Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы по изобразительному искусству под редакцией Т.Я.Шпикаловой и Л.В. Ершовой для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 31.11 КБ |
izobrazitelnoe_iskusstvo_ktp.docx | 47.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе
по изобразительному искусству
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования;
- Концепции учебно – методического комплекса «Перспектива» под редакцией Л.Г.Петерсон, Москва «Просвещение» 2011 год;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих). Бельмер М., «ГороД», 1999 год;
- Программы курса «Изобразительное искусство» под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой «Просвещение», 2011 год;
- Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год.
Дидактическое обеспечение:
- Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г.А. Изобразительное искусство. Учебник. 3 класс. М.: Просвещение, 2012
- Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р. и др. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс. М.: Просвещение, 2013
Методическое обеспечение:
- Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2012
- Технологические карты: Изобразительное искусство (с сайта: www.prosv.ru/umk/perspektiva)
Содержание данного учебника полностью соответствует действующим образовательным стандартам, учебному базисному плану и отвечает идеям новой концепции начального образования «Перспектива» (руководитель Л. Ф. Климанова).
Количество часов в неделю по программе 1
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 35
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы имеет важное значение в воспитании обучающихся. Программа создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, с опорой на положения правительственных документов по вопросам воспитания у граждан любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов страны.
Основные цели программы:
• обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство»;
• содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
• способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);
• содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
• обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественно-трудовой деятельности с различными материалами;
• способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных, проектных, конструкторских способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народных художественных промыслов.
Основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности на уроках является приобретение обучающимися умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, формирование индивидуальных интересов, склонностей, способностей.
Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на детей, даёт возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления. Благодаря характерности, яркости воплощения художественный образ всегда волнует, вызывая чувство симпатии, радости или, наоборот, огорчения. Восприятие произведения изобразительного искусства рассматривается целостно, то есть охватывает сразу не только содержание, но и средства, использованные художником для воплощения образа. Произведения для анализа отобраны с учётом доступности детям младшего школьного возраста.
Автором продуманы задания для самостоятельного рассказывания обучающихся о том, что изображено, выделения характерных деталей, признаков, существенных для раскрытия образов, средств художественной выразительности. Постоянно направляя детское внимание на выразительность изображаемых событий, людей, животных, предметов, богатство характерных деталей, цветовую гамму, пластичность форм, особенности композиции, учитель постепенно подводит обучающихся к умению элементарно оценивать и обобщать воспринятое.
Оценка учителя обязательно должна содержать элемент понимания и одобрения (положительное подкрепление), чтобы не разрушить уверенности в себе, в своих способностях и не убить интерес к изобразительному творчеству.
Содержание учебного материала
I. Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 11 часов
Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт. В жостовском подносе все цветы России. О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традиции мастерства. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт. Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира. Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика. Живописные просторы Родины. Пейзаж. Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства. «Двор, что город, изба, что терем». «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции.
II. Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 10 часов
Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт. Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета. Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. Всякая красота фантазии да умения требует. Маски — фантастические и сказочные образы, маски ряженых. В каждом посаде в своем наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги. Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры. «Город чудный...» Памятники архитектуры: импровизация. Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр.
III. Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 5 часов
Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет. Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства. Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет. Образы героев волшебных весенних преданий и сказок. Иллюстрация к любимой сказке.
IV. Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри…» - 9 часов
Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства. Всяк на свой манер.
Русская набойка: композиция и ритм. В весеннем небе — салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет. Гербы городов Золотого Кольца России. Символические изображения: состав герба. Сиреневые перезвоны. Натюрморт. У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства. Изображение зверя в разных техниках. Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- формирование социальной роли ученика;
- формирование положительного отношения к учению;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека
- развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- осмысление своего поведения в школьном коллективе;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
- формирование умения радоваться успехам одноклассников;
- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- умение видеть красоту труда и творчества;
- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
- преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
- учиться согласованно работать в группе;
- учиться планировать работу в группе;
- учиться распределять работу между участниками проекта;
- понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать:
- доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа;
- понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- декоративно-прикладное творчество;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России и своего региона;
- названия известных центров народных художественных ремёсел России и своего региона.
Обучающиеся должны уметь:
- конструировать и лепить;
- рисовать с натуры и представлению;
- выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию;
- работать с акварелью и гуашью, в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование);
- выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги;
- выполнять эскизы.
