Рабочие программы 3 класс "Перспектива"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №17»
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по НМР Директор МБОУ «Лицей №17»
__________М.П.Гордеева ______________ С.Н.Егорова
«____»_____________2013 г. «____»_____________2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Изобразительное искусство»
для 3 класса
начального общего образования
«Перспектива»
Разработала программу
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Ерахтина Самига Мурсалимовна
Рассмотрено
на заседании кафедры
начального общего образования
протокол № 1 от 30.08.2013 г.
Руководитель кафедры
__________Т.Н.Шутова
г. Троицк, 2013 г.
1. Пояснительная записка
Статус программы: Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана с целью - обеспечения достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования МБОУ «Лицей № 17», создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебному предмету.
Программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами данного учебного предмета; конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам программы и рекомендует последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г.) (далее – стандарт); «Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа» / сост. Е. С.Савинов, 2011 г.; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментального ядра содержания общего образования; «О плане действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р);
«Об утверждении плана действия по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011 – 2015 годы», направленного на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10. 2010 г. № 02-600); «О введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01.09.2010 г.» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.06. 2010 г. № 01-438); Программы «Перспектива» / сост. Л.Г. Петерсон, О.А. Железникова, М.: «Просвещение»,2011 – 368 с. и авторской программы по предмету «Изобразительное искусство» Т. Я. Шпикалова, Л.В. Ершова; Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №17» Приказ № 222 от 02.09.2013 г.
Цели:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре, зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о видах искусства: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
-овладение элементарной художественной грамотностью; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса.
Задачи:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, скульптура, дизайн и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
- Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей обучаемого.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации, обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучаемых: восприятие произведений искусства (обучаемый – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (обучаемый – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения обучаемого с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
3. Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» включен в обязательную предметную область, которая призвана решать следующие основные задачи реализации содержания:
№ | Предметные области | Основные задачи реализации содержания |
Изобразительное искусство | Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. |
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего по программе — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Изобразительное искусство»
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие обучающегося, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимательности к людям,
готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера,
- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств
благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование способности к организации своей учебной
деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного
отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственности за их результаты;
- формирование целеустремленности и настойчивости в достижении
целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, обучающийся постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Обучающийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого обучаемого — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать обучаемым ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения обучаемыми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач программы по предмету — развитие у обучающегося интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности младшего школьника, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено обучаемому как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета «Изобразительное искусство» на конец 3 класса
В результате освоения предметного содержания у обучаемых предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
на конец 3 класса
у обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты освоения учебного предмета изобразительное искусство
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Обучающийся получит возможность:
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- устанавливать причинно – следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Обучающийся получит возможность:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
- обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- анализ информации;
- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- сериация;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения;
- обобщение.
Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приводить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнеров;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- слушать собеседника;
- определять общую цель и пути ее достижения;
- осуществлять взаимный контроль,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» на конец 3 класса
Раздел «Мир изобразительных (пластических) искусств»
Обучающийся научится:
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Обучающийся получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел ««Художественный язык изобразительного искусства»
Обучающийся научится:
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Обучающийся научится:
- осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цвето-ведения, усвоенные способы действия;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
- Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Мир изобразительных (пластических) искусств
(10 часов)
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи); пейзаж (на примере произведений И.А. Шишкина, Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений А.А.Дейнеки, и др.).
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
(10 часов)
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество
и его связь с окружающей жизнью
(14 часов)
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т.д.).
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрику или комбинат, в краеведческий музей.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Содержание предмета | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основы изобразительного языка живописи. Цветовой нюанс и контраст. | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. |
Знакомство с искусством Жостова. | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. |
Композиция в декоративной росписи. Круг, овал. | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской |
Передача формы предметов с помощью цвета в живописи. | |
Связь формы и орнамента в декоративно-прикладном искусстве. | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). |
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, орнамента, материала. | Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. |
Изображение по воображению пейзажа. Пространство и цвет в живописном пейзаже. Творчество И.И.Шишкина. | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).Изображать радость или грусть (работа гуашью). |
Особенности изображения гжельского пейзажа. | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. |
Деревянное зодчество России. | |
