Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Трошина Елена Николаевна

Рабочая программа и тематическое планирование по Изобразительному искусству и труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по ИЗО и Худ.труд235 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена для учащихся 4 класса общеобразовательного учреждения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству, на основе авторской  программы Б. М. Неменского, по изобразительному искусству, которая составлена на основе примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству.

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М., «Просвещение», 2011.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М., «Просвещение», 2010.

в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета  в учебном плане.

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 — 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 2 ч в  неделю.

Предмет изучается: в 4 классе — 68 ч в год ( 2 ч в неделю).  

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.


Календарно – тематическое планирование предметной линии «Изобразительное искусство»

в рамках УМК «Школа России»   в 4 классе    2 час в неделю -  68ч.  в год.

Дата

Тема урока

Тип урока.

Количество

часов

Планируемые результаты  (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

.

Содержание урока

(ученик должен знать)

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуника

тивные

УУД

Личностные

УУД

Истоки родного искусства (18 ч)

1,2

1

Осенний вернисаж.

Ввод

ный

2ч.

Изображение цветов, осеннего пейзажа Работа с гуашью и акварелью. Учить рисовать по памяти и представлению, развивать образное ведение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

3,4

Пейзаж родной земли.

Ком

бини

рован

ный

2 час

Изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождя, тумана и солнечного дня). Работа с гуашью Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: В.М.Васнецов, И.Е.Репин, Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

5,6

Гармония жилья с природой.

Ком

бини

рован

ный

2час

Изображение русского дома – избы, рассмотреть конструкцию избы и назначение ее частей, ее украшения, воспитывать у детей интерес к искусству. работа пастелью, мелками, акварелью

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

7,8

Деревня – деревянный мир. Коллективное панно.

Ком

бини

рован

ный

2 час

Создание коллективного панно.

Познакомить с деревянной храмовой архитектурой, деревянные постройки:избы, ворот, колодцев. Воспитывать любовь к природе, художественный вкус.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

9,

10

Образ русского человека.(женский образ)

Ком

бини

рован

ный

2 ч.

Красота и выразительность линии. Жанр портрета, красота русской народной одежды женщин, показать искусствам в понимании красоты русской женщины, учиться определять сркдства выразительности настроения и чувства в искусстве.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать

  эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению.

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых  произведений искусства;

11,

12

Образ русского человека (мужской образ)

Ком

бини

рован

ный

2 часа

Изображение русского богатыря в живописи. Представление о вооружении древнерусского воина. Уметь определять средства художественной выразительности.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

13,

14

Воспевание труда в искусстве

Ком

бини

рован

ный

2 часа

-Изображение красоты труда в произведениях ИЗО и народного фольклера; дать представление  о труде крестьян в Древней Руси и об орудиях труда; учить определять сркдства выразительности в живописи.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

.

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

 выполнения задания материалов и инструментов;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения,

15,

16

17,18

Народные праздники.

Ярмарка. Обобщение по теме «Историки родного искусства»

Комбинированный урок

2 ч.

Комбинированный

2часа

Изображение  праздничного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.Дать представление о языческих богах древних славян; познакомить  с народными праздниками, обычаями.

Изображение ярмарки. Обычаи в проведении ярмарки. Укреплять межпредметные связи.

 устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

  выполнения задания материалов и инструментов;

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

  доступных для изготовления изделиях;

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению.

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых   произведений искусства.

Формирование социальной роли ученика.

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения.

Древние города нашей земли (14 часов)

19,

20

Древнерусский город крепость.

Ком

бини

рован

ный

2 ч.

Изображение города крепости. Работа с гуашью и цветной бумагой:

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

21,

22

Древние соборы.

Ком

бини

рован

ный

2 часа.

Изображение древних соборов. Памятников искусства. Работа с гуашью 

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

23,

24

Древний город и его жители.

Ком

бини

рован

ный

2 часа

Изображение города. Жилых построек. Работа с тушью или гуашью.

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

 выполнения задания материалов и инструментов;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых   произведений искусства.

25,

26

Древнерусские воины-защитники. 

Коллективное панно.

Ком

бини

рован

ный

2 часа

Изображение жизни людей. Вооружение древнерусских воинов-защитников.

Изображение человека.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

27,

28

Города русской земли. Золотое кольцо России.

Ком

бини

рован

ный

2 часа.

Изображение древнерусского города. Работа с гуашью, кисти, бумага или мелки, монотипия.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

29,

30

Узорочье теремов.

