Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» 1 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Шанаурина Надежда Михайловна
Тема: Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» 1 класс
Цель: способствовать формированию умения выполнять иллюстрации к народной сказке на самостоятельно выбранные сюжеты;
Задачи:
1.Познакомить с творчеством художников В. Васнецова, Ю. Васнецова;
2.Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала.
3.Воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
Коммуникативные УУД: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные УУД: формировать умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Метапредметные:
адекватно воспринимать словесную оценку учителя.
Создание условий для формирования умений и навыков работы на уроке.
Планируемые результаты воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Сказочные образы в природе и в искусстве (сказки,). Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах.
Основные понятия: иллюстратор, народные сказки, авторские,
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы: сказка «Колобок» в обработке К.Ушинского, портреты художников В. Васнецова , М.Врубеля, Ю.Васнецова.
Изобразительный ряд: репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля, Ю. А. Васнецова, детские книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.
Оборудование для учащихся: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.
Литература для обучающихся:
- - Учебник: Изобразительное искусство, 1 класс.
- - Рабочая тетрадь по изобразительному искусству.
для учителя:
- - Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа
- - Методическое пособие «Обучение в 1классе по учебнику «Изобразительное искусство». М.: АСТ Астрель, 2011г.
План урока
1.Орг. момент.
2. Сообщение темы и цели урока. 2 мин
3. Вводная беседа. 7 мин
4.Объяснение последовательности выполнения рисунка 5 мин
5. Планирование детьми предстоящей работы 3 мин
Физминутка
6. Самостоятельная работа. 15 мин
Физминутка
7. Выставка работ, оценивание. 4 мин
8. Рефлексия. 2 мин
9. Итог урока. 2 мин
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация учащихся. | Прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Будем изобразительное искусство изучать, Творчество и фантазию развивать. .Проверка готовности учащихся к уроку. | Дети стоять около парт и слушают учителя Проверка рабочего места |
II. Сообщение темы и цели урока. | - Ребята, а вы любите сказки? Отгадайте загадку и сформулируйте тему нашего урока. – Я от бабушки ушёл, И от дедушки ушёл. А от тебя, заяц, И подавно уйду. | «Колобок» Дети формулируют тему урока |
III. Вводная беседа. | - Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором. Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные. - На прошлых уроках мы узнали, что художники изображают все то реальное, что видят в жизни. - А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни. Юрий Алексеевич Васнецов.(1900 – 1973) Одним из таких художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным декоративным даром художника. Полюбуйся иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам и постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передаёт сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) Одной из самых любимых тем является для художников сказка. А среди сказочников нельзя не отметить замечательного русского художника Виктора Васнецова. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Широко известны картины В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря». В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки... В картине «Алёнушка» слиты поэзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении — со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор... Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев. -Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение. -Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние? -Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная. - А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными. -Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое. (Дети вместе с учителем вспоминают содержание сказки.) - Вспомним главных героев сказки. - Кто первым встретился колобку? Какую песенку спел ему Колобок? Я колобок, колобок! По амбару метён, По сусечкам скребён, На сметане мешён, В печку сажён, На окошке стужён. Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, не хитро уйти. - Кого встретил вторым? Третьим? Последним? (На доске прикрепляются иллюстрации животных). - Какие загадки вы знаете о них? Как они характеризуют этих животных? Загадки. Живу в лесу и на лугу, Я порчу в огороде грядки и удираю без оглядки. У кого из зверей хвост пушистей и длинней? Летом ходит без дороги Все время по лесу он рыщет, | Заяц Лиса Медведь Волк |
IV. Объяснение последовательности выполнения рисунка | 1. К о м п о з и ц и я рисунка. Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений. - Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? - Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать? В это время учитель снова демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди. 1) Определим расположение главных героев рисунка. Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. 2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы. - Продумайте изображение своего сюжета. | Ответы учащихся.) |
V. Планирование детьми предстоящей работы | -Давайте повторим как и с чего мы начнем | Выбрать сюжет. Решить, вертикально или горизонтально расположить лист Наметить основные элементы рисунка, не нажимая сильно на карандаш Проверить равновесие композиции и начать работу цветом, выделяя тёмное на светлом, а светлое на тёмном |
VI. Самостоятельная работа. | 1.Задание: выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше. 2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска. Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев. По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки. Затонировать общий фон, для неба, земли, леса.) 2. Работа с цветом. 1) Выбор цветной гаммы зависит от того, какое эмоциональное состояние, настроение вы хотите передать в рисунке. Заполнение рисунка цветом начинаем с закрашивания неба, далее закрашиваем землю и затем раскрашиваем остальные предметы. Следите за тем, чтобы между небом и землей не оставалось пустот (белых пятен). 2) Прорисовывание деталей рисунка. Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д. | Дети работают |
VII. Выставка работ, оценивание. | Детям предлагается защитить свою работу, объяснить, почему он выбрал именно этот сюжет, такие цвета. | |
VIII.Рефлексия. | - Если вам понравился быть иллюстратором, то нарисуйте колобку улыбку, если нет, то грустное лицо. | |
IX.Итог урока | - Чему мы научились? - Что новое узнали? Оценки Уборка рабочего места. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения в 1 классе. Тема "Закрепление изученных букв. Русская народная сказка "Колобок" (урок-викторина)
Урок разработан учителем начальных классов Лайкиной Анной Николаевной. Урок включен в сборник методических материалов "Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс обучающи...
Интегрированный урок в 4-ом классе для детей со сложной структурой дефекта «Русская народная сказка «Колобок».
Урок предназначен для учащихся со сложной структурой дефекта....
Урок чтения в 1 классе коррекционной школы 8 вида по теме: "Русская народная сказка "Колобок"
Урок чтения в 1 классе (1 четверть, добукварный период)Тема: Русская народная сказка «Колобок».Цель: познакомить с содержанием и героями сказки «Колобок».Задачи:- учить правильно, произносить слова и ...
КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
middot; организовать деятельность учащихся по ознакомлению с видом книжной графики – иллюстрацией; изучению средств выразительности, используемых в творчестве художников...
Презентация на тему "Сравнение русской народной сказки «Колобок» и английской сказки ««Johnny- cake»"
Презентация по теме " Сравнение русской народной сказки " Колобок" и английской сказки "Johnn-cake". Данная презентация сопровождала выступление учащейся на научно- практическ...
Конспект урока «речь и альтернативная коммуникация» 1 класс Русская народная сказка «Колобок»
Тема: Русская народная сказка «Колобок». Цель: Знакомство с содержанием и героями сказки «Колобок».Задачи:Образовательные: Познакомить с содержанием сказки «Колобок...
Литературная викторина для 1 класса. По теме: "Русская народная сказка Колобок"
Презентация для 1 класса...