Проектная деятельность. "Мозаика". 3 класс.
проект (изобразительное искусство) по теме

Предлагаю материалы проектной деятельности "Мозаика" в 3 классе; урок в 5 классе и творческую работу ученицы 8 класса.

Работали под девизом: «Ломоносовской мозаике посвящаем…», поставив цель: «Проект - не только ваша мечта, это ваша победа».Альбом фотографий можно посмотреть, перейдя по ссылке: http://nsportal.ru/node/862561.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mozaika-3kl_2011.docx20.7 КБ
Файл mozaika_-5.docx11.2 КБ
Файл mozaika_-8.docx26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тверская область Вышневолоцкий район

МОБУ «Зеленогорская СОШ»

Проект  «Мозаика»

(Ломоносовской мозаике посвящаем…)

Девиз проекта:

«Проект – не только ваша мечта,

это ваша победа»

Класс: 3

Руководитель: Барканова Т.М.

- ноябрь 2012 года -

Тема: «Мозаика».

  1. По доминирующей деятельности учащихся:

 информационный, творческий.

Особенности: направлен на сбор информации о ломоносовской мозаике, мозаике из бумаги и яичной скорлупы, с целью обобщить собранный материал и представить широкой аудитории.

Суть проекта: создание информационной среды класса, школы.

  1. По предметному содержанию вид проекта – межпредметный.

Проведён в рамках нескольких предметов, в сочетании классно-урочной и внеурочной деятельности.

  1. По продолжительности: трёхнедельный.

Особенности: выполнялся индивидуально и в группах в ходе проектного времени.

Суть проекта: при участии руководителя.

Паспорт.

  1. Предметы, в рамках которых проведена работа:

литература, история, ИЗО, технология.

  1. Состав учащихся: обучающиеся 3 класса.

  1. Тип проекта:

 информационный, творческий, межпредметный, трёхнедельный.

  1. Цели:

  • способствовать формированию представления об истории развития мозаики, расширению кругозора, развитию эстетического вкуса;
  • обеспечить усвоение учащимися новых понятий;
  • познакомить с видами мозаик, техникой работы; уточнять и расширять знания о мозаичной технике;
  • совершенствовать работу в группах;
  • приветствовать учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат;
  • формировать умение делиться информацией с аудиторией;
  • развивать мелкую моторику рук; творческие способности и способности к самостоятельному труду.

  1. Задачи:

  • приобретение новых ЗУНов;
  • снятие дискомфорта перед публикой;
  • приветствие учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат.

  1. Вопросы проекта:

  • краткое знакомство с биографией М.В.Ломоносова;
  • история ломоносовской мозаики (смальты);
  • виды мозаики;
  • приёмы выполнения мозаичной техники (яичная скорлупа, бумага);
  • формирование групп;
  • выбор темы изображения;
  • подготовка материала;
  • изготовление мозаик индивидуально и в группах;
  • представление готовых работ – вернисаж;
  • защита проекта – устная информация и галерея творческих работ.

  1. Оборудование:

  • презентация «Ломоносовская мозаика»;
  • выставка – галерея мозаичных работ из бумаги и яичной скорлупы.

  1. План работы для учителя:

  • подбор и тщательный отбор материалов для защиты проекта;
  • обсуждение необходимой информации;
  • выбор группы желающих детей для отчёта над проектом и представления устной информации: заучивание, репетиция, выступление и проведение экскурсии по галерее творческих работ.

  1. Аннотация.

Проект посвящён юбилейной дате – «300-летие М.В.Ломоносова». Работали под девизом: «Ломоносовской мозаике посвящаем…», поставив цель: «Проект - не только ваша мечта, это ваша победа».

«Перелопачено» достаточное количество материала. Потом отобрали меньшую, но необходимую часть для работы проекта.

Работал весь класс и не только в урочное время. Нашлись и такие ребята, которые увлекли дома своих родных. В итоге получились совместные работы. Это замечательно!

Сложнее было с мозаикой из яичной скорлупы. Данный вид деятельности пробовали в первый раз и столкнулись с определёнными трудностями. Чтобы рисунок выглядел более колоритным, нужны разные оттенки одного цвета. Не всегда получалось дать переход цветовой гаммы – трудность в подборе цвета. Но желание идти дальше не пропало.

