Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Изобразительное искусство» 1класс
1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программе.
Дисциплина «Изобразительное искусство» включена в инвариантную часть учебного плана основной образовательной программы
2. Цель изучения дисциплины
— формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
3.Структура дисциплины
Содержание учебного предмета
Раздел | Название разделов | Кол-во часов |
1 | Ты изображаешь - знакомство с Мастером Изображения. | 8 |
2 | Ты украшаешь - знакомство с Мастером Украшения. | 8 |
3 | Ты строишь - знакомство с Мастером Постройки. | 11 |
4 | Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу. | 6 |
| Всего: | 33 |
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Общехудожественные умения: правильно пользоваться изобразительными средствами и инструментами: промывать и сушить, снимать лишнюю краску; знать свойства гуаши, акварели; техника – закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок; передавать строение, величину и расположение предметов, цвет, фактуру, используя разные способы изображения; изображать несложный сюжет; знать художников и скульпторов (в пределах программы); уметь обосновывать своё эстетически-художественное мышление.
4.Основные образовательные технологии В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные технологи, активные и интерактивные формы проведения занятий: самостоятельная работа, проектные работы, дискуссии,
5. Требования к результатам дисциплины
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям произведений, к их поступкам.
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
-соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Предметные результаты:
1) начальные знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
2) начальные знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
3) понимание образной природы искусства;
4) умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике под руководством учителя;
5) способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
6) первичное умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ под руководством учителя;
7) первичное освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
8) овладение первичными навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- определять цель и план выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- отвечать на простые вопросы учителя, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
- сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
- обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения
Коммуникативные УУД:
- воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
-Проверять работу друг друга, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.
6. Общая трудоемкость дисциплины
33ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по учебному курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского.
«Школа России» - М: «Просвещение», 2011
Цель программы:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
- формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
- формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Задачи:
- постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
- развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства (только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей).
- развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни;
- развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
- развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.
Изменения в рабочую программу внесены не были
Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
- декоративная художественная деятельность;
- конструктивная художественная деятельность
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в первом классе начальной школы согласно учебному плану МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» отводится 1 ч в неделю —33 ч (33 учебные недели)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Результаты освоения курса
Предметные
- правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)
- о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;
- с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
- правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
- свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
- применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
- рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции – аппликации.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Тематическое планирование
- Рисование с натуры (рисунок, живопись)
- Рисование на темы
- Декоративная работа
- Лепка
- Аппликация
- Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Тема 1 : «В мире волшебных красок» 7 часов
Обучающиеся должны знать/ понимать:
правила работы с акварельными, гуашевыми красками
названия главных и составных цветов
технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
правила работы с пластилином
приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства
уметь:
работать кистью
рисовать по памяти и представлению
передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев
лепить листья по памяти и представлению
выполнять кистью простейшие элементы растительного узора
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 2: «Мы готовимся к празднику»9 часов
Обучающиеся должны знать/ понимать:
правила работы с акварельными, гуашевыми красками, цветной бумагой
правила и технику выполнения орнамента
технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
правила работы с пластилином
уметь:
уметь рисовать овощи и фрукты по памяти и представлению
выделять элементы узора в народной вышивке
составлять узор из кругов и треугольников, последовательно наклеивать элементы композиции
передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов
лепить фрукты по памяти и представлению
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 3: «Красота вокруг нас» 10 часов
Обучающиеся должны знать/ понимать:
понятие «иллюстрация»
элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца
линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи
элементы узора Хохломы, Гжели
уметь:
выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, выразить в иллюстрации своё отношение к сказке, её героям
выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка
изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги
применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи
выполнять хохломской узор, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов
самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.
Тема 4: «Встреча с Весной–Красной» 7 часов
Обучающиеся должны знать/ понимать:
творчество А. Саврасова
особенности работы с пластилином, правила лепки
элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку
правила работы с гуашью, правила смешивания цветов
приёмы работы, технику выполнения аппликации
уметь:
передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, рисовать на основе наблюдений или по представлению
лепить птиц по памяти и представлению
выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора
рисовать с натуры разнообразные цветы
составлять композицию аппликации, последовательно её выполнять
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
Календарно- тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся. Ученик научится | Виды самостоя тельной работы | Дата проведения План/ факт | |
1. В мире волшебных красок (7 ч) | ||||||||
1.1 | Вводная беседа «Что будем делать на уроках изобразительного искусства». Рисование на тему «Пейзаж с радугой» | 1 | Комбинированный | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель. | Правилам работы с акварельными красками. Работат кистью и акварельными красками. | Подбор стихов о радуге | 03.09.13 | |
1.2 | Что такое декоративно-прикладное искусство | 1 | Комбинированный | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре. | Правилам работы с гуашевыми красками; названиям главных и составных цветов. Выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам. | Составление узора | 10.09.13 | |
1.3 | Выполнение декоративной работы «Красивые цепочки» | 1 | Комбинированный | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме | Правилам работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов. | Составление цепочки из узоров | 17.09.13 | |
1.4 | Волшебные краски осеннего дерева | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся художников: И. Левитан «Золотая осень» | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев. | Подобрать загадки о деревьях | 24.09.13 | |
1.5 | Беседа «Искусство народных мастеров» Русские народные промыслы. | 1 | Комбинированный | Освоение основ декоративно – прикладного искусства. | Приёмам выполнения узора на предметах декоративно – прикладного искусства. Выполнять кистью простейшие элементы растительного узора. | 01.10.13 | ||
1.6 | «Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев | 1 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке: узор | Элементам узора Хохломы. Выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки, как приёмы рисования кистью декоративных элементов. | Составить композицию из осенних листьев | 08.10.13 | |
1.7 | «Золотые краски осени» - рисование с натуры опавших листьев деревьев | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев. | Наблюдение за изменением окраски осенних листьев | 15.10.13 | |
2. Мы готовимся к празднику (9 ч) | ||||||||
2.1 | «Красота формы листьев деревьев» - лепка простых по форме листьев деревьев | 1 | Комбинированный | Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки. | Правилам работы с пластилином. Лепить листья по памяти и по представлению. | 22.10.13 | ||
2.2 | «Осенние подарки» - рисование с натуры овощей и фруктов | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Рисовать с натуры овощи и фрукты | Приготовление букета из осенних листьев | 29.10.13 | |
2.3 | «Осенние подарки» - рисование с натуры фруктов. | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. | Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов. Рисовать с натуры овощи и фрукты | Рисование с натуры фруктов. | 12.11.13 | |
2.4 | «Сказка про осень» - рисование на тему | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. | Правилам работы с акварелью. Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести линейный рисунок на тему. | Придумывание сказки на тему: «Осень» | 19.11.13 | |
2.5 | «Чудо-платье» составление узора из листьев, ягод, фруктов для платья куклы | 1 | Комбинированный | Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Правилам и технике выполнения орнамента. Выделять элементы узора в народной вышивке. | Составление сказочного узора | 26.11.13 | |
2.6 | «Узор из кругов и треугольников» - составление аппликации из цветной бумаги и картона. | 1 | Комбинированный | Использование различных художественных техник и материалов: аппликация. | Технике безопасности при работе с ножницами. Технике выполнения аппликации. Последовательно наклеивать элементы композиции. | Составление аппликации на тему: «Школа» | 03.12.13 | |
2.7 | «Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку. | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов; изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Изготовление украшений из цветной бумаги | 10.12.13 | |
2.8 | «Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку. | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Элементарным правилам работы с гуашью. Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет. | Составление узора для гирлянды | 17.12.13 | |
2.9 | «Красота простых вещей» - лепка ёлочных игрушек. | 1 | Комбинированный | Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки. | Правилам работы с пластилином. Лепить ёлочные игрушки по памяти и по представлению. | Прочитать сказку «Колобок» | 24.12.13 | |
3. Красота вокруг нас (10 ч) | ||||||||
3.1 | «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» | 1 | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художника В. Васнецова. | Понятию «иллюстрация» Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | Иллюстрирование сказки «Колобок» | ||