Использование в коллективной деятельности различных художественных техник и материалов. | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности . Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). |
Рисование по памяти птиц в разных поворотах. Форма и фактура в графике. | |
Основы изобразительного языка живописи. Свет и тень. | |
Пейзаж в графике. Передача образа заиндевелых растений. | Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы кистью и графической росписи и т. д. Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
Орнамент в украшении народной одежды. Связь декора с формой. | |
Передача настроения в творческой работе с помощью композиции. | |
Образ зимы в карнавальной маске. Связь образа и декора. | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. |
Узоры-обереги в народном костюме. Символика цвета. | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). |
Взаимосвязь изобразительного искусства с театром. | |
Виды изобразительного искусства. Исторический памятник архитектуры. | |
Основы изобразительного языка. Декоративная композиция. | Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. |
Отражение патриотической темы в произведениях художников. Защитники земли Русской. Творчество А.Дейнеки. | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей они состоят |
Жанры изобразительного искусства. Портрет. Творчество Рафаэля и Леонардо да Винчи. | Наблюдать постройки в городе, их форму, конструкцию, пропорции. |
Сюжетная композиция «Широкая масленица». | Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). |
Знакомство с промыслами по изготовлению деревянной игрушки. | |
Взаимосвязь изобразительного искусства и кино. | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать(строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. |
Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой. | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. |
Изображение по памяти морского пейзажа. Творчество Айвазовского. | Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. |
Знакомство с искусством русской набойки. | Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Обсуждение работы. |
Знакомство с искусством павлово-посадских платков. | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). |
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла. «Салют Победы». | |
Символическое изображение. Гербы городов России. | Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. |
Рисование с натуры натюрморта. Цвет и свет. | Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности |
Зооморфные орнаменты в искусстве народов мира. | |
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Музей изобразительных искусств им. Пушкина. | Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). |
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - М.: Просвещение, 2013. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь/ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - М.: Просвещение, 2013 | - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: М.: Просвещение, 2011. – 33 с. Сборник рабочих программ «Перспектива». Петерсон Л.Г., Железникова О.А., Климанова Л.Ф., Плешаков А.А. Москва, «Просвещение», 2011 год. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. - М.: Просвещение, 2013. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» М.: Просвещение, 2011. – 152 с.. - Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» М.: Просвещение, 2010. -64 с. |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Печатные пособия | ||
Методические журналы по искусству | Д | |
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства | Д | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска | Д | |
Магнитная доска | Д | |
Экспозиционный экран | Д | Размер не менее 150X150 см |
Компьютер | Д | |
Принтер | Д | |
Экранно - звуковые пособия | ||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
Краски акварельные | К | |
Краски гуашевые | К | |
Тушь | К | |
Ручки с перьями | К | |
Бумага А3, А4 | К | |
Бумага цветная | К | |
Фломастеры | К | |
Восковые мелки | К | |
Кисти № 5, 10, 20 | К | |
Емкости для воды | К | |
Стеки | К | |
Пластилин | К | |
Клей | К | |
Ножницы | К |
Информационно – коммуникативные средства
Видеофильмы | Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
Для характеристики количественных показателей (см. табл.) используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого обучаемого класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух обучаемых);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 чело
9. Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
№ п/п | Дата по плану | Тема урока | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности учащихся | |
по пла ну | по фак ту | ||||
Осень. « Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11ч.) | |||||
1 | 09.09 | Инструктаж по ТБ Основы изобразительного языка живописи. Цветовой нюанс и контраст. | Личностные Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Предметные Научиться: организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой. Познавательные -владеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. уметь сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Коммуникативные Овладеть умениями вести диалог; Распределять функции и роли при выполнении коллективной творческой работе. Регулятивные Уметь планировать и осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей. | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | |
2 | 16.09 | Знакомство с искусством Жостова. | Личностные Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Предметные научатся рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи. Познавательные -владеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. уметь сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Коммуникативные Овладеть умениями вести диалог; Распределять функции и роли при выполнении коллективной творческой работе. Регулятивные Уметь планировать и осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей. | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. | |
3 | 23.09 | Композиция в декоративной росписи. Круг, овал. | Предметные Научатся понимать сведения о памятниках культуры и истории, быта и жизни своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство, уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи, решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве.: | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской | |
4 | 30.09 | Передача формы предметов с помощью цвета в живописи. | Предметные Научатся определять «натюрморт»,организовать свое рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя: | ||
5 | 07.10 | Связь формы и орнамента в декоративно-прикладном искусстве. | Предметные Научатся видеть орнамент, познакомиться с основами орнамента(символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи), организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой. | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). | |
6 | 14.10 | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, орнамента, материала. | Предметные Научатся: выполнять рисунок акварелью, гуашью, фломастерами; понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи). | Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | |
7 | 21.10 | Изображение по воображению пейзажа. Пространство и цвет в живописном пейзаже. Творчество И.И.Шишкина. | Личностные Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Предметные Научатся организовать своё рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.) Изображать радость или грусть (работа гуашью). | |
8 | 28.10 | Особенности изображения гжельского пейзажа. | Предметные Научатся: правильно работы с акварелью; понимать народное декоративно-прикладное искусство, знать особенности изображения гжельского пейзажа, выполнять рисунок кистью без предварительного рисунка растяжение цвета в гжельском мазке. | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | |
9 | 11.11 | «Двор, что город, изба, что терем». Деревянное зодчество России. Традиции народного мастерства | Предметные Научатся: понимать пейзаж; отдельные произведения выдающихся художников; приемы смешения красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета.
