Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Овечко Татьяна Васильевна

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx41.02 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и рекомендовано к применению

Согласовано

Утверждено

Протокол № 1       от 29.08.13 г

педагогическим советом

Приказ от                  №

Руководитель РМО учителей

МБОУ «Барило-Крепинская СОШ»

Директор                                                     

начальных  классов                        Овечко Т. В.

   30 . 08. 13г      №

Астапенко С. А.

Администрация Родионово-Несветайского района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родионово-Несветайского района

«Барило-Крепинская средняя общеобразовательная школа»

(МБОУ «Барило-Крепинская СОШ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗО

ОС «ШКОЛА 2100»

1 класс

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ОВЕЧКО Т. В.

2013-2014 г

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Разноцветный мир» авт. О.А.  Куревина, Е.Д. Ковалевская (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. -  М.: Баласс, 2009), соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России, с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.

 К учебно-методическому  комплекту наряду с учебниками «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под  аналогичным названием для  1–4  классов (авт. О.А.  Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым комментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические основы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.

Особенности  курса

  1. Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения  первичными навыками художественной и  изобразительной деятельности.
  2.   Последовательность, единство и  взаимосвязь теоретических  и практических заданий.
  3.  Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4.  Развитие умения воспринимать и  анализировать   содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6.  Освоение элементарной художественной грамотности и основных  приёмов изобразительной деятельности.

7.  Воспитание в  учащихся умения согласованно и  продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

 

Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1.  Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные  темы  каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.  Воспитание зрительской  культуры,  умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно   рассказать  об  этом   на   языке  изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

3.  Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4.  Освоение изобразительных  приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5.  Создание простейших  художественных  образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6.  Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);

7.  Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши  проекты»,  подготовка театральных постановок).

Контроль образовательных результатов

Любая дидактика предполагает контроль над  усвоением знаний, предметных умений и универсальных учебных действий.

Поскольку изобразительное искусство –  предмет особый, нужно очень  деликатно подходить к оцениванию результатов работы учащихся.  Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в  своих   силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их  последующую жизнь.

Сформулируем требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству.

1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами  знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками,  должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать,  в чём  особенности  их собственных работ.

2.  Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал.

3.  Важно, чтобы школьники  умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для  выполнения собственных  творческих работ:  разнообразных открыток, календарей, панно и т. п.

Оценка усвоения  знаний  и умений  осуществляется через  выполнение учащимся  продуктивных  заданий  в  учебниках  и  рабочих тетрадях.

Продуктивные задания требуют не столько найти готовый ответ в  тексте, сколько применить полученные знания к конкретному практическому или  творческому заданию. Учащийся, полностью выполнивший самостоятельно весь  необходимый объём  заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе зна- ния. При  этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки  законов,  сколько  будет   уметь   их   применять  в жизни.  Естественно, подобные задания может во множестве при- думать и  добавить учитель.  Но  они  должны удовлетворять всем изложенным критериям (прежде всего  требовать творческого применения знаний) и желательно быть  связанными с какой-либо практической деятельностью (писать, рисовать, конструировать и тому  подобное).

Очень  важно, чтобы  объём  заданий учитель определял, исходя из уровня знаний и возможностей своих  учеников. В любом  случае нет необходимости выполнять все задания в учебниках и рабочих тетрадях  (принцип минимакса).

Оценка усвоения  знаний  и умений  осуществляется через  постоянное  повторение важнейших  понятий,  законов и  правил. На  этапе актуализации знаний перед  началом изучения нового  материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для  правильного понимания новой  темы.

Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается  постоянно в курсе тех  знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать  ответ  на вопрос, они под  руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит  работе  с ним  и  показывает, как поступать человеку, если  он хочет  что-либо узнать.

Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования  программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут  усвоить школьники.

Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём  заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за  задания самостоятельных работ  являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема  у каждого ученика должна быть  зачтена, однако срок получения зачета не  должен быть  жёстко ограничен (например, ученики должны сдать  все  темы  до конца четверти). Это учит  их планированию своих  действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы  после  изучения каждой  темы  у  каждого ученика оставались выполненные в  рабочей тетради или   на  отдельных листах работы. Желательно,  чтобы   в рабочей тетради к концу учебного года  не  осталось пустых мест (образцы,  выполненные красками,  нужно  вклеивать  в  тетрадь после  полного высыхания).