Этапы оценивания детского рисунка
- как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
- характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
- качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
- владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
- общее впечатление от работы;
- возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2» - поставленные задачи не выполнены.
Проект (критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков)
- актуальность проблемы;
- корректность методов исследования;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- характер общения участников проекта;
- глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей;
- умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления проекта;
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Плани руемые сроки | Факт ические сроки | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные умения, навыки и способы деятельности |
I | ОСЕНЬ. «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР, ПОСМОТРИ...» | 11 | ||||
1 | Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт | 1 | 2.09 | 2.09 | Наблюдать осенние цветы в природе. Рассказывать о своих наблюдениях осенних цветов в родных местах, подбирать образные названия цветовых оттенков. Находить формы, цвета и оттенки, подмеченные в натуре, в произведениях художников и графиков. Высказывать своё суждение о них.Сравнивать натюрморты живописцев и графиков, находить в них общее и различное в изображении осенних цветов | Познавательные умения: использовать в активном словаре изученные понятия; использовать приобретённую информацию при выполнении задания; анализировать структуру учебника, соотносить задания учебника и рабочей тетради и обосновывать их назначение. Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: формулировать понятные для партнёра высказывания; адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога; представлять результат деятельности группы |
2 | В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки: традициимастерства | 1 | 9.09 | 9.09 | Рассматривать и анализировать произведения жостовских мастеров — расписные лаковые подносы. Рассказывать о трансформации цветов в декоративной композиции.Объяснять смысл понятий художественные лаки, замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка,уборка.Сравнивать изображение цветов в росписи подносовс живописными композициями цветочного натюрморта, определять, в чём сходство и различия (цветоваяпалитра, композиция, фон, приёмы письма) | Познавательные умения: проводить наблюдение и оформлять его результаты, использовать в активном словаре новые понятия; осуществлять поиск необходимой информации; определять назначение материала и обосновывать его использование. Регулятивные умения: выполнять учебные действия по алгоритму; принимать и выполнять учебное задание; оформлять работу самостоятельно и в группе; осуществлять само и взаимоконтроль. Коммуникативные умения:формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать разные мнения в рамках учебного диалога; адекватно использовать речевые средства для представления результата |
3 | О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские лаки: традициимастерства | 1 | 16.09 | 16.09 | Рассматривать живописные и графические натюрморты, в которых нашло отражение многообразие цветочного мира, видеть красоту и разнообразие их форм. | Познавательные умения: проводить наблюдения и оформлять его результаты. Регулятивные умения: выполнять учебные действия по алгоритму. Коммуникативные умения: формулировать понятные для партнера высказывания |
4 | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт | 1 | 23.09 | 23.09 | Сравнивать произведения живописи, находить общее и различное в изображении предметов натюрморта, в передаче формы, цвета, света объёмных предметов. | Познавательные умения: использовать в активном словаре понятия «светотень» «блик». Регулятивные умения: выполнять корректировку деформированного текста. Коммуникативные умения: формулировать понятные для партнера высказывания |
5 | Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира | 1 | 30.09 | 30.09 | Рассматривать произведения на темы орнаментов. Находить в них наблюдаемые в натуре характерные признаки. | Познавательные умения: осуществлять поиск необходимой информации. Регулятивные умения: принимать и выполнять учебное задание. Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога |
6 | Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика | 1 | 7.10 | 7.10 | Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства, от наблюдения красоты зимней природы в родных местах. | Познавательные умения. Выбирать вариант выполнения задания. Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства для представления результата |
7 | Живописные просторы Родины. Пейзаж | 1 | 14.10 | 14.10 | Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства, от наблюдения красоты зимней природы в родных местах. | Познавательные умения: анализировать орнамент, выделять особенности и обосновывать свое суждение. Регулятивные умения: выполнять учебное действие по алгоритму. Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства для представления результата |