В групповой работе было важно, чтобы группы сработались, т.к. они образовались разные: «подруга + подруга», «слабый +сильный», «знайка + незнайка». Конечно, ведомый и ведущий: «сильный» вёл, руководил «слабым». А тот, в свою очередь, помогал, старался быть нужным, а значит, учился сам. И ведь не ссорились! Видно было, как пытались работать в паре, как договаривались, как старались не подвести.

Хотя, как и везде, есть исключения. Была и у нас пара учеников, которых дети  постоянно, то подгоняли, то заставляли, то уличали в безделье. Ну, что ж, и такое бывает.

Зато, как были горды дети, когда услышали отклики о проделанной ими работе! Проект удался! Отзывы замечательные! Сами дети переживали, отмечали свои провальные или уверенные моменты выступления. Держать себя перед огромной аудиторией, где на тебя смотрят несколько пар глаз, слушают, оценивают каждое твоё слово и движение – очень трудная и ответственная работа! Но дети справились!

  1. Оценка проекта:

  • наглядность;
  • соотношение иллюстративного материала с текстовым;
  • оптимальность;
  • популярность (всё доступно);
  • самостоятельность;
  • активность.

  1. Выход проектной деятельности:

  • создание информационной среды класса, школы;
  • выставка – галерея творческих работ.

  1. Подведение итогов.

Работа над проектом обогащает детей новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в них интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классе заметно повышается статус учеников, склонных к творчеству.

Проектная деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде.

Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков, создаёт обстановку общей увлечённости и творчества. Каждый вносит свой посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным.

  1. Наши планы.

 Организация и проведение проекта, доминирующая деятельность которого  - исследовательская. Она предполагает проведение ряда теоретических и практических заданий, позволяет использовать разнообразные источники информации (интернет-ресурсы, печатные материалы, мульти-медиа-энциклопедии), в том числе и собственные наблюдения.



Предварительный просмотр:

Урок "Мозаика М.Ломоносова". 5-й класс

Цель урока: формирование понимания поэтичности создания декоративной работы.

Задачи урока:

познакомить учащихся с особенностями искусства мозаики;

сформировать навыки работы над имитацией техники мозаики;

воспитание эстетической культуры оформления декоративной работы.

Тип урока: урок постановки и решение учебной задачи.

Оборудование:  компьютерная презентация “Мозаика”, яичная скорлупа, цветная бумага, клей, ножницы, краски, альбом.

Этапы урока:

1. Организационный момент:

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять, о  мозаике узнать.

2. Постановка учебной задачи.

- Мы познакомимся с древнейшим декоративным искусством – составлением из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущих  картин – мозаика.

3. Решение учебной задачи.        Практическая работа по группам.

Создайте мозаику, используя различный материал, подберите красиво по цвету и форме.

1-я группа – из цветной бумаги;  2-я группа – красками; 3-я группа – из яичной скорлупы. Выделена и  4-я группа  детей, работающих парами с разноцветной яичной скорлупой.

4. Выставка работ.

5. Рефлексия:

Мы с вами познакомились еще с одной страницей истории искусства нашей Родины – с историей развития мозаики и с тем, кто возродил это волшебное искусство в России.

Мне понравилось……..              Я узнал…….                     Я научился……..

6. Домашнее задание: найти материал о современном использовании мозаичного искусства.

7. Используемая литература.



Предварительный просмотр:

Тверская область Вышневолоцкий район

 МОБУ «Зеленогорская СОШ»

Учитель: Барканова

Татьяна Михайловна

Ученик: Лукашевич Мария /8класс/

Слайд 1 (заголовок).  «Ломоносовская мозаика. Мозаичное художество М.В.Ломоносова».

Слайд 2.Портрет М.В.Л.с эпиграфом: «Хотя голова моя и много зачинает, да руки одни».

