Календарно-тематическое планирование по ИЗО 1 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Хохрякова Алёна Александровна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по ИЗО 1 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету “Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального                государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и программы «Изобразительное искусство» автора Б.М. Неменского (М.: Просвещение, 2011г.)

Цели и задачи учебного курса

Изучение курса  «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративноприкладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественнотворческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.

         Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Общая характеристика  учебного курса

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

              Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

            Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

              Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

              Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

              Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

              Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

              Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

               Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

              Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

               Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

                На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

               Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

              Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

             Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого  мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Место курса в учебном плане

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год.  

Результаты изучения курса

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень  сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в 1-м классе являются формирование следующих знаний и умений:

Учащиеся должны знать:

· три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;

· названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

· правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

· элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;

· простейшие приёмы лепки.

            Учащиеся должны уметь:

· верно держать лист бумаги, карандаш;

· правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

· выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира;

· передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

· применять элементы декоративного рисования.

Структура курса

Содержание начального общего образования
по учебному предмету

Учимся у природы

Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различия в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи различных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Изображение птиц, деревьев, зверей: общие и характерные черты. Разнообразие в природе цвета, линий, форм, ставших основой декоративного творчества: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими природу.

Основы художественного языка. Особенности композиции при изображении природных объектов. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживание, ритм.

Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черными и белыми красками.

Изучение разнообразия природных форм и их отражение в изобразительном искусстве. Связь формы и характера изображаемого объекта.

Пропорции фигуры человека и животных.

Фантастические образы в изобразительном искусстве

Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и фантазия. Перенос художественных образов с одного вида искусств на другой. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности.

Основы художественного языка.

Понятия: главное – второстепенное, большое – маленькое, плоскостная декоративная композиция. Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов; сближенная и контрастная цветовая гамма.

Учимся на традициях своего народа

Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагиваемые темы родной природы, русских сказок.

Основы художественного языка

Равновесие в композиции; роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Использование пропорций и форм животного и растительного мира.

Опыт художественно-творческой деятельности

Изображение с натуры, по воображению и памяти.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пятна, фактуры, материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, подручных и природных материалов.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства, участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Содержание учебного предмета

Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.

Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок.

Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов

Количество часов (всего)

В том числе на

экскурсии

1

Ты учишься изображать

8

2

Ты украшаешь

8

-

3

Ты строишь

10

1

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

7

1

Итого

33

2


Календарно-тематическое планирование по ИЗО 1 класс

Сроки

№ п/п

Тема  урока

Планируемые  результаты  (предметные)

Планируемые  результаты

Характеристика  деятельности

Форма контроля

Содержание  урока (ученик  должен  знать)

Метапредметные

Личностные

Ты учишься изображать (8 ч)

1

Изображения всюду вокруг нас. Урок-путешествие.

Рисунок солнца.

Научится: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: рассуждать
о содержании рисунков, сделанных детьми.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести устный диалог.

Мотивация к учебной деятельности,

владение культурой поведения и общения.

Собрать цвета радуги из раздаточного материала.

2

Мастер Изображения учит видеть. Урок-экскурсия.

Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья

Научится: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария.

 Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения.

Ценностное отношение
к природному миру.

Разложить листья по кругу.

3

Изображать можно пятном. Урок-импровизация.

Превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, хвост, уши, усы и т.д.)

Научится превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Ценностное отношение
к природному миру.

Придумать название своей работе.

4

Изображать можно в объеме.

Урок-игра.

Лепка животного.

Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей,
товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Самооценка
на основе критериев успешной деятельности.

Найти многообразие форм

5

Изображать можно линией. Урок-импровизация.

Изображение линией «путаница» рисунка на тему «Расскажи нам о себе»

Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе».

Регулятивные: составлять план
и последовательность действий.

Познавательные: сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений сюжет из своей жизни.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Понимание чувства других людей
и сопереживание им.

Найти многообразие форм.

6

Разноцветные краски.

Урок –игра.

Создание разноцветного коврика.

Научится: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению
с красками.

Регулятивные: предвосхищать результат.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Уважительное отношение к иному мнению.

Составить многоцветный коврик.

7

Изображать  можно  и  то,  что невидимо  (настроение). Урок-импровизация.

Изображение настроения.

Научится: соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Изображать радость или грусть (работа гуашью).

Регулятивные: предвосхищать результат.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Придумать рассказ.

8

Художники  и  зрители  (обобщение ).

Рассматривание художест-венных

произведений.

Научится: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: обсуждать
и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре разных народов.

Игра «Угадай-ка».

