Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс "Школа 2100"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Пояснительная записка

Календарно - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn_izo.docx34.56 КБ
Файл kalend_izo.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Изобразительное искусство»

1 класс

Пояснительная записка

Сущность предмета

Планирование составлено на основе программы «Школа 2100» под редакцией  О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального общего образования  от 06.10.2009 № 373;
  • примерные программы по изобразительному искусству, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • базисный учебный план гимназии;
  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования на 2013/14 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря  развитию современных информационных технологий современные школьники  по  сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней  давности гораздо больше информированы,  рациональнее и логичнее мыслят, но в то же  время у многих из них  существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием  красоты  мира.

Перед  педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом,  чтобы, с одной  стороны, научить детей  эмоционально воспринимать  произведения искусства, уметь  выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4.  Развитие умения воспринимать и  анализировать   содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6.  Освоение элементарной художественной грамотности и основных  приёмов изобразительной деятельности.

7.  Воспитание в  учащихся умения согласованно и  продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1.  Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные  темы  каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.  Воспитание зрительской  культуры,  умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно   рассказать  об  этом   на   языке  изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

3.  Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4.  Освоение изобразительных  приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5.  Создание простейших  художественных  образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6.  Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из  рубрики «Наши проекты»);

7.  Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши  проекты»,  подготовка театральных постановок).

Место  предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается с 1-го  по 4-й  класс по одному часу  в неделю.  В 1 классе предмет «Изобразительное искусство» рассчитан на 33 часа - 1 час в неделю, 33 учебные недели.

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искусства   необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и  человеческой жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

изучения курса ИЗО

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так  и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли  изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных  видов  изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в)  ознакомление учащихся с  терминологией и  классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ  (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации  и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой,  историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная  деятельность  неразрывно связана с эстетическим видением действительности,   на  занятиях         курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме  этого,  метапредметными  результатами  изучения  курса  «Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей  системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор  источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

•  Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Сравнивать и  группировать  произведения  изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполнителя, критика).

Содержание учебного предмета

Цветные карандаши (14 часов)

Занятия 1–2  (2  ч)

Кто  такой художник.  Какие  качества нужно в  себе  развивать, чтобы  стать  художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер.

Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях.

Выполнение в  процессе изучения  нового   материала заданий на закрепление полученных знаний в  рабочей тетради и  в  учебнике. Рисование цветными карандашами забавных человечков.

Первый опыт  коллективной работы. Учимся понимать друг друга для  выполнения общей  задачи. Изучение этапов коллективной работы. Выполнение композиции «Городок».

Занятия 3–5 (3  ч)

Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра).        Получение         первого        представления         о         живописи. Дополнительные цвета. Коллективная работа «Чудо-дерево».

Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение задания  «Коврик» в  рабочей тетради на  закрепление изученного материала.

Занятия 6–7  (2  ч)

Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о замкнутых линиях и форме предметов. Изучение свойств линий на примере рисунков П.  Пикассо. Коллективная работа «Солнечный денёк».

Занятия 8–9  (2  ч)

Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треугольник,  квадрат, овал, круг). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на  закрепление полученных знаний в  рабочей тетради и в учебнике. Понятие об аппликации. Выполнение аппликации  «Любимая игрушка».

Занятия 10–11  (2  ч)

Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Закрепление умения работать в  технике аппликации.  Выполнение в  процессе изучения  нового  материала заданий на  закрепление полученных знаний   в  рабочей тетради  и  в  учебнике.  Выполнение аппликации «Осень».

Занятия 12–14  (3  ч)

Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Изучение некоторых  закономерностей построения орнамента.  Выполнение в процессе изучения нового  материала заданий на  закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Коллективная аппликация «Осенний букет».

Работаем с гуашью (19 часов)

Занятия 15–16  (2  ч)

Развитие  представлений о  живописи  и  некоторых  её  законах.

Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов.

Основы  работы гуашевыми красками. Смешивание основных цветов. Использование в живописи дополнительных цветов.

Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. Выполнение  в процессе изучения нового  материала задания «Разноцветные узоры».

Занятия 17–18 (2 ч)

Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и  горизонтальная композиция, фон). Некоторые правила композиции. Дальнейшее изучение свойств тёплых и холодных  цветов. Смешивание гуашевых красок. Выполнение в процессе изучения нового  материала заданий в рабочей тетради и в учебнике на закрепление полученных знаний.