Михаил Васильевич Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна ещё Киевской Руси. До того, как Л. удалось обзавестись химической лабораторией, он обратил внимание на мозаику – древнее искусство составлять из цветных стекольных сплавов (смальт) немеркнущие картины и портреты. А когда, в 1746 году, граф Михаил Илларионович Воронцов привёз из Рима мозаичные работы, Л воодушевился мыслью возродить древнее искусство в стране. Искусные шедевры итальянских мастеров не могли не  заинтересовать Л, ведь в них смальтовая палитра доведена до нескольких тысяч оттенков. Это позволяло виртуозно копировать масляную живопись.

Но приготовление смальт, т.е. прозрачного цветного стекла, хранилось в строгой тайне итальянскими мозаичистами. Однако во второй половине 19 века эта естественная итальянская «монополия» на мозаику была разрушена, т.к. в Германии и Франции начали появляться частные мозаичные мастерские.

Ломоносова-химика привлекала задачка раскрыть секрет приготовления смальт и самостоятельно разработать рецептуру. Л всегда стремился связать свои теоретические изыскания с живой и непосредственной практикой. Здесь сама химия приходила ему на помощь. Л знал точно, сколько взять химического вещества, которое окрашивало стеклянную массу,  чтобы определить характер и интенсивность цвета.

Ломоносов разработал теорию «трёх цветов» - красного, жёлтого и голубого, установил трёхмерность многообразия цветов. Он трудился над созданием приборов для получения любых цветов через сложение или вычитание трёх основных цветов. Ломоносов увлечён своей работой и не щадит себя.

Слайд 3: 1742г…  А теперь обратимся к датам.

  • 1742г. – Л начинает хлопотать о создании хим-й лаборатории.
  • К 1746 году – получает положительное  решение Сената на её строительство
  • К 1750 году – были получены первые российские смальты.

Слайд 4 («Спас»)   Сохранилась и ранняя мозаика Л – образ Спаса Нерукотворного.

Вы только представьте.    Маленькая, тесная лаборатория для набора мозаичных картин находится в специальной пристройке к его дому на Васильевском острове. Именно там и начнутся занятия с первыми учениками – художниками-мозаичистами.  В мастерской   негде было повернуться. От растираемых в мелкий порошок масс для приготовления стекольных смесей в воздухе висит серой пеленой минеральная пыль. Закопчённые низкие своды озаряются отблесками огней нескольких печей. Печи разных видов, но все они нещадно чадят и дымят. Ломоносов проводит в этой мастерской целые дни, совершенно не щадя своего здоровья. Он беспокоится лишь о том, чтобы не пострадали полученные им мозаичные составы. В дополнение к этому ему на каждом шагу мешает канцелярия.

Слайд 5(Ломоносов с кусочками смальты)

Но Л нельзя остановить никакими трудностями, и, проделав в общей сложности около 4 000 опытов, он, наконец, добивается своего: открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и  сочных тонов, разнообразнейших оттенков. Приведём в пример один из опытов: впервые в качестве красителя взята ртуть, растворена в крепкой водке, осаждается аммиаком. В результате получено стекло бледно-пурпурного цвета. Безусловно, все полученные образцы сортируются, записываются, систематизируются в строгом порядке. Пробы хранятся в особом покое при лаборатории – это своеобразная «стеклотека».

К тому времени уже профессор химии и советник Академии господин М.В.Л. начал на собственном опыте и своими руками осваивать и изготавливать удивительный запас окрашенных стекольных сплавов всех оттенков, какие только можно придумать, резать их на мелкие и мельчайшие кубы, призмы, цилиндры.   Западноевропейские мастера набирали мозаику в основном тонкими пластинками смальты. Ломоносов же разработал методику набора мозаичных картин четырёхгранными брусками (палочками) различного сечения. Это обеспечивало прочность набора.

Сверкающие, как самоцветы, смальты Л, были несравненно ярче и богаче по своим красочным возможностям итальянских. Но этого Л было недостаточно. Предстояло  ещё разработать методы отливки и шлифовки смальты, из которых составлялись картины. Пришлось ему отыскать и лучший рецепт мастики, которой смальта скреплялась на медном подносе, и, наконец, стать самому художником, т.к. мастеров-мозаичистов у нас не было. Результат исключительный – Л совершенно самостоятельно постигает мозаичную технику. Ломоносовские открытия становятся известны за границей.