Ты украшаешь (8 ч)

9

Мир полон украшений.

Изображение сказочного цветка.

Научится: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки.

Регулятивные:  адекватно воспринимать предложения учителя.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: формулировать свои затруднения при решении учебной задачи.

Эстетические потребности.

Назвать, что является украшением.

10

Цветы – украшение Земли. Красоту  нужно   уметь  замечать.

Аппликация: составление букета из вырезанных цветов (коллективная работа).

Научится: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы.

Регулятивные:  преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности.

Ориентированный взгляд на мир в разнообразии природы.

Назвать названия цветов

11

Узоры  на крыльях  бабочек. 

Украшение крыльев бабочки.

Научится: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту.

Регулятивные:  применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: обращаться
за помощью к одноклассникам, учителю.

Ценностное отношение
к природному миру.

Назвать части бабочек.

12

Красивые рыбы.

Украшение рыбок узорами чешуи.

Научится: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии.

Регулятивные:  соотносить правильность выполнения действия
с требованиями конкретной задачи.

Познавательные: подводить под понятие на основе распознания объектов.

Коммуникативные: предлагать помощь и сотрудничество.

Эстетические чувства.

Делить на группы.

13

Украшения птиц.

Изображение нарядной птицы в технике  объёмной аппликации.

Научится: рассматривать птиц, обращая внимание не только на цвет, но и на форму; изображать нарядную птицу
в технике объемной аппликации, коллажа.

Регулятивные: Разглядывать  узоры  и  формы,  созданные  природой,  интерпретировать  их  в собственных  изображениях  и  украшениях.

Познавательные: Осваивать  простые  приемы  работы  в  технике  плоскостной  и  объемной  аппликации

Коммуникативные: Выражать  в  беседе  свои  впечатления.

Эмоционально-нравственная отзывчивость.

Найти домики.

14

Узоры, которые создали люди.

Рисование орнамента.

Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаги.

Регулятивные: составлять план, осуществлять последовательность действий.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Уважительное отношение к иному мнению.

Сравнение узоров.

15

Как украшает себя человек.

Рисование сказочных героев и их украшений.

Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям.

Регулятивные: Выделять  и  соотносить  деятельность  по  изображению  и  украшению,  определять  их  роль  в  создании  новогодних  украшений.

Познавательные: Придумать,  как  можно  украсить  свой  класс  к  празднику  Нового  года,  какие  можно  придумать  украшения,  фантазируя  на   основе  несложного  алгоритма  действий.

Коммуникативные: Ориентация  на  позицию  других  учеников,  отличную  от  собственной,  уважение  иной  точки  зрения.

Эмоциональная отзывчивость.

Украшать куклу.

16

Мастер  Украшения  помогает  сделать  праздник (обобщение  темы).

Изготовление украшений

к празднику.

Научится создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки.

Регулятивные: Выделять  и  соотносить  деятельность  по  изображению  и  украшению,  определять  их  роль  в  создании  новогодних  украшений.

Познавательные: Придумать,  как  можно  украсить  свой  класс  к  празднику  Нового  года,  какие  можно  придумать  украшения,  фантазируя  на   основе  несложного  алгоритма  действий.

Коммуникативные: Ориентация  на  позицию  других  учеников,  отличную  от  собственной,  уважение  иной  точки  зрения.

Этические чувства – доброжелательность.

Техника безопасности при работе с ножницами.

Ты строишь (10 ч)

17

Постройки  в  нашей  жизни.

Рисование домиков для сказочных героев.

Научится придумывать и изображать сказочный дом для себя
и своих друзей или сказочные дома героев детских книг.

Регулятивные: Соотносить  внешний  вид  архитектурной  постройки  с  ее  назначением.  Анализировать  из  каких  основных  частей  состоят  дома.

Познавательные: Рассматривать  и  сравнивать  различные  архитектурные  постройки,  иллюстрации  из  детских  книг  с  изображением  жилищ.

Коммуникативные: Конструировать  изображения  дома  в  паре.  Наблюдать  постройки  в  природе.

Уважительное отношение к иному мнению.

Отвечать на вопросы.

18

Дома бывают разными.

Построение на бумаге дома с помощью печаток.

Научится: конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков») (работа гуашью).

Регулятивные: Соотносить  внешний  вид  архитектурной  постройки  с  ее  назначением.  Анализировать  из  каких  основных  частей  состоят  дома.

Познавательные: Рассматривать  и  сравнивать  различные  архитектурные  постройки,  иллюстрации  из  детских  книг  с  изображением  жилищ.