Ком

бини

рован

ный

2 часа.

Изображение интерьера палаты. Работа с бумагой.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

31,

32

Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное панно.

Ком

бини

рован

ный

2 часа.

Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир». Изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Каждый народ художник (22 часа)

33,

34

 Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек.

Комбинированный урок

2ч.

Изображение японких построек. Традиции японских праздников Цветение вишни-сакуры. Работа с бумагой, тушью.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

35

36

Отношение к красоте природы в японской культуре.

Ком

бини

рован

ный

2 часа.

Изображение японской  природы через детали. Работа с бумагой. Акварелью, тушью, кистью.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

37

38

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Ком

бини

рован

ный

2 часа.

Изображение японок в национальной одежде с передачей характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры. Работа с бумагой, акварелью, карандашами.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

39

40

Искусство народов гор и степей.

Ком

бини

рован

ный

2 часа.

Изображение жизни в степи и красоты пустых пространств. Развитие живописных навыков. Работа сгуашью.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

41

42

Образ художественной культуры средней Азии.

Ком

бини

рован

ный

2часа.

Работа над образом древнегосреднеазиатского города- аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек. Работа с бумагой, мелками.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

43

44

Образ красоты древнегреческого человека.

Ком

бини

рован

ный

2часа

Изображение фигур олимпийских спортсменов и участников праздничного шествия (фигуры в одеждах),

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

45

46

Древнегреческая архитектура.

Ком

бини

рован

ный

2 часа.

Изображение греческих храмов для панно или объемное моделирование из бумаги. Работа с бумагой, гуашью.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

47

48

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции.

Ком

бини

рован

ный

2часа.

Работа над коллективным панно «Древнегреческий праздник». Работа с бумагой, гуашью.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

49

50

Образ готических городов. Средневековая архитектура Европы.

Ком

бини

рован

ный2  часа.

Изображение готических городов средневековой Европы.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

51

52

Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха. Коллективное панно.

Ком

бини

рован

ный

1 час

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовленными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения. Работа с бмагой, гуашью, кисти, пастель, ножницы, клей.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

53

54

Многообразие художественных культур.Обобщение  темы.

Ком

бини

рован

ный

2 часа

Обобщить знания по теме «Каждый народ художник». Выставка работ.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Искусство объединяет народы. (14 ч)

55

56

Все народы воспевают материнство.

Ком

бини

рован

ный

2 часа

Изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг к другу. Работа с гуашью.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

57

58

Все народы воспевают мудрость старости.

 Комбинированный

2 часа

Изображение любимого пожилого человека- стремление выразить его внутренний мир.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

59

60

Сопереживание - великая тема искусства.

Ком

бини

рован

ный

2 часа

создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором ( больное животное, погибшее дерево). Работа с гуашью, бкмагой.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

61

62

Герои, борцы и защитники.

Ком

бини

рован

ный

2 часа.

Эскиз памятника герою. Работа с пластилином.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

63

64

Герои, борцы и защитники.

Ком

бини

рован

ный

2 часа

Эскиз памятника герою. Работа с пластилином.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

А 65

66

Юность и надежды.

Ком

бини

рован

ный

2 часа

Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, пктешествиях, открытиях. Работа с гуашью, мелками и бумагой.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

67

68

Искусство народов мира. (обобщение темы).

Ком

бини

рован

ный

2 часа.

Итоговая выставка работ. Открытый урок для родителей. Работа с бумагой, клей, ножницы.

Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выв

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

1.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  Москва., Просвещение 2011.
  • Каждый народ художник: учебник для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  • Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011.
  • Энциклопедии по искусству
  • Альбомы по искусству
  • Книги о искусству (о художниках, художественных музеях, Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

В первую очередь утвержденные МОН РФ

2

Портреты русских и зарубежных художников

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Комплекты

Комплекты

ограм3

Мультимедийные обучающие художественные программы

Игровые художественные компьютерные программы

4

Компьютер с художественным программным обеспечением

Мультимедийный проектор

Магнитная доска

Экран

Фотокамера цифровая

           Видеокамера цифровая со штативом

для индивидуальной

 работы учащихся

5

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения

Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах

Комплекты аудиокассет и

 CD-R по темам и разделам

курса для каждого класса

6

Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

Материалы для художественной деятельности: краски  акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.