Слайд 6 (Императрица Елизавета Петровна).

Летом 1752 года Л заканчивает первую художественную работу – мозаичный образ Богоматери с оригинала картины итальянского живописца Франческо Солимены (род в 1657, умер в 1747г). И 4 сентября того же года, по случаю именин, Л подносит своё творение Елизавете Петровне. Образ был принят с «оказанием удовольствия», одобрения Ея императорского Величества и большое вознаграждение. Императрица отвела этой картине место среди икон в своих апартаментах.

Слайд 7 (Святые апостолы Пётр и Павел)

Мозаики «Святых апостолов Петра и Павла» выполнены в ломоносовской мастерской  небольших размеров. («Павел» относят к 50 годам, а «Пётр» - 1761г). Сейчас находятся в Государственном Эрмитаже.

В этом же 1752 году академическая канцелярия разрешила Л самому выбрать двух лучших и наиболее способных учеников из Рисовальной палаты. К Л были определены необычайно даровитый юноша, сын матроса Матвей Васильев, которому от роду было всего 16 лет, и сын мастерового придворной конторы Ефим Мельников, который был ещё моложе..

Слайд 8 (Усть-Рудица)  В 1753 году в д.Усть-Рудица близ Петербурга на берегу Мойки, откроется «фабрика делания цветных стёкол».

Слайд 9 (Пётр 1) Под руководством Л ученики наберут овальный портрет Петра 1. Всего  будет 4 портрета Петра1.

К 1754 году относится парадный погрудный портрет Петра 1, выполненный Л собственноручно.  Помимо больших мозаичных картин Л изготавливал и мозаичные миниатюры, к сожалению, не дошедшие до наших дней. Качество ломоносовских мозаик было очень высоким. «Все материалы, – писал Л, - имеют такую же прочность и качество, как и римские, а краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения времени, т.к. они изготавливаются на сильном огне».

 Время подтвердило правоту слов Л.

Ломоносов мечтает увековечить память Петра1 в мозаике. Осуществлением этой мечты должно было послужить  воплощение проекта его надгробного памятника и серии мозаичных панно для усыпальницы императора в Петропавловском соборе. Осуществление проекта было рассчитано на 6 лет.

Подобную идею (программу) Л в 1757 году представляет Сенату.

Сенат признаёт эту идею прекрасной, но финансирование начнёт лишь в 1761 году. Эта задержка окажется роковой. В этом году уйдёт из жизни императрица Елизавета. В следующем году  с политической арены уйдут и И. И. Шувалов с М. И. Воронцовым – покровители Л. Все эти события усложнят работу, да и здоровье учёного сильно пошатнулось.

Слайд 10 «Полтавская баталия».

Несмотря на трудности, в 1762 году Л с помощниками приступает к работе над «Полтавской баталией».

Самая известная мозаичная работа Л - «Полтавская баталия» - составлена из столбиков смальты толщиной всего 1-6мм и длиной 5см. Цвета мозаики насыщенные, контрастные. Это грандиозное настенное мозаичное полотно – почти 310 кв.м. (309,764). Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты пяти размеров, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1 280кг)! Л работал над этой мозаикой с семью помощниками. В левой части композиции, ближе к её центру, изображён Пётр1 на вздыбленном коне в образе смелого полководца, ведущего русские войска в бой. На нём тёмно-зелёный мундир Преображенского полка. Поза его величественна, взгляд смел и решителен. В руке – сабля. За ним его соратники. Среди них можно узнать Б.П. Шереметева и А.Д. Меншикова. Перед Петром1, в самом центре композиции, изображён простой солдат с мушкетом, преграждающий путь царю. Он будто бы сдерживает его от порыва прорваться в гущу схватки и возможности погибнуть. Л выдвигает на первый план простого солдата, символизирующего народ.

В апреле 1764 года Л был единогласно избран членом Болонской Академии Наук (Италия). Получив призвание своих коллег, Л был полон  творческих планов и замыслов. Но напряжённая работа над «П.б.» наряду с огромной научной деятельностью в других областях окончательно подорвала его здоровье.

