рабочие программы
рабочая программа (изобразительное искусство, 3 класс) по теме
рабочие программы, УМК Занкова, математика Петерсон, 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 38.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ____________ Т.В. Грачева Протокол №___ от 27 августа 2013г. | СОГЛАСОВАНО МБОУ СОШ №10 ______________ Е.Е.Пугина 2 сентября 2013г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №10 _______________Л.А.Сачкова Приказ №______ от 2 сентября 2013г. |
МБОУ СОШ №10 г.Павлово Рабочая программа по изобразительному искусству, 3Бкласс учителя начальных классов высшей квалификационной категории Грачевой Тамары Викторовны Составлена на основании программы: Изобразительное искусство. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/ В.С.Кузин, С.П.Ломов, В.Е.Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2011 2013 – 2014 учебный год |
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса «Изобразительное искусство. 1 - 4 классы» В. С. Кузина. Изменений в программу не внесено.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно -эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель курса - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:
- развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
В основу программы положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
В данный УМК входят:
Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс (авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.)
Методическое пособие «Книга для учителя «Изобразительное искусство» автор Кузин В. С.Программа курса «Изобразительное искусство» 1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по IV класс, 34 часа за год.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Виды деятельности учащихся:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно - прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
- верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
- определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
- передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних - выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
- выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно - обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
- лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
- составлять простые аппликационные композиции из разных материалов.
Содержание программы, 3 класс (34 ч)
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Декоративная работа
Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Лепка
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Аппликация
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основные темы бесед:
- прекрасное вокруг нас
- родная природа в творчестве русских художников
- городские и сельские пейзажи;
- художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
- композиция в изобразительном искусстве;
- художники - сказочники
- художники - анималисты
- выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;
- главные художественные музеи России;
- русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве
Контроль и оценка результатов обучения проводится в соответствии с требованиями методического письма № 1561\14-15 от 19.11.98 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
Тематический план учебного курса Тематическое планирование
Период обучения | Количество часов | № п/п | Наименование раздела | Всего часов | |
1 четверть | 8 | 1 | В гостях у красавицы осени | 11 ч. | |
2 четверть | 8 | 2 | В мире сказок | 7 ч. | |
3 четверть | 10 | 3 | Красота в умелых руках | 9 ч. | |
4 четверть | 8 | 4 | Пусть всегда будет солнце | 7 ч. | |
Итого | 34 | Всего | 34 |
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (на базе кабинета №4)
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК
2. Специфическое оборудование:
Компьютер,
интерактивная доска;
компьютерные и информационно – коммуникативные средства.
3. Таблицы:
№ 54. Изохрестоматия русской живописи:
- И, Шишкин. Рожь
- А.Куинджи. Берёзовая роща
- А. Рублёв Троица
- Н.Рерих. Я.Мудрый
- И.Шишкин. Первый снег
- А.Иванов. Явление Христа народу
- И.Шишкин. На севере диком
- К.Брюллов. Всадница
- И.Шишкин. Ручей в лесу
- В. Перов. Охотники на привале
- И.Левитан. Золотая осень
- В,Васнецов. Богатыри.
- И,Хруцкий. Цветы и плоды
- И.Шишкин. Утро в сосновом лесу
- В.Васнецов. Алёнушка
- В.Врубель.Демон
- П.Федотов. Сватовство майора
- В.Васнецов. Иван – царевич на Сером волке
- А.Саврасов. Грачи прилетели
- И.Айвазовский. Спасающиеся от кораблекрушения
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Календарно-тематическое планирование
на 2013 – 2014 учебный год
по изобразительному искусству, 3Бкласс
учителя начальных классов высшей квалификационной категории
Грачевой Тамары Викторовны
Программа: Изобразительное искусство. 1-4 кл. Программа для общеобразовательных учреждений/ В.С.Кузин, С.П.Ломов, В.Е.Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2011
Учебник: В.С.Кузин, З.И.Кубышкина Изобразительное искусство - 3 класс - М.: Дрофа, 2013
Количество часов по учебному плану: 34ч.
№ урока п/п | Наименование раздела и темы Темы уроков | Количество часов на тему, раздел, урок | Срок прохождения | |
дата | корректировка | |||
В гостях у красавицы осени (11ч.) | ||||
1 | Рисование на тему «Мой прекрасный сад» | 1 | 07/09 | |
2 | Рисование по представлению «Летние травы» | 1 | 14/09 | |
3 | Рисование с натуры. Иллюстрирование.«Прощание с летом» | 1 | 21/09 | |
4 | Декоративное рисование «Дивный сад на подносах» | 1 | 28/09 | |
5 | Лепка. Художественное конструирование и дизайн. «Осенние фантазии» | 1 | 05/10 | |
6 | Рисование с натуры «Осенний букет» | 1 | 12/10 | |
7 | Художественное конструирование и дизайн.«Линии и пространство» | 1 | 19/10 | |
8 | Рисование по представлению «Портрет красавицы осени» | 1 | 26/10 | |
9 | Рисование по памяти «Дорогие сердцу места» | 1 | 16/11 | |
10 | Рисование с натуры. «Машины на службе человека» | 1 | 23/11 | |
11 | Рисование на тему. «Труд людей осенью» | 1 | 30/11 | |
В мире сказок (7 ч.) | ||||
12 | Рисование по памяти и представлению. «Мы рисуем животных» | 1 | 07/12 | |
13 | Лепка. «Лепка животных» | 1 | 14/12 | |
14 | Иллюстрирование. «Животные на страницах книг» | 1 | 21/12 | |
15 | Рисование по памяти. «Где живут сказочные герои» | 1 | 28/12 | |
16 | Декоративное рисование «Сказочные кони» | 1 | 18/01 | |
17 | Иллюстрирование «По дорогам сказки» | 1 | 25/01 | |
18 | Художественное конструирование и дизайн. «Сказочное перевоплощение» | 1 | 01/02 | |
Красота в умелых руках ( 9 ч.) | ||||
19 | Рисование на тему. «Дорогая моя столица» | 1 | 08/02 | |
20 | Рисование на тему. «Звери и птицы в городе» | 15/02 | ||
21 | Лепка. Художественное конструирование и дизайн. «Видит терем расписной» | 1 | 22/02 | |
22 | Иллюстрирование. «Создаём декорации» | 1 | 01/03 | |
23 | Рисование на тему «Великие полководцы России» | 1 | 08/03 | |
24 | Декоративное рисование «Красота в умелых руках» | 1 | 15/03 | |
25 | Рисование по памяти «Самая любимая» | 1 | 22/03 | |
26 | Художественное конструирование и дизайн. «Подарок маме – открытка» | 1 | 05/04 | |
27 | Иллюстрирование. «Забота человека о животных» | 12/04 | ||
Пусть всегда будет солнце (7ч.) | ||||
28 | Рисование на тему «Полёт на другую планету» | 1 | 19/04 | |
29 | Рисование по представлению «Головной набор русской красавицы» | 1 | 26/04 | |
30 | Рисование с натуры. «Весенняя веточка» | 1 | 03/05 | |
31 | Иллюстрирование. «Рисуем сказки Пушкина» | 1 | 10/05 | |
32 | Рисование на тему «Праздничный салют» | 1 | 17/05 | |
33 | Рисование на тему «Красота моря» | 1 | 24/05 | |
34 | Рисование с натуры, по памяти или представлению «Родная природа. Облака» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...