8 | Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традициимастерства | 1 | 21.10 | 21.10 | Называть средства художественной выразительности в передаче сказочности, таинственности русской зимы. Приводить примеры соответствующих образных словесных определений зимы, бытующих в народе | Познавательные умения: определять особенности гобелена и обосновывать свое суждение. Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога |
9 | «Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традициинародного мастерства | 1 | 28.10 | 28.10 | Участвовать в обсуждении композиционного строя мехового мозаичного орнамента, традиционных мотивов, цветовой гаммы, особенностей исполнения декора | Познавательные умения: выделять особенности пропорций традиционных деревянных построек,древних знаков-символов в резном декоре изб. Регулятивные умения: выполнять учебное действие по алгоритму. Коммуникативные умения: строить монологическое высказывание |
10 | «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традициинародного мастерства | 1 | 11.11 | 18.11 | Высказывать своё мнение о произведениях, воспевших памятники крепостного зодчества России, о чувствах, вызванных видом старинных русских городов, о значении крепостных сооружений в истории Отечества и современной жизни общества. | Познавательные умения: определять и объяснять свое суждение. Регулятивные умения: выполнять учебное действие по алгоритму. Коммуникативные умения: согласовывать свои действия с партнёром и приходить к общему решению |
11 | Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции | 1 | 25.11 | 25.11 | Участвовать в обсуждении разнообразия природных мотивов в произведениях традиционного искусства народов разных стран, символики декоративных образов с мотивами животных и птиц в украшении различных предметов быта, игрушек, вышивки, росписи | Познавательные умения: использовать в активном словаре новые понятия. Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога |
II | ЗИМА. «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР, ПОСМОТРИ...» | 10 | ||||
12 | Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт | 1 | 2.12 | 2.12 | Рассматривать живописные натюрморты из предметов быта, связанных с обычаем чаепития. Высказыватьсвоё суждение о них. Рассказывать о своих наблюдениях семейного чаепития и впечатлениях от восприятия произведений искусства, хранящих память об этом обычае. Участвовать в обсуждении традиций старинного обычая — чаепития за самоваром, изображения самовара и других предметов обыденной жизни в натюрмортах разных художников, игры света и цвета на поверхности разнообразных по форме предметов из разных материалов (стекла, фарфора, металла и т. п.) в натуре и на картинах живописцев.Объяснять смысл понятия рефлексы | Познавательные умения: формулировать правила общения с людьми в общественном месте. Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с целью и планом. Коммуникативные умения: представлять результат деятельности группы |
13 | Русская зима. Пейзаж в графике:чёрный и белый цвета | 1 | 9.12 | 9.12 | Наблюдать зимнюю природу в разное время суток ив разных состояниях (солнечная или пасмурная по года).Рассматривать произведения на темы зимней природы художников-графиков. Находить в них наблюдаемые в натуре характерные признаки зимы. Сравнивать зимние пейзажи художников-графиков между собой, находить общее и различное в изображении зимней природы. Называть средства художественной выразительности в передаче сказочности,таинственности русской зимы. Приводить примеры соответствующих образных словесных определений зимы,бытующих в народе | Познавательные умения: использовать в активном словаре новые понятия. Регулятивные умения: распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности. Коммуникативные умения: формулировать монологическое высказывание для представления проекта |
14 | Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства | 1 | 16.12 | 16.12 | Рассматривать произведения декоративно-прикладного и народного искусства — одежду коренных народовСевера. Высказывать своё мнение о традиционной народной одежде северных народов, любоваться её орнаментальным декором. Называть элементы геометрического орнамента из меха. | Познавательные умения: читатьсеверные узоры в украшении шубы и деталейодежды (сумка, шапка, нагрудные украшения), связыватьорнаментальные знаки-символы с явлениями родной природы. Регулятивные умения: распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности. Коммуникативные умения: формулировать монологическое высказывание для представления проекта |
15 | Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии:импровизация | 1 | 23.12 | 23.12 | Воспринимать произведения живописи, декоративно-прикладного и народного искусства на тему новогоднего праздника. Высказывать своё мнение о них.Рассказать о праздновании Нового года в своей семьеи об участии в праздниках новогодней ёлки, о традиционных атрибутах, героях и персонажах этого праздника, о совместном со взрослыми радостном и творческом труде по подготовке к празднику.Объяснять значение слов дизайн, дизайнер, модельер | Познавательные умения: использовать информацию об изученных техниках работы. Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с целью и планом. Коммуникативные умения: адекватно взаимодействовать в рамках учебного плана |
