рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы» под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, количество часов в неделю - 1.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение.
Цель: оказать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовать формированию личности умственно отсталого школьника, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_progr_po_izo.rar | 52.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
«Согласовано» Руководитель МО ___________ Парко Л. П. Протокол № ___ от «____»____________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР __________________ Севостьянова А.Ю. «____»____________2013г. | «Утверждаю» Директор школы – интерната _________________ Мельник Л. В. Приказ № ___ от «___»_________________2013 г. Протокол педагогического совета №____ от «____»______________2013 г. |
Рабочая программа по изобразительному искусству
4 класс
на 2013-2014учебный год.
Разработана учителем начальных классов
Пригорневой Татьяной Александровной
2013год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы» под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, количество часов в неделю - 1.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение.
Цель: оказать существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, способствовать формированию личности умственно отсталого школьника, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Задачи преподавания изобразительного искусства:
-способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве (определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги);
- учить передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов, использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
- учить подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
- дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства,
воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
Рабочая программа разработана на основе следующих документов:
- Закона РФ «Об образовании»;
- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919
- Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» приказ № 62-А от 04.09.2009 г.;
- Учебного плана ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида» протокол пед. совета №8 от 11.06.13г.
- Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Для решения этих задач предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Декоративное рисование.
На уроках учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность их использования в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий, учебных таблиц, репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
Рисование с натуры.
Рисованию с натуры предшествует наблюдение изображаемого предмета, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы.
Содержанием данных уроков являются изображение явлений окружающей действительности иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3 классе перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках уменьшение дальних предметов.
При выполнении рисунков необходимо сосредоточить внимание учащихся на формировании замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где в какой последовательности.
Беседы об изобразительном искусстве.
Беседы об искусстве – важное средство нравственного и художественно – эстетического воспитания школьников. В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров ( игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
Во время бесед об искусстве не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Основные формы и методы организации учебного процесса.
Формы обучения: урок.
Методы обучения: словесные (объяснение, беседа);
наглядные (наблюдения, демонстрация, показ, рассматривание);
практические (выполнение рисунка).
Способы и формы контроля: текущий контроль.
Контроль знаний на уроках изобразительного искусства осуществляется по критериям:
- умение учащихся правильно выполнять рисунок;
- правильно подбирать цвет;
- правильно располагать рисунок на листе бумаги;
- правильно проводить нужные линии;
- правильно раскрашивать рисунок;
- правильно рассказать о ходе выполнения рисунка.
Основные технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневые.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов;
- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Учебно - тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Декоративное рисование. | 17 |
2 | Рисование с натуры. | 8 |
3 | Рисование на темы. | 16 |
Итого: | 35 |
Календарно – тематическое планирование.
Изобразительное искусство (35ч)
№ п/п | № урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Примечание | |
по плану | факти- чески | |||||
Тема раздела: Рисование с натуры. (6ч) | ||||||
1. | 1. | Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4-6 на листе бумаги). | 1 | |||
2. | 2. | Рисование с натуры листа дерева. | 1 | |||
3. | 3. | Рисование с натуры ветки рябины. | 1 | |||
4. | 4. | рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенной ниже уровня зрения (кружка, кастрюля). Беседа о правилах перспективного сокращения круга, передача объёма светотенью. | 1 | |||
5. | 5. | Рисование с натуры игрушки – автобуса. | 1 | |||
6. | 6. | Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона). | 1 | |||
Тема раздела: Декоративное рисование. (4ч) | ||||||
7. | 1. | Составление узора в квадрате из растительных форм. | 1 | |||
8. | 2. | Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – крышка для столика квадратной формы. Беседа «Декоративно-прикладное искусство». | 1 | |||
9. | 3. | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | 1 | |||
10. | 4. | Декоративное рисование расписной тарелки. | 1 | |||
Тема раздела: Рисование на темы. (8ч). | ||||||
11. | 1. | Рисование на тему «Осень». | 1 | |||
12. | 2. | Беседа на тему: «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла. Рисование изделия народного промысла (посуда). | 1 | |||
13. | 3. | Рисование на тему «Моя любимая игрушка». | 1 | |||
14. | 4. | Рисование на тему «Сказочная избушка». | 1 | |||
15. | 5. | Рисование на тему «Городской транспорт». | 1 | |||
16. | 6. | Рисование на тему «Зимушка-зима». | 1 | |||
