Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
В данном материале можно найти пояснительную записку, тематический план, нормы оценок, поурочное планирование по программе Неменского. УМК "Школа 21 века". 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._planirovanie.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Обучение в 4 классе стоится на приобщении детей к миру искусства через познание многообразия культур народов Земли. Основной целью художественного воспитания и обучения является формирование представлений о своеобразии национальных культур и их взаимосвязи.
Задачи курса:
1. Развитие способности передавать в творческих работах свое отношение к окружающему миру; развитие способности к творческому самовыражению;
2. Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительного, декоративно-прикладного, архитектуре, дизайне; формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
3.Овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей.
Курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.
Учебно-тематический план
Истоки родного искусства – 9ч.
Древние города нашей земли – 7ч.
Каждый народ – художник – 11ч.
Искусство объединяет народы – 8ч.
Содержание
Авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.
Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность
искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Учащиеся должны уметь:
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
- применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности
Критерии оценки
- Оценка "5"
· учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
· верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное
- · Оценка "4"
· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
- Оценка "3"
· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
· допускает неточность в изложении изученного материала.
- Оценка "2"
· учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
· не справляется с поставленной целью урока;
Ресурсное обеспечение программы
- набор учебных таблиц по ИЗО и репродукций картин художников
- «Изобразительное искусство 4 класс, поурочные планы по программе Неменского.», Волгоград, »Учитель», 2010.
- Павлова «Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства», «Начальная школа», 1997, №11.
- Шорохов Е.В., «Тематическое рисование в школе», М., «Просвещение», 1980
- иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
- Интернет-сайты:
– www.festival.ru
- www.it-n.ru
- разработки, предлагаемые учителями на NSпортале
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Тип урока | Формы контроля | Планируемые результаты | Оборудование, наглядность | Дата |
1 | Какого цвета Родина? Осенний пейзаж. | Комбини-рованный | Текущий | Рисунок детей по памяти и представлению, развитие эстетического восприятия, фантазии, умения работать с гуашью, воспитание бережного отношения к природе | Таблицы, репродукции картин Левитана, стихи Болонского, музыка «Времена года» Чайковского, презентация «елка с березой п.рис.» | |
2 | Пейзаж родной земли | Комбини-рованный | Текущий | Работа в технике бумажной пластики, знакомство с разнообразием пейзажных сюжетов развитие эстетического восприятия, фантазии воспитание бережного отношения к природе | Таблицы, репродукции картин Саврасова, Шишкина, стихи Тютчева, музыка Вивальди «Времена года» | |
3 | Гармония жилья с природой | Комбини-рованный | Текущий | Конструирование,ознакомление с образом русского дома | Таблицы, фотографии, народная музыка, презентация tema_byta_v_russkoy_zhivopisi | |
4 | Деревня- деревянный мир | Комбини-рованный | Текущий | Создание коллективной работы, познакомиться с деревенской архитектурой, развивать графические навыки, определять средства художественной выразительности | Таблицы, фотографии, народная музыка, презентация sobory | |
5 | Образ русского человека (женский) | Комбини-рованный | Текущий | Создание тематического рисунка, познакомиться с жанром портрета, особенностями русского женского платья | Таблицы, репродукции картин Васнецова, Билибина, Серова, народная музыка, презентация женский образ | |
6 | Образ русского человека (мужской) | Комбини-рованный | Текущий | Создание тематического рисунка, познакомиться с изображениями богатыря | Таблицы, репродукции картин Васнецова, Билибина, Врубеля, музыка Бородина, презентация bogatyri | |
7 | Воспевание труда в искусстве | Комбини-рованный | Текущий | Создание тематического рисунка, совершенствовать навыки изображения человека в движении развивать графические навыки | Таблицы, репродукции картин Пластова, Яблонского, презентация ornament | |
8 | Народные праздники | Комбини-рованный | Текущий | Создание коллективной работы развивать графические навыки развитие эстетического восприятия, понимание традиций русского народа | репродукции картин Венецианова народная музыка | |
9 | Ярмарка. Обобщение по теме. | Повторительно-обобщающий | Текущий | Создание работы по декоративно-творческому конструированию,получить представление о русской ярмарке | Таблицы, запись музыки «Коробейники», презентация защитники земли русской | |
10 | Древнерусский город-крепость | Комбини-рованный | Текущий | Создание работы по конструированиюузнать об архитектуре, развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности, любовь к родине, | Таблицы, репродукции картин Билибина,презентация древнерусские города | |
11 | Древние соборы | Комбини-рованный | Текущий | Создание работы по конструированиюузнать об архитектуре, развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности, любовь к родине | Таблицы, репродукции картин Васнецова, Газманов «Золотые купола» | |
