Рабочая программа по ИЗО 4 класс (УМК "Школа России", учебник В.С. Кузина)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Ступникова Марина Сергеевна

Рабочая программа по изобразительному искусству и расширенное Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской Программы. Аторы: В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_4_klass.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы

«Рекомендовано»        

Руководитель МО

_____        /______________        /

                  ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

                 

                   «Утверждено»

                   Директор МБОУСОШ №8

                    _____        /______________        /

                                      ФИО

                     Приказ №        ______ от

                     «___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  изобразительному искусству

4 класс

Учитель Ступникова Марина Сергеевна

2013- 2014 учебный год

Пояснительная записка

   Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г.  N 260-ФЗ), федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. № 1089), Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №  1312 и примерной образовательной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ авторы: В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев.

       Вид реализуемой рабочей программы:  основная общеобразовательная.

       Цели предмета.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

       Задачи предмета.

1. Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

2. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

       Межпредметные связи:

Содержание курса «Изобразительное искусство» позволяет осуществлять его связь с: музыкой;  литературным чтением;

технологией (труд).

         Принципы отбора учебного материала:

- учет возрастных особенностей;

- органическое сочетание обучения и воспитания;

- усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;

- практическая направленность преподавания.

Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;

Формы работы: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.        

Программное и учебно – методическое оснащение содержит следующие сведения:

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты государственной или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа

УМК обучающегося

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

1. Примерная программа начального общего образования  по изобразительному  искусству.                          М.: Просвещение, 2010

2. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. «Школа России».               М.: Просвещение, 2011

Кузин В. С.,

Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. –  М.: Дрофа, 2012.

Кузин В. С.,

Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь–  М.: Дрофа, 2012.

Кузин В. С, Яременко Е. О. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. –  3-е изд., перераб. -  М.: Дрофа, 2008

2

1

-

-

                            Содержание рабочей программы  по изобразительному искусству  

                               

«В мире изобразительного искусства»   (12 часов)

Рисование с натуры: «Натюрморт из фруктов и овощей», «Кувшин и яблоко», «Ваза с яблоками», «Коробка», «Шар», «Фигура человека»

Тематическое рисование: «Летний пейзаж»

Аппликация:  «Парусные лодки на воде»

Лепка: «Фигура человека»

Рисование по представлению: «Моя улица», «Мой двор»

Учащиеся должны знать:

как рисовать красками, мелками, тушью, гуашью;

как работать кистью;

названия главных и составных цветов, правила смешения цветов.

что такое натюрморт;

пропорции фигуры человека;

характерное соотношение частей фигуры человека и их передача в скульптуре малой формы.

Учащиеся должны уметь:

передать эстетическое отношение к произведениям искусства;

анализировать форму, цвет и их пространственное расположение предметов;

работать над развитием творческого воображения, пространственного мышления;

образно передать задуманную композицию;

наблюдать за окружающим миром;

анализировать форму, цвет пропорции предметов и их пространственное расположение предметов;

освоить приёмы изображения объёмных предметов простейших геометрических тел;

использовать в работе различные художественные материалы.

«Мы любим смотреть картины и рисовать   (22 часа)

Тематическое рисование: Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,

                                            Рисование народного праздника «Песни нашей Родины»,

                                            Иллюстрирование басни  И. Крылова «Ворона и лисица»,

                                            «Закат солнца»

Рисование по памяти и представлению: животного (заяц, кошка, белка, собака),

                                                                     птиц (голубь, сорока, утка),

                                                                     современных машин

Декоративно-прикладное творчество;

                                             Роспись разделочной кухонной доски

                                             Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия  

Аппликация;

                         Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению»  

                         Составление мозаичного панно «Слава труду»

                        «Орнаменты народов мира».

Учащиеся должны знать:

названия главных и составных цветов;

правила смешения цветов.

произведения народного декоративно-прикладного искусства (Палех, Городец, Хохлома, Гжель);

жанры изобразительного искусства – батальный и исторический;

о многообразии различных явлений, событий и предметов действительности;

народные традиции, обычаи;

произведения народного декоративно-прикладного искусства;

Учащиеся должны уметь:

разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;

применять приёмы рисования кистью;  

рисовать гуашью, тушью, мелками;

правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы.

использовать в иллюстрации выразительные возможности композиций сюжета из сказки;

передавать динамику событий, действия героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги;

анализировать особенности конструктивно-анатомического строения  птиц и животных;

самостоятельно выбрать сюжет из басни и проиллюстрировать его;

выделять главное в пейзаже;

определять изменение цвета и различать цветовой тон;

эмоционально воспринимать образ природы;

анализировать содержание и художественные особенности картин;

выполнять панно из цветной бумаги по эскизным рисункам.

выразить отношение к произведениям искусства, к собственному творчеству.

                                                       

Требования к уровню усвоения предмета к концу 3 класса

                       В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

известные центры народных художественных ремесел России;

ведущие художественные музеи России;

основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно -фиолетового;

основные цвета спектра в пределах акварельных красок;

особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

уметь:

различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению), в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество форм, очертаний;

сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;

соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;

чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;

выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.    

