рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
рабочая программа по ИЗО по УМК Перспективная начальная школа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_progr_izo_2_klass.docx | 106.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Лизиновская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на заседании МО Протокол №______ от "_____" ___________20____ г. руковод. МО _____________ | "Согласовано" Заместитель директора школы по УВР__________________ И.Ю.Белакова | "Утверждаю" Директор школы ________________ Н.В. Шевченко Приказ №____ от "_____"________20 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО изобразительному искусству__
ВО КЛАССЕ
Уровень обучения: (базовый)
Программа составлена:Светличной Н.Д..,
учителем начальных классов
1 квалификационной категории.
По программеВ.С.Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2008 год.
2013 -2014 учебный год
- 2.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по изобразительному искусству В.С.Кузина «Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 класс», Москва, издательство «Дрофа» 2008 год. Авторская программа соответствует Федеральному государственному стандарту за курс начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г.
Программа по изобразительному искусству построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Содержание программы полностью соответствует авторской программе Кузина В.С. «Изобразительное искусство».
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Целиначального общего образования по «Изобразительному искусству»:
Развитие личности учащихся средствами искусства;
Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за сёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
- система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки, кисть др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Содержание примерной рабочий программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Обоснование выбора
Данная программа позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по изобразительному искусству..
Данная программа обеспечивает овладение детьми умений: разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении; выделять существенные и несущественные признаки предметов; выделять основное в несложном практическом задании; определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность; сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
- 3.Общая характеристика учебного предмета.
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовномуопыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности,дарования и творческих способностей ребенка.
В основу программы положены:
- единство воспитания, обучения и творческойдеятельности учащихся;
- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
- система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира,математики, технологии;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на
темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.
В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся скомпьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебногопроцесса-уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их
изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование попамяти и представлению.
Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы — это создание сюжетныхкомпозиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственногоположения, освещенности, цвета.
В 1—4 классах тематическое рисование включаетв себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.
Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законамикомпозиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения врисунке, об эмоциональных возможностях цвета.
Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть
гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомитдетей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Детиучатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.
Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.
Обучение декоративной работе осуществляется впроцессе выполнения творческих декоративныхкомпозиций, составления эскизов оформительских
работ (возможно выполнение упражнений на основеобразца).
Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги,ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
Декоративно-прикладное и народное искусствоявляются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю,учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.
Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьниковформируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием раздела является лепкафруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей снатуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта итруда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки).
Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса кискусству, формируют потребность в знакомстве с
произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.
Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями
России и мира.
4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства отводится 135 ч.
Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс -33 часа (1 час в неделю), 2 класс — 34 часа (1 час в неделю), 3 класс - 34 часа (1 час в неделю), 4 класс -34 часа (1 час в неделю).
5.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценностные ориентиры содержания курса отражены в личностных, метапредметных и предметных результатах освоения изобразительного искусства в начальной школе и имеют следующие целевые установки:
- Формированиеосновгражданственности;
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации.
Реализация ценностных ориентиров на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного
развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития детей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование основ гражданственности, любви к семье, уважение к людям и своей стране; воспитание чувства гордости за свою Родину, уважения к традициям и культуредругихнародов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных способностей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- овладение способностью принимать цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения художественных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;
- формирование основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;
- развитие способности к созданию на доступном уровне сложности выразительного художественного образа.
6.Содержание тем учебного курса.
2 КЛАСС (35 ч)
Рисование с натуры, по памятии по представлению (рисунок, живопись)(9 ч)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты своих наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания:
а) рисование бабочек;
б) рисование простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень), цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т.д);
в) рисование книги, дорожного знака, детского воздушного шара; мяча, овощей (морковь, огурец),
фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);
г) рисование игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);
д) рисование игрушечных машин (легковая автомашина, троллейбус, автобус, трактор и т. п.);
е) выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы (8 ч)
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Изображение в тематическом рисунке пространства, передача пропорций и основного цвета объектов.
Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания:
а) рисование на темы «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья»,
«Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная
башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
б) иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка»,
«Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А.Пушкина, «Мой садик» А.Плещеева,
«Береза» С. Есенина, «Радуга-Дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина,
«Цветы и ягоды» Н. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого.
Декоративная работа (8 ч)
Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов простой формы применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, а также элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на
основе декоративного изображения ягод, листьев;
б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
в) выполнение коллективной , работы — фриза «Здравствуй, весна!» — на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных изображений бабочек,
цветов, листьев для подарка маме, родным;
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.
Лепка (3 ч)
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простых тематических композиций.
Примерные задания:
а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;
в) лепка композиции на темы «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»;
г) лепка изделия несложной формы по мотивам народных игрушек.
Аппликация (3 ч)
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Примерные задания:
а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;
б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)
Основные темы бесед:
• прекрасное вокруг нас (натюрморты художникаИ. Машкова);
- родная природа в творчестве русских художников (художник-пейзажист Н. Ромадин, тема дождя в живописи);
- городские и сельские пейзажи;
- художественно-выразительные средства живописи и графики — цвет, мазок, линии, пятно, цветовой и световой контрасты;
- композиция в изобразительном искусстве;
- художники-анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
- художники-сказочники (И. Билибин, В. Васнецов);
- выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин,
И. Левитан;
• русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Май-дан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские
печатные пряники, русская народная вышивка);
•
Распределение часов по темам:
№ | Содержательные блоки | Всего часов |
1 | Мы рисуем осень | 8 часов |
2 | Мы рисуем сказку | 7 часов |
3 | Мы друзья. | 10часов |
4 | С чего начинается Родина | 9 часов |
Итого: | 34 часа |
- Распределение часов по формам работы (по тематике предмета)
(
№ | Блоки | Кол-во работ | ||
Практикумы | Творческие работы | |||
34 | ||||
1 | Мы рисуем осень | |||
2 | Мы рисуем сказку | |||
3 | Мы друзья. | |||
4 | С чего начинается Родина | 1 | ||
Итого: 34 | 1 |
7.Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Колво часов | Тип урока | Элементы содержания | УУД | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Мы рисуем осень. | Рисование с натуры «Красота осенних листьев» | 1 | Введение новых знаний | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель. Изображение с натуры. Освоение основ рисунка | –Знать - теплые и холодные цвета в живописи; – правила работы с акварельными красками. : | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования | |||
2 | Рисование с натуры «Дары осени» | 1 | Введение новых знаний | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного | – понятие «орнамент»; – известные центры народных художественных ремесел России. Уметь выполнять | Текущий. Ответы на вопросы | Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов с ми |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3 | Декоративная работа «Веселые узоры» | 1 | Введение новых знаний | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Использование различных художественных техник и материалов: гуашь | Знать: – понятие «орнамент»; – известные центры народных художественных ремесел России; – правила работы с гуашевыми красками. Уметь выполнять декоративные цепочки из растительного орнамента | Текущий. С/р по образцу | Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных | |||
4 | Декоративная работа» Осенний букет» | 1 | Введение новых знаний | Передача настроения | Знать понятие «ось симметрии». Уметь: – последовательно проводить работу над рисунком по представлению; – использовать линию симметрии в построении рисунка; – изображать характерные очертания бабочек | Текущий. Ответы | Ось симметрии. Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастель, восковые мелки | |||
5 6 | Рисование на тему «В гостях у осени» | 2 | Введение новых знаний | Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И. Левитан, В. И. Суриков, А. К. Саврасов | Знать: – понятие «натюрморт»; – натюрморты художника Ильи Машкова; – правила работы с пластилином. Уметь лепить листья деревьев из пластилина | Текущий. Ответы | Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей по памяти и представлению. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки. Натюрморты художника Ильи Машкова |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
7 8 | Рисование на тему «Богатый урожай» | 2 | Комбинированный | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция | Знать правила работы с пластилином. Уметь: – лепить фрукты и овощи; – сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; – использовать художественные материалы | Текущий. С/р | Использование материала: пластилин, глина. Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | |||