Углубление навыка рассказа о картине по вопросам с использованием  изученных понятий.

Выполнение в процессе изучения нового материала одного из заданий

«Фрукты на тарелочке» или «Плоды на столе» (по выбору учителя).

Занятия 19–20 (2 ч)

Понятие о графике и  её  изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и  точках.  Характер  чёрного и  белого  цветов. Первичное понятие о контрасте.

Графические иллюстрации.  Выполнение чёрно-белой композиции «Зимний лес».

Занятие 21 (1 ч)

Первичное представление о  пейзаже.  Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку.

Углубление навыка рассказа о картине по предложенным вопросам с использованием изученных понятий.

Занятия 22–23 (2 ч)

Народные  промыслы  России.  Смешивание гуашевых  красок. Выполнение  в  процессе изучения  нового   материала  заданий  на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.

Выполнение  в   процессе  изучения   нового   материала  задания «Морозные узоры».

Занятия 24–25  (2  ч)

Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний.

Выполнение одного из заданий «Чудесная радуга» или  «Витраж». Работа акварелью слоями.

Занятие 26-27 (2 ч)

Изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на  настроение картины.

Выполнение задания «Букет»

Занятие 28-29 (2 ч)

Картины  о  жизни  людей. Сюжет,   зарисовки,  наброски.  Выполнение набросков животных и людей для  композиции «Рисунок на скале».

Занятия 30-31  (2  ч)

Получение представления об искусстве Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. Выполнение по  выбору детей  одного  из заданий «Рисунок на скале».

Занятия 32–33  (2  ч).  

 Открытки  или  панно к праздникам, данные в рабочей тетради. К Новому году:  открытку «С Новым годом» или  «Новогодняя ёлка», к 8 марта – открытку «С Днём 8 марта», к 23 февраля – аппликацию «Праздничный салют».

Учебно – тематичекий план

Наименование тем

По плану

Цветные карандаши

14

Работаем с гуашью

19

Требования к уровню подготовки оканчивающих

начальную школу

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
  • известные центры народных художественных ремесел России;
  • ведущие художественные музеи России;

уметь

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Учебно – методическое, информационное и материально – техническое

обеспечение программы

Литература для учащихся:

Учебник:

  1. О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Учебник  по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир». Москва « Баласс», 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
  2. О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Рабочая тетрадь  по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир». Москва «Баласс», 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).

Литература для учителя:

Основная методическая литература:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Москва. Дрофа. 2008 год, - 172 с.
  2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт.  Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна.-Изд.2-е, испр.-М.:Баласс,2011.
  3. О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Учебник  по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир». Москва « Баласс», 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).
  4. О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Рабочая тетрадь  по изобразительному искусству для 1-го класса «Разноцветный мир». Москва «Баласс», 2012. (Образовательная система «Школа 2100»).



Предварительный просмотр:

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды  учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

Дата проведения

По плану

Фактически

Кто  такой художник. Фантазируем        и учимся.

Тренируем наблюдательность. Детали.  «Дружные соседи». Рисуем цветными карандашами.

2

Знать,  какими  качествами должен обладать художник (Н). Отличать профессии, которые может освоить художник (Н). Иметь понятие о том,  чем могут  различаться  предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) (Н). Уметь  характеризовать  предметы по этим  признакам (П). Коллективная   творческая  работа «Городок»

2.09

9.09

Чудо-радуга. Тренируем наблюдательность.

Цвет. «Живое письмо». Тренируем наблюдательность: тепло и холод

3

Уметь  называть   порядок   цветов спектра (Н).

Иметь  представление  о  живописи (Н) и дополнительных цветах (Н). Иметь  представление  о   тёплых  и холодных цветах (Н). Коллективная   творческая  работа «Чудо-дерево».

16.09

23.09

30.09

Линии – какие они бывают. Изучаем работу мастера. Линия  и форма

2

Иметь представление о  разных типах линий (Н)  и уметь  определять их характер (П). Знать,  что  такое  замкнутая  линия (Н). Исследовать характер линий в работах П. Пикассо (Н). Коллективная   творческая   работа «Солнечный денёк».

7.10

14.10

Какие         бывают фигуры. Тренируем  наблюдательность. Аппликация

2

Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы (Н). Творческая работа «Любимая игрушка».  