17. | 7. | Декоративное рисование панно «Снежинки». | 1 | |||
18. | 8. | Рисование и беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело». (В.Сигорский «Первый снег», Н.Жуков «Дай дорогу!», С.Григорьев «Вратарь»). | 1 | |||
Тема раздела: Рисование с натуры. (5ч) | ||||||
19. | 1. | Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты). | 1 | |||
20. | 2. | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | 1 | |||
21. | 3. | Рисование с натуры бумажного стаканчика. | 1 | |||
22. | 4. | Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (бульдозер, подъёмный кран). | 1 | |||
23. | 5. | Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (экскаватор и т.д.). | 1 | |||
Тема раздела: Декоративное рисование.(4ч) | ||||||
24. | 1. | Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта. | 1 | |||
25 | 2 | Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев). | 1 | |||
26 | 3 | Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы и бабочки). Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). | 1 | |||
27 | 4 | Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм. | 1 | |||
Тема раздела: Рисование с натуры.(6ч) | ||||||
28. | 1 | Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники). | 1 | |||
29 | 2 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 1 | |||
30 | 3 | Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы). | 1 | |||
31 | 4 | рисование в виде набросков (3-4 предмета на одном листе бумаги) столярных и слесарных инструментов. | 1 | |||
32 | 5 | Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.). | 1 | |||
33 | 6 | Рисование с натуры предмета симметричной формы. | 1 | |||
Тема раздела: Рисование на темы.(2ч) | ||||||
34. | 1 | Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстрации картин (И.Левитан «Март», «Первая зелень», К.Юон «Мартовское солнце»). | 1 | |||
35 | 2 | Рисование на тему «Космические корабли в полёте». | 1 |
Содержание рабочей программы
Рисование с натуры
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объёмные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объёмную форму элементарной светотенью.
Декоративное рисование
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
Рисование на темы
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Примерные задания
Первая четверть
Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков (4-6 на листе бумаги); рисование тех же предметов на классной доске.
Рисование с натуры листа дерева по выбору учителя (раздаточный материал).
Рисование с натуры ветки рябины.
Составление узора в квадрате из растительных форм.
Беседа по картинам на тему «Мы растём на смену старшим» (А.Пахомов «Василий Васильевич», Л.Кербель «Трудовые резервы»).
Рисование геометрического орнамента по предложенной учителем схеме – крышка столика квадратной формы.
Беседа «Декоративно-прикладное искусство» (резьба по дереву, богородская игрушка).
Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).
Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля); беседа о правилах перспективного сокращения круга; передача объёма светотенью.
Вторая четверть
Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).
Рисование на тему «Моя любимая игрушка» (по выбору учащихся).
Рисование с натуры игрушки-автобуса. Рисование с натуры игрушки-грузовика (фургона). Рисование на тему «Городской транспорт».
Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).
Третья четверть
Декоративное рисование панно «Снежинки».
Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В.Сигорский «Первый снег», Н.Жуков «Дай дорогу!», С.Григорьев «Вратарь»).
Рисование с натуры предмета симметричной формы (вымпел с изображением ракеты).
Рисование с натуры раскладной пирамидки.
Рисование с натуры бумажного стаканчика (натура – раздаточный материал).
Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции (например, бульдозер, подъёмный кран, экскаватор и т. п.).
Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта.
Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синичники).
Рисование на тему «Пришла весна». Рассматривание иллюстраций картин (И.Левитан «Март», «Первая зелень», К.Юон «Мартовское солнце»).
Четвёртая четверть
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
рисование на тему «Космические корабли в полёте».
Рисование с натуры предметов конструктивной формы (игрушечные машины, часы – настольные, настенные, напольные и т.п.).
Рисование с натуры в виде набросков (3-4 предмета на одном листе бумаги) столярных или слесарных инструментов.
Рисование с натуры предмета симметричной формы (настольная лампа, раскрытый зонт и т. п.).
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).
Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (например, цветы и бабочки).
Формы и средства контроля.
На каждом уроке изобразительного искусства проводится текущий контроль.
Контроль знаний на уроках изобразительного искусства осуществляется по критериям:
- умение учащихся правильно выполнять рисунок;
- правильно подбирать цвет;
- правильно располагать рисунок на листе бумаги;
- правильно проводить нужные линии;
- правильно раскрашивать рисунок;
- правильно рассказать о ходе выполнения рисунка.
Тест
- Какие краски, цвета называют теплыми, а какие – холодными? (Укажи стрелками)
тёплые холодные
красный жёлтый голубой оранжевый синий фиолетовый зелёный
- Натюрморт – это…
а) изображение какой-либо местности, картин природы;
б) изображение человека или группы людей;
в) изображение предметов обихода, цветов, плодов.
- Очертание, контур внешней формы предмета – это…
а) композиция;
б) силуэт;
в) тень.
- Расставьте цифры от 1 до 4, определив последовательность рисования кленового листа:
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Основная
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2010.
Дополнительная
1.И.А. Грошенков . «Уроки рисования в 1 – 4 классах вспомогательной школы», Москва «Просвещение», 1975г.
2. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
3.Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...
Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского
Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....
Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...