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой образовательного процесса является урок. Программа предусматривает типы

уроков:

1. Урок –объяснение нового материала

2 .Урок - закрепление

3. Урок - обобщение

4. Комбинированный урок

     5  Интегрированные уроки

Формы организации урока: работа в парах, индивидуальная работа.

Виды занятий: урок, практическое занятие, экскурсия.

Общеклассные формы: урок,  контрольный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная пробно-поисковая деятельность.

Индивидуальные формы: самостоятельная деятельность,  выполнение индивидуальных заданий

Технологии обучения  

- информационные технологии;

- информационно-коммуникативные технологии;

- игровые технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

-дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса: разноуровневые задания,  

 индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей обучающихся.

- Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса: альбомы, краски, карандаши, наглядные образцы

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел (тема)

Количество часов

1

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

12

2

Рисование на темы (композиция)

7

3

Декоративная работа

7

4

Лепка

2

5

Аппликация

2

6

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4

Итого

34 часа


Календарно–тематическое планирование по изобразительному искусству. 4 класс.

Дата

Тема

Тип урока

Цель

Форм контроля

Терминология, понятия

1

сентябрь

Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж». Ознакомление с шедеврами ИЗО: пейзажи Н.Рериха.

Комбинированный

Формирование  умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа

Уметь изображать предметы симметричной формы карандашом, акварельными красками.

Знать: три контрастных пейзажа: горный, степной, среднерусский».

Практическая работа

пейзаж

2

Составление мозаичного панно «Парусные лодки на воде». Взаимосвязь ИЗО с музыкой: А.Вивальди «Лето» из цикла «Времена года».

Комбинированный

Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.

Практическая работа

Мозаика      панно

3

Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей(карандаш)

Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: Т.Яблонская «Хлеб».

Комбинированный

Расширение знаний  детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков.

Знать: средства художественной выразительности: форма.

Практическая работа

Натюрморт  

4

Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей (акварель)

Художественные музеи России: Третьяковская галерея.

Комбинированный

Уметь  передавать пространственное расположение группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи.

Практическая работа

Натюрморт,
светотень.

5

октябрь

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко» (карандаш)

Комбинированный

Расширение  знаний детей о натюрморте; формирование графических умений и навыков в передаче пространственного расположения группы предметов, определении пропорций, в передаче светотени средствами живописи

Практическая работа

Муляжи       натюрморт

6

«Искусство натюрморта». Рисование с натуры натюрморта из яблока и кувшина (гуашь, акварель).

Комбинированный

Знать холодные и тёплые цветовые оттенки.

Практическая работа

Основы цветоведения

7

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование  с натуры коробки (карандаш)

 Ознакомление: И.Репин «Невский проспект».

Комбинированный

Уметь сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом. и исправлять замеченные в рисунке ошибки.

Знать: линейная перспектива. Разница между фронтальной  и угловой перспективами.

Практическая работа

перспектива

8

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование  с натуры шара (карандаш).

 Ознакомление: И.Шишкин «Полдень в Подмосковье», В.Поленов «Заросший пруд

Комбинированный

Формирование  начальных представлений о светотени; обучать приемам штриховки, выявляющей объем, форму шара.

Практическая работа

Свет,  полутень, тень, собственная тень, падающая тень, блик, рефлекс

9

ноябрь

Дерево. Графика. Рисование по памяти дуба. Ознакомление: Г.Кроллис «Дерево солнца».

Комбинированный

Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении

Уметь рисовать с натуры, по памяти деревья.

Практическая работа

Графика

10

Рисование по памяти  «Моя улица» или «Мой двор» (акварель).

Комбинированный

Формирование  умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа

Знать: способы передачи пространства.

Практическая работа

Жанр,  перспектива, пейзаж

11

Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.

Комбинированный

Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы

Уметь выполнять различными способами набросков с натуры фигуры человека

Практическая работа

Канон, модуль, пропорции

12

декабрь

Лепка фигуры человек с атрибутами труда или спорта.

Комбинированный

Уметь работать с пластилином, уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объёме Соотношение частей фигуры человека и их передача в скульптуре малой формы

Практическая работа

Канон, модуль, пропорции, скатывание, вдавливание,

13

Наброски с натуры и по представлению животного (заяц, кошка, белка, собака)

Комбинированный

Формирование  графических умений и навыков; развитие зрительной памяти умения сравнивать свой рисунок с натурой с целью передачи пропорций  особенностей формы животного.

Практическая работа

пропорции

14

Рисование на тему «Катание с горы».

Комбинированный

Формирование графических умений  и навыков в изображении предмета сложной формы .

Знать: средства художественной выразительности: симметрия, движение.

Практическая работа

пропорции

15

Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски Ознакомление: лаковая миниатюра Палеха.

Комбинированный

Формирование умения составлять декоративно- сюжетные композиции.