Для оформления выставок

РАССМОТРЕНО:                                                              СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО                                                              Зам.директора по УВР                                                         Директор МОУСОШ№8

Руководитель_____________                                           ф.МОУ СОШ №8 __________                                             __________ С.Г.Усольцева

Протокол №___ от ___ августа2013г.                               ___ августа 2013г.                                                               Приказ№__ от «__» ____2013г.

Рабочая программа по курсу «ИЗО и художественный труд».

На 2013/2014 учебный год.

УМК: «Школа России»

Учебник: Б.М. Неменский, Л.А.Неменская. «Каждый народ художник». М.:Просвещение, 2009г.

Программа по изобразительному искусству для 1-4 классов  общеобразовательных учреждений

(автор-составитель Б.Н.Неменский, М.:Просвещение, 2009г).

Программа рассчитана на 68 часов. Из них:

- практические работы- 44

-коллективные творческие работы-8

РАССМОТРЕНО:                                                              СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО                                                              Зам.директора по УВР                                                         Директор МОУСОШ№8

Руководитель_____________                                           ф.МОУ СОШ №8 __________                                             __________ С.Г.Усольцева

Протокол №___ от ___ августа2013г.                               ___ августа 2013г.                                                               Приказ№__ от «__» ____2013г.

Тематическое планирование по спецкурсу «Математика и конструирование».

На 2013/2014 учебный год.

Класс: 4

Учитель: Трошина Е.Н.

Количество часов: 35ч.

Программа рассчитана на 1 год.

Тематическое планирование составила __________ _(Е.Н.Трошина)

РАССМОТРЕНО:                                                              СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО                                                              Зам.директора по УВР                                                         Директор МОУСОШ№8

Руководитель_____________                                           ф.МОУ СОШ №8 __________                                             __________ С.Г.Усольцева

Протокол №___ от ___ августа2013г.                               ___ августа 2013г.                                                               Приказ№__ от «__» ____2013г.

Рабочая программа по курсу « музыка».

На 2013/2014 учебный год. 4 класс

УМК: «Школа России»

Учебник: «Музыка», Москва, Просвещение, 2009г.

Автор: В.В.Алеев, рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Программа. Автор: В.В. Алеев, Москва, «Просвещение», 2008год.

Программа рассчитана на 34 часа.

Учитель: Трошина Е.Н.

РАССМОТРЕНО:                                                              СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО                                                              Зам.директора по УВР                                                         Директор МОУСОШ№8

Руководитель_____________                                           ф.МОУ СОШ №8 __________                                             __________ С.Г.Усольцева

Протокол №___ от ___ августа2013г.                               ___ августа 2013г.                                                               Приказ№__ от «__» ____2013г.

Рабочая программа по курсу «Истоки возрождения».

Токи»На 2013/2014 учебный год. 4 класс

Учебник: А.В.Камкин. Истоки. – М., Издательский дом «Истоки», 2010г.

Программа А.В.Камкин «Истоки»

Программа рассчитана на 34 часа.

Учитель: Трошина Е.Н.

РАССМОТРЕНО:                                                              СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО                                                              Зам.директора по УВР                                                         Директор МОУСОШ№8

Руководитель_____________                                           ф.МОУ СОШ №8 __________                                             __________ С.Г.Усольцева

Протокол №___ от ___ августа2013г.                               ___ августа 2013г.                                                               Приказ№__ от «__» ____2013г.

Рабочая программа по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики».

«Основы православной культуры».

На 2013/2014 учебный год. 4класс

Количество часов: всего 34часа

Уроков с использованием ИКТ: 34

Учиель: Трошина Е.Н.

РАССМОТРЕНО:                                                              СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО                                                              Зам.директора по УВР                                                         Директор МОУСОШ№8

Руководитель_____________                                           ф.МОУ СОШ №8 __________                                             __________ С.Г.Усольцева

Протокол №___ от ___ августа2013г.                               ___ августа 2013г.                                                               Приказ№__ от «__» ____2013г.

Рабочая программа по курсу «Математика».

На 2013/2014 учебный год. 4 класс

УМК: «Школа России»

Учебник: «Математика», Москва, Просвещение, 2008г.

Автор:М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.В.Степанова, С.И.Волкова, рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Программа. Автор:М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова С.В.Степанова, С.И.Волкова,  Москва, «Просвещение», 2009г).

Программа рассчитана на 136 часов, на 4 часа в неделю.

Контрольные работы -  10 часов.

Учитель: Трошина Е.Н.