21.10

28.10

Что         такое         симметрия.

Тренируем наблюдательность; симметрия в жизни

2

Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии (Н). Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных  (Н). Уметь определять симметричность фигуры. Вырезание симметричных листьев и составление из  них  композиции (Н). Практическая   творческая  работа

«Осень».

11.11

18.11

Г е о м е т р и ч е с к и й орнамент.

Как  получаются разные орнаменты

3

Иметь представление об  орнаменте и о геометрическом орнаменте (Н). Понимать, как  из   геометрических фигур  получаются  разные  орнаменты,  и уметь  их создавать (П). Коллективная   творческая  работа «Осенний букет» (Н). Коллективная   творческая  работа

«Осенний букет» (Н).

25.11

2.12

9.12

Смешиваем краски (гуашь). Тренируем наблюдательность; дополнительные цвета.

Закрепление знаний о геометрическом  орнаменте

2

Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий) и получать новые  оттенки при их смешивании (Н).

Иметь представление о родственных и дополнительных цветах (Н). Исследовать, какими цветами написаны   картины М.  Сарьяна  «Ночной пейзаж»  и  «Продавец лимонада» и какое  они   производят  впечатление (П).

16.12

23.12

Мир вещей. Твоя    мастерская: «тепло» и «холод». Что такое композиция. Тренируем наблюдательность: фон

2

Иметь понятие о натюрморте (Н). Определять, что  хотел показать нам художник (П). Знать, как можно использовать цвет в работе  (тёплые, холодные цвета) (Н). Определять, какие цвета используют художники в  своих   картинах и  для чего (П).

Знать, что  такое  композиция  и  её простейшие правила (Н). Уметь использовать в своих  работах фон (П). Практическая   творческая  работа

«Фрукты на  тарелочке» или  коллективная  работа «Плоды  на  столе»

13.01

20.01

Графика. Чёрное на  белом  и белое на чёрном. Что   такое  иллюстрация

2

Иметь понятие о графике и её основных  изобразительных средствах. Исследовать на  примерах приведённых   иллюстраций,  зачем  и  какими изобразительными  средствами пользуются   художники   для   решения своих  задач (П).

Уметь        рассказывать         о         работе художника-иллюстратора (Н). Творческая работа «Зимний лес»

27.01

3.02

Пейзаж

1

Уметь объяснять, что  такое пейзаж (Н).

Исследовать, какие  задачи решали художники в приведённых пейзажах и  какое настроение передано в  каждом пейзаже (П).

10.02

Народные  художники

2

Иметь представление о филимоновском, дымковском, хохломском, богородском народных промыслах (Н). Практическое задание  на  смешивание гуашевых красок с белилами (Н). Практическое   творческое  задание

«Морозные узоры» (П).

24.02

3.03

Прозрачность  акварели. Секреты акварели:

работа слоями

2

Иметь  представление  об  основных свойствах акварельных красок (Н). Практическая  творческая работа «Витраж» (П). Уметь работать акварелью слоями. Практическая   творческая  работа «Рыбка в море»  

10.03

17.03

Цвета и цветы

2

Исследовать  натюрморты  с цветами влияние цвета на  настроение живописного произведения (Н). Практическое  творческое задание: выполнить  в   подарок  маме    панно «Букет»,   постаравшись  передать  в нём своё настроение (П).

7.04

14.04

Картины о  жизни людей. Наброски. Тренируем наблюдательность

2

Иметь  представление  о   том,  что такое сюжет, наброски (Н). Творческая работа: выполнение наброска  животных  (дома   или   на улице) (П)  или  одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»).

21.04

28.04

Из  истории искусства. Древний мир

2

Иметь представление о зарождении искусства (Н).

Творческая работа «Рисунок на скале» (П).

Коллективная   творческая  работа

«Рисунок на скале» (П)

5.05

12.05

Проекты

2

Самостоятельно выполнять открытки  или  панно к праздникам

12.05

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для 2 класса ОС "Школа 2100" разработаны в соответствии с ФГОС начального общего образования 2009 года....

Рабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс, "Школа 2100"

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе "Школа 2100" составлена на татарском языке....

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100"

Рабочая программа 1 - 4 класс. Календарно - тематическое планирование 4 класс....

Рабочая программа по изобразительному искусству "Школа 2100" 3 класс

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.2. Воспитание в детях эстетического чувства.3. Получение у...