Знать: принцип построения композиции – повествование, связанное в единое целое.

Практическая работа

Хохлома, Гжель,  Палех, Городец

16

январь

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». (карандаш).

 Ознакомление: художники – сказочники.

Комбинированный

Развитие  творческого воображения, умения выражать свои чувства в рисунках.                  Знать: правила композиции: высота горизонта, точка зрения.

Практическая работа

Художники – сказочники.

17

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».(гуашь, акварель)). Ознакомление: М.Врубель «Пан», «Демон».

Комбинированный

Правила композиции: свет, тень, цвет

Практическая работа

иллюстрация

18

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». Взаимосвязь ИЗО и кино: отрывок из художественного фильма – сказки «По щучьему велению».

Комбинированный

Формирование умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления

Практическая работа

Эпизод, эскиз, пропорции

19

февраль

Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению».

Комбинированный

Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации

Практическая работа

Цветовидение

20

Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества

Комбинированный

Формирование умения выражать в декоративном рисунке свои  зрительные представления.

Знать: декоративное конструирование. Шрифт.

Практическая работа

Эпизод, эскиз, пропорции

21

 Рисование по памяти грузовых машин, тракторов, самосвалов и т.п. (мелки, цветные карандаши, чёрная тушь).

Комбинированный

Формирование графических навыков в передаче пространственного расположения группы предметов.

 Знать: средства художественной выразительности: пропорции, линейный рисунок, конструкции формы.

Практическая работа

Перовой рисунок. Конструкция, кабина, кузов, обод

22

Рисование народного праздника «Песни нашей Родины».

Комбинированный

Развитие интереса и любви к народным традициям.

Практическая работа

Крещение, Рождество, Масленица

23

март

«Сказка в декоративном искусстве».

Выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски(карандаш). 

Ознакомление: лаковая миниатюра Палеха.

Комбинированный

Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Знать: принцип построения композиции – повествование, связанное в единое целое.

Практическая работа

Традиции,  обряд

24

«Сказка в декоративном искусстве». Выполнение эскиза сюжетной росписи кухонной разделочной доски (гуашь). 

Заочное путешествие по местам народных художественных промыслов.

Комбинированный

Знать этапы росписи изделия

Уметь сравнивать различные виды и жанры изо.

Практическая работа

Промыслы. умельцы

25

Рисование с натуры вороны (карандаш, акварель). Ознакомление: беседа «Изображение животных в произведениях художников: Леонардо да Винчи, Рембрандта, П. Рубенса.

Комбинированный

Формирование графических умений  и навыков в изображении предмета сложной формы.

 Знать:  жанр анималистики в изо

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение животных; рисование с натуры

Практическая работа

пропорции

26

«Мы рисуем животных».

Рисование по памяти лисы. Ознакомление: В.Серов – рисунок к басне И.Крылова «Ворона и Лисица».

Комбинир ованный

Уметь рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти

Практическая работа

Пропорции, сюжет

27

апрель

Иллюстрирование басни И.Крылова «Ворона и Лисица» (карандаш)

Комбинированный

Умение выражать свое понимание содержания литературного произведения .

Динамичность рисунка. Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве

Практическая работа

28

Иллюстрирование басни                          И. Крылова «Ворона и лисица» (акварель)

Комбинированный

Динамичность рисунка. Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве

Практическая работа

Жанр,  перспектива, пейзаж

29

Тематическое рисование «Закат солнца».

Формирование умения выделять главное в пейзаже, определять изменение цвета и различать цветовой фон.

30

Лепка из глины птиц и домашних животных по памяти (кошка, собака, курица, утка). Жанры ИЗО: анималистический жанр. Беседа: «Эрмитаж – музей искусств».

Комбинированный

Развитие эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства.

Практическая работа

Инструменты , композиция

31

май

Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочных птиц и зверей и роспись готового изделия.

Комбинированный

Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочных птиц и зверей и роспись готового изделия

Практическая работа

Эскиз, панно

32

Коллективное панно из цветной бумаги и природного материала «Весна. Шум птиц».

Взаимосвязь с музыкой (Э.Григ «Весной») и литературой (М.Пришвин «Лесной ручей»).

Комбинированный

. Развитие творческого воображения, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию.

Знать: ритм линий и пятен, цвет, пропорция – средства выразительности

Практическая работа

Анималистический жанр

33

Рисование на тему «Красота наступающего лета». (Работа на воздухе).

Комбинированный

Развитие творческого воображения, изобразительных навыков.

Закрепление сведений о видах ИЗО.

Практическая работа

34

Художественные музеи России. Экскурсия в музей Крылова (филиал Тульского художественного музея) по теме: «В музеях хранятся картины и скульптуры».

экскурсия

Формирование интереса к произведениям искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа для 1 класса "Школа России"

Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России"

Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.),  по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")

Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России

Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...

Рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин.

Рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин....

Рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин.

Рабочая программа для 1 класса по изобразительному искусству. В.С.Кузин....