Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Кудашкина Наталья Викторовна

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Изобразительное искусство»  1класс

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программе.

 Дисциплина «Изобразительное искусство» включена в инвариантную часть учебного плана основной образовательной программы

2. Цель изучения дисциплины

      — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

3.Структура дисциплины

Содержание учебного предмета

Раздел

Название   разделов

Кол-во

часов

1

Ты изображаешь - знакомство с Мастером Изображения.

8

2

Ты украшаешь - знакомство с Мастером Украшения.

8

3

Ты строишь - знакомство с Мастером Постройки.

11

4

Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу.

6

 

          Всего:                                                     

33

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника   

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных про­странственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

     Общехудожественные умения: правильно пользоваться изобразительными средствами и инструментами: промывать и сушить, снимать лишнюю краску; знать свойства гуаши, акварели; техника – закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок; передавать строение, величину и расположение предметов, цвет, фактуру, используя разные способы изображения; изображать несложный сюжет; знать художников и скульпторов (в пределах программы); уметь обосновывать своё эстетически-художественное мышление.

4.Основные образовательные технологии   В процессе изучения дисциплины используются не только традиционные технологии, формы и методы обучения, но и инновационные технологи, активные и интерактивные формы проведения занятий: самостоятельная работа, проектные работы, дискуссии,

5. Требования к результатам дисциплины

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

    - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

    - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

   - высказывать своё отношение к героям произведений, к их поступкам.

  - ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

  -соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Предметные результаты:

1) начальные знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

2) начальные знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

3) понимание образной природы искусства;

4) умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике под руководством учителя;

5) способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; 

6) первичное умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ под руководством учителя;

7) первичное освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

8) овладение первичными   навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа

Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

 - определять цель и план выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

- использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Познавательные УУД:

 - ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- отвечать на простые вопросы учителя, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

- сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

 - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

- обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Коммуникативные УУД:

- воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

- слушать и понимать речь других;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

-Проверять работу друг друга, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

6. Общая трудоемкость дисциплины

33ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по учебному курсу  «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского.

«Школа России» - М: «Просвещение», 2011

Цель программы:

  1. формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
  2. формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
  3. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Задачи:

  1. постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
  2. развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства (только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей).
  3. развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни;
  4. развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
  5. развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих     внутренних переживаний.

Изменения в рабочую программу внесены не были 

Общая характеристика учебного предмета

     Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность

                                                                                                                                                                                                                                             

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.                                                                                                                                                                                                                                          

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета  в учебном плане

На изучение изобразительного искусства в первом классе начальной школы согласно учебному плану МБОУ «Краснослободский многопрофильный лицей» отводится  1 ч в неделю  —33 ч (33 учебные недели)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.                                                                                                                                                                          

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Результаты освоения курса

Предметные

  • правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)
  • о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;
  • с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
  • правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
  • свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
  • применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
  • рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции – аппликации.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Познавательные УУД 

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                     

Тематическое планирование

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись)
  • Рисование на темы
  • Декоративная работа
  • Лепка
  • Аппликация
  • Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Тема 1 : «В мире волшебных красок» 7 часов 

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

правила работы с акварельными, гуашевыми красками

названия главных и составных цветов

технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

правила работы с пластилином

приём выполнения узора на предметах декоративно-прикладного искусства

уметь: 

работать кистью

рисовать по памяти и представлению

передавать силуэтное изображение дерева с толстыми и тонкими ветками, осеннюю окраску листьев

лепить листья по памяти и представлению

выполнять кистью простейшие элементы растительного узора

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Тема 2: «Мы готовимся к празднику»9 часов 

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

правила работы с акварельными, гуашевыми красками, цветной бумагой

правила и технику выполнения орнамента

технику передачи в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

правила работы с пластилином

уметь:

уметь рисовать овощи и фрукты по памяти и представлению

выделять элементы узора в народной вышивке

составлять узор из кругов и треугольников, последовательно наклеивать элементы композиции

передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов

лепить фрукты по памяти и представлению

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Тема 3: «Красота вокруг нас» 10 часов 

Обучающиеся должны знать/ понимать:

понятие «иллюстрация»

элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца

линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи

элементы узора Хохломы, Гжели

уметь:

выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет, выразить в иллюстрации своё отношение к сказке, её героям

выполнять городецкий узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка                                          

изображать внешнее строение деревьев, красиво располагать деревья на листе бумаги

применять основные средства художественной выразительности (линию, пятно) в живописи

выполнять хохломской узор, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов

самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Тема 4: «Встреча с Весной–Красной» 7 часов 

Обучающиеся  должны знать/ понимать:

 творчество А. Саврасова

особенности работы с пластилином, правила лепки

элементы геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку

правила работы с гуашью, правила смешивания цветов

приёмы работы, технику выполнения аппликации

уметь:

передавать свои наблюдения и переживания в рисунке, рисовать на основе наблюдений или по представлению

лепить птиц по памяти и представлению

выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки, рисовать кистью элементы узора

рисовать с натуры разнообразные цветы

составлять композицию аппликации, последовательно её выполнять

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

                                                                                                                                                                                                                                                           

Календарно- тематическое планирование

№ п\п

Тема урока

Кол-во  часов 

Тип урока 

Элементы содержания 

Требования к  уровню подготовки обучающихся.

Ученик научится

Виды самостоя

тельной работы

Дата проведения

План/ факт

1. В мире волшебных красок (7 ч)

1.1

Вводная беседа «Что будем делать на уроках изобразительного искусства». Рисование на тему «Пейзаж с радугой»

1

Комбинированный

Использование  в  индивидуальной  и  коллективной деятельности  различных  художественных  техник  и материалов: акварель.

Правилам работы  с  акварельными  красками.

Работат кистью  и  акварельными  красками.

Подбор стихов о радуге

03.09.13

1.2

Что такое декоративно-прикладное искусство

1

Комбинированный

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре.

Правилам работы с гуашевыми красками; названиям главных и составных цветов.

Выполнять декоративные цепочки; рисовать узоры и декоративные элементы по образцам.

Составление узора

10.09.13

1.3

Выполнение декоративной работы «Красивые цепочки»

1

Комбинированный

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме

Правилам работы с гуашевыми красками; название главных и составных цветов.

Составление

цепочки из узоров

17.09.13

1.4

Волшебные краски осеннего дерева

1

Комбинированный

Передача  настроения в  творческой  работе с  помощью  цвета, композиции.

Знакомство с отдельными  произведениями  выдающихся художников:

И. Левитан «Золотая  осень»

Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Передавать силуэтное  изображение  дерева  с  толстыми  и тонкими  ветками, осеннюю  окраску  листьев.

Подобрать загадки о деревьях

24.09.13

1.5

Беседа «Искусство народных мастеров» Русские народные промыслы.

1

Комбинированный

Освоение  основ  декоративно – прикладного  искусства.

Приёмам  выполнения  узора  на  предметах декоративно – прикладного искусства.

Выполнять  кистью простейшие элементы  растительного узора.

01.10.13

1.6

«Волшебный узор» - составление узора из декоративных ягод и листьев

1

Комбинированный

Ознакомление с  произведениями  народных художественных  промыслов  в  России.

Выбор и  применение  выразительных  средств  для  реализации  собственного  замысла в  рисунке: узор

Элементам  узора  Хохломы.

Выполнять узор  в полосе, используя  линии, мазки, точки, как  приёмы  рисования кистью  декоративных элементов.

Составить композицию из осенних листьев

08.10.13

1.7

«Золотые краски осени» - рисование с натуры опавших листьев деревьев

1

Комбинированный

Передача  настроения  в  творческой работе  с  помощью  цвета, композиции.

Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Передавать силуэтное  изображение дерева  с  толстыми  и тонкими  ветками, осеннюю окраску  листьев.

Наблюдение за изменением окраски осенних листьев

15.10.13

2. Мы готовимся к празднику (9 ч)

2.1

«Красота формы листьев деревьев» - лепка простых по форме листьев деревьев

1

Комбинированный

Виды и жанры изобразительного искусства.

Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки.

Правилам работы с  пластилином.

Лепить листья по памяти и по представлению.

22.10.13

2.2

«Осенние подарки» - рисование  с натуры овощей и фруктов

1

Комбинированный

Передача  настроения  в  творческой работе с  помощью  цвета, композиции.

Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Рисовать с натуры овощи и фрукты

Приготовление букета из осенних листьев

29.10.13

2.3

«Осенние подарки» - рисование  с натуры фруктов.

1

Комбинированный

Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  цвета, композиции.

Технике передачи в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов.

Рисовать с натуры овощи и фрукты

Рисование  с натуры фруктов.

12.11.13

2.4

«Сказка про осень» - рисование на тему

1

Комбинированный

Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью цвета, тона, композиции.

Правилам работы с акварелью.

Самостоятельно  компоновать  сюжетный  рисунок, последовательно  вести линейный  рисунок на тему.