РАССМОТРЕНО:                                                              СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО                                                              Зам.директора по УВР                                                         Директор МОУСОШ№8

Руководитель_____________                                           ф.МОУ СОШ №8 __________                                             __________ С.Г.Усольцева

Протокол №___ от ___ августа2013г.                               ___ августа 2013г.                                                               Приказ№__ от «__» ____2013г.

Рабочая программа по курсу «Информатика и ИКТ».

На 2013/2014 учебный год. 4 класс

УМК: «Школа России.»

Учебник: Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2 частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.:Баллас, 2010.-64 с.: ил.

( Образовательная система «Школа 2100»);

Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд.2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64с.:ил.

( Образовательная система « Школа 2100»).

Программа. Горячев А.В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»).

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Контрольные работы -  4 часа.

Учитель: Трошина Е.Н.

РАССМОТРЕНО:                                                              СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО                                                              Зам.директора по УВР                                                         Директор МОУСОШ№8

Руководитель_____________                                           ф.МОУ СОШ №8 __________                                             __________ С.Г.Усольцева

Протокол №___ от ___ августа2013г.                               ___ августа 2013г.                                                               Приказ№__ от «__» ____2013г.

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир».

На 2013/2014 учебный год. 4 класс

УМК: «Школа России »

Учебник: «Окружающий мир», Москва, Просвещение, 2009г.

Автор: А.А.Плешаков, рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Программа: А.А.Плешаков,  Москва, «Просвещение», 2008г).

Программа рассчитана на 68 часов, на 2 часа в неделю.

Экскурсии – 4 часа.

Р.К. –

ПДД – 10 часов.

Учитель: Трошина Е.Н.

РАССМОТРЕНО:                                                              СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО                                                              Зам.директора по УВР                                                         Директор МОУСОШ№8

Руководитель_____________                                           ф.МОУ СОШ №8 __________                                             __________ С.Г.Усольцева

Протокол №___ от ___ августа2013г.                               ___ августа 2013г.                                                               Приказ№__ от «__» ____2013г.

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение».

На 2013/2014 учебный год. 4 класс

УМК: «Школа России »

Учебник: «Родная речь», Москва, Просвещение, 2008г.

Авторы:А.Ф. Климанова, М.В. Голованова, В.Г.Горецкий, рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Программа. Авторы: Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.  Москва, «Просвещение», 2009г).

Программа рассчитана на 136 часов в год, на 4 часа в неделю.

Из них региональный компонент – 35 часов.

Вн.чтение – 66 по20 мин

Техника чтения – 4 ч.

Учитель: Трошина Е.Н.

РАССМОТРЕНО:                                                              СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО                                                              Зам.директора по УВР                                                         Директор МОУСОШ№8

Руководитель_____________                                           ф.МОУ СОШ №8 __________                                             __________ С.Г.Усольцева

Протокол №___ от ___ августа2013г.                               ___ августа 2013г.                                                               Приказ№__ от «__» ____2013г.

Рабочая программа по курсу «Физическая культура».

На 2013/2014 учебный год. 4 класс

УМК: «Школа России »

Учебник: «Физическая культура», Москва, Просвещение, 2009г.

Автор: В.И.Лях, рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Программа. Автор: В.И, Лях, Москва, «Просвещение», 2008год).

Программа рассчитана на 102 часа,  3 часа в неделю.

Инструктажи по ТБ -6 часов.

Беседы- 5 часов.

Учитель: Трошина Е.Н.

РАССМОТРЕНО:                                                              СОГЛАСОВАНО:                                                                УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО                                                              Зам.директора по УВР                                                         Директор МОУСОШ№8

Руководитель_____________                                           ф.МОУ СОШ №8 __________                                             __________ С.Г.Усольцева

Протокол №___ от ___ августа2013г.                               ___ августа 2013г.                                                               Приказ№__ от «__» ____2013г.

Рабочая программа по курсу «Русский язык».

На 2013/2014 учебный год. 4 класс

УМК: «Школа России»

Учебник: «Русский язык», Москва, Просвещение, 2008г.

Автор:Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, рекомендован Министерством образования Российской Федерации.

Программа. Автор: Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е., Москва, «Просвещение», 2008г).

Программа рассчитана на 170 часов в год, на 5часов в неделю.

Диктант – 9

Словарный диктант – 4

Изложение – 5

Контрольное списывание – 2

Обучающих сочинений - 6

Учитель: Трошина Е.Н.

Поурочные разработки по

«ИСТОКИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

 в 4 классе

              Учитель: Трошина Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...