16 | Всякая красота фантазии да умения требует. Маски — фантастические и сказочные образы, маски ряженых | 1 | Рассматривать произведения народного мастера и творческие работы сверстников. Высказывать своё мнение о художественных образах зимних месяцев, созданных народным мастером, соотносить их с поэтическими образами в пословицах.Объяснять смысл понятия ряженье.Сравнивать карнавальные маски. Выявлять общее иразличное в их композиции (конструкции), особенности и принципы передачи характерных признаков природы, зверя, человека в декоративной композиции | Познавательные умения: сравниватькарнавальные маски. Регулятивные умения: распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности. Коммуникативные умения: формулировать монологическое высказывание для представления проекта | ||
17 | В каждом посаде в своем наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги | 1 | 13.01 | 13.01 | Рассматривать произведение народного декоративно-прикладного искусства — народные праздничные костюмы разных регионов России (северных и южных),представленные в учебнике. Высказывать своё мнение о функциональности и красоте русского народного костюма, использовать образные слова о нём из поэтических произведений. Участвовать в обсуждении художественных особенностей народных праздничных женских костюмов изразных регионов России | Познавательные умения: использовать информацию об изученных техниках работы. Регулятивные умения: распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности. Коммуникативные умения: формулировать монологическое высказывание для представления проекта |
18 | Жизнь костюма в театре. костюма | 1 | 20.01 | 20.01 | Рассматривать произведения известных русских художников, в которых созданы театральные образы героев, исторических персонажей в сценических костюмах, вобравших в себя красоту русского национального костюма. Высказывать своё мнение о них. Участвовать в обсуждении одежды сказочных героев,которую можно видеть в кинофильмах, мультфильмах,на иллюстрациях к сказкам, в произведениях художников, выявлять особенности русского наряда (излюбленные цвета, орнаментика, пластичность, величавость,торжественность), которые больше всего подчёркиваются художниками в сценических костюмах. Создавать свой эскиз сценического костюма для театрального действа. Определять героя для осуществления замысла. Выбирать костюм для героя и соответствующие выразительные средства для его исполнения.Выражать в творческой работе своё отношение к задуманному образу, в соответствующем ему костюме | Познавательные умения: использовать в активном словаре новые понятия. Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога |
19 | Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры | 1 | 27.01 | 27.01 | Рассматривать произведения народных мастеров, художников-живописцев, фотографии, на которых запечатлены образы замечательных памятников русскойархитектуры — крепостных сооружений старинныхрусских городов Ростова Великого, Великого Новгорода, Пскова и Переславля-Залесского и Белозерского монастыря. Высказывать своё мнение о произведениях,воспевших памятники крепостного зодчества России,о чувствах, вызванных видом старинных русских городов, о значении крепостных сооружений в историиОтечества и современной жизни общества.Объяснять значения понятий кремль, архитектура,зодчество | Познавательные умения: использовать в активном словаре новые понятия. Регулятивные умения: выполнять задания в соответствии с целью и планом. Коммуникативные умения: представлять результат деятельности группы |
20 | «Город чудный...» Памятники архитектуры: импровизация | 1 | 3.02 | 3.02 | Рассматривать произведения театрально-декорационного искусства, воссоздавшего образ легендарногогорода Китежа. Высказывать своё мнение о нём. Участвовать в обсуждении образа града Китежа, воссозданного живописцем, узнавать в нём облик старинного русского города-крепости, называть известныехрамы и терема, описывать приёмы построения композиции произведения (симметрия, ритм, цвет, пространство), давать характеристику элементов композиции.Объяснять смысл понятия театрально-декорационное искусство | Познавательные умения: называтьизвестныехрамы и терема. Регулятивные умения: выполнять учебное задание, используя алгоритм. Коммуникативные умения: договариваться о роли каждого в совместной деятельности |
21 | Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр | 1 | 10.02 | 10.02 | Рассматривать произведения народного мастера, художника-живописца, художников-плакатистов, создавших героические образы защитников Родины в разныевремена. Высказывать своё мнение о произведениях,посвящённых великим историческим событиям в жизни страны, о чувстве гордости за свой народ, за героев-защитников земли Русской. Раскрывать смысл патриотического девиза А. Невского «Кто с мечом к нампридёт — от меча и погибнет!» | Познавательные умения: использовать информацию об изученных техниках работы. Регулятивные умения: распределять обязанности в процессе совместной проектной деятельности. Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога |
III | ВЕСНА. «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР, ПОСМОТРИ...» | 5 | ||||
