Рабочая программа по ИЗО 4 класс (УМК "Школа России", учебник В.С. Кузина)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству и расширенное Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской Программы. Аторы: В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_4_klass.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы
«Рекомендовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. |
| «Утверждено» Директор МБОУСОШ №8 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
4 класс
Учитель Ступникова Марина Сергеевна
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г. N 260-ФЗ), федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. № 1089), Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 и примерной образовательной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ авторы: В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев.
Вид реализуемой рабочей программы: основная общеобразовательная.
Цели предмета.
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Задачи предмета.
1. Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
2. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Межпредметные связи:
Содержание курса «Изобразительное искусство» позволяет осуществлять его связь с: музыкой; литературным чтением;
технологией (труд).
Принципы отбора учебного материала:
- учет возрастных особенностей;
- органическое сочетание обучения и воспитания;
- усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
- практическая направленность преподавания.
Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;
Формы работы: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.
Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.
Программное и учебно – методическое оснащение содержит следующие сведения:
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты государственной или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа | УМК обучающегося | УМК учителя | |||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | 1. Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству. М.: Просвещение, 2010 2. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. «Школа России». М.: Просвещение, 2011 | Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь– М.: Дрофа, 2012. | Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2008 | |
2 | 1 | - | - |
Содержание рабочей программы по изобразительному искусству
«В мире изобразительного искусства» (12 часов)
Рисование с натуры: «Натюрморт из фруктов и овощей», «Кувшин и яблоко», «Ваза с яблоками», «Коробка», «Шар», «Фигура человека»
Тематическое рисование: «Летний пейзаж»
Аппликация: «Парусные лодки на воде»
Лепка: «Фигура человека»
Рисование по представлению: «Моя улица», «Мой двор»
Учащиеся должны знать:
как рисовать красками, мелками, тушью, гуашью;
как работать кистью;
названия главных и составных цветов, правила смешения цветов.
что такое натюрморт;
пропорции фигуры человека;
характерное соотношение частей фигуры человека и их передача в скульптуре малой формы.
Учащиеся должны уметь:
передать эстетическое отношение к произведениям искусства;
анализировать форму, цвет и их пространственное расположение предметов;
работать над развитием творческого воображения, пространственного мышления;
образно передать задуманную композицию;
наблюдать за окружающим миром;
анализировать форму, цвет пропорции предметов и их пространственное расположение предметов;
освоить приёмы изображения объёмных предметов простейших геометрических тел;
использовать в работе различные художественные материалы.
«Мы любим смотреть картины и рисовать (22 часа)
Тематическое рисование: Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Рисование народного праздника «Песни нашей Родины»,
Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»,
«Закат солнца»
Рисование по памяти и представлению: животного (заяц, кошка, белка, собака),
птиц (голубь, сорока, утка),
современных машин
Декоративно-прикладное творчество;
Роспись разделочной кухонной доски
Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия
Аппликация;
Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению»
Составление мозаичного панно «Слава труду»
«Орнаменты народов мира».
Учащиеся должны знать:
названия главных и составных цветов;
правила смешения цветов.
произведения народного декоративно-прикладного искусства (Палех, Городец, Хохлома, Гжель);
жанры изобразительного искусства – батальный и исторический;
о многообразии различных явлений, событий и предметов действительности;
народные традиции, обычаи;
произведения народного декоративно-прикладного искусства;
Учащиеся должны уметь:
разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;
применять приёмы рисования кистью;
рисовать гуашью, тушью, мелками;
правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы.
использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки;
передавать динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги;
анализировать особенности конструктивно-анатомического строения птиц и животных;
самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его;
выделять главное в пейзаже;
определять изменение цвета и различать цветовой тон;
эмоционально воспринимать образ природы;
анализировать содержание и художественные особенности картин;
выполнять панно из цветной бумаги по эскизным рисункам.
выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству.
Требования к уровню усвоения предмета к концу 3 класса
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России;
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно -фиолетового;
основные цвета спектра в пределах акварельных красок;
особенности работы акварельными и гуашевыми красками;
уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению), в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
Формы организации образовательного процесса
Основной формой образовательного процесса является урок. Программа предусматривает типы
уроков:
1. Урок –объяснение нового материала
2 .Урок - закрепление
3. Урок - обобщение
4. Комбинированный урок
5 Интегрированные уроки
Формы организации урока: работа в парах, индивидуальная работа.
Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия.
Общеклассные формы: урок, контрольный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная пробно-поисковая деятельность.
Индивидуальные формы: самостоятельная деятельность, выполнение индивидуальных заданий
Технологии обучения
- информационные технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
-дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: разноуровневые задания,
индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей обучающихся.
- Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса: альбомы, краски, карандаши, наглядные образцы
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел (тема) | Количество часов |
1 | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 12 |
2 | Рисование на темы (композиция) | 7 |
3 | Декоративная работа | 7 |
4 | Лепка | 2 |
5 | Аппликация | 2 |
6 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 |
Итого | 34 часа |
Календарно–тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс.
№ | Дата | Тема | Тип урока | Цель | Форм контроля | Терминология, понятия |
1 | сентябрь | Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж». Ознакомление с шедеврами ИЗО: пейзажи Н.Рериха. | Комбинированный | Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа Уметь изображать предметы симметричной формы карандашом, акварельными красками. Знать: три контрастных пейзажа: горный, степной, среднерусский». | Практическая работа | пейзаж |
2 | Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде». Взаимосвязь ИЗО с музыкой: А.Вивальди «Лето» из цикла «Времена года». | Комбинированный | Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию. | Практическая работа | Мозаика панно | |
3 | Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей(карандаш) Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: Т.Яблонская «Хлеб». | Комбинированный | Расширение знаний детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков. Знать: средства художественной выразительности: форма. | Практическая работа | Натюрморт | |
4 | Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей (акварель) Художественные музеи России: Третьяковская галерея. | Комбинированный | Уметь передавать пространственное расположение группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи. | Практическая работа | Натюрморт, | |
5 | октябрь | Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко» (карандаш) | Комбинированный | Расширение знаний детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи | Практическая работа | Муляжи натюрморт |
6 | «Искусство натюрморта». Рисование с натуры натюрморта из яблока и кувшина (гуашь, акварель). | Комбинированный | Знать холодные и тёплые цветовые оттенки. | Практическая работа | Основы цветоведения | |
7 | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки (карандаш) Ознакомление: И.Репин «Невский проспект». | Комбинированный | Уметь сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом. и исправлять замеченные в рисунке ошибки. Знать: линейная перспектива. Разница между фронтальной и угловой перспективами. | Практическая работа | перспектива | |
8 | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара (карандаш). Ознакомление: И.Шишкин «Полдень в Подмосковье», В.Поленов «Заросший пруд | Комбинированный | Формирование начальных представлений о светотени; обучать приемам штриховки, выявляющей объем, форму шара. | Практическая работа | Свет, полутень, тень, собственная тень, падающая тень, блик, рефлекс | |
9 | ноябрь | Дерево. Графика. Рисование по памяти дуба. Ознакомление: Г.Кроллис «Дерево солнца». | Комбинированный | Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении Уметь рисовать с натуры, по памяти деревья. | Практическая работа | Графика |
10 | Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор» (акварель). | Комбинированный | Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа Знать: способы передачи пространства. | Практическая работа | Жанр, перспектива, пейзаж | |
11 | Рисование с натуры и по представлению фигуры человека. | Комбинированный | Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы Уметь выполнять различными способами набросков с натуры фигуры человека | Практическая работа | Канон, модуль, пропорции | |
12 | декабрь | Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта. | Комбинированный | Уметь работать с пластилином, уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объёме Соотношение частей фигуры человека и их передача в скульптуре малой формы | Практическая работа | Канон, модуль, пропорции, скатывание, вдавливание, |
13 | Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака) | Комбинированный | Формирование графических умений и навыков; развитие зрительной памяти умения сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций особенностей формы животного. | Практическая работа | пропорции | |
14 | Рисование на тему «Катание с горы». | Комбинированный | Формирование графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы . Знать: средства художественной выразительности: симметрия, движение. | Практическая работа | пропорции | |
15 | Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски Ознакомление: лаковая миниатюра Палеха. | Комбинированный | Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции. Знать: принцип построения композиции – повествование, связанное в единое целое. | Практическая работа | Хохлома, Гжель, Палех, Городец | |