3.2 | «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» | 1 | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Знакомство с произведениями художника В. Васнецова. | Понятию «иллюстрация» Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | |||
3.3 | «Новогодняя ёлка» - рисование на тему | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Передавать в рисунке смысловые связи между предметами; выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков. | Подготовка стихов о елке | ||
3.4 | «Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора | 1 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. | Элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца. Выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. | Рисование кистью элементов городецкого растительного узора | ||
3.5 | «Летняя сказка зимой» - самостоятельное выполнение цветочного узора по мотивам городецкой росписи | 1 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. | Элементам цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца. Выполнять Городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка. | Составление цветочного узора | ||
3.6 | «Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев | 1 | Комбинированный | Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна. | Пониманию линии и пятна как художественно – выразительных средствах живописи. Изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги. | Подбор стихотворений о зиме | ||
3.7 | «Красавица зима» - рисование на тему | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма. | Узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов | Подготовка рассказа: « Красавица зима» | ||
3.8 | «В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи | 1 | Комбинированный | Ознакомление с произведениями современных художественных промыслов в России. | Элементам цветочного узора в хохломской росписи. Рисовать кистью декоративные элементы цветочного узора в хохломской росписи | |||
3.9 | Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» | 1 | Комбинированный | Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. | Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | Пересказ сказки «Маша и медведь» | ||
3.10 | Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» | 1 | Комбинированный | Представлениео богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. | Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов | Иллюстрирование сказки «Маша и медведь» | ||
4. Встреча с весной красной (7 ч) | ||||||||
4.1 | Композиция «Весенний день» - рисование на тему | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма. | Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами | Наблюдение за изменениями в прроде | ||
4.2 | Композиция «Весенний день» - рисование на тему | 1 | Комбинированный | Знакомство с произведениями выдающихся художников: А. Саврасов, К, Юон. | Передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами | |||
4.3 | «В мире животных» - лепка птиц и животных | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческойработе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Использование различных материалов: пластилин. | Особенностям работы с пластилином, правилам лепки. Лепить птиц по памяти ипредставлению. | Подготовка пословиц о животных | ||
4.4 | «Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку | 1 | Комбинированный | Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. | Элементам геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку. Выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора дымковской игрушки. | «Праздничные краски узоров» - рисование кистью |
| |
4.5 | «Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов. | 1 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов. Рисовать с натуры разнообразные цветы. |
| ||
4.6 | «Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов. | 1 | Экскурсия | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. | Наблюдение за цветами |
| ||
4.7 | «Мой любимый цветок» - составление композиции – аппликации из цветной бумаги и картона. | 1 | Комбинированный | Использование различных художественных техник и материалов аппликация | Технике безопасности при работе с ножницами. Технике выполнения аппликации. Составлять композицию, последовательно её выполнять. | Панно-коллаж «Сказочный цветок» |
| |
Всего 33 часа |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.
Телевизор
Видеомагнитофон
Аудиоцентр/ магнитофон.
Мультимедийный проектор
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Принтер струйный цветной
Видеокамера цифровая со штативом
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература
Кузин В. С., Кубышкина Э. И.Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.: Дрофа, 2012;
Кузин В. С., Кубышкина Э. И.Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2012;
Кузин В. С.Изобразительное искусство. 1 класс: книга для учителя – М.:Дрофа, 2012.
Дополнительная учебно-методическая литература
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику
Е.А.Коростина «Изобразительное искусство в начальной школе» Волгоград:Учитель – АСТ, 2011
Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 2011.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 -4 кл. – 2-е изд. – М., 2009.
Ломов С.П, Русские живописцы XVIII- XIX веков. М., 2009.
50 биографий мастеров западноевропейского искусства. – Л., 2009.
50 биографий мастеров русского искусства. Л., 2008.
Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. – М., 2007.
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 2008.
Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., - 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...