Рабочая программа по изо
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Рабочая программа для 1 класса, программа "школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_progr_izo_1_kl.docx | 39.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Колыванская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО: ПРИНЯТО: РАССМОТРЕНО:
приказом директора методическим советом методическим объединением
№ _____ от _______ протокол № ____ от ____ протокол № _____от _______
_________ Медведева И.А. __________Жукова О.В. ___________(рук. МО)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Изобразительное искусство
1 класс
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы:
Рабочие программы. Изобразительное искусство. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2012
Составитель: Волочугова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов, 1 категории.
Колывань, 2013
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2012
Для реализации программы используется учебно – методический комплект:
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение 2012
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Обоснование выбора УМК
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
- изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка. Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Общая характеристика организации учебного процесса
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки). Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Используемая в тексте программы система условных обозначений
П.- практическая художественно – творческая работа
И. – индивидуальная работа
Г. – групповая работа
В авторскую программу изменения не внесены.
3. Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения курса ученик должен
знать / понимать:
- Основные средства выразительности графики, живописи, декоративно – прикладного искусства;
- Основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда;
- Особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
- Основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.
уметь:
- Организовать своё рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;
- Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно – прикладное искусство);
- Использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
- Оценки произведений искусства (выражения собственного мнения);
- Составлять композиции с учётом замысла;
- Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- Составлять композиции с учётом замысла;
- Передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- Рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) растительные (листок, травка и т.д.)
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
- работать в группе, в паре;
- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- уметь слушать других ;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
4. Содержание курса изобразительное искусство
№ раздела | тема | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе | Формы контроля результата |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 9 | 9 | |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 | 8 | |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 11 | 11 | |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 | 5 |
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование разделов и тем урока | Кол-во часов | Дата | Формы работы | |
По плану | По факту | ||||
1 | Изображения всюду вокруг нас | 1 | 03.09 | П | |
2 | Ты изображаешь. Знакомство с мастером Изображения. | 1 | 10.09 | П | |
3 | Мастер Изображения учит видеть. | 1 | 17.09 | П | |
4 | Изображать можно пятном | 1 | 24.09 | П | |
5 | Изображать можно в объеме | 1 | 01.10 | П | |
6 | Изображать можно линией | 1 | 08.10 | П | |
7 | Разноцветные краски | 1 | 15.10 | П | |
8 | Изображать можно и то, что невидимо | 1 | 22.10 | П | |
9 | Художники и зрители (обобщение темы) | 1 | 29.10 | П | |
10 | Мир полон украшений | 1 | 12.11 | П | |
11 | Красоту надо уметь замечать | 1 | 19.11 | П | |
12 | Узоры на крыльях. Ритм пятен | 1 | 26.11 | П | |
13 | Красивые рыбы. Монотипия | 1 | 03.12 | П | |
14 | Украшения птиц | 1 | 10.12 | П | |
15 | Узоры, которые создали люди. | 1 | 17.12 | П | |
16 | Как украшает себя человек. | 1 | 24.12 | П | |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник | 1 | 14.01 | П | |
18 | Постройки в нашей жизни | 1 | 21.01 | П | |
19 | Дома бывают разные | 1 | 28.01 | П | |
20 | Домики, которые построила природа | 1 | 04.02 | П | |
21 | Домики, которые построила природа | 1 | 11.02 | П | |
22 | Дом снаружи и внутри | 1 | 25.02 | П | |
23 | Дом снаружи и внутри | 1 | 04.03 | П | |
24 | Строим город | 1 | 11.04 | П | |
25 | Строим город | 1 | 18.03 | П | |
26 | Все имеет свое строение | 1 | П | ||
27 | Строим вещи | 1 | П | ||
28 | Город, в котором мы живем | 1 | И | ||
29 | Три брата всегда трудятся вместе | 1 | И | ||
30 | «Сказочная страна». Создание панно. | 1 | И | ||
31 | «Праздник весны» | 1 | И | ||
32 | Времена года | 1 | И | ||
33 | Здравствуй, лето! | 1 | И |
6. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Рабочей программы
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе:
- Рабочие программы. Изобразительное искусство. Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2012
- Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2003.
Оборудование и приборы:
- Компьютер
- Мультимедийная доска
Дидактический материал:
- Репродукции картин
Цифровые образовательные ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.
Интернет-ресурсы:
- http://www.nachalka.com/
- http://nsc.1september.ru/
- http://www.it-n.ru/
Литература, рекомендованная для учащихся:
- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...