| ||
10 | 18.11 | «Толи терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства. | |||
11 | 25.11 | Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции. | Предметные Научатся: смешению красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета. | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности . Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). | |
Зима. « Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10ч.) | |||||
12 | 02.12 | Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции. | Предметные Научатся: правилам работы с акварелью. Познавательные -владеть умением творческого видения с позиций художника, т. е. уметь сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Коммуникативные Овладеть умениями вести диалог; Распределять функции и роли при выполнении коллективной творческой работе. Регулятивные Уметь планировать и осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей | ||
13 | 09.12 | Русская изба. Пейзаж в графике: чёрный и белые цвета.. | Предметные Научатся придумывать свой натюрморт; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг Коммуникативные Овладеть умениями вести диалог; Распределять функции и роли при выполнении коллективной творческой работе. Регулятивные Уметь планировать и осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей | Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы кистью и графической росписи и т. д. Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | |
14 | 16.12 | Зима не лето в шубу одета. Орнамент в украшении народной одежды. | Предметные Научатся: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги. Коммуникативные Овладеть умениями вести диалог; Распределять функции и роли при выполнении коллективной творческой работе. Регулятивные Уметь планировать и осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. | |
15 | 23.12 | Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. | |||
16 | 13.01 | Образ зимы в карнавальной маске. | |||
17 | 20.01 | Узоры-обереги в народном костюме. Символика цвета. | Предметные Научатся различать отдельные произведения выдающихся художников; разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа. Уметь правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет. | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. | |
18 | 27.01 | Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма. | Личностные Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Предметные Научатся различать разнообразные приёмы работы кистью при рисовании декоративных элементов узора. Уметь последовательно работать красками над декоративными фигурками орнаментальной полосы (от общего к деталям, от раскраски полоски фигурок к декоративной разделке и украшению фигурок узорами). | ||
19 | 03.02 | Россия державная Памятники архитектуры. | |||
20 | 10.02 | «Город чудный…» Памятники архитектуры: импровизация. | Предметные Научатся выполнять эскиз театрального костюма красками, пастелью, мелками. Коммуникативные Овладеть умениями вести диалог; Распределять функции и роли при выполнении коллективной творческой работе. Регулятивные Уметь планировать и осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей | ||
21 | 17.02 | Защитники земли Русской. Сюжетная композиция : композиционный центр. | Личностные Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Предметные Научатся распознавать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа, самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке. | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей они состоят | |
Весна.« Как прекрасен этот мир, посмотри…» ( 5 ч) | |||||
22 | 24.02 | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица. | Личностные Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Предметные Научатся узнавать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа. Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке | Наблюдать постройки в городе,их форму, конструкцию, пропорции. | |
23 | 03.03 | Сюжетная композиция «Широкая масленица». | Предметные Научатся понятию «живопись» Умет: применять основные средства художественной выразительности в рисунке по представлению, в сюжетно-тематических композициях с учётом замысла. | Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). | |
24 | 10.03 | Знакомство с промыслами по изготовлению деревянной игрушки. | Предметные научить понимать приёмы письма красками;. Уметь: самостоятельно выполнять эскиз; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета и насыщенности оттенков.
| ||
25 | 17.03 | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвет. | Предметные Научатся самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски; последовательно вести линейный рисунок на тему. Коммуникативные Овладеть умениями вести диалог; Распределять функции и роли при выполнении коллективной творческой работе. Регулятивные Уметь планировать и осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать(строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. | |
26 | 07.04 | Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвет. | Предметные Научатся правила работы с акварелью; понятие народное декоративно-прикладное искусство, разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. | |
Лето. « Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч.) | |||||
27 | 14.04 | Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит. | Личностные Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Предметные Научатся самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства | Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. | |
28 | 21.04 | Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства.. | Личностные Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Предметные Научатся сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы. Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке | Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). Обсуждение работы. | |
29 | 28.04 | Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. | |||
30 | 05.05 | В весеннем небе - салют Победы!». Патриотическая тема в искусстве. | Личностные Любовь к Родине. Предметные Научатся получать сведения о памятниках культуры и истории, быта своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство. Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементами повтора, импровизации и вариации по мотивам цветочной композиции павловских узоров, придерживаться последовательности исполнения росписи, решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве. | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). | |
31 | 12.05 | Гербы городов золотого кольца России. Символические изображения. | Личностные Любовь к Родине. Предметные Научатся: самостоятельно выбирать сюжет темы, наблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке. | Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. | |
32 | 19.05 | Сиреневые перезвоны. Рисование с натуры натюрморта. Цвет и свет. | Предметные Научатся основы символики, доступные сведения о гербах городов Золотого кольца России. Уметь правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет. | ||
33 | 26.05 | У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира. | Предметные Научатся: самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке. Знать: понятие натюрморт; отдельные произведения выдающихся художников. | Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности | |
34 | 26.05 | Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект. | Предметные Научатся правильно, определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет. Коммуникативные Овладеть умениями вести диалог; Распределять функции и роли при выполнении коллективной творческой работе. Регулятивные Уметь планировать и осуществлять действия в соответствии с поставленной задачей. | Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). | |
Итого по плану: 34 часа | |||||
Итого по факту: часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...