В особую папку  помещаются оригиналы или  копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий,  содержащие  не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов  по улучшению, устранению возможных недостатков).

Накопление этих  отметок и  оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.

Содержание учебного предмета

1-й класс (33 ч)

Занятия 1–2  (2  ч),  стр.  4–7  учебника, стр.  2–5  рабочей  тет- ради.

Кто  такой художник.  Какие  качества нужно в  себе  развивать, чтобы  стать  художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер.

Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях.

Выполнение в  процессе изучения  нового   материала заданий на закрепление полученных знаний в  рабочей тетради и  в  учебнике. Рисование цветными карандашами забавных человечков.

Первый опыт  коллективной работы. Учимся понимать друг друга для  выполнения общей  задачи. Изучение этапов коллективной рабо- ты (стр.  42 учебника). Выполнение композиции «Городок»).

Занятия 3–5 (3  ч),  стр.  8–10 учебника, стр.  6–11 рабочей  тет- ради.

Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра).        Получение         первого        представления         о         живописи. Дополнительные цвета. Выполнение в процессе изучения  нового материала заданий на  закрепление полученных знаний в  рабочей тетради (стр.  6–7)  и в учебнике.

Коллективная работа «Чудо-дерево».

Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение задания  «Коврик» в  рабочей тетради на  закрепление изученного материала.

Занятия 6–7  (2  ч),  стр.  10–11 учебника, стр.  10–13 рабочей тет-ради.

Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о зам- кнутых линиях и форме предметов. Изучение свойств линий на примере рисунков П.  Пикассо. Выполнение заданий на  стр.  10–11 рабочей тетради.

Коллективная работа «Солнечный денёк».

Занятия 8–9  (2  ч),  стр.   12–13  учебника,  стр.   14–15  рабочей тетради.

Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треуголь- ник,  квадрат, овал, круг). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на  закрепление полученных знаний в  рабочей тетради и в учебнике. Понятие об аппликации. Выполнение апплика- ции  «Любимая игрушка».

Занятия 10–11  (2  ч),  стр.  14–15 учебника, стр.  16–17  рабочей тетради.

Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Закрепление умения работать в  технике аппликации.  Выполнение в  процессе изуче- ния  нового  материала заданий на  закрепление полученных зна- ний   в  рабочей тетради  и  в  учебнике.  Выполнение аппликации

«Осень».

Занятия 12–14  (3  ч), стр.  18–19 учебника, стр.  18–19  рабочей тетради.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты изучения курса ИЗО

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

 

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)  ознакомление учащихся с  терминологией и  классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации  и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса

«Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

 

Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

1-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• понимать, в  чём  состоит работа художника  и  какие качества нужно в себе развивать, чтобы  научиться рисовать;

• понимать и уметь  объяснять, что такое форма,  размер, характер, детали,  линия,  замкнутая  линия,  геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;

• знать и  уметь   называть основные цвета спектра, понимать и уметь  объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;

• знать и уметь  объяснять, что  такое орнамент, геометрический орнамент;

• учиться описывать живописные произведения с использованием уже  изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

•  учиться  чувствовать  образный характер различных  видов линий;

• учиться  воспринимать  эмоциональное звучание цвета и  уметь рассказывать о том,  как это  свойство цвета используется разными художниками.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Владение простейшими навыками:

• рисунка;

• аппликации;

• построения геометрического орнамента;

• техники работы акварельными и гуашевыми красками.

4. Иметь понятие  о некоторых  видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (филимоновские и  дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

 

5. Иметь понятие  об изобразительных средствах живописи и графики:

• композиция, рисунок, цвет для  живописи;

• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для  графики.

6. Иметь представление об искусстве  Древнего  мира.

Материально-техническое обеспечение предмета

  1. Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в стандарте начального образования по изобразительному искусству
  2. Компьютер
  3. Проектор
  4. Интерактивная доска
  5. Принтер (МФУ) Xerox Phaser 3100MFP/S
  6. Ноутбуки для учащихся
  7. Ученические столы в комплекте со стульями
  8. Шкафы для средств обучения
  9.  Компьютерный стол
  10. Учительский стол
  11. Доска учебная

Календарно-тематическое планирование

33 часа

п/п

Дата

Раздел, тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Виды деятельности

План

Факт

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

9.09

Кто такой художник. Форма, размер, цвет, характер, детали.  «Дружные соседи». Рисование цветными карандашами забавных человечков.