22 | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица | 1 | 17.02 | 17.02 | Рассматривать женские портреты в живописи. Вы сказывать своё мнение о произведениях портретногожанра, давать эмоциональную оценку женским портретам, представленным в учебнике.Рассказывать, какие героини изображены на портретах, описывать их внешность и костюм, положение фигуры, фон картины | Познавательные умения:даватьэмоциональную оценку женским портретам. Регулятивные умения: выполнять разметку, используя правило. Коммуникативные умения: согласовывать свои действия с партнером и приходить к общему решению |
23 | Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционныйцентр и цвет | 1 | 24.02 | 24.02 | Рассматривать произведения лаковой миниатюры (Федоскино), декоративную композицию из текстиля, передающих праздничную атмосферу народного гуляньяна Масленицу. Высказывать своё мнение о них. Рассказывать о том, как отмечается праздник Масленицыв родных местах. Участвовать в обсуждении сюжетов празднования проводов зимы, запечатлённых в произведениях искусства,атмосферы праздничного действа, персонажей, атрибутов праздника, колористического решения и техникивыполнения сюжетно-декоративных композиций (лаковая миниатюра, коллаж из цветных лоскутков тканей), средств художественной выразительности, спомощьюкоторых выделяется сюжетно-композиционный центрпроизведений | Познавательные умения: рассказыватьо том, как отмечается праздник Масленицыв родных местах. Регулятивные умения: составлять план работы, опираясь на анализ готового изделия. Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога |
24 | Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства | 1 | 3.03 | 3.03 | Рассматривать русские народные игрушки из разныхрегионов России. Сопоставлять свои оценки русскойигрушки с описанием деревянной богородской игрушки, данной в поэтическом произведении. Высказыватьсвоё мнение и отношение к деревянным игрушкам, называть, какие из них нравятся больше всего, и объяснять почему | Познавательные умения: сопоставлятьсвои оценки русскойигрушки с описанием деревянной богородской игрушки. Регулятивные умения: составлять план работы, опираясь на анализ готового изделия. Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога |
25 | Герои сказки глазами художника.Сюжетная композиция: композиционныйцентр и цвет | 1 | 10.03 | Рассматривать произведения русских художников,создавших в живописи, майолике, книжной иллюстрации образы сказочных персонажей, героев преданий.Высказывать своё мнение о произведениях разных видов изобразительного искусства, воплощающих образывесенних сказок и преданий, объяснять, какие из нихнравятся больше всего. Участвовать в обсуждении особенностей передачи в сказочных образах человеческих качеств, традиционных народных костюмов, деталей декора, роли фонав портретном изображении героя в живописном произведении, приёмов построения многофигурной композиции, расположения и взаимодействия персонажей, характеризующих каждого из них | Познавательные умения: анализировать готовое изделие, объяснять его назначение. Регулятивные умения: выполнять оценку изделия по предложенным критериям. Коммуникативные умения: согласовывать свои действия с партнером и приходить к общему решению | |
26 | Образы героев волшебных весенних преданий и сказок. Иллюстрация к любимой сказке | 1 | 17.03 | Рисовать иллюстрацию к любимой сказке. Определять сюжет, героя сказки для своей иллюстрации. Располагать действующих лиц и окружающие их предметы так, чтобы главная мысль иллюстрации была понятна зрителям. Обозначать силуэты героев контуром,цветом, проявлять основные части, а потом детали. Выражать в творческой работе своё отношение к героямсказочной композиции известными художественнымиприёмами и средствами выразительности | Познавательные умения: определять значение новых понятий, обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: составлять план выполнения изделия. Коммуникативные умения: формулировать высказывания, понятные для собеседника | |
IV | ЛЕТО. «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР, ПОСМОТРИ...» | 9 | ||||
27 | Водные просторы России. Морскойпейзаж: линия горизонта и колорит | 1 | Рассматривать произведения художников-маринистов,соотносить их с описанием моря в стихотворенииА. Пушкина. Высказывать своё мнение о произведениях мариниста, называть наиболее понравившиеся пейзажи и объяснять почему. Сравнивать пейзажи И. Айвазовского с пейзажамидругих маринистов. Находить в них общее и различное в передаче морской стихии.Объяснять значение понятий марина, художник-маринист | Познавательные умения: определять значение новых понятий.Регулятивные умения: составлять план выполнения изделия.Коммуникативные умения: формулировать высказывания, понятные для собеседника | ||
28 | Цветы России на павловопосадскихплатках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства | 1 | Рассматривать произведения художников, рисунковдля набойки. Высказывать своё мнение и отношениек произведениям народных мастеров из ПавловскогоПосада — расписным шалям, называть традиционныемотивы росписи. Высказывать свои суждения и впечатления от произведений художников, воплотившихобраз женщины в русском костюме с павловопосадской шалью. Объяснять значение понятий набойка, манера, набойщик | Познавательные умения: осуществлять поиск необходимой информации. Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение | ||
