Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса. Автор В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo.docx | 34.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1
им. Б.Н.Куликова г. Семикаракорск»
Утверждена приказом
по МБОУ «СОШ № 1»
Приказ №____ от _______2013г.
Директор школы __________Ганеев И.И.
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению учителей
начальных классов
Протокол № __ от _______2013 г. РуководительШМО__________ Жукова Н.А.
Рабочая программа
по изобразительному искусству.
УМК «Гармония»
4 «В» класс
Учитель: Шигина Ольга Александровна
2013 – 2014 учебный год
г. Семикаракорск
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ « СОШ № 1 им.Б.Н.Куликова», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2007 года, годовым календарным графиком и учебным планом школы, на основе программы под редакцией В.С.Кузина (Программа для общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 1-4 классы . М.: Дрофа , 2010 )
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, нормы и критерии оценивания, перечень учебно-методического обеспечения, материально–техническое обеспечение.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает, один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям ,овладение культурным национальным наследием.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
- овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий должны быть тесно связаны, дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времени года и интересов учащихся.
Ценностные ориентиры
- тематический принцип планирования учебного материала;
- единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся;
- познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства;
- яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства;
- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством;
- система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, окружающий мир, технология);
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности,
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.
С 4 класса начинается изучение детьми закономерности ,перпективы, конструкции
светотени. Обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов ,находящихся во фронтальной и угловой перспективе.
В разделе «Живопись» содержание обучения направлено на развитие у детей восприятия цветовой гармонии и основано на рисовании с натуры, по памяти и по представлению акварельными, гуашевыми красками, цветными карандашами.
Содержание разделов «Рисунок» и «Живопись» знакомит школьников с правилами рисования, обогащает их знаниями конструктивного строения, композиции, светотени, гармонии цветовой окраски.
Рисование на темы — это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. Содержание раздела направлено на формирование навыков соблюдения пропорций, грамотного изображения конструктивного строения ,объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).
В содержании раздела « Декоративная работа» раскрывается значение народного искусства как мощного средства эстетического ,трудового и патриотического воспитания.
Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений ,зрительного равновесия форм и цвета, находит применение на уроках технологии при изготовлении аппликаций ,игрушек, вышивки.
Раздел «Лепка» - вид художественного творчества ,который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности.
Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта и т.д.
Аппликация — это составление изображения из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).
В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков с натуры: овощей, фруктов, животных; составление сюжетных композиций и декоративных работ.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у школьников интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.
Дети учатся пониманию содержания картин и некоторых средств художественной выразительности, у них воспитывается бережное отношение к памятникам старины и произведениям народного художественного творчества.
Место предмета в учебном плане
Авторская программа составлена без изменений, так как её содержание позволяет в полной мере реализовать требования Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом школы уроки изобразительного искусства в 4 классе рассчитаны на 1учебный час в неделю. Следовательно, общее количество часов составило – 34 часа.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении литературного чтения играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.
Результаты обучения
представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 4 класс и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
- начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
- основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- начальные сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода ;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов—смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты
цвета).
уметь:
- рассматривать и проводить анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т. д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приемы народной кистевой росписи;
- применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
- передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.
Перечень учебно-методического обеспечения:
Для обучающихся:
1.Учебник: «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва, «Дрофа», 2009 г.
Для учителя:
1. «Изобразительное искусство» Программа для общеобразовательных учреждений 1- 4 классы
2. Учебник: «Изобразительное искусство» 4 класс В.С.Кузин Москва, «Дрофа», 2009 г
3. Методическое пособие « Изобразительное искусство» 4 класс составитель С.Б.Дроздова
4. Компьютер, мультимедийный проектор.
- DVD-диск «Шедевры мировой живописи: 11111 репродукций» DVD-диск «Большая русская библиографическая энциклопедия»
- CD-диск «Уроки рисования»
- Н. П. Костерин «Учебное пособие»
- Весёлые уроки волшебника Карандаша. Я рисую натюрморт. Т.В.Галян/ М: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006
- Весёлые уроки волшебника Карандаша. Я рисую цветы и пейзажи. Т.В.Галян/ М: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006
- Весёлые уроки волшебника Карандаша. Я рисую животных. Т.В.Галян/ М: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006
- Репродукции картин.
- Ресурсы Интернета
- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,
- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/
- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
- Методический центр: http://numi.ru/
Материально-техническое обеспечение
- Таблицы
- Репродукции картин
- Раздаточный материал
- Аудиозапись классической музыки
Нормы и критерии оценивания
Оценка "5"
- обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;
- правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
- верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
- обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
- гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
- умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;
- допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
- обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;
- не справляется с поставленной целью урока
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности |
1 | 02.09 | Красота родной природы в творчестве русских художников. Рисунок «Летний пейзаж» | 1 | Рисование с натуры донского пейзажа. |
2 | 09.09 | Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке» | 1 | Аппликация |
3-4 | 16.09 23.09 | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта: ваза с яблоками | 2 | Рисование с натуры |
5-6 | 30.09 07.10 | Рисование с натуры натюрморта: кувшин и фрукты. | 2 | Рисование с натуры |
7 | 14.10 | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки | 1 | Рисование с натуры |
8 | 21.10 | Рисование с натуры шара | 1 | Рисование с натуры |
9 | 11.11 | Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор» | 1 | Рисование по памяти |
10-11 | 18.11 25.11 | Рисование с натуры фигуры человека | 2 | Рисование с натуры |
12 | 02.12 | Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта | 1 | Лепка |
13 | 09.12 | Рисование животных с натуры или по памяти | 1 | Рисование с натуры |
14 | 16.12 | Рисование птиц с натуры или по памяти | 1 | Рисование по памяти |
15-16 | 23.12 30.12 | Сказка в декоративном искусстве | 2 | Декоративная работа |
17 | 13.01 | Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Рисования на сказочные сюжеты |
18-19 | 20.01 27.01 | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению» | 2 | Аппликация |
20 | 03.02 | «В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. | 1 | Рисование по представлению |
21 | 10.02 | Рисование с натуры или по памяти современных машин | 1 | Совершенствование навыков линейного рисунка |
22 | 17.02 | Рисование народного праздника «Песни нашей Родины» | 1 | Рисование по памяти. |
23-24 | 24.02 03.03 | Выполнение эскизного резного пряника и роспись готового изделия | 2 | Рисование по представлению |
25 | 10.03 | Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц» | 1 | Рисование по памяти |
26-27 | 17.03 07.04 | Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица» | 2 | Рисование по представлению |
28-29 | 14.04 21.04 | Тематическое рисование «Закат солнца» | 2 | Тематическое рисование. Рисование родной природы. |
30 | 28.04 | Люди труда в изобразительном искусстве | 1 | Рисование по представлению |
31-32 | 05.05 12.05 | Составление мозаичного панно «Слава труду» | 2 | Аппликация |
33 | 19.05 | Аппликация. Орнаменты народов мира | 1 | Аппликация |
34 | 26.05 | Итоги года. Искусствоведческая викторина. | 1 | Викторина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...