1

Сформированность  первоначальных представлений  о  роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии  

человека; ознакомление  учащихся  с  выразительными  средствами  различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;  ознакомление  учащихся  с  терминологией  и  классификацией  

изобразительного искусства;  первичное  ознакомление  учащихся  с  отечественной  и  мировой  

культурой;  получение  детьми  представлений  о  некоторых  специфических  формах художественной деятельности.

 

Регулятивные:

   •Проговаривать последовательность действий на уроке.  

   • Учиться работать по предложенному учителем плану.

   • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

   • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные:

   • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже  известного с помощью учителя.  

   • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

   • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник,   свой   жизненный   опыт   и   информацию,   полученную   на  уроке.  

   •   Перерабатывать   полученную   информацию:   делать   выводы   в  результате совместной работы всего класса.

   •   Сравнивать   и   группировать   произведения   изобразительного  искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

   • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

   • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:  

а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне  одного

Наблюдение,

сравнение, сопоставление,

анализ предлагаемого задания;

планирование деятельности;

оценка результата своей деятельности;

Рисование простым карандашом,  цветными карандашами,

акварельными, гуашевыми красками;

смешивание красок;

аппликация;

вырезание;

индивидуальная,

групповая,

коллективная

работа

16.09

Форма, размер, цвет, характер, детали.  Коллективная творческая работа «Городок».

1

23.09

Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги. «Загадочный фазан». Рисование цветными карандашами

1

30.09

Живопись. Углубление понятия о цвете.  Коллективная творческая работа «Чудо-дерево».

1

7.10

Дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета. «Коврик».

1

14.10

Рисунок. Линия и форма.

Рисование животных.

1

21.10

Линия и форма. Коллективная творческая работа «Солнечный денёк».

1

28.10

Понятие о геометрических фигурах. Рисование куклы или робота.

1

11.11

Фигуры. Аппликация. «Любимая игрушка».

1

18.11

Понятие о симметрии.  Вырезание листьев.

1

25.11

Симметрия в жизни. Аппликация «Осень».

1

2.12

Понятия «орнамент», «геометрический орнамент».  

1

9.12

Построение разных по композиции орнаментов.

1

16.12

Орнамент. Коллективная аппликация «Осенний букет».

1

23.12

Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов. Знакомство с гуашевыми красками. Смешивание основных цветов.

1

 предложения или небольшого текста).

   • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

   • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

   •  Совместно  договариваться  о  правилах  общения  и  поведения  в  

школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

   • Учиться согласованно работать в группе:

   а) учиться планировать работу в группе;

   б) учиться распределять работу между участниками проекта;

   в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть  работы;  

   г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). 

Личностные:

     а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

     б) воспитание  уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

     в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

     г) формирование духовных и эстетических потребностей;

     д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;  

     е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

     ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

13.01

Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. «Разноцветные узоры».

1

20.01

Натюрморт. Композиции натюрморта. «Фрукты на тарелочке».

1

27.01

Свойства теплых и холодных цветов. Коллективная работа «Плоды на столе».

1

3.02

Графика и ее изобразительные свойства.

Рисование веток и деревьев.

1

17.02

Графические иллюстрации. Черно-белая композиция «Зимний лес».

1

24.02

Пейзаж. Передача настроения с помощью цвета.

1

3.03

Народные промыслы России. «Морозные узоры».

1

10.03

1

17.03

Свойства акварельных красок. Приемы работы акварельными красками.  «Чудесная радуга».

1

31.03

Приемы работы акварельными красками.  «Витраж».

1

7.04

Работа акварелью слоями. «Рыбка в море».

1

14.04

Натюрморты с цветами. Панно «Букет».

1

21.04

Сюжет, зарисовки, наброски. Наброски животных и людей.

1

28.04

Искусство Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи.

1

5.05

Творческая работа «Рисунок на скале».

1

12.05

Проекты. (Открытки или панно к праздникам)

3

19.05

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...