16 | январь | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». (карандаш). Ознакомление: художники – сказочники. | Комбинированный | Развитие творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках. Знать: правила композиции: высота горизонта, точка зрения. | Практическая работа | Художники – сказочники. |
17 | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».(гуашь, акварель)). Ознакомление: М.Врубель «Пан», «Демон». | Комбинированный | Правила композиции: свет, тень, цвет | Практическая работа | иллюстрация | |
18 | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». Взаимосвязь ИЗО и кино: отрывок из художественного фильма – сказки «По щучьему велению». | Комбинированный | Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления | Практическая работа | Эпизод, эскиз, пропорции | |
19 | февраль | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». | Комбинированный | Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации | Практическая работа | Цветовидение |
20 | Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества | Комбинированный | Формирование умения выражать в декоративном рисунке свои зрительные представления. Знать: декоративное конструирование. Шрифт. | Практическая работа | Эпизод, эскиз, пропорции | |
21 | Рисование по памяти грузовых машин, тракторов, самосвалов и т.п. (мелки, цветные карандаши, чёрная тушь). | Комбинированный | Формирование графических навыков в передаче пространственного расположения группы предметов. Знать: средства художественной выразительности: пропорции, линейный рисунок, конструкции формы. | Практическая работа | Перовой рисунок. Конструкция, кабина, кузов, обод | |
22 | Рисование народного праздника «Песни нашей Родины». | Комбинированный | Развитие интереса и любви к народным традициям. | Практическая работа | Крещение, Рождество, Масленица | |
23 | март | «Сказка в декоративном искусстве». Выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски(карандаш). Ознакомление: лаковая миниатюра Палеха. | Комбинированный | Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства. Знать: принцип построения композиции – повествование, связанное в единое целое. | Практическая работа | Традиции, обряд |
24 | «Сказка в декоративном искусстве». Выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски (гуашь). Заочное путешествие по местам народных художественных промыслов. | Комбинированный | Знать этапы росписи изделия Уметь сравнивать различные виды и жанры изо. | Практическая работа | Промыслы. умельцы | |
25 | Рисование с натуры вороны (карандаш, акварель). Ознакомление: беседа «Изображение животных в произведениях художников: Леонардо да Винчи, Рембрандта, П. Рубенса. | Комбинированный | Формирование графических умений и навыков в изображении предмета сложной формы. Знать: жанр анималистики в изо Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение животных; рисование с натуры | Практическая работа | пропорции | |
26 | «Мы рисуем животных». Рисование по памяти лисы. Ознакомление: В.Серов – рисунок к басне И.Крылова «Ворона и Лисица». | Комбинир ованный | Уметь рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти | Практическая работа | Пропорции, сюжет | |
27 | апрель | Иллюстрирование басни И.Крылова «Ворона и Лисица» (карандаш) | Комбинированный | Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения . Динамичность рисунка. Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве | Практическая работа | |
28 | Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица» (акварель) | Комбинированный | Динамичность рисунка. Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве | Практическая работа | Жанр, перспектива, пейзаж | |
29 | Тематическое рисование «Закат солнца». | Формирование умения выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон. | ||||
30 | Лепка из глины птиц и домашних животных по памяти (кошка, собака, курица, утка). Жанры ИЗО: анималистический жанр. Беседа: «Эрмитаж – музей искусств». | Комбинированный | Развитие эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства. | Практическая работа | Инструменты , композиция | |
31 | май | Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочных птиц и зверей и роспись готового изделия. | Комбинированный | Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочных птиц и зверей и роспись готового изделия | Практическая работа | Эскиз, панно |
32 | Коллективное панно из цветной бумаги и природного материала «Весна. Шум птиц». Взаимосвязь с музыкой (Э.Григ «Весной») и литературой (М.Пришвин «Лесной ручей»). | Комбинированный | . Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию. Знать: ритм линий и пятен, цвет, пропорция – средства выразительности | Практическая работа | Анималистический жанр | |
33 | Рисование на тему «Красота наступающего лета». (Работа на воздухе). | Комбинированный | Развитие творческого воображения, изобразительных навыков. Закрепление сведений о видах ИЗО. | Практическая работа | ||
34 | Художественные музеи России. Экскурсия в музей Крылова (филиал Тульского художественного музея) по теме: «В музеях хранятся картины и скульптуры». | экскурсия | Формирование интереса к произведениям искусства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...
Рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин.
Рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин....
Рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин.
Рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин....