РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) на основе интегрированной авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 1-4 класс. Составитель Савенкова Л. Г..-М.: Вентана-Граф,2011.-112с.,с учётом требований учебного плана МОУ «Красненская сош имени М. И. Светличной»на 2013-2014 учебный год.
Определяющие характеристики данной программы – интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_1kl.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красненская общеобразовательная школа

имени. М. И.Светличной

«Рассмотрено»

На заседании  МО

Протокол № ___ от

«__»_________2013г

«Согласовано»

Заместитель директора школы по НМР

МОУ Красненская СОШ  имени М.И. Светличной»

Глушецкая  Е.Я

.«___»________ 2013г

«Рассмотрено»

На заседании педагогического совета

Протокол № ___        от

«__»___________2013 г

«Утверждаю»

Директор МОУ Красненская СОШ  имени М.И. Светличной»

Федосова Т. Н.

Приказ № ______от

«___»_________2013 г

Рабочая программа

Кануник Веры Яковлевны,

учителя изобразительного искусства

первой квалификационной категории,

по предмету «Изобразительное искусство»

для 1 класса

на 2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) на основе интегрированной авторской программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 1-4 класс. Составитель Савенкова Л. Г..-М.: Вентана-Граф,2011.-112с.,с учётом требований учебного плана МОУ «Красненская сош имени М. И. Светличной»на 2013-2014 учебный год.

Определяющие характеристики данной программы – интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.

Цель уроков изобразительного искусства - разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  • формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
  • активизацию самостоятельной творческой деятельности;
  • развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

  • развивать творческий потенциал ребёнка путем активизации у него воображения и фантазии; формировать эмоционально-чувственное отношение к прекрасному;
    развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

  • формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

  • формировать умение пользоваться выразительными
    средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными
    материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

  • развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Программа предполагает, что изучение курса  в первом  классе осуществляется в объеме 33 часа, из расчета 1 час в неделю.

 

  УМК по изобразительному искусству  Савенковой Л. Г., Ермолинской  Е. А., включает  учебник «Изобразительное искусство» 1 класс .- Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А..-М.: Вентана-Граф,2011.-128с., рабочую тетрадь «Изобразительное искусство» 1 класс .- Составители: Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А..-М.: Вентана-Граф,2011.

 В содержание данной рабочей программы не внесено никаких изменений, все представлено в строгом соответствии с  авторской интегрированной программой Савенковой Л. Г. для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» 1-4 класс ( составитель Савенкова Л. Г..-М.: Вентана-Граф,2011.-112с

Общая характеристика учебного предмета

В программе представлены три направления художественного развития учащихся:  развитие дифференцированного зрения, развитие фантазии и воображения , художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства.

   Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками,
цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны
с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных
композиций на основе стилизации и обобщения природных
форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) .

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина, художественное конструирование и дизайн из бумаги.

Художественно-творческое восприятие произведений
искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

1 класс. Для детей этого возраста свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами,
природой, людьми, животными. .Развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения - освоение учащимися формата листа.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде. Индивидуальное чувство формы.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе: солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение Формирование индивидуального чувства цвета. В практическую деятельность учащихся с первого года обучения включены задания, предполагающие использование
средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ). Такие задания способствуют развитию зрительного восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению; помогают сформировать умения работать с дистанционными материалами и инструментами, анализировать и сознательно использовать информацию из различных источников (книг, журналов, видео- и кинофильмов, Интернета, рекламы, газет, словарей и др.).

Описание места учебного предмета «Изобразительное искусство» в                                     учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к самостоятельной образовательной области «Искусство». Он  интегрирует в себе все виды пластических искусств: изобразительные (живопись, графику, скульптуру), архитектуру, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства в их связях с литературой, музыкой, жизнью общества и человека. Изучение изобразительного искусства  способствует  гармонизации эмоционального, духовного и интеллектуального развития личности как основы формирования целостного представления о мире, подготовке обучающихся к осознанному выбору индивидуальной или профессиональной траектории.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом предмет «Изобразительное искусство»  на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального и основного  общего образования. Изучение курса осуществляется в объеме- 33 часа  из расчета 1 час в неделю. Распределение часов, отведенных на разные направления художественно-творческой деятельности, представлено в программе.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основе содержания учебников лежит системно-деятельностный
(компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию
предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание толерантности и уважения к другим культурам
    и народным традициям (с учётом много национальности
    России);
  • развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
  • общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий,
    обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);
  • воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное
    искусство) в соответствии с возрастными возможностями
    учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
  • воспитание патриотических чувств, развитие желания
    осваивать национальные традиции;
  • развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
  • совершенствование индивидуальных способностей;
  • формирование умения планировать свою деятельность
    и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного
    восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать
    с художественной точки зрения произведения искусства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения   учебного предмета

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают
связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании
ОСНОВНОЙ
образовательной программы начального общего образования
Разрабатывая программу курса «Изобразительное искусство.
авторы также опирались на планируемые результаты. В соответствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты

конкретизируют и уточняют общее содержание личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения младших
школьников по данному предмету.

Личностные результаты

  •  целостное, гармоничное восприятие мира;
  •  интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными        явлениями;

умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности; способность выражать свои чувства;  

  • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса;
  •  представление о том, что у каждого живого существа, жизненное пространство;
  •  самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели   работы (задания) и выделение её этапов;
  • умение доводить работу до конца;
  • способность предвидеть результат своей деятельности;
  •  адекватная оценка результатов своей деятельности;
  • способность работать в коллективе;
  • умение работать индивидуально и в малых группах;
  •  готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно        отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

  • постановка учебной задачи и контроль её выполнения
    (умение доводить дело до конца);
  •  принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
  •  самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели         работы (задания) и выделение её этапов;
  •  умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
  • умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
  •  умение выполнять по образцу и самостоятельно действовать при решении отдельных учебно-творческих задач;
  • умение производить самостоятельные исследования;
  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной  задачей;
  • умение критически оценивать результат своей работы
    и работы одноклассников на основе приобретённых
    знаний;
  • умение находить нужную информацию в Интернете;
  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих
    предложений;
  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии
    с заданным смысловым (логическим) содержанием;
  • обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков различных уголков природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
  • умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
  • умение сопоставить события, о которых идет речь в про-
    изведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении
    жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

  • сформированность представлений об искусстве, о связи
    искусства с действительностью и умение объяснить это на
    доступном возрасту уровне;
  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно
    оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
  • умение сравнивать описания, произведения искусства на
    одну тему;
  • способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния
    и героя произведения искусства;
  • умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
  • умение фиксировать своё эмоциональное состояние,
    во время восприятия произведения искусства;
  •  сформированность представлений о природном  
    пространстве и архитектуре разных народов;
  • сформированность представлений о связи архитектуры
    с природой, знаний архитектурных памятников

    своего региона, их истории;
  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  •  понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы
    жизни человечества;
  • понимание зависимости народного искусства от
    природных и климатических особенностей местности, связь его с культурными традициями, мировоззрением народа;
  •  умение объяснить, чем похожи и чем различаются
    традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлен
    жилища, в обустройстве дома в целом;
  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах  

 Овладение графическими материалами: карандашом,
фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми
красками.

Развитие фантазии и воображения (11часов). 
Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдение за объектами окружающего
мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на
основе собственных наблюдений. Импровизация на темы

контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение
с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение
самостоятельных исследований на тему «Цвет
 и звук». Переда
динамики, настроения, впечатления   без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы: (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей во жужжание насекомых и др.) и окружающего мира
(различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе . Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными
формами
Конструирование замкнутого пространства с использованием
больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание
народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции
мотивам литературных произведений.

 Художественно-образное восприятие произведений
изобразительного искусства (музейная педагогика)
(6 часов).

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие
бывают художники - живописцы, скульпторы, графики?»
и как изображает художник-живописец и художник-график. Материалы и инструменты разных художников:
живописца, графика, прикладника, архитектора, художника.
Различие жанров изобразительного искусства.
Проведение коллективных исследований по творчеству художников.

Роль и значение музея.

 

Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необ.

Кол-во

Имеет-

ся в кол-ве

%

Необход.приоб-

рести

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники,  рабочие тетради):

учебник «Изобразительное искусство» 1 класс Составители: Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А..-М.: Вентана-Граф,2011.,

рабочая тетрадь «Изобразительное искусство» 1 класс Составители: Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А..-М.: Вентана-Граф,2011

К

100%

Учебно-наглядные пособия

К

-

Приобрести.

 

Программно-методические материалы: Программы по изобразительному искусству; Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства).

Ф

100%

 

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Д

-

Приобрести.

 

Предметные журналы

Д

100%

 

Энциклопедии по искусству

Д

100%

 

Альбомы по искусству

Д

100%

 

Книги по искусству (о художниках, художественных музеях) Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Д

100%

 

Стандарт начального общего образования по образовательной области “Искусство”

Д

100%

 

2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

Портреты русских и зарубежных художников

Д

100%

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

-

Приобрести.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

30%

 

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

-

Приобрести.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

-

Приобрести.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

К

-

Приобрести.

3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Мультимедийные обучающие художественные программы

Д    

-

Приобрести.

Игровые художественные компьютерные программы

Д

      Приобрести. 

4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

Д

-

Приобрести.

Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения

Д

20%

 

Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах

Д

-

Приобрести.

                         5. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Мольберты

К

-

Приобрести.

Настольные скульптурные станки

К

-

Приобрести.

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

Ф

-

Приобрести.

Материалы для художественной деятельности: краски  акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.

К

100%

6. НАТУРНЫЙ ФОНД

Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод.

Д

100%

Гербарии

Д

-

Приобрести.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Ф

/

Д

-

100%

Приобрести.

Гипсовые геометрические тела

Д

-

Приобрести.

Модуль фигуры человека

Д

-

Приобрести.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

Д

-

Приобрести.

Драпировки

Д

100%

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

Д

100%

Подставки для натуры

Д

100%

                                                     

Список литературы

Основная литература:

1.Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству».-М.: Творческий центр « Сфера»,2007.-160с.

2.Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Учебник «Изобразительное искусство» 1класс -М.: Вентана-Граф,2011.

Дополнительная литература:

 1. Волшебный мир народного творчества: Учебное пособие для подготовки детей к школе. В 2ч. Ч. 2 / Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 72 с. - (Преемственность).

2. Григорьев В.Д. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. (Стандарты второго поколения).

3. Жемчугова П.П.    Изобразительное искусство. - СПб.: Изд. дом "Литера", 2006. - 128 с.: ил. - (Иллюстрированный словарик школьника).

4. Изобразительное искусство в начальной школе: Обучение приемам художественно-творческой деятельности / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 140 с.: ил. - Библиогр.: с. 138.

Интернет-ресурсы:

 (http://www.edu.ru/). Федеральный портал «Российское образование»  www.prosv-ipk.ru  -  «Просвещение ИПК» обучение с использованием Интернет ресурсов для решения задач подготовки школьников на предшкольном уровне.

www.np.prosv.ru -  Наглядные пособия.  

www.vestnik.edu.ru -  Журнал «Вестник образования».Официальный журнал Министерства образования  и науки РФ

http://www.rsl.ru/home.htm- Российская государственная библиотека;

www.mega.km.ru/-  Мегаэнциклопедия компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.newsducation.ru/- Иформационно-просветительское издание Министерства образования РФ;

www.ug.ru- Учительская газета;

www.lseptembter.ru –Издательский дом «Первое сентября»;

www.edu.ru –Федеральный портал «Российское образования»;

http://new.teacher.fio.ru/ -Cайт «Учитель.RU»;

www.museum.ru – Портал «Музеи России»;

www.hermitage.ru –государственный Эрмитаж.

www. Shtrih-33.ucoz. штрих-школа творчества

www. Videoresursy.ru – медиаресурсы для образования и просвещения

www. Pedagogy.ucoz.ru – учителю ИЗО и черчения

www. Cd-izo.narod.ru – «Комплекс уроков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...