только на Руси, но и у других народов.
(Просмотр презентации)
Мы сейчас тоже украсим наш блин, вырезанный из бумаги и назовём его поздравительная Блин-открытка.
Используя изображения на доске, в презентации нарисуйте украшения на своём «блине». На обратной стороне напишите поздравления своим близким.
В это время две девочки Снежанка и Веснянка на доске делают композицию из ранее изготовленных домиков, людей, одетых в народные праздничные одежды. Наклеивают дома людей, солнце, сгорающее соломенное чучело.
Учитель. Вот мы и подошли к завершению нашего занятия. Пока наши художники - пекари украшали блины, Снежанка и Веснянка в образе Зимы и Весны создали вот такую интересную композицию - аппликацию (изображение деревни, нарядно украшенный народ, в центре сжигаемое чучело). Расскажите о своей картине.
Девочки: Мы изобразили праздник под названием «Масленица». В центре мы поставили соломенное чучело, охваченное пламенем. Вокруг стоят люди радуются, поют песни и смотрят, как оно горит.
Учитель. А что означает чучело и почему оно горит в костре. Что вы знаете об этом.
Девочка -Снежанка: Чучело-это чудище по имени Морана (зима), которое наводило страх на всё живое. Но появлялось светлое божество весеннего плодородия земли - веселая красавица Лада, которую окружала многочисленная свита. С весенней песней шла она на поиски своего жениха - Леля, зачарованного злой колдуньей. Шли века, и мало-помалу красавица - богиня, вестница весны Лада превратилась в Масленицу.
На седьмой день масленицы, к вечеру всем миром шли на пригорок за селом, где сжигали, безобразное чучело-чудовище Морану - символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой ожидая хорошей весны и добрых всходов. Люди сжигали чучело, а вместе с ним всё недоброе и злое, сжигалась зима-Морана под песни молодежи.
Девочка – Веснянка: Масленица - гостья особая. Ее одно может привлечь - долгожданное солнечное тепло. Масленица - девушка капризная. Она любит, чтобы звали ее долго, хвалили-нахваливали да угощениями вкусными заманивали. Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого.
В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. В костер, в котором уничтожалось чучело, обычно также выкидывали ненужные и старые вещи, одежду от хворых людей. В этом плане люди хотели избавиться от всего дурного. Потом пепел развевали по полям, чтобы новый урожай был хорошим и богатым. Вот такое очень интересное было празднование!
Учитель. Часто сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали на жердь и устанавливали посреди костра.
В старые годы встреча Масленицы совершалась торжественно. Праздновали Масленицу целую неделю. Катание на санях и строительство «снежных городков» происходило в понедельник и во вторник. Потом наступала среда-Лакомка. В этот день стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Часто украшали блины символами солнца.
Солнце издревле почиталось различными народами мира. Ведь колесо, круг - это символ солнца, который изображался древними людьми на предметах быта, одежде, полотенцах как символ оберега от всего недоброго и злого.
Показ презентации.
- Давайте ещё раз посмотрим на символы солнца. Всё ли вы учли в своих украшениях.
- А сейчас посмотрим, что же изобразили наши пекари на своих блинах. «Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». Дети, покажите что у вас получилось.
Учащиеся показывают свои работы друг другу.
Ученик
- Я хочу добавить, что для славян масленица долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта.
Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".
Учитель. После Масленицы наступал Великий пост, все верующие постничали, то есть воздерживались в еде и развлечениях.
В заключение, я знаю, вы на музыке учили песню связанную с праздником проводы зимы. Очень хочется послушать.
Звучит песня «Ой блины мои блины». Дети подпевают.
Под песню Снежанка и Веснянка собирают блины-открытки и обмениваются друг-с другом с пожеланиями.
Учитель.
Проходят века, меняется жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжает жить. Ее встречают и провожают с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Масленицу провожали — весну встречали,
Гостья погостилася, с зимушкой простилася,
С крыши капели, грачи прилетели,
Воробьи чирикают, они весну кликают.
С наступающей Масленицей всех вас!
Предварительный просмотр:
Тема внеклассного занятия 3 класс - «Масленица. Символы солнца в изобразительном искусстве»
Оборудование: Презентация «Символы солнца в изобразительном искусстве», изображение солнца на кругах, имитирующих изображение блина, картины художников изображающих празднование масленицы (Б.Кустодиев).
Ход занятия: 1. Организация учащихся.
Учитель.
- Мы с вами поговорим о самой большой звезде, которая светит нам везде.
Звезде по имени Солнце. Вот и оно заглянуло к нам в оконце.
- Какой приближается праздник? Дети отвечают.
- Ребята, а что вы знаете о народном празднике «Масленице»? (Дети делятся своими знаниями). Сегодня я предлагаю вам поиграть, порисовать. И разрешите солнышками вас называть.
- А почему на масленицу люди пекут блины?
Правильно, круглый блин похож на солнце. Люди хотят, чтобы поскорее пришла весна - красна. Пекут не только блины, но и жаворонков. Делают из глины свистульки, тем самым зазывая птиц, а значит и весну.
Блины украшали ягодами, смородиной, малиной, вареньем, сметанкой, и другими съедобными продуктами. Люди изображали различные символы, знаки оберега.
Сейчас мы посмотрим презентацию о символике народной. Как люди изображали солнце не только на Руси, но и у других народов.