9 | 2 четверть Мы рисуем сказку.. | Творческая работа.Беседа по произведениям изобразительного искусства» | 1 | Комбинированный | Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. Освоение основ декоративно-прикладного искусства | Знать: – понятие «орнамент»; – приём выполнения узора – известные центры народных художественных ремесел Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения коврика | Текущий. С/р по образцу | Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | ||
10 11 | Декоративная работа»Мы рисуем сказочную птицу» | Комбинированный | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Выражение своего | Знать: – известные центры народных художественных ремесел России, – элементы гжельских узоров. Уметь выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов | Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента. Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | Рисование по памяти гуся».Мы готовимся к рисованию сказки» | отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе | в небольшом сочинении | |||||||
13 | Мы готовимся к рисованию сказки. | 1 | Комбинированный | Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция | –Р понятие «пейзаж»; – творчество художника-пей-зажиста Николая Ромадина. Л. – самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; – передавать в тематических рисунках пространственные отношения; – правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; – последовательно вести линейный рисунок на тему | Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе | |||
14 15 | Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» | 2 | Комбинированный | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе | – известные центры народных художественных ремесел России; – правила и технику выполнения жостовской росписи. выделять элементы узора в изделии | Текущий. С/р по образцу | Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
16 | Декоративная работа» Мы рисуем сказочную ветку» | 1 | Комбинированный | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Создание моделей предметов бытового окружения человека | ТБ при работе с ножницами. – понятия «орнамент» и «аппликация»; – известные центры народных художественных ремесел России; – технику выполнения аппликации. Л – составлять композицию; – последовательно наклеивать элементы композиции | Текущий. С/р по образцу | Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование художественной техники: аппликация | |||
17 | Мои друзья. 3 четверть. | Рисование на тему»Наши зимние забавы»(карандаш) | 1 | Комбинированный | Изображение с натуры. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. | Р: – рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций, цветовой окраски; – сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; | Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха. Использование материала: коллаж, пастель, восковые мелки, тушь, ы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
18 | Рисование на тему» Наши зимние друзья» | 1 | Комбинированный | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его по-вседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров. Формирование представлений о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении игрушек, одежды | Л– известные центры народных художественных ремесел России; – элементы растительного узора, украшающего русскую матрешку. М – выделять характерные особенности росписи полхов-майданских мастеров; – рисовать кистью элементы узора русской матрешки | Текущий. С/р по образцу | Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента. Выражать свое отношение | |||
19 | Рисование с натуры» Друзья детства»(карандаш) | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. настроения | Л. выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков | Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью тона |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
20 | Рисование с натуры» Друзья детства»(гуашь. | 1 | Комбинированный | Изображение с натуры. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма | Знать правила рисования Уметь: – изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет; – сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; – использовать художественные материалы | Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования | |||
21 | Декоративная работа »Мои любимые игрушечные животные»(карандаш) | 1 | Комбинированный | Изображение с натуры. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов | Текущий. С/р | Использование художественной техники и материала: коллаж, граттаж, аппликация, пастель, восковые мелки, тушь | ||||
22 | Декоративная работа»Мои любимые игрушечные животные | 1 | Комбинированный | Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях | Р Уметь точно передавая её характерные– | Текущий | Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
23 | Рисование на тему» Мои друзья на границе»(карандаш) | 1 | Комбинированный | Передача настроения | – технику работы с пластилином; – особенности дымковской игрушки. лепить народную игрушку (дымковскую барыню) по памяти и представлению | Текущий. С/р | Использование материала: пластилин, глина | |||