Придумывание сказки на тему: «Осень»

19.11.13

2.5

«Чудо-платье» составление узора из листьев, ягод, фруктов для платья куклы

1

Комбинированный

Создание моделей  предметов  бытового  окружения  человека.

Выбор  и применение  выразительных средств  для  реализации  собственного замысла  в  рисунке.

Правилам и технике  выполнения орнамента.

Выделять  элементы узора  в народной  вышивке.

Составление сказочного узора

26.11.13

2.6

«Узор из кругов и треугольников» - составление аппликации из цветной бумаги и картона.

1

Комбинированный

Использование различных художественных техник и материалов: аппликация.

Технике безопасности при  работе с ножницами.

Технике  выполнения  аппликации.

Последовательно  наклеивать элементы  композиции.

Составление аппликации на тему:

«Школа»

03.12.13

2.7

«Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку.

1

Комбинированный

Выбор  и  применение  выразительных  средств  для  реализации  собственного  замысла  в  рисунке. Передача  настроения  в  творческой  работе с помощью  цвета, композиции, объёма.

Передавать в рисунке формы, очертания и цвета изображаемых предметов;  изображать  форму, общее  пространственное  расположение, пропорции, цвет.

Изготовление украшений из цветной бумаги

10.12.13

2.8

«Украшения для ёлки» - рисование с натуры игрушек на ёлку.

1

Комбинированный

Выбор и  применение  выразительных  средств  для  реализации  собственного  замысла в  рисунке. Передача  настроения  в творческой  работе  с  помощью  цвета, композиции, объёма.

Элементарным правилам работы с гуашью.

Изображать форму, общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

Составление

узора для гирлянды

17.12.13

2.9

«Красота простых вещей» - лепка ёлочных игрушек.

1

Комбинированный

Виды и жанры изобразительного искусства.

Знакомство с особенностями пластилина, с правилами лепки.

Правилам  работы с  пластилином.

Лепить  ёлочные игрушки по памяти и по представлению.

Прочитать сказку «Колобок»

24.12.13

3. Красота вокруг нас (10 ч)

3.1

«В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

1

Комбинированный

Представление о  богатстве  и  разнообразии  художественной  культуры России и  мира.

Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.

Понятию «иллюстрация»

Самостоятельно  выполнять  композицию иллюстрации, выделять главное в  рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

 Иллюстрирование  сказки «Колобок»

3.2

«В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок»

1

Комбинированный

Представление о  богатстве  и  разнообразии  художественной культуры  России и мира.

Знакомство с произведениями художника В. Васнецова.

Понятию «иллюстрация»

Самостоятельно  выполнять  композицию иллюстрации, выделять  главное  в рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

3.3

«Новогодняя ёлка» - рисование на тему

1

Комбинированный

Выбор и  применение  выразительных  средств  для реализации  собственного  замысла  в  рисунке.

Передавать в рисунке смысловые связи между предметами; выражать  свои  чувства, настроение с  помощью цвета, насыщенности  оттенков.

Подготовка

стихов о елке

3.4

«Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора

1

Комбинированный

Ознакомление  с произведениями  народных  художественных  промыслов в  России.

Элементам цветочного  узора, украшающего  изделия  мастеров  из  Городца.

Выполнять  Городецкий  узор  различными приёмами рисования: всей  кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом  тычка.

 Рисование кистью элементов городецкого растительного узора

3.5

«Летняя сказка зимой» - самостоятельное выполнение цветочного узора по мотивам городецкой росписи

1

Комбинированный

Ознакомление  с  произведениями  народных  художественных  промыслов в  России.

Элементам  цветочного  узора, украшающего  изделия мастеров из  Городца.

Выполнять  Городецкий  узор  различными  приёмами рисования: всей  кистью, концом  кисти, примакиванием, приёмом  тычка.

Составление цветочного узора

3.6

«Мы рисуем зимние деревья» - рисование по памяти и по представлению зимних деревьев

1

Комбинированный

Знакомство  с  произведениями  выдающихся  русских  художников: И. Шишкин.

Передача  настроения в  творческой работе  с  помощью  цвета, тона, композиции, пространства, линии, пятна.

Пониманию  линии  и  пятна как художественно – выразительных  средствах  живописи.

Изображать внешнее  строение  деревьев, красиво  располагать деревья  на  листе  бумаги.

Подбор стихотворений о зиме

3.7

«Красавица зима» - рисование на тему

1

Комбинированный

Выбор и  применение  выразительных  средств  для  реализации  собственного  замысла в рисунке.

Передача  настроения в  творческой  работе  с  помощью  цвета, композиции, объёма.