(Просмотр презентации)
Мы сейчас тоже украсим наш блин, вырезанный из бумаги и назовём его поздравительная Блин-открытка.
Используя изображения на доске, в презентации нарисуйте украшения на своём «блине». На обратной стороне напишите поздравления своим близким.
В это время две девочки Снежанка и Веснянка на доске делают композицию из ранее изготовленных домиков, людей, одетых в народные праздничные одежды. Наклеивают дома людей, солнце, сгорающее соломенное чучело.
Учитель. Вот мы и подошли к завершению нашего занятия. Пока наши художники - пекари украшали блины, Снежанка и Веснянка в образе Зимы и Весны создали вот такую интересную композицию - аппликацию (изображение деревни, нарядно украшенный народ, в центре сжигаемое чучело). Расскажите о своей картине.
Девочки: Мы изобразили праздник под названием «Масленица». В центре мы поставили соломенное чучело, охваченное пламенем. Вокруг стоят люди радуются, поют песни и смотрят, как оно горит.
Учитель. А что означает чучело и почему оно горит в костре. Что вы знаете об этом.
Девочка -Снежанка: Чучело-это чудище по имени Морана (зима), которое наводило страх на всё живое. Но появлялось светлое божество весеннего плодородия земли - веселая красавица Лада, которую окружала многочисленная свита. С весенней песней шла она на поиски своего жениха - Леля, зачарованного злой колдуньей. Шли века, и мало-помалу красавица - богиня, вестница весны Лада превратилась в Масленицу.
На седьмой день масленицы, к вечеру всем миром шли на пригорок за селом, где сжигали, безобразное чучело-чудовище Морану - символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой ожидая хорошей весны и добрых всходов. Люди сжигали чучело, а вместе с ним всё недоброе и злое, сжигалась зима-Морана под песни молодежи.
Девочка – Веснянка: Масленица - гостья особая. Ее одно может привлечь - долгожданное солнечное тепло. Масленица - девушка капризная. Она любит, чтобы звали ее долго, хвалили-нахваливали да угощениями вкусными заманивали. Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого.
В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. В костер, в котором уничтожалось чучело, обычно также выкидывали ненужные и старые вещи, одежду от хворых людей. В этом плане люди хотели избавиться от всего дурного. Потом пепел развевали по полям, чтобы новый урожай был хорошим и богатым. Вот такое очень интересное было празднование!
Учитель. Часто сжигали в костре колесо, которое являлось символом солнца и связывалось с приближающейся весной; его чаще всего надевали на жердь и устанавливали посреди костра.
В старые годы встреча Масленицы совершалась торжественно. Праздновали Масленицу целую неделю. Катание на санях и строительство «снежных городков» происходило в понедельник и во вторник. Потом наступала среда-Лакомка. В этот день стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Часто украшали блины символами солнца.
Солнце издревле почиталось различными народами мира. Ведь колесо, круг - это символ солнца, который изображался древними людьми на предметах быта, одежде, полотенцах как символ оберега от всего недоброго и злого.
Показ презентации.
- Давайте ещё раз посмотрим на символы солнца. Всё ли вы учли в своих украшениях.
- А сейчас посмотрим, что же изобразили наши пекари на своих блинах. «Блин — символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей». Дети, покажите что у вас получилось.
Учащиеся показывают свои работы друг другу.
Ученик
- Я хочу добавить, что для славян масленица долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта.
Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе "честной", "широкой", "обжорной", а то и "разорительницей".
Учитель. После Масленицы наступал Великий пост, все верующие постничали, то есть воздерживались в еде и развлечениях.
В заключение, я знаю, вы на музыке учили песню связанную с праздником проводы зимы. Очень хочется послушать.
Звучит песня «Ой блины мои блины». Дети подпевают.
Под песню Снежанка и Веснянка собирают блины-открытки и обмениваются друг-с другом с пожеланиями.
Учитель.
Проходят века, меняется жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжает жить. Ее встречают и провожают с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Масленицу провожали — весну встречали,
Гостья погостилася, с зимушкой простилася,
С крыши капели, грачи прилетели,
Воробьи чирикают, они весну кликают.
С наступающей Масленицей всех вас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ "Широкая масленица"
Разработка классного часа, раздатка и презентация...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Символика солнца в изобразительном искусстве.
Солнце издревле почиталось различными народами мира.Наши предки славяне считали Солнце Богом, и называли его Ра. Солнце боготворят и сейчас, относясь к нему с восхищением и страхом перед его мощью. Со...
МАСТЕР-КЛАСС «Использование художественной нетрадиционной техники изобразительного искусства — пластилинографии. Карлсон».
Прежде чем говорить непосредственно о пластилине, о рисовании этим материалом, надо сказать о том, на какие стороны формирующийся личности ребенка он оказывает свое благотворное влияние. Тактильная ак...
3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме : "Чуден свет-мудры люди, дивны дела их" (конспект+презентация)
Дисциплина: изобразительное искусствоТема урока: Чуден свет- мудры люди, дивны дела их.(класс 3, урок №6)Тип урока: урок-вариацияЦель: - создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия...
3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр" (конспект+презентация)
3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр"...
Конспект урока 2 класса "УМК Школа России" по изобразительному искусству Тема: «Искусство объединяет народы. Материнство»
Цели деятельности учителя: формирование представления о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствование навыков и умений в изображении человека.Планируемые результатыПредметны...