29 | Всяк на свой манер. | 1 | Рассматривать произведения художников, рисункидля набойки. Высказывать свои суждения и впечатления от произведений народных мастеров из Павловского Посада.Сравнивать цветочный узор на павловопосадских шалях с росписью на жостовских подносах, находить в нихсходство и различия.Объяснять значение понятия рапорт | Познавательные умения: сравниватьцветочный узор на павловопосадских шалях с росписью на жостовских подносах, находитьв нихсходство и различия. Регулятивные умения: выполнять учебное задание по алгоритму. Коммуникативные умения: формулировать высказывания, понятные для собеседника | ||
30 | В весеннем небе — салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет | 1 | Рассматривать произведения художников-живописцев, поэтов-песенников, которые передают настроениятревоги и торжества, связанные с разными событиямиВеликой Отечественной войны 1941—1945 гг. Высказывать своё мнение о художественных произведениях,сохраняющих память о трагических и героических событиях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.,свои патриотические чувства, использовать образныеслова из поэтических произведений | Познавательные умения: использоватьобразныеслова из поэтических произведений. Регулятивные умения: выполнять учебное задание по алгоритму. Коммуникативные умения: формулировать высказывания, понятные для собеседника | ||
31 | Гербы городов Золотого Кольца России. Символические изображения: состав герба | 1 | Рассматривать гербы старинных русских городов. Рассказывать, что изображено на гербах городов Золотогокольца и гербе своего города, посёлка, высказыватьсвоё отношение к ним.Объяснять значение понятий геральдика, герб | Познавательные умения: определять необходимость использования информации человеком и обосновывать свои суждения. Регулятивные умения: выполнять учебное задание по алгоритму. Коммуникативные умения: формулировать высказывания, понятные для собеседника | ||
32 | Сиреневые перезвоны. Натюрморт | 1 | Наблюдать цветы сирени в натуре. Различать оттенки цветов и формы мелких цветов, образующих кистисирени. Рассматривать произведения живописцев, запечатлевших цветущую сирень, фрагменты стихотворения о ней. Высказывать своё мнение и отношение к красоте сирени в природе и произведениях живописцев,запечатлевших натюрморты с сиренью, использоватьобразные слова из поэтических строк произведений дляих описания.Сравнивать живые цветы с их изображениями в живописи, находить сходство и различия, пояснять ассоциации, возникающие в пору цветения сирени. Участвовать в обсуждении красоты цветущей весенней природы, буйства цветения сирени, произведенийхудожников, в которых каждый по-своему передаётсвоё восхищение неброской красотой весенних цветов | Познавательные умения: определять необходимость использования информации человеком и обосновывать свои суждения. Регулятивные умения: выполнять учебное задание по алгоритму. Коммуникативные умения: формулировать высказывания, понятные для собеседника | ||
33 | У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства | 1 | Воспринимать произведения традиционного искусстванародов разных стран (Индонезии, Китая, России).Сравнивать декоративные образы-символы среальными, называть, в чём их сходство и различия.Высказывать своё мнение о произведениях народного искусства, содержащих в себе образы-символы животных и птиц, и отношение к ним, называть наиболее понравившиеся, объяснять почему.Находить дополнительную информацию в Интернетеили других источниках о фантастическом льве Баронге (Индонезия), о богине Сиванму (Китай), о птицах,льве, коне в русском народном искусстве | Познавательные умения: осуществлять поиск необходимой информации. Регулятивные умения: выполнять учебное задание по алгоритму. Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение | ||
34 | Изображение зверя в разных техниках | 1 | Рисовать по памяти один из запомнившихся и полюбившихся образов-символов (Полкан, птица сирин, конь,олень, птица-пава, лев и др.), составить орнамент наоснове чередования этого мотива в декоративной технике (по выбору) — вырезная аппликация, вышивка,роспись. Выражать в творческой работе своё отношение к орнаменту народов России и мира. | Познавательные умения: определять различные источники информации и обосновывать свои суждения. Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативные умения: согласовывать свои действия с партнером и приходить к общему решению | ||
35 | Наши достижения. Я знаю. Я могу.Наш проект | 1 | Рассматривать творческие работы одноклассников,созданные в течение завершившегося года, и давать имоценку. Участвовать в коллективной работе над проектом«Счастливы те, кто любит цветы».Выбирать рабочую группу в соответствии со своимиинтересами | Познавательные умения: определять различные источники информации и обосновывать свои суждения. Регулятивные умения: выполнять задание в соответствии с целью. Коммуникативные умения: согласовывать свои действия с партнером и приходить к общему решению |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...