Коммуникативные: Конструировать  изображения  дома  в  паре.  Наблюдать  постройки  в  природе.

Формирование эстетических потребностей —  потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Назвать части дома.

19

Домики, которые построила природа.

Лепка сказочного домика в форме овощей или фруктов.

Научится: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики
в форме различных предметов.

Регулятивные: Соотносить  внешний  вид  архитектурной  постройки  с  ее  назначением.  Анализировать  из  каких  основных  частей  состоят  дома.

Познавательные: Рассматривать  и  сравнивать  различные  архитектурные  постройки,  иллюстрации  из  детских  книг  с  изображением  жилищ.

Коммуникативные: Конструировать  изображения  дома  в  паре.  Наблюдать постройки в природе.

Готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Игра «Соотнеси верно».

20

Дом снаружи и внутри.

Рисование дома в виде буквы алфавита.

Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри.

Регулятивные: Рассматривать  и  сравнивать  реальные  здания  разных  форм.

Познавательные: Овладевать  первичными  навыками конструирования.

Коммуникативные: Конструировать  из  бумаги,  коробочек  разнообразные  дома,  создавать  коллективный  макет  игрового  городка в паре.

Самооценка работы.

Описать внутреннее убранство дома.

21

Строим город.

Складывание домика из бумаги,

постройка города из бумажных домиков.

Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей.

Регулятивные: Рассматривать  и  сравнивать  реальные  здания  разных  форм.

Познавательные: Овладевать  первичными  навыками конструирования.

Коммуникативные: Конструировать  из  бумаги,  коробочек  разнообразные  дома,  создавать  коллективный  макет  игрового  городка.

Навыки сотрудничества.

Назвать части дома.

22

Строим город.

Складывание домика из бумаги,

постройка города из бумажных домиков.

Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей.

Регулятивные:  стабилизировать эмоциональное состояние.

Познавательные: узнавать, называть объекты окружающей действительности.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль.

Навыки сотрудничества.

Назвать, из чего состоят города.

23

Все имеет свое строение.

Выполнение изображения животного

из различных геометрических фигур

в технике аппликации.

Научится создавать из простых геометрических форм изображения животных.

Регулятивные: Анализировать  различные  предметы  с  точки  зрения  строения  их  формы,  их  конструкции.

Познавательные: Понимать,  что  в  создании  формы  предметов  быта  принимает участие  художник-дизайнер,  который  придумывает,  как  будет  этот  предмет  выглядеть.

Коммуникативные: Составлять,  конструировать  из  простых  геометрических  форм  в  паре.

Уважительное отношение к иному мнению.

Придумать рассказ.

24

Строим вещи.

Конструиро-вание и украшение упаковок.

Научится конструировать из бумаги упаковки
и украшать их, производя правильных порядок учебных действий.

Регулятивные:  концентрировать волю.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Эстетические потребности.

Техника безопасности при работе с ножницами.

25

Строим вещи.

Конструиро-вание и украшение упаковок.

Научится конструировать из бумаги упаковки
и украшать их, производя правильных порядок учебных действий.

Регулятивные:  концентрировать волю.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Эстетические потребности.

Украшать свое изделие.

26

Город,  в  котором  мы  живем (обобщение  темы).

Создание панно «Город, в котором мы живём» (коллективная работа).

Научится: создавать работу
по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления.

Регулятивные: Учиться  воспринимать  и  описывать  архитектурные  впечатления.

Познавательные: Понимать,  что  в  создании  городской  среды принимает участие  художник-дизайнер,  который  придумывает,  каким  быть  городу.
Коммуникативные: Участвовать  в  создании  коллективных  панно-коллажей.

Уважительное отношение к культуре, доброжелательность.

Работа в группах.

 

Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (7 ч)

27

Три  Брата – Мастера  всегда  трудятся  вместе.

Научится смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя
в них работу каждого из Мастеров.

Регулятивные: Анализировать  деятельность  Мастера  Изображения,  Мастера  Украшения  и  Мастера  Постройки.

Познавательные: Различать  три вида  художественной  деятельности  (по  цели  деятельности  и  как  последовательность  этапов  работы).

Коммуникативные: Воспринимать  и  обсуждать  выставку  детских  работ.

Уважительное отношение к иному мнению.

Отвечать на вопросы.

28

«Праздник весны». Конструирование  из  бумаги.

Конструиро-вание из бумаги и украшение птиц и жуков.

Научится: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением.

Регулятивные: Овладевать  художественными  приемами  работы  с  бумагой.

Познавательные: Уметь  повторить  и  затем  варьировать  систему  несложных  действий  с  художественными  материалами,  выражая  собственный  замысел.