12 | Древний город и его жители | Комбини-рованный | Текущий | Создание коллективной работы по конструированию узнать об архитектуре, развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности, любовь к родине | Таблицы, репродукции картин Васнецова, презентация prezentaciya_portret_-_kopiya | |
13 | Древнерусские воины-защитники | Комбини-рованный | Текущий | Работа по тематическому рисованию, познакомиться с памятником Минину и Пожарскому, развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности | Таблицы, фото памятника презентация защитники земли русской | |
14 | Города русской земли. Золотое кольцо | Комбини-рованный | Текущий | Создание рисунка по памяти, развивать композиционное мышление, получить знания о годах Руси | Таблицы, фото, презентация медведь с медом п.рияс | |
15 | Узорочье теремов | Комбини-рованный | Текущий | Создание декоративного рисунка развивать композиционное мышление | Таблицы, фото | |
16 | Праздничный пир в палатах. Обобщение по теме. | Повторительно-обобщающий | Текущий | Создание коллективной работы по представлению, обобщить знания о постройках, украшениях, изображениях в создании образа древнерусского города и его обитателей | Таблицы, репродукции картин Билибина, | |
17 | Образ японских построек | Комбини-рованный | Текущий | Создание рисунка по представлению, познакомиться с особенностями японского быта, развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности | Таблицы, фото , запись японских инструментальных мелодий, презентация yaponskaya_kultura | |
18 | Отношение к красоте природы в японской культуре | Комбини-рованный | Текущий | Работа по тематическому рисованию, познакомиться с художником Хокусая, познакомиться с особенностями восприятия красоты природы японцами | Фото. Репродукции картин Хокусая, презентация сакура | |
19 | Образ человека, характер одежды в японской культуре | Комбини-рованный | Текущий | Создание коллективной работы рисование по памяти и представлению познакомиться с техникой оригами, выделять средства художественной выразительности, композиции, развивать творчество, воображение | Репродукции картин Хокусая, Киёнаго, Харинобу, японская народная песенка, презентация ikebana_-_820_kb | |
20 | Искусство народов гор и степей | Комбини-рованный | Текущий | Работа по тематическому рисованию познакомиться с образом горного и степного мира | таблицы Репродукции картин Сарьяна, Аветисяна, Кузнецова, запись мелодий (армянская, казахская) | |
21 | Образ художественной культуры Средней Азии | Комбини-рованный | Текущий | Создание работы в технике обрывной аппликации из цветной бумаги выделять средства художественной выразительности, композиции, развивать творчество, воображение | Таблицы, фото, Презентация культура средней азии | |
22 | Образ красоты древнегреческого человека | Комбини-рованный | Текущий | Создание работы по памяти и представлению, получить представление о Древней Греции, развивать художественный вкус | Таблицы, фото «Дискобол» | |
23 | Древнегреческая архитектура | Комбини-рованный | Текущий | Создание работы по конструированию получить представление о Древней Греции, развивать художественный вкус | Фото, презентация afinskiy_akropol | |
24 | Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции | Комбини-рованный | Текущий | Создание коллективной работы, получить представление о Древней Греции, развивать художественный вкус | фото | |
25 | Образ готических городов. Средневековая архитектура | Комбини-рованный | Текущий | Создание работы по конструированию, познакомиться с архитектурой городов | Фото, презентация gotika | |
26 | Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха | Комбини-рованный | Текущий | Создание коллективной работы познакомиться с костюмом | Рисунки костюмов, презентация zamki_proekt_2012 | |
27 | Многообразие культур в мире. Обобщение по теме | Повторительно-обобщающий | Текущий | Обобщение знаний детей по теме развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности | Фото архитектурных построек | |
28 | Все народы воспевают материнство | Комбини-рованный | Текущий | Создание работы по представлению, получить представление о едином образе матери в искусстве разных народов | Репродукции картин Пикассо, Рафаэля, Дейнеки, колыбельная Римского-Корсакова | |
29 | Все народы воспевают мудрость старости | Комбини-рованный | Текущий | Создание работы тематического рисования Познакомиться с произведениями Леонардо да Винчи и Рембрандта | Репродукции картин Леонардо да Винчи и Рембрандта, презентация все народы воспевают мудрость | |
30 | Сопереживание - великая тема искусства | Комбини-рованный | Текущий | Создание работы тематического рисования Познакомиться с произведениями Рембрандта и Перова | Репродукции картин Перова «Тройка», Рембрандта «Блудный сын», презентация rafael | |
31-32 | Герои, борцы, защитники | Комбини-рованный | Текущий | Создание эскиза памятника герою в технике «Лепка» развивать творчество, воображение, вкус | Фото скульптуры Микеланджело «Давид» | |
33 | Юность и надежды | Комбини-рованный | Текущий | Создание работы тематического рисования, совершенствовать навык изображения людей | Репродукции картин Веласкеса, Кипренского, Серова , презентация velikiy_marinist_ayvazovskiy_ | |
34 | Искусство народов мира. Обобщение по теме | Повторительно-обобщающий | Текущий | Обобщение знаний по теме, развитие познавательных потребностей творчества, воображения | Репродукции картин | |
35 | Праздник искусства | Повторительно-обобщающий | Текущий | Получить задание на лето, повторить материал, пройденный за год развитие познавательных потребностей творчества, воображения | Репродукции картин , презентация russkaya_narodnaya_igrushka |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...