 Узнавать холодные и тёплые цвета; элементарным правилам смешивания цветов

Подготовка рассказа:

« Красавица зима»

3.8

«В мире красоты» - упражнения в рисовании элементов цветочного узора в хохломской росписи

1

Комбинированный

Ознакомление  с  произведениями  современных  художественных  промыслов  в России.

Элементам цветочного узора в хохломской росписи.

Рисовать  кистью  декоративные элементы  цветочного узора в хохломской росписи

3.9

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»

1

Комбинированный

Представление  о  богатстве  и  разнообразии художественной  культуры России  и  мира.

Самостоятельно  выполнять  композицию иллюстрации, выделять главное в  рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

Пересказ сказки

«Маша и медведь»

3.10

Иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»

1

Комбинированный

Представлениео  богатстве  и разнообразии художественной  культуры России  и мира.

Самостоятельно  выполнять  композицию  иллюстрации, выделять  главное  в  рисунке; узнавать отдельные произведения выдающихся художников-иллюстраторов

Иллюстрирование  сказки «Маша и медведь»

4. Встреча с весной красной (7 ч)

4.1

Композиция «Весенний день» - рисование на тему

1

Комбинированный

Передача  настроения в  творческой работе  с  помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объёма.

Передавать свои  наблюдения и  переживания  в  рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами

Наблюдение

за изменениями в прроде

4.2

Композиция «Весенний день» - рисование на тему

1

Комбинированный

Знакомство  с  произведениями  выдающихся  художников:

А. Саврасов,

К, Юон.

Передавать  свои  наблюдения  и  переживания в рисунке; рисовать на основе наблюдений или по представлению; передавать в рисунке смысловые связи между предметами

4.3

«В мире животных» - лепка птиц и животных

1

Комбинированный

Передача настроения в  творческойработе  с  помощью  цвета, композиции, объёма, материала.

Использование  различных материалов:  пластилин.

Особенностям работы с  пластилином, правилам лепки.

Лепить птиц по памяти  ипредставлению.

Подготовка

пословиц о животных

4.4

«Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку

1

Комбинированный

Представление  о роли  изобразительных искусств  в  организации  материального окружения человека  в  его  повседневной жизни.

Ознакомление  с  произведениями  народных  художественных  промыслов в России.

Элементам  геометрического узора, украшающего  дымковскую  игрушку.

Выделять  характерные  особенности росписи  дымковской  игрушки, рисовать  кистью элементы узора  дымковской  игрушки.

«Праздничные краски узоров» - рисование кистью

 

4.5

«Красота вокруг нас» - рисование с натуры простых по форме цветов.

1

Комбинированный

Выбор  и  применение  выразительных средств  для  реализации  собственного замысла  в  рисунке.

Правилам работы с гуашью; правилам смешивания цветов.

Рисовать  с натуры  разнообразные  цветы.

 

4.6

«Красота вокруг нас» - рисование  с натуры простых по форме цветов.

1

Экскурсия

Выбор  и  применение  выразительных средств  для реализации  собственного  замысла в  рисунке.

Наблюдение

за цветами

 

4.7

«Мой любимый цветок» - составление композиции – аппликации из цветной бумаги и картона.

1

Комбинированный

Использование  различных художественных  техник  и  материалов

аппликация

Технике безопасности при  работе  с  ножницами.

Технике  выполнения  аппликации.

Составлять композицию, последовательно её  выполнять.

Панно-коллаж «Сказочный цветок»

 

Всего 33 часа

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

Телевизор

Видеомагнитофон

Аудиоцентр/ магнитофон.

Мультимедийный проектор

Компьютер

Сканер

Принтер лазерный

Принтер струйный цветной

Видеокамера цифровая со штативом

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения

Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература

Кузин В. С., Кубышкина Э. И.Изобразительное искусство. 1 класс: учебник – М.: Дрофа, 2012;

Кузин В. С., Кубышкина Э. И.Изобразительное искусство. 1 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2012;

Кузин В. С.Изобразительное искусство. 1 класс: книга для учителя – М.:Дрофа, 2012.

                                                                                                                                                                                                                                                     

Дополнительная учебно-методическая литература

            Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. Поурочные планы по учебнику

           Е.А.Коростина «Изобразительное искусство в начальной школе» Волгоград:Учитель – АСТ, 2011

            Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 2011.

Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в  1 -4 кл. – 2-е изд. – М., 2009.

Ломов С.П, Русские живописцы XVIII- XIX веков. М., 2009.

50 биографий мастеров западноевропейского искусства. – Л., 2009.

50 биографий мастеров русского искусства. Л., 2008.

Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. – М., 2007.

Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М., 2008.

Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., - 2008.



                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...