24 | Рисование на тему» Мои друзья на границе»(гуашь | 1 | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художников: В. Васнецов. Иллюстрирование | Р. – понятие «иллюстрация»; – творчество художников-сказочников: Ивана Билибина, Виктора Васнецова. Л : – выполнять иллюстрации | Текущий. С/р по образцу | Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
25 | Рисование на тему»Мы любим родную природу»(карандаш) | 1 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, красоте народной росписи в украшении тульских пряников | Р. выполнять узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка | Текущий. С/р по образцу | Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования | |||
26 | Рисование на тему»Мы любим родную природу»(гуашь.) | 1 | Комбинированный | Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: Изображение по памяти и | -Л. – выполнять рисование по памяти и представлению; – сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; | Текущий. С/р | Использование художественной техники и материала: коллаж, граттаж, аппликация, пастель, к |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
27 | С чего начинается Родина. 4 четверть | Рисование на тему» С чего начинается Родина»(карандаш) | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна. Рисование на основе наблюдений или по представлению | .М – использовать художественные материалы; – самостоятельно выбирать материал для творческой работы; – | Текущий. Творческая работа | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала. Знакомство с произведениями выдающихся художников: А. А. Пластов, И. Э. Грабарь | ||
28 | Рисование на тему» С чего начинается Родина»(гуашь) | 1 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, | Л. – выполнять коллективную творческую работу; – самостоятельно выбирать материал для творческой работы; – | Текущий. С/р по образцу | Использование художественной техники и материала: коллаж, граттаж, пастель, восковые мелки, тушь, |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
29 | Рисование с натуры натюрморта» Школа» | 1 | Комбинированный | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей | Уметь: – различать основные и составные, теплые и холодные цвета; – сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; – использовать художественные материалы | Текущий. С/р | Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении | |||
30 | Рисование на тему «Мы рисуем праздник»(карандаш) | 1 | Комбинированный | Иллюстрирование произведений литературы. Родная природа в творчестве русских художников. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе | Знать понятие «пейзаж». Уметь: – самостоятельно выполнять композицию иллюстрации; – выделять главное в рисунке; – передавать в тематических рисунках пространственные отношения; – правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски | Текущий. С/р | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха. Использование художественной техники и материала: коллаж, граттаж, аппликация, пастель | |||
31 | Рисование на тему» Мы рисуем праздник»(гуашь) | 1 | Комбинированный | Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства | Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства, ведущие художественные музеи России. Уметь: – сравнивать различные виды и жанры изобразительного | Текущий. Ответы | Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
музеи России: Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств имени | искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство); – узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов | |||||||||
32 33 | Декоративная работа.» Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров. | 2 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Лепка птиц, зверей по памяти и по представлению | Знать: – известные центры народных художественных ремесел России; – особенности работы с пластилином, правила лепки. Уметь лепить филимоновские глиняные игрушки: птиц, зверей по памяти и представлению | Текущий. С/р | Использование материала: коллаж, пластилин, глина |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
34 | Здравствуй лето. | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.Знакомство с произведениями выдающихся художников: Василия Ватагина, Михаила Кукунова, Валентина Серова | Знать: – понятие «художник-анима-лист»; – творчество художников В. Ватагина, М. Кукунова, В. Серова. Уметь: – рисовать силуэты животных; – передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; – передавать в тематических рисунках пространственные отношения; – правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски | Текущий. С/р | Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении |
Окончание табл.
8.Требования к уровню подготовки.
Ожидаемые результаты к концу 2 года обучения
Предметные результаты
Предметные результаты
- получат простейшие сведенияо композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;
Учащиеся научатся
- различать понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
- применять простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
- добывать доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
- добывать начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
- различать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- узнавать известные центры народных художественных ремесел России;
- узнавать ведущие художественные музеи России.
Учащиеся получат возможность научится:
- выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
Планируемые результаты УУД по предмету
изобразительное искусство во 3 классе.
Личностные результаты.