Коммуникативные: Овладевать  навыками  коллективной  деятельности,  работать  организованно  в  команде  одноклассников.

Формирование эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Назвать признаки весны, названия птиц и насекомых.

29

«Сказочная страна».  Создание панно.

Панно-коллаж с изображением сказочного мира (коллективная работа).

Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы.

Регулятивные: Овладевать художественными приемами работы с бумагой.

Познавательные: Уметь  повторить  и  затем  варьировать  систему  несложных  действий  с  художественными  материалами,  выражая  собственный  замысел.

 Коммуникативные: Овладевать  навыками  коллективной  деятельности,  работать  организованно  в  команде  одноклассников.

Готовность следовать нормам природоохранного поведения.

Рассказ по рисунку.

30

Урок любования.  Умение видеть.

Урок-экскурсия.

Научится наблюдать за живой природой с точки зрения трех Братьев-Мастеров.

Регулятивные: Овладевать  художественными  приемами  работы  с  бумагой.

Познавательные: Уметь  повторить  и  затем  варьировать  систему  несложных  действий  с  художественными  материалами,  выражая  собственный  замысел.

Коммуникативные: Овладевать  навыками  коллективной  деятельности,  работать  организованно  в  команде  одноклассников.

Уважительное отношение к иному мнению.

Отвечать на вопросы.

31

Времена года.

Коллективное панно.

Научится: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства.

Регулятивные:  выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: контролировать процесс деятельности.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Эстетические потребности.

Игра «Времена года».

32

Здравствуй, лето!

Композиция на тему «Здравствуй, лето!»

Научится: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы.

Регулятивные: Овладевать  художественными  приемами  работы  с  бумагой.

Познавательные: Уметь  повторить  и  затем  варьировать  систему  несложных  действий  с  художественными  материалами,  выражая  собственный  замысел.

Коммуникативные: Овладевать  навыками  коллективной  деятельности,  работать  организованно  в  команде  одноклассников.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Рассказ по рисунку.

33

Обобщение по  теме.

Регулятивные:  соотносить правильность выбора и результата действия с требованиями конкретных задач.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии.

Принятие и осваивание социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Игра-путешествие.


Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).

2. Методические пособия и книги для учителя.

3. Методические журналы по искусству.

4. Учебно-наглядные пособия.

5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

6. Альбомы по искусству.

7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

8. Научно-популярная литература по искусству.

2. Печатные пособия.

1. Портреты русских и зарубежных художников.

2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

4. Схемы по правилам рисования  предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

6. Альбомы с демонстрационным материалом.

7. Дидактический раздаточный материал.

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

2. Электронные библиотеки по искусству.

4. Технические средства обучения.

1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

2. Экспозиционный экран.

3. Персональный ноутбук.

4. Образовательные ресурсы (диски).

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Краски акварельные, гуашевые.

2. Тушь.

3. Бумага А4.

4. Бумага цветная.

5. Фломастеры.

6. Восковые мелки.

7. Кисти беличьи, кисти из щетины.

8. Емкости для воды.

9. Пластилин.

10. Клей.

11. Ножницы.

6. Модели и натурный фонд.

1. Муляжи фруктов и овощей.

2. Гербарии.

3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

4. Гипсовые геометрические тела.

5. Керамические изделия.

6. Предметы быта.

7. Оборудование класса.

1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

Учебно-методический комплект

  1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2011
  2. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. /Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 2011
  3. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебникам под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011

Литература для учащихся:

  1.  Неменская Л.А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразов. учреждений. – М.: Просвещение, 2011

Resource id #1440

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование.Математика 1 класс. Школа России

Календарно-тематическое планирование.Математика 1 класс. Школа России...

Календарно - тематическое планирование для 1 класса "Школа России" ФГОС

Календарно - тематическое планирование для 1 класса...

календарно-тематическое планирование изо 4 класс школа россии

календарно-тематиское планирование ИЗО 4 класс программа Школа России...

Календарно-тематическое планирование. Математика. 3 класс. Школа России.

Пояснительная записка и планирование уроков математики по учебникам Моро и Бантовой. Школа России....

календарно-тематическое планирование для 4 класса (ШКОЛА РОССИИ)

Уважаемые коллеги.Представляю  свои календарно – тематические планы по программе «Школа России».Надеюсь,  они помогут Вам не только в работе, но и сэкономят время для отдыха.По ним удобно за...

Календарно тематическое планирование по технологии2 класс "Школа России"

Календарно тематическое планирование по технологии 2 класс "Школа России" Роговцева...