Слайд 11. («Екатерина2» и Ломоносов у панно).

Мозаика завершена осенью 1764 года, заключена в золочёную чеканную медную раму. Для осмотра этого мозаичного полотна в мастерскую на Мойке приезжал австрийский посол. Ломоносова для встречи вынесли в креслах, поскольку болезнь ног уже не позволяла ему ходить. «Полтавская баталия» стала последней работой, созданной при участии Л.

После завершения «П.б.» Л начал немногим меньшую картину для мозаичного панно – «Покорение Азова в 1696 году». Тяжелобольной Л сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России. Смерть прервала работу над «Азовским взятием». Проекту Л, который представлял собой 12 мозаичных картин, не суждено было сбыться.

Тревога за судьбу мозаичного дела была не напрасной. Вскоре после смерти Л проект убранства Петропавловского собора был отвергнут.

В 1768 году была разорена и закрыта Усть-Рудицкая стекольная фабрика. Его ученики ещё пытаются продолжить мозаичное дело, создают ряд работ. Однако мастерская, лишённая таланта её создателя, прекращает свою деятельность.

Слайд 12 («П.б.» на парадной лестнице).

«Полтавскую баталию» постигает та же участь: после смерти Л она более 20 лет оставалась в его мастерской на Мойке. Затем была перемещена в батальную мастерскую Академии художеств. Потом она простоит в «Обществе поощрения художеств». И лишь в 1925 году советское правительство, наконец-то, установило её на нынешнее место – парадную лестницу здания Академии художеств.

Так заглохло замечательное творческое начинание великого русского учёного – мозаичное монументальное искусство, древнее, и, вместе с тем, вечно молодое, способное внести в жизнь красоту необычайной силы, которому Л отдал последние 17 лет своей жизни. Самозабвенно вёл мозаичные работы с исключительным упорством, вплоть до самой смерти. Уж он-то не стал бы тратить своё время на пустяки!

Из 40 мозаик, выполненных лично Л, сохранилось 23. Хранятся в Русском музее, Эрмитаже, Московском историческом музее.

Слайд 13 (портрет Ломоносова).

Единственный мозаичный портрет М.В. Ломоносова «Михайло Ломоносов» был выполнен только в 21 веке эмальером-мозаичистом Андреем Манджосом в 2004 году.  Размеры 31 х 40,5см. Материалы: эмаль, медь, дерево. На создание портрета ушло 13 650 медных пластинок, покрытых многоцветной горячей ювелирной эмалью. На панно Л изображён на фоне его знаменитой мозаики – «Полтавская баталия». Ценность материалов, необычная светоцветовая игра отдельных капелек горячей эмали, из которых выполнен портрет, многотрудный ручной мозаичный набор и сама авторская технология исполнения – делают произведение уникальным и неповторимым.

Мозаичное  искусство постепенно возвращается в современный мир и прочно занимает своё место в оформлении интерьеров, зданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа. Проектная деятельность (3 класс)

Материал представляет собой описание личного опыта при организации проектной деятельности учеников в 3 классе. Три проекта творческого характера: "Новогодняя игрушка", "Стенгазета о здоровом и безопас...

Рабочая программа по проектной деятельности 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по проектной деятельности  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образо...

Классный час с элементами проектной деятельност "Мой класс-мои друзья"

Каждый учитель, работая с ребятами , делает всё для того, чтобы его класс стал дружным сплочённым коллективом. Особенно это важно на пороге перехода детей из начальной школы в среднее звено.И ка...

Проектная работа, 2 класс, начало работы.

Проектная работа, 2 класс, начало работы....

Тематическое планирование по проектной деятельности 3 класс

Тематическое планирование по проектной деятельности 3 класс...

Презентация проекта "Экологические проблемы". Проектная деятельность 4 класс.

Презентация "Экологические проблемы" - итог работы учащихся на занятиях по проектной деятельности. Материалы представленные в презентации являются творчеством детей. Данная презентация может быть испо...

Конспект урока "Проектная деятельность 3 класс- Зона отдыха в парке"

Конспект урока  с использованием групповой работы детей. Проектирование зоны отдыха в парке....