Обучающиеся научатся:
· положительно относится к урокам изобразительногоискусства.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· познавательной мотивации к изобразительному искусству;
· чувства уважения к народным художественным традициям России;
· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которыхпоможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД.
Учащиеся научатся:
· адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
· выполнять работу по заданной инструкции;
· использовать изученные приёмы работы красками;
· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· вносить коррективы в свою работу;
· понимать цель выполняемых действий,
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· анализировать результаты собственной и коллективнойработы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность
(изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные УУД.
Учащиеся научатся:
· «читать» условные знаки, данные в учебнике;
· находить нужную информацию в словарях учебника;
· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;
· различать цвета и их оттенки,
· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Коммуникативные УУД.
Учащиеся научатся:
· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· комментировать последовательность действий;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении;
· выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
9.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Критерии оценки устных индивидуальных
и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратностьвсейработы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Характеристика цифровой оценки
Оценка письменных работ
Оценка словесной работы
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине.
Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.
10.Список литературы.
Методические пособия для учащихся:
- Учебник для 1 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: «Дрофа», г.;
- Рабочая тетрадь для 1 класс к учебнику «Изобразительное искусство».В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: «Дрофа», г.
- Учебник для 2 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: «Дрофа», г.;
- Рабочая тетрадь для 2 класс к учебнику «Изобразительное искусство»В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: «Дрофа», г.
- Учебник для 3 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И.
Кубышкина. – М.: «Дрофа», г.;
- Рабочая тетрадь для 3 класс к учебнику «Изобразительное искусство»Э.И.Кубышкина. – М.: «Дрофа», г.;
- Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство», В.С. Кузин, Э.И.Кубышкина. – М.: «Дрофа», г.;
- Рабочаятетрадьдля 4 класс к учебнику «Изобразительное искусство»Э.И.Кубышкина. – М.: «Дрофа», г.;
Учебно-методическоеобеспечениедля учителя:
- Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
- Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
- Изобразительное искусство. 3 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
- Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
Программа по курсу «Изобразительное искусство»:
Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство - М.: Дрофа, 2008г.
Для учащихся:
- Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
- Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
- Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
- Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
- Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся первого года обучения. – Киев, Рад.шк., 1989. – 75 с.
- Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
Интернет-ресурсы:
- Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
- http:www.rusedu.ru.
- http://school-collection.edu.ru/
- www.center.fio.ru
- http://www.maro.newmail.ru
- http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
- http://www.int-edu.ni
11.Материально-техническое обеспечение предмета
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Библиотечныйфонд (книгопечатнаяпродукция) | ||
| К | Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
| П | |
(справочники, справочники-определители, энциклопедии об изобразительном искусстве, природе, труде людей…) | П | |
Методический фонд для учителя | ||
| Д | |
Печатныепособия | ||
Таблицы (комплекты)
| Д | |
| Д | |
| Д | Репродукции картин |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету | Д | |
Техническиесредстваобучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. | Д | |
Магнитная доска. | Д | |
Персональный компьютер | Д | |
Мультимедийный проектор. | Д | |
Сканер, принтер, цифровая фотокамера, | Д | |
Магнитофон | Д |
Экранно-звуковыепособия | ||
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса «Изобразительное искусство» | Д | |
Видеофильмы соответствующего содержания | Д | |
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | Д | |
Электронные презентации
| ||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
| Д | |
| Д | |
Фотографии и иллюстрации животных. | Д | |
Репродукции картин разных художников. | Д | |
Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.). | Д | |
Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках) | Д | |
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий. | Д | |
Муляжи овощей, грибов, фруктов. | Д | |
Натуральныеобъекты | ||
Гербарии культурных и дикорастущих растений. | Д | |
Живые объекты ( комнатные растения) | Д | |
Оборудованиекласса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев | К | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Стол учительский тумбой | Д | |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. | Д | |
Настенные доски | Д | |
Подставки для книг, держатели схем и таблиц | К | |
Игры и игрушки | ||
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Изобразительному искусству» | П | |
